Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

Купить НД 2-020101-104 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Общие требования

     1.4 Объем освидетельствований

     1.5 Материалы

     1.6 Система набора и шпация

     1.7 Приформовки и соединения

2 Корпус и надстройки судов

     2.1 Общие положения

     2.2 Наружная обшивка

     2.3 Днищевой набор

     2.4 Бортовой набор

     2.5 Настил и набор палуб

     2.6 Пиллерсы

     2.7 Переборки

     2.8 Цистерны

     2.9 Надстройки и рубки

     2.10 Вырезы в конструкциях

     2.11 Фальшборт

     2.12 Фундаменты

     2.13 Штевни, кронштейны гребных валов и боковые кили

3 Усиления судов для плавания во льдах

     3.1 Общие положения.

     3.2 Ледовые усиления судов ледового класса Iсе2

4 Корпуса спасательных шлюпок

     4.1 Общие положения

     4.2 Наружная обшивка

     4.3 Набор

     4.4 Крепление устройств и оборудования

Приложение 1. Рекомендуемые типы стеклопластиков

Приложение 2. Физико-механические свойства стеклопластиков

Приложение 3. Указания по определению размеров связей корпусов судов и спасательных шлюпок расчетным методом

 
Дата введения01.01.2018
Добавлен в базу01.01.2018
Завершение срока действия01.01.2019
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-104

Этот документ находится в:

Организации:

03.10.2017УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2018 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30
РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 03.10.17

ПРАВИМ

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть XVI

КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ судов И ШЛЮПОК ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

НД № 2-020101-104

Санкт-Петербург

2018

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2018 года.

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 2017 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть П «Корпус»;

часть Ш «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, тешюобменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть ХП «Холодильные установки»;

часть ХШ «Материалы»;

часть XIV «Сварка»,

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVTTI «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО;

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозягцим грузы преимущественно в контейнерах» (Part ХЕХ "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует УГГ МАКО S11А «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и 834 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае

расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

ISBN 978-5-89331-345-1

Части ХУНТ — XIX издаются только на английском языке в электронном виде.

© Российский морской регистр судоходства, 2018

11




ь

#1

*2

(b"bh

(lo-" "20^

(2...3)S|

я

и



Примечания: 1, Свободный поясок из стеклопластика типа Ш3, присоединенный поясок из стеклопластика тала УП2, причем

£vn=0,7£m (где Е — модуль упругости).

2. Стейка из стеклопластика типа 12.


lift

lit

а

т

III!


Щ

\\\

\\\

Uu


a


2    4    6    8    Ff    cm1

Рис. 2.1.3-3


Рис. 2.1,3-4:

a — профиль в виде заготовки; б — профиль, формуемым на месте на заполнителе из пенопласта; в — то же, с усилением свободного пояска; г — профиль» формуемый на месте на оформителе из листового алюминия.

Примечания: 1, ’Усиление свободного пояска — на основе стеклоткани или стеютожгута.

2. Рисунок не регламентирует соотношении размеров для продольного набора.


2ЛА Допускается определение размеров связей

............ _ _____ _ _ _ **

расчетным методом в сххтгветсшии с приложением 3.

2.13 Ширина присоединенного пояска принимается равной 1/6 пролета балки набора, если пластина выполнена из стеклопластиков типов Т, V — VIII, и 1/10 пролета, если пластина выполнена из стеклопластика типа II, но в любом случае не более расстояния между параллельными балками набора.


Правила классификации и постройки морских судов

2.2 НАРУЖНАЯ ОБШИВКА

2*2Л Гонщика наружной обшивки днища и борта определяется по рис. 2.1 Л-1 и 2.1 Л-2 в зависимости от допускаемого изгибающего момента, приведенного в табл. 2.2.1.

2*2.2 Минимальная толщина наружной обшивки должна быть:

Л не менее 4 мм для борта и 5 мм для днища при однослойной конструкции с любым типам армирования;

.2 не менее 3 мм для борта и 4 мм для днища при двух- или трехслойной конструкции.

2.2.3    Для наружной обшивки допускается применение стеклопластика следующих типов:

для корпусов длиной от 12 (5) до 15 м — I;

для корпусов длиной от (5) до (10) м — И;

для корпусов длиной от 12 (5) до 30 м — V;

для корпусов длиной от 12 (10) до 30 м — VII.

2.2.4    При толщине наружной обшивки от 3 до 6 мм стыки армирующего материала должны иметь перекрой 40 мм. Пазы укладываются без перекроя.

При толщине наружной обшивки б мм и более допускается укладка стыков и пазов армирующего материала встык без перекроя. В этом случае должно быть не менее восьми слоев армирующего материала.

2*2.5 В каждом соседнем слое пазы и стыки армирующего материала должны быть разнесены не менее чем на 100 мм.

Совмещение пазов и стыков в одном сечении допускается не менее чем через 6 слоев.

