Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

57 страниц

Купить Том 6 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации по составу, порядку разработки, согласованию и утверждению документации на энергосберегающую реконструкцию школьных зданий являются документом, обобщающим многочисленные государственные нормативные документы, разработанные на основе действующего законодательства. Кроме того, проанализированы и использованы региональные нормы и рекомендации, в том числе Москвы и Московской области. В рекомендациях рассматриваются следующие вопросы: права и обязанности заказчика (инвестора); состав и порядок подготовки исходно-разрешительной документации для разработки проекта реконструкции школьных зданий; проведение комплексного технического обследования конструкций и инженерных систем для постановки здания на реконструкцию; стадии проектирования, состав и содержание проектно-сметной документации; разработка проекта организации реконструкции; порядок разработки раздела теплозащиты и энергоэффективности; согласование и утверждение проектно-сметной документации; порядок передачи объекта под реконструкцию и эксплуатацию.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Основные положения по технической эксплуатации инженерных систем школьных зданий

     1.1.Введение

     1.2. Основные положения по технической эксплуатации

     1.3. Регулируемые и нормируемые параметры в инженерных системах школьных зданий и связанное с этим энергосбережение

2 Режимы эксплуатации, способствующие сокращению теплопотерь в школьных зданиях

     2.1. Организационно-технические мероприятия и режимы эксплуатации, способствующие сокращению теплопотерь в школьных зданиях

     2.2. Энергосберегающие режимы в системах отопления школьных зданий

     2.3. Программное управление теплоснабжением школы

     2.4. Энергосбережение в осветительных установках

3 Повышения эксплуатационной надежности систем тепло- и водоснабжения с помощью химической промывки

Заключение

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКАЯ академия архитектуры и строительных наук ГУН .мосгипронисельстрой. академический центр теплоэнергоэффективных технологий

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЯХ РОССИИ

Т о м 6. Методические рекомендации по энергосберегающему режиму эксплуатации школьных зданий

Москва 2001

РААСН:

Научный руководитель работы, академик РААСН, д-р техн. наук профессор С.Н. Булгаков; Консультант по архитектуре, академик РААСН, заел. арх. России В.С. Егерев.

ГОСИНКОР

Научный консультант канд. техн. наук Б.А. Фурманов

ГУП «Мосгипронисельстрой»:

Заел, строитель РФ, канд. техн. наук А.Г. Бейрит\ канд. техн. наук В.А. Заренин, канд. техн. наук А.И. Мангушев\ арх. В.И. Маслов; заел, строитель РФ, канд. техн. наук А С. Мирошниченко; арх. Е.А. Тархова\ арх. Л.Ф. Улья-хина\ заел, экономист РФ, канд. экон. наук В.В. Устименко.

Академический центр теплоэнергоэффективных технологий:

Академик РААСН, д-р техн. наук, профессор С.А. Чистович; член-корр. РААСН, д.т.н., проф. В.К. Аверьянов, Н.Н. Алексеев, И В. Дроздова, А.Г. Михайлов, О.А. Миткевич, канд. техн. наук А.И. Тютюнников, д-р техн. наук А. Б. Федоров, А С. Шутов.

Утвержден и введен в действие приказом Госстроя России от 29 декабря 2000 г. № 309

вания. Так, для умывания она составляет - 25-30°С, для принятия ванн и душа - 37-40°С, для мытья посуды - 55-70°С.

В системах горячего водоснабжения температура воды обуславливается санитарно-гигиеническими требованиями. За нижний предел принимается так называемая «температура пастеризации», при которой погибает большинство болезнетворных бактерий, за верхний предел - такая температура, при которой опасность получения ожогов потребителем минимальна.

В точках водоразбора нормами регламентируют следующие температуры:

•    для систем централизованного горячего водоснабжения, присоединенных к закрытым система теплоснабжения, - нс ниже 55 и не выше 75°С;

•    для систем централизованного горячего водоснабжения, присоединенных к открытым система теплоснабжения, а также для систем местного (децентрализованного) горячего водоснабжения - не ниже 60 и нс выше 75°С.

Поскольку для гигиенических процедур используется вода с температурой 37-42°С, в некоторых случаях для экономии тепла осуществляется снижение температуры воды у водоразборных кранов в ночной и нерабочий периоды до 40°С.

