Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

151 страница

Купить НД 2-020101-114 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования данной части Правил распространяются на корпуса и надстройки из полимерных композиционных материалов. Требования части Правил распространяются также на надстройки из полимерных композиционных материалов водоизмещающих судов с металлическими корпусами.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Общие требования

     1.4 Техническая документация

     1.5. Объем освидетельствований

2 Материалы

     2.1 Общие положения

     2.2 Объем технического наблюдения

     2.3 Требования к характеристикам полимерных композиционных материалов и их исходных компонентов

3 Корпус и надстройки судов

     3.1 Конструктивные типы корпусов и системы набора и деформаций.

     3.2 Конструкция корпуса

     3.3 Конструкция надстроек и рубок

4 Корпуса шлюпок и катеров

     4.1 Общие положения

     4.2 Системы набора и наружная обшивка

     4.3. Балки набора

     4.4 Крепление подъемного оборудования

5 Прочность корпуса и надстройки судна

     5.1 Общие положения

     5.2 Расчетные нагрузки

     5.3 Нормы опасных и допускаемых напряжений

     5.4 Продольная прочность корпуса

     5.5 Местная прочность корпуса

     5.6 Прочность надстройки

Приложение 1. Прочность и устойчивость балок и пластин корпусных конструкций

Приложение 2. Типовая программа испытаний образцов новых ПКМ и выполненных из них типовых конструкций и узлов

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Завершение срока действия01.01.2020
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-114

Этот документ находится в:

Организации:

22.12.2018УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2019 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть XVI

КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ композиционных МАТЕРИАЛОВ

Санкт-Петербург

2019

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу I января 2019 года

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 20IS года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной мореной организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корп\с»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»:

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»:

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность судов из полимерных композиционных материалов»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по констру кции и прочности навалочных и нефтенативных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО.

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим гру зы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships. Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует УТ МАКО SNA «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I — XVII издаются в электронном виде на русском и английском языках В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Части XVIII — XIX издаются в электронном виде только на английском языке.

< Российский морской регистр судоходства 2019

П/xwuia классификации и nocmfxniKU морских c\xk>e XVI-11

освидетельствование предприятия (изготовителя), включающее оценку системы качества производства продукции и проведение необходимых контрольных испытании (см. 2.2.2):

оформление Свидетельства о типовом одобрении (СТО) на выпускаемую продукцию (см. 2.2.5).

2.2.4    Предприятием (изготовителем) должна быть представлена на рассмотрение PC следующая информация:

краткое описание предприятия (изготов»гтеля). содержащее данные о его организационной структуре, организации производства и управлении, ведомственной принадлежности или форме собственности;

перечень выпускаемых материалов, их характеристики. ТУ на поставку литеры не ниже «01» и другую техническу ю документацию, подтверждающую заявленные характеристики материалов: технологические инстру кции на производственные процессы изготовления материатов/кон-струкций из ПКМ (в зависимости от того, что применимо) и нормы контроля качества их изготовления: ннстру кцни по правилам складирования и хранения исходных компонентов для производства материалов, и их входного контроля:

справку, содержащую информацию об оборудовании и приборах контроля качества, используемых в процессе производства материалов, и у ровне квалификации персонала лаборатории. выполняющего контроль качества изготовления продукции:

Сертификаты, подтверждающие наличие у предприятия (изготовителя) системы менеджмента качества;

программу контрольных испытаний образцов продукции;

результаты испытаний материала на соответствие настоящим Правилам и контрольных испытаний образцов материалов, подтверждающие заявленные характеристики и возможность использования материалов по назначению.

2.2.5    При положительных результатах рассмотрения документации, перечисленной в 2.2.4. проводится освидетельствование предприятия (изготовителя) на предмет состояния организации и управления системой контроля докхгва продукции, и наличия условий ее выпуска в необходимых обьечтах в соответствии с требованиями рай. 7 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

2.2.6    При положительных результатах освидетельствования предприятия (изготовителя) с учетом требований разд. 6 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов Регистр офорчияст СТО на выпускаемые материалы.

2.2.7    Техническое наблюдение за изготовлением корпуса/конструкцнн из ПКМ.

До начала изготовления предприятием (изготовителем) (верфью) должно быть представлено: одобренная техническая документация в объеме, указанном в 1.4.2 (технические условия/ спецификация на ПКМ. технологическая инстру кция по изготовлению);

отчеты по результатам противопожарных испытаний ПКМ. выполненных в признанных Регистром лабораториях, с заключением о соответствии противопожарной защиты требованиям настоящих Правил, в соответствии с которыми одобрен проект судна.

в случае применения ПКМ. не описанных в настоящей части Правил, отчеты по результатам испытаний ПКМ в соответствии с согласованной программой испытаний (см приложение 2). Техническое наблюдение предусматривает следующее:

рассмотрение документов. представленных предприятием (изготовителем) в объеме, указанном в 2.2.4, подтверждающих способность предприятия производить изделия из ПКМ стабильного качества в требу емых объемах;

освидетельствование предприятия (изготовителя) с целью оценки возможностей предприятия по изготовлению корпусов/конструкций из ПКМ и системы контроля качества: техническое наблюдение за изготовлением в объеме, у казанном в 1.5.1;

техническое наблюдение за испытанием образцов ПКМ. вырезанных из технологических припусков или образцов-свидетелсй (в зависимости от того, что применимо), соответствующих технической документации на выпу ск продукции:

техническое наблюдение за дефектацией корпу са и ремонтом.

Пiкип а а классификации и ткт/юйки мирских судов XVI-12

По результатам технического наблюдения за корпусом/конструкцисн из ПКМ Регистром оформляется Акт освидетельствования (форма 6.3.29).

2.2.8 В случае серийного производства корпусов/конструкцнн из ПКМ (два и более) вместо Акта освидетельствования (см. 2.2.7) может быть оформлено СТО на корпус/конструкцию из ПКМ с учетом выполнения требований разд. 6 и 7 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов. При этом необходимо предоставить отчетный документ изготовителя на корпус/конструкцию из ПКМ (паспорт изделия, сертификат качества изготовителя и тп ).

2.3 ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

И ИХ ИСХОДНЫХ КОМПОНЕНТОВ

2.3.1    Армирующие материалы.

2.3.1.1    Армирующие материалы, входящие в состав Г1КМ. должны обеспечивать достижение заданных жесткостных и прочностных характеристик, в том числе при воздействии на материал различных по характеру эксплчатацнонных факторов (воздействие нагрузок, температурных, влажностных и т.д ).

