Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

84 страницы

Купить Том 3 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Альбом содержит основные технические решения и рекомендации по модернизации систем отопления теплоснабжения, вентиляции и электроснабжения школьных зданий.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Эксплуатационно-технические особенности инженерных систем

     2.1. Система водоснабжения

     2.2. Система отопления

3 Реконструкция систем отопления школьных зданий

4. Индивидуальные системы отопления и горячего водоснабжения

     4.1. Общие положения

     4.2. Схемы систем

     4.3. Источники тепла для индивидуальных систем

     4.4. Оценка эффективности

5 Применение длинноволновых электрических обогревателей (система "Эколайн") в школьных помещениях

     5.1. Область применения

     5.2. Эффективность энергосбережения

     5.3. Оборудование для систем лучистого отопления

6 Установки солнечного горячего водоснабжения

     6.1. Область применения и принципиальные схемы

     6.2. Эффективность применения УСГВ

7 Утилизация тепла вытяжного воздуха в системах вентиляции школ

     7.1. Область применения и принципиальные схемы систем утилизации тепла (СУТ)

     7.2. Эффективность энергосбережения в СУТ

8 Автоматизация и учет теплопотребления

     8.1 Узлы учета

     8.2 Схемы узлов учета

     8.3. Схемные решения по автоматизации регулирования теплопотребления при реконструкции школьных зданий

     8.4. Основные показатели эффективности средств автоматизации и регулирования

9 Принципиальные решения по теплоснабжению школ

     9.1. Введение

     9.2. Варианты теплоснабжения и требования, предъявляемые к ним

     9.3. Виды топлива

     9.4. Схемные решения котельных

     9.5. Планировочные решения

     9.6. Реконструкции твердотопливных котельных для сжигания угля, торфа, горючих сланцев и древесных отходов

10 Применение теплонасосных установок для отопления и горячего водоснабжения

     10.1. Область применения и принципиальные схемы

     10.2. Оборудование ТНУ

     10.3. Эффективность применения ТНУ

11 Бассейны

     11.1. Введение

     11.2. Классификация бассейнов

     11.3. Основные характеристики бассейнов

     11.4. Основные пути ресурсосбережения в бассейнах

     11.5. Применение оборотной схемы водоснабжения бассейна

     11.6. Утилизация тепла сбрасываемых вод

Заключение

Приложение 1. Трубопроводы

Приложение 2. Тепловая изоляция

Приложение 3. Оценка эффективности мероприятий по ресурсо- и энергосбережению в инженерных системах

Приложение 4. Годовые расходы тепла на отопление

Приложение 5. Годовой приход солнечной радиации на горизонтальную поверхность и расчетные разности температур

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК ( РААСН) ГУП «МОСГИПРОНИСЕЛЬСТРОЙ»

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ТЕПЛОЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЯХ РОССИИ

Том 3. Технические решения и проектная документация по модернизации систем отопления и теплоснабжения,

вентиляции, электроснабжения школьных зданий

Москва 2001

АННОТАЦИЯ

Настоящий альбом содержит основные технические решения и рекомендации по модернизации систем отопления, теплоснабжения, вентиляции и электроснабжения школьных зданий.

Основная направленность альбома — модернизация систем с целью повышения качества теплоснабжения и создания оптимального температурно-влажностного режима в помещениях при одновременном сокращении энергопотребления школьных зданий.

Перечень мероприятий по реконструкции систем включает по приоритетности наиболее привлекательные с позиции окупаемости и сокращения энергопотребления здания конструктивные решения.

Альбом содержит также схемы: теплоснабжения с помощью термоблоков, реконструкции котельных, установки энергосберегающего оборудования, приборов учёта и регулирования теплопотребления на тепловых вводах и др.

На эффективность модернизации существенное влияние оказывают: состояние, степень износа элементов здания и оборудования, тарифы на энергоресурсы, себестоимость выработки тепла, а также объём реализуемых взаимно влияющих мероприятий. В альбоме приведены осреднённые экономические показатели различных схемных решений. Их комплексное применение требует более подробного технико-экономического расчёта на стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта.

При отсутствии учета и регулирования теплопотребления в зависимости от внешних (климатических) и внутренних факторов (режимов функционирования

школы) не может быть достигнут ожидаемый эффект от проведения энергосберегающих мероприятий по ограждающим конструкциям. В свою очередь реконструкция ограждающих конструкций существенно влияет на решения по инженерным системам. Поэтому реконструкция инженерных систем должна проводиться совместно с другими энергосберегающими мероприятиями и рассматриваться в комплексе.

Большинство представленных в альбоме мероприятий по реконструкции систем теплоснабжения и отопления относятся к быстро окупаемым (срок окупаемости 0,5+3 года). При составлении альбома большое внимание уделено малозатратным мероприятиям.

ройства воздушного отопления связана с требованием к герметичности воздуховодов и их размещению.

Наиболее распространенными типами отопительных приборов являются радиаторы (чугунные секционные, металлические панельные, секционные), конвекторы, чугунные ребристые трубы, гладкотрубные регистры и отопительные панели.

Стальные радиаторы имеют значительно меньшую массу, приходящуюся на единицу поверхности, чем чугунные, но требуют водоподготовки в котельной для удаления кислорода из воды и применения качественной стали для предотвращения коррозии. Стальные штампованные радиаторы выпускаются двух типов: РВС (с вертикальными каналами) и РСГ (с горизонтальными каналами). Приборы рассчитаны на избыточное давление до 0,6 МПа (6 кгс/см2). Гидравлическое сопротивление чугунных и стальных радиаторов практически совпадает, поэтому они могут заменяться без пересчета системы отопления.