Для учреждений социального обеспечения, общеобразовательных школ, детских садов и дошкольных учреждений температуру горячей воды после смешения рекомендуется принимать равной 37°С.

В системах горячего и холодного водоснабжения важным регулируемым параметром является напор в точках водоразбора. Из условий надежности функционирования и предоз вращения попадания воздуха и, как следствие патогенных бактерий в трубопроводы минимальный напор в точках водоразбора устанавливается в размере 2*5 м. Так, напор свободного слива воды через водоразборные краны у раковины, моек, душевых сеток, умывальников, а

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

PAACH

«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛАХ РОССИИ»

АЦТЭЭТ |0

также у смесителей умывальников принимается не менее 2 м, для смесителей у ванн и душевых сеток - не менее 3 м, то же в групповых установках - до 4 м.

Энергосбережение при регулировании параметров волы определяется по табл. 1.2.

Таблица 1.2. Перечень энергосберегающих мероприятий в системах водоснабжения *

.№

п.п.

Наименование

Факторы влияния

Эффективность

1

Регулирование давления воды перед водоразборной арматурой

Излишнее давление на каждые 10 м вод. столба увеличивает расход воды на 10-15%. У становка поэтапных регуляторов давлений или дроссельных ограничений

10-20%

2

Ремонт и ликвидация протечек в трубопроводах и в запорно-регулирующей арматуре

Наиболее характерные потери, достигающие 10-30%

Быстро-окупаемое

мероприятие.

Снижение расхода на 10-30% в зависимости от состояния сети

3

Стабилизация температуры в горячем водоснабжении (55+60°С)

Пониженная температура воды (35+40°С) увеличивает расход в 1,5+2,0 раза

4

Установка ресурсосберегающих душевых сеток, смывных бачков, смесителей и водоразборных кранов

Снижение водо-потребления на 20+30 %

5

Установка термостатических смесителей и напольных клапанов в душевых

Сокращение расхода воды при переменных режимах

10+15%

6

Подогрев холодной воды условно чистыми теплыми использованными водами до 20°С в зимний период

Снижение расхода из тепловой сети на догрев воды

10+15%

7

Изоляция трубопроводов горячего водоснабжения

Сокращает теплопотсри

3+5%

8

Установка водосчетчиков

Способствует энергосбережению

20+30%

* Перечисленные факторы взаимосвязаны и суммированный эффект от нескольких мероприятий может быть несколько меньше.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Основные положения по технической жеплувпиши инженерных систем школьных зданий

1.3.2. Регулируемые параметры микроклимата отапливаемых

помещений

Микроклимат помещения в соответствии с ГОСТ 30494-96 - состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха и ограждающих конструкций, влажностью и подвижностью воздуха.

Оптимальные параметры микроклимата - сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находящихся в помещении.

Допустимые параметры микроклимата - сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать общее и локальное ощущение дискомфорта, ухудшение самочувствия и понижение работоспособности при усиленном напряжении механизмов терморегуляции и не вызывают повреждений или ухудшения состояния здоровья.

Холодный период года - период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 8°С и ниже.

Радиационная температура помещения - осредненная по площади температура внутренних поверхностей ограждений помещения и отопительных приборов. Результирующая температура определяется как полусумма температуры воздуха и радиационной температуры.

В соответствии с ГОСТ 30494-96 применяется следующая классификация помещений:

помещения 1 категории - помещения, в которых люди в положении лежа или сидя находятся в состоянии покоя и отдыха;

помещения 2 категории - помещения, в которых люди заняты умствен-

Основные положения по технической эксплуатации инженерных систем школьных иамий

МЕТОДИЧБСКИБ РЕКОМЕНДАЦИИ НО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМ У РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ным трудом, учебой;

помещения 3а категории - помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя без уличной одежды;

помещения 36 категории - помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении сидя в уличной одежде;

помещения Зв категории - помещения с массовым пребыванием людей, в которых люди находятся преимущественно в положении стоя без уличной одежды;

помещения 4 категории - помещения для занятий подвижными видами спорта;

помещения 5 категории - помещения, в которых люди находятся в полураздетом виде (раздевалки, процедурные кабинеты, кабинеты врачей и т.

