ОДМ 218.3.037-2014 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ПРОЧНОСТИ ЦЕМЕНТОБЕТОНА ПОКРЫТИЙ И ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ПО ОБРАЗЦАМ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОС АВТОДОР)
МОСКВА 2014
ОДМ 218.3.037-2014
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью «БИОТЕХ» (к.т.н. С. В. Эккель, к.т.н. Г1. А. Зайцев)
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения и Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 24.12.2014 г. № 2623-р
4 ВВЕДЁН ВПЕРВЫЕ
5 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
II
ОДМ 218.3.037-2014
Содержание
1 Область применения.............................................................. 1
2 Нормативные ссылки............................................................ 2
3 Общие положения............................................................... 3
4 Рекомендации по определению, оценке и контролю прочности
дорожного бетона.................................................................. 4
Приложение А Особые требования к дорожному бетону.................... 30
Библиография......................................................................... 36
III
ОДМ 218.3.037-2014
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Рекомендации по контролю прочности цементобетона покрытий и оснований автомобильных дорог по образцам
1 Облаем» применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) распространяется на определение, оценку и контроль прочности цементобетона покрытий и оснований автомобильных дорог (далее - дорожного бетона) по контрольным образцам, изготовленным и испытанным по ГОСТ 10180 (далее - образцам), и по образцам, выбуренным из слоя дорожной одежды (далее - кернам) и испытанным по ГОСТ 28570, и конкретизирует отдельные положения действующих нормативнотехнических документов (ГОСТ 10180, ГОСТ 28570, ГОСТ 18105, [4]).
1.2 Положения настоящего ОДМ рекомендуется использовать при строительстве цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог, а также аналогичных по условиям эксплуатации бетонных (армобетонных, железобетонных) сооружений, изделий и конструкций (дорожных плит типа ПДН или аэродромным плит типа ПАГ, мостов, бортового камня, тротуарной плитки, элементов водоотвода и обустройства автомобильных дорог, барьерных ограждений и др.).
1.3 Настоящий ОДМ разработан в соответствии с [1], [2] для добровольного использования.
При включении данного ОДМ в контракт, тендерную или проектную документацию, в договор подряда или в документы саморегулируемых
1
ОДМ 218.3.037-2014
организаций (СРО), выполнение его требований становится обязательными к применению всеми участвующими в перечисленных документах сторонами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам
ГОСТ 10181-2000 Смеси бетонные. Методы испытаний ГОСТ 12730.0-78 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности
ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 27006-86 Бетоны. Правила подбора состава ГОСТ 28570-90 (СТ СЭВ 3978-83) Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкции
ГОСТ 31914-2012 Бетоны высокопрочные тяжелые и мелкозернистые для монолитных конструкций. Правила контроля и оценки качества
ОДМ 218.3.037-2014
СП 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги.
Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*
СП 78.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги.
Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85
СП 131.13330.2012 Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*
3 Общие положения
3.1 Определение, оценку и контроль прочности дорожного бетона с помощью испытания образцов и кернов осуществляют:
а) при подборе состава бетона (ГОСТ 27006);
б) при выборе и входном контроле качества материалов для бетона (цемента, заполнителей, химических добавок и др.), требующих проверки их действия в дорожном бетоне (ГОСТ 7473, ГОСТ 26633);
в) при проведении исследований, обосновывающих возможность и целесообразность для дорожного бетона применения новых технологий и материалов, показатели которых отличаются от требований действующих норм (ГОСТ 26633, [4]);
г) при строительстве опытных (экспериментальных) участков покрытия или основания или при пробном бетонировании (СП 78.13330.2012, [4]);
д) при производственном контроле прочности дорожного бетона (при операционном, приемо-сдаточном, выборочном, инспекционном или экспертном контроле по ГОСТ 18105, ГОСТ 28570, СП 34.13330.2012, СП 78.13330.2012, [4]).
3
ОДМ 218.3.037-2014
3.2 Требования настоящего ОДМ относятся к испытанию образцов и кернов дорожного бетона на прочность независимо от принятых условий и сроков твердения бетона.
3.3 Особые требования к составу и свойствам дорожного бетона, бетонной смеси для его приготовления, необходимые для анализа результатов его испытания на прочность, представлены в приложении А.
3.4 В настоящем методическом документе использованы термины и определения по документам раздела [2] и [4].
4 Рекомендации по определению, оценке и контролю прочности дорожною бетона
4.1 Прочность дорожного бетона следует определять по ГОСТ 10180 и ГОСТ 28570.
Образцы дорожного бетона испытывают на прочность в проектном возрасте после 28 суток твердения в нормальных условиях по ГОСТ 10180 и в условиях твердения покрытия или основания, а также в иные сроки или в других условиях твердения, в связи с производственной необходимостью (приложение А).
4.2 Образцы дорожного бетона и схемы испытания на прочность разделяют на базовые и небазовые.
Базовые образцы - это образцы, принятые за эталон, при испытании которых на прочность по ГОСТ 10180, ГОСТ 28570 расчет прочности бетона производят без использования дополнительных коэффициентов (переходных, масштабных и пр ).