2.2.6 Жгутовая стеклоткань в слоях диагонального армирования нс должна иметь стыков»

2.2J Толщина и ширина шриюшальншо киля и ширстрека опредшяютсяг ш тшж 1Л. I (см. примечание 5).

2.2.8    Толщина обшивки кормовой оконечности (в том числе транца) должна быть не менее толщины обшивки дншца.

2.2.9    Толщины наружной обшивки и ширстрека в форпике принимаются такими же, как для средней части корпуса судна.

2^.10 Гориювталшый киль и пшретрек должны выполняться заформовкой дршшппепьных слоэд армирующего материала впереьежку с основными слоями наружной обшивки равномерно по толщине последней.

Изменение толщин следует проводить в соответствии с табл. 2.2.1 (см, примечание 5).

Таблица 2.2.1

Длина судна, м

ТТТпйнив,

Н/м

Ширина, мм

мм

дншца

борта

горизон

тального

киля

шнр-

стрека

1

2

3

4

5

6

(5)

(350)

0,4)

(0,8)

(400)

(300)

(7,5)

(350)

(2,0)

(1,3)

(475)

(400)

(10)

(350)

(3,1)

(2,0)

(550)

(475)

12

350

4*2

2,8

600

575

15

350/400

5,2/6,7

3,5/4,5

675

650

17,5

400

8*0

5*2

750

750

20

400

9,0

6,0

825

825

22,5

400

10,2

6,7

875

925

25

400/450

11,4/13,6

7,5/9,5

950

то

27,5

450

14,8

10,3

1025

1100

30

450

16,0

11,0

1100

1200


ь

*\

(Ts" "То1*

(IF "'20 У1

(2...3)$|

Примечание»Основа стеклоткани в свободном пояске должна быть направлена вдоль балки»


Примечания: 1. Если принятая в проекте тпа^ня отличается от приведение*! в графе 2, то изменяется пропорционально квадрату отношения принято» нетвдга* к табличной,

2.    Для промежуточных дщш судна    определяется

интерполяцией.

3.    Толщина горизонтального киля и ширстрека принимается равной 1,5 толщины днищевой обшивки.

4.    В графе 5 приведена ширина горизонтального киля на оба борта.

5.    Переход от толщин горизонтального киля и ширстрека к толщине наружной обшивки осуществляется на участке, ширина которого опрвделяегся нз расчета 50 мм на каждые 5 мм топщним указанных связей.

6.    Для судов длиной 15 и 25 м в числителе приведены величины для меньше» шпяцш^ в знаменателе — для болыпеи.

7.    К днищевой обшивке относятся участки наружной

иВДМД4КД]Ш&1п-м

на судах с остросжулыми обводами от линии киля до скулы;

на судах со скругленной скулой от линии киля до 1 /3D.


2,3 ДНИЩЕВОЙ НАБОР

2.3*1 Флоры должны быть установлены на каждом шпангоуте.

2*3*2 В 1ШОСПШСТН каждого рамного шпангоута должен быть установлен усиленный флор. Высота усиленных флоров принимается одинаковой с высотой вертикального киля или днищевых стрингеров в зависимости от того, что больше.

2*3.3 Размеры флора выбираются, как указано в 2.1.2, в зависимости от его момента сопротивления^ приведенного в табл. 23.3,

2.3.4    Минимальная толщина флоров должна быть 2 мм для П-образного профиля и 4 мм — для Т-образного профиля.

2.3.5    Если 1/2 ширины судна, измерзшей по верхней кромке флоров, больше 0,75 м, должш быть установлен вертикальный киль. Если тто величина превышает 2,5 м, то, кроме вфшпсапьнояпо киля, необходима установка одною днищевого стрингера с каждого борта.

Размеры вертикального киля и днищевых стрингеров приведены в табл. 23.5.

2.3.6    Пересечение днищевых стрингеров и флоров выполняется как показано па рис. 23.б-1 и 23.6-2 — без надреза флоров.

13


Таблица 2.3.3

Длина судна, м

Расчетная нагрузка, кПа

Момент сопротивления П-образного профиля, см3,

гг nee ifinFinr*aftiuntff jfftjTt виешж чичмл тггячикшл* ттгллпЁйэтгча mjr ДДД1ШЦДЯкж tvw лжМ. ДД^ИИ ^фДДЯоС ДД^1Л1К#ДсЦ М.

0,50

0,75

1,00

1,50

2,00

2,50

(5,0)

(20,0)

(15)

(25)

(50)

(100)

(7,5)

(30,0)

(20)

(40)

(70)

(150)

(260)

(10,0)

(40,0)

(30)

(50)

(90)

(200)

(350)

12,0

25,0

15

30

60

130

220

350

15,0

30,0

20

40

70

150

270

420

17,5

35,0

25

50

80

180

310

490

20,0

38,0

30

60

90

200

350

560

22,5

43,0

35

70

100

230

400

630

25,0

47,0

80

ПО

250

440

690

27,5

51,0

120

280

490

760

30,0

55,0

300

530

830


Примечания: 1. В таблице даны моменты сопротивления дня шпации 400 мм; для других шпаций момент сопротивления изменяется пропорционально отношению: штшия, мм/400.