Таблица 2.1. Технические характеристики отопительных приборов

Приборы

Теп

ловой

по

ток,

кВт

Рабо

чее

дав

ление

теп-

лоно-

сите-

ля,

МПа

Пло

щадь

по

верх

ности

на

грева,

м2

Вместимость секции, прибора, трубы, л

Размеры, мм

Масса,

кг

длина

ши

рина

высо

та

Чугунные радиаторы

М-140 АО

0,178

0,6

0,299

1,42

96

140

582

8,0

М-140А

0,156

0,6

0,254

1,42

96

140

582

7,8

МС-140-98

0,174

0,8

0,238

1,4

98

140

580

7,7

МС-140-108

0,185

0,8

0,238

1,5

108

140

580

7,8

МС-90-108

0,15

0,8

0,21

1,13

108

90

582

6,1

Чугунная ребристая трубка

ТР-1,0

0,77

0,6

2,0

3,85

1000

-

-

35,7

ТР-2,0

1,54

0,6

4,0

7,7

2000

-

-

71,3

Радиаторы стальные панельные

СРГ

0,456

0,6

0,73

2,8

554

-

580

8,5

РСВ

0,445

0,6

0,71

2,8

538

-

580

7,6

Конвектог

эы стальные

«Комфорт»

(КН20-0,65К)

0,329

1,0

0,71

-

340

160

278

5,6

«Ритм»

(К020-1,6П)

0,808

1,0

-

-

990

180

320

20,0

«Аккорд»

(КА-0,6П)

0,302

1,0

0,98

-

610

85

300

4,95

«Универсал»

(КН-0,7П)

0,4

1,0

0.95

-

645

100

400

4,74

Примечание. Технические характеристики стальных отопительных приборов приведены по наименьшим типоразмерам.


Для сохранения интерьера помещения используются декоративные экраны, закрывающие радиаторы. В этих случаях следует строго выполнять правила установки экранов, поскольку несоблюдение их влечет за собой снижение теплоотдачи нагревательного прибора и нарушение температурного режима в помещении. Декоративный

Эксплуатационно-технические особенности инженерных систем

экран не доходит на 100 мм до пола и низа подоконника, который, в свою очередь, оборудуется в верхней части решеткой шириной 30-50 мм.

Конвекторы рассчитаны на работу в системах отопления с параметрами теплоносителя до 150°С и избыточным давлением до 1 МПа (10 кгс/см2). Наличие кожуха увеличивает конвективную составляющую теплопередачи, которая регулируется воздушным клапаном. При полностью закрытом клапане теплоотдача конвектора уменьшается в 4 раза по сравнению с расчетной. Конвекторы «Аккорд» изготовляются без кожуха и крепятся к стене. К достоинствам конвекторов можно отнести их меньшую стоимость и коррозионную устойчивость. Однако в школьных зданиях они в большей мере могут подвергаться механической деформации школьниками.

Отопительная панель представляет собой бетонную панель с заделанным в нее змеевиком или регистром из стальных или полимерных труб. Используют панели для отопления помещений с повышенными гигиеническими требованиями. При применении нагревательных элементов, встроенных в строительные конструкции (отопительные панели), средняя температура обогреваемой поверхности не должна превышать: для полов с временным пребыванием людей - 31°С и для обходных дорожек и скамей крытых плавательных бассейнов - 31°С.

При заполнении системы отопления водой в нее попадает воздух. При эксплуатации систем с деаэрированной водой, из которой удален воздух, воздушные пробки образуются реже. Накопившийся в системе воздух удаляется из воздухосборников, устанавливаемых на наиболее удаленных стояках и высших точках системы. При нижней разводке системы отопления воздух, собирающийся в верхних отопительных приборах, удаляется с помощью ручных или автоматических воздушных кранов.

При подготовке к отопительному сезону служба эксплуатации должна провести работы по профилактике и ремонту систем отопления, их промывке и опрессовке, проверке элеваторных узлов. Промывку системы отопления проводят, как правило, гидропневматическим способом водой из тепловой сети с температурой не более 75°С. При необходимости промывку производят по отдельным стоякам или группам

стояков. Для промывки используют компрессоры с давлением 0,6 МПа (6 кгс/см2). До начала промывки система отопления должна быть заполнена водой. Сопло на элеваторе должно быть снято, задвижки до и после элеватора на обратном трубопроводе закрыты, а вентиль на сливной трубе и все задвижки на подающем трубопроводе открыты. Давление воды, подаваемой в систему отопления, следует устанавливать в пределах 0,4-0,5 МПа (4-5 кгс/см2). Вода в систему подается постоянно, воздух от компрессора, поступающий в подающий трубопровод системы после элеватора, - периодически. Пробы воды берутся в прозрачную стеклянную посуду из подающего и сливного трубопроводов. Отбор первой пробы воды производится через 15-20 мин. после начала промывки и в дальнейшем через каждые 30 мин. Промывка считается законченной, когда вода на сливе по цветности сравняется с цветностью исходной воды. После промывки систему отопления необходимо заполнить водой из тепловой сети.

Готовность здания к отопительному сезону подтверждается актом после завершения всех работ по подготовке здания к зиме и готовности к эксплуатации элеваторных узлов и систем отопления. Пробное протапливание проводится согласно графикам теплоснабжающих организаций в течение 72 ч, при этом должна быть обеспечена работа источников теплоснабжения в расчетном режиме с соблюдением параметров теплоносителя и его расхода и полностью включенными системами отопления. Подключение внутридомовых систем отопления к тепловым сетям производит бригада службы эксплуатации в строгом соответствии с графиком и по разрешению диспетчера теплоснабжающей организации. Перед подключением необходимо отключить систему горячего водоснабжения здания, произвести замену воды системы отопления со сливом в канализацию методом вытеснения сетевой водой. Во время заполнения системы необходимо постоянно наблюдать за воздухосборниками. В период пробного протапливания проверяются прогрев стояков и отопительных приборов и параметры теплоносителя в элеваторном узле, выявляются возникшие дефекты и принимаются неотложные меры по их устранению.


Эксплуатационно-технические особенности инженерных систем

Системы централизованного теплоснабжения. Системы отопления присоединяются к тепловым сетям по зависимым или независимым (через теплообменник) схемам в тепловом пункте (вводе).

Р ААСН

«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛАХ РОССИИ»

АЦТЭЭТ

12


Рисунок 2.2 Принципиальные схемы присоединения потребителей

Системы централизованного теплоснабжения подразделяются на закрытые и открытые. В закрытых системах теплоснабжения системы горячего водоснабжения присоединяются к тепловым сетям через теплообменники с возвратом всей сетевой воды в источник теплоты. В открытых системах вода на нужды горячего водоснабжения отбирается непосредственно из тепловой сети.

При централизованном теплоснабжении от ТЭЦ или районной котельной применяются зависимая или независимая схемы присоединения систем отопления и закрытая или открытая схемы присоединения систем горячего водоснабжения (рис.2.2.).

При зависимой схеме (рис. 2.2, а) теплоснабжения потребители теплоты присоединены к тепловым сетям непосредственно (одноконтурная схема).