2.3.1.2    Для обеспечения адгезионной прочности между волокнами и полимерной матрицей на поверхность волокон должен быть нанесен гидрофобно-адгезионный состав (аппрет), совместимый с типом применяемого связующего полиэфирным, винклэфирным или эпоксидным.

Технология нанесения гидрофобно-адгезионного состава (аппрета) должна обеспечивать стойкость покрытия к механическим воздействиям.

2.3.1.3    Стеклянные армирующие матернаты (ткани, ленты, маты) для конструкционных стеклопластиков должны быть изготовлены на основе волокон из стандартного бссщелочного алюмобороенлнкатного стекла марки Е или высокомодульного магнезиально-алюмосиликатного стекла марки ВМП. Характеристики указанных стеклянных волокон, применяемых в армирующих материалах, должны быть не ниже значений, приведенных в табл. 2.1.

Таблица 2.1

•hiuiwntfumiMffKiir \apuk-irpiicniKii «сиопных шпон н». имени. применяемых н tcnmi руwiiiiuv гудам

\арак1ерие|нка

CieKUiinue волокна

Углеродные

подокна

Лрачилныс

волокна

Стекло марки Е

Стекло марки ИМИ

11.tollmen.. КГМ*

Модуль нормальной ynpyiociM при распевании. ill» Предел Прочное 1 и при риспгжешш. ilia Предельное oihocwic.imioo удлинение, "о

2500 - 2550 нс менее 70 не менее 3.0

4.5

2550 2580 нс менее 90 не менее 4.0 4.5

1800 не менее 250 не менее 4.5 не менее 1,6

1420 не менее 120 не менее 3.0 2.5- 3.5

2.3.1.4    Углеродные армирующие матернаты (ткани, ленты) для констрч кционных углепластиков должны быть изготовлены на основе высокопрочных волокон номинатом ЗК. 6К. 12К* с характеристиками, указанными в табл. 2.1.

Применение высокомодульных волокон с модулем норматьной упругости более 350 ГПа и предельным относительным удлинением менее 1,1 % допускается в связях, работающих в значительной степени на устойчивость при действии сжимающих нагрузок.

2.3.1.5    Арамндные волокна должны иметь характеристики (см. табл. 2.1) в составе лент и тканей, обеспечивающие эффективное их применение в конструкциях судов, испытывающих в основном знач1ггсльныс ударные и вибрационные нагрузки.

Учитывая их повышенное водопоглощенне. армирующие материалы из этих волокон рекомендуется применять внутри слоистого пакета между монослоямн на основе стекло-, нли/н углеродных материалов, для того, чтобы нсключшъ контакт арамидных волокон с водой.

'К 1000 волокон

flfxieiua классификации и тктроики морских судов XVI-13

2J.1.6 Волокна к армирующие материалы на н\ основе дшжны быть проверены на предмет соответствия их механических свойств заявленным. Проверка должна проводшъся по методикам между народных н/или национальных стандартов, или дру гих доку ментов, согласованных с Регистром.

Перечень проверяемых показателей определяется технологическими инструкциями и нормами контроля качества изготовления. При наличии СТО проверка осуществляется предприятием (изготовителем) волокон и армирующих материалов, а ее результаты заносятся в паспорт (Сертификат качества изготовшеля) на каждую партию выпускаемой продукции (см. 2.2.1). Проверку может также производить верфь или предприятие (изготовитель) изделий и конструкций из ПКМ или другие лаборатории, признанные Регистром. Отчетные документы испытаний предоставляются в Регистр

2.3.1.7    Армирующие материалы, применяемые в ПКМ. должны иметь определенные характеристики смачиваемости и драп и рус мости для использования их с выбранным типом термореактнвного связу ющего при формовании констру кций, имеющих сложные формы.

При применении методов закрытого формования для армирующих материалов должен быть определен показатель проницаемости, определяющий технологические параметры при выборе метода инжекции полимерного связующего.

2.3.1.8    Паспорт (Сертификат качества из готов! пел я), оформляемый на каждую партию волокна (армиру ющего материала), должен содержать следу ющу ю информацию:

данные предприятия (изготовителя); марка волокна (материала);

тип и стру ктура армирования (для армиру ющего материала); масса на единицу длины или площади поверхности; результаты приемочных испытаний (см. 2.3.1.6).

2.3.1.9    Предприятием (изготовителем) армирующих материалов или изготовителем конструкций из ПКМ (см. 2.2.1) должны быть проверены ламинирующие свойства этих материалов путем изготовления из них пластин методом контактного формования и методом инфу зии на основе выбранных полиэфирных и виннлэфирных связующих.

Из этих пластин должны быть вырезаны образцы в основных направлениях армирования и испытаны по методикам международных и/илн национальных стандартов, или по другим методикам, согласованным с Регистром, для определения следу ющего: предела прочности и модуля нормальной упругости при растяжении; предела прочности при изгибе: предела прочности при межслойном сдвиге.

Перечень стандартов и методик для определения указанных характеристик приведен в типовой программе испытаний (см. приложение 2).

2.3.1.10    В конструкциях армирующие материалы могут применяться в виде тканей разного плетения, мультиаксиальных тканей, лент и матов.

Выбор того или иного типа армирующего материала, их комбинации, а также стру ктуры армирования, определяется требованиями, предъявляемыми к ПКМ. условиями его работы в составе констру кции и степенью се ответственности. При этом необходимо учитывать размеры констру кции и ее основных связей, их форму и технологию изготовления (см. 2.4).

2.3.2 Связующие.

2.3.2.1 Для лерморсакгнвных связующих, которые использу ются в конструкционных ПКМ (см. 2.1.1). должны быть определены следу ющие показатели:

механические свойства, которые обеспечивают достижение в ПКМ требу емых прочностных и жесткостных характеристик;

адгезия к волокнам армирующих материалов при всех видах воздействий на ПКМ в процессе эксплуатации;

водопоглощен нс и стойкость при длительном воздействии морской воды; термостойкость в диапазоне температу р от —40 С до +60 С; устойчивость к воздействию масло- и нефтепроду ктов.

Правила классификации и тктроики люрских с\хк>в XVI-14

2.3.2.2 Физико-механические свойства полиэфирных и вимнлэфнрных связующих в отвержденном состоянии должны соответствовать требованиям, указанным в табл. 2.2.