2,    Цри использовании Т-образного профиля момент сопротивления может быть снижен в три раза.

3,    Длина пролета измеряется по концам флора* если киля нет; от киля до конца флора, если есть жиль и нет днищевого стрингера; между килем и стрингером или от стрингера до конца флора, смотря по тому* какой пролет больше.

4,    Для судов длиной от (5) до (1D) м расчетная нагрузка принята с учетом возможного удара воды о днище при сбросе на воду.

5,    Для судов длиной более 10 м расчетная нагрузка раина максимальной вьяюте борта при £.*!)=б 4-0,5 м.

6,    Если расчетная нагрузка значительно отличается от принятой в таблице, допустимо снижение момента сопротивления пропорционально отношению: расчетная нагрузка фактическая/расчетная нагрузка табличная.


Таблица 2.3.5

Длина судна, м

Шпация,

мм

тть-ШЕ-гет (солть. iltu

At# «toLf л. 1М.Дл. wLSn

Днищевый стрингер,

мм

Высота, мм

ТЬлщнна, мм

Сечение свободного пояежа, мм

Высота, мм

Толщина, мм

Сечение свободного пояежа, мм

(5,0)

(350)

(150)

(8)

(60 х 12)

_

(7,5)

(350)

(180)

(9)

(70x14)

_

(10,0)

(350)

(210)

(10)

(80x15)

12,0

350

240

11

90x15

_

15,0

350

270

12

100x15

200

10

80x15

17,5

400

300

13

110x16

225

11

90x15

20,0

400

330

14

120x18

250

12

100x15

22,5

400

370

15

130x20

275

13

110x16

25,0

400

410

16

140x22

300

14

110x16

27,5

450

440

17

150x24

325

15

120x18

30,0

450

470

18

160x26

350

16

130x20


Примечания: 1. Размеры в таблице даны для Т-образного профиля с пояском из стеклопластика типа И13 и стенкой из стеклопластика типов Vs* Vlfe.

2.    При использовании П-образного профиля из стеклопластика типа 12 момент сопротивления его должен быть увеличен в три раза.

3.    Размеры балок продольного набора даны для отсеков, длина которых составляет 30 % длины судна для судов длиной от 12 (5) до 20 м и 20 % — для судов длиной огг 20 до 3 0 м. При большей длине отсека размеры балок продольного набора должны быть рассмотрены особо.

4.    При отклонении фактической шпации от табличной прочные размеры киля и «принтеров не изменяются.

5.    Для промежуточной длины судна момент сопротивления определяется интерполяцией.



Пратт классификации и постройки морских судов

Рис. 23.6-1

Примечание. Балка набора устанавливается в первую очередь и на рамной связи не режется.

магриваться на протяжении не менее трех шпаций для каждого конца связи.

2.3.8 Во флорах и днищевых стрингерах должны быть предусмотрены водопротоки. Рекомендуемая технология выполнения водопротока показана на рис. 2.3.8.

1_ ■

\ \

I


-- п / !; /

1//

ь

1 |\

м:А

X' X

(=

h = 10... 25 мм ; b ^ 4h

Рис. 23.6-2

Примечание. Балка набора устанавливается в первую очередь и на рамной связи не режется.

Рис. 2.3.8

2.3.9 Соединение днищевого набора с бортовым допускается производить посредством накладок и приформовок.


Примечание. Прорезать на расстоянии 1/4 шпации от места пересечения е флером.

2.4 БОРТОВОЙ НАБОР

Пересечение стрингеров с усиленными флорами выполняется вполурез (см. рис. 2.4.6).

2.3.7 Уменьшение высоты прерывистой продольной связи до высоты флора должно предус-

2.4.1    Размеры шпангоутов выбираются согласно требованиям 2.1.2 в зависимости от момента сопротивления, приведенного в табл. 2.4.1.

2.4.2    Расстояние между соседними переборками, полупереборками и рамными шпангоутами не должно превышать шести шпаций.

2.4.3    Момент сопротивления рамного шпангоута должен быть не менее пятикратного момента сопротивления основного шпангоута.

Таблица 2.4.1

Длина пролета, м

Момент сопротивления профиля, см3

П-образного при шпации, мм

Т-образного при шпации, мм

350

400

450

350

400

450

1,0

47

54

61

12

18

20

1.2

76

87

98

29

29

33

1.4

107

128

138

35

41

46

1,6

147

159

180

47

53

59

1,8

200

228

256

70

76

85

2,0

290

330

370

93

110

123

2,2

369

420

470

123

140

157

2,4

500

570

640

150

189

210

Примечание. При наличии бортового стрингера момент сопротивлении шпангоута должен приниматься равным 1,5 величины, определенной по таблице для пролета, измеренного егг палубы до бортового стрингера или от бортового стрингера до флора, в зависимости от того, что больше.



