Купить ОСТ 1 00788-2000 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Распространяется на маршевые газотурбинные двигатели (ГТД), устанавливаемые на самолеты государственной, гражданской и экспериментальной авиации. Стандарт устанавливает общие требования по контролепригодности ГТД с целью обеспечения контроля технического состояния и диагностирования ГТД с помощью бортовых, наземнобортовых и наземных средств контроля.
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Определения
4. Основные положения
5. Требования к конструкции ГТД
6. Требования к перечню параметров двигателя, подлежащих контролю бортовыми, наземно-бортовыми и наземными средствами
7. Требования к перечню параметров, измеряемых и подлежащих сохранению в процессе эксплуатации
8. Требования к перечню аварийных сигналов о состоянии ГТД, выдаваемых экипажу самолета и наземному обслуживающему персоналу
9. Требования к перечню средств диагностики и неразрушающего контроля, подлежащих использованию в эксплуатации
10. Нормативы достоверности контроля и диагностирования
11. Требования к средствам контроля, применяемые для контроля технического состояния ГТД
Дата введения | 01.01.2001 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Разработан | НИИСУ (Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации) | |
Утвержден | ТК 323 Авиационная техника |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ДВИГАТЕЛИ ГАЗОТУРБИННЫЕ ОСТ 1 00788-2000
ДЛЯ САМОЛЕТОВ
На 9 страницах
Общие требования по контролепригодности
ОКП 75 3000
Дата введения 2001-01-01
<е
а
гм
Ни* № дубликата
I
Издание официальное
*
Перепечатка еослрещена
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Ннв, Kt дубликата__i__
Инв. Nt подлинника 6294
I
■Номер изме нения |
Номер листа (страницы) |
Номер доку мента |
Подпись |
Дата внесе ния иэм. |
Дата введения изм. | |||
изме ненного |
заме ненного |
нового |
аннули рован ного | |||||
: |
И
£
ш
гЭ
S
СИ
чГ
О)
сч
Щ
се
Ь
W
ъс
со
X
ТО
£
ас
X
X
с
ч
о
с
оъ
Настоящий стандарт распространяется на маршевые газотурбиннные двигатели (ГТД), устанавливаемые на самолеты государственной, гражданской и экспериментальной авиации. Стандарт устанавливает общие требования по контролепригодности ГТД с целью обеспечения контроля технического состояния и диагностирования ГТД с помощью бортовых, наземнобортовых и наземных средств контроля.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы: ГОСТ 18731-93 Изделия авиационной техники. Основные положения организации работ по обеспечению контролепригодности и созданию системы средств эксплуатационного контроля ГОСТ 19838-82 Характеристика контролепригодности изделий авиационной техники Правила изложения и оформления
ГОСТ 19919-74 Контроль автоматизированный технического состояния изделий авиационной техники Термины и определения
ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика Термины и определения
ГОСТ 26782-85 Контроль неразрушающий. Дефектоскопы оптические и тепловые Общие технические требования
ОСТ 1 00340-64 ОСИ. Метрологическое обеспечение автоматизированных средств контроля изделий авиационной техники Основные положения
ОСТ 1 00370-96 ОСИ Метрологическое обеспечение изделий авиационной техники Основные положения
ОСТ 1 00483-83 Аппаратура контрольно-проверочная изделий авиационной техники Требования к метрологическому обеспечению
ОСТ 1 00683-89 Датчики бортовые для автоматизированных систем контроля Общие технические требования
ОСТ 1 00698-88 Средства контроля изделий авиационной техники встроенные. Общие технические требования
ОСТ 1 00774-98 Система сбора и обработки полетной информации самолетов (вертолетов) Общие технические требования
ОСТ 1 00969-80 Системы масляные авиационных газотурбинных двигателей Общие технические требования
ОСТ 1 01080-95 Устройства регистрации бортовые с защищенными накопителями Общие технические требования
ОСТ 1 01082-2000 Накопители эксплуатационные бортовые Общие технические требования ОСТ 1 02621-96 Система контроля и диагностирования авиационных газотурбинных двигателей бортовая Общие требования
ОСТ 1 03528-84 Датчики температуры Типы, основные параметры, размеры и технические требования
ОСТ 1 03554-88 Аппаратура бортовая для контроля вибрации двигателей, Общие технические требования
ОСТ 1 03828-65 Расходомеры топлива. Типы, основные параметры и технические требования ОСТ 1 03894-78 Масломеры. Типы, основные параметры и технические требования ОСТ 1 03996-81 Накопители эксплуатационные бортовых устройств регистрации. Типы, основные параметры и технические требования
ОСТ 1 04009-82 Устройства обработки параметрической информации самолетов и вертолетов наземные. Типы, основные параметры и технические требования
•ОСТ 1 04043-86 Преобразователи оптические пирометрические для бесконтактного измерения температуры поверхности лопаток турбины газотурбинных двигателей. Параметры, размеры и технические требования
МУ 109-85 Методы оценки достоверности контроля изделий авиационной техники. Методики оценки инструментальной достоверности контроля.