п.);

помещения 6 категории - помещения с временным пребыванием людей (вестибюли, гардеробные, коридоры, лестницы, санузлы, курительные, кладовые).

В помещениях жилых и общественных зданий согласно ГОСТ 30494-96 следует обеспечивать оптимальные или допустимые нормы микроклимата в обслуживаемой зоне. Требуемые параметры микроклимата: оптимальные, допустимые или их сочетания - следует устанавливать в зависимости от назначения помещения и периода года.

Параметры, характеризующие микроклимат помещений:

•    температура воздуха;

•    скорость движения воздуха;

•    относительная влажность воздуха;

•    результирующая температура помещения;

Осжэамые положен»* по-технической эксплуатации инженерных систем школьных зданий

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

•    локальная асимметрия результирующей температуры;

•    температура внутренней поверхности ограждающих конструкций.

Оптимальные и допустимые нормы микроклимата в обслуживаемой зоне помещений (в установленных расчетных параметрах наружного воздуха) должны соответствовать значениям, приведенным в табл. 1.3 и 1.4.

Таблица 1.3. Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в обслуживаемой зоне помещений жилых зданий и общежитий

Период

года

Наименование помещения

Температура воздуха, °С

Результи

рующая

темпера-

тура,°С

Относи

тельная

влажность,

%

Скорость

движения

воздуха,

м/с

оптимальная

допустимая

оптимальная

допустимая

оптимальная

допустимая, не более

оптимальная, не более

допустимая, не более

Холодный

Помещения для отдыха и учебных занятий

20-22

18-24

19-21

17-23

45-30

60

0,15

0,2

Туалет

19-21

18-26

18-20

17-25

НН

НН

0,15

0Т2

Вестибюль, лестничная клетка

16-18

14-20

15-17

13-19

НН

НН

0,2

0,3

Кладовые

16-18

12-22

15-17

11-21

НН

НН

НН

НН

Примечание. НН - не нормируется.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Период

года

Наименование помещения или категория

Температура воздуха, °С

Результирующая температура, °С

Относи

тельная

влажность,

%

Скорость

движения

воздуха,

м/с

оптимальная

допустимая

оптимальная

допустимая

оптимальная

0§ 4)

2 ft

я 5

О ю

п

оптимальная, не более

допустимая, не более

1 категория

20-22

18-24

19-20

17-23

45-30

60

0,2

0,3

2

И

19-21

18-23

18-20

17-22

45-30

60

0,2

0,3

За

И

20-21

19-23

19-20

19-22

45-30

60

0,2

0,3

Холод-

36

и

14-16

12-17

13-15

13-16

45-30

60

0,2

0,3

ный

Зв

и

18-20

16-22

17-20

15-21

45-30

60

0,2

0,3

4

и

17-19

15-21

16-18

14-20

45-30

60

0,2

0,3

5

!•

20-22

20-24

19-21

19-23

45-30

60

0,15

0,2

6

••

16-18

14-20

15-17

13-19

НН*

НН

НН

НН

Ванные, душевые

24-26

18-28

23-25

17-27

НН

НН

0,15

0,2

Примечание. НН - не нормируется.

К параметрам воздушной среды СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» предъявляет дополнительные требования.

РААСН

«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛАХ РОССИИ»

АЦТЭЭТ

14

Таблица 1.4. Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха


В общеобразовательных школах, школах-интернатах и интернатах при школах температура воздуха, поддерживаемая в рабочее время в системе воздушного отопления, не должна превышать 40°С.

Удаление воздуха из учебных помещений общеобразовательных школ следует предусматривать через рекреационные помещения и санитарные узлы, а также за счет эксфильтрации через наружное остекление с учетом требований СНиП 2.04.05-91*.

При проектировании приточной вентиляции с механическим побуждением или децентрализованным притоком в учебных помещениях следует предусматривать естественную вытяжную вентиляцию из расчета однократ-

МСТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ного обмена в час.

При воздушном отоплении вытяжные каналы из учебных помещений проектировать не следует.

