Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

85 страниц

Купить ГОСТ 34443-2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает требования, обеспечивающие единство проектирования, расчетов и испытания всех типов мобильных подъемников с рабочими платформами для обеспечения их безопасного применения.

Настоящий стандарт применяется при конструкторских расчетах металлоконструкций, определении критериев устойчивости, испытаниях и проверках безопасности перед вводом в эксплуатацию МПРП. Стандарт определяет опасности, возникающие при эксплуатации МПРП, и описывает методы их устранения или снижения.

Настоящий стандарт не распространяется на следующие устройства и требования:

a) стационарно установленные пассажирские подъемные устройства, обслуживающие определенные этажи;

b) пожарные и спасательные устройства;

c) рабочие клети без направляющих, подвешиваемые к подъемным устройствам;

d) подъемные рабочие места машинистов в складах с доступом к товарам по рельсовым направляющим и на вспомогательном оборудовании;

e) подъемные приспособления, смонтированные у заднего борта кузова автомобиля;

f) подъемники с рабочими платформами мачтового типа [1];

g) выставочное оборудование;

h) подъемные столы с высотой подъема меньше 2 м;

i) строительные грузопассажирские и грузовые подъемники (ГОСТ 33651, ГОСТ 33558.1 и ГОСТ 33558.2);

j) наземное аэродромное оборудование;

k) различные буровые вышки для бурения;

l) подъемные рабочие места машинистов на технологическом транспорте (в том числе на базе грузовых автомобилей);

m) устройства для осмотра и технического обслуживания (нижних частей) мостов, в том числе подмостовые: инспекционные и эксплуатационные устройства;

n) специально спроектированные с учетом требований электробезопасности МПРП, используемые для работы на электрических установках под напряжением.

Настоящий стандарт не охватывает потенциальные опасности, возникающие в следующих случаях:

- использование в потенциально взрывоопасных атмосферах;

- использование сжатых газов для компонентов, несущих нагрузку;

- работы на электрических системах под напряжением

  Скачать PDF

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

34443-

2018

(ISO 16368:2010)

МОБИЛЬНЫЕ ПОДЪЕМНИКИ С РАБОЧИМИ ПЛАТФОРМАМИ

Расчеты конструкции, требования безопасности, методы испытаний

(ISO 16368:2010,

Mobile elevating work platforms — Design, calculations, safety requirements and test methods,

MOD)

Издание официальное

Стандарпшфо^м

201»

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Межотраслевым фондом «Сертификация подъемно-транспортного оборудования и услуг по техническому обслуживанию и ремонту машин» («ПТОУ-Фонд») на основе официального перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 5. выполненного ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 августа 2018 г. N9 111-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИСО 3166) 004 -97

Код страны по МК(ИСО 3166)004-97

Сокращенное пакыеиоааиие национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2018 г. No 820-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34443-2018 (ISO 16368:2010) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2019 г.

5    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ISO 16368:2010 «Платформы рабочие подъемные передвижные. Проект, расчеты, требования безопасности и методы испытаний» («Mobile elevating work platforms — Design, calculations, safety requirements and test methods», MOD) путем изменения его структуры для приведения в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ 1.5 (подразделы 4.2 и 4.3).

Дополнительные положения и требования, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики указанных выше государств и/или особенностей межгосударственной стандартизации. выделены курсивом.

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам. использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА

6    Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»

7 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4.2.2.3.3    Площадь поверхности человека (людей), находящегося на рабочей платформе под действием ветровых нагрузок

Полная площадь одного человека, воспринимающая ветровое давление, принимается равной 0,7 м2 (средняя ширина 0.4 м. умноженная на рост 1,75 м) при расположении центра площади на высоте 1.0 м от пола платформы.

Подверженная действию ветра площадь человека, стоящего на платформе за перфорированным (неперфорированным) участком ограждения высотой 1.1 м. принимается равной 0,35 м2. При этом центр площади расположен на высоте 1,45 м от пола платформы.

Число людей, непосредственно подверженных действию ветра, рассчитывается через нормируемую длину стороны рабочей платформы, приходящуюся на одного человека, следующим образом:

a)    значение длины стороны рабочей платформы, подверженной воздействию ветра, округляют до ближайшего значения, кратного 0,5 м. и делят на 0,5 м; или

b)    если полученное расчетное число людей меньше максимально допустимого числа людей, для данной платформы применяют коэффициент формы 1,0.

Если полученное расчетное число людей больше максимально допустимого для данной платформы. для дополнительного числа людей следует применять коэффициент формы 0.6.

4.2.2.3.4    Сила ветра, действующего на инструменты, материалы и оборудование

Сипу ветра, действующего на инструмент, материалы и оборудование на рабочей платформе, в расчетах принимают как О.ОЗтв ■ g и считают направлений горизонтально на высоте 0.5 м от пола платформы.

4.2.2.4    Силы, создаваемые при воздействии вручную

Минимальное значение силы, возникающей при воздействии вручную, принимают равным 200 Н для МПРП. предназначенных для подъема одного человека, и 400 Н для подъема более чем одного человека. В расчетах принимают, что сила приложена на высоте 1.1 м от пола платформы. Любое большее разрешенное значение силы должно быть указано изготовителем.