3.1 Определения терминов, используемых в стандарте, - по ГОСТ 19919 и ГОСТ 20911.
4.1 Контролепригодность ГТД, являясь одной из комплексных характеристик качества авиационного двигателя, предусматривает нормирование следующих составных категорий:
- характеристик конструкции, обеспечивающих возможность доступа измерительных преобразователей средств неразрушающего контроля к деталям и узлам, расположенным внутри двигателя;
- номенклатуры параметров двигателя, подлежащих контролю с помощью бортовых, наземно-бортовых и наземных средств эксплуатационного контроля;
2
- номенклатуры измеряемых в процессе эксплуатации значений параметров, подлежащих сохранению на период времени, установленный настоящим стандартом;
to
Г)
П
X
Of
£
- номенклатуры аварийных и других сигналов о состоянии двигателя, выдаваемых экипажу ВС и обслуживающему персоналу бортовыми, наземно-бортовыми и наземными средствами эксплуатационного контроля;
- номенклатуры средств диагностики и неразрушающего контроля, подлежащих использованию в эксплуатации;
- нормативов достоверности контроля и диагностирования.
4.2 Обеспечение контролепригодности ГТД направлено на получение в процессе эксплуатации объективной информации, достаточной для достоверной оценки и прогноза технического состояния двигателя с помощью соответствующих методов и средств контроля и диагностирова-
4.3 При создании ГТД разработчик должен руководствоваться «Основными положениями организации работ по обеспечению контролепригодности и созданию системы средств эксплуатационного контроля», изложенными в ГОСТ 18731. В состав конструкторской документации на ГТД должен входить документ «Характеристики контролепригодности ГТД», оформленный по ГОСТ 19838.
4 4 Контролепригодность ГТД должна оцениваться на всех этапах создания и модернизации ГТД, при переводе ГТД на эксплуатацию по техническому состоянию и при продлении его ресурса Контролепригодность ГТД должна подтверждаться на этапах государственных или сертификационных испытаний. Заключение по соответствию уровня контролепригодности ГТД требованиям настоящего стандарта выдается Головными НИИ промышленности или Заказчика
4.5 Реализация контролепригодности конкретного ГТД в обеспечение безопасности полетов и продления ресурса двигателя осуществляется эксплуатирующими предприятиями Порядок проведения работ, связанных с контролем и диагностированием технического состояния двигателя, должен быть отражен в эксплуатационной документации и бюллетенях предприятия - разработчика и (или) изготовителя
4.6 На этапе взаимной увязки конструкций двигателя и самолета должны быть решены все вопросы взаимосвязи контролепригодности двигателя и контролепригодности самолета в части порядка обслуживания двигателя с применением соответствующих методов и средств контроля
5.1 Конструкция двигателя должна обеспечивать возможность доступа измерительных преобразователей средств неразрушающего контроля к узлам и деталям внутри двигателя без его разборки в соответствии с таблицей 1. Конкретный перечень узлов и деталей, а также методов неразрушающего контроля составляется разработчиком ГТД с учетом особенностей конструкции ГТД и условий его применения
Таблица 1 | |||||||||||||||
|
s:
Окончание таблицы 1 | ||||||||||||||||||||||||
|
• | |
3 г> £ 01 Z |
Ф rt Ж 2: |
6294 | |
Ф | |
ев н |
S |
ш | |
У |
X |
S |
Ж |
с; |
с. |
Ю |
о |
>У |
о |
с. | |
S |
СИ г |
ф |
D |
г. |
Т |
S |
S |
6 1 На двигателе должны быть установлены датчики и сигнализаторы, обеспечивающие контроль технического состояния ГТД бортовыми, наземно-бортовыми и наземными средствами Обязательный минимальный перечень контролируемых параметров и сигналов - в соответствии с таблицей 2
6.2 Должна быть обеспечена оценка выработки ресурса двигателя с учетом малоцикловой повреждаемости основных деталей, лимитирующих ресурс ГТД
6 3 Суммарная погрешность измерения параметра по каждому каналу контроля, включая погрешность датчика, должна соответствовать значениям, приведенным в ОСТ 1 02621
Инв. № подлинника 6294 ] №изе.
Таблица 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
7.1 Средства наземного обслуживания двигателя должны обеспечивать сохранение параметров, зарегистрированных в полете и измеренных при наземных проверках (на фиксированных режимах работы двигателя), в соответствии с минимальным перечнем, приведенным в таблице 3.
7.2 Информация о параметрах двигателя, приведенных в таблице 3, должна сохраняться не менее чем за последние 300 часов наработки или три года эксплуатации двигателя.