Базовые схемы испытания образцов и кернов дорожного бетона на прочность на сжатие, на растяжение при изгибе и раскапывании по 4
ОДМ 218.3.037-2014
ГОСТ 10180, ГОСТ 28570 указаны в соответствующих пунктах ОДМ (5.16-5.18) и определены в зависимости:
а) от направления действия силы по отношению к слоям укладки бетонной смеси;
б) от условий контакта поверхности бетона с частями пресса, передающими усилие на образец или керн.
Проектные требования к прочности бетона относятся к испытанию базовых образцов при использовании базовых схем.
4.3 Базовыми образцами дорожного бетона при испытании на прочность являются:
а) куб со стороной а = 150 мм, при испытании на сжатие (ГОСТ 10180);
б) балка (призма) размером 150*150*600 мм при испытании на растяжение при изгибе (ГОСТ 10180);
в) цилиндр (керн) диаметром d и высотой И размером d = h = 150 мм, при испытании на растяжение при раскалывании (ГОСТ 28570).
4.4 При испытаниях небазовых образцов бетона на прочность и использовании небазовых схем испытания следует определить соответствующие переходные коэффициенты.
Указанные переходные коэффициенты рекомендуется устанавливать экспериментально по ГОСТ 10180 (приложение Л) для каждого:
а) проектного класса дорожного бетона по прочности (на сжатие и растяжение при изгибе), для каждой заданной величины среднего коэффициента вариации прочности Vn (ГОСТ 18105);
б) номинального состава бетона (отдельно для тяжёлого и мелкозернистого бетонов);
при изменении:
5
ОДМ 218.3.037-2014
в) размера (масштабные коэффициенты) и вида форм для изготовления образцов (куб, призма, цилиндр и др.);
г) вида напряжённого состояния бетона;
д) базовой схемы испытания при одном виде напряжённого состояния;
е) контролируемого срока твердения бетона.
4.5 При экспериментальном определении переходных коэффициентов но ГОСТ 10180 следует:
а) испытывать не менее, чем по шесть пар сравниваемых серий образцов (базовых и небазовых и др.);
б) образцы каждой пары сравниваемых серий изготавливать из одной пробы бетонной смеси;
в) все образцы в такой парс серий испытывать в одном возрасте, после твердения в одинаковых температурных и воздушно-влажностных условиях, если иное не предусмотрено программой испытаний;
г) включать в состав каждой серии в сравниваемой паре не менее трёх образцов (в каждой сравниваемой паре серий рекомендуется иметь одинковое количество образцов).
4.6 При отсутствии экспериментальных переходных коэффициентов к базовым образцам при испытании бетона на прочность, допускается использовать коэффициенты, указанные в нормативно-технических документах (ГОСТ 10180, ГОСТ 28570, [4] и др.).
4.7 При испытании дорожного бетона на прочность на сжатие, на растяжение при изгибе и раскалывании ожидаемое значение разрушающей нагрузки на образец или керн должно быть в интервале от 20 % до 80 % максимального показателя шкапы силоизмерителя пресса (ГОСТ 10180), а
ОДМ 218.3.037-2014
при испытании бетона классов В60 и выше по прочности на сжатие - от 20 % до 70% (ГОСТ 31914).
Примечание - При нагрузке до 20 % шкалы возможно искажение результатов испытания бетона на прочность (обычно, занижение) из-за различных деформаций и перемещений в соединениях частей пресса (например, из-за выработки люфтов шарнирных или «червячных» соединений и пр), более 80 % - из-за деформаций самих опорных частей пресса.
4.8 При всех видах испытаний дорожною бетона на прочность (на сжатие, растяжение при изгибе и раскалывании) время нагружения образца (керна) до его разрушения должно быть нс менее 30 с для бетона покрытий и не менее 25 с для бетона оснований.
Примечание - Это уточнение требования ГОСТ 10180 ко времени испытания бетона на прочность позволит поддерживать требуемую скорость нагружения образцов (кернов) также при испытании бетона оснований - бетона относительно невысоких классов по прочности (например, класса В7,5 В* 1,6).
4.9 Испытательное оборудование для определения прочности бетона должно быть поверено (откалибровано) в установленном порядке.
При этом, пресс для испытания дорожного бетона на прочность на растяжение при изгибе во всех случаях следует устанавливать на прочный и жесткий фундамент (например, на фундамент высотой 35-40 см из бетона класса по прочности на сжатие не менее В25).
4.10 Производственный контроль прочности дорожного бетона следует вести по ГОСТ 18105 по образцам (ГОСТ 10180) и кернам (ГОСТ 28570).
Примечание - Невозможность применения прямых и косвенных неразрушающих методов испытания дорожного бетона (по ГОСТ 22690, ГОСТ 17624) для производственного контроля прочности монолитных покрытий и оснований представляет собой исключительный случай использования ГОСТ 18105 и обусловлена его технической и технологической особенностями (приложение А) В частности:
7