Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

51 страница

389.00 ₽

Купить ОСТ 1 02666-88 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на вновь проектируемые и модифицируемые авиационные газотурбинные двигатели модульной конструкции и модули двигателей.

  Скачать PDF

Оглавление

1. Требования к модулям

2. Методы обеспечения модульности

Приложение 1 (обязательное). Программа по обеспечению и подтверждению модульности ГТД

Приложение 2 (справочное). Пример выполнения чертежа поставочного модуля ротора турбины среднего давления

Приложение 3 (рекомендуемое). Методика оценки модульности двигателей

1. Общие положения

2. Количественная оценка модульности двигателей

3. Качественная оценка модульности

4. Комплексная оценка модульности. Выводы и рекомендации

Приложение 4 (справочное). Перечень технической документации на двигатель модульной конструкции и модули

Приложение 5 (справочное). Перечень действующей в отрасли документации

Приложение 6 (справочное). Примеры конструктивного обеспечения геометрической взаимозаменяемости модулей

Ротор турбины высокого давления (ТВД). Модуль

1. Описание конструкции, ее преимущества и недостатки

2. Характерные технические требования

3. Подготовка модуля к отправке

4. Демонтаж и монтаж модуля

Опора задняя. Модуль

1. Описание конструкции, ее преимущества и недостатки

2. Характерные технические требования

3. Подготовка модуля к отправке

4. Демонтаж и монтаж модуля

Приложение 7 (справочное). Принципы блочной сборки и разборки двигателя

Приложение 8 (рекомендуемое). Пример обеспечения соосности подшипниковых опор ротора высокого давления

Показать даты введения Admin

ь

Ж

п

ж

£

в*

Г.

ж

£

5812

ж

ш

Жт

So

£

. Я»

яс

■с

эе


УДК 621.438.629.7    Группа    Д14

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ


ОСТ 1 02666-88

ДВИГАТЕЛИ ГАЗОТУРБИННЫЕ

МОДУЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ    На    51    странице

Методы обеспечения и оценки ^модульности при проектировании


ОКСТУ 7530


Дата введения 01.07.89


Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые и модифицируемые авиационные газотурбинные двигатели (дадее по тексту - двигатели) модульной конструкции и модули двигателей.

Стандарт устанавливает методы обеспечения и оценки модульности двигателей с учетом требований к их ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности, в том числе легкосъемности и контролепригодности при эксплуатации двигателей по гарантийным ресурсам н по техническому состоянию.


Издание официальное


Перепечатка воспрещена


ОСТ 1 02666-88 С. 2

1. ТРЕБОВАНИЯ К МОДУЛЯМ

1.1.    Модуль - заменяемая составная часть двигателя, конструктивно-технологическое исполнение которой обеспечивает при обнаружении неисправности ее замену в условиях эксплуатации на любом двигателе одной модификации и серии путем частичной помодульной переборки - без разборки ее и соседних сборочных единиц, без подгоночных и балансировочных работ, испытаний двигателя на стенде, с сохранением работоспособности и параметров двигателя в заданных пределах.

1.2.    Требование к проектированию двигателя модульной конструкции и перечень модулей задаются в техническом задании (ТЗ) заказчика на разработку двигателя с учетом прогнозируемой типовой повреждаемости, безотказности и долговечности элементов конструкции и условий применения двигателя.

1.2.1.    В ТЗ на разработку двигателя должна быть указана система технического обслуживания (ТО) и замены модулей в эксплуатации.

1.2.2.    На этапе разработки эскизного проекта (технического предложения) должна быть составлена программа по обеспечению и подтверждению модульности. Модульность должна оцениваться через показатели надежности, эксплуатационной технологичности (ЭТ) и ремонтопригодности (РП). Содержание программы, обшей для всех проектируемых двигателей, приводится в приложении 1. Программа может иметь дополнительные разделы, учитывающие особенности конструктивной схемы двигателя и его компоновки на летательном аппарате (ЛА).

1.2.3.    На этапе опытно—конструкторских работ состав модулей уточняется исходя из конструктивных особенностей и данных фактической повреждаемости, полученных в процессе доводки.

О)

н

00

Ю

1.2.4.    На основании проведенных работ по обеспечению и подтверждению модульности формируется программа технического обслуживания двигателя по состоянию с участием головных предприятий отрасли по двигателям и создается Руководство по технической эксплуатации (РЭ).

1.3. Деление двигателя на модули следует осуществлять по операционно-технологическому и функциональному принципам и данным о повреждаемости сборочных единиц и деталей с учетом возможностей и особенностей обслуживания и ремонта двигателя в условиях эксплуатации. Следует выделять модули пегкосъемные, т.е. модули, заменяемые при текущем техническом обслуживании в эксплуатации, и модули, заменяемые при проведении среднего ремонта двигателя.

Примечание. Модулем не может быть газогенератор двигателя.

Иив. Nt дубликата

№ изм.