а — зависимая; б — независимая; в — зависимая открытых систем; г — независимая открытых систем; д — зависимая закрытых систем; е - независимая закрытых систем; 1 - водоструйный элеватор; 2 - отопительный прибор системы отопления; 3 -калорифер системы вентиляции; 4 -насос вторичного контура; 5 -теплообменник систем отопления и вентиляции; 6 —регулятор температуры; 7 -точка водоразбора системы ГВС; 8 - дроссельная шайба; 9 - теплообменник II ступени ГВС; 10 -насос системы ГВС; 11 -теплообменник I ступени ГВС; 12, 13 -трубопроводы подающей и обратной воды тепловой сети; ХВ -холодная вода


Эксплуатационно-технические особенности инженерных систем


ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ

л

Г®)‘

13

— --—

Г7п ’

Г Р


«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛАХ РОССИИ»


PAACH


АЦТЭЭТ


13


3. РЕКОНСТРУКЦИЯ СИСТЕМ ОТОПЛЕНИЯ школьных

ЗДАНИЙ

При реконструкции систем отопления школьных зданий следует исходить из требований минимизации эксплуатационных затрат, простоты обслуживания санитарно-технических систем при условии качественного поддержания параметров воздушной среды в помещениях. Выбор схемных решений в системах отопления необходимо осуществлять с учётом следующих приоритетных направлений развития теплоснабжения:

•    теплоснабжение школьных зданий от городских централизованных систем;

•    электроотопление школьных зданий от централизованных энергетических источников с применением энергоэкономичных технологий (панельно-лучистые системы, теплоаккумуляционные приборы с использованием двухставочного тарифа, тепловые насосы и др.);

•    локальные автоматизированные котельные, работающие на квалифицированных видах топлива (газ, солярное топливо и др.);

•    источники тепла на обогащённом топливе (угольные брикеты и др.).

Рис. 3.1 Схема установка термостатов в однотрубных системах отопления

Переход на более квалифицированные виды топлива, несмотря на определённое увеличение стоимости, позволяет сократить общие издержки за счёт автоматизации, применения более квалифицированного обслуживания и эффективности реализации энергосберегающих мероприятий.

В настоящее время оптимальными, с точки зрения минимизации вложения средств, решениями при реконструкции систем отопления и для получения максимального экономического эффекта являются:

•    максимальное сохранение существующих схемных решений систем отопления с выполнением необходимых диагностических, наладочных и выборочных ремонтно-восстановительных работ;

•    реконструкция и автоматизация теплового пункта (котельной) для более точного соблюдения теплогидравлических режимов в системах отопления;

•    переход на программный отпуск тепла с сокращением теплопотребления в ночное время, выходные дни и летний период, учёт теплопоступлений;

•    дооснащение существующих отопительных систем термостатическими головками, регуляторами расхода и давления;

•    организация ремонта, промывки существующих систем (водо-воздушной, химической и др.) для восстановления первоначальных теплогидравлических характеристик систем отопления;

•    внедрение локальных новых схемных решений в реконструируемых помещениях (лучистые, напольные системы и др.).

С целью сокращения расходов при реконструкции систем отопления допускается при числе приборов в помещении не более четырех устанавливать термостатическую головку только на одном приборе.

Схемы установки представлены на следующих рисунках:

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ

Реконструкция систем отопления школьных

МОДЕРНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ

1

зданий



tB

Рис. 3.2 Схема установка термостатов в двухтрубных системах отопления

tB

-0

Рис. 3.3 Схема установка термостатов в горизонтальных системах отопления Установка термостатической головки (одной на помещение) обеспечивает поддержание требуемой температуры в помещении, хотя и обладает повышенной инерционностью.

Для предотвращения механических поломок и увеличения срока службы необходимо устанавливать термостатические головки повышенной прочности, а прокладку проводов к датчикам температуры осуществлять скрытно.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ

Реконструкция систем отопления школьных

МОДЕРНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ

зданий

4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ И ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ

4.1. Общие положения

Одним из направлений реконструкции систем отопления является устройство индивидуальных систем отопления и горячего водоснабжения.

К преимуществам индивидуальных (местных) систем отопления и горячего водоснабжения можно отнести:

•    высокий к.п.д. котлов (88-92%), позволяющий значительно снижать стоимость выработанной единицы тепла;

•    более точное регулирования теплопотребления по сравнению с центральными системами;

•    отсутствие дополнительных затрат на прокладку и ремонт наружных теплосетей;

•    возможность надстройки и пристройки к школьному зданию без увеличения мощности центральной котельной;

•    стабильность параметров теплоносителя и независимость их от внешних факторов;

•    надёжная работа котлов и систем управления и автоматики;

•    низкая капиталоёмкость.

К основным недостаткам применения данных систем в условиях школ относят-

ся:

•    наличие газовой разводки в школе (при использовании газовых водонагревателей);

•    остановка циркуляционного насоса и прекращение циркуляции теплоносителя при больших перерывах в электроснабжении, что может привести к «размораживанию» системы отопления.

Применение индивидуальных систем отопления с газовыми нагревателями рекомендуется:

•    в надстраиваемых помещениях школьных зданий, где установка индивидуальных нагревателей позволяет сохранить существующую систему теплоснабжения и выполнить его реконструкцию без прекращения эксплуатации здания;

•    для зданий малого объема, в пристройках.

4.2. Схемы систем

Индивидуальная система отопления и горячего водоснабжения (рис. 4.1) включает в себя:

-    приборы учёта расхода энергоносителей (1);

-    источник тепла (2);

-    бак-аккумулятор (3);

-    отопительные приборы (радиаторы) (4);

-    системы распределения тепла и горячего водоснабжения (ГВС).

4

Рис. 4.1. Принципиальная схема индивидуальной системы отопления и системы ГВС (на базе газового водонагревателя)


Индивидуальные системы отопления и горячего водоснабжения

Системы распределения тепла и ГВС по помещениям могут выполняться из следующих материалов (приложение 1):

-    из гибких металлопластиковых (многослойных) труб с соединительными деталями из специальной бронзы или нержавеющей стали диаметром от 12 до 32 мм;

88—91% 10—60 кВт 90—500 мЭлектронное 0,3 МПа (3 кгс/см2) 75—90°С

-    из гибких полиэтиленовых труб с усовершенствованной молекулярной структурой (ПЭс) с соединительными деталями из специальной бронзы наружным диаметром от 12 до 110 мм (система «ВARBI»);

-    из полипропиленовых труб и соединительных деталей из полипропилена диаметром от 16 до 110 мм (только для ГВС).

