Купить ГОСТ 12024-66 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Распространяется на кабины автобусов длиной более 7 м, имеющих вагонную компоновку, и устанавливает размеры рабочего места водителя и технические требования к нему. Стандарт не распространяется на автобусы, предназначенные для эксплуатации в северных и южных районах.
1. Размеры
2. Технические требования
Дата введения | 01.01.1967 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2017 |
Завершение срока действия | 01.07.1977 |
Актуализация | 01.01.2021 |
29.05.1966 | Утвержден | Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР | |
---|---|---|---|
Издан | Издательство стандартов | 1975 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Автомобили, прицепы и полуприцепы
НАСТЬJ |
СБОРНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ И ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАЛЕЙ
ТОМ I
Часть 3
Издание официальное
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва 1974
Черт. 5 |
2.14. Боковые окна кабины должны быть открывающимися.
2.15. Верх обивки всех сидений должен быть легкоотмываемым, паропроницаемым (не менее 3,5 кгс/см2 ч), воздухопроницаемым (не менее 0,35 см3/см2с). Методы испытаний —по ГОСТ 8973-59.
Жесткость материала должна быть не более 16 г с сохранением этого показателя в пределах 30% при температурах от минус 35 до плюс 60°С. Методы испытаний — по ГОСТ 8977-59.
2.16. Кабина должна иметь:
а) непрозрачный противосолнечный подвижной козырек или шторку с регулировкой их положения в пределах, достаточных для защиты глаз водителя от прямого действия солнечных лучей при любом положении автобуса относительно солнца;
б) плафон внутреннего освещения;
в) поручни для входа (при наличии двери водителя);
г) ящик для мелких вещей;
д) карман для документов;
е) светонепроницаемую шторку, препятствующую проникновению света из салона.
2.17. Рабочее место водителя должно быть оборудовано:
а) звуковым сигналом, включаемым с помощью кнопок, установленных в салоне автобуса;
б) кнопками управления дверьми или включателями иного типа;
139
в) щитком приборов, имеющим минимальное количество приборов (допускается закрепление щитка приборов непосредственно на рулевой колонке), см. черт. 6;
г) усилительной установкой с громкоговорителями, расположенными в салоне автобуса;
д) часами с минутными делениями;
е) освещенным держателем для установки трафарета с графиком движения.
2.18. Сиденье водителя должно иметь систему подрессоривания и демпфирования, отвечающее следующим требованиям:
а) регулировка подрессоривания должна обеспечивать постоянную частоту колебаний при изменении нагрузки от 55 до 100 кге;
б) система демпфирования должна обеспечивать относительное затухание колебаний 0,25—0,30.
в) ускорения на сиденье не должны превышать ускорений кузова при наиболее неблагоприятных (резонансных) частотах.
Щиток приборов кабины водителя
/ — переключатели указателей поворотов; 2 — кнопка звукового сигнала;
3 — включатель противотуманных фар; 4 — включатель плафона внутреннего освещения; 5 — включатель габаритных фонарей; 6— включатель освещения салона; 7 — включатель освещегия салона: 8 — включатель
левого стеклоочистителя; 9 — спидометр; 10 — амперметр; II — контрольная лампа «Дверь открыта»; 12 — контрольная лампа «Дальний свет»; 13 — указатель давления масла; 14 — воздушный манометр; 15 — указатель температуры воды; /6—включатель правого стеклоочистителя; 17 — включатель электродвигателя отопителя; 18 — включатель электродвигателя вентилятора; 19 — биметаллический кнопочный предохранитель цепи электродвигателя отопителя; 20 — биметаллический кнопочный предохранитель цепи; 21 — биметаллический кнопочный предохранитель цепи освещения; 22 — кнопка управления дроссельной шелонкой: ДО—кнопка управления воздушной заело* кой; 24 — замок зажигания; 25 — центральный переключатель света; 26 — контрольные лампы указателей поворотов;
27 — счетчик километров; 2S — контрольная лампа температуры воды;
29 — резервная позиция; 30 — кнопки управления дверями.
Черт. 6
Примечание. Число и расположение кнопок даны ориентировочно.