Ии*. Nt подлинника

5812

Nt изв.

Таблица 1

Вид

работы

Мероприятие по обеспечению надежности двигателя и его модулей

Срок

исполне

ния

Ответственный исполнитель и соисполнитель

Нормативнотехнический и организационно-методический документ

Отчетный

документ

Прогнозирующая

При предварительном формировании облика

ТЗ на НИР

научно-исспедова-

ГТД в части обеспечения требований по надеж-

по ГТД

тельская работа

кости:

(НИР)

1) исследовать возможность достижения

Разработчик конст-

Технический отчет

показателей надежности двигателя в соответ-

рукторской техдо-

ствии с уровнем надежности и перечнем моду-

кументации на дви-

лей, заданным в ТЗ на прогнозирующую НИР

гатвль (далее по

по ГТД, исходя из статистических данных по

тексту - разработ-

повреждаемости модулей, сборочных единиц

чик)

и деталей аналогов

2) провести анализ требований норм проч-

То же-

То же

ности и безотказности для заданных в ТЗ

модулей-

3) провести количественный анализ схем-

ной надежности двигателя в процессе расчетно--конструкторской проработки создаваемого модульного ГТД; сформировать требования к ресурсным характеристикам и вероятностям отказа за ресурс модулей, сборочных единиц и деталей, а также двигателя в цепом

ОСТ 1 02666-88

Инв. Ni дубликата

Nt изм.

Им. Nt подлинника

5812

Ni изв.

Продолжение табл. 1


Вид

работы

Мероприятие по обеспечению надежности двигателя и его модулей

Срок

исполне

ния

Ответственный исполнитель и соисполнитель

Нормативно-технический и организационно-методический документ

Отчетный

документ

4) определить при начальной отработке

Разработчик;

Технический отчет

работоспособности двигателя необходимый объ-

головные научно-

ем наработки модулей и двигателя в целом.

исследовательские

номенклатуру оборудования, учитывая количеств

предприятия по

во двигателей, требуемых для обеспечения необходимой наработки; провести испытания функциональных сборочный единиц н систем, состоящих из модулей (групп модулей, блоков) и определить элементы двигателя с наименьшими сроками службы

двигателям

Прикладная НИР

При испытаниях экспериментального образ-

да двигателя провести предварительную отработку работоспособности модулей, указанных в ТЗ на прикладную НИР, сборочных единиц, деталей, в том числе и на автономных стендах и в составе газогенератора с уточнением пределов работоспособности деталей по параметрам режимов работы двигателя и определить рациональное число модулей с учетом

То же

О

и

N>


ост 1 о;


Инг № дубликата

№ щы.

Ии*. Иг подлинника

5812

Иг ИЗ*.


Продолжение табл. 1

Вт

работы

Мероприятие по обеспечению надежности двигателя и его модулей

Срок

исполне

ния

Ответственный исполнитель и соисполнитель

Нормативнотехнический и организационно-методический

Отчетный

документ

документ

требований программ по ЭТ и РП и общего экономического эффекта

Технический отчет

Разработка и довод-

По результатам испытаний. функциональных

ка опытного образца

сборочных единиц на специальных стендах, по-

двигателя

узловой доводки опытного двигателя и испытаний двигателя в соответствии с ОСТ 1 02501:

1) уточнить "слабые места' конструкции

Разработчик

Конструкторская и

по результатам проведения предварительных

технологическая

летных испытаний

документация

2) подтвердить оценку стабильности тех-

ш

Технический отчет;

нопогических процессов замены модулей с точки зрения обеспечения их функциональной взаимозаменяемости и надежности двигателей при проведении комплекса мероприятий по обеспечению надежности в обеспечение государственных стендовых испытаний (ГСИ) в части состава модулей двигателя; провести работы по подтверждению начальных ресурсов двигателя и его модулей (с запасами) в соответ-

акт по испытаниям


ОСТ 1 02666-88


со


Продолжение табп. 1

Вид

работы

Мероприятие по обеспечению надежности двигателя и его модулей

Срок

исполне

ния

Ответственный исполнитель и соисполнитель

Нормативнотехнический и организационно-методический документ

Отчетный

документ

ствии с положениями об установлении и увеличении ресурсов ГТД ВА и ГТД ГА; определить соответствие выделения модулей ГТД фактической повреждаемости

3) оценить после проведения ГСИ достигнутый уровень надежности (работоспособности) двигателя и его модулей и сопоставить с нормативными требованиями на двигатель

Разработчик

Технический отчет; акт по испытаниям

Инв. И* дубликата

№ как.

—г—

Иив. Ш подлинника

5812

№ изв.

Г


Примечание. Графы 'Срок исполнения* и 'Нормативно-технический и организационно-методический документ' заполняются разработчиком при составлении программы на конкретное изделие.