15

Часть XVI. Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика

2.4.4    При длине продета шпангоута более 2,4 м необходима установка бортового стрингера.

2.4.5    Момент сопротивления бортового стрингера должен быть равен моменту сопротивления рамного шпангоута.

Рис. 2.4,6

Примечания: 1. Рамные связи устанавливаются


2.4.6    Пересечение рамного шпангоута и бортового стрингера производится только вполурез (см. рис. 2.4.6).

вполурез.

2. Длина наружной накладам должна быть не более трех ширин пояска продольного набора. Перекрой в соседних слоях — 20 мм. Толщина накладки должна быть равна

толщине полоса поперечного набора.

2.4,7 Пересечение бортового стрингера и шпангоута производится как указано на рис. 2.3.6-1 и 2.3.6-2 без надреза бортовой ветви поперечного

набора.

2.5 НАСТИЛ И НАБОР ПАЛУБ

2.5.Х Толщина пастила верхней падубы определяется по рис. 2.1,1-1 и 2.1,1-2 в зависимости от допускаемого изгибающего момента, приведенного в табя. 2.5.1.

2.5.2    Минимальная толщина настила палубы дожна быть равна 4 мм.

2.5.3    Толщина и ширина палубного стрингера определяются по табл. 2.5.1.

2.5.4    Для настила палубы допусжаетея применение стеклопластика следующих типов:

для корпусов длиной от 12 (5) до 15 м — I;

для корпусов длиной от 12 (5) до 30 м — VI;

для корпусов длиной от 12 (10) до 30 м — VIII.

Настил палубы судов длиной от (5) до (10) м может изготавливаться из стеклопластика типа П.

2.5.5    Укладка армирующего материала должна выполняться в соответствии с требованиями 2.2.4 — 2.2.6.

2.5.6    В местах, подвергающихся сильному истиранию, должны быть предусмотрены утолще-

ния в виде накладок толщиной не менее 3 мм, если палуба в этих местах не покрывается специальным защитным слоем.

2.5.7 Размеры бимса выбираются согласно требованиям 2.1.2 в зависимости от момента сопротивления, приведенного в табл. 2.5.7.

Таблнца 2.5.1

Длина судна, м

Шпация,

мм

^дот

Н/м

Ширина палубного стрингера, мм

(5)

(350)

(0,8)

(300)

(7,5)

(350)

(1,3)

(400)

(Ю)

(350)

(2,0)

(475)

12

350

2,8

575

15

350/400

3,5/4,5

650

17,5

400

750

20

400

6,0

825

22,5

400

6,7

925

25

400/450

7,5/9,5

1000

27,5

450

10,3

1100

30

450

11,0

1200

Примечания: 1. При отклонении от табличной шпации тдап изменяется пропорционально квадрату отношения принятой шпации к табличной.

2.    Толщина палубного стрингера принимается равной толщине игарстрека (см. табл. 2.2.1).

3.    Для промежуточных длин судна Шд,,, определяется интерполяцией.

Таблица 2.5.7

Длина пролета бимса, м

Момент сопротивления профиля, см3

rirgim кннпнаэпнк* Х1Пл1р41шШи При ян 11нции,

ММ

Т-образного при шпации, мм

350

400

450

350

400

450

1,0

16

18

20

1,2

24

27

30

1,4

33

38

43

1,6

43

49

55

15

17

19

1,8

52

59

66

18

20

22

2,0

65

74

83

23

25

27

2,2

80

90

100

26

30

34

2,4

98

110

124

32

37

42

Примечание. Расчетная длина пролета бимса измеряется между гонцами бммсовых книц от гонца ганцы до карпингса или между карлингсами, смотря по тому, что больше.


Правила классификации и постройки морских судов


2*5.8 В плоскости каждого рампою шпангоута должен быть установлен рамный бимс, момент сопротивления которого должен быть не менее пятикратного момента сопротивления основного бимса.

2.5.9 Размеры карлингса выбираются согласно 2.1.2 в зависимости от момента сопротивления, приведенного в табл. 2.5.9.


Таблица 2.5.9

Длина пролета карлингса, и

Момент сопротивления профиля, см3, при ширине поддерживаемой палубы, м

1.0

1,25

1,50

1,75

2,0

1,8

95

120

140

165

190

2,0

120

150

180

210

240

2,2

140

175

210

250

280

2,4

170

210

250

300

340

2,6

200

250

300

350

400

2,8

230

290

345

400

460

Примечания; 1, Моменты сопротивления приведены для Т-образного профиля. Для П-образного профиля момент

сопротивления, взятый по таблице, должен быть увеличен в три раза.

2. Црояет карлингса — наибольший из пролетов карлингса, измеренный между опорами (центрами пиллерсов, переборками, концевыми люковыми бимсами).