В качестве вариантов отопительных приборов могут применяться различные радиаторы: из алюминия, стали или чугуна. В качестве альтернативы в некоторых помещениях (таких, как раздевалки, душевые и т.д.) могут быть использованы системы «ТЕПЛЫЙ ПОЛ», которые обладают более высокими характеристиками по качеству распределения теплового потока в помещении по сравнению с традиционным размещением отопительных приборов.

Следует использовать, как правило, автоматическую запорную и регулирующую арматуру, приборы учёта расхода газа, воды и тепловой энергии. Могут применяться и ручные терморегуляторы (даже с их помощью достигается экономия до 20% производимой тепловой энергии и удается обеспечить высокие комфортные условия).

4.3. ИСТОЧНИКИ ТЕПЛА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СИСТЕМ

В качестве источника тепла в таких системах могут быть использованы настенные и напольные котлы малой мощности, которые на российском рынке представлены следующими марками:

иностранные производители: Roca, Fagor (Испания); Saunier Duval, Frisquet, DeDietrich (Франция); Elektrolux, CTC (Швеция); Bosch, Vaillant, Viessmann, (Герма

ния); Slant/Fin, Teledyne Laars (США); Protherm (Чехия); Kuturami (Южная Корея); Vacutherm (Австрия); ImmerGas (Италия); Jaspi&Makinen (Финляндия);

отечественные производители: «Немига» (Беларусь); АОГВ (Ростовгазоаппа-рат, г. Ростов-на-Дону); «Сибиряк» (Сибгазприбор, г.Тюмень); «Протон» (Ванадий-Тулачермет, г. Тула); «Румо» (Нижний Новгород).

Почти все водонагреватели, представленные на рынке России, имеют сходное устройство и технические характеристики:

К.п.д.

Мощность

Отапливаемая площадь Зажигание (для газовых водонагревателей)

Максимальное давление в отопительной системе Максимальная температура воды в отопительной системе

Максимальное давление в системе горячего водоснаб-    0,6—1,0 МПа

жения    (6—10 кгс/см2)

Максимальная температура горячей воды    60—65°С

Примечание. Многие из котлов имеют дополнительно электрические ТЭНы мощностью 6— 12 кВт, позволяющие увеличить полезную мощность котла и программно использовать ночное электричество в случае дифференцированных тарифов оплаты дневного и ночного потребления электроэнергии.

Основным критерием подбора котла является необходимая отопительная мощность; при отсутствии данных нагрузка принимается из расчёта примерно 100 Вт на 1м2.

Индивидуальные системы отопления и горячего водоснабжения


ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ


Типичными представителями котлов для индивидуальных систем отопления и горячего водоснабжения являются котлы серии R 20, RS 20 испанской фирмы Roca, имеющие следующие технические характеристики:

АЦТЭЭТ


17

Рис. 4.3. Характеристика трехскоростного циркуляционного насоса


Индивидуальные системы отопления и горячего водоснабжения


Полезная мощность

23,3 кВт

Расход горячей воды при At = 25°С

13,4 л/мин

К.п.д.

90%

Приоритет производства горячей воды

100%

Управление и зажигание

Электронное

Минимальное рабочее давление газа

0,2 бар

Минимальный расход горячей воды для зажигания

3 л/мин

Масса

40 кг

Максимальное давление в системе отопления

3 бар

Максимальная температура воды в системе отопления

90°С

Максимальное давление в системе ГВС

7 бар

Максимальная температура горячей воды

60°С

Полезный объем расширителя

5,3 л

Рис. 4.2. Устройство и основные размеры котла Roca RS 20

1.

Теплообменник

11. Расширительный бак

2.

Горелка

12. Датчик контроля состава

3.

Газовый клапан-распределитель

продуктов сгорания

4.

Циркуляционный насос

13. Прерыватель тяги

5.

Датчик отопления

14. Предохранительный клапан

6.

Защита от перегрева

15. Прямой ход отопления

7.

Контрольная горелка

16. Подача газа

8.

Термопара

17. Обратный ход отопления

9.

Электрод зажигания

18. Цифровой манометр

10. Автоматическое устройство

19. Камера сгорания

для стравливания воздуха

20. Электронная панель

мвод.ст.


4.4. Оценка эффективности

Технико-экономические показатели применения индивидуальных систем отопления и горячего водоснабжения рассчитываются согласно приложению 3. Основными составляющими являются капитальные вложения и эксплуатационные затраты. Снижение топливной составляющей по сравнению с традиционными системами может составлять 30 %.

Капитальные вложения

Капитальные вложения для реализации индивидуальной системы теплоснабжения колеблются в пределах 10—40 $/м2 и включают в себя:

-    стоимость котла и вспомогательного оборудования;

-    стоимость проектных и монтажных работ.

Эксплуатационные затраты

Эксплуатационные затраты включают в себя:

-    стоимость ресурсов, необходимых для выработки тепла и горячей воды (природный газ, холодная вода, электроэнергия);

-    сервисное обслуживание;

-    запасные части для замены вышедших из строя деталей и узлов.

Полностью эксплуатационные затраты составляю порядка 0,1—0,5 $/м2.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ

Индивидуальные системы отопления и горячего водоснабжения

РААСН

«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛАХ РОССИИ»

АЦТЭЭТ

19


5. ПРИМЕНЕНИЕ ДЛИННОВОЛНОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ОБОГРЕВАТЕЛЕЙ (СИСТЕМА «ЭКОЛАЙН») В ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

5.1. Область применения

Длинноволновые электрические обогреватели предназначены для быстрого и комфортного обогрева отдельных помещений школы с переменным тепловым режимом. Наибольший эффект достигается при использовании их взамен конвективных систем отопления или в комбинации с ними для помещений с высокими потолками: актовых, спортивных, универсальных залов, помещений плавательных бассейнов, производственных помещений.

В комбинированных системах конвективно-лучистого отопления традиционные системы отопления обеспечивают базовую нагрузку (дежурное отопление), а лучистое - дополнительное комфортное отопление.

5.2. Эффективность энергосбережения

Использование лучистого отопления на базе длинноволновых обогревателей позволяет при соблюдении комфортных условий экономить до 50—60 % энергии, расходуемой на отопление помещений за счет пониженной на 3—4 °С температуры внутреннего воздуха, обогрева только части объема помещения, где находятся люди, а также программного снижения температуры в нерабочее время.

Эффективность энергосбережения при использовании лучистого отопления как основного, так и дополнительного к конвективному отоплению универсального зала школы по типовому проекту 221-1-179 для условий Москвы представлена в следующей таблице.