4.2.2.5    Нагрузки и силы, возникающие в особых условиях эксплуатации

Нагрузки и силы, возникающие в особых условиях эксплуатации, создаются следующими факторами:

-    перемещение предметов вне рабочей платформы;

-    воздействие силы ветра на большие предметы, переносимые по рабочей платформе (см. приложение А);

-    воздействие силы со стороны грузоподъемной лебедки или устройства для работы с материалами.

Если пользователь заинтересован в применении особых способов ведения работ и/или особых

условий эксплуатации, то нагрузки и силы, возникающие при этом, следует соответствующим образом учитывать в виде поправки к номинальной нагрузке, нагрузке от элементов металлоконструкции, ветровой нагрузке и/или силам, возникающим при воздействии вручную.

Примечание — Для особых условий эксплуатации производитель должен дать соответствующую информацию в руководстве по эксплуатации.

4.2.3 Расчеты устойчивости

4.2.3.1 Силы, создаваемые массой металлоконструкции и номинальной нагрузкой

Значения сил, создаваемых массой металлоконструкции и номинальной нагрузкой, создающие момент опрокидывания или восстанавливающий момент, следует умножать на коэффициент 1,0 и при расчетах принимать действующими вертикально вниз. При работе поворотной части подъемника значения этих сил следует умножать на коэффициент 0,1 и принимать действующими в направлении движения. увеличивающем при этом опрокидывающий момент (см. приложение В).

Производители могут применять коэффициент меньше 0,1 в том случае, если они могут подтвердить измерениями влияние ускорений и замедлений. Если при эксплуатации возникают более резкие ускорения/замедления, следует пользоваться коэффициентом большим, чем 0.1.

При передвижениях МПРП типов 2 и 3. осуществляемых в положении для перемещения, коэффициент 0,1 следует заменять на коэффициент, представляющий силы, возникающие при ускорении и замедлении. Этот коэффициент определяют с помощью расчетов или испытаний (пример расчета испытаний на бордюрном камне см. в приложении С).

Примеры действия сил см. на рисунке 2.

ГОСТ 34443-2018

4.2.3.2    Силы ветра

Значения сил ветра следует умножать на коэффициент 1.1. Считается, что они действуют в горизонтальном направлении.

4.2.3.3    Силы при воздействии вручную

Значения сил. прикладываемых людьми к рабочей платформе руками, следует умножать на коэффициент 1,1. Принимается, что они действуют в направлении, создающем наибольший опрокидывающий момент [см. примеры на рисунках 2а) — 2d)].

4.2.3.4    Нагрузки и силы, возникающие в особых условиях эксплуатации

Нагрузки и силы, возникающие в особых условиях эксплуатации, следует учитывать в расчетах, определенных производителем.

4.2.3.5    Расчет опрокидывающего и восстанавливающего моментов

Максимальный опрокидывающий и соответствующий ему восстанавливающий моменты следует рассчитывать для наиболее неблагоприятных линий опрокидывания на расчетном уклоне, зависящем от конструкции МПРП.

Линии опрокидывания и допустимый угол установки МПРП в наиболее неблагоприятных условиях применения определяют расчетом опорного контура или принимают согласно [5]. Опорный контур также должен быть установлен в соответствии с [5].

Для сплошных или заполненных пенистой резиной шин линии опрокидывания могут приниматься проходящими на 1/4 ширины пятна контакта шины с поверхностью, считая от наружной границы пятна контакта.

Расчеты следует проводить для МПРП. находящегося в наиболее неблагоприятном положении на максимально допустимом уклоне поверхности плюс 0.5е с учетом неточности установки МПРП. Все нагрузки и силы, которые могут действовать одновременно, следует принимать в расчетах в наиболее неблагоприятных комбинациях.

См. примеры в таблице 1 и на рисунках 2а) — 2d).

При расчетах допускается использовать графические методы.

Таблица 1 — Примеры направлений и комбинаций нагрузки и силы для расчетов устойчивости [см. также рисунки 2а) — 2d)]

Пример

Условия работы

Номинальная нагрузка т

Нагрузки от элементов металлоконструкции S„

Сила, возникающая при воздействии вручную. Fm

Ветровые нагрузки W

Схема

Коэффициент

1.0

0.1

1.0

0.1

1.0

0.1

1.0

0.1

1

Подьем (опускание)

V

А

V

А

н

н

£

2

Передвижение

V

S

V

S

н

н

Ж

3

Передвижение

V

S

V

S

н

н

__

Окончание таблицы 1

&

2

S.

с

Условия работы

Номинальная иагруэ и т

Нагрузки от элементов металлоконструкции sn

Сила, возникающая при воздействии вручную. Fm

Ветровые нагрузки W

ма

Коэффициент

Сх<

1.0

0,1

1.0

0.1

1.0

0.1

1.0

0.1

4

Устойчивость в направлении вперед. Стоит неподвижно на уклоне

V

V

А

А

Н

Н

5

Устойчивость в направлении назад. Стоит неподвижно на уклоне

80 кг V

V

А

А

Н

Н

6

С ограниченным выпетом. устойчивость в направлении вперед. Стоит неподвижно на уклоне, опускание

V

А

V

А

Н

н

4

7

На уклоне неподвижно

V

V

А

А

Н

н

4,

8

Ровная поверхность, неподвижный

80 кг

V

V

А

А

Н

н

Г

Направления:

V — вертикальное,

Н — горизонтальное;

А — под углом;

S — на угол наклона шасси;

S„ — представляет массу структурного элемента л.