Таблица 2.6.2

Пццдержи-

шьеыая

ПЛОПЩЩк

ЫЬ, м2

Высота пиллерса, м

1,8

2,0

2,2

2,4

2,6

2,8

3,0

1,8

85/70

85/70

85/70

85/70

85/70

85/70

95/80

2,5

85/70

85/70

85/70

85/70

95/80

95/80

105/90

3,0

85/70

95/80

95/80

95/80

95/80

105/90

105/90

4,0

85/70

95/80

95/80

105/90

105/90

110/90

110/90

5,0

95/80

95/80

105/90

105/90

110/90

110/90

120/90

6,0

95/80

105/90

105/90

105/90

110/90

120/90

120/90

Примечания: 1. В числителе приведен наружный диаметр трубы, в знаменателе — внутренний, мм.

2. / — расстояние между центрами соседних пролетов карлингса, щЬ — ширина палу&а, поддерживаемая шрлингсом, м.


2.7 переборки;

2.7.1 Толщина листов обшивки переборок определяется по рис. 2.1Л-1, 2.1.1-2 и 2Л.1-3 в зависимости от допускаемого изгибающего момента, приведенного в табл. 2.7.1.


2.5.10 Пересечение балок набора палуб выполняется в соответствии с рис. 2.3.6-1, 2.3.6—2 и 2.4.6.


2.6 ПИЛЛЕРСЫ

2.6.1    Настоящей частью Правил предусматривается применение пиллерсов трубчатого сечения из алюминиевых сплавов.

Для изготовления пиллерсов допускается применение других материалов.

В любом случае материал пиллерсов должен отвечать требованиям части XIII «Материалы».

2.6.2    Размеры пиллерсов из алюминиевого сплава принимаются по табл. 2.6.2.

2.6.3    Крепление пиллерсов к набору должно производиться башмаками из алюминиевого сплава или из стали, соединяемыми с набором на болтах.


Таблица 2.7.1

Полная высота переборки, м

Ш 14лиг mrrttff И |‘П‘ТД| шц шмъж Хм/М4 ШяДшДИИИ) ММ

300

350

400

450

1,25

0,9

_

_

1,50

и

1,5

_

_

1,75

и

1,8

2,3

2,00

1,5

2,0

2,7

3,4

2,25

1,7

2,3

3,0

3,8

Х50

1,9

2,6

3,3

4,2

2,75

2,1

2,8

3,7

4,6

3,00

2,2

3,1

4,0

5,1

3,25

2,4

3,3

4,3

5,5

3,50

2,6

3,6

4,7

5,9

3,75

2,8

3,8

5,0

6,3

4.00

3,0

4,1

5,3

6,8

4Д5

ЗД

4,3

5,7

7,2

4,50

4,6

6,0

7,6

4,75

6,3

8,0

5.00

8*4

Примечания: 1.    приведен    для нижнего пояса

обшивки переборки.

2.    Допускается уменьшение толщины переборки по высоте, причем толщина переборки у верхней палубы должна быть не менее 1/2 толщины нижнего пояса.

3.    Ширина каждого пояса должна быть 0,7..Л,0 м.

4.    Для переборки промежуточной высоты тти определяется интерполяцией.


Настоящее гадание Пратт, по сравнению с изданием 2017 года, содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ XVL КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ Н ШЛЮПОК ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

1.    Пункты 1.1.1.1, 1.1.2.2, 1.3.2, 1.4.5, 1.6.1, 1.7.1, 1.7.5, 2.6.1, 2.9.3, 2.10.2, 2.10.6, 2.13.7, 3.2.7, 43.3: уточнены требования с цепью исключения нечетких формулировок «предмет специального рассмотрения Регистром» и «по согласованию с Регистром».

2.    Пункты 2.11.4, 2.12.4, глава 2.14, пункт 3.2.6 удалены с целью исключения нечетких формулировок «предмет специального рассмотрения Регистрам» и «по сшласованию с Регистром»;

нумерация пунктов 3.2.7 — 3.2.9 изменена на 3.2.6 — 3.2.8 соответственно.

3.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ XVI. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ и шлюпок

ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

1    Общие положения............. 5

1.1    Область распространения......... 5

1.2    Определения и пояснения......... 5

1.3    Общие требования............. 5

1.4    Объем освидетельствований........ 5

1.5    Материалы................. 6

1.6    Система набора и шпация......... 6

1.7    Приформовки и соединения ........ 6

2    Корпус и надстройки судов........ 9

2.1    Общие положения............. 9

2.2    Наружная обшивка....... 12

2.3    Днищевой набор............. 13

2.4    Бортовой набор........ 14

2.5    Настил и набор палуб..... 15

2.6    Пиллерсы................ 16

2.7    Переборки ........... 16

2.8    Цистерны................ 17

2.9    Надстройки и рубки...... 18

2.10    Вырезы в конструкциях......... 19

2.11    Фальшборт................ 20

2.12    Фундаменты................20

2.13    Штевни, кронштейны гребных валов

и боковые кили..............20

3    Усиления судов для плавания

во льдах.................21

3.1    Общие положения.............21

Ъ2 Ледовые усиления судов ледового класса 1ее2 21

4    Корпуса спасательных шлюпок ..... 22

4.1    Общие положения............. 22

4.2    Наружная обшивка............22

4.3    Набор................... 22

4.4    Крепление устройств и оборудования ... 23 Приложение 1. Рекомендуемые типы