Таблица 2.2

■hiiiiku «wuiuiHtmir VjpaKU-piK'iiiKii исконных iiiiioh cbhixmiiiiv. прнмгнигмых и ю>нс■ p\KIIIIHX О ЯШ

Харды срисгнка

Поли «фириос смпуюакс

Винил «фириос СПЯ INTO ИКС

Эпоксидное смтуюшсс

Плошосгь. кг'м-'

1100— 1300

ИЗО — 1180

1150 — 1280

Предел прочное hi при раыха;снии. МПа

не менее 6$

не менее 75

нс менее 100

Модуль нормальной упругости при растяжении, г Па

нс менее 3.0

не менее 3.3

не менее 3.5

Npc.ic.-i прочности при отгибе. МПа

нс менее 90

не менее 135

не менее 150

Прс.тслынх' onkvwic.nabx* удлинение при расистский. "•>

2 — 3

4-5

3 — 6

Водопомопкние при нормальном давлении а 24 ч. "о

не более 0.1

не бо.кс 0.1

не более 0.08

2.3.2.3    Эпоксидные связующие, применяемые при формовании отдельных элементов и связей конструкций, а также в составе препрегов. должны иметь характеристики в отвержденном состоянии не ниже, приведенных в табл. 2.2. При этом их отверждение должно происходить в у словиях, которые могут быть реализованы в условиях судостроительного производства

Принимая во внимание, что эпоксидные связующие относятся преимущественно к смолам горячего отверждения, их применение для изготовления конструкций судов должно быть технологически обосновано

2.3.2.4    Связу ющие должны быть технологичными, иметь вязкость и смачивающу ю способность. обеспечивающие качественную пропитку армирующих материалов, в т.ч. допускать возможность применения методов закрытого формования констру кций и механизацию процесса их изготовления

Жизнеспособность связу ющего должна обеспечивать возможность изготовления кру пногаба-ршных конструкций сложных форм с относительно большими толщинами их связей.

2J.2.5 Все компоненты (катализаторы, ускорители, тиксотропные добавки, красящие пигменты), входящие в состав термореактнвного связующего, должны быть совместимы со смолой, обеспечивать полное отверждение связующего и не ухудшать его свойства в отвержденном состоянии.

2.3.2.6    Красящие пигменты должны быть устойчивы к воздействию климатических факторов. Количество пигмента, вводимого в состав связующего, не должно превышать норму, установленную производителем смол.

2.3.2.7    Связующие, применяемые в технологиях закрытого формования, должны иметь следу ющие характеристики:

динамическая вязкость по Брукфильду при температу ре 25 С в пределах 150    400    мПа-с:

время гслсобразования при температу ре IX 22 С с возможностью варьирования от 0,5 до 6 ч при сохранении физико-механических свойств;

температу ра экзотермической реакции при полимеризации связу ющего не более 200 С;

температура термообработки не выше Х0 С;

температу ра стеклования связу ющего в отвержденном состоянии не менее 110 С.

2.3.2.8    Предприятия (изготовители) термореакгнвных связующих должны подтвердить их характеристики путем определения свойств в процессе отверждения и после его окончания. Перечень определяемых свойств устанавливается технологической докумс>ггацпсй и нормами контроля качества изготовления и согласовывается с Регистром.

Испытания по определению характеристик свя зу ющего проводятся предприятием (изготовителем) по методикам международных н/нлн национальных стандартов, или других документов, согласованных с Регистром.

Испытания могут также проводиться лабораторией, признанной Регистром.

2.3.2.9    Каждая партия связующего должна сопровождаться паспортом (Сертификатом качества изготовителя), который должен содержать следу ющу ю информацию:

данные предприятия (изготовителя);

тип связующего;

//'/Kieu.ui классификации и постройки лю/кких с\гк>в XVI-15

марка свял ющсго;

результаты приемочных испытаний.

К паспорту (Сертификату качества изготовителя) должна быть приложена инструкция по использованию связующего и условиям его хранения.

2.3.3 Заполнители.

2.3.3.1    Материалы, применяемые в качестве заполнителей средних слоев, в трехслойных (многослойных) конструкциях судов, и в «сердечниках» балок П-образ но го профиля должны облатать необходимой прочностью н жесткостью при минимальной плотности для обеспечения совместной работы несущих слоев этих конструкций и обформовок балок при всех воздействиях на них в процессе эксплуатации.

2.3.3.2    Материалы заполнителей должны быть совместимы с материалами несу щих слоев и обформовок. Связу ющее несу щих слоев при формовании констру кции не должно приводить к изменению структуры и ухудшению характеристик материала заполнителя, который не должен изменять отверждающие характеристики связующего.

В случае применения адгезионного состава для соединения слоев ПКМ и заполнителя он должен обеспечивать их связь в едину ю конструкцию при всех видах эксплуатационных воздействий и быть совместимым со связующим и заполнителем.

2.3.3.3    При выборе материалов заполнителей, применяемых в наружных связях корпусных конструкций (обшивка корпуса, боковые стенки надстройки и т.д.). предпочтение должно отдаваться заполнителям, обладающим низким водопоглощен нем. стойкостью к старению при перепадах температур и воздействию ультрафиолетового облу чения, а также обеспечивающим, по возможности, достаточный уровень теплоизоляции.

2.3.3.4    В качестве материала заполнителя наружных связей трехслойных (многослойных) конструкций допу скается применять следу ющее:

поливинилхлоридные пенопласты (NBX). имеющие жесткую закрытоячеисту ю структу ру;

пенополиу ретан (ППУ);

бальза;

.легковесные маты с микросферами (см. 1.2).

Для повышения жесткости и прочности пенопластов ПВХ и ППУ. а также легковесных матов, особенно на поперечный сдвиг, в их стру кту ру могут быть введено дополнительное армирование в виде слоев армирующего материала, гофр, ребер и т.д. Использование дополнительного армирования должно быть обосновано

2.3.3.5 Кроме заполнителей, у казанных в 2.3.3.4. во вну тренних связях корпусов и надстроек допускается применять констру ктивно-дискретные типы заполнителей в виде сот. гофров, ребер (без использования сплошного заполнителя типа пенопласта).

2.3.3.6    В балках набора П-образного профиля должен применяться поливинилхлоридные пенопласты (ПВХ).

2.3.3.7    Применение других типов заполнителей в трехслойных (многослойных) констру кциях и балках П-образного профиля должно быть обосновано на основании результатов расчетов и испытаний, а также согласовано с Регистром.

2.3.3.8    Физико-механические свойства пенопластов ПВХ и ППУ. приведенные для определенных характерных значений плотности, должны соответствовать требованиям табл. 2.3. Их свойства для промежуточных значений плотности определяются экстраполяцией.

2JJ.9 Предприятия (изготовители) пенопластов ПВХ. ППУ. сот, а также других типов заполнителей должны подтверд1ггь их характеристики путем проведения испытаний образцов материалов

Порядок отбора образцов, перечень определяемых свойств и методики проведения испытаний устанавливаются предприятиями (изготовителями) в технологической документации и нормах контроля качества изготовления и согласовываются с Регистром.

