Стр. 1
 

15 страниц

304.00 ₽

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на пневматические шины для легковых, легких грузовых и грузовых автомобилей, мотоциклов и устанавливает методы определения однородности шины.

Однородность шины характеризуют следующие показатели:

- колебание радиальной силы;

- колебание боковой силы;

- угловой эффект;

- конусный эффект.

Сущность методов заключается в измерении изменений компонентов сил, создаваемых смонтированной и накачанной шиной при ее качении соосно барабану с постоянной скоростью при заданной нагрузке и неизменном расстоянии между осью колеса и барабаном.

Методы испытаний, приведенные в настоящем стандарте, не распространяются на операции контроля качества шин при их производстве

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Аппаратура

5 Порядок проведения измерений

6 Правила обработки и оформления результатов измерений

7 Допустимая погрешность измерений

8 Допустимая погрешность измерения системы калибровки

Приложение А Факультативные условия измерения

Страница 1

ГОСТ Р ИСО 13326-2003 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ Методы определения однородности

Издание официальное

БЗ 3-2002/51


ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

Страница 2

ГОСТ Р НСО 13326-2003

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 «Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники*, ФГУП «НИИШП»

ВНЕСЕН Госстандартом России

2    ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 7 февраля 2003 г. № 49-ст

3    Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст международного стандарта И СО 13326—98 «Методы определения однородности шины»

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 2003

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

II

Страница 3

ГОСТ Р ИСО 13326-2003

Содержание

1    Область применения....................................................... 1

2    Нормативные ссылки...................................................... I

3    Определения.............................................................2

4    Аппаратура..............................................................4

5    Порядок проведения измерений..............................................6

6    Правила обработки и оформления результатов измерений...........................8

7    Допустимая погрешность измерений...........................................9

S Допустимая погрешность измерения системы    калибровки........................... 10

Приложение Л Факультативные условия измерения................................. 10

111

Страница 4

ГОСТ Р ИСО 13326-2003

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ Ф Е Д Е Р А ЦИ И

ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ

Методы определения однородности

Pncumalic tyres.

Tcsi melods Гог measuring uniformity

Дата введения 2004—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на пневматические шины для легковых, легких грузовых и грузовых автомобилей, мотоциклов и устанавливает методы определения однородности шины. Однородность шины характеризуют следующие показатели:

-    колебание радиальной силы;

-    колебание боковой силы:

-    угловой эффект;

-    конусный эффект.

Сущность методов заключается в измерении изменений компонешгов сил. создаваемых смонтированной и накачанной шиной при ее качении соосно барабану с постоянной скоростью при заданной нагрузке и неизменном расстоянии между осью колеса и барабаном.

Методы испытаний, приведенные в настоящем стандарте, не распространяются на операции контроля качества шин при их производстве.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 4754-97 Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним. легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия

ГОСТ 5513-97 Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия

ГОСТ 5652-89 Шины пневматические для мотоциклов, мотороллеров и мопедов. Технические условия

ГОСТ22374-77 (ИСО 3877-1-78. ИСО 3877-3-78. ИСО 4223-1-78) Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения

ГОСТ 27704-88 Шипы пневматические. Правила подготовки шин для проведения стендовых испытаний

ГОСТ 28727-90 (ИСО 4249-1—85) Шины и ободья для мотоциклов (серии с кодовым обозначением). Часть 1. Шины

ГОСТ 28728-90 (ИСО 4249-2—90) Шины и ободья для мотоциклов (серии с кодовым обозначением). Часть 2. Расчет нагрузки на шину

ГОСТ 28837-90 (ИСО 4209-1—88) Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрическая серия). Часть I. Шины пневматические

ГОСТ 29218-91 (ИСО 6054-1—90) Шины и ободья для мотоциклов (кодированные серии). Колы диаметров от 4 до 12. Часть I. Пневматические шины

И мание официальное

Страница 5

ГОСТ Р ИСО 13326-2003

3 Определения

В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ 4754, ГОСТ 5513, ГОСТ 5652, ГОСТ 27704. ГОСТ 2X727, ГОСТ 28728. ГОСТ 28837, ГОСТ 29218, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    однородность: Состояние, при котором любая характеристика шины постоянна но фазе и значению вдоль окружности шины как в статических, так и динамических условиях.

