Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

81 страница

608.00 ₽

Купить ГОСТ Р 55532-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на автомобильные системы вызова экстренных оперативных служб, исполненные в конфигурации дополнительного оборудования, имеющие в своем составе датчик автоматической идентификации события ДТП и подлежащие установке на транспортные средства категорий M1.Стандарт устанавливает методы испытаний указанных автомобильных систем, проводимые для оценки соответствия требованиям по определению момента аварии, установленным в ГОСТ Р 54620.

 Скачать PDF

Рекомендуется использовать ГОСТ 33469-2015 (ИУС 4-2017)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

4 Общие положения

5 Объем и условия проведения испытаний

6 Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по определению момента аварии

     6.1 Проверка комплектности автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

     6.2 Экспертиза технической документации на автомобильную систему вызова экстренных оперативных служб

     6.3 Проверка правильности определения истинных аварийных событий

     6.4 Проверка устойчивости автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб к ложным срабатываниям

     6.5 Проверка соответствия алгоритма расчета показателя оценки тяжести ДТП установленным требованиям

     6.6 Проверка возможностей автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб по автоматическому определению момента аварии при натурных испытаниях

Приложение А (рекомендуемое) Форма акта отбора образцов

Приложение Б (обязательное) Структурная схема соединений для испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб по определению момента аварии

Приложение В (обязательное) Эталонные наборы данных

Библиография

 
Дата введения01.01.2014
Добавлен в базу01.10.2014
Завершение срока действия01.01.2020
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

28.08.2013УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии597-ст
РазработанНП ГЛОНАСС
ИзданСтандартинформ2014 г.

Global navigation satellite system. Road accident emergency response system. Test methods for in-vehicle system crash detection feature

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСТР

55532-

2013

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ

Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по определению момента аварии

Е$3

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2014

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 «Радионавигация»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. № 597-ст

4    В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных документов:

Правила ЕЭК ООН, устанавливающие единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств категорий М и N в отношении защиты водителя и пассажиров при различных видах столкновений

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ, 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

Таблица 3 — Испытательное и вспомогательное оборудование, средства измерений для проведения испытаний АС

Наименование средства испытаний

Требуемые функциональные свойства и технические характеристики

Ударная установка

1    Функциональные свойства — по ГОСТ Р ИСО 8568.

2    Воспроизведение удара в одной плоскости со следующими динамическими характеристиками:

-    верхний предел воспроизводимого ускорения — не менее 30 д;

-    минимальная длительность импульса — не более 10 мс;

-    продолжительность заданного динамического воздействия — не менее 50 мс.

3    Погрешность воспроизведения ускорения — не более 3 %.

Эмулятор системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Функциональные свойства — в соответствии с 3.1.14.

Имитатор аварии

Функциональные свойства — в соответствии с 3.1.5

Имитатор сигналов ГНСС1)

1    Основные технические и метрологические характеристики — в соответствии с ГОСТ Р 55534 (приложение Б).

2    Основные параметры сценария имитации движения ТС с ускорением до максимальной скорости — в соответствии с ГОСТ Р 55534 (таблица В.1 (приложение В))

Эталонный датчик ускорений (акселерометр)2^

1    Трехосевой датчик измерения ускорений, соответствующий требованиям [6], класс КЧХ60 или КЧХ 180.

2    Погрешность измерения ускорения по осям транспортного средства — не более 3 %.

Монтажная плата3)

1    Функциональные свойства — в соответствии с 3.1.7.

2    Конструктивное исполнение и материал, из которого изготовлена монтажная плата, должны в максимальной степени соответствовать аналогичным параметрам конструктивного элемента ТС, для установки на который предназначены АС или ДАИ.

3    На монтажной плате должна быть нанесена четко различимая отметка, соответствующая направлению движения ТС «вперед».

4    Должна быть обеспечена возможность размещения (ориентации) испытуемого объекта с отклонением от направления «вперед» ТС с дискретностью 5° в диапазоне ±90°.

5    Конструктивное исполнение и габаритные размеры монтажной платы должны позволять ее размещение на рабочем столе (каретке) ударного стенда.

^ Имитатор сигналов ГНСС используется в случае, если при проведении испытаний, указанных в разделе 6, не может быть обеспечена возможность приема испытуемой АС реальных сигналов ГНСС.

2)    Установка акселерометра на столе (каретке) ударного стенда или на транспортном средстве — в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 5348.

3)    Длина соединительных кабелей, используемых для подключения размещаемых на монтажной плате испытуемых образцов (АС или ДАИ) в соответствии со схемой, приведенной на рисунке Б.1 (приложение Б), должна выбираться с учетом величины рабочего хода стола (каретки) ударного стенда.

Примечание — При проведении натурных испытаний АС состав и характеристики испытательного и вспомогательного оборудования, а также средств измерений — в соответствии с требованиями, установленными в соответствующих Правилах ЕЭК ООН [3], [4], [5].

5.5    Метрологическое обеспечение испытаний должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51672.

5.6    Используемое при испытаниях испытательное оборудование должно быть аттестовано по ГОСТ Р 8.568 и иметь свидетельство об аттестации с неистекшим сроком аттестации на период проведения испытаний.

5.7    Средства измерений должны быть утвержденного типа и поверены (иметь свидетельство о поверке или оттиск поверительного клейма на приборе с неистекшим сроком поверки на период проведения испытаний).

5.8    Требования безопасности при проведении испытаний

5.8.1    При измерении параметров АС в процессе испытаний должны выполняться требования ГОСТ 12.1.030, ГОСТ 12.3.019, а также требования безопасности, изложенные в [2] и эксплуатационных документах на используемые при испытаниях средства измерений и испытательное оборудование.

5.8.2    Включение средств измерений и испытательного оборудования разрешается производить только при подключенном к ним внешнем заземлении. Подсоединение зажимов защитного заземления к контуру заземления должно быть проведено ранее других соединений, а отсоединение — после всех отсоединений.

Подключение и отключение кабелей, устройств и средств измерений к испытываемой АС разрешается производить только при выключенном напряжении питания всех приборов, входящих в состав испытательной установки, и отключенной от цепей питания испытываемой системы.

Примечание — При проведении натурных испытаний АС обеспечение безопасности должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в соответствующих Правилах ЕЭК ООН [3], [4], [5].

5.9    Отчетность по результатам испытаний

5.9.1    По результатам каждого испытания (проверки), указанных в таблице 2, оформляют протокол испытаний и измерений, в котором указывают:

-    наименование испытательной лаборатории (центра), местонахождение, телефон, факс и адрес электронной почты;

-    идентификационные параметры испытываемого образца;

-    условия проведения испытаний;

-    информацию об используемой методике проведения испытаний и измерений в соответствии с настоящим стандартом;

-    используемые испытательное оборудование и средства измерений;

-    перечень разделов (подразделов, пунктов и подпунктов) технического регламента [1], Правил ЕЭК ООН [3], [4], [5] и/или ГОСТ Р 54620, других нормативных документов, содержащих требования, соответствие которым устанавливается, и результаты оценки соответствия в отношении каждого отдельного требования;

-    заключение о соответствии испытываемого образца АС установленным требованиям;

-    должность, фамилию и подпись лица, проводившего испытания и измерения;

-    должность, фамилию и подпись руководителя испытательной лаборатории (центра), заверенную печатью испытательной лаборатории (центра);

-дату проведения испытаний и измерений, дату оформления и регистрационный номер протокола.