2.3.3.10 До формования трехслойных (многослойных) конструкций, а также балок набора П-образного профиля с применением пенопласта в качестве заполнителя он должен быть механически обработан для снятия поверхностных слоев (корок), образу ющихся в процессе его изготовления

///Kieuia классификации и ткпцюйки мо/кких с\х)ов XVI-16

ф||1|1К1>-мглин11<мч-к1и- «шик ни iK'iHHLMriiai НИХ м Ш1>

Таблица 2.3

X лрак1 срис1и ка

Пенопласт

ПВХ

ИПУ

Плотность. Ki кг'

40

100

200

35 — 55

100— 120

200 - 220

Предел прочшч'ти при ежции (при |0.*о

■к* менее 0.4

не менее 1,5

ik* менее 4.0

ik* менее 0.2

ik* менее 0.9

ik* менее 2.5

деформации). МПа

Модуль нормальной упругости при сжатии. МПа

30

100

250

7.5 — 10

25 - 35

100- 120

Предел прочности при растяжении. МПа

нс менее 0.7

не менее 2.5

нс менее 6.0

те менее 0.16

нс менее 0.8

нс менее 2.0

Модуль нормальной упру iocim при расисже-

25

SO

180

иии. МПа

Предел прочности при сдайте. МПа

не менее 0.40

не менее 1.5

не менее 3.5

не менее 0.1

нс менее 0.5

нс менее 1.0

Модуль еднита. МПа

10

35

30

Предельная деформация при сдайте. °«

8

25

75

В случае применения технологий закрытого формования пенопласт должен пройти соответствующую подготовку, заключающуюся в выполнении в нем каналов для обеспечения протекания связующего.

2.3.3.11 Термообработка конструкций с заполнителем типа пенопласта должна проводиться при температуре, при которой в пенопласте не происходит необратимых изменений, приводящих к снижению его прочностных и у пругих свойств, а также к его усадочным деформациям и искажению формы.

2.3.4 Адгезионные составы.

2.3.4.1    Адгезионные составы в Blue клеев и компаундов должны применяться для соединения элементов конструкций из Г1КМ. Последние могут быть наполнены микросфсрами или короткими волокнами и применяться для заполнения технологических зазоров при соединении элементов нонстру кцнн.

Клен и компаунды должны быть совместимы с материалами соединяемых элементов, обеспечивать высокую прочность соединения с учетом заданного диапазона рабочих температур, быть стойкими к старению, воздействию влаги, а также масло- и нефтепродуктов.

2.3.4.2    Адгезионные составы должны быть, по возможности, дву хкомпонентнымн. отверждаться в нормальных условиях в течение приблизительно 20    60 мин. позволяя выполнить

соединения элементов в крупногабаритных корпусных конструкциях в производственных условиях судостроительной верфи.

2.3.4.3    Адгезионный состав должен содержать данные для каждой пары соединяемых материалов по статической прочности на сдвиг и адгезионной прочности на отрыв в исходном состоянии и после увлажнения при нормальной и повышенной температуре, а также по определению усталостной и длительной прочности при этих в»иах деформаций.

2.3.4.4    При использовании адгезионных составов для соединения элементов констру кции подготовка их поверхностей и технология нанесения на них состава должна соответствовать рекомендациям предприятия (изготовителя) этих составов. При этом не следует превышать заданную производителем толщину адгезионного состава между соединяемыми элементами констру кции и допускать попадания в него воздуха.

2.3.4.5    В случае термообработки конструкции при повышенной температуре, в которой применяются адгезионные составы, ее величина не должна превышать заданну ю для адгезионного состава температу ру отверждения.

2.3.4.6    Поставка адгезионного состава осу ществляется с паспортом (Сертификатом качества изготовителя), в котором должна быть приведена следу ющая информация

данные предприятия (изготовителя);

марка адгезионного состава;

приемочные показатели и их числовые значения, перечень которых должен быть у казан в технологической документации предприятия (изготовителя);

результаты испытаний характеристик прочности для выбранных пар соединяемых материатов.

flfKieuio классификации и пост/юйки морских с\хк>в XVI-17

2.3.5 Полимерные композиционные материалы.

2.3.5.1    ПКМ. применяемые в корпусных конструкциях, должны удовлетворять следующим основным требованиям:

иметь необходимые для создания эффективной корпусной конструкции упругие и прочностные характеристики, а также работоспособность при действии повторно-статических, длительных, вибрационных и ударных нагрузок:

сохранять свои упругие и прочностные характеристики, а также работоспособность в заданных пределах в течение длительной эксплуатации в воде и различных климатических условиях в течение не менее 20 лет;

иметь низкое водопоглощение и высок>ю водостойкость в морской воде:

обладать стойкостью при воздействии масло-, нефтепродуктов и морских биологических организмов;

обладать такими пожароопасными свойствами как негорючесть, а также не представлять опасность в отношении выделения токсичных или взрывоопасных продуктов при повышенных температурах.

Требования к пожароопасным свойствам определяются в зависимости от типа судна и положений правил PC. на которые был одобрен проект судна.

2.3.5.2    Технология переработки ПК\1 в корпусные конструкции, их связи и элементы должна обеспечивать следующее:

изготовление матсриата в составе конструкции с требуемыми характеристиками; стабильное воспроизведение этих характеристик при тиражировании конструкций; высокое качество изготовления без недопустимых дефектов (расслоений, раковин, неплотности укладки и т.д );

возможность применения методов закрытого формования (метода инфузии, RTM-методов и др.) и средств механизации

2.3.5.3    Для изготовления конструкций из ПКМ допускается применение следующих методов: контактного формования;

закрытого (ваку у много) формования, к которым относятся метод инфу зии и RTM-мстоды; напыления;

формования на основе препрегов.

2.3.5.4    При выборе метода изготовления конструкций необходимо учитывать степень отлаженности данной технологии на предприятии (изготовителе), наличие квалифицированного персонала и необходимого оборудования.

2.3.5.5    Для изготовления корпусных констру кций судов и их связей рекомендуется применять преимущественно метод инфузии.

Для изготовления отдельных элементов констру кции допу скается применять RTM-мстоды.

2.3.5.6    Метод контактного формования должен применяться в тех районах констру кции, где использование метода инфузии невозможно или нецелесообразно, например, в у злах соединений или в районах усилений

2.3.5.7    Метод напыления допускается применять для изготовления корпу сных констру кций и их отдельных связей, на которые не распространяются требования к прочности и жесткости (не у читываются в расчетах прочности).