О

п

10. В программу по обеспечению ЭТ необходимо включить перечень работ, указанных в табп. 2, которые отражают соответствие характеристик ЗТ модульных ГТД нормативным требованиям и требованиям ТЗ.

Подтверждение функциональной и геометрической взаимозаменяемости модулей может проводиться в течение всего времени доводки при условии соответствия характеристик, получаемых при замене модулей, характеристикам, заданным в ТЗ.

Иив. N: дубликата

Nt изм.

Иив- И* подлинника

5812

№ иза.


Таблица 2

Вид

работы

Мероприятие по обеспечению ЭТ двигателя модульной конструкции (замена модулей)

Срок

исполне

ния

Ответственный исполнитель и соисполнитель

Нормативно-технический и организационно—методический документ

Отчетный

документ

Эскизный проект

1. Анализ конструкции двигателя, сопос-

Головные научно-

Технический отчет

тавпение ее с данными аналогичных отечеств

исследовательские

венных и зарубежных двигателей. Разработка

предприятия по

требований по ЭТ и видам 'Технического

двигателям;

обслуживания двигателя

заказчики ГА и В А

2. Оценка модульности и экономической

То же

Техническая

целесообразности намеченного числа модулей

справка

3. Согласование требований к ЭТ двига-

Разработчик

Протокол согпасо-

теля в части замены поврежденных модулей

вания

с разработчиком ЛА

Технический проект

1. Анализ основных видов технического

Техническая

и опытное прошэ-

обслуживания прототипов двигателя и разра-

справка

БОДСТВО

ботка проекта плана технического обслужива-

иия по состоянию. Анализ трудоемкости работ.

по замене модулей

V

То же

2. Диализ средств наземного обслу-

жввання С НО) двигателя, а также уровня

обеспечения удобства и быстроты замены

модулей


м тю изо


Инг Nt дубликата

iNe изм.1 | | |

Г I

-1-1-

Инг Nt подлинника

5812

|№ изв.| 1 1 1

1 1

1 1

Продолжение табл, 2


Вид

работы

Мероприятие по обеспечению ЭТ двигателя модульной конструкции (замена модулей)

Срок

исполне

ния

Ответственный исполнитель и соисполнитель

Нормативнотехнический и организационно-методический документ

Отчетный

документ

3. Оценка ЭТ на двигателе в составе

Разработчик;

силовой установки и на сборочных модулях

головные научно-

с прикрепленной к ним обвязкой и агрегата-

исследовательские

ми. Устранение выявленных замечаний

предприятия по

двигателям;

4. Согласование номенклатуры сменных

заказчики ГА и ВА

Протокол согпа-

модулей и агрегатов, заменяемых в эксппуа-

сования

таили

5. Выпуск конструкторской н технологи-

То же

Конструктивно-

ческой документации на отдельные модули и

технологическая

отработка ее в производстве

документация

Изготовление

1. Отработка технологии снятия и установ-

Разработчик,

Акт выполнения

и испытание опыт-

ки модулей двигателя в цеховых условиях

заказчики ГА и ВА

работ

ных образцов

предприятия-разработчика двигателя (с хро-

нометрированием работ)

2. Отработка технологии снятия и уста-

То же

То же

новки пегхосьемных модулей двигателя на

Л А (с хронометрированием работ), а так-

же снятие и установка модулей двигателя

в условиях предприятий заказчика

о

и

О)


8



Инв. Ns дубликата

Ns изм.

Им. Nt подлинника

5812

№ изв.


Продолжение табп. 2

Вид

работы

Мероприятие по обеспечению ЭТ двигателя модульной конструкции (замена модулей)

Срок

исполне

ния

Ответственный исполнитель и соисполнитель

Нормативнотехнический и организационно-методический документ

Отчетный

документ

3.    Отработка и оценка выбранного варианта ста:темы контроля и диагносгирования технического состояния модулей двигателя

4.    Оценка алгоритмов диагностики двигателя с цепью определения неисправностей отдельного модуля по комплексным параметрам: вибрации, ухудшению термодинамических характеристик; учету эквивалентных циклов наработки модулей двигателя и прогнозу его технического состояния

5.    Оценка трудоемкости и продолжительности применения средств и методов контроля технического состояния двигателей-аналогов и разработка требований к характеристикам ЭТ средств и методов контроля разрабатываемого двигателя

6.    Составление ведомости запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП) для поставочных модулей

Разработчик соответствующих средств диагностики Разработчик; заказчики ГА и ВА

Разработчик

W

Техническая

справка

Технический отчет

То же Ведомость ЗИП


ОСТ 1 02666-88


Инв. Ni дубликата

№ изм.

им и. подлинника 1 5812

Ht изв.