стеклопластиков.............. 25

Приложение 2. Физико-механические

свойства стеклопластиков ......... 26

Приложение 3. Указания по определению размеров связей корпусов судов и спасательных шлюпок расчетным методом..................29


ЧАСТЬ XVI. КОНСТРУКЦИЯ И ПРОЧНОСТЬ КОРПУСОВ СУДОВ И ШЛЮПОК ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА

I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ    1.3    ОБЩИЕ    ТРЕБОВАНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются:

.1 на водоизмещающие суда из стеклопластика длиной от 12 до 30 м, скорость которых #<3,05V'L уз., а отношения главных размерений находятся в пределах:

длина судна к высоте борта £,:£> = б ... 10;

ширина судна к высоте борта B:D = 2 ... 2,5;

длина судна к его ширине L:B = 3 ... 5.

.2 на спасательные шлюпки длиной от 4,5 до 12 м.

1.1.2    Настоящая часть Правил может быть также распространена:

Л на водоизмещающие суда длиной or (5)' до 12 м и свыше 30 м;

Л на суда глиссирующие, на воздушной подушке и подводных крыльях.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к обшей терминологии Правил, приведены в 1.1 части I «Классификация».

Определения размерений судов приняты в соответствии с частью II «Корпус».

В настоящей части Правил приняты следующие определения.

Однослойная конструкция — конструкция, которая состоит из пластины, подкрепленной набором.

Двухслойная конструкция — конструкция, которая состоит из двух пластин, соединенных набором, рашоложенным между ними.

Трехслойная конструкция — конструкция, которая состоит из двух пластин, соединенных между собой средним слоем из пенопласта, сот и тл., причем средний слой является несущим и воспринимает нагрузку совместно с пластинами.

1,3.1 Требования настоящей части применимы:

.1 если наружная обшивка формуется как одно целое или в виде двух половин (правой и левой), С06ДИНЯ6МЫХ по жжлю и штовням^

Л для судов, имеющих следующие соединения секций корпуса:

наружной обшивки в диаметральной плоскости, палубы с бортом, надстроек и рубок с палубой;

.3 при однослойной конструкции наружной обшивки, настила палубы и прочных переборок судов;

.4 при одно- и трехслойной конструкциях стенок рубок и надстроек судов;

.5 для корпусов спасательных шлюпок одно-, двух- и трехсложной конструкций.

13.2 Размеры связей двух- и трехслойной конструкций, а также применение композитных конструкций должны быть согласованы с Регистром, если в настоящей части Правил отсутствуют соответствующие требования.

1.33 На чертежах конструкций из стеклопластика необходимо указывать не только толщину пластин, мм, но и число слоев армирующего материала и суммарную массу армирующего материала, кг; приюдяшуюся на 1 м1 2 поверхности пластика.

13.4    Во всех случаях технология формования корпуса должна быть одобрена Регистром.

13.5    Регистр может одобрить иные, отличающиеся от приведенных в настоящей части конструкторские решения при условии выполнения требований 133.1 Общих положений о классификационной и иной деятельности.

14 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.4.1    Общие положения по освидетельствованию корпуса изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности.

1.4.2    После рассмотрения и одобрения технического проекта судна в целом освидетельствованию Регистром при изготовлении корпуса подлежат:

.1 исходные материалы для формования корпусных конструкций;

.2 состояние и микроклимат производственных помещений;


.3 технологическая оснастка, применяемая при формовании корпусных конструкций;

.4 формование секций наружной обшивки с набором;

.5 формование секций палубы;

.6 формование переборок;

.7 формование цистерн;

.8 формование надстроек и рубок;

.9 формование фундаментов под главные двигатели, а также под другие механизмы и устройства, подлежащие освидетельствованию Регистром;

Л 0 формование комингсов, тамбуров и подобных ограждений вырезов в корпусе;

Л1 штевни и кронштейны гребных валов.

1.4.3    До начала изготовления конструкций, перечисленных в 1.4.2, Регистру должна быть представлена на одобрение техническая документация по корпусу в объеме, предусмотренном в 3.2.3 части I «Классификацию).

1.4.4    В процессе изготовления конструкции корпуса, перечисленные в 1.4.2, подлежат освидетельствованию в отношении выполнения требований части XIII «Материалы» и соответствия одобренной Регистром технической документации.

1.4.5    Методика проведения и результаты испытаний жесткости и прочности готовых конструкций в должны быть одобрены Регистром.