6 Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по определению момента аварии

6.1    Проверка комплектности автомобильной системы вызова экстренных оперативных

служб

6.1.1    Проверка комплектности АС, предъявленных на испытания, осуществляется путем сравнения с комплектностью, установленной ГОСТ Р 54620 и отраженной в общем техническом описании типа АС (см.4.7).

6.1.2    При проверке комплектности особое внимание уделяется проверке выполнения требований ГОСТ Р 54620 (подраздел 8.7) по наличию в комплекте поставки АС соответствующих элементов (механизмов) крепления к конструктивным элементам транспортного средства:

-    для ДАИ, если указанный датчик не установлен внутри блока АС;

-    для АС, если ДАИ установлен внутри блока АС.

6.1.3    Испытуемая АС считается выдержавшей проверку, если комплект поставки системы соответствует требованиям ГОСТ Р 54620 (подразделы 8.7 и 21.1), а на кнопке «Экстренный вызов» нанесен логотип, соответствующий требованиям ГОСТ Р 54620 (раздел 22).

8

ГОСТ Р 55532-2013

6.2 Экспертиза технической документации на автомобильную систему вызова

экстренных оперативных служб

6.2.1    При проведении экспертизы технической документации проверяются:

а)    комплектность эксплуатационной документации, поставляемой с АС, на соответствие требованиям ГОСТ Р 54620;

б)    достаточность сведений, приведенных в представленных заявителем документах, для проведения испытаний АС на соответствие требованиям технического регламента [1] и ГОСТ Р 54620.

6.2.2    При проверке комплектности ЭД необходимо убедиться, что представленная на испытания документация соответствует требованиям ГОСТ Р 54620.

Автомобильная система считается выдержавшей проверку, если состав представленного на испытания комплекта документов соответствует требованиям ГОСТ Р 54620 (подраздел 21.2, а его оформление — требованиям ГОСТ Р 54620 (раздел 22).

6.2.3    При оценке достаточности сведений по перечислению а) 6.2.1 проверяется наличие в эксплуатационной документации и общем техническом описании типа АС сведений, подтверждающих реализованные изготовителем АС программно-аппаратные решения по обеспечению выполнения требований автоматического определения момента аварии, а также обеспечивающих возможность проведения испытаний по оценке соответствия указанным требованиям.

Автомобильная система считается выдержавшей проверку по 6.2.3, если в эксплуатационной документации и общем техническом описании типа АС имеются сведения, содержащие (отражающие):

-    основные идентификационные признаки АС;

-    предназначение АС в части наличия перечня транспортных средств (марка, коммерческое наименование, тип, категория), для установки на которые она предназначена;

-    типы аварий, распознаваемые АС, и поддерживаемые АС функции;

-    источники сигналов для автоматического срабатывания (инициализации режима «Экстренный вызов») и критерии автоматического срабатывания АС;

-    информацию о необходимости использования оригинальных механизмов крепления АС (ДАИ) к элементам ТС и наличие указаний по установке в ЭД на АС;

-    ограничения по ориентации АС или ДАИ при их установке на ТС и отражение указанных ограничений в ЭД на АС;

-    необходимость проведения работ по автоматической или ручной настройке (калибровке) ДАИ после установки на ТС и наличие указаний по проведению этих работ в ЭД на АС;

-    необходимость проведения работ по проверке корректной установки ДАИ и последующей проверки работоспособности АС и наличие указаний по проведению этих работ в ЭД на АС.

6.3    Проверка правильности определения истинных аварийных событий

6.3.1    Испытания проводят с целью проверки возможностей АС автоматически определять событие аварии в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54620 (подраздел 6.2) и технического регламента [1], а также распознавать тип аварии (фронтальное (лобовое) столкновение, боковое столкновение, удар сзади) по ГОСТ Р 54620 (пункт 6.2.1).

Примечания

1    Имеются в виду указанные в [1 (подпункт 17.2 приложения 3 и пункт 118 приложения 10)] требования автоматического срабатывания АС по сигналу от датчиков систем (устройств) определения события аварии, не относящихся к системам пассивной безопасности ТС.

2    Здесь и далее по тексту для типа аварии «фронтальное столкновение» по ГОСТ Р 54620 (подраздел 6.2) в скобках приведен синоним этого термина «лобовое» столкновение согласно [3].

6.3.2    Испытания проводят с использованием ударной установки и устанавливаемой на ней монтажной плате, указанных в таблице 3.

6.3.3    На основе анализа особенностей конструктивного исполнения АС (см. пункт 11 таблицы 1) определяется испытуемый объект (АС или ДАИ), подвергаемый стендовым испытаниям на ударной установке и подлежащий размещению на монтажной плате.

6.3.4    Порядок проведения испытаний

6.3.4.1 Закрепить монтажную плату на рабочем столе (каретке) ударной установки в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 8568, ГОСТ 30630.0.0 и указаниями, приведенными в документации на ударную установку, в одном из следующих положений:

9

а)    направление удара, воспроизводимое ударной установкой, противоположно направлению движения ТС «вперед» (фронтальное (лобовое) столкновение);

б)    направление удара, воспроизводимое ударной установкой, перпендикулярно направлению движения ТС «вперед» (боковое столкновение);

в)    направление удара, воспроизводимое ударной установкой, в направлении движения ТС «вперед» (удар сзади);

г)    направление удара, воспроизводимое ударной установкой, с отклонением на 20° от противоположного направлению движения ТС «вперед» (фронтальное (лобовое) столкновение с перекрытием);

д)    направление удара с отклонением на минус 20° от противоположного направлению движения ТС «вперед» (фронтальное (лобовое) столкновение с перекрытием).

Примечания

1    Ориентация монтажной платы на ударном стенде осуществляется с использованием нанесенной на нее метки (см. таблицу 3)

2    Система координат транспортного средства — в соответствии с [3].

3    Для воспроизведения ударных воздействий, указанных в перечислениях г) и д), необходимо перед креплением на ударном стенде развернуть на соответствующий угол монтажную плату от направления движения ТС «вперед», используя для ориентации имеющуюся на ней метку.

6.3.4.2    Закрепить на ударном стенде эталонный датчик в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 5348 и ГОСТ 30630.0.0 (раздел 5).

6.3.4.3    Установить АС на монтажную плату в соответствии с указаниями, приведенными в руководстве по установке и настройке АС, с учетом ориентации АС относительно имеющейся на монтажной плате отметки, указывающей направление движения ТС «вперед».

Примечание — Здесь и далее по тексту стандарта в качестве испытуемого объекта рассматривается АС со встроенным ДАИ.

6.3.4.4    Собрать схему испытаний, приведенную на рисунке Б.1 (приложение Б), и подать внешнее питание, соответствующее напряжению питания бортовой сети ТС.

6.3.4.5    Провести (при необходимости) работы по настройке (калибровке) ДАИ в соответствии с указаниями, приведенными в руководстве по установке и настройке АС после установки на ТС.