5.3. Оборудование для систем лучистого отопления 5.3.1. длинноволновые обогреватели

Обогреватель состоит из прямоугольного металлического корпуса, покрытого жаростойкой краской, с элементами крепления. Низкотемпературный ТЭН вмонтирован в теплоизлучающую пластину - высокоточный анодированный профиль из алюминия, который обращен к полу. Между корпусом и теплоизлучающей пластиной находится высокачественный теплоизолятор.

Температура ТЭНа подобрана так, что поверхность пластины, обращенная к полу, нагревается до 250°С. При такой температуре 90% энергии преобразуется в поток тепловых лучей, расходящихся от пластины и находящихся на ней предметов, и лишь 10% уходит на прямой нагрев воздуха, соприкасающегося с пластиной.

Характеристики

Полное лучистое отопление

Дополнительное отопление

Расчетные теплопотери зала, кВт

33,0

33,0

Расчетная мощность конвективной системы отопления, кВт

-

23,25

То же, системы «Эколайн», кВт

26,7

7,2

Годовой расход тепла при конвективном отоплении, МВт.ч

85,2

85,2

Г одовой расход тепла лучистой системой, МВт.ч

39,7

7,7

То же, дежурной системой отопления, МВт.ч

-

47,1

Общий годовой расход тепла, МВт.ч

39,7

54,8

Экономия тепла по сравнению с конвективным отоплением, МВт.ч

45,4

30,4

То же, в %

53,4

35,7

Количество обогревателей ЭЛ-4(Ж

7

2

Стоимость обогревателей, у.е.

2380

708

Снижение стоимости конвективной системы (при стоимости приборов 40 у.е./кВт), у.е.

1416

400

Дополнительные затраты, у.е.

964

308


Состав комплекта научно-технической, методической и проектной документации, разработанной в рамках реализации подпрограммы «Энергосбережение в школах России», утвержденного и введенного в действие Госстроем России.

Том 1 • Концепция энергосбережения в школьных зданиях при их реконструкции Том 2 • Архитектурно-планировочные, энергосберегающие решения реконструируемых типовых школьных зданий

Том 3 • Технические решения и проектная документация по модернизации систем отопления и теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения школьных зданий

Том 4 • Технические решения и проектная документация по утеплению ограждающих конструкций реконструируемых школьных зданий

Том 5 • Методические рекомендации по экономической оценке энергосберегающих мероприятий в школьных зданиях

Том 6 • Методические рекомендации по энергосберегающему режиму эксплуатации школьных зданий

Том 7 • Методические рекомендации по составу, порядку разработки, согласованию и утверждению документации на энергосберегающую реконструкцию школьных

Тепловые лучи обогревателя нагревают пол и предметы, от которых, в свою очередь, нагревается воздух. Подымаясь к потолку, он постепенно остывает, при этом на уровне головы стоящего человека температура воздуха оказывается на 1—2 °С ниже, чем у пола.

Тепловые лучи расходятся перепендикулярно длинной оси теплоизлучающей панели под углом 90°.

Перечень обогревателей «ЭКОЛАЙН» и их характеристики представлены в следующей таблице:

Поставляется регулирующие оборудование как с ручной установкой температуры воздуха, так и программируемое на неделю на 4 ступени регулирования на каждый день, технические характеристики которых приведены в следующей таблице:

Модель

Ток,

А

Регулируемая

температура

Примечание

EBERLE RTR 3521

16

От 0 °С до +30 °С

EBERLE RTR 3563

10

От 0 °С до +30 °С

EBERLE Fre 52531

16

От 10 °С до +60 °С

Выносной термодатчик

EBERLE INSTAT2

16

От 0 °С до +30 °С

Программатор на неделю


Модель

Мощ

ность,

Вт

Напряжение, В

Ток, А

Габариты, мм

Масса-,

кг

Миним.

высота

подвеса,

м

Цена,

у.е.

ЭЛП 03R

300

220

1,4

600/600

4,2

2

ЭЖ 05R

500

220

2,3

900/160/40

3,4

2

97

ЭЛК 06R

600

220

2,7

1000/160/40

3,9

2

104

ЭЖ 10R

1000

220

4,6

1500/160/40

4,7

2

138

ЭЛ 20R

2000

220

9

1500/320/50

11

3,1

228

ЭЛ 30R

3000

380 (220)

4,6

1500/480/50

15

3,6

307

ЭЛ 40R

4000

380 (220)

6,1

1500/480/50

15

4,6

334

ЭЛ 60R

6000

380 (220)

9,1

2000/480/50

21

6

5.3.2. ТЕРМОРЕГУЛИРУЮЩИЕ УСТРОЙСТВА

Устройства терморегулирования позволяют с высокой точностью управлять работой длинноволновых обогревателей для поддержания в помещении заданной температуры. При этом обогреватели работают в максимально экономичном режиме, исключая недогрев или перегрев помещения.

В простом случае, если требуется обогреть небольшое количество независимых по температурному режиму помещений, с задачей управления обогревателями надежно справляются настенные терморегуляторы.

Обогреватели подключаются к регулирующему оборудованию (терморегуляторам), которое поддерживает заданную потребителем температуру в помещении независимо от погодных условий.

РААСН

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБ1ПИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.......................................................


«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛАХ РОССИИ»


АЦТЭЭТ


3


8.3.    Схемные решения по автоматизации регулирования теплопотребления при

РЕКОНСТРУКЦИИ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ......................................................................................................................33

8.4.    Основные показатели эффективности средств автоматизации и регулирования.............42


2.    ЭКСПЛУАТ АТТИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ...................7

2.1.    Система водоснабжения............................................................................................................................7

2.2.    Система отопления......................................................................................................................................8

3. РЕКОНСТРУКЦИЯ СИСТЕМ ОТОПЛЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ..................................................13

4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ И ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ....................15

9. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЮ ШКОЛ................................................44

9.1.    Введение..........................................................................................................................................................44

9.2.    Варианты теплоснабжения и требования, предъявляемые к ним.............................................44

9.3.    ВИДЫ ТОПЛИВА................................................................................................................................................44

9.4.    Схемные решения котельных.................................................................................................................45

9.5.    Планировочные решения..........................................................................................................................45

9.6. Реконструкции твердотопливных котельных для сжигания угля, торфа, горючих сланцев и древесных отходов..............................................................................................................................49


4.1.    Общие положения.......................................................................................................................................15

4.2.    Схемы систем...............................................................................................................................................15

4.3.    Источники тепла для индивидуальных систем...............................................................................16

4.4.    Оценка эффективности.............................................................................................................................18