140
ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В СБОРНИК, ПО ПОРЯДКУ НОМЕРОВ
Номер стандарта |
Стр. |
Номер станаарта |
Стр. |
1902-53 |
280 |
12715—67 |
37 |
2349-54 |
287 |
13228-67 |
93 |
4364—67 |
80 |
13298-70 |
43 |
4365—67 |
90 |
13569-68 |
124 |
6914—54 |
100 |
13570-68 |
121 |
8107-64 |
59 |
13571-68 |
116 |
8430-67 |
15 |
13572—68 |
127 |
8891-58 |
299 |
13887-68 |
230 |
9008—64 |
301 |
13915—68 |
321 |
9734-61 |
141 |
13946—68 |
312 |
12016-66 |
96 |
14650-69 |
318 |
12024-66 |
132 |
14929-69 |
259 |
12105—74 |
291 |
15853-70 |
106 |
17394—72 |
3 | ||
18837—73 |
197 |
ПЕРЕЧЕНЬ ОТРАСЛЕВЫХ СТАНДАРТОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В СБОРНИК, ПО ПОРЯДКУ НОМЕРОВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ПЕРЕЧЕНЬ ОТРАСЛЕВЫХ НОРМАЛЕЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В СБОРНИК, ПО ПОРЯДКУ НОМЕРОВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
335
СОДЕРЖАНИЕ
Шины пневматические широкопрофильные, новные параметры и размеры .... |
3 | |
Шины пневматические для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъем- |
15 | |
но-транспортных машин....... | ||
Шины пневматические крупногабаритные. Основные параметры и размеры..... |
37 | |
Шины пневматические с регулируемым дав- |
43 | |
лением ........ . . | ||
ОСТ 37.001.044—73 |
Система регулирования давления в шинах автомобилей. Технические требования |
56 |
Вентили для пневматических шин постоянного давления ........... |
59 | |
Приводы пневматические к тормозам автомобилей и автопоездов. Технические требования |
80 | |
ОСТ 37.001.039—72 |
Сигнализация аварийного состояния и контроль рабочих тормозных систем автотранспортных средств. Технические требования .... |
85 |
Приводы пневматические к тормозам автомобилей и автопоездов. Головки соединительные. Типы, основные размеры и параметры |
90 | |
Приводы пневматические к тормозам автомобилей и автопоездов. Камеры тормозные диафрагменные. Присоединительные размеры и технические требования ......... |
93 | |
Автомобили и автопоезда. Приводы пневматические к тормозам. Цилиндры тормозные. Ти- | ||
пы, основные параметры и размеры, технические требования ......... |
96 | |
Накладки тормозные для легковых автомобилей |
100 | |
Накладки асбестовые тормозные. Размеры |
106 | |
Компрессоры автомобильные одноступенчатого сжатия. Технические требования .... |
116 | |
Компрессоры автомобильные одноцилиндровые. Основные параметры и размеры .... |
121 | |
Компрессоры автомобильные двухцилиндровые. Основные параметры и размеры .... |
124 | |
Компрессоры автомобильные трехцилиндровые. Основные параметры и размеры .... |
127 |
H 8026—62 |
Кабины грузовых автомобилей. Типы и основные параметры..... ... |
129 |
Автобусы. Кабины. Рабочее место водителя. Размеры и технические требования |
132 | |
Автомобили грузовые. Кабины. Рабочее место водителя. Размеры и технические требования |
141 | |
ОСТ 37.001.012—70 |
Автомобили, автобусы, троллейбусы. Обозначения условные на органах управления и сигнальных лампах ......... |
148 |
ОСТ 37.001.020—71 |
Безопасность конструкции панелей приборов автобусов и троллейбусов. Технические требо- |
156 |
вания ........... | ||
ОСТ 37.001.017—70 |
Органы управления легковых автомобилей. Безопасность конструкции и расположения. Технн- |
159 |
ческие требования ........ | ||
ОСТ 37.001.013—70 |
Автомобили, автобусы, троллейбусы. Рулевые механизмы. Основные параметры .... |
165 |
ОСТ 37.001.002—70 |
Автомобили легковые. Безопасность конструкций рулевых управлений. Технические требования и методы испытаний...... |
167 |
ОН 025 335—69 |
Автомобильный подвижной состав. Усилители рулевого управления гидравлические. Основные |
173 |
параметры ......... | ||
ОН 025 197—67 |
Пальцы с шаровыми головками для рулевых тяг. Размеры и технические требования |
175 |
ОН 025 257—65 |
Автомобили и автобусы. Колеса рулевые. Диаметр и присоединительные размеры |
178 |
ОСТ 37.001.009—70 |
Автомобили легковые. Безопасность конструкции сидений. Технические требования и мето- |
180 |
ды испытаний......... | ||
ОСТ 37.001.019—71 |
Безопасность конструкции сиденья водителя автобуса и троллейбуса. Технические требования |
187 |
ОСТ 37.001.008—70 |
Автомобильный подвижной состав. Пружины сидений. Классификация и технические тре- | |
бования ........... |
189 | |
Ремни безопасности для водителей и пассажи- | ||
ров автотранспортных средств. Технические требования и методы испытаний .... |
197 | |
ОН 025 326-69 |
Автомобили легковые. Крепление ремней безопасности. Технические требования |
223 |
Зеркала наружные заднего вида грузовых автомобилей (автопоездов) ...... |
230 | |
ОСТ 37.001.021—71 |
Безопасность конструкции внутренней арматуры и элементов внутреннего оборудования автобусов и троллейбусов. Технические требо- | |
вания ........... |
236 | |
ОСТ 37.001.034—72 |
Стеклоподъемники рычажные дверей автомобилей, автобусов и троллейбусов. Технические требования и методы испытаний..... |
239 |
ОСТ 37.001.033—72 |
Навески (петли) дверные автомобилей, автобусов и троллейбусов. Технические требования и | |
методы испытаний....... |
243 |
337
Замки и приводы замков дверей и багажников автомобилей и автобусов. Технические требования и методы испытаний......