Примечание — Однородность характеризует асимметричное распределение массы, геометрии и сил. создаваемых при движении твердого гела.

Недостаточная однородность вызывает при вращении шины вокруг своей оси изменение сил, приложенных к оси, которые могут меняться в зависимости от угловой скорости вращения.

3.2    размах: Разность максимального и минимального сигналов в пределах указанного диапазона частот за время одного оборота шины.

3.3    первая гармоника: Амплитуда главной частотной составляющей преобразования Фурье.

Примечание — Частота главной частотной составляющей равна частоте вращения шины.

3.4    вторая гармоника (и более высокого порядка): Амплитуда (от пика до пика) второго порядка частотной составляющей преобразования Фурье.

3.5    Силы (в ныотонах)

3.5.1    колебание радиальной силы ЛFK: Размах силы в радиальном направлении (ось Z) naipy-женной шины, который повторяется при каждом обороте в условиях вращения с фиксированным радиусом под нагрузкой и с постоянной скоростью.

3.5.2    колебание боковой силы aFl: Размах силы в боковом направлении (ось fr) нагруженной шины, который повторяется при каждом обороте в условиях вращения с фиксированным радиусом под нагрузкой и с постоянной скоростью.

3.5.3    средняя боковая сила Л*: Среднее значение боковой силы нагруженной шины, прямолинейно катящейся в условиях свободного движения.

3.5.4    угловой эффект: составляющая средней боковой силы, которая меняет знак при изменении направления вращения.

3.5.5    конусный эффект: Составляющая средней боковой силы, которая не меняет знак при изменении направления вращения, кгс.

3.5.6    колебание продольной силы (или силы тяги) FT: Размах силы в продольном направлении (ось .V) нагруженной шины, который повторяется при каждом обороте в условиях вращения с фиксированным динамическим радиусом под нагрузкой и с постоянной скоростью.

3.6    Геометрия (в миллиметрах)

3.6.1    радиальное биение шины: Изменение радиуса шины, измеренного по поверхности протектора перпендикулярно к оси вращения без учета влияния различных канавок, выпрессовок и вентиляционных отверстий, имеющихся в зоне рисунка протектора.

3.6.2    боковое биение шины: Изменение расстояний от неподвижной измерительной плоскости, перпендикулярной к оси вращения, до поверхности боковины на заданном расстоянии от указанной оси без учета влияния надписей и других маркировок на боковине.

3.6.3    радиальное биение испытательного обода: Изменение радиуса, измеренного по окружности вдоль полки обола перпендикулярно к оси вращения.

Примечание — Радиальное биение измеряют для каждой полки обода.

3.6.4    боковое биение испытательного обода: Изменение расстояния от постоянной исходной плоскости, перпендикулярной к оси вращения до внутреннего вертикального участка закраины обода на заданном расстоянии от названной оси.

Примечание — Боковое биение измеряют для каждой закраины обода.

3.7    Распределение массы

3.7.! дисбаланс: Статический (3.7.2), динамический (3.7.3) или оба типа дисбаланса.

3.7.2 Статический дисбаланс равен произведению массы шины (/и) на эксцентриситет центра тяжести шины (<?), г мм.

2

Страница 6

ГОСТ Р ИСО 13326-2003

При меча ни я:

1    При крашении шины с угловой скоростью о> статический дисбаланс создает центробежную силу перпендикулярную к оси вращения определяемую по формуле

Fj,™ т е (а2.

2    Пневматическая шина фактически является деформируемым твердым телом. Эго означает, что распределение массы и. следовательно, эксцентриситет центра тяжести могут изменяться со скоростью вращения. Поэтому на практике следует допустить, что е — это функция м.

3.7.3 Динамический дисбаланс измеряют на свободно вращающейся шине и определяют в гмм2

(L - />,

где 1а — момент инерции относительно оси вращения; Ij — момент инерции шины относительно диаметра: а — угол между осью вращения и главной осью инерции.