Продолжение табл. 2

Нормативно-

Вид

Мероприятие по обеспечению ЭТ

Срок

Ответственный

технический

Отчетный

двигателя модульной конструкции

испопне-

исполнитель

и организапи-

|

I

(замена модулей)

ния

и соисполнитель

онно-мето-

дический

документ

документ

7. Разработка быстроразъемных, самоуп-

Разработчик

Конструктивно-

потняюшихся и интегрированных соединений

технологическая

электро-, пневмо-, гидравлических комм уника-

документация

ций в соединении самолет - двигатель и опре-

деление оптимального числа разъемов

8. Анализ и оценка ЭТ при хранении и

Разработчик;

Техническая

транспортировании модулей двигателя с целью разработки требований в РЭ. Составление перечня монгажно-демонтажных работ, необходимых для подготовки поставочного модуля к ' установке на двигатель. Проработка вопроса хранения отдельных модулей в среде нейтраль-

заказчики ГА и ВА

справка, заключение

ных газов

9. Разработка эксплуатационно-технологи-

То же

Эксплуатационно-

ческой документации на замену легкосьемных

технологическая

модулей двигателя (РЭ в первой редакции)

документация

10. Проверка и оценка ЭТ при проведении

tf

Отчеты по испы-

стендовых и предварительных петных испыта-

таниям

ний двигателя


ОСТ1


О

м

00


Инг Nt дубликата

Nt изм.

Им*. К» подлинника

5812

№ изв.


Продолжение табл, 2

Вид

работы

1-

Мероприятие по обеспечению ЭТ двигателя модульной конструкции (замена модулей)

Срок

исполне

ния

Ответственный исполнитель и соисполнитель

Нормативнотехнический и организационно-методический

Отчетный

документ

документ

11. Участие в заводских и летных испы-

Разработчик;

Отчет по испы-

Ганнах ЛА с цепь»:

заказчики ГА и ВА;

таниям

1) проверки ЭТ двигателя и определенна

научко-исспедова-

ее показателей;

тепьский институт

2) проверки СНО двигателя, а также

заказчика

номенклатуры и количества ЗИП;

3) уточнения эхсппуатацнонно-технологи-

ческой документации на двигатель

12. Оценка соответствия достигнутого

Головное предприя-

Техническая

уровня ЭТ требованиям ТЗ, стандартов.

тие по стандартиза-

справка, раздел

НЛГС-3, ОТТ ВВС перед предъявлением на ГСП с составлением раздела паспорта на двигатель с показателями ЭТ двигателя, установленного на ЛА и снятого с него

пни и унификации

даспорга двигателя


а


11а В программу по обеспечению РП модульных ГТД и их модулей должен быть включен перечень работ, приведенный в табл. 3.


И

о


Ии». Ns дубликата

Ns изм.

Ииа. Nt подлинника

5812

Ns изв.


О

Таблица 3

Вид

работы

Мероприятие по обеспечению РП двигатели модульной конструкция

Срок

исполне

ния

Ответственный исполнитель и соисполнитель

Нормативно-технический и организационно-методический документ

Отчетный

документ

Эскизный проект

1. Анализ требований и базовых показа-

Разработчик

Техническая

теней, заложенных заказчиком в ТЗ по РП

справке

и определяющих трудовые и материальные зат-

раты на его ремонт и техническое обслуживание

2, Сбор и анализ информационных мате-

То же

риалов о РП (количественные показатели и качественные характеристики) но лучшим образцам отечественных и зарубежных двигателей-аналогов с приведением характерных (опытных) конструктивно-технологических решений по обеспечению их РП-

3, Разработка конструхтивво-технопоги-

W

ческих решений, закладываемых в конструкцию модулей создаваемого двигателя-, в части РП

4, расчетная оценка ожидаемых числовых

tf

m

значений базовых показателей РП (продолжительность, трудоемкость и стоимость ремонта)

по статистическим данным ремонтируемых

О

ОСТ 1 02666-88    с. з

1.4.    Двигатель должен иметь модуль, используемый в качестве базы для сборки и разборки двигателя и преимущественного размещения на нем агрегатов, приводов, трубопроводов.

Базовый модуль не является поставочным и замена его в эксплуатации не производился. При повреждениях (выработке ресурса) базового модуня двигатель снимается с ДА и отправляется на предприятие-изготовитель или в ремонтное подразделение эксплуатирующих организаций.

1.5.    На предприятии-изготовитепе для сборки двигателя следует использовать сборочный модуль, который должен включать:

1)    модуль, изготовленный на данном предприятии;

2)    комплект прикладываемых к модулю сборочных единиц и деталей, требующих демонтажа при замене модуля на двигателе, например, модуль вентилятора, прикладываемые сборочные единицы - кок, крышка и Т.Д.;

3)    крепежные (при необходимости) детали, детали и материалы одноразового применения, необходимые для монтажа модуля на двигатель, компенсирующие элементы дпя обеспечения соосности, а также необходимые заглушки.