5.    ПРИМЕНЕНИЕ ДЛИННОВОЛНОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ОБОГРЕВАТЕЛЕЙ (СИСТЕМА

«ЭКОЛАЙН»! В ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ................................................................................................19

5.1.    Область применения...................................................................................................................................19

5.2.    Эффективность энергосбережения.......................................................................................................19

5.3.    Оборудование для систем лучистого отопления............................................................................19

6. УСТАНОВКИ СОЛНЕЧНОГО ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ...........................................................21

6.1.    Область применения и принципиальные схемы..............................................................................21

6.2.    Эффективность применения УСГВ........................................................................................................22

10. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕПЛОНАСОСНЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ И ГОРЯЧЕГО

ВОДОСНАБЖЕНИЯ..................................................................................................................................................52

10.1.    Область применения и принципиальные схемы............................................................................52

10.2.    Оборудование ТНУ....................................................................................................................................52

10.3.    Эффективность применения ТНУ........................................................................................................53

11. БАССЕЙНЫ...........................................................................................................................................................55

11.1.    Введение........................................................................................................................................................55

11.2.    Классификация бассейнов....................................................................................................................55

11.3.    Основные характеристики бассейнов...............................................................................................56

11.4.    Основные пути ресурсосбережения в бассейнах..........................................................................57

11.5.    Применение оборотной схемы водоснабжения бассейна.........................................................57

11.6.    Утилизация тепла сбрасываемых вод................................................................................................58


7.    УТИЛИЗАЦИЯ ТЕПЛА ВЫТЯЖНОГО ВОЗДУХА В СИСТЕМАХ ВЕНТИЛЯЦИИ ШКОЛ.............24

7.1.    Область применения и принципиальные схемы систем утилизации тепла (СУТ).............24

7.2.    Эффективность энергосбережения в СУТ...........................................................................................25

8.    АВТОМАТИЗАЦИЯ И УЧЁТ ТЕПЛОПОТРЕБЛЕНИЯ..............................................................................27

8.1.    Узлы УЧЕТА............................................................. 27

8.2.    Схемы узлов учета......................................................................................................................................29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................................................................60

Приложение 1. Трубопроводы..............................................................................................................................61

Приложение 2. Тепловая изоляция....................................................................................................................65

Приложение 3. Оценка эффективности ероприятий но ресурсо и энергосбережению в

инженерных системах............................................................................................................................................69

Приложение 4. Годовые расходы тепла на отопление...............................................................................77

Приложение 5. Годовой приход солнечной радиации на горизонтальную поверхность и расчетные разности температур.........................................................................................................................81


Оглавление

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Техническое обслуживание, ремонт и реконструкция зданий как система представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности в школе (температурно-влажностного режима (ТВР) в помещениях, требуемого объема и качества воды, и др.) при одновременном обеспечении сохранности здания и его инженерных систем.

Планирование ремонта и замены инженерного оборудования в школьных зданиях осуществляется на основе фактического состояния элементов систем, определяемого визуальными и инструментальными методами, и их нормативных сроков службы.

Одним из важнейших направлений улучшения условий жизнедеятельности в школах, создания в них экологически чистой среды обитания при одновременном сокращении финансовых затрат на эксплуатацию зданий является внедрение при ремонте и реконструкции современного санитарно-технического оборудования и прогрессивных схемных решений по инженерным системам.

Существенный эффект при реконструкции школьных зданий достигается при одновременном проведении комплекса мероприятий. В соответствии с этим в альбоме приведены рекомендации и технические решения по модернизации всех систем: водоснабжения, отопления и теплоснабжения.

Разнообразие технических схем, оборудования и мероприятий по энергосбережению позволяет выбрать из представленного перечня в зависимости от целей и условий реконструкции школьных зданий наиболее рациональные решения.

Реконструкцию инженерных систем или отдельного оборудования целесообразно увязывать с планами капитального или текущего ремонта здания и его инженерных систем. При этом необходимо помимо физического учитывать моральный износ систем, связанный с несоответствием эксплуатационных характеристик современным

требованиям по экономическим, энергетическим показателям, эстетическим требованиям и др.

Окончательное решение о применении того или иного решения следует осуществлять на основе технико-экономического обоснования и расчёта энергетических показателей по единой методике, с учетом особенностей функционирования инженерных систем.

Приведенные схемные решения, перечень оборудования не исключают возможности подбора и других известных приборов и конструкций, не приведенных в настоящем документе.

Обследование школьных зданий, обоснование выбора энергетического оборудования и схемных решений, проведение предпроектных проработок может быть выполнено с участием специалистов Академического центра теплоэнергоэффективных технологий (тел. (812) 275-65-80).


Общие положения

Таблица 1-1

Эффективность энергосберегающих мероприятий*

п.п.

Мероприятия

Эффект

Ориентировочный срок окупаемости

Дополнительные капитальные вложения

Экономия для различных расчётных условий, °С

-25

-30

3

4

5

б

7

1.

Диагностика, теплоизоляция разводящих трубопроводов систем отопления и горячего водоснабжения в подвалах и на чердаках зданий

Экономия тепла 5-7%

0,5-1 год

От 1500 у.е.

От 2800 ккал в год на м3 об. здан.

От 3300 ккал в год на м3 об. здан.

2.

Наладка тепловых сетей, установка балансировочных вентилей и шайб в тепловых пунктах, системах отопления и горячего водоснабжения школьных зданий

Экономия тепла 3-10%

1-2 года

От 5000 у.е.

От 1200 ккал в год на м3 об. здан.

От 1400 ккал в год на м3 об. здан.

3.

Автоматизация и установка приборов регулирования и учета тепловой энергии в системах отопления, газоснабжения и водоснабжения школьных зданий, в том числе устройство пофасадных систем программного регулирования в системах отопления

Экономия тепла 10-35%

0,5-1 год

От 4000 у.е.

От 2900 ккал в год на м3 об. здан.

От 3300 ккал в год на м3 об. здан.

4.

Установка водомеров в системах горячего и холодного водоснабжения

Сокращение водо-разбора на 30-40%

0,5-1 год

От 300 у.е.

От 200 м3 воды /год

5.

Установка стабилизаторов давления и ресурсосберегающей водоразборной арматуры и оборудования (малорасходных душевых сеток, водоразборных смесительных устройств, смывных бачков и др.)

Снижение расхода воды на 10-15%

1-3 года

От 1000 у.е.

От 100 м3 воды/год

6.