Примечание — При проведении настроечных работ АС должна находиться в пассивном режиме в соответствии с ГОСТ Р 54620 (раздел 7).

6.3.4.6    Проверить, что значения параметров настройки AC CRASH_SIGNAL_INTERNAL и CRASH_ SIGNAL_EXTERNAL об используемых сигналах для автоматического срабатывания АС, а также значение параметра ASI15_TRESHOLD соответствуют указанным в общем техническом описании типа АС (раздел 9 таблицы 1).

Примечание — Здесь и далее по тексту имя и значение параметра настройки АС — в соответствии с ГОСТ Р 54620 (приложение А).

6.3.4.7    Проверить, что режим «Экстренного вызова» и все функции АС, связанные с поддержкой базовой услуги системы «ЭРА-ГЛОНАСС», доступны (значение параметра ECALL_ON установлено TRUE в соответствии с ГОСТ Р 54620 (таблица А.1 (приложение А)).

6.3.4.8    Перевести АС в режим «ЭРА» в соответствии с указаниями, приведенными в ЭД.

Проверить, что отклик оптического индикатора состояния АС при переводе включателя зажигания

(пускового переключателя) в положение «включено» соответствует требованиям [1 (пункт 16.6 (приложение 3))].

6.3.4.9    Подготовить имитатор сигналов ГНСС к работе в соответствии с РЭ на имитатор и запустить сценарий имитации, указанный в таблице 3, в режиме имитации сигналов совмещенного созвездия ГНСС ГЛОНАСС и GPS по ГОСТ Р 55534 (подраздел 5.8).

6.3.4.10    Включить и настроить на воспроизведение звуковой программы имитатор аудио системы ТС, входящей в состав стенда, приведенного на рисунке Б.1 (приложение Б).

Примечание — В зависимости от имеющейся технической возможности воспроизведение звуковой программы может быть осуществлено с помощью радио или с оптического носителя информации для хранения аудиозаписей в цифровом виде.

6.3.4.11    Проверить, что на стороне эмулятора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» настроен интерфейс для просмотра результатов принимаемых данных о ДТП.

10

ГОСТ P 55532—2013

6.3.4.12    Проверить работоспособность АС посредством оценки возможности передачи МИД при ручном срабатывании в случае ДТП в соответствии с ГОСТ Р 55530 (подраздел 6.2), инициировав экстренный вызов нажатием кнопки «Экстренный вызов» на БИП АС (см. рисунок Б.1 (приложение Б)).

6.3.4.13    Подвергнуть АС во включенном состоянии воздействию одного механического удара со следующими характеристиками воздействия:

а)    пиковое ускорение — не менее 24 д, но не более 35 д;

б)    длительность ударного воздействия, при котором воспроизводимое стендом значение ускорения по направлению удара превышает значение 24 g — более 40 мс (предпочтительно 50 мс).

6.3.4.14    На основе анализа результатов измерений, полученных с помощью эталонного акселерометра и обработанных в соответствии с [6], проверить, что при испытании были достигнуты требуемые характеристики воздействия.

6.3.4.15    Проверить, что индикатор состояния на БИП АС в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54620 (подраздел 8.9) отобразил факт передачи МНД при экстренном вызове, как это указано в ЭД на АС.

6.3.4.16    Проверить, что при совершении экстренного вызова штатно установленные звуковоспроизводящие устройства ТС отключатся, если указанная функция реализована в испытываемой АС и отражена в общем описании типа АС в соответствии с 4.7.

6.3.4.17    С использованием интерфейса пользователя эмулятора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и в соответствии с ГОСТ Р 55530 (пункт 6.1.1) проверить, что сообщение об аварии поступило, переданный МНД корректно сформирован, соответствует требованиям ГОСТ Р 54620 (приложение В), включая необходимые значения идентификаторов автоматического срабатывания АС по ГОСТ Р 54620 (пункт 9.1.2).

6.3.4.18    С использованием интерфейса пользователя эмулятора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» проверить, что в МНД, переданном АС, значение параметра CrashDef по ГОСТ Р 54620 (приложение В), характеризующего тип аварии, соответствует значению, приведенному в таблице 4 для моделируемого типа аварии в соответствии с 6.3.4.1.

Таблица 4 — Соответствие определяемого АС типа аварии направлению ударного воздействия, моделируемому при испытаниях

Направление удара при испытании, воспроизводимое ударной установкой в соответствии с 6.3.4.1

Значение параметра CrashDef по ГОСТ Р 54620 (таблица В.2 (приложение В))

Противоположно направлению движения ТС «вперед» (фронтальное (лобовое) столкновение)

crashFront — удар спереди

Перпендикулярно направлению движения ТС «вперед» (боковое столкновение)

crashSide — удар сбоку

В направлении движения ТС «вперед» (удар сзади)

crashRear — удар сзади

С отклонением на 20° вправо от направления, противоположного направлению движения ТС «вперед» (фронтальное (лобовое) столкновение с перекрытием)

crashFront — удар спереди

С отклонением на 20° влево от направления, противоположного направлению движения ТС «вперед» (фронтальное (лобовое) столкновение с перекрытием)

crashFront — удар спереди

6.3.4.19    Если АС поддерживает функцию оценки тяжести ДТП, проверить, что оценка тяжести ДТП присутствует в виде дополнительных данных в составе переданного МНД в соответствии с ГОСТ Р 54620 (приложение В). При этом значение параметра SevereCrashEstimation должно равняться TRUE согласно требованиям ГОСТ Р 54620 (таблица В.2 (приложение В)), что соответствует тяжелой аварии с учетом воспроизводимых при испытаниях параметров ударного воздействия.

6.3.4.20    Если АС поддерживает функцию передачи профиля ускорений при ДТП с использованием интерфейса пользователя эмулятора системы «ЭРА-ГЛОНАСС», направить запрос к АС на передачу профиля ускорений в рамках установленного при автоматическом срабатывании АС соединения по каналу подвижной радиотелефонной связи.

11

Примечание —Функция записи профиля ускорений является обязательной для АС, не поддерживающих функцию оценки тяжести при ДТП.

6.3.4.21    При получении от АС ответного сообщения в режиме пакетной передачи данных проверить, что максимальное значение ускорения, определенное АС и содержащееся в переданных данных, соответствует показаниям эталонного датчика с погрешностью не более 10 % согласно ГОСТ Р 54620 (пункт 6.8.4).

Проверить, что продолжительность и частота записей профиля ускорений соответствует требованиям, установленным в ГОСТ Р 54620 (пункты 6.8.2—6.8.4).

6.3.4.22    Зафиксировать результаты испытаний по 6.3.4.1—6.3.4.21 в протоколе испытаний.

6.3.4.23    Изменить положение монтажной платы на ударном стенде на очередное из указанных в

6.3.4.1 для воспроизведения соответствующего ударного воздействия и повторить операции испытаний по 6.3.4.2—6.3.4.22 для каждого очередного направления удара.