Процесс напыления должен производиться в соответствии с технологической инструкцией. 11ри этом длина волокон (chops) должна находиться в диапазоне 10    30    мм.    Напыление    рекоменду    ется

выполнять слоями. После напыления каждого слоя должна производиться его прокатка для удаления возду ха и у плотнения материала.

2.3.5.8    Формование на основе препрегов допу скается применять для корпу сов судов до 15 м. а также для элементов и связей конструкций, согласованных с Регистром. Прспрсги по своим свойствам должны удовлетворять требованиям, предъяаляемым к его компонентам армирующему материалу и связу ющему.

Правила классификации и пост/хшки лю/кких cytkte

XVI-18

2.3.5.9 Методы формования должны обеспечивать оптимальное соотношение между армирующим материалом и связующим для получения наиболее оптимальных свойств материала.

Относительное содержание армирующих материалов на основе стеклянных н углеродных волокон по массе в зависимости от их типа и метода формования приведены в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Oniociiir.ii.iiiH- со.н-ржяннг армирующих мам pita.юн на оснонг ctmcihihimx н >1.к ро он.1\ 1*>.ижо«| но массг it IIKM

Моей формования

Л ин армирующею материала

Стскломаты

СтСКЛЯННОС волокно

Углеродное волокно

Стеклянная ровница

Котлетное формование

нс менее 0,3

не менее 0.5

не менее 0.35

Закрытое (вакуумное) формование

0.65 - 0.7

0.4 — 0.6

Наны.кине

не менее 0.35

На основе ирсирсюв

не менее 0.7

не менее 0.45

2.3.5.10 Режимы отверждения, которые проводятся при повышенных температурах, не должны приводить к большим остаточным деформациям и нарушению целостности констрхкции. В с.лччас. если констр\кцня является трсхслойнон (многослойной) в заполнителе типа пенопласта не должно происходить необратимых изменений, приводящих к снижению его прочностных и упругих свойств (см. 2.3.3.11).

2J.5.11 Основные характеристики ПКМ на основе лент с однонаправленным армированием (0 ) и тканей равновесной структуры с армированием (0/90 ) и (+45 7—45 ) из стеклянных и углеродных волокон, и полюфнрного (внннлэфнрного) связующего должны быть не ниже, указанных в табл. 2.5.

Таблица 2 5

Оснивныг характеристики стекло и >т. nit иг шкив

Тип ПКМ

Армирующее волокно

Углеродное волокно

С тскловолоюто

Лента

Ткань

Лента

Ткань

О|иоси1сльнос содержание армирующего материала по массе

0.4

0.6

0.35

0.6

0.5

0.7

0.5

0.7

Знамения физики-механических характеристик, не менее

Мсоу.ть нормальной упругости, ilia

65

95

35

55

30

45

16

24

Модуль сдвига в плоскости армирования, ilia

го

3.5

5.5

6.5

2.0

2.5

3.0

4.5

Предел прочности при растяжении. МПа

850

1200

500

800

550

700

250

400

Предел прочности при сжатии. МПа

400

500

350

400

300

400

200

300

2.3.5.12    Снижение упругих и прочностных характеристик ПКМ после длительного воздействия эксплуатационных факторов в течение 20 лет должно составлять:

для модулей нормальной упругости и сдвига менее 10 %;

для прочностных характеристик менее 20 %.

2.3.5.13    Водопоглошснне ПКМ при длительном пребывании в морской воде при нормальном давлении должно иметь следу ющие показатели:

не более 0.15 % от веса материала за 24 ч воздействия морской воды:

не более 3.0 % от веса материала после воздействия морской воды в течение 30 с>т.

2.3.5.14    Прочностные и упругие свойства ПКМ при различных видах силовых воздействий (кратковременных, повторно-статических, длительных и тл ). а также после увлажнения и при действии повышенных температу р должны определяться в результате испытаний по методикам, указанным в типовой программе (см. приложение 2).

Правила классификации и пост/юйки морских с\хк>в XVI-I9

2.3.5.15    Изготовление конструкций из ПКМ должно осуществляться совместно с контролем качества их изготовления на всех стадиях технологического процесса в соответствии с действующими руководящими документами.

Применяемые методы контроля качества должны выявлять недопустимые отклонения от технологического процесса, в том числе разные типы дефектов, которые могут снизить прочность и работоспособность конструкции.

2.3.5.16    Регистр может производить выборочную проверку качества изготовления конструкций и изделий из ПКМ. по результатам которой принимается решение об одобрении материала

Il/Hiewia классификации и постройки морских cyrioe XVI-20

3 КОРПУС И НАДСТРОЙКИ СУДОВ

3.1 КОНСТРУКТИВНЫЕ ТИПЫ КОРПУСОВ II СИСТЕМЫ НАБОРА

3.1.1 Для обжинки корпуса (настилов палуб и полотнищ переборок) рекомендуется применять следующие варианты их конструктивного исполнения (см. рис. 3.1):

.1 обжинка однослойной конструкции:

из однородного 11КМ на основе одного тина армирующего материала:

из неоднородного МКМ на основе двух (реже трех) разных по типу материалов, например, из стеклотканей разного рисунка плетения и схем армирования;

из гибридного МКМ на основе армирующих материалов разной химической природы, например, из стеклоткани и углеродного волокна (см. 1.2.2):

.2 обшивка грехслойной конструкции с несущими слоями из однородного, неоднородного или гибридного IIKM и средним слоем из сплошного заполнителя, в качестве которого рекомендуется применять пенопласты ПВХ или ППУ;

.3 обшивка грехслойной конструкции, средний слой которой выполнен из слоев заполнителя, армированного слоями армирующего материала. В качестве заполнителя в данном случае рекомендуется применять легковесный мат (см. 2.3.3.4).

Рис. 3.1 Консфу Kin иные схемы обшивки корпуса (настилов палуб и молотит переборок) из ПКМ: а) обшивка однослойной конструкции; 6) обшивка трсхслойной конструкции со сплошным заполнителем; ч) обшивка грехслойной констру кции с занолшпслсм. армированным послойно / несущие слон; 2 заполни гель; 3 армирующие слои

3.1.2 Применение трехслойной конструкции для обшивки корпуса может быть допущено Регистром при наличии на предприятии (изготовителе) отлаженной технологии ее изготовления и проверенных методов кош роля качества для обеспечения прочного соединения всех слоев в единую монолитную конструкцию.

Настоящее издание Праею, по сравнению с изданием 2018 года, содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ XVI. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Настоящая часть Правил полностью переработана с учетом результатов НИР № 15-45265/103-35/2015.