ОСТ 37.001.032—72 ГОСТ 14929-69 ОН 025 275-66 ОН 025 276-66
ОН 025 277—66 ОН 025 278—66
ОСТ 37.001.035-72
ГОСТ 1902-53 ОСТ 37.001.049—73
ОН 025 320—68
ОН 025 283-66 Н 8018—61
ОН 025 281—66
249
259
264
268
272
274
276
280
282
284
287
294
299
301
306
311
312 318 321
327
Ручки дверей кабин грузовых автомобилей. Основные размеры и расположение. Технические требования .........
Автобусы и троллейбусы. Механизмы управления пассажирскими дверями. Принципиальные схемы и технические требования .... Автобусы и троллейбусы. Механизмы управления пассажирскими дверями. Клапан электро-пневматический дистанционного управления. Основные параметры, присоединительные размеры
и технические требования ......
Автобусы и троллейбусы. Механизмы управления пассажирскими дверями. Цилиндры пневматические. Основные параметры, присоединительные размеры и технические требования
Автобусы и троллейбусы. Механизмы управления пассажирскими дверями. Манжеты поршней пневматических цилиндров: Основные размеры и технические требования .
Застежки капотов автомобилей и автобусов. Технические требования и методы испытаний
Автомобили. Расположение и размеры буферов
Автомобильные поезда. Расположение штепсельных разъемов ........
Автомобили легковые. Тягово-сцепное устройство шарового типа. Сцепной шар. Размеры
Тягово-сцопные приборы автомобилей, тягачей, тракторов н прицепов. Основные параметры и размеры ...........
Тягачи седельные и полуприцепы. Присоединительные размеры ........
Автомобили грузовые. Бортовые платформы. Размеры ...........
Детали деревянные платформ грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов
Запоры бортов платформ грузовых автомобилей
Расположение горловин топливных баков на автомобилях .........
Пробки и заливные горловины топливных баков автомобилей. Типы и основные размеры
Оси автомобильных прицепов и полуприцепов. Типы, основные параметры и размеры
Круги поворотные автомобильных прицепов и полуприцепов ..........
Автомобильный подвижной состав и двигатели. Заводские таблички. Маркировка. Размеры и технические требования .......
УДК 629.114.4(083.74)
В сборник «Автомобилестроение. Автомобили, прицепы и полуприцепы» включены государственные и отраслевые стандарты и отраслевые нормали, утвержденные до 1 мая 1974 года.
В стандарты и нормали внесены все изменения, принятые до указанного срока. Около номера стандарта и нормали, в которые внесены изменения, стоит знак*.
Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных государственных стандартах, а также о принятых к ним изменениях, публикуется в выпускаемом ежемесячно «Информационном указателе стандартов», об отраслевых стандартах и нормалях — в выпускаемом, ежеквартально «Информационном указателе отраслевых стандартов (нормалей) автомобилестроения».
Группа Д21
Г ОСУ ДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ГОСТ
12024—66
АВТОБУСЫ. КАБИНЫ. РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ Размеры и технические требования
Bases. Cabs. Drivers working place. Dimensions and technical requirements
Утвержден Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР 29/IV 1966 г. Срок введения установлен
с 1/1 1967 г.
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на кабины автобусов длиной более 7 м, имеющих вагонную компоновку, и устанавливает размеры рабочего места водителя и технические требования к нему.
Стандарт не распространяется на автобусы, предназначенные для эксплуатации в северных и южных районах.
1. РАЗМЕРЫ
1.1. Размеры, определяющие рабочее место водителя, должны соответствовать указанным на черт. 1 и в табл. 1.
Примечание. Чертежи, помещенные в стандарте, не предопределяют конструкцию кабин.
Издание официальное |
Перепечатка воспрещена |
/—педаль подачи топлива; 2~педаль тормоза; 3—педаль сцепления. Черт. 1 |
* Размеры даны с учетом просадки подушки и спинки под статической нагрузкой от массы человека (70 кг).