В каждом случае вычисленный восстанавливающий момент должен быть больше, чем вычисленный опрокидывающий момент.

Примечание — Настоящая таблица не является исчерпывающей.


В расчетах следует учитывать;

a)    допускаемые отклонения при изготовлении деталей и узлов;

b)    зазоры в соединении элементов подъемного оборудования;

c)    упругие деформации:

d)    повреждение любой из шин в случае, если МПРП в рабочем положении опирается на пневматические шины, а также в случае, если МПРП не оснащается стабилизаторами, чтобы исключить

ГОСТ 34443-2018

зависимость устойчивости от шин. или системой непосредственного мониторинга шин. которая предупреждает машиниста при падении давления по меньшей мере на 25 % по сравнению с заданным давлением накачки,

е) эксплуатационная характеристика (точность) систем, чувствительных к нагрузке, к опрокидывающему моменту и управлению положением.

На результаты расчета могут оказывать влияние:

-    пики, вызванные кратковременными динамическими воздействиями:

-    гистерезис:

-    наклон МПРП:

-    температура окружающей среды;

-    различное расположение и распределение нагрузки на рабочей платформе (см. 4.2.2.2.2).

Определение упругих деформаций проводят экспериментальным путем или с помощью расчетов.

4.2.3.5.1    Динамическая устойчивость

Необходимо испытывать МПРП. чтобы установить, что он остается устойчивым при испытании тормозов (5.1.4.3.2.3). при наезде на бордюр или углубление (5.1.4.3.2.2).

4.2.4 Расчеты конструкции

4.2.4.1    Общие положения

Расчеты металлоконструкции должны подчиняться законам и принципам прикладной механики и сопротивления материалов. При использовании специальных формул должны быть указаны источники. из которых они заимствованы, если эти источники являются общедоступными. При отсутствии источника формулы могут быть выведены из исходных положений, обоснованность которых может быть проверена.

Требования, изложенные в 4.2.2. должны быть учтены для определения нагрузок и сил. учитываемых в расчетах. Использование национального стандарта не должно вносить изменения в эти требования. за исключением случаев, когда требования национального стандарта являются болев жесткими.

Упругие деформации не основных конструкций следует принимать во внимание.

Расчетное напряжение не должно превышать допустимых значений. Расчетное значение запасов прочности должно быть не ниже требуемого.

При проектировании конструктивных элементов МПРП. систем привода, органов управления и устройств безопасности необходимо руководствоваться требованиями настоящего стандарта, изложенными в 4.3—4.10.

9



Рисунок 2. лист 1



1



1


Рисунок 2. лист 2


11



Рисунок 2. лист 3


12


ГОСТ 34443-2018

0)

1

h)

1 -• линия опрокидывания: 2 — направление движения, 3 — ограничение вылсга:

С — максимальный наклон шасси

Рисунок 2 — Примеры максимальной опрокидывающей нагрузки и комбинации силового момента

4.2.4.2 Анализ конструктивного решения

4.2.4.2.1 Общий анализ механического напряжения

Общий анализ напряжений является методом защиты проектируемого подъемника от аварий из-за податливости металла или образования трещин.

Анализ должен быть выполнен для всех элементов и соединений, воспринимающих нагрузку.

Для определения соответствия подъемника указанным требованиям может быть использовано моделирование методом конечных элементов (МКЭ). Модель МКЭ должна быть точно определена и включать в себя объяснение области загрузки, типов нагрузки, ограничение областей и типов ограничений.

Напряжения, возникающие при проведении статического испытания (см. 5.1.4.3.1) и испытания на перегрузку (см. 5.1.4.4), не должны превышать 90 % предела твхучести материалов.

Возникающие в жестких конструктивных элементах МПРП расчетные механические напряжения не должны превышать 20 % минимального предела прочности материала.

13

Допустимые расчетные напряжения могут быть уменьшены на основании выполненных расчетов.

4.2.4.2.2    Анализ упругой устойчивости

Анализ упругой устойчивости является методом защиты от аварий при потере упругой устойчивости (например, продольных изгибов, деформаций). Этот анализ должен быть проведен для всех элементов. воспринимающих сжимающие нагрузки.

4.2.4.2.3    Анализ усталостных напряжений

Анализ усталостных напряжений является методом защиты от аварий из-за усталости металла, обусловленной колебаниями напряжений. Этот анализ должен быть проведен для всех элементов и соединений, воспринимающих нагрузку, которые являются опасными с точки зрения усталости, включая конструктивные элементы, уровень колебания напряжений и число циклов изменения напряжений. Число циклов изменения напряжений может быть кратным числу циклов нагрузки.

Так как число колебаний напряжений при перемещении не может быть вычислено с определенной степенью точности, напряжения в транспортном положении в элементах, подверженных вибрациям. при перемещении должны быть достаточно низкими, для того чтобы обеспечить фактически бесконечный ресурс до разрушения от усталости (см. также 4.4.6 и 4.6.15).

Число циклов нагрузки для МПРП обычно принимают:

a)    легкий прерывистый режим (например, 10 лет. 40 недель в год. 20 ч в неделю. 5 циклов нагрузки в час): 4 104 циклов;

b)    тяжелый режим (например. 10 лет. 50 недель в год. 40 ч в неделю, 5 циклов нагрузки в час): 10циклов.