П/ктюа классификации и постройки мо/кких с\х)ов XVI-21

Рис. 3.2 Системы набора корпуса судна: ау поперечная сиосма набора, б/ смешанная, продольная с расположением балок подпишу и нерхней палубе: в) смешанная, с непрерывными или ищсркоос-и-ными поперечными балками по днищу и верхней палубе.

г) смешанная, с рамными поперечными балками.

3.1.3    Обшивка корпу са должна быть подкреплена и в зависимости от взаимного расположения балок может применяться следу ющая система набора (см. рис. 3.2):

поперечная при расположении всех балок в плоскости шпангоутов за исключением вертикального киля (см. рис. 3.2. а):

смешанная поперечная по бортам, а по днищу (верхней палубе): продольная с расположением балок вдоль корпуса (см. рис. 3.2. 0):

смешанная с непрерывными или интеркостельными поперечными балками (см. 1.3.5. рис. 3.2. «); смешанная с рамными поперечными связями (см. рис. 3.2. <').

При смешанной системе набора поперечные связи по днищу и палубе должны располагаться в плоскости шпангоутов.

3.1.4    При выборе констру ктивного типа корпуса судна, включая его систему набора, должны учитываться следующие факторы:

назначение и размер судна; условия эксплу атации;

ЧАСТЬ XVI. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ Hi ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

I Общие положения......................................... 5

1    I Область распространения..................................... 5

1.2    Определения и пояснения.................................... 5

1.3    Общие требования........................................ 7

1.4    Техническая документация.................................... X

1.5. Объем освидетельствований................................... 8

2    Материалы.............................................10

2.1    Общие положения.........................................10

2.2    Объем технического наблюдения.................................10

2.3    Требования к характеристикам полимерных композиционных материалов

и их исходных компонентов.....................................12

3    Корпус и надстройки судов....................................20

3.1    Конструктивные типы корпусов и системы набора.......................20

3.2    Конструкция корпуса.......................................22

3.3    Конструкция надстроек и р\бок.................................64

4    Корпуса шлюпок и катеров...................................70

4.1    Общие положения.........................................70

4.2    Системы набора и наружная обшивка..............................70

4.3. Баткн набора...........................................71

4.4    Крепление подъемного оборудования..............................72

5    Прочность корпуса и надстройки судна............................73

5.1    Общие положения.........................................73

5.2    Расчетные нагрузки........................................73

5.3    Нормы опасных и допу скаемых напряжении и деформаций..................74

5.4    Продольная прочность корпуса..................................76

5.5    Местная прочность корпуса...................................79

5.6    Прочность надстройки......................................82

Приложение I. Прочность и устойчивость балок и пластин корпусных конструкций......85

Приложение 2. Типовая программа испытании образцов новых ПКМ

и выполненных из них типовых конструкций и узлов...................... 136

ЧАСТЬ XVI. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

1 ОЫЦМК ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на корпуса и надстройки из полимерных композиционных материалов следу ющнх судов:

.1 водоизмещающнх судов длиной 15    70    м включительно:

.2 высокоскоростных водоизмещающнх судов с числом Фруда в пределах /*>„* 1,0    2.5;

.3 шлюпок и катеров длиной 4.5 — 15 м с числом Фруда Frv < 2.5.

Требования настоящей части П|>авил распространяются также на надстройки из полимерных композиционных материалов водоизмещающнх судов с металлическими корпусами.

1.1.2    Корпуса и надстройки из полимерных композиционных материалов судов и шлюпок, проектиру ющихся на класс Регистра, но не у казанных в 1.1.1. подлежат рассмотрению Регистром совместно с техническим обоснованием в виде нормативных доку ментов, результатов расчетов и испытаний. Техническое обоснование должно подтверждать уровень безопасности конструкции или изделия не ниже, чем это требуется соответствующими правилами PC. В таком случае применимы положения настоящего раздела и раза 2.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1    Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, приведены в I I части I «Классификация».

Определения размерений судов приняты в соответствии с частью II «Корпус».

1.2.2    В настоящей части Правил приняты следу ющие определения.

Полимерный композиционный материал (ПКМ) — материал, имеющий гетерогенну ю природу и состоящий из армиру ющих элементов и полимерной матрицы

В качестве армирующих элементов применяются частицы и волокна. Применение ПКМ с армирующими элементами, не указанными в настоящей части Правил, допускается при соответствующем техническом обосновании, включающим испытания и расчеты прочности констру кций корпуса из ПКМ.

Однородный ПКМ материал, состоящий из слоев армирующнх элементов одного типа и обладающими одними химическими свойствами, имеющих одинаковую схему армирования.

Неоднородный I I К М материал, состоящий из слоев армиру ющнх элементов разного типа, но одной химической природы.

Гибридный ПКМ материал, состоящий из слоев на основе армирующих элементов разной химической природы, либо из отдельных слоев, каждый из которых выполнен из армиру ющнх элементов одной химической природы.

Волокно стеклянный, углеродный или арамидный армиру ющий элемент, применяемый в виде следующего: ровница (жгутов): лент;

плетеных тканей; мультнакснальных тканей.

Ровница (жгут) большое количество соединенных между собой волокон;

Лента — большое количество ровниц, соединенных между собой поперечной сшивкой: Мат ПКМ. имеющий в своем составе короткие волокна (chops) длиной от 3 до 20 мм. произвольно (хаотично) расположенные на плоскости, на основе полимерной матрицы, в которую могут быть введены мнкросферы

XVI-6

Ткань мультиаксиальная материал, образуемым слоями лент с однонаправленным армированием, наложенных друг на друга под заданными углами и соединенных между собой сшивкой.

Мультиакснальныс ткани в зависимости от количества напрааленнй армирования подразделяются на следующие типы:

бмаксиальныс. имеющие два направления армирования, как правило. О и 90 или+45 и —45°;

триаксмальныс. имеющие три направления армирования, как правило, 0 , +45 и —45 ;

квадроаксиальные. имеющие четыре направления армирования, как правило. 0 . +45 . —45 и 90 .

Ткань плетеная — материал, образуемый путем плетения скрученных волокон или ровниц по ткацкой технологии и имеющий различные виды переплетения (сатиновое, полотняное, саржевое и т.д);

Пре пре г армирующие элементы в виде лент, плетеных тканей или мул ьти акс и ал ьны х тканей, пропитанные предварительно терморсактнвным связующим, который отверждается при определенных условиях (температу ры н/или давления).

Частица армирующий элемент в виде стеклянной или полиэфирной микросферы, который применяется в судостроительных конструкциях в материалах типа сферопластнка и мата.