При проектировании в школьных зданиях воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами, в том числе поддержание в рабочее время в помещениях расчетной температуры и относительной влажности в пределах 30 - 60 %, а также обеспечение в неучебное время температуры воздуха не ниже 15°С.

Рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления учебных помещений допускается только в нерабочее время.

Воздухообмен в школьных столовых надлежит рассчитывать на поглощенно теплоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни. Подачу приточного воздуха в производственные помещения пищеблока следует предусматривать через обеденный зал.

Объем подаваемого воздуха должен быть не менее 20 м3/ч на одно место в обеденном зале.

В школах с числом учащихся до 200 допускается устройство вентиляции без организованного механического притока.

Расчетную температуру воздуха и кратность воздухообмена в зданиях школ и школ-интернатов следует принимать по табл. 1.5.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Р А А С И

«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛАХ РОССИИ*

АЦТЭЭТ

16

Таблица 1.5

Помещения

Расчетная температура воздуха, °С

Кратность обмена воздуха в 1 ч

IA, 1Б, 1Г климатические подрайоны

II и III климатические районы и IB, 1Д климатические подрайоны

IV климатический район

приток

вытяжка

Классные помещения, учебные кабинеты, лаборатории

21

18

17

16 м3/ч на 1 чел.

Учебные мастерские

17

15

15

20 м3/ч на 1 чел.

Актовый зал - лекционная аудитория, класс пения и музыки - клубная комната

20

18

18

20 м3/ч на 1 чел.

Кружковые помещения

21

18

17

-

1,5

Спальные комнаты школ-интернатов и интернатов при школах

18

16

16

-

1,5

Необходимые метеопараметры определяются задачами функционирования, состоянием отопительно-вентиляционных и теплоснабжающих систем, ограждающих конструкций и могут назначаться исходя из условий экономии топливно-энергетических ресурсов, предотвращения (в аварийных ситуациях или в неосновной период функционирования) замерзания теплоносителя в системах, снижения ущерба, разрушения конструкций зданий и др.

Установление и выбор в отапливаемых помещениях оптимальных, допустимых или необходимых метеопарамсгров зависят от многих факторов. Естественно, что оптимальные значения обеспечивают наилучшие условия в помещениях. Однако требования минимизации общих затрат, расходов тепловой и электрической энергии определяют необходимость поддержания во многих случаях допустимых, а в экстремальных условиях необходимых ме-теопарамстров.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Следует отметить, что оптимальные и допустимые значения параметров

Основные положения по технической эксплуатации инженерных систем школьных эланий

нс являются для многих типов зданий постоянными в течение суток. Так, в периоды сна или отсутствия людей в помещениях целесообразно устанавливать пониженные на 2-3 °С значения температур (программное снижение на определенное время).

В последнее время наблюдается определенная тенденция по созданию переменных метеопараметров помещений, обусловленная следующими причинами:

снижением температуры внутреннего воздуха в ночное время для общежитий и в нерабочее - для административных помещений, что сокращает расход топлива на отопление;

периодическими изменяющимися температурными воздействиями, соответствующими естественным условиям человеческого организма, что тренирует и укрепляет' его, делает более устойчивым к различного рода заболеваниям и улучшает самочувствие;

переменными нормативами (более широкий возможный диапазон изменений), что позволяет упростить регулирование.

В настоящее время практически нет нормируемых переменных величин микроклимата. В связи с этим их значения чаще всего характеризуются отклонением от постоянных (нормируемых) параметров (А/л) - например,

снижение температуры в ночное время на 2°С (А/, = 2°С).

1.3.3. Рекомендации по обеспечению рациональных режимов

ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ

Система механической вентиляции

В системах механической вентиляции снижение расхода тепла достигается ршулированием расхода приточного воздуха в зависимости от температуры наружного воздуха согласно базовым графикам (рис. 1.1 и рис. 1.2).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

у

/

У

te=18rpofl

• 1 а 1

<# при Ы=уаг

а 1 1 а ■ 1

: 2з :

Л при LH=const

1

!