При определении комбинаций нагрузок допускается, чтобы номинальная нагрузка была снижена с учетом спектрального коэффициента нагрузки в соответствии с рисунком 3: при этом ветровые нагрузки не учитывают.

Примечание — Информация по конструктивному решению систем привода стальным канатом приведена в приложении D.

m — масса, кг: t) — спектральный коэффициент нагруэки

Рисунок 3 — Спектральный коэффициент нагрузки 4.2.4.2.4 Влияния концентрации напряжений и окружающей температуры

Анализ должен принимать во внимание влияние концентраторов напряжений и температуры окружающей среды.

4.2.5 Контроль

Контроль требований в 4.2 должен быть выполнен с помощью проверки конструкции, визуального осмотра, статических испытаний и испытаний на перегрузку.

4.3 Требования к базовому шасси и выносным опорам

4.3.1 Автоматическое устройство безопасности

На МПРП типа 1 с приводным двигателем и МПРП с управляемыми перемещениями с земли должны быть установлены автоматические защитные устройства (в соответствии с 4.11). отключающие любое непреднамеренное передвижение подъемника по рабочей площадке, когда рабочая платформа находится не в транспортном положении.

14

ГОСТ 34443-2018

Блокирующее устройство (например, запирающийся переключатель) должно исключать возможность несанкционированного использования МПРП.

Контроль — проверка конструкции и функциональные испытания.

4.3.2    Наклон базового шасси

Каждый МПРП должен иметь устройство для индикации того, находится ли наклон базового шасси в разрешенных пределах. Это устройство должно быть автоматическим, в соответствии с 4.11 оно должно быть защищено от повреждения и случайного изменения его установки. Регулировка устройства должна осуществляться только с использованием инструмента и должна быть обеспечена возможность ограничения доступа путем опломбирования. Данное устройство должно предотвращать подъем из опущенного положения или между разными положениями, когда наклон шасси выходит за пределы угла, заданного производителем для определенного положения.

Применение отвесных (стрелочных) указателей наклона категорически запрещается.

Для МПРП типа 1 данное устройство может быть заменено спиртовым уровнем. Для МПРП. имеющих выносные опоры с силовым приводом, указатель наклона базового шасси должен быть отчетливо виден с каждого места управления выносными опорами.

Для МПРП типа 2 при передвижении с рабочей платформой в поднятом положении достижение крайних пределов угла наклона должно сопровождаться звуковым сигналом, слышимым в рабочей платформе.

Для МПРП типа 3 при движении из опущенного положения и по достижении пределов, заданных производителем, данное устройство должно предотвращать МПРП от продолжения движения, а для МПРП группы А должно быть запрещено дальнейшее возвышение. Если движение прерывается вследствие превышения предела наклона шасси, то движение допускается при условии, что устойчивость поддерживается или улучшается. Звуковое предупреждение должно быть подано, когда шасси достигло пределов наклона.

Контроль — функциональное испытание.

4.3.3    Стопорные устройства

Все стопорные устройства должны быть застрахованы от непреднамеренного рассоединения сопряженных деталей/узлов (например, подпружиненным штифтом) и потери (например, цепью).

Контроль — визуальный осмотр.

4.3.4    Рычаги управления

Рычаги управления МПРП. управляемых рядом идущим машинистом, и тяги буксирного устройства должны быть надежно прикреплены к базовому шасси.

Контроль — визуальный осмотр и испытание.

4.3.5    Рычаги управления в вертикальной позиции

Если рычаги управления МПРП и тяги в нерабочем состоянии поднимаются в вертикальное положение. должно быть предусмотрено автоматическое устройство для удержания рычагов в этом положении.

Для многоосного базового шасси минимальное расстояние между полностью опущенными рычагами управления или тягами и землей должно быть не менее 120 мм.

Контроль — визуальный осмотр, испытание и измерение.

4.3.6    Выносные опоры

МПРП должны быть оборудованы выносными опорами, предназначенными для выравнивания положения базового шасси. Усилив поднятия (выдвижения) опор или их частей вручную не должно превышать 200 Н. При большем усилии опоры должны иметь гидравлический или иной привод.

Выносные опоры должны быть спроектированы таким образом, чтобы обеспечивать плотное прилегание опорной пяты к поверхности установки, имеющей отклонение от горизонтали на угол до 10°.

Контроль — визуальный осмотр и измерение.

4.3.7    Допустимые положения рабочей платформы

Каждая МПРП должна быть оснащена устройством безопасности в соответствии с 4.11. которое исключает возможность работы рабочей платформы при нахождении вне разрешенных положений, а также если выносные опоры не установлены согласно руководству по эксплуатации.

Подъемники, не имеющие выносных опор, должны быть оборудованы устройством, исключающим действие упругих подвесок.

15

ГОСТ 34443-2018

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© ISO. 2010 — Все права сохраняются © Стамдартииформ, оформление. 2018

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

МПРП, которые проектируются для работы без выносных опор для ограниченного диапазона работ. должны быть оборудованы устройствами безопасности в соответствии с 4.11, которые исключают возможность работы вне той зоны, где допускается работа без выносных опор.

Контроль — проверка конструкции и функциональное испытание.