Полимерная матрица связующий материал в отвержденном состоянии на основе термореактивной органической смолы (полиэфирной, виннлэфирной. эпоксидной и т.д.) с отверждающей системой и различными добавками (катализатором, ускорителем, тиксотропными добавками, красящим пигментом).

С ф е р о п л а с т и к ПКМ. который состоит из микросфер и полимерной матрицы.

Адгезионный состав — клей/компаунд (filler), представляющие собой органические вещества, предназначенные для соединения элементов констру кций из ПКМ и заполнения зазоров между ними, совместимые с полимерной матрицей ПКМ

Пенопласт материал плотностью ниже плотности воды, имеющий пористую структуру. преимущественно 'закрытоячеистую, совместимый с полимерной матрицей несущих слоев

Трехе дойная конструкция конструкция (sandwich), состоящая из наружных несущих слоев, выполненных из ПКМ. и среднего слоя — заполнителя, в качестве которого применяются пенопласты, сфоропластнкн. маты, а также констру ктивные элементы в виде сот. ребер и гофр различной конфигурации. Последние могут применяться отдельно, либо совместно с пенопластами и сфсропластнкамн. заполняющими свободное пространство между этими элементами.

Метод контактного формования — метод, состоящий в послойной укладке армирующего материала (ткани, мата), пропитанного связующим, в матрицу или на пуансон с последу ющим его уплотнением и удалением воздушных пу зырей.

Метод напыления метод, являющийся разновидностью метода контактного формования и заключающийся в том. что формование пронзвод1гтся путем нанесения рубленого волокна (chops) со связующим на поверхность матрицы или пуансона с последующей прикаткой материала и его уплотнением.

Методы закрытого формование общее название методов, заключающихся в пропитке сухого армирующего материала в замкнутой полости путем движения жидкого связующего через этот материал.

Метод инфузии — метод, являющийся одним из методов закрытого формования и заключающийся в том. что протока армирующего материала связующим производится за счет создания вакуу ма в герметичной полости, образу емой матрицей, в котору ю укладывается сухой армирующий материал, и герметичной пленкой, плотно прилегающей к матрице.

Методы RTM (Resin Transfer Molding) методы закрытого формования, отличающиеся от метода инфузии тем. что герметичная полость образуется между жесткой матрицей, в которую уложен сухой армирующий материал, и плотно прилегающим к ней жестким пуансоном. Движение связу ющего в армиру ющий материал создается за счет создания в нем даалення. или путем одновременного создания в полости вакуума и давления в связу ющем.

XVI-7

1.3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.3.1    При разработке конструкции из ПКМ необходимо учитывать особенности его физико-механических свойств, к основным из которых относятся:

анизотропия упругих и прочностных характеристик материала;

их зависимость от свойств исходных компонентов (армирующих элементов, заполнителей средних слоев и связ>ютпх). их количественного соотношения, а также от направления укладки этих элементов (схемы армирования):

сравнительно низкая прочность при межслойном сдвиге и растяжении в поперечном направлении;

более низкие модули нормальной упругости по сравнению с конструкционными материалами, традиционными для судостроения такими как сталь, титановые и алюминиевые сплавы:

практическое отсутствие пластических деформаций.

1.3.2    Разработка корпуса судна из ПКМ и его основных связей должна сопровождаться разработкой технологий их изготовления, требований к контролю качества и норм их выполнения с учетом производственных возможностей судостроительной верфи, наличия отработанных технологических процессов формования и сборки, и методов контроля качества изготовления.

1.3.3    При разработке технологии изготовления конструкций рекомендуется преимущественно применять для их формования методы закрытого формования, к которым относятся метод инфу зии и RTM-методы (см. 1.2.7).

Использование метода контактного формования должно быть ограничено и допу скается в тех констру кциях, где его применение технически оправдано, а также тогда, когда дру гие методы формования не могут быть использованы

Во всех случаях технология изготовления констру кций из ПКМ должна быть согласована с Регистром.

1.3.4    При выборе системы набора корпуса рекомендуется максимально сокращать количество балок набора, подкрепляющих обшивку корпу са (настилы палуб, полотнища переборок), а также стремиться к уменьшению количества узлов пересечений балок разного направления, что обеспечивает повышение надежности констру кций.

1.3.5    Балки основного набора (стрингеры, карлингсы или рамные шпангоуты (шпангоуты, переходящие во флоры и бимсы)) должны выполняться непрерывными Для выполнения данного требования необходимо, чтобы связи взаимно перпендикулярных направлений имели разную высоту в местах пересечений.

Применение интеркостельных элементов набора допускается при условии надежного конструктивного закрепления их концов

1.3.6    Выбор состава и структуры обшивки корпуса и настила верхней палубы должен производиться исходя из условий достижения наибольшей изгибной жесткости в основных направлениях при обеспечении требуемых прочностных характеристик.

Дзя выполнения данного требования следует применять гибридное армирование с использованием разных по типу, жесткости и плотности армиру ющих материалов. а также заполнителей средних слоев

1.3.7    Обшивка корпуса и настилы палуб следует выполнять с переменной толщиной связей в соответствии с их напряженно-деформированным состоянием.

Изменение их толщины должно иметь плавный характер пу тем введения (удаления) части слоев армирующего материала между его непрерывными слоями.

1.3.8    Местные усиления связей допускается выполнять путем наформовкн утолщений на основную толщину только в случае применения для их изготовления технологий вакуумной инжекции.

Наформовка утолщений на основную толщину методом контактного формования допускается только в местах крепления дельных вещей, отдельных элементов оборудования и систем, а также в случаях, особо оговоренных в соответствующих разделах настоящей части Правил.

XVI-8

1.3.9    Вес местные утолщения н соединительные элементы (накладки, обформовки. приформо* вочные угольники и т.д.) должны иметь переменную толщину с плавным уменьшением к их концам При этом каждый последующий слой ткани должен перекрывать предыдущий в соответствии с требованиями 3.2.1 и 3.2.2.

1.3.10    Конструкторско-технологические решения, отличающиеся от приведенных в настоящей части Правил, должны быть согласованы с Регистром.

1.4 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.4.1    До начала изготовления корпуса и надстроек, в том числе следующего: палуб. платформ и их отдельных секций:

переборок;

цистерн;

фундаментов под главные двигатели, а также под другие механизмы и устройства, подлежащие освидетельствованию Регистром, на рассмотрение и одобрение PC должна быть представлена техническая документация по корпусу в объеме, предусмотренном в 3.2.3 части I «Классификация».