1

1

1 а I а

tHxn

1

1

1

1

-JС-

Г<*1 \

/

Ытл

7*~ Ы=1в=18град

Рисунок 1.1. Базовый график регулирования расхода воздуха и экономии тепла


Рисунок 1.2. Базовый график изменения температуры

Основные положения по технической эксплуатации инженерных систем школьных зданий

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Аннотация

Основная направленность альбома — системный анализ возможностей энергосбережения при эксплуатации школьных зданий и формирование оптимальных режимов функционирования технических систем. В рекомендациях подробно освещены эксплуатационные мероприятия, позволяющие достичь наиболее значимых результатов в экономии топливно-энергетических ресурсов при одновременном соблюдении требуемых параметров.

Эффект от внедряемого энергоэффективного оборудования и технологий во многих случаях снижается за счет некачественной эксплуатации инженерного оборудования, несоблюдения технологических режимов, при этом объемы ресурсо- и энергопотребления могут значительно превышать нормативные значения. Поэтому в альбоме существенное внимание уделено нормативам и особенностям функционирования инженерных систем при внедрении теплоэнергоэффективных технологий, а также малозатратным регламентным работам.

Состав комплекта научно-технической, методической и проектной документации, разработанной в рамках реализации подпрограммы «Энергосбережение в школах России», утвержденного и введенного в действие Госстроем России.

Том 1 • Концепция энергосбережения в школьных зданиях при их реконструкции

Том 2 • Архитектурно-планировочные и энергосберегающие решения реконструируемых типовых школьных зданий

Том 3 • Технические решения и проектная документация по модернизации систем отопления и теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения школьных зданий

Том 4 • Технические решения и проектная документация по утеплению ограждающих конструкций реконструируемых школьных зданий

Том 5 • Методические рекомендации по экономической оценке энергосберегающих мероприятий

Том 6 • Методические рекомендации по энергосберегающему режиму эксплуатации школьных зданий

Том 7 • Методические рекомендации по составу, порядку разработки, согласованию и утверждению документации на энергосберегающую реконструкцию школьных зданий

Экономия тепла определяется по формуле:

Э = О,5(0П г, - QT2 г2 ), кВт.ч, где Г) - продолжительность стояния температур наружного воздуха от f**.* до 15°С, ч; г2 - то же, от tfix.it до (18 - </,)°С, ч.

Реализация режимов с переменным расходом воздуха достигается применением воздухораспределителей с изменяющимися аэродинамическими и тепловыми характеристиками, а также вентиляторами с многоступенчатой регулировкой частоты вращения. Данное оборудование поставляется на рынок России различными фирмами.

На существующих системах механической вентиляции, оборудованных одноступенчатыми вентиляторами, регулирование расхода воздуха должно производиться отгарированным при пусконаладочных испытаниях шибером.

Система естественной вентиляции

Системы естественной вентиляции помещений школ рассчитываются на расчетную наружную температуру 5°С, и при более низких наружных температурах возникает перерасход тепла, который возмещается системой отопления.

Экономия тепла при эксплуатации систем естественной вентиляции достигается применением вытяжных устройств с изменяющимися аэродинамическим характеристиками.

Эффект использования таких рсшеток(рис 1.3)рассчитывается по формуле:

Э = 0,5r(QTX -QT2), кВт.ч, где QTX - расход тепла на компенсацию подогрева приточного воздуха системой отопления при переменном расходе воздуха;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ

1.    Основные положения по технической эксплуатации инженерных

систем школьных зданий............................................................................3

1.1.    Введение......................................................................................................3

1.2.    Основные положения по технической эксплуатации............................4

1.3.    Регулируемые и нормируемые параметры в инженерных системах

школьных зданий и связанное с этим энергосбережение....................8

2.    Режимы эксплуатации, способствующие сокращению теплопотерь

в школьных зданиях......................................................................21

2.1.    Организационно-технические мероприятия и режимы эксплуата

ции, способствующие сокращению теплопотерь в школьных зданиях......................................................................................................21

2.2.    Энергосберегающие режимы в системах отопления школьных

зданий........................................................................................................25

2.3.    Программное управление теплоснабжением школы...........................33

2.4.Энергосбережение в осветительных установках...................................36

3.    Повышения эксплуатационной надежности систем тепло- и водоснабжения с помощью химической промывки........................................50

Заключение......................................................................................................54

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ

1.1. ВВЕДЕНИЕ

Требуемые в помещениях школьных зданий санитарно-гигиенические условия поддерживаются инженерными системами: водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, холодоснабжения, газоснабжения и электроснабжения.