Дооборудование отопительных котельных экономайзерами (при мощности более 5 Гкал/ч)

Экономия тепла 7-10%

2-4 года

От 2000 у.е.

От 50 Гкал/год

7.

Автоматизация с дооборудованием автономных и квартальных котельных экономичными газовыми горелками и автоматикой

Экономия топлива 3-5%

3-6 лет

От 3000 у.е.

От 5тонн условного топлива/год

8.

Устройство входных тамбуров

Экономия тепла 2-5%

от 10 лет

От 1000 у.е.

От 800 ккал в год на м3 об. здан.

От 960 ккал в год на м3 об. здан.

9.

Замена внешних теплопроводов на трубопроводы с повышенными теплогидроизоляционными качествами

Экономия тепла 3-7 %

6-10 лет

От 1 у.е./м

От 2000 (ккал/год)/м

10.

Установка теплоутилизаторов в системах вентиляции и воздушного отопления школьных зданий

Экономия тепла 40-50%

5-6 лет

От 2500 у.е. на 1000м3/ч воздуха

От 5 Г кал в год на 1000м3/ч воздуха

От 6 Гкал в год на 1000м3/ч воздуха

11.

Дооснащение существующих общеобменных систем вентиляции зданий локальными вентиляционными системами с теплоутилизаторами

Экономия тепла 60-70%

До 10 лет

От 700 у.е. на 1000м3/ч воздуха

От 8 Г кал в год на 1000м3/ч воздуха

От 9,5 Гкал в год на 1000м3/ч воздуха

Общие положения

PAACH


«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛАХ РОССИИ»


АЦТЭЭТ


6


2

3

4

6 1 7

12.

Оснащение школьных котельных автоматизированными системами управления технологическими процессами, замена на более экономичные отопительных котлов и оборудования

Экономия ресурсов 15^25%

2,5ч-4,5 года

От 2000 у.е.

От 20 тонн условного топлива/год

13.

Устройство локальных (для части здания) систем теплоснабжения в реконструируемых и надстраиваемых помещениях

Экономия тепла 7%

3-П2 лет

От 2000 у.е.

От 1600 ккал в год на м3 об. здан.

От 1800 ккал в год на м3 об. здан.

14.

Устройство двухтрубной системы отопления (СО) с установкой современных отопительных приборов и устройств регулирования при покомнатной горизонтальной разводке СО и установке термостатов

Экономия тепла 20%

34-9 лет

От 2500 у.е.

От 2500 ккал в год на м3 об. здан.

От 3000 ккал в год на м3 об. здан.

15.

Создание систем горячего водоснабжения с теплонасосными установками и использованием теплоты условно чистых вод и вытяжного воздуха в банях, бассейнах, душевых и др.

Экономия тепла 10440%

3-ь7 лет

От 5000 уе.

От 1700 ккал в год на м3 об. здан.

От 1900 ккал в год на м3 об. здан.


* Перечисленные факторы взаимосвязаны и суммированный эффект от нескольких мероприятий может быть несколько меньше.



ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ МОДЕРНИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ


Общие положения


PAACH

«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛАХ РОССИИ»

2. ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ

2.1. Система водоснабжения

По своему назначению внутренние системы водоснабжения подразделяются на хозяйственно-питьевые, противопожарные, поливочные и производственные.

Хозяйственно-питьевой водопровод подает воду, которая должна удовлетворять требованиям ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством», для питья, приготовления пищи и проведения санитарно-гигиенических процедур (мытье продуктов, умывание, уборка помещений, проведение лечебных процедур и т.д.).

В школьных зданиях обычно устраивается единая водопроводная сеть, удовлетворяющая хозяйственно-питьевые, производственные и противопожарные нужды.

В зависимости от температуры транспортируемой воды водопроводы бывают холодные и горячие (температура от 50 до 75°С).

Системы внутреннего водопровода (хозяйственно-питьевого, противопожарного) включают: вводы в здания, водомерные узлы, разводящую сеть, стояки, подводки к санитарным приборам и технологическим установкам, водоразборную, смесительную, запорную и регулирующую арматуру. В зависимости от местных условий в систему внутреннего водопровода могут входить насосные установки, запасные и регулирующие емкости.

Для учета отпущенной воды используются стандартные водосчетчики различного типа. Установку приборов учета расхода воды производят в водомерных узлах, выполняемых в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84*. «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Водопроводные сети обычно выполняются из стальных оцинкованных труб диаметром до 150 мм, неоцинкованных труб при больших диаметрах или труб из других материалов, в том числе полимерных, разрешенных к использованию.

АЦТЭЭТ    7

Арматуру для систем хозяйственно-питьевого водопровода устанавливают на рабочее давление, не превышающее 0,6 МПа (6 кгс/см2).

Для повышения давления во внутренней сети, если давление в наружной сети меньше требуемого, предусматриваются насосные установки.

Запасные и регулирующие емкости (водонапорные и гидропневматические баки) предназначены для создания запаса воды, обеспечивающего бесперебойное снабжение потребителей в случае несоответствия режимов подачи воды и водопотребле-ния.

Противопожарный водопровод. Необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальные расходы воды на пожаротушение регламентируются требованиями соответствующих СНиПов и перечнем зданий и помещений, подлежащих оборудованию автоматическими средствами пожаротушения.

Объединенный хозяйственно-противопожарный водопровод монтируется из стальных оцинкованных труб; используемая арматура должна выдерживать давление не менее 0,9 МПа, поскольку гидростатический напор в системе противопожарного водопровода на время тушения пожара допускается повышать до 90 м на отметке наиболее низко расположенного санитарно-технического прибора.

Горячее водоснабжение школьных зданий. В зависимости от режима и объема потребления горячей воды на хозяйственно-питьевые нужды различают системы централизованного и местного водоснабжения.

При централизованном горячем водоснабжении подогрев воды осуществляется в центральных или индивидуальных тепловых пунктах теплоносителем, подаваемым тепловыми сетями. Возможен вариант централизованного горячего водоснабжения непосредственно от источника теплоты (небольшой котельной). При централизованном теплоснабжении (двухтрубные тепловые сети) присоединение систем горячего водоснабжения производится к подающему и обратному трубопроводам (открытые


PAACH

«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛАХ РОССИИ»

системы теплоснабжения) или через водонагреватели (закрытые системы теплоснабжения).

В душевых помещениях школьных и лечебно-профилактических учреждений к водоразборным стоякам горячего водоснабжения присоединяются полотенцесушители, выполненные из стальных, латунных или нержавеющих труб.