1.5 МАТЕРИАЛЫ

1.5.1    В настоящей части Правил предусмотрено применение типов стеклопластиков, перечисленных в приложении 1.

1.5.2    Помимо перечисленных в приложении 1 могут быть применены стеклопластики с другими сочетаниями армирующих материалов и связующих, а также с другими схемами армирования после представления Регистру исчерпывающих сведений о механических свойствах стеклопластиков и одобрения последних.

1.6 СИСТЕМА НАБОРА И ШПАЦИЯ

1.6.1    В настоящей части Правил предусмотрено применение поперечной системы набора корпуса судов.

1.6.2    Нормальная шпация поперечного набора приведена в табл. 1.6.2.

Если принятая шпация отличается от приведенной в табл. 1.6.2, производится пересчет толщин и размеров связей в соответствии с требованиями 2.2,

2.3 и 2.5.

1.6.3    В форпике шпация должна быть не более:

300 мм при L от 12 (5) до 15 м;

350 мм при 15 <L<295 м;

400 мм при L от 25 до 30 м (включительно).

1.6.4    Расстояние между стойками поперечных водонепроницаемых переборок принимается равным шпации набора корпуса.

Для переборки форпика расстояние между стайками принимается равным шпации в носовой оконечности.

Шпация стенок надстройки или рубки принимается равной шпации корпуса однослойной конструкции.

1.7 ПРИФОРМОВКИ И СОЕДИНЕНИЯ

1.7.1    Приформовочн ые угольники продольного и поперечного наборов формуются на месте (мокрые угольники), армирующий материал — стеклохопст. В виде исключения допускается стеклоткань сатинового и полотняного переплетений. Жгутовая стеклоткань не допускается. Соединяемые поверхности перед приформовкой необходимо тщательно зачистить.

1.7.2    Толщина приформовочного угольника должна быть равна 1/2 толщины приформовываемой стенки Т-образной балки набора и толщине стенки ТТ-образной балки набора. Ширина приформовочного угольник<i и cxsme ующщи армирующих слоев должны отвечать требованиям, приведенным на рис. 1,12-1 и 1.7.2-2. В любом слуге ширина должна быть не менее 30 мм для приформовочных угольников набора и 50 мм дня приформовочных угольников поперечных водонепроницаемых переборок.

1.7.3    Толщина приформовочных угольников переборок, платформ, стенок надстроек и рубок должна быть равна толщине обшивки переборки, настила платформы, стенки надстройки и рубки соответственно.

1.7.4    Для болтовых соединений должны выполняться следующие требования:

.1 отстояние болтов от кромки пластины должно быть не менее трех диаметров болта;

.2 диаметр болта должен быть равен толщине наиболее толстого из соединяемых листов;

Таблица 1.6.2

Длина судна, м

Шпация, мм

12(5).„15

350

15<£<25

400

25...30

450

d)    6)

3 шаг болтов должен быть не менее четырех диаметров болта;

А детали болтовых соединений должны иметь надежное антикоррозионное покрытие или должны изготавливаться из коррозионно-стойких материалов;

.5 иод гайку и головку болта должны быть подложены шайбы диаметром, равным не менее

2,5 диаметра болта; толщина шайбы — 0,1 диаметра болта, но не менее 1,5 мм,

1.7.5    Конструкции соединений, выполненных с применением клепки, должны быть согласованы с Регистром.

1.7.6    Соединение листов неответственных или малонагруженных конструкций допускается выполнять в виде формованного стыка (см. рис. 1.7.6). Соединяемые поверхности перед наложением накладок необходимо тщательно зачистить.

а)    б)

1.7.7    При изготовлении наружной обшивки судна в виде двух половин (правого и левого борта) их соединение в диаметральной плоскости следует выполнять посредством накладок (см. рис. 1.7.7). Накладки должны формоваться на основе стеклоткани тиш III или IV для всех длин корпуса. Толщина каждой накладки s должна быть равна 0,7 толщины горизонтального киля (см. табл. 2.2.1). Полная ширина накладки должна быть те менее 200 мм +15 ук.

1.7.8    Толщина накладок должна уменьшаться ж краям до толщины одного слоя стеклоткани. Уменьшение тешщины обеспечивается постепенным увеличением ширины накладываемых лент: первый слой накладки формуется на основе ленты шириной 100 мм (по 50 мм на сторону), последующие ленты (по одной или по две — три) ншеладываются с шириной 140, 180 мм и т.д.

1.7.9    Соединение палубы с бортом следует выполнять внешними и внутренними приформо-воч иыми угольниками (накладками) в соответствии с рис. 1.7.9. Угольники должны формоваться на основе стеклоткани типов III и ГУ. Развернутая ширина тгриформолочных угольников 2Ь должна быть не менее 200 мм + I 5уш (где уш — толщина ширстрека). Толщину приформовочнош угольника следует принимать равной 0,7 sm.