6.3.4.24    Автомобильная система считается выдержавшей испытания на проверку правильности определения истинных аварийных событий, если входе испытаний:

-    успешно переданы в автоматическом режиме сообщения о всех смоделированных типах аварий, указанных в таблице 4 (см. 6.4.17);

-    все типы аварий, установленные ГОСТ Р 54620 (пункт 6.2.1), корректно определены АС (см. 6.4.18);

-    оценка тяжести ДТП проведена в соответствии с реализованными в АС критериями, отраженными в общем техническом описании типа АС, и указанные данные успешно переданы (см. 6.4.19) в составе МИД (только для АС, поддерживающих функцию оценки тяжести ДТП);

-    передача профиля ускорения при ДТП осуществлена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54620 (пункты 6.8.2—6.8.4) и ускорения ТС по трем его осям определены с погрешностью не более 10 %, как это установлено в 6.4.21 (только для АС, не поддерживающих функцию оценки тяжести ДТП).

6.4 Проверка устойчивости автомобильной системы вызова экстренных оперативных

служб к ложным срабатываниям

6.4.1    Испытания проводят с целью проверки устойчивости АС к ложным срабатываниям при автоматическом определении события аварии по критерию, установленному в ГОСТ Р 54620 (подраздел 6.2).

6.4.2    Испытания проводят с использованием ударной установки и устанавливаемой на ней монтажной плате, указанных в таблице 3.

6.4.3    На основе анализа особенностей конструктивного исполнения АС (см. пункт 11 таблицы 1) определяется испытуемый объект (АС или ДАИ), подвергаемый стендовым испытаниям на ударной установке и подлежащий размещению на монтажной плате.

6.4.4    Порядок проведения испытаний

6.4.4.1    Закрепить монтажную плату на рабочем столе (каретке) ударной установки в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 8568, ГОСТ 30630.0.0 и указаниями, приведенными в документации на ударную установку, в одном из следующих положений:

а)    направление удара, воспроизводимое ударной установкой, противоположно направлению движения ТС «вперед» (фронтальное (лобовое) столкновение);

б)    направление удара, воспроизводимое ударной установкой, перпендикулярно направлению движения ТС «вперед» (боковое столкновение);

в)    направление удара, воспроизводимое ударной установкой, в направлении движения ТС «вперед» (удар сзади);

Примечания

1    Ориентация монтажной платы на ударном стенде осуществляется с использованием нанесенной на нее метки (см. таблицу 3)

2    Система координат транспортного средства — в соответствии с [3].

6.4.4.2    Выполнить операции, указанные в 6.3.4.2—6.3.4.12.

6.4.4.3    Подвергнуть АС во включенном состоянии воздействию одного механического удара с характеристиками, указанными в таблице 5.

12

Таблица 5 — Требуемые характеристики воздействия при проверке на устойчивость АС к ложным срабатываниям в зависимости от направления удара

Направление удара при испытании, воспроизводимое ударной установкой в соответствии с 6.4.4.1

Характеристики воздействия

Противоположно направлению движения ТС «вперед» (фронтальное (лобовое) столкновение)

1    Пиковое ускорение — в диапазоне от 14 до 18 д.

2    Длительность ударного ускорения, при котором воспроизводимое стендом ускорение по направлению удара находится в требуемом диапазоне от 14 до 18 g — более 30 мс (предпочтительно 30 мс)

Перпендикулярно направлению движения ТС «вперед» (боковое столкновение)

1    Пиковое ускорение — в диапазоне от 11 до 15 д.

2    Длительность ударного ускорения, при котором воспроизводимое стендом ускорение по направлению удара находится в диапазоне от 11 до 15 g — более 30 мс (предпочтительно 30 мс)

Перпендикулярно направлению движения ТС «вперед» (боковое столкновение)

1    Пиковое ускорение — в диапазоне от 11 до 15 д.

2    Длительность ударного ускорения, при котором воспроизводимое стендом ускорение по направлению удара находится в диапазоне от 11 до 15 g — более 30 мс (предпочтительно 30 мс)

Предполагаемое направление движения ТС (удар сзади)

1    Пиковое ускорение — в диапазоне 12 g — 16 g.

2    Длительность ударного ускорения, при котором воспроизводимое стендом ускорение по направлению удара находится в диапазоне от 12 до 16 g — более 30 мс (предпочтительно 30 мс)

6.4.4.4    На основе анализа результатов измерений, полученных с помощью эталонного акселерометра и обработанных в соответствии с [6], удостовериться, что при испытании были достигнуты требуемые характеристики воздействия.

6.4.4.5    С использованием интерфейса пользователя эмулятора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» удостовериться, что АС не передала событие ДТП в автоматическом режиме.

6.4.4.6    Зафиксировать результаты испытаний по 6.4.4.1—6.4.4.5 в протоколе испытаний.

6.4.4.7    Изменить положение монтажной платы на ударном стенде на очередное из указанных в

6.4.4.1 для воспроизведения соответствующего ударного воздействия согласно таблице 5 и повторить испытания по 6.4.4.2—6.4.4.6 для каждого очередного направления удара.

6.4.4.8    АС считается выдержавшей испытания на проверку устойчивости к ложным срабатываниям, если в ходе испытаний АС не передала ни одного сообщения об аварии в автоматическом режиме.

6.5 Проверка соответствия алгоритма расчета показателя оценки тяжести ДТП

установленным требованиям

6.5.1    Испытания проводят на АС, поддерживающей функцию оценки тяжести ДТП в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54620 (раздел 6).

6.5.2    Испытания проводят с использованием имитатора аварии (см. таблицу 3).

6.5.3    Порядок проведения испытаний

6.5.3.1 Собрать схему испытаний, приведенную на рисунке Б.1 (приложение Б), подключить имитатор аварии к АС и подготовить его к передаче на АС эталонных наборов данных, указанных в таблице 6.

Основные характеристики и профили ускорений по трем осям транспортного средства эталонных наборов данных приведены в приложении В.

Примечание — Формат представления данных профиля ускорений, приведенных в приложении В, может быть преобразован к виду, необходимому для загрузки данных в АС.

13

Таблица 6 — Эталонные наборы данных, используемые при испытаниях

Условное наименование

Краткая характеристика

Эталонный набор данных № 1

Профиль ускорений по трем осям транспортного средства, характерный для фронтального (лобового) столкновения со значением показателя ASI более 1.8

Эталонный набор данных № 2

Профиль ускорений по трем осям транспортного средства, характерный для фронтального (лобового) столкновения со значением показателя ASI менее 1.8

Эталонный набор данных № 3

Профиль ускорений по трем осям транспортного средства, характерный для бокового столкновения со значением показателя ASI более 1.8

Эталонный набор данных № 4

Профиль ускорений по трем осям транспортного средства, характерный для бокового столкновения со значением показателя ASI менее 1.8

6.5.3.2    Выполнить операции, указанные в 6.3.4.7—6.3.4.12.

6.5.3.3    Используя имитатор аварии, передать последовательно на АС, находящуюся во включенном состоянии, эталонные наборы данных, указанные в таблице 6.

6.5.3.4    С использованием интерфейса пользователя эмулятора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» удостоверится, что реакция АС на поступившие эталонные данные соответствует приведенной в таблице 7.