В открытых системах централизованного горячего водоснабжения (непосредственный водоразбор) горячая вода в зависимости от температуры теплоносителя поступает из подающего или обратного трубопроводов либо из обоих трубопроводов одновременно. Постоянство температуры поступающей в сеть горячей воды достигается благодаря работе терморегулятора. В этом случае циркуляционный трубопровод системы горячего водоснабжения присоединяется к общему обратному трубопроводу тепловой сети индивидуального теплового пункта за точкой отбора воды из обратной магистрали. Между этими точками врезки устанавливается дроссельная шайба, обеспечивающая циркуляцию воды в системе горячего водоснабжения.

Трубопроводы системы горячего водоснабжения монтируются из стальных оцинкованных труб на резьбе или на сварке. В соответствии со СНиП 2.04.01-85* давление в системе у санитарных приборов должно быть не более 0,6 МПа (6 кгс/см2).

Горячая вода, подаваемая потребителям, должна соответствовать ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая».

Системы местного горячего водоснабжения предусматриваются для зданий при отсутствии централизованного теплоснабжения, а также для объектов, удаленных от источников теплоты. Вода в системах местного горячего водоснабжения подогревается в водяных, газовых или электрических нагревателях. Область использования указанных водонагревателей определяется местными условиями.

Снабжение горячей водой торговых точек и пунктов общественного питания может быть местным - с помощью газовых или электрических водонагревателей, титанов и кипятильников, относящихся к технологическому оборудованию.

АЦТЭЭТ    8

2.2. Система отопления

Система отопления школьных зданий решает одну из задач по созданию микроклимата и представляет собой комплекс мероприятий, необходимых для обогрева помещений. Теплоносителями в системах отопления школьных зданий могут быть вода или воздух. Системы водяного отопления обладают высокими санитарно-гигиеническими качествами, обеспечивающими их широкое распространение.

В качестве теплоносителя систем отопления с местными отопительными приборами (радиаторами, конвекторами, приставными отопительными панелями) принимается вода с предельными средними температурами отопительных приборов не выше 95 °С в однотрубных системах и 105°С в двухтрубных.

Первым и основным требованием, предъявляемым к любой системе отопления, является подача ею необходимого количества теплоты во все обслуживаемые помещения в соответствии с их тепловой потребностью. Нарушения в работе системы, ведущие к неравномерной температуре обслуживаемых ею помещений, а следовательно, к разрегулировке системы, заключаются обычно в неудовлетворительной схеме, в неправильном расчете системы, наличии воздушных пробок в трубопроводах, зашла-ковании системы, недостаточной температуре теплоносителя.

Хорошие экономические показатели, а также простота схемы стояков, способствующая высокой степени индустриализации монтажных работ, обеспечили широкое внедрение однотрубных систем. В настоящее время вертикальные однотрубные системы в различных модификациях являются основным типом отопительных систем, применяемых в общественных зданиях. К их достоинствам относится более низкая стоимость, простота обслуживания. Вместе с тем они в большей степени подвержены разрегулировки, перерасходу тепловой энергии и не позволяют качественно осуществлять энергосбережение в них.

Простейшей схемой однотрубной системы, используемой на лестничных клетках, является проточная, при которой в приборы каждого этажа поступает вся вода, проходящая по стояку (рис. 2.1, а).

Эксплуатационно-технические особенности инженерных систем


PAACH


OlOOli

Рисунок 2.1 Схемы однотрубных систем

а -проточного стояка; б - проточного стояка с трехходовыми кранами; в -с осевыми замыкающими участками; г — со смещенными участками; д - с нижней разводкой и П-образными стояками; е - горизонтальная; 1 - стояк; 2 - отопительный прибор; 3 -регулирующий кран; 4 - выпуск воздуха

При этой схеме требуется наименьший расход отопительных приборов и труб,

обеспечивается простой монтаж, но ограничивается возможность установки кранов у отопительных приборов, так как при выключении всех приборов на каком-либо этаже прекращается циркуляция теплоносителя по стояку. Использование на стояках замыкающих проточных участков (осевых или смещенных) позволяет ликвидировать указанный выше недостаток проточной системы (рис. 2.1, в, г). Применение у отопительных приборов на трубных перемычках трехходовых кранов дает возможность воде проходить по замыкающему участку, минуя отключенный прибор (рис. 2.1, б).

Однотрубные системы с нижней разводкой (рис. 2.1, д) получили широкое применение. В этих системах как обратный, так и подающий трубопровод прокладываются по техническому подполью; стояки же, поднимаясь от разводящего трубопровода до верхнего этажа, затем спускаются и присоединяются к обратному трубопроводу в техническом подполье. К восходящей части стояков отопительные приборы

АЦТЭЭТ


«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛАХ РОССИИ»


□ □25

□го

присоединяются по схеме снизу-вверх, к нисходящей - сверху-вниз. Неудобством этой системы является необходимость периодического удаления воздуха, накопившегося в отопительных приборах верхних этажей.

В одноэтажных зданиях находят применение горизонтальные однотрубные системы отопления (рис. 2.1, ё). Они удобны в монтаже, так как размеры наиболее сложного узла - обвязки прибора зависят лишь от числа элементов в нем и не зависят от строительных размеров здания. Такие системы, с учетом новых подходов к регулированию, весьма перспективны.

Как уже отмечалось, в школьных зданиях нашли применение вертикальные однотрубные (с верхним расположением подающей магистрали и с нижним расположением обеих магистралей) и горизонтальные однотрубные системы отопления.

Кроме указанных выше систем отопления, имеется еще одна их разновидность, встречающаяся в школьных учреждениях и спортивных сооружениях. Это система панельно-лучистого отопления. Панельно-лучистое отопление представляет собой отопление плоскими отопительными приборами - панелями, устанавливаемыми в стенах или под окнами.

Воздушное отопление обычно совмещается с вентиляцией и представляет собой наиболее рациональное решение системы отопления школьных зданий. К воздушному отоплению, естественно, предъявляются те же требования, что и к системам вентиляции. Различают прямоточную и рециркуляционную системы воздушного отопления. Прямоточную систему применяют в помещениях, где не допускается рециркуляция воздуха (лечебные и учебные здания). В тех случаях, когда подача наружного воздуха в помещение не обязательна, используют систему воздушного отопления с полной рециркуляцией воздуха, требующей значительно меньших расходов теплоты на нагревание воздуха. Воздух обычно нагревается с помощью калориферов (водяных или электрических), а перемещается вентиляторами. Основная сложность уст-