133
Таблица 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечай и е. Размеры указаны при основном положении сиденья (подушки и спинки). |
1.2. Диапазон изменения размеров Я, а, Р , L, R должен обеспечиваться регулировкой сиденья (подушки и спинки), как показано на черт. 2.
Основные регулировки сиденья водителя
/—ось качания подушки; 2—фиксатор положения подушки; 3 — ось качания спинки; 4 — фиксатор наклона спинки; 5—фиксатор наклона подушки; 6—системы подрессоривания и демпфирования. |
Черт. 2
1.3. Рукоятка рычага переключения коробки передач, если таковая имеется, во всех его рабочих положениях должна быть расположена под рулевым колесом или справа от сиденья водителя не ниже поверхности подушки на расстояниях, указанных на черт. ,3.
1.4. Рукоятки рычагов переключения коробки передач и тормоза в любом положении должны находиться на расстоянии не менее 60 мм от других деталей кабины или от других рычагов управления.
1.5. Педаль подачи топлива должна быть расположена от спинки сиденья на расстоянии не менее размера L\ (черт. 1).
1.6. Угол между плоскостью рулевого колеса и плоскостью симметрии автобуса должен быть 90±5°.
1.7. Любая точка рулевого колеса должна находиться на расстоянии не менее 80 мм от корпуса и других деталей кабины.
135
ГОСТ 1Ш4—66
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ |
2.1. Рабочее место водителя на городском автобусе должно быть изолировало от пассажирского помещения перегородкой. Кабина водителя городского автобуса должна иметь дверь в боковом борте или в перегородке.
2.2. Формы подушки и спинки сиденья водителя должны учитывать анатомическое строение человеческого тела и обеспечивать удобную посадку водителя, поддерживать его туловище от смещения при боковых и продольных толчках, не ограничивая свободу действия по управлению автобусом.
2.3. Показатели обзорности кабины должны соответствовать величинам, указанным на черт. 4 и в табл. 2, и должны быть обеспечены соответствующими контурами окон, а также регулировками сиденья водителя.
2.4. Стекла ветрового окна кабины должны быть полированными, трехслойными, не дающими ранящих осколков, бесцветными. Они не должны ухудшать видимость или искажать видимые через них предметы.
2.5. Обогрев стекол ветрового о юна должен при наружной температуре до минус 30еС устранять запотевание и обмерзание части стекла, очищаемой стеклоочистителем.
2.6. Ветровое окно должно иметь не менее двух очищаемых стеклоочистителем участков с размерами, указанными на черт. 4.
Режим работы стеклоочистителей не должен зависить от скорости движения автобуса и числа оборотов двигателя.
2.7. Ветровое окно должно иметь не менее двух стеклоамы-
вателей.
136
2.8. Кабина должна быть снабжена зеркалами заднего вида или оптической системой, обеспечивающими видимость с места водителя следующих зон:
а) левой стороны автобуса и дороги назад;
б) правой стороны автобуса и дороги назад;
в — положение центра объектива или лампы, соответствующее глазам водителя среднего роста (173 см). |
Черт. 4
в) правой и левой частей салона автобуса при открытой шторке;
г) кромки тротуара, расположенной у правого борта автобуса.
137
Таблица 2 | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
Примечание. Необитаемая часть стекла не должна увеличивать размер L, |
Допускается обеспечение видимости зоны, указанной в п. 2.8г, с помощью остекления нижней части двери, расположенной в переднем свесе, или с помощью специального окна, расположенного в передней части правого борта.
2.9. Шумоизоляция кабины должна обеспечивать при движении автобуса при закрытых окнах и люках уровень шума, соответствующий действующим нормам, утвержденным органами здравоохранения СССР.
2.10. Система отопления кабины при температуре наружного воздуха до минус 30°С должна обеспечивать во время движения автобуса в контрольных точках /, 2 и 3, указанных на черт. 5, температуру не менее плюс 10°С.
2.11. Система вентиляции кабины должна обеспечивать при закрытых окнах не менее чем 20-кратный воздухообмен в час при скорости автобуса 15 км/ч. Под кратностью обмена следует понимать отношение производительности вентилятора к объему кабины.
Скорость потока воздуха не должна превышать 0,5 м/с.
2.12. Содержание СО, С02, паров бензина и акролеина в кабине при закрытых окнах на стоянке и во время движения автобуса в контрольной точке 2 должно быть не более величин, установленных действующими нормами, утвержденными органами здравоохранения СССР.
2.13. Уплотнители проемов дверей, окон и люков не должны пропускать воду* Проверка кабины на водонепроницаемость производится проливом на автобус струи воды под давлением не ме-