4.3.8    Предотвращение движения выносных опор с приводом от источников энергии

МПРП. имеющие выносные опоры или систему выравнивания, работающие от источника энергии, должны быть оснащены устройством безопасности согласно 4.11. Оно должно предотвращать их перемещение. если подъемное оборудование и рабочая платформа не находятся в транспортном положении или в пределах разрешенной зоны, определенной в 4.3.7.

Если подъемное оборудование и рабочая платформа находятся в пределах разрешенной зоны, управление выносными опорами не должно создавать неустойчивого положения МПРП.

Контроль — проверка конструкции и функциональное испытание.

4.3.9    Выносные опоры, управляемые вручную

Выносные опоры, управляемые вручную, должны быть сконструированы с учетом предотвращения непреднамеренного движения.

Контроль — проверка конструкции и функциональное испытание.

4.3.10    Выдвижение и втягивание выносных опор

Выдвижение и втягивание выносных опор должны быть ограничены механическими упорами, которыми могут быть гидравлические цилиндры, предназначенные для выполнения этой функции.

Для предотвращения неконтролируемого выдвижения выносных опор в транспортном положении должны быть предусмотрены механические устройства. Выносные опоры должны быть зафиксированы в транспортном положении двумя отдельными запорными устройствами для каждой из опор, по крайней мере одно из которых должно работать автоматически, например гравитационный блокирующий штифт плюс защелка.

Приводные стабилизаторы, удовлетворяющие требованиям 4.3.8 и 4.10. отвечают этому условию транспортирования. Требование предотвращения неконтролируемого движения предъявляют также к МПРП с несъемными выносными опорами, которые увеличивают ширину или длину опорного контура МПРП. и ко всем МПРП. монтируемым на транспортных средствах.

Контроль — проверка конструкции и функциональное испытание.

4.3.11    Указатель положения выносных опор МПРП, установленных на транспортных средствах

МПРП. установленные на транспортных средствах (самоходных и прицепных), должны быть оборудованы указателем, видимым с места расположения органов управления передвижением из кабины, сигнализирующим, что все части выносных опор, поворотной части, лестниц для доступа и рабочей платформы МПРП находятся в транспортных положениях.

Контроль — проверка конструкции и функциональное испытание.

4.3.12    Обзор работы МПРП с поста управления

Машинист, находящийся на посту управления, должен иметь хороший обзор всех движений выносных опор МПРП. Это особенно важно в том случае, когда выносные опоры приводятся в действие с помощью источника энергии.

Органы управления перемещением, находящиеся на базовом шасси, управление которыми проводится с уровня земли, должны быть расположены таким образом, чтобы машинист стоял на расстоянии по меньшей мере 1 м от вертикальной касательной к колесам или гусеницам.

Контроль — визуальный осмотр.

4.3.13    МПРП, управляемые полностью вручную

Требования 4.3.7 не применяются к МПРП. которые управляются полностью вручную и высота подъема пола рабочей платформы которых относительно земли не превышает 5 м (см. 6.3.15).

Для таких МПРП также не является обязательным соблюдение всех требований по безопасности, которые не могут быть выполнены без подвода энергии.

Контроль — проверка конструкции и визуальный осмотр.

4.3.14    Системы блокировки или контроля шарнирно-сочлененных секций

МПРП. оснащенные одной или несколькими шарнирно-сочлененными секциями в системах, которые блокируют или контролируют шарнирно-сочлененные секции для обеспечения устойчивости, должны удовлетворять следующим требованиям:

а) для МПРП типа 1 предохранительное устройство (см. 4.11) должно препятствовать выдвижению телескопических секций до тех пор. пока не будут заблокированы или взяты под контроль шарнирно-сочлененные секции;

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................2

3    Термины и определения...............................................................2

4    Требования безопасности и/или меры по обеспечению безопасности на стадиях проектирования

и изготовления.......................................................................3

4.1    Общие положения................................................................3

4.2    Расчеты металлоконструкций и устойчивости..........................................4

4.3    Требования к базовому шасси и выносным опорам....................................14

4.4    Требования к подъемному оборудованию............................................19

4.5    Требования к системам привода подъемного оборудования.............................22

4.6    Требования к рабочей платформе..................................................28

4.7    Требования к органам управления..................................................30

4.8    Требования к электрооборудованию.................................................32

4.9    Требования к гидравлической системе, гидравлическому оборудованию и трубопроводам____33

4.10    Гидравлические цилиндры............................................... 35

4.11    Требования к устройствам (приборам) безопасности..................................39

5    Проверки и испытания МПРП на соответствие требованиям безопасности....................40

5.1    Проверки и испытания............................................................40

5.2    Типовые испытания..............................................................48

5.3    Испытания перед выпуском    в обращение............................................49

6    Эксплуатационные документы и информационные таблички................................49

6.1    Общио положения...............................................................49

6.2    Эксплуатационные документы.....................................................49

6.3    Информационные таблички........................................................50

Приложение А (справочное) Эксплуатация МПРП при скоростях ветра выше 12.5 м/с. 6 баллов

по шкале Бофорта.......................................................53

Приложение В (справочное) Динамические коэффициенты устойчивости и расчеты конструкции .. .54

Приложение С (обязательное) Расчет систем привода с использованием стальных канатов.......55

Приложение D (справочное) Пример вычислений. Системы приводов с использованием стальных

канатов................................................................60

Приложение Е (справочное) Расчеты для испытания устойчивости при наезде на бордюр