Примечание, Двигатели одноразового использования следует собирать из сборочных модулей, выделенных по операнионно—технологическим принципам,

1.6.    Поставочный модуль (в том числе и модуль, поставляемый по кооперации) должен включать:

1)    сборочный модуль;

2)    комплект тары и упаковки, куда вкладывается паспорт на каждый поставочный модуль в соответствии с ГОСТ 27693, а также приспособления, обеспечивающие сохранность модуля при транспортировании. Пример выполнения чертежа поставочного модуля ротора турбины среднего давления трехвального газотурбинного двигателя приведен в приложении 2.

1.7.    Оценка модульности проектируемого двигателя осуществляется по методике, приведенной в приложении 3, дпя двигателей, имеющих аналоги. Опенку модульности следует производить в два этапа: на этапе разработки эскизного проекта оценка модульности производится разработчиком; на этапе разработки рабочей конструкторской документации оценка производится разработчиком с участием представителей головной организации по стандартизации и головной организации

по технологии двигатепестроения.

1.8.    Конструктивно-технологическое исполнение модуля должно обеспечивать:

1)    функциональную и геометрическую взаимозаменяемость;

2)    проведение единственного варианта сборки модуля, исключающей неправильную установку сборочных единиц и деталей;

Инв. Ns дубликата

N* иэм.

j_.....

Инв. Ns подлинника

5812

Ns изв.

Г .


Продолжение табл, 3

Срок

исполне

ния

Нормативно

технический

ВиД

работы

Мероприятие по обеспечению РП двигатели модульной конструкции

Ответственный

исполнитель

и организаци-онно-мето-

Отчетный

документ

и соисполнитель

дичеокий

документ

двигателей аналогичного конструктивного исполнения с учетом: условий ремонта (авиаремонтное предприятие, авиаремонтный завод и т.д.), технических и конструктивных характеристик проектируемого двигателя, технологии помодульной сборки и разборки элементов и сборочных единиц модулей, технологии помо-дульной и блочной сборки и разборки двигателя. Сопоставление полученных значений базовых показателей с данными ТЗ

5. Анализ конструктивно-технологических

Головное предприя-

Техническая

характеристик деталей и сборочных единиц

тие по технологии

справка

модулей, расширения возможностей ремонта

двигателестроения;

модулей, требующих исследований с проведением кпытатепьных работ

разработчик

6. Разработка планов мероприятий по

Разработчик;

План мероприя-

повышению РП двигателя по обеспечению

головные научно-

тий, техничес-

восстанавливаемости двигателя в эксплуата-

исследовательские

кая справка

ции путем замены поврежденных лопаток жа-

предприятия по

по его реапиза-

ровых труб, коллекторов, направляющих аппа-

двигателям

НИИ


ОСТ 1 02666-88


ОСТ 1 02666-88

С. 4

3)    возможность проведения объективной оценки его технического состояния

в составе двигателя без снятия с ЛА. В дополнение к требованиям ОСТ 1 00788 на двигателях модульной конструкции следует обеспечить осмотр и контроль технического состояния модулей, имеющих наименьший ресурс, например, контроль натяга по бандажным попкам ротора турбины низкого давления, трещин на лопатках соплового аппарата и рабочего колеса турбины, на жаровой трубе камеры сгорания, коллекторах форсажной камеры;

4)    проведение неразрушакнцего контроля, включая закрытые полости питых, паяных и сварных сборочных единиц и деталей, одним или несколькими методами для выявления дефектов с использованием средств механизации и автоматизации операций контроля;

5} качественную очистку сборочных единиц и деталей от производственных и эксплуатационных загрязнений, продуктов износа, коррозии, сгорания топлива, коксорбразования и смолообразования в топливе и масле прогрессивными способами очистки;

6)    замену изношенных и разрушенных деталей без отбраковки сборочных единиц;

7)    восстановление изношенных и поврежденных деталей с применением прогрессивных технологических процессов;

8)    возможность проведения необходимых проверок и регулировок двигателя после замены модулей только в объеме работ, предусмотренных РЭ.

Примечание* Детали и сборочные-единицы модулей должны обладать ремонтной технологичностью и обеспечивать возможность их неоднократного восстановления при выбранном способе восстановления неразъемных соединений и нанесения защитных и износостойких покрытий.

1.9.    Требования к конструктивно-технологическому исполнению двигателя, обеспечивающие его РП с учетом типовой повреждаемости элементов, по ОСТ 1 42169.

1.10.    С цепью обеспечения надежной работы двигателя трубопроводы и электрические коммуникации должны иметь минимальное количество разъемов и могут не иметь соединений в плоскостях стыковки модулей.

1.11.    При создании двигателя отрабатываются конструкция и технология соединения модулей или групп нерасстыкованных модулей, постановка и снятие агрегатов, рациональное расположение обвязки, приспособленность модулей к эксплуатации по техническому состоянию в части осмотра и контроля повреждаемости деталей; конструкция и виды технологической специализированной оснастки для замены модулей в эксплуатации. Проводится хронометрирование работ и определяются трудозатраты, необходимые для замены поврежденных модулей. Эта виды работ могут быть проведены на натурном изделии и модуле. Вместо натурного модуля могут использоваться макеты внешнего вида, обвязки или макет подсоединитепь-

ных мест,

ОСТ 1 102666-88

С. 5

Примечания:

1,    Замена модулей на двигателе окончательно отрабатывается на серийной технологической оснастке и технологии сборки и разборки, разработанной на пред-приятии-изготовитепе при серийном изготовлении.