Примечания:

1    Если шина вращается с постоянной угловой скоростью о>, динамический дисбаланс создает изгибающий момент St. г мм2, перпендикулярный к оси вращения и определяемый по формуле

М ~ао — IJ sin a со2,

где sin а принимают равным значению угла а в радианах (для малых углов).

2    Пневматическая шина фактически является деформируемым твердым телом. Эю означает, что момент инерции и. следовательно, относительное положение се оси в пространстве может изменяться со скоростью вращения. На практике это означает, что 1и и /*• являются функциями т.

З.Х фаза: Угловая ориентация шины, связанная с исходной точкой. 3.9 направление вращения: Направление, принятое в соответствии с выбранной схемой (рисунок 1).

X

Рисунок 1 — Система базисных осей для сил

Г1 р и м е ч а н и с — Положительное вращение предполагает вращение барабана вокруг оси К, когда ось Z перемешается по часовой стрелке в направлении оси X.

ЗЛО испытательный барабан: Вращающееся цилиндрическое маховое колесо.

3

Страница 7

ГОСТ Р ИСО 13326-2003

4 Аппаратура

4.1    Аппаратура для измерения сил и геометрии

4.1.1    Обшие положения

4.1.1.1    Аппаратура для измерения сил и геометрии должна включать в себя:

-    ось или вал для обода, на котором шина должна легко монтироваться;

-    испытательный барабан, ось которого параллельна оси обода;

-    устройство для прижатия шины к барабану (или барабана к шине) с заданной силой и(или) сохранения постоянного расстояния между осями шины и барабана во время измерений;

-    устройство для измерения составляющих сил в радиальном (ось Z) и боковом (ось » напра&зеннях при вращении шины и барабана с заданной скоростью;

-    устройство для быстрого накачивания и спуска давления, а также для контроля давления при вращении (факультативно при необходимости).

4.1.1.2    Допускаемая непараллельность осей вращения (ось Z) не должна превышать:

-    0.25 мм/м — при нагружении радиальной силой (ось Z) 10 кН и боковой силой 500 Н. если устройство оснащено испытательным барабаном типа А;

-    0,50 мм/м — при нагружении радиальной силой (ось Z) 40 кН и боковой силой 2 кН. если устройство оснащено испытательным барабаном типа В.

Примечание — Непараллсльность осей барабана и шины не должна превышать I). 17 мм/м при отсутствии нагрузки.

При проверке непараллельности осей вращения можно использовать наружную поверхность барабана в качестве эталона.

4.1.1.3    Крутящий момент при вращении предпочтительно должен прилагаться от оси шины. Крутящий момент может возникать от оси барабана. Должно быть обеспечено вращение по часовой стрелке и в противоположном направлении.

4.1.1.4    Оборудование должно обеспечивать вращение шин с постоянной частотой от 10 до 250 мин-1.

4.1.2    Резонансные частоты конструкции

Параметры опорной конструкции и деталей машин под влиянием собственных частот не должны изменяться более чем на 10 % в пределах измерительного диапазона частот.

4.1.3    Наружные вибрации

Необходимо обеспечить достаточную изоляцию оборудования, чтобы влияние окружающей среды на измеряемые параметры было минимально.

4.2 Испытательный барабан

4.2.1    Рекомендуемые наружные диаметры барабанов должны быть:

-    854 мм — для типа А;

-    1600 мм — для типа В.

Примечание — Фактически наружный диаметр может быть 830—1000 мм (Эталонный — S45 мм) для барабана типа А и 1520—1700 мм (эталонный — 1600 мм) — для барабана типа В.

Если используется барабан другого диаметра, то должна быть проверена корреляция результатов испытаний на этом барабане с результатами, полученными при использовании рекомендуемых барабанов.

При использовании барабана другого диаметра должна быть проверена корреляция результатов испытаний на этом барабане с результатами, полученными при использовании барабана с рекомендуемыми диаметрами.