1.7.10    Распределение слоев в приформовочных угольниках должно выполняться в соответствии с требованиями 1.7.2.

a — размеры прифстрмоики; б — схема укладки слоев при приформпвю полосами стеклояояста или стеклоткани

S\t мм

3

4

5

6

8

10

Ь\, мм

30

30

40

50

60

70

а — размеры приформовки; б — схема укладки слоев при приформавке полосами стсклсиолста или стеклоткани

£l, МЫ

3

4

5

6

8

10

12

14

Ь\, мм

30

30

40

50

60

70

00

100


Номера слоев стеклоткани накладки

1.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

12

13

14

Ширина иакладкн, мм

100

150

150

200

200

250

300

100

100

150

150

150

200

250

250

300

100

100

150

150

200

200

250

250

300

300

100

100

150

150

200

200

250

250

300

300

330

350

400

400

Рис. 1.7.6:

/н — ширина накладки (/н=200 + Шь мм); $г — толщина соединяемых пластин: $2 — к»ящина накладки Cs2 —0,5-Si)


Примечания: 1. Направление основы стгаотани ншстадам должно быть перпендикулярно к стыжу секций.

S\s мм

S2, ММ

6

3

8

4

10

3

14

7


2.    Зазор 1 — 2 мм.

3.    Материал накладки — стеклопластик на основе стеклоткани сатинового или шшшшого переплетения. Применение



О


Рис. 1.7.7

стеклохолста не допускается.

s — толщина нриформовочного угольника; b — 1/2 развернутой ширины угольников Примечание. Со стороны наружной обшивки поверхности палубы и борта должен быть уложен дополнительный слой ткани, перекрывающий приформовочный угольник на 100— 150 мм с каждого края, с направлением основы вдоль корпуса судна.

Часть XVI. Конструкция и прочность корпусов судов и_шлюпок из стеклопластика


9


2 КОРПУС И НАДСТРОЙКИ СУДОВ

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1 Толщина листов наружной обшивки, настилов палуб, обшивки переборок и т. п. должна определяться по рис. 2.1.1-1, 2.1.1-2 и 2.1.1-3 в зависимости от приведенного в табл. 2.2.1 изгибающего момента /ядап, допускаемого дон участка обшивки шириной 1 см.

По рис. 2Л. 1-1 определяется толщина листов из стеклопластика с содержанием стекла, указанным в строке 1 табл. 1 — б приложения 2.

По рис. 2.1.1 —2 и 2.1.1 —3 определяются толгпины стеклопластиков с содержанием стекла, указанным в строках 2 и 3 указанных таблиц.

Структуры армирования, указанные в строках 1 и 2 табл. 1, 2, 5 и б приложения 2, используются для формования наружной обшивки, настила палубы, обшивки переборок и хп.

Структура армирования, указанная в строке 3 табл. 3 и 6 и в строке 2 табл. 1, используется для выполнения набора, который должен формоваться в специальных приспособлениях и обжиматься при изготовлении.


2.1.2    Для балок набора корпуса в настоящих Правилах предусматривается применение П-образных профилей из стеклопластика тина Ь и Т-образных профилей со свободным пояском из стеклопластика типа Шз и стенкой из стеклопластика типа Ь.

2.1.3    Размеры балок набора определяются по рис. 2.1.3-1, 2.1.3-2 и 2.1.3-3 в зависимости от момента сопротивления поперечного сечения балок с присоединенным пояском.

По рис. 2.1.3-1 определяются размеры элементов сечения балок П-образнош профиля.

По рис. 2.1.3-2 и 2.1.3-3 определяются размеры злемштов сечения балок Т-образного профиля, претем рис. 2.1.3-3 представляет собой начальную часть рис. 2.1.3—2, показанную в укрупненном масштабе.

Размеры балок днищевою набора (вертикальною киля и днищевых стрингеров) определяются в соответствии с требованиями 2.3.5.

Рекомендуемая конструкция П-образных и Т-образных балок набора показана на рис. 2.1 ЗА и 2.1.3-5.


ГП ”

Н-м


20


15


10-


18 s, мм

Рис. 2.1Л-1


11:,

Ж

у/

,-йй


2    4


>55

яяш

1,0


II V

0,25s

m

111

0

0.5s

1 о

к

%

о

«О

гм

О'



Обозначения армирующего материма: Стеклохолст( X'}

Жгутовая стеклоткань (рогожка) параллельной укладки (Р) Жгутовая стеклоткань, уложенная под углом 45° (45° Р) Жгутовая стеклоткань, уложенная под углом - 450 (■ 45° Р) Стеклоткань или стекяосетка параллельной укладки (Т) или (С)


ш


Правит классификации и постройки морских судов




а = (1,4 ..J,0)h;

Ь = '(0,7...!,0}Ы i', ^ ("ш ■■■вД'

S2 = 3 Si;

F -bS2;


Примечание .Профиль и


1

Указания для судов длиной менее 12 м приведены в

2

настоящей части в скобках.