или углубление..........................................................64

Приложение F (справочное) Руководство по эксплуатации...................................66

Приложение G (обязательное) Дополнительные требования к дистанционным системам управления .68

Приложение Н (справочное) Перечень значимых потенциальных опасностей....................70

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных

в примененном международном стандарте .................................74

Приложение ДБ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой

примененного в нем международного стандарта ISO 16368:2010................75

Библиография........................................................................80

IV

ГОСТ 34443-2018

Введение

Предметом настоящего стандарта является установление требований безопасности для защиты людей и объектов от риска несчастного случая, связанного с работой на мобильных подъемниках с рабочими платформами (МПРП). Они состоят из одной или нескольких сборочных единиц, изготовленных одним или несколькими производителями в результате деятельности, которая включает в себя конструирование. производство и проведение испытаний, а также предоставление информации о самом МПРП.

Настоящий стандарт не повторяет все общие технические правила, приемлемые для каждого электрического, механического или структурного компонента. Его требования к обеспечению безопасности сформулированы на основании того, что МПРП периодически проходят техническое обслуживание и текущий ремонт по руководствам по эксплуатации в соответствии с рабочими условиями, частотой применения, национальными и другими нормами. Считается, что подъемные платформы проверяются на функционирование перед началом работы независимо от ежедневного или редкого использования и не допускаются к эксплуатации, если на них отсутствуют все необходимые исправные устройства управления и обеспечения техники безопасности. В случае, когда для ясности в тексте приведен пример меры безопасности, это не значит, что данная мера является единственным возможным решением. Допустимо любое другое решение, ведущее к снижению того же самого риска, если обеспечивается эквивалентный уровень безопасности.

В приложении А объясняется выбор максимальной скорости ветра на уровне 6 баллов по шкале Бофорта.

Так как в предыдущих национальных стандартах не было удовлетворительного объяснения динамических факторов, использованных для вычислений устойчивости, то были одобрены результаты испытаний. проведенных рабочей группой ТС 98/WG 1 Европейского комитета по стандартизации (CEN), чтобы установить подходящие коэффициент и метод расчета устойчивости для МПРП. Этот метод испытания изложен в приложении В в качестве руководства для изготовителя, чтобы использовать максимальные или минимальные скорости манипулирования и получить таким образом преимущество при разработке систем управления.

Подобным образом и для исключения иеобъясненных противоречий в коэффициентах использования канатов, обнаруженных в других стандартах для подъемных устройств, в текст настоящего стандарта и приложение С включены соответствующие положения из национального стандарта Германии (D1N 15020). Пример расчета систем привода с использованием стального каната приведен в приложении D.

Приложение Е дает контрольные вычисления устойчивости рабочей платформы при работе подъемника у бордюра или обочины дороги. Приложение F предоставляет информацию о руководствах по эксплуатации, а приложение G задает дополнительные требования для устройств беспроводного управления.

Приложение Н представляет перечень значимых потенциальных возможностей нанесения вреда, которые рассматриваются в настоящем стандарте.

V

ГОСТ 34443-2018 (ISO 16368:2010)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

МОБИЛЬНЫЕ ПОДЪЕМНИКИ С РАБОЧИМИ ПЛАТФОРМАМИ Расчеты конструкции, требования безопасности, методы испытаний

Mobile lifts with working platforms. Construction calculations, safety requirements, test methods

Дата введения — 2019—07—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования, обеспечивающие единство проектирования, расчетов и испытания всех типов мобильных подъемников с рабочими платформами (далее — МПРП) для обеспечения их безопасного применения.

Настоящий стандарт применяется при конструкторских расчетах металлоконструкций, определении критериев устойчивости, испытаниях и проверках безопасности перед вводом в эксплуатацию МПРП. Стандарт определяет опасности, возникающие при эксплуатации МПРП, и описывает методы их устранения или снижения.

Настоящий стандарт не распространяется на следующие устройства и требования:

a)    стационарно установленные пассажирские подъемные устройства, обслуживающие определенные этажи.

b)    пожарные и спасательные устройства:

c)    рабочие клети без направляющих, подвешиваемые к подъемным устройствам:

d)    подъемные рабочие места машинистов на складах с доступом к товарам по рельсовым направляющим и на вспомогательном оборудовании;

e)    подъемные приспособления, смонтированные у заднего борта кузова автомобиля;

0    подъемники с рабочими платформами мачтового типа [1]:

д) выставочное оборудование;

h)    подъемные столы с высотой подъема меньше 2 м;

i)    строительные грузопассажирские и грузовые подъемники (ГОСТ 33651, ГОСТ 33558.1 и ГОСТ 33558.2);

j)    наземное аэродромное оборудование.

k)    различные буровые вышки для бурения:

l)    подъемные рабочие места машинистов на технологическом транспорте (в том числе на базе грузовых автомобилей);

т) устройства для осмотра и технического обслуживания (нижних частей) мостов, в том числе подмостовые: инспекционные и эксплуатационные устройства,

п) специально спроектированные с учетом требований электробезопасности МПРП. используемые для работы на электрических установках под напряжением.

Настоящий стандарт не охватывает потенциальные опасности, возникающие в следующих случаях:

-    использование в потенциально взрывоопасных атмосферах;

-    использование сжатых газов для компонентов, несущих нагрузку;

-    работы на электрических системах под напряжением.