4.2.2    Биение наружной поверхности барабана, измеренное по эталонной ленте, должно быть не более:

-    0,05 мм — для барабана типа А;

-    0,10 мм - для барабана типа В.

4.2.3    Нормы дисбаланса испытательного барабана приведены в таблице 1.

Таблица 1

Остаючнмй дисбаланс. не более

Тип барабана

сташческмй. кг-мм

динамический, н им

А

5

500

В

50

5000

4

Страница 8

ГОСТ Р ИСО 13326-2003

4.2.4    Ширина поверхности барабана должна превышать отпечаток протектора испытуемой шины.

4.2.5    Наружная поверхность барабана должна быть грубой структуры с высоким трением для предотвращения проскальзывания шины на барабане во время измерения боковых сил.

4.3 Испытательный обод

4.3.1    Ширина обода должна быть равна ширине одного из ободьев, рекомендуемых для данной шины ГОСТ 4754, ГОСТ 5513. ГОСТ 5652, и предпочтительно равна ширине измерительного обода.

4.3.2    Диаметр и внутренний контур испытательного обода для измерения сил и(или) геометрии должны соответствовать стандартным диаметру и профилю. Для облегчения монтажа шины, демонтажа и правильной посадки бортов шины с целью получения воспроизводимости результатов могут потребоваться некоторые модификации профиля.

Не рекомендуется применять ободья, имеющие специальные профили для удерживания бортов шины (например с выступами и т. д.).

4.3.3    Допускаемый прогиб полки обода под нагрузкой в любом напрааченнн при посадке бортов должен быть не более 0.125 мм.

4.3.4    Допускаемое биение ободьев от пика до пика (полный размах) по месту посадки борта в радиальном и боковом направлениях указано в таблние 2.

Таблица 2

Тип барабаня

Бис икс. мм. не более

А

0,05

В

0.10

4.3.5 Разность диаметров полок испытательного обода приведена в таблице 3.

Т а б л и ц а 3

Тин барабана

Разнос пь диаметров полок, мм. не более

А

0.1

В

0.2

4.3.6 Полки обода должны быть обработаны на токарном станке и отполированы: две поверхности должны быть симметричными относительно экваториальной плоскости колеса в пределах норм, указанных в таблице 4.

Т а б л л и а 4

Тип барабана

Допускаем»!.- отклонение симметричное™, мм

А

±o.os

В

±0,10

4.3.7 Нормы дисбатапса испытательного обода приведены в таблице 5.

Т а б л и и а 5

Тин барабана

Остаточный дисбаланс обода, не более

статический, кгмм

динамический, кг-см^

А

В

1

10

100

1000

4.4 Измерительная система

4.4.1    В измерительной системе должны быть датчики для определения выходных сигналов и составляющих различных характеристик однородности шин.

4.4.2    Датчики могут быть расположены между осыо опорной конструкции шины и опорными элементами станины измерительного устройства.

5

Страница 9

ГОСТ Р ИСО 13326-2003

4.4.3    Для калибровки систем измерения силы и геометрии требуется соответствующее калибровочное устройство.

4.4.4    Измерительная система может содержать указатель позиции для угловой ориентации шины относительно силовых сигналов, которые она создает.

4.4.5    Измерительная система должна обеспечивать измерение сил в направлениях У и Z в пределах диапазонов изменений, указанных в таблице 6.

Таблииаб

Тип барабана

Ли.нмиж изменения сил. И

А

До 1000 ВКЛЮЧ.

В

» 3000 »

4.5    Накачивание шин и спуск давления

Аппаратура может включать устройство для быстрого накачивания шины и выпуска воздуха из шины и устройство для контроля давления при испытании.

4.6    Дополнительная аппаратура

Аппаратура может включать следующие устройства:

-    для регистрации размаха составляющих колебания силы;

-    для измерения амплитуды и фазы первых десяти гармоник составляющих колебаний силы:

-    для поддержания давления в шине и его контроля.