Система водоснабжения (холодный и горячий водопровод) обеспечивает подачу воды для хозяйственно-бытовых, технологических и противопожарных нужд.

Система канализации осуществляет прием и удаление загрязненных хозяйственно-бытовых и технических сточных вод, атмосферных осадков (водостоки) и твердых отходов (мусороудаление).

Система отопления предназначена для поддержания, наряду с системами вентиляции, температуры внутреннего воздуха в отапливаемых помещениях на требуемом уровне.

Система вентиляции предназначена для создания необходимого санитарно-гигиенического состояния воздушной среды.

Система холодоснабжения обеспечивает работу технологических систем и систем кондиционирования воздуха.

Система газоснабжения служит для подачи и распределения газообразного топлива для технологических нужд (приготовление пищи, работа котельных афегатов и др.)

Система электроснабжения обеспечивает оборудование электроэнергией, функционирование систем связи и сигнализации, искусственное освещение помещений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

При приемке работ по инженерным системам целесобразно руководствоваться следующими документами: СНиП 2.04.01-85*. Внутренний водопровод и канализация зданий; СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения; СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения; СНиП 2.04.05-91*. Отопление, вентиляция и кондиционирование; СНиП 2.04.07-86*. Тепловые сети; СНиП 2.04.08-87*. Газоснабжение; СНиП 3.05.06-85. «Электротехнические устройства».

1.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Основной целью технической эксплуатации является обеспечение функционирования инженерных систем в соответствии с заданными характеристиками, предупреждение их преждевременного износа и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов.

Контроль технического состояния инженерных систем включает в себя проведение плановых осмотров, соблюдение режимов функционирования, текущего и капитального ремонта оборудования. Текущий и капитальный ремонты подразделяются на планово-предупредительные, выполняемые в профилактических целях с установленной периодичностью, и неплановые, выполняемые в аварийных ситуациях.

Периодичность планово-предупредительного ремонта зависит от степени износа и срока службы отдельных элементов инженерных систем. Нормативные сроки службы инженерного оборудования приведены в табл. 1.1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Таблица 1.1. Нормативные сроки службы инженерного оборудования

Инженерное оборудование | Усредненные сроки, год

Центральное отопление

Нагревательные приборы:

чугунные

30

стальные и конвекторы

30

Трубопроводы

30

Изоляция трубопроводов

10

Элеваторы

30

Котельные

Котлы:

чугунные

25

стальные

20

Обмуровка котлов

6

Борова, дымоходы

15

Насосы, электродвигатели

10

Задвижки, вентили из чугуна

15

Система вентиляции

Вентиляторы, электродвигатели

10

Воздуховоды металлические

10

Шахты и короба на чердаках

60

Калориферы

15

Водопровод и канализация

Трубы:

канализационные полимерные

10

водо-газопроводные

15

оцинкованные

30

чугунные

40

Водоразборная арматура

15

Наружные сети

40

Ванны чугу нные эмалированные

40

Раковины чугунные эмалированные

30

Умывальники, унитазы фаянсовые

20

Электрооборудование

Электропроводка:

открытая

25

скрытая

40

Магистральные электролинии

30

Приборы (выключатели и т. п.)

10

Датчики, КИП, щетки

5

Слаботочные устройства

15

Основные положения по технической эксплуатации инженерных систем шкальных гдишЛ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Плановые осмотры, как правило, проводятся после и до начала отопительного сезона. По данным эксплуатации в течение зимнего периода составляется перечень мероприятий, подлежащих выполнению в межотопительный период при подготовке зданий к эксплуатации зимой.

Ввод в эксплуатацию школьных зданий с повышенным уровнем технической оснащенности инженерным оборудованием обусловливает возросшие требования к организации его технической эксплуатации.