Примечания

1    Возможности нанесения вреда от работы на электрических системах под напряжением рассматриваются в [2]. Мобильные подъемники с рабочими платформами, которые оснащены непроводящими (изоляционными)

Издание официальное

компонентами, могут обеспечивать некоторую защиту от потенциальных опасностей при непреднамеренном контакте с такими системами [3].

2 Для МПРП, предназначенных для проведения работы под напряжением, допускается применять настоящий стандарт вместе с [2]. принимая во внимание возможные исключения из настоящего стандарта, которые точно определяются в [2J.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.601-2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 12.1.003-2014 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.026-2015 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP) ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 26828-86 Изделия машиностроения и приборостроения. Маркировка ГОСТ 30630.1.9-2015 Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Особенности цифрового управления испытаниями на воздействие широкополосной случайной вибрации

ГОСТ 32681-2014 (ISO 20381:2009) Мобильные подъемники с рабочими платформами. Символы органов управления

ГОСТ 33558.1-2015 (EN 12158-1:2000+А1:2010) Подъемники строительные грузовые вертикальные. Общие технические условия

ГОСТ 33558.2-2015 (EN 12158-2:2000+А1:2010) Подъемники строительные грузовые наклонные. Общие технические условия

ГОСТ 33636-2015 (ISO 18878:2013) Мобильные подъемники с рабочими платформами. Обучение оператора (машиниста)

ГОСТ 33650-2015 Подъемники с рабочими платформами. Термины и определения ГОСТ 33651-2015 (EN 12159:2012) Подъемники строительные грузопассажирские. Общие технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33650, [4]. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    Группа А: МПРП. у которых вертикальная проекция центра площади рабочей платформы во всех конфигурациях при максимальном наклоне шасси, заданном производителем, всегда находится внутри линий опрокидывания.

3.2    Группа В: МПРП. не входящие в группу А.

2

ГОСТ 34443-2018

3.3    МПРП типа 1: МПРП, для которого передвижение разрешается только в том случае, когда он находится в транспортном положении.

3.4    МПРП типа 2: МПРП. для которого возможно передвижение с рабочей платформой в поднятом положении и управление осуществляется с пульта, расположенного на шасси.

Примечание — Допускаются комбинации МПРП типов 1 и 2.

3.5    МПРП типа 3: МПРП. для которого возможно передвижение с рабочей платформой в поднятом положении и управление осуществляется с пульта на рабочей платформе.

Примечание — Допускаются комбинации МПРП типов2 и 3.

4 Требования безопасности и/или меры по обеспечению безопасности на стадиях проектирования и изготовления

4.1    Общие положения

4.1.1    Соответствие требованиям

МПРП должны соответствовать требованиям безопасности и/или мерам по обеспечению безопасности и охране труда, изложенным в настоящем разделе.

Кроме того, подъемники должны отвечать требованиям ГОСТ 12.2.003. в том числе в отношении тех опасностей, которые не определены настоящим стандартом.

Примечание — Могут применяться более жесткие национальные или местные требования.

4.1.2    Общие требования к конструкции МПРП

Подъемники, кроме предназначенных для эксплуатации в отапливаемых помещениях, должны изготовляться для работы при температуре от минус 40 °С до плюс 40 °С и скорости ветра не более 10 м/с на высоте 10 м. а предназначенные для работы при температуре ниже минус 40 °С — при климатическом исполнении УХЛ (ХЛ) в соответствии с ГОСТ 15150.

Основные технические характеристики должны соответствовать национальным стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

В конструкции МПРП должны быть предусмотрены:

-    удобство управления, технического обслуживания и ремонта:

-    удобство и безопасность доступа к механизмам, предохранительным устройствам систем управления, требующим постоянного технического обслуживания:

-    возможность замены элементов гидросистемы без слива рабочей жидкости из всей гидросистемы.

-    устройство привода рабочими движениями, обеспечивающее плавность пуска и остановки всех операций.

-    возможность буксировки подъемников на пневмоходу.

Подъемники, предназначенные для работы в помещениях и наружных устатвках. в которых может образовываться взрывоопасная среда, должны проектироваться и изготовляться в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих условия безопасной эксплуатации.

Возможность работы подъемника во взрывоопасной среде (с указанием категории среды) должна быть отражена в паспорте и руководстве по эксплуатации подъемника.

В транспортном положении подъемники при движении по автомобильным дорогам по габаритным размерам должны отвечать национальным требованиям правил дорож>юго движения. а подъемники, предназначенные для движения по железнодорожному пути и перевозимые железнодорожным транспортом. — вписываться в габариты железнодорожного подвижного состава, в том числе при поставке за рубеж.

4.1.3    Требования к устойчивости

Коэффициент грузовой устойчивости при расчете с учетом действия сил тяжести металлоконструкций и груза, динамических воздействий, а также ветрового давления должен быть не менее 1.15.

При этом для подъемников на опорах уклон установки на рабочей площадке не должен превышать 0.5°. а для подъемников без опор — 3°. если в руководстве по эксплуатации не предусмотрен больший уклон, подтвержденный расчетами.

3

Для подъемников, установленных на железнодорожном подвижном составе, следует учитывать максимальное превышение рельсов на кривых участках пути и габарит подвески контактного провода. Действие рельсовых захватов при расчете устойчивости не учитывается.