Таблица 7 — Соответствие реакции АС на воздействие эталонного набора данных

Условное наименование переданного на АС эталонного набора данных

Автоматическая передача сообщения об аварии (ДТП)

Параметры аварии (ДТП), передаваемые в составе МИД

Эталонный набор № 1

Да

1    Тип аварии (CrashDef1)): crashFront — удар спереди.

2    Оценка тяжести ДТП (SevereCrashEstimation2)): TRUE3».

Эталонный набор №2

Нет

Нет

Эталонный набор № 3

Да

1    Тип аварии (CrashDef1)): crashSide — удар сбоку.

2    Оценка тяжести ДТП (SevereCrashEstimation2)): TRUE3).

Эталонный набор №4

Нет

Нет

^ CrashDef— имя блока данных по ГОСТ Р 54620 (таблица В.2 (приложение В)), характеризующего тип

аварии.

2)    SevereCrashEstimation — имя блока данных по ГОСТ Р 54620 (таблица В.2 (приложение В)), характеризующего степень тяжести ДТП.

3)    TRUE — значение параметра, характеризующего существенную вероятность угрозы жизни и здоровью людей, находящихся в кабине ТС.

6.5.3.5    Повторить действия по пунктам 6.5.3.2—6.5.3.4 для очередного эталонного набора данных, указанного в таблице 6.

6.5.3.6    АС считается выдержавшей испытания на проверку соответствия алгоритма расчета показателя тяжести ДТП требованиям ГОСТ Р 54620, если в ходе испытаний реакция АС на поступившие эталонные данные соответствует приведенной в таблице 7.

6.6    Проверка возможностей автомобильной системы вызова экстренных оперативных

служб по автоматическому определению момента аварии при натурных испытаниях

6.6.1 Испытания проводят с целью проверки возможностей АС, установленной на транспортное средство соответствующей категории в конфигурации дополнительного оборудования, на соответствие

14

ГОСТ P 55532—2013

требованиям [1 (подпункт 17.2 приложения 3)] по автоматическому определению события аварии и передаче МНД при проведении испытаний, предусмотренных:

-    Правилами ЕЭК ООН [3] и [4] — для ТС категории М1;

-    Правилами ЕЭК ООН [4] и [5] — для ТС категории N1.

Примечание — Имеются в виду требования автоматического срабатывания АС по сигналу от датчиков систем (устройств) определения события аварии, не относящихся к системам пассивной безопасности ТС.

6.6.2    При проведении испытаний, указанных в 6.6.1, также оцениваются на соответствие требованиям ГОСТ Р 54620 (раздел 6) следующие функциональные возможности АС:

-    распознавание типа аварии (фронтальное (лобовое) столкновение, боковое столкновение);

-    оценка тяжести ДТП, если указанная функция поддерживается АС;

-    запись и передача профиля ускорения при ДТП, если указанная функция поддерживается АС.

Примечания:

1    Способность АС по распознаванию фронтального (лобового) столкновения оценивается при проведении испытаний, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН [3] и [5].

2    Способность АС по распознаванию бокового столкновения оценивается при проведении испытаний, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН [4].

3    Информация о поддерживаемых функциях АС, представленных на испытания, должна быть отражена в общем техническом описании типа АС (см. 4.7).

4    Функция записи и передачи профиля ускорений является обязательной для АС, не поддерживающих функцию оценки тяжести при ДТП.

6.6.3    В зависимости от предназначения АС испытания проводят на транспортных средствах категорий М1 или N1, из числа указанных в общем техническом описании типа АС (см. раздел 4 таблицы 1).

6.6.4    Испытания по проверке указанных в 6.6.1 и 6.6.2 функциональных возможностей АС рекомендуется совмещать с испытаниями ТС, указанными в 6.6.3, на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН [3], [4], [5] при проведении одобрения типа соответствующих категорий ТС согласно [1].

Примечание — Решение по возможности совмещения испытаний должно быть согласовано с производителем ТС и органом по сертификации, проводящим работы по одобрению типа ТС.

6.6.5    При наличии технической возможности испытания АС проводятся на ТС, представляемом заявителем.

6.6.6    Требования к транспортному средству, используемому при испытаниях АС

6.6.6.1    Транспортное средство, представляемое на испытания, должно соответствовать общим требованиям к испытуемым транспортным средствам, установленным соответствующими Правилами ЕЭК ООН [3], [4], [5], включая оснащение подушкой (подушками).

6.6.6.2    Транспортное средство должно быть оснащено АС, установленной согласно указаниям, приведенным в руководстве по установке и настройке АС.

Примечание — Оснащение транспортного средства АС подразумевает и установку антенны ГНСС и антенны для коммуникационного модуля GSM/UMTS.

6.6.6.3    Если установка АС на ТС осуществляется непосредственно в ИЛ, проводящей испытания ТС, то после установки должны быть проведены работы по настройке (калибровке) ДАИ в соответствии с указаниями, приведенными в руководстве по установке и настройке АС.

Примечание — При проведении настроечных работ АС должна находиться в пассивном режиме в соответствии с ГОСТ Р 54620 (раздел 7).

6.6.6.4    Если ТС представлено на испытания с уже установленной АС, то должны быть представлены документы, подтверждающие факт того, что работы по установке и настройке АС проведены в соответствии с требованиями изготовителя АС.

6.6.6.5    Транспортное средство должно быть оснащено эталонным трехосевым датчиком ускорений (см. таблицу 3), установленным в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52721 (подраздел 6.5).

6.6.6.6    Транспортное средство должно быть оснащено устройством, позволяющем осуществлять видео- и аудиозапись в салоне ТС. Указанное устройство должно быть размещено таким образом, чтобы в зоне съемки находился оптический индикатор состояния АС. Технические характеристики и способ крепления устройства должны позволять осуществление видео- и аудиозаписи в момент и после столкновения ТС.

6.6.7    Испытания проводят в условиях, определяемых соответствующими Правилами ЕЭК ООН [3], [4], [5].

6.6.8    Если место проведения испытаний, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН [3], [4], [5], применительно к конкретной ИЛ, проводящей испытания, не обладает экранирующими свойствами, АС при испытаниях работает по реальным сигналам ГНСС. В противном случае используется имитатор сигналов ГНСС.

6.6.9    Перед поведением натурных испытаний по 6.6.11 и 6.6.12 должны быть успешно проведены операции проверок по 6.1 и 6.2.

6.6.10    При проведении натурных испытаний по 6.6.11 и 6.6.12 АС должна находиться в режиме «ЭРА» по ГОСТ Р 54620 (раздел 7).

6.6.11    Порядок проведения испытаний АС при испытаниях ТС, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН в случае лобового столкновения

6.6.11.1    Испытания транспортных средств категории М1, оснащенных АС, при лобовом столкновении осуществляются в соответствии с Правилами ЕЭК ООН [3].

Примечание — Имеются в виду транспортные средства категории М1, на которые распространяется действие Правил ЕЭК ООН [3].

6.6.11.2    Испытания транспортных средств категории N1, оснащенных АС, при лобовом столкновении осуществляется в соответствии с Правилами ЕЭК ООН [5].

Примечание — Имеются в виду транспортные средства категории М1, на которые распространяется действие указанных Правил ЕЭК ООН [5].