Целесообразно между учреждениями в лице райотделов или школ и объединением по эксплуатации ежегодно заключить «Договор подряда на эксплуатацию сооружений водопровода, канализации, котельных, тепловых сетей, зданий и других сооружений». По договору «Заказчик» выделяет «Подрядчику» помещение для размещения производственных служб, бытовые помещения для рабочих, помещения для складирования материальных ценностей, городские и местные телефоны. «Подрядчик» оплачивает «Заказчику» стоимость аренды бытовых помещений и других услуг при размещении участков на территории «Заказчика». Расчеты за электроэнергию, теплоту, газ, воду и другие услуги осуществляет «Заказчик». Топливо для местных котельных до начала отопительного сезона поставляет «Заказчик» и создает его резерв. Стоимость всех работ, порученных «Подрядчику», определяется на основании утвержденных тарифов.

Численность обслуживающего персонала объединения определяется в зависимости от назначения системы на основании действующих типовых норм.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ


Восстановление работоспособности оборудования и систем вследствие замены или восстановления изношенных или разрушенных узлов и деталей составляег комплекс ремонтных работ. Плановый ремонт предусмотрен нормативной доку ментацией и осуществляется в плановом порядке, являясь предупредительным (профилактическим) ремонтом. Без проведения профилак-тических ремонтов интенсивность отказов оборудования резко возрастает,

поэтому они заранее планируются и по своему характеру являются планово-предупредительными (ППР).

Система ППР включает: техническое обслуживание (поддержание работоспособности оборудования и систем); осмотры (проверка состояния); текущий ремонт (обеспечение безотказной работы систем) и капитальный ремонт (восстановление ресурса оборудования).

Систему ППР необходимо планировать в комплексе с текущей эксплуатацией и ремонтом оборудования, изготовлением запасных частей, а также выполнением работ, связанных с подготовкой к зиме и с внедрением мероприятий по экономному расходованию энергоресурсов.

Составлению плана ППР предшествует проведение инвентаризации оборудования и сетей, на основании которой заполняются карты ремонта. Ремонтная картотека ведется обслуживающим и эксплуатационным персоналом.

Потребность в ресурсах определяется в соответствии с нормами расхода материально-технических ресурсов, необходимых для эксплуатации и текущего ремонта, а также по результатам фактического обследования.

При проведении ремонтов, составлении планов работ следует руководствоваться следующими документами: ВСН 40-84(р) «Технические правила расходования основных материалов при капитальном ремонте жилых домов и объектов коммунального хозяйства», ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», СП 12-101-98 «Технические правила производства наружной теплоизоляции зданий с тонкой штукатуркой по утеплителю», СП 40-103-98 «Проектирование и монтаж зрубопроводов систем холодного и горячего внутреннего водоснабжения с использованием металлополимерных труб» и другими местными нормативными документами.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ

1.3. РЕГУЛИРУЕМЫЕ И НОРМИРУЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ В ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМАХ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ И СВЯЗАННОЕ С ЭТИМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

1.3.1. Холодное и горячее водоснабжение. Параметры регулирования

Контролируемыми и регулируемыми параметрами в системах горячего и холодного водоснабжения являются: качество и температура воды, напор в точках водоразбора, а также суточные расходы воды.

Контролируемыми при наличии баков-ккумуляторов, пожарных резервуаров являются запасы воды в них.

В соответствии с требованиями ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая» вода в системах горячего и холодного водоснабжения должна быть пригодна для питья, приготовления пищи и проведения санитарно-гигиенических процедур (мытье продуктов, стирка, умывание и др.). К качеству воды, подаваемой в бассейны, предъявляются дополнительные требования по цветности, прозрачности и содержанию взвешенных веществ.

В соответствии с гребованиями санитарных норм вода должна быть:

•    прозрачной (прозрачность по стандартному шрифту нс менее 30 см);

•    бесцветной (не более 30 градусов цветности);

•    без привкусов и запахов (допустимы привкусы и запахи интенсивностью не более 2-3 балов).

Вода не должна содержать нитратов в количестве свыше 10 мг/л и быть бактериально чистой (титр-коли не менее 100, т.е. в 1 л воды содержание кишечной палочки должно быть не более 10).

Качество подаваемой воды (на всем пути ее транспортирования от водопроводной станции до потребителя) подвергается санитарному контролю, осуществляемому районными и городскими санэпидемстанциями.

Необходимая температура воды определяется характером ее использо-

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕМУ РЕЖИМУ ЭКСПЛУАТАЦИИ