1.4.2    Техническая документация по корпусу должна быть дополнена техническими условиями (ТУ)/ спецификациями на Г1КМ и руководящим документом по технологии изготовления (технологической инструкцией). В указанных документах должно быть представлено следующее:

полный перечень исходных компонентов (армирующих материалов, смол, отвердзпелей. клеев и т.д). используемых дзя изготовления из ПКМ связей конструкций, а также технологических и вспомогательных материалов;

состав ПКМ. физико-механические характеристики, химическая рецепту ру связу ющего: инфору<ация о типовом одобрении PC (Свидетельства о типовом одобрении (СТО)) исходных материалов, заполнителя среднего слоя (при наличии);

требования к технологической оснастке, применяемой при форуювании корпусных монстру кцнй и констру кторская документация на ее изготовление;

перечень укфоприятий по подготовке производства к изготовлению корпусных конструкций, включая перечень необходимого дзя производства технологического оборудования;

технологические инструкции по формованию корпусных констру кцнй. их отдельных связей и элементов, а также по их сборке:

требования к режимам отверждения конструкций;

требования к контролю качества изготовления, включая нормы допускаемых дефектов: технологические у казания по ремонту недопустимых дефектов.

1.4.3    В конструкторской документации на конструкции из ПКМ необходимо, наряду с общепринятыми обозначениями размеров и толщин, указывать марку материала, его состав (узарки армирующего материала и связующего), структуру арушрования по слоям, плотность укладки (поверхностну ю плотность), количество слоев армиру ющего материала.

1.5. ОЬЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.5.1 После рассмотрения и одобрения технического проекта судна включая перечень технической документации, у казанной в 1.4. освидетельствованию PC на соответствие требованиям 1.4.2 подзежнт следующее:

исходные компоненты Г1КМ (армиру юшне матерназы. смолы, отвердителн. заполнители и т.д ). которые должны быть одобрены Регистром (см. разд. 2). иметь ТУ (дзя материалов отечественного производства) или спецификации и поставляться с паспортами (Сертификатами качества изготовителя) на партию, подтверждающнуш их соответствие заявленным характеристикам: условия хранения исходных компонентов ПКМ и данные их входного контроля;

Правша классификации и постройки морских сухУов XVI-9

состояние производственных помещений и оборудования для формования корпусных конструкции в соответствии с требованиями выбранной технологии:

микроклимат в производственных помещениях и средства для его поддержания в заданных пределах, предусмотренные технологическими инструкциями:

технологическая оснастка, применяемая при формовании корпусных конструкций, производственное оборудование и средства измерении:

процессы формования корпусных конструкций, их связей и элементов, а также процессы сборки в соответствии с технологическими инструкциями;

режимы термообработки корпусных конструкций, их связей и элементов;

контроль качества изготовления готовых корпусных конструкций, их связей и элементов

1.5.2    Испытания готовых корпусных констру кций, а также их отдельных связей необходимо проводить при применении новых технических решений и/или технологий изготовления при строительстве корпусов и надстроек из ПКМ, которые не регламентированы настоящими Правилами. Испытания проводятся по программе и методикам, разработанным предприятием (изготовителем) и согласованным с PC.

1.5.3    Испытания образцов, вырезанных из припусков и технологических вырезов проводятся при контроле качества изготовления корпусных констру кций и их отдельных связей для корпуса головного судна серии и при изменении состава ПКМ Испытания проводятся по программе и методикам, разработанным предприятием (изготовителем) и согласованным с PC.

//fxunLia классификации и постройки морских сухУов XVI-К)

2 МАТЕРИАЛЫ

2.1 общие 110.10*4 имя

2.1.1    Настоящие требования распространяются на конструкционные ПКМ на основе армирующих наполнителей из стеклянных нлн/н углеродных, а также арамндных волокон, терморсактнвны.х полимерных связующих полиэфирных, вннилэфирных и эпоксидных. которые применяются для изготовления корпусов и надстроек судов различного водоизмещения, в том числе катеров и лодок.

2.1.2    Общие требования:

технология изготовления конструкции должна обеспечивать стабильное качество, возможность применения высокоэффективных методов формования и средств механизации;

судовые конструкции должны сохранять свои качества, прежде всего работоспособность и надежность при эксплуатации в морских условиях в заданных диапазонах температур (от —40 С до + 60 С) в течение длительного времени не менее 20 лет;

применяемые матернаты, технологии и конструктивные решения должны обеспечивать пригодность корпусных конструкций к ремонту как в заводских условиях, так и при эксплуатации в морс.

2.1.3    Для конструкции судов должны использоваться конструкционные ПКМ и заполнители среднего слоя, одобренные PC (СТО), поставляемые в соответствии со стандартами и имеющие ТУ/специфнкацию на промышленную поставку, а также паспортами (Сертификатами качества изготовителя) на партию (см. 2.2).

2.1.4    Г1КМ для конструкций судов должны удовлетворять требованиям настоящей части, содержащим полный перечень типовых испытаний и проверок, которым в обязательном порядке должен подвергаться каждый матернат.

2.1.5    Перечень испытаний, которым должен подвергаться новый ПКМ. не предусмотренный настоящей частью Правил, указан в типовой программе испытаний, приведенной в приложении 2.

2.2 ОБЪЕМ ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ

2.2.1    Связующие для нзготоалення ПКМ. а также заполнители среднего слоя должны иметь СТО или Свидетельство Регистра на партию, допускающие их применение в констру кциях судов Применение связующего ПКМ для шлюпок допускается на основании отчетных документов предприятий (изготовителей) изделий или лабораторий, признанных PC.

Рекомендуется наличие СТО на армирующие матернаты хтя изготовления Г1КМ (см. 2.3.1.6).

2.2.2    СТО выдаются предприятиям (изготовителям) материалов на основании одобренной

документации, результатов испытаний по проверке соответствия материала требованиям настоящих Правил (см. 2.3.1    2.3.3.    2.3.5). освидетельствования непосредственно производства

и проведения контрольных испытаний серийной продукции Испытания проводятся лабораторией предприятия (изготовителя) или дру гой лабораторией, признанной PC.

При передаче производства на другое предприятие (изготовитель) выдача СТО производится на основании результатов технического наблюдения и контрольных испытаний.

Программа контрольных испытаний разрабатывается предприятием (изготовителем) с у четом требований норм контроля качества изготовления и одобряется Регистром.

2.2    J Техническое наблюдение за производством на предприятии (изготовителе) включает следу ющее:

рассмотрение и анализ доку ментов, представленных предприятием (изготовителем) (см. 2.2.4).

подтверждающих способность предприятия (изготовителя) выпускать продукцию стабильного качества в требу емых объемах;