6.6.11.3    До начала движения ТС проверить, что АС находится в режиме «ЭРА» и работоспособна в части возможности передачи МНД о ДТП, для чего выполнить операции по 6.3.4.6—6.3.4.12. После чего снова перевести АС в режим «ЭРА».

6.6.11.4    После столкновения ТС с препятствием (при испытаниях по [3]) или барьером (при испытаниях по [5]) с использованием интерфейса пользователя эмулятора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и в соответствии с ГОСТ Р 55530 (подраздел 6.1.1) проверить следующее:

а)    сообщение об аварии поступило, переданный МНД сформирован в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54620 (приложение В), включая требуемое значение идентификатора автоматического срабатывания АС по ГОСТ Р 54620 (пункт 9.1.2);

б)    в переданном МНД значение параметра CrashDef по ГОСТ Р 54620 (таблица В.2 (приложение В)), характеризующего тип аварии, соответствует приведенному в таблице 4 для типа аварии «фронтальное (лобовое) столкновение»;

в)    если АС поддерживает функцию оценки тяжести ДТП, то оценка тяжести ДТП присутствует в виде дополнительных данных в составе переданного МНД в соответствии с ГОСТ Р 54620 (приложение В). При этом значение параметра SevereCrashEstimation должно равняться TRUE согласно требованиям ГОСТ Р 54620 (таблица В.2 (приложение В), что соответствует тяжелой аварии с учетом реально достигаемых при испытаниях по Правилам ЕЭК ООН [3] и [5] перегрузок;

г)    установленные на ТС подушки безопасности сработали.

6.6.11.5    Если АС поддерживает функцию передачи профиля ускорений при ДТП, с использованием интерфейса пользователя эмулятора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» направить запрос к АС на передачу профиля ускорений в рамках установленного при автоматическом срабатывании АС соединения по каналу подвижной радиотелефонной связи.

Примечание —Функция записи профиля ускорений является обязательной для АС, не поддерживающих функцию оценки тяжести при ДТП.

6.6.11.6    На основе анализа результатов измерений, полученных с помощью установленного на испытуемом ТС эталонного акселерометра и обработанных в соответствии с [6], определить максимальные (по осям транспортного средства) значения ускорений, достигнутые при столкновении.

6.6.11.7    При получении от АС ответного сообщения (в режиме пакетной передачи данных) проверить, что максимальное значение ускорения, определенное АС и содержащееся в переданных данных, соответствует показаниям эталонного датчика с погрешностью не более 10% согласно ГОСТ Р 54620 (пункт 6.8.4).

Проверить, что продолжительность и частота записей профиля ускорений соответствует требованиям, установленным в ГОСТ Р 54620 (пункты 6.8.2—6.8.4).

16

ГОСТ P 55532—2013

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины, определения, обозначения и сокращения........................................2

4    Общие положения....................................................................4

5    Объем и условия проведения испытаний.................................................6

6    Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

на соответствие требованиям по определению момента аварии..............................8

6.1    Проверка комплектности автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб ... .8

6.2    Экспертиза технической документации на автомобильную систему вызова экстренных

оперативных служб...............................................................9

6.3    Проверка правильности определения истинных аварийных событий.......................9

6.4    Проверка устойчивости автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

к ложным срабатываниям.........................................................12

6.5    Проверка соответствия алгоритма расчета показателя оценки тяжести ДТП установленным

требованиям....................................................................13

6.6    Проверка возможностей автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

по автоматическому определению момента аварии    при    натурных испытаниях..............14

Приложение А (рекомендуемое) Форма акта отбора образцов................................19

Приложение Б (обязательное) Структурная схема соединений для испытаний автомобильной

системы вызова экстренных оперативных служб по определению момента аварии . .20

Приложение В (обязательное) Эталонные наборы данных...................................21

Библиография........................................................................75

ГОСТ Р 55532-2013

6.6.11.8    На основе анализа материалов видео- и аудиозаписи, полученных с использованием установленного на ТС устройства (см. б.б.б.б), проверить следующее:

а)    при осуществлении передачи МНД в режиме «Экстренный вызов» АС произвела оповещение, предназначенное для лиц, находящихся в салоне (кабине) ТС, о передаче МНД посредством использования оптического индикатора состояния АС и воспроизведения соответствующего звукового сигнала или голосовой подсказки согласно требованиям ГОСТ Р 54620 (подпункт 7.5.3.6);

б)    после передачи МНД перед подключением голосового канала АС произвела оповещение, предназначенное для лиц, находящихся в салоне (кабине) ТС, об осуществлении подключения голосового канала посредством воспроизведения соответствующего звукового сигнала или голосовой подсказки согласно требованиям ГОСТ Р 54620 (подпункт 7.5.3.7);

в)    после осуществления подключения голосового канала АС произвела оповещение, предназначенное для лиц, находящихся в салоне (кабине) ТС, о подключении голосового канала посредством использования оптического индикатора состояния АС согласно требованиям ГОСТ Р 54620 (подпункт 7.5.3.8);

г)    при осуществлении дозвона (инициированного с использованием интерфейса пользователя эмулятора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в рамках установленного при автоматическом срабатывании АС соединения) АС произвела оповещение, предназначенное для лиц, находящихся в салоне (кабине) ТС, об осуществлении дозвона посредством использования оптического индикатора состояния АС и воспроизведения соответствующего звукового сигнала или голосовой подсказки АС согласно требованиям ГОСТ Р 54620 (подпункт 7.5.3.5).

6.6.11.9    После получения подтверждения согласно перечислению г) 6.6.11.8 одному из испытателей занять место в салоне ТС и осуществить двустороннюю голосовую связь с другим испытателем, находящимся у эмулятора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и имитирующим действия оператора экстренной оперативной службы, в целях проверки соответствия АС требованиям [1 (подпункт 17.2.2 (приложение 3))].

6.6.11.10    Зафиксировать результаты испытаний по 6.6.11.3—6.6.11.9 в протоколе испытаний.

6.6.11.11    АС считается выдержавшей испытания, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН [3] и [5] при лобовом столкновении, а также соответствующей по функциональным возможностям требованиям ГОСТ Р 54620 (раздел 6) при данном виде столкновения, если:

а)    в ходе испытаний:

-    МНД корректно сформирован и передан в автоматическом режиме;

-    тип аварии «лобовое столкновение» однозначно определен АС;

-    оценка тяжести ДТП проведена в соответствии с реализованными в АС критериями, отраженными в общем техническом описании типа АС, и указанные данные успешно переданы в составе МНД (только для АС, поддерживающих функцию оценки тяжести ДТП);

-    передача профиля ускорения при ДТП осуществлена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54620 (пункты 6.8.2—6.8.4), и ускорения ТС по трем его осям определены с погрешностью не более 10 % (только для АС, не поддерживающих функцию оценки тяжести ДТП);

-    своевременно осуществлены установленным способом оповещения, предназначенные для лиц, находящихся в салоне (кабине) ТС, согласно требованиям ГОСТ Р 54620 (подпункты 7.5.3.5— 7.5.3.8);

б)    после проведения испытаний АС сохранила работоспособность и обеспечила двустороннюю связь с экстренными оперативными службами согласно требованиям [1 (подпункт 17.2.2 (приложение 3)].