2,    Инструменты и приспособления, необходимые для замены модулей, должны обеспечивать удобства и время замены, отвечающие требованиям ТЗ.

3,    Для проверки стыковки модулей, изготавливаемых по кооперации, на ведомом предприятии рекомендуется иметь макеты модулей, сопрягаемых с изготавливаемыми, стыковочные размеры которых должны обеспечивать их оопрягаемость.

1.12.    Модуль двигателя должен быть автономным при изготовлении, транспортировании, хранении, ремонте и контроле технического состояния, иметь свое обозначение (шифр), наименование, заводской номер и паспорт.

1.13.    На каждый модуль, поставляемый в эксплуатирующие предприятия, разработчик изделия должен подготовить комплект техдокументации по ГОСТ 2.102, выполненной в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105, Перечень технической документации па двигатель модульной конструкции и модули приведен в приложении 4.

1.14.    Легкосъемные крайние модули (ротор одноступенчатого вентилятора, реактивное сопло, коробка приводов и т.д.) должны заменяться без съема двигателя с ЛА. Их замена относится к категории текущего ремонта, технология замены легкосъемных модулей должна помещаться в РЭ. Остальные модули должны заменяться на снятом с ЛА двигателе в ремонтных подразделениях эксплуатирующих предприятий, оснащенных необходимым оборудованием. Их замена относится

к категории среднего ремонта. Технология замены указанных модулей должна помещаться в Руководстве по среднему ремонту двигателя.

Конструктивное исполнение модулей должно обеспечивать проведение текущего ремонта модулей в условиях ремонтных подразделений эксплуатирующих предприятий.

1.15. Модулям должны быть установлены ресурсы по данным типовой повреждаемости (до первого капитального ремонта, межремонтные и назначенные) в часах и циклах, которые подлежат уточнению в процессе серийного производства и эксплуатации.

Ресурсы модулей должны устанавливаться дифференцированно и подтверждаться испытаниями на специальных стендах или в составе технологического двигателя,

1.15.1. Ресурс эксплуатируемого двигателя до очередного капитального ремонта может быть меньше ресурса отдельных модулей. В этом случае в формуляре двигателя указывается как величина ресурса, обеспечиваемого без замены модулей, так и ресурс, установленный с учетом замены модулей.

ОСТ 1 02666-88 с. 6

Гарантийная наработка и гарантийные сроки хранения и эксплуатации каждого модуля должны соответствовать или превышать гарантийные наработку и сроки хранения и эксплуатации двигателя.

Сроки хранения поставочного модуля должны быть не менее сроков хранения двигателя.

1.15.2.    Ресурс модуля, устанавливаемого на двигатель взамен вышедшего из строя (выработавшего ресурс) модуля, должен обеспечить выработку ресурса восстанавливаемого двигателя.

1.15.3.    Работоспособность модуля на установленный ресурс следует проверять в составе двигателя ресурсными, эквивапентно-цикпиче скими и специальными испытаниями в соответствии с действующей в отрасли документацией (приложение 5).

Примечание. В серийном производстве работоспособность модуля на установленный ресурс следует проверять периодическими технологическими испытаниями в соответствии с действующими общими техническими условиями на изготовление, приемку и поставку авиационных серийных двигателей для ЛА.

1.15.4.    Модуль двигателя должен эксплуатироваться (на одном или нескольких двигателях) до тех пор, пока его наработка не достигнет установленного срока службы или не возникнут неисправности, ухудшающие характеристики двигателя.

Примечание. В формуляр двигателя должны вноситься сведения о замене всех модулей и регистрироваться их наработка. Общая наработка и произведенные ремонты должны быть указаны в формуляре на модуль,

Ина. Hi дубликата__На    нам.

Ищ. Hi подлинника     5812     На    изв.

1.16.    При замене модулей следует использовать одиночный комплект инструмента,

1.17.    Рекомендуется. хранить изготовленные и снятые с двигателя модули в герметичном контейнере в среде нейтральных газов без применения жидких компонентов.

1.18.    Модули двигателя вновь изготовленные и после капитального ремонта, используемые для оборотного фонда эксплуатирующих предприятий, должны быть испытаны в составе технологического (контрю льного) двигателя, имеющего параметры, близкие к средним значениям, определенным с учетом допустимых отклонений тяги (мощности), удельного расхода и массы, указанным в ТЗ и технических условиях на двигатель, или на специальных установках, исключающих необходимость испытаний модуля после его установки на двигатель в эксплуатации, кроме работ, предусмотренных РЭ.