Таблица 3 | |||||||||||
|
О!
Ш
О
%
о\
О?
О]
CD
со
*-
<0
ьй
S
я
ю
>ч
я
а
ю
X
£
8,1 На самолете экипажу и наземному обслуживающему персоналу должна быть обеспечена выдача аварийной сигнализации от датчиков (сигнализаторов), установленных на двигателе, в соответствии с минимальным перечнем, приведенным ниже;
- предельная частота вращения ротора;
- предельная температура газа за турбиной;
- предельный уровень вибраций двигателя;
- минимальное давление топлива;
- минимальное давление масла;
- засорение топливного фильтра;
- засорение масляного фильтра;
- минимальный остаток масла;
- помпаж;
- стружка в масле.
Е
<а
о
91 Для обеспечения обслуживания двигателя в процессе эксплуатации должна быть предусмотрена возможность применения средств диагностирования и неразрушающего контроля в соответствии с обязательным минимальным перечнем, приведенным в таблице 4
Таблица 4 | ||||||||||||||
|
2S
10 1 Алгоритмическое, программное и методическое обеспечение наземных средств контроля и диагностирования двигателей в процессе их эксплуатации должны обеспечивать показатели достоверности в соответствии с таблицей 5 Расчет показателей достоверности - по МУ 109
Таблица 5 | ||||||
|
-Г
OJ
OJ
СО
£
X
X
X
с;
fe
м
S
ё
§
О!
а> ш
зе х
S
р | |
2 07 £ Ot 2 |
ш о S 3 |
III Установленные на двигателе датчики и сигнализаторы должны соответствовать требованиям ОСТ 1 00683, ОСТ 1 03528, ОСТ 1 03828, ОСТ 1 03894, ОСТ 1 04043
11.2 Бортовые системы контроля и диагностирования, применяемые для контроля технического состояния ГТД, должны удовлетворять требованиям ОСТ 1 02621.
113 Наземные системы обработки параметрической информации, применяемые для контроля технического состояния ГТД, должны удовлетворять требованиям ОСТ 1 04009.
114 Системы сбора и обработки полетной информации самолетов, а также бортовые эксплуатационные и защищенные регистраторы, применяемые для контроля технического состояния ГТД, должны удовлетворять требованиям ОСТ 1 00774, ОСТ 1 01080, ОСТ 1 03996,
ОСТ 1 01082
11 5 Бортовая аппаратура для контроля вибрации двигателей должна удовлетворять требованиям ОСТ 1 03554
11 6 Агрегаты, входящие в состав ГТД, должны быть контролелригодны без снятия их с двигателя Встроенные средства контроля агрегатов ГТД должны удовлетворять требованиям ОСТ 1 00698
117 Требования к методам и средствам контроля масляной системы ГТД должны соответствовать установленным в ОСТ 1 00969
11.8 Требования к методам и средствам контроля деталей газовоздушного тракта ГТД с помощью эндоскопов должны соответствовать установленным в ГОСТ 26782
11.9 Средства контроля, применяемые для контроля технического состояния ГТД, должны проходить натурные и стендовые испытания в ходе испытаний ГТД Эффективность применения средств контроля должна также оцениваться в ходе доводки ГТД
1110 Метрологическое обеспечение средств контроля ГТД должно соответствовать требованиям ОСТ 1 00340, ОСТ 1 00370, ОСТ 1 00483
11 11 При оценке точностных характеристик средств контроля ГТД должна учитываться их дифференциация по нижеприведенным категориям.
6294 | |
л> | |
со |
ж £ |
ш |
X |
ьс |
X |
£ | |
с: |
с |
ю |
ч |
>ч |
о |
Ч |
с |
01 |
01 |
Z |
-г |
<0 |
ю |
X |
I |
5 |
S |
1 категория (измерительная) - аппаратура, предназначенная для количественной оценки с нормированной точностью параметров ГТД и предъявления результатов контроля с помощью измерительных приборов и (или) устройств регистрации,
2 категория (цопусковая) - аппаратура, предназначенная для оценки нахождения значений параметров ГТД в заданных пределах и предъявления результатов контроля с помощью индикаторных приборов (устройств) и (или) устройств регистрации,
3 категория - аппаратура, предназначенная для качественной оценки параметров ГТД и предъявления результатов контроля с помощью сигнальных (индикаторных) устройств и (или) устройств регистрации
11 12 Требуемая категория средств контроля должна быть указана в ТЗ на их разработку, а также в ТУ на поставку и в эксплуатационной документации
11.13 Средству контроля, обладающему признаками нескольких категорий, присваивается более высокая категория
12 Требования по контролепригодности ГТД. изложенные в настоящем стандарте, должны быть отражены в руководстве по эксплуатации и в регламенте технического обслуживания ГТД