Примечание —Автоматическое срабатывание АС и оценка тяжести ДТП при испытаниях на лобовое столкновение должны рассматриваться во взаимосвязи с фактом срабатывания подушки (подушек) безопасности ТС.

6.6.12 Порядок проведения испытаний АС при испытанияхТС, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН в случае бокового столкновения

6.6.12.1    Испытания транспортных средств категорий, оснащенных АС, при боковом столкновении осуществляются в соответствии с Правилами ЕЭК ООН [4].

Примечание — Имеются в виду транспортные средства категории М1 и N1, на которые распространяется действие Правил ЕЭК ООН[4].

6.6.12.2    Проверить, что обеспечена возможность осуществления экстренного вызова в автоматическом режиме и передачи профиля ускорений (если эта функция поддерживается АС) при выключен-

17

Введение

Система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» создается в целях снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и иных происшествиях на дорогах Российской Федерации посредством уменьшения времени реагирования экстренных оперативных служб.

Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб (АС) — ключевой структурный элемент системы «ЭРА-ГЛОНАСС», предназначенный для формирования и передачи минимально необходимого набора данных о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествии, а также для установления и обеспечения двусторонней голосовой связи с экстренными оперативными службами.

Автоматическое определение момента аварии транспортного средства является одним из существенных требований к функциональным возможностям АС, предъявляемых техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» [1]. Согласно техническому регламенту АС, устанавливаемая на транспортные средства категорий М1 и N1, должна обеспечивать передачу минимального набора данных автоматически при срабатывании подушки (подушек) безопасности или по сигналу датчика (датчиков) других компонентов системы пассивной безопасности либо других систем транспортного средства.

Наибольшую сложность представляют технические решения, реализующие алгоритмы автоматического определения момента аварии на основе информации, поступающей непосредственно отдатчика автоматической идентификации события ДТП. Как правило, основным функциональным элементом такого датчика является трехосевой датчик ускорений. Используемые при этом критерии автоматического срабатывания АС должны быть с высокой степенью достоверности увязаны с событиями, при которых существует высокая вероятность причинения существенного ущерба жизни и здоровью людей, находящихся в кабине транспортного средства.

Требования к критериям автоматического срабатывания рассматриваемых АС и рекомендуемый метод реализации алгоритма определения тяжести аварии изложены в ГОСТ Р 54620.

IV

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глобальная навигационная спутниковая система СИСТЕМА ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ АВАРИЯХ

Методы испытаний автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб на соответствие требованиям по определению момента аварии

Global navigation satellite system. Road accident emergency response system.

Test methods of in-vehicle emergency call system crash detection feature

Дата введения — 2014—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные системы вызова экстренных оперативных служб, исполненные в конфигурации дополнительного оборудования, имеющие в своем составе датчик автоматической идентификации события ДТП и подлежащие установке на транспортные средства категорий М1.

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний указанных автомобильных систем, проводимые для оценки соответствия требованиям по определению момента аварии, установленным в ГОСТ Р 54620 и [1].

Настоящий стандарт может быть также применен для проведения испытаний автомобильных систем вызова экстренных оперативных служб, исполненных в конфигурации штатного оборудования и предназначенных для оснащения транспортных средств категории М1, а также автомобильных систем, предназначенных для установки на транспортные средства категории N1 и имеющих в своем составе датчик автоматической идентификации события ДТП.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р ИСО 5348-2002 Вибрация и удар. Механическое крепление акселерометров ГОСТ Р ИСО 8568-2010 Стенды ударные. Заявление и подтверждение характеристик ГОСТ Р 51672-2000 Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия. Основные положения

ГОСТ Р 52721-2007 Технические средства организации дорожного движения. Методы испытаний дорожных ограждений

ГОСТ Р 52767-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров

ГОСТ Р 54620-2011 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования

ГОСТ Р 55530-2013 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы функционального тестирования автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб и протоколов передачи данных

Издание официальное

ГОСТ Р 55534-2013 Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Методы испытаний навигационного модуля автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление

ГОСТ 12.3.019-80 Система стандартов безопасности труда. Испытания и измерения электрические. Общие требования безопасности

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 30630.0.0-99 Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Общие требования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1    В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    автомобильная система вызова экстренных оперативных служб; АС: Система, устанавливаемая на колесном транспортном средстве соответствующей категории и предназначенная для определения координат, скорости и направления движения транспортного средства с помощью сигналов глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) ГЛОНАСС совместно с другой действующей ГНСС, передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях в автоматическом режиме, а также для установления и обеспечения и двусторонней голосовой связи с экстренными оперативными службами по сетям подвижной радиотелефонной связи.

Примечания:

1    Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб предназначена для оснащения транспортных средств категорий М1 и N1 с технически допустимой массой менее 2,5 т.

2    Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб позволяет осуществление передачи сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном и ином происшествиях также и в ручном режиме.

3.1.2

дорожно-транспортное происшествие; ДТП: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

[ГОСТ Р 54620-2011, статья 3.1.3]

3.1.3

датчик автоматической идентификации события ДТП; ДАИ: Техническое устройство, предназначенное для установления факта ДТП на основе обработки данных, поступающих от входящего в его состав трехосевого датчика ускорения, и предоставляющее информацию во внешние устройства для записи профиля ускорения при ДТП и (или) оценки тяжести ДТП, определения типа аварии.

Примечание —Для транспортных средств категории М1 датчик автоматической идентификации события ДТП может входить в состав штатной автомобильной системы, осуществляющей запись профиля ускорения при ДТП и (или) оценку тяжести ДТП.

[ГОСТ Р 54620-2011, статья 3.1.4]

3.1.4    имитационные испытания: Испытания АС, проводимые с использованием имитатора аварии.

3.1.5    имитатор аварии: Аппаратно-программное устройство, предназначенное для хранения, воспроизведения и передачи в АС эталонного набора данных об ускорениях транспортного средства при ДТП.

3.1.6

индекс возможного ущерба при ДТП; ASI15: Показатель, характеризующий возможную степень воздействия инерционных перегрузок на лиц, находящихся в транспортном средстве, в результате ДТП.

[ГОСТ Р 54620-2011, статья 3.1.6]

3.1.7

минимальный набор данных; (МИД): Набор данных, передаваемый автомобильной системой вызова экстренных оперативных служб при дорожно-транспортном происшествии и включающий в себя информацию о координатах и параметрах движения аварийного транспортного средства и времени аварии, VIN-коде транспортного средства и другую информацию, необходимую для экстренного реагирования.

[ГОСТ Р 54620-2011, статья 3.1.8]

3.1.8    монтажная плата: Специальное приспособление, предназначенное для размещения на ударном стенде и коммутации испытуемого образца (АС со встроенным ДАИ или ДАИ) и имитирующее реальные условия крепления на транспортном средстве.

3.1.9    натурные испытания: Испытания АС, проводимые с использованием транспортного средства соответствующей категории, на которое установлен испытуемый образец АС.

3.1.10    стендовые испытания: Испытания на специальном стенде, позволяющем прикладывать к испытуемому образцу (АС со встроенным ДАИ или ДАИ) ударную нагрузку.