Допускается поставка модулей без обкатки на двигателе. Требование на обкатку или поставку их без обкатки должно быть оговорено в технических требованиях чертежа модуля.

ОСТ 1 02666-88 с. 7

Примечание. В качестве технологического двигателя может использоваться опытный (доводочный) вариант двигателя, двигатель после ремонта и т.д., параметры которого находятся в пределах, оговоренных техническими условиями.

1.19.    В конструкции модуля должны быть предусмотрены места для удобного и надежного крепления такелажной оснастки. На модулях массой более 20 кг должны быть предусмотрены однотипные узлы для надежного и удобного крепления подъемных приспособлений.

1.20.    Для упаковки, транспортирования и хранения модуля должна применять-; ся тара:

1)    многоразового использования;

2)    технологичная в изготовлении, при транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах;

3)    с упаковкой в одной тарной единице с модулем одиночного комплекта деталей для его замены;

4)    для транспортирования модулей различными видами транспорта, в том числе, авиатранспортом.

2. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДУЛЬНОСТИ

2.1.    Для обеспечения модульности конструкции двигателя необходимо выполнить требования функциональной и геометрической взаимозаменяемости модулей.

Инв. Hi дубликата     Ni    изм.

Инв. Ht подлинника    5812__Nt    нзв.

2.1.1.    Функциональная взаимозаменяемость обеспечивается заданной точностью изготовления деталей и- сборочных единиц, при которой разброс параметров одноименных модулей не превышает значений, устанавливаемых техническими условиями, и подтверждается испытаниями модуля в составе технологического двигателя. Требования к лопаткам компрессоров и турбин - по ОСТ 1 01156, ОСТ 1 02633, ОСТ 1 02571, ОСТ 1 01134.

2.1.2.    Геометрическая взаимозаменяемость модулей обеспечивается конструктивными и технологическими методами.

В рабочих чертежах модулей должны быть заданы отклонения рабочих поверхностей и допуски на размеры относительно центрирующих поверхностей стыков модулей. Назначены такие допуски на точность изготовления стыковочных мест, которые исключают необходимость подгоночных работ, дополнительной регулировки и балансировки при замене модулей.

2.1.3.    В сборочных чертежах модулей должны быть приведены контролируемые допуски и отклонения рабочих поверхностей, которые определяют геометрическую взаимозаменяемость модулей и обеспечивают сохранение соосности опор роторов, расчетных зазоров, допустимой неуравновешенности роторов и т.д.

ОСТ 1 02666-88 с. 8 I

Следует, по возможности, совмещать конструкторские и технологические базы с базами для сборки модулей.

При проектировании необходимо выполнить расчет размерных цепей модулей, подтверждающий их взаимозаменяемость без подгоночных работ. Эти данные необходимо включать в отчет по анализу конструкции двигателя, выпускаемый в соответствии с программой по обеспечению ЭТ (см. приложение 1),

2,1.4, В паспорт поставочного модуля вносятся заданные и фактические значения параметров, которые в комплексе определяют геометрическую и функциональную взаимозаменяемость модулей: габаритные и стыковочные размеры, зазоры, биение базовых поверхностей, площади проходных сечений соплового аппарата турбины, остаточные дисбалансы роторов, данные по окружной и радиальной неравномерности температур за камерой сгорания по ОСТ 1 00411 и т.д.

Примеры конструктивного обеспечения геометрической взаимозаменяемости модулей приведены в приложении 6.

2,2. Конструкция двигателя должна обеспечивать замену модулей в горизонтальном и вертикальном положении двигателя. Допускается снимать часть обвязки заменяемого и соседних модулей.

Инв. Ns дубликата    _______________    Нг    изм.

Ннв. И» подлинника    5812_ Ni    кзв.

2.2.1.    Модули, положение которых на двигателе строго определено по конструктивным или технологическим признакам, должны иметь соответствующие конструктивные элементы или специальную маркировку, исключающие возможность их неправильной установки.

2.2.2.    Для уменьшения трудоемкости монтажных и демонтажных работ в конструкции двигателя и его модулей должны применяться быстроразъемные соединения (например, байонетного типа), исключающие контровку проволокой в местах соединения модулей.

2.2.3.    Конструкцией модулей должен быть предусмотрен плавный заход деталей по Сопрягаемым поверхностям при стыковке модулей на двигателе.

2.2.4.    Опоры роторов следует, по возможности, выделять в самостоятельный модуль.

Допускается разукомплектовка подшипника в том случае, когда модулем является отдельно ротор или статор двигателя при условии контроля величины радиального зазора подшипника в сборочной единице.

2.2.5.    Конструкция двигателя должна обеспечивать снятие с двигателя и постановку на двигатель группы (групп) нерасстыкованных модулей и блоков.

Блочная сборка и разборка способствуют повышению ЭТ двигателя. Принципы блочной сборки и разборки двигателя изложены в приложении 7.