4.7    Условия окружающей среды

Температура в испытательном помещении должна соответствовать требованиям ГОСТ 27704. При использовании грузиков для калибровки аппаратуры необходимо знать с требуемой точностью ускорение силы тяжести.

5 Порядок провеления измерений

II римечанис- Допускается не провалить вес операции, приведенные в 5.1 —5.3, последовательность операций может меняться.

5.1    Подготовка шины для измерения

5.1.1    Температура в помещении должна быть от 5 до 40 'С. Шину оставляют в помещении до тех пор. пока ее температура не достигнет указанных значений.

5.1.2    Шину монтируют на испытательный обод (предпочтительно имеющий ширину измерительного обода, указанную для обозначенного размера шины) и устанавливают испытательное давление.

5.1.3    Для обеспечения правильной посадки шины на обод перед монтажом шины наносят соответствующую смазку на шину или обод, либо на шину и обод.

5.1.4    На поверхности шины и барабана не должно быть загрязнений (масла или грязи).

5.1.5    При необходимости следует проводить обкатку шины с целью сокращения местных деформаций в структуре шины, обусловленных упаковкой и транспортированием.

5.2 Измерение сил

5.2.1 В зависимости от типа испытуемой шины оборудование должно быть оснащено соответствующим испытательным барабаном в соответствии с таблицей 7.

Таблица 7

Тип шимы

Тик йены iare.ii.noio барабана

Для МОТОЦИКЛОВ

А

Для легковых автомобилей

А

Для легких грузовых и грузовых автомобилей с индексом несущей способности для одинарной шины до 121 включительно

А шш В

Ды легких грузовых и грузовых автомобилей с индексом несущей способности для одинарной шины до 122 и более

В*

Примечание — Применяют также испытательный барабан типа А при условии, что измерительная система способна измерить изменение сил не менее 3000 Н (таблица 6).

6

Страница 10

ГОСТ Р ИСО 13326-2003

5.2.2    Подготовленную шину монтируют на измерительный обод.

5.2.3    В шине устанавливают давление в соответствии с указанным в таблице 8.

Та б л и ц а 8

Тнп шины

Давление. кПа*

Для мотоииклов

Для легковых автомобилей

Для легких грузовых и грузовых автомобилей с индексом несущей способности для одинарной шины до 121 включительно

Для легких грузовых и грузовых автомобилей с индексом несущей способности для одинарной шины до 122 и более

200

2U0**

200 или 350"*

450 или 600. или 700

’•Давление выбирают на основе ладонного давления, соответствующего максимальной нагрузке шины. ** Допускается применять да&зение 207 кПа.

"* Допускается применять давление 300 и 320 кПа.

Примечание — Значения испытательного давления были выбраны произвольно для стандартизации методов измерения, в настоящее время они используются в шинной промышленности.

5.2.4    Заданное давление в шине корректируют непосредственно перед началом измерений.

5.2.5    Устанавливают нагрузку на шину, обеспечивающую заданный прогиб шины, приблизительно равный прогибу на плоской поверхности для шины, накачанной до давления, соответствующего максимальной грузоподъемности одинарной шины.

Примечание — При наличии расширенных таблиц нагрузка/дактснис указанное расстояние должно соответствовать прогибу на плоской поверхности шины, накачанной до выбранного предписанного значения испытательного давления (см. 5.2.3) и нагруженной до максимальной нагрузки, соответствующей Этому давлению для одинарной шины.

5.2.6    Шину вращают с постоянной частотой при нулевых углах развала и увода колеса и, при необходимости, регистрируют частоту вращения (мин1).

5.2.7    Измеряют, а при необходимости и регистрируют, если это необходимо, радиальную и(или) боковую силы как функции фазы не менее чем для одного полного оборота.

Примечание — Не допускается проводить измерения во время нсустановившетося периода, пока сигналы не стабилизировались. Необходимое время стабилизации зависит от свойств датчиков и способа измерений.

Примеры диаграмм сил приведены на рисунке 2.