3.1.11    степень перекрытия (в процентах): Часть транспортного средства по ширине (в процентах), подверженная внешнему воздействию от препятствия.

Примечание — Ширина транспортного средства есть расстояние между двумя плоскостями, параллельными продольной центральной плоскости транспортного средства и касающимися транспортного средства по обеим сторонам от вышеупомянутой плоскости, исключая при этом зеркала заднего вида, боковые габаритные фонари, указатели давления в шинах, указатели поворотов, габаритные фонари, эластичные брызговики и деформируемую часть боковин шин, расположенную непосредственно над точкой контакта с дорогой [3].

3.1.12

ударный стенд: Устройство, позволяющее подвергнуть образец воздействию управляемого и воспроизводимого механического удара.

Примечание — Ударным стендом может быть специальное устройство, создающее ударное воздействие за счет потенциальной энергии поля силы тяжести или рабочей среды (механизма), или вибростенд, электродинамический или гидравлический, работающий в режиме удара.

[ГОСТ Р ИСО 5568-2010, статья 3.3]

3.1.13

транспортное средство; ТС: Наземное механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, по автомобильным дорогам общего пользования.

[ГОСТ Р 54620-2011, статья 3.1.15]

3.1.14    эмулятор системы «ЭРА-ГЛОНАСС»: Программно-аппаратный комплекс, используемый при испытаниях АС и позволяющий имитировать реальные процессы установления связи и обмена данными между АС и инфраструктурой системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с возможностью декодирования данных, а также определения электрических параметров и функциональных свойств модулей беспроводной связи АС.

3.1.15    эталонный набор данных: Массив данных, содержащий записи значений ускорений по направлениям трех осей транспортного средства (продольной, поперечной, вертикальной) с частотой не менее 100 Гц за период не менее 3,5 с до момента ДТП, и 3,5 с после ДТП, для которых известны условия столкновения и рассчитаны значения индекса ASI15.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

ГЛОНАСС —    глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации;

ИЛ    —    испытательная лаборатория;

КЧХ    —    канал частотных характеристик;

РЭ    —    руководство по эксплуатации;

ЭД    —эксплуатационные документы;

GPS    —    глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки;

g    —    ускорение свободного падения, принимаемое равным 9,81 м/с2.

4 Общие положения

4.1    Испытания проводятся с целью оценки соответствия АС требованиям, установленным в ГОСТ Р 54620 и [1], в части проверки корректности определения автомобильной системой момента (события) аварии в автоматическом режиме на основе информации, поступающей от ДАИ.

4.2    Объектом испытаний являются АС, предназначенные для установки на ТС категории М1 и исполненные в конфигурации дополнительного оборудования.

К указанным системам относятся АС, разработанные по требованиям ГОСТ Р 54620, установка которых на ТС производится на сервисных (установочных) станциях либо на площадке производителя или дилера производителя ТС после выпуска (изготовления) ТС на основном сборочном производстве.

4.3    Образцы АС, представленные на испытания, должны быть отобраны уполномоченным представителем испытательной лаборатории (органа по сертификации) из партии готовой продукции, принятой техническим контролером организации-изготовителя. По результатам отбора образцов составляется акт, разрабатываемый по форме, приведенной в приложении А.

4.4    На испытания предъявляются три образца АС, в составе и комплектации, установленных в ГОСТ Р 54620 (разделы 5 и 21 соответственно).

В обоснованных случаях число образцов может быть изменено (увеличено или уменьшено) по согласованию с испытательной лабораторией (органом по сертификации).

4.5    Один из образцов АС, представленных на испытания, должен быть установлен на ТС.

4.6    При проведении испытаний АС в составе транспортного средства место установки АС должно быть согласовано с производителем транспортного средства.

Сведения о месте установки и порядок установки АС на ТС должны быть отражены в документации на АС, указанной в ГОСТ Р 54620 (подраздел 21.2).

4.7    Вместе с комплектом документов, указанных в ГОСТ Р 54620 (подраздел 21.2), на испытания представляется общее техническое описание типа АС, разрабатываемое с учетом требований [2 (пункт 4 (приложение 12))].

Сведения, подлежащие отражению в общем техническом описании типа АС применительно к испытаниям по определению момента аварии транспортного средства, приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Сведения об автомобильной системе вызова экстренных оперативных служб, отражаемые в общем техническом описании типа

Наименование раздела общего технического описания типа АС1)

Состав сведений

1 Основные идентификационные признаки

1    Торговое наименование, модель (марка), модификация (при наличии).

2    Маркировка АС и ее компонентов в соответствии с ГОСТ Р 54620 (пункт 6.2.1)

2 Заявитель

Наименование и адрес организации-заявителя, предъявляющей АС на испытания

3 Изготовитель

Наименование и адрес организации — изготовителя АС

4 Предназначение

Перечень транспортных средств (марка, коммерческое наименование, тип, категория), для установки на которые предназначена АС

5 Комплектность

В соответствии с ГОСТ Р 54620 (подразделы 8.7 и 21.1)

Продолжение таблицы 1

Наименование раздела общего технического описания типа АС1)

Состав сведений

6 Краткое описание принципа действия (функционирования) АС

В соответствии с ГОСТ Р 54620 (раздел 7) применительно к АС в конфигурации дополнительного оборудования2)

7 Типы аварий, распознаваемые

АС

В соответствии с ГОСТ Р 54620 (пункт 6.2.1)

8 Поддерживаемые функции

1    Оценка тяжести ДТП, используемые показатели оценки тяжести ДТП и их значения.

2    Запись и передача профиля ускорений3).

3    Запись и передача траектории движения ТС при ДТП.

4    Отключение в режиме «Экстренный вызов» штатно установленных в салоне (кабине) ТС звуковоспроизводящих устройств и систем (при наличии такой возможности).

9 Источники сигналов для автоматического срабатывания (инициализации режима «Экстренный вызов») АС

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 54620 (пункт 7.5.2)4) и [1 (пункт 17.2.1 (приложение 3))]:

-    сигнал от датчика ускорений;

-    сигнал об аварии, поступающий от бортовых систем транспортного средства5).

10 Критерий (критерии) автоматического срабатывания АС6)

1    Основное правило, определяющее условие автоматического срабатывания АС.

2    Наименование и численное значение параметра, при достижении которого осуществляется инициализация режима «Экстренный вызов».

3    Иные сведения, необходимые для понимания реализованного в АС механизма автоматического срабатывания при аварии и иных происшествиях.

11 Датчик автоматической идентификации момента аварии

1    Диапазон измеряемых ускорений по координатным осям транспортного средства.

2    Точность измерения ускорений.

3    Частота отсчетов, Гц.

12 Особенности конструктивного исполнения и монтажа (установки) на транспортное средство

1    Конструктивное исполнение ДАИ (встроенный в AC/внешний по отношению к АС).

2    Необходимость использования специальных механизмов крепления АС (ДАИ) к элементам ТС и наличие указаний по установке в ЭД на АС.

3    Имеющиеся ограничения по ориентации АС или ДАИ при их установке на ТС и отражение указанных ограничений в ЭД на АС.

4    Необходимость проведения работ по настройке (калибровке) ДАИ после установки на ТС