ОСТ 1 ОдШ М    С. g

2.2.6.    Конструкция модулей, включающих компрессор (в том числе и вентилятор) или турбину, должна обеспечивать замену поврежденных лопаток в эксплуатации, для чего в корпусе может быть предусмотрен осевой разъем, установка лопаток компрессора в диске с помощью кольцевого элемента соединения и т.д.

Замена поврежденных лопаток на новые производится из условия равенства масс и статических моментов новой и заменяемой лопаток.

2.2.7.    Для обеспечения соосности опор двигателя при замене поврежденных модулей могут использоваться компенсирующие элементы, например, клиновидные кольцевые прокладки в соединениях фланцев, эксцентриковые втулки и т.п», входящие в состав модуля.

2.3.    Комплекс конструктивно-технологических работ, способствующих сохранению допустимой неуравновешенности ротора турбокомпрессора при сборке двигателя из модулей, имеющих отдельно отбалансированные роторы компрессора и турбины:

1)    стыковка корпусных модулей по гладким фланцам с центровкой по пригонным болтам {штиф гам);

2)    изготовление стыковочных мест с высокой точностью, обеспечивающей торцевое биение от 0,03 до 0,10 мм, отклонение отверстий под призонные болты (штифты) от номинального положения 0,05 - 0,08 мм;

Инг lh дубликата    Н«    изм.

Mhi. Ht подлинника__5812__Ni    мае.

3)    проведение операции центровки с целью обеспечения необходимой соосности подшипников за счет допустимого смещения корпусных деталей или задание расположения посадочных мест под установку подшипника относительно базовой поверхности корпуса.

Пример обеспечения соосности подшипниковых опор ротора высокого давления приведен в приложении 8;

4)    применение специальной высокоточной оснастки при выполнении центровки, исключающей использование кондукторов;

5)    маркировка мест максимального и минимального торцового биения стыковочных элементов (фланцев) относительно поверхностей радиальной центровки стыка и поверхностей под подшипники;-

6)    проведение сборки ротора турбокомпрессора при переборках иля замене одного из роторов путем соответствующего совмещения мест максимального и минимального биения с допустимой i ^уравновешенностью роторов.

Примечание. Из приведенного перечня следует выбрать мероприятия, которые обеспечивают решение поставленной задачи с приемлемыми материальными и трудовыми затратами.

2.4.    В ТЗ на двигатель должно быть указано: 'Модульность - по ОСТ 1 02666-88'.

ОСТ 1 <Ш66-88 с. ю

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Обязательное

ПРОГРАММА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ПОДТВЕРЖДЕНИЮ

МОДУЛЬНОСТИ ГТД

1.    Цепь программы - обеспечить высокий уровень надежности, эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности проектируемого или модифицируемого двигателя, который должен эксплуатироваться по техническому состоянию.

2.    Задача программы - планирование и координация комплекса работ, способствующих достижению поставленной цели на стадии разработки двигателя.

3.    При составлении программы должны быть учтены требования, изложенные в ЕНЛГС-3 и другой действующей в отрасли документации (см. приложение- 5),

в типовых программах по обеспечению:

надежности и безопасности применения ГТД (на стадии разработки) для ЛА различного назначения;

ЭТ двигателей, их агрегатов и комплектующих изделий на стадиях разработки, производства и эксплуатации;

РП двигателей на стадиях разработки, доводки и опытного производства, а также требования ОСТ 1 02501 и настоящего стандарта.

4.    Требования по обеспечению и подтверждению модульности ГТД должны учитываться при составлении программ по обеспечению надежности, ЭТ и РП.

Ин». Ht дубликата_________    N»    мам.

Мна. )h подлинника    5812_ Mi    пав.

5.    Работы по экспериментальному подтверждению модульности не допускается провопить на неработавшем Двигателе, на котором отсутствуют вытяжка деталей ротора и деформации корпусов, характерные для двигателя, прошедшего эксплуатацию.

6.    Программы по обеспечению надежности, ЭТ и РП двигателей модульной конструкции должны быть согласованы с заказчиками ГА к ВА н разработчиком ЛА.

7.    В ТЗ на двигатель должны быть указаны значения показателей, характеризующих надежность, ЭТ и РП двигателя и модулей двигателя в том случае, когда эти показатели для модулей могут быть сформулированы.

8.    Суммарная оценка экономической эффективности модульной конструкции двигателя должна определяться с учетом уменьшения общего числа изготавливаемых двигателей, необходимых для обеспечения эксплуатации ЛА, сокращения стоимости ремонта двигателя, осуществляемого путем замены поврежденных модулей по сравнению с системой, при которой требуется полная разборка и дефектация двигателя.

9.    В программу по обеспечению надежности должен быть включен перечень работ, указанных в табл. 1, относящихся к обеспечению надежности (работоспособности) модулей в течение начального назначенного ресурса двигателя.