Коэффициент собственной успюйчивости должен быть не менее 1.15. подтверждаться расчетом и характеризовать отношение момента, создаваемого силой тяжести всех частой подъемника с учетом уклона площадки в сторону опрокидывания и ветровой нагрузки, которая направлена в ту же сторону.

Примечание — Расчеты устойчивости подъемников должны быть подтверждены при предварительных испытаниях инструментальными измерениями.

4.2 Расчеты металлоконструкций и устойчивости

4.2.1    Расчеты и номинальная нагрузка

Производитель МПРП должен выполнить:

a)    для расчетов металлоконструкций количественно определить отдельные нагрузки и силы в тех положениях, направлениях и комбинациях, для которых в рассматриваемых элементах возникают наиболее неблагоприятные напряжения;

b)    для расчетов устойчивости определить различные положения МПРП и комбинации нагрузок и сил. совместно создающих условия минимальной устойчивости.

Номинальная нагрузка, эквивалентная массе т. должна быть определена из следующей формулы;

т = (п- тр) + тс, где тр — равна 80 кг (масса взрослого человека);

те — равна 40 кг или более (масса инструментов и материалов);

л — допустимое число людей на рабочей платформе.

Минимальная расчетная нагрузка МПРП должна быть 120 кг.

4.2.2    Нагрузки и силы, действующие на конструкцию МПРП

4.2.2.1    Общие положения

Во внимание должны быть приняты следующие нагрузки и силы:

a)    силы, вызванные номинальной нагрузкой и массой элементов металлоконструкций (см. 4.2.2.2);

b)    ветровые нагрузки (см. 4.2.2.3);

c)    силы, создаваемые при воздействии вручную (см.4.2.2.4);

d)    нагрузки и силы, возникающие в особых условиях эксплуатации (см. 4.2.2.5).

4 2.2.2 Силы, вызванные номинальной нагрузкой и массой элементов металлоконструкций

4.2.2.2.1    Гравитационные и динамические силы

Гравитационные силы, вызванные номинальной нагрузкой и собственной массой элементов металлоконструкции. должны учитываться как действующие вертикально вниз на центры масс элементов. Эти силы вычисляют путем умножения масс элементов на 1.0 д.

Примечание — Коэффициент g представляет ускорение силы тяжести (9.81 м/с2).

Динамические силы, вызванные ускорением и замедлением собственных масс элементов металлоконструкции, должны быть представлены силами, действующими по линии перемещения центров масс элементов.

Динамические силы, возникающие при выдвижении или втягивании выдвижной части конструкции. должны быть вычислены путем умножения собственных масс элементов металлоконструкции на 0.1 g (см. приложение В).

Динамические силы, возникающие при передвижении МПРП типов 2 и 3. должны быть вычислены путем умножения структурных масс на фактор z. Фактор г представляет собой ускорение/замедление МПРП при передвижении и его угловое ускорение/замедление при движении через наземные препятствия. например такие, которые происходят во время испытания у бордюра (см. 5.1.4.3.2.2). Фактор z должен быть минимум 0.1. если он не определен путем вычисления или испытания {см. пример вычисления z в приложении Е).

4.2.2.2.2    Распределение нагрузки на рабочей платформе

В расчетах предполагается следующее:

- масса каждого человека действует на рабочую платформу как точечная нагрузка, приложенная на расстоянии по горизонтали 0.1 м от верхней внутренней кромки перил. Расстояние между точечными нагрузками должно быть 0.5 м (см. рисунок 1);

4

ГОСТ 34443-2018

№мавры ■ иегрос

1 — край рабочей платформы Рисунок 1 — Номинальная нагрузка (масса человека)

-    масса материалов, инструмента и оборудования действует как нагрузка (не более 3 кН/м). равномерно распределенная на 25 % площади пола рабочей платформы. Если суммарная нагрузка превышает 3 кН/м, то эту нагрузку распределяют на площадь пола более 25 %, выдерживающую указанное давление.

-    все эти нагрузки расположены таким образом, что создают наиболее неблагоприятное нагружение.

4.2.2.3 Ветровые нагрузки

4.2.2.3.1    МПРП, эксплуатируемые вне помещений

Все МПРП. используемые на открытом воздухе, считаются подверженными воздействию ветра под давлением 100 Н/м2, что эквивалентно скорости ветра 12,5 м/с (6 баллов по шкало Бофорта согласно приложению А).

Предполагается, что силы, возникающие из-за воздействия ветра, действуют в горизонтальном направлении, приложены к центру площади нахождения элементов МПРП. людей, материалов, инструмента и оборудования на рабочей платформе и должны учитываться при определении динамических нагрузок.

Примечание — Эти положения не распространяются на МПРП. предназначенные для эксплуатации только в закрытых помещениях.

4.2.2.3.2    Коэффициенты формы, применяемые для поверхностей, подверженных ветровым нагрузкам

К поверхностям, подверженным действию ветра, в расчетах следует применять коэффициенты формы:

a)    L-, U-, Т-, 1-сечения: 1.6:

b)    коробчатые сечения: 1,4;

c)    большие плоские поверхности: 1.2;

d)    круглые сечения в зависимости от размера: 0.8/1.2;

e)    для людей, непосредственно подверженных действию ветра: 1.0.

Если требуется дополнительная информация, особенно касающаяся экранированных участков конструкции, то следует руководствоваться [5]. О защите людей от ветра см. 4.2.2.3.3.

5