S

PS

*

-7"4

1C1

Л

/

*1

GfU*l О&фйТ UHHU

□дни оборот им ы

ГТрпит чшщи    врмцани* к обрстном нагрмлвным

б

а — ралнал'.маи сила: 6 — боковая сила Рисунок 2 — Примеры волнообразных профилей распределения сил, создаваемых шиной

7

Страница 11

ГОСТ Р ИСО 13326-2003

5.2.8    Изменяют направление вращения шины и повторяют измерения.

Примечание — Допускается демонтаж шины с обода и повторный монтаж на ободе, но при этом другая боковина шины должна быть повернута к оператору.

5.2.9    Дополнительно можно регистрировать следующие параметры:

-    ширину испытательного обода;

-    диаметр барабана;

-    давление в шине.

5.3 Измерение геометрических параметров

5.3.1    Параметры измеряют на нагруженной и ненагруженной шинах. При измерении nai ружейной шины датчики располагают так, чтобы прогибом шины можно было пренебречь.

5.3.2    Шину подготавливают и монтируют на устройство. Можно использовать устройство для измерения сил.

5.3.3    Устанавливают давление и скорость врашення шины до значений, предписанных для измерения сил. При измерении геометрических параметров давление можно повысить.

5.3.4    Геометрические параметры измеряют в плоскости, включающей ось врашення шины.

Примечание — Рекомендуется размещать три датчика на протекторе шины и, если необходимо, измерить также боковое биение, — два датчика отдельно по боковинам шины.

5.3.5    Измеряют радиальное и(или) боковое биения и. если это необходимо, биения как функции фазы для выбранных позиций за время одного полного оборота.

Примечание — Если шина не была предварительно подготовлена, необходимо исключить влияние канавок и выпрессовок.

5.3.6    При необходимости регистрируют значения биений и частоты вращения (мин1).

До начала регистрации каких-либо результатов измерений необходимо провести стабилизацию, продолжительность которой зависит от свойств датчиков и физического способа измерения.

Примечания

1    Измерения не проводят во время неустановившегося периода, когда сигналы стабилизируются.

2    Достаточно одного направления вращения.

5.3.7    При необходимости регистрируют следующие параметры:

-    ширину испытательного обода:

-    среднюю радиальную силу при испытании в случае измерения шины в нагружаемом состоянии. Н;

-    давление в шине.

6 Правила обработки и оформления результатов измерений

6.1    Силы

6.1.1    Колебания радиальной Д/А. и боковой ДFt сил в ньютонах вычисляют, если необходимо, за один оборот шины для одного или обоих направлений вращения.

Примечание — При измерении в обоих наиравдениях врашення следует учитывать наибольшее значение.

6.1.2    Амплитуду гармоники колебания силы (радиальной или боковой) в ньютонах вычисляют за один оборот шины и определяют, если необходимо, в одном или обоих направлениях вращения.

Примечание — При измерении в обоих направлениях врашення следует учитывать наибольшее значение. Кроме того, если необходимо, можно вычислять амплигуды гармоник более высокого порядка.

6.1.3    Средняя боковая сила FL, И. представляет среднеарифметическое значение боковой силы за один оборот шины, которое может регистрироваться при необходимости для одного или обоих направлений вращения шины.

В качестве атьтернатнвного метода может быть выбрана регистрация максимальной или минимальной боковой силы за один оборот шины.

Также в качестве альтернативного мегола может использоваться среднее колебание боковой

s

Страница 12

ГОСТ Р ИСО 13326-2003

силы вместо средней боковой силы, измеренной в двух направлениях вращения. Среднее колебание боковой силы измеряют как и среднюю боковую силу и вычисляют как полусумму максимальных н минимальных изменений боковой силы.

Примечание — На результаты измерения боковой силы оказывает влияние точность (включая углы развала и увода колеса) измерительного устройства.

6.1.4    Конусный эффект, Н. вычисляют по формуле

ор +■ и0<>),

где F, ор — средняя боковая сила, Н. измеренная:

-    либо при врашеннн барабана по часовой стрелке, когда направление вращения задано оператором;

-    либо по маркировке на боковине шины по направлению к оператору, когда изменение направления вращения достигнуто перемонтажом шипы на испытательном оболе;

Fl ^ — средняя боковая сила, Н, измеренная:

-    либо при вращении барабана против часовой стрелки, когда направление вращения задано оператором;

-    либо по маркировке на боковине шины по направлению от оператора, когда изменение направления вращения достигнуто перемонтажом шины на испытательном ободе.

6.1.5    Угловой эффект. Н. вычисляют как полуразность средних значений боковой силы, измеренных для двух направлений вращения шины, по формуле

0,5(/L. Пр — Fi' оср).

6.2 Геометрия

6.2.1    Радиальное и боковое биения в миллиметрах соответствуют полному обороту шины. За результаты могут быть приняты наибольшие значения или средние значения из числа отдельных измерений.

Примечание — На результат может оказывать нлииние место измерения (центральная зона протектор;!. плечевые зоны протектора, плечевая зона боковины, выбранный участок боковины и т. д.).

6.2.2    Амплитуда первой гармоники радиального биения в миллиметрах, определенная в различных зонах, соответствует полному обороту шины. За результат принимают наибольшее зарегистрированное значение или среднее значение рада отдельных измерений.

7 Допустимая погрешность измерений

Точность средств измерений должна обеспечивать измерения в пределах допусков, указанных в 7.1-7.3.

7.1    Комплект аппаратуры должен обеспечивать задание и измерение средней радиальной силы с допустимой погрешностью ±2 % максимального значения, на которое рассчитано устройство.

7.2    Комплект аппаратуры должен обеспечивать задание и измерение средней боковой силы с допустимой погрешностью ±2 % максимального значения, на которое рассчитано устройство.

7.3    Устройство должно обеспечивать измерение колебаний радиальной и боковой сил с погрешностью в пределах:

при использовании барабана типа А:

±2,5 Н — для шин легковых автомобилей и мотоциклов,

±5,0 Н — для шин легких грузовых и грузовых автомобилей с индексом несущей способности до 121 включительно;

при использовании барабана типа Б:

±10 Н — для шин легких грузовых и грузовых автомобилей с индексом несущей способносгн до 121 включительно,

±25 Н — для шин легких грузовых и грузовых автомобилей с индексом несущей способности до 122 и более.

9

Страница 13

ГОСТ Р ИСО 13326-2003

8 Допустимая погрешность измерения системы калибровки

8.1    Для измерения сил следует применять соответствующие средства измерений с основной допустимой погрешностью, удовлетворяющей требованиям раздела 7.

8.2    Система калибровки средств измерения приложенных сил должна обеспечивать калибровку средств измерения сил вплоть до верхней границы диапазона измерения сил 10 кН ±50 Н с относительной погрешностью не более 0,5 % значения приложенной силы.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)

Факультативные условия измерения

А.1 Назначение

Операции контроля качества у изготовителя мот потребовать сокращения количества перенастроек и обеспечения способов ускорения процесса измерения.

В этом случае могут быть использованы рекомендации А.2 и А.З.

За исключением указанных допущений условия испытаний стандартные.

А.2 Испытательные ободья

А.2.1 Для обеспечения ускоренною монтажа и демонтажа шин могут быть использованы специальные разъемные ободья, которые должны гарантировать постоянное давление в шине.

А.2.2 Профиль обода может быть изменен (А.2.2.1— А.2.2.3).

A.2.2.I У ободьев, которые должны применяться вместе с барабанами типа А. для испытаний шин для легковых и легких грузовых автомобилей диаметр обода D, равен стандартному диаметру обода I), уменьшенному на 1.2 мм в соответствии с таблицей А.1.

Та б л и ца А.1

Код номинального лнаистра обода

Дмимсгр обила 0Г. мм, предельное огклоиение ±0,3 мм

10

252,0

12

302.8

13

328.2

14

353,6

15

379.0

16

404.4

17

435.4

18

460.8

19

486.2

20

511,6

А.2.2.2 У ободьев, применяемых с барабаном типа А. для испытания шин для легковых либо легких грузовых и грузовых автомобилей радиус, соединяющий закраину и полку обода /?,. должен быть менее 2,5 мм. однако высота закраины обода G должна быть не менее 9,6 мм.

А.2.2.3 У ободьев, применяемых с барабаном типа Б, для испытания шин для легких грузовых и грузовых автомобилей диаметр обода I), равен стандартному диаметру обода D, уменьшенному на I мм в соответствии с таблицей А.2.

10

Страница 14

ГОСТ Р ИСО 13326-2003

Таблица А.2

Кол номинального диаметра обода

Диаметр обода Dмм, предельное отклонение ±1,0 мм

10

252.0

12

303.8

13

328.4

14

353.8

15

379.2

16

404.6

17

435.6

20

513.4

24

615,0

17.5

443.5

19,5

494,3

22,5

570,5

24,5

621.3

А.З Нагрузка на шину при испытании

А.3.1 Силу, приложенную к шине, в ньютонах задают в соответствии с указанным рядом (серия R Ю):

800

2500

8000

25000

1000

3150

10000

31500

1250

4000

12500

40000

1600

5000

16000

50000

2000

6300

20000

63000

А.3.2 Шины для мотоциклов

Для шин стандартного типа нагрузка при испытании должна соответствовать укачанной в таблице А.З в зависимости от индекса несущей способности, нанесенного на боковине шины.

Для шин усиленного типа нагрузка при испытании должна соответствовать указанной в таблице А.З в зависимости от индекса несущей способнопи. нанесенного на боковине шины, уменьшенного на шесть единиц.

Табл и на А.З

Индекс несущей способности

HurpyГЖКЛ при НСПЫTlllfllH, Н

От 30 до 35 в ключ.

800

» 36 * 43 »

1000

* 44 * 51 *

1250

» 52 » 59 »

1600

» 60 * 67 »

2000

» 68 » 75 »

2500

» 76 » 83 »

3150

» 84 » 91 »

4000

* 92 . 99 *

5000

» 100 . 107 *

6300

* 108 . 116 .

8000

» 117 .123 »

10000

» 124 . 131 -

12500

* 132 . 140

16000

А.3.3 Шины для легковых автомобилей

Для шин стандартного типа нагрузка при испытании должна соответствовать указанной в таблице А.З в зависимости от индекса несущей способности, нанесенного на боковине шины.

Для шин усиленного тина нагрузка при испытании должна соответствовать указанной в таблице А.З в зависимости от индекса несущей способности, нанесенного на боковине шины, уменьшенною на четыре единицы.

А.3.4 Шины для легких грузовых и грузовых автомобилей

Нагрузку при испытании определяют из ряда значений, указанных в А.3.1. Выбирают значение, наиболее близкое к 75 Яз-ной нагрузке, соответствующей индексу несущей способности одинарной шины, который маркируется на боковинах шины (первое значение в случае маркировки, содержащей два индекса).

Страница 15

ГОСТ Р ИСО 13326-2003

УДК 629.114.6.012.55:006.354    ОКС    S3.I60.10    Л62    ОКСТУ    2520

Ключевые слова: шины пневматические, методы определения однородности, испытательный барабан, колебание радиальной силы, колебание боковой силы, среднее значение боковой силы, конусный эффект, угловой эффект

Реликтор Р.С. Федорова Технический редактор И.С. Гришанола Корректор В.И. Камуркина Компьютерная иерегка И.А. Налсйкыпоа

И за. лиц. № 02354 от 14.07.2000 Слано п набор 03.03.2003. Подписано о печать 20.03.2003. Уел. иечл. 1.86. Уч.-изд..! 1.40.

Тираж 210 ЭК1. С 10<165. Зак. 250.

ИПК И здагелмлво стандартом. 107076 Москва. Колодезный пер., N. htlp://>*'«w.Mandurd^ru    e    mail.    infotf’NiandanJv.ru

Наврано п Издательстве на ПЭВМ Филиал ИПК И тд ателье т по станларгов — тип. «Московский печатник», 105062 Москва. J1 мл и и пер.. 6.

Плр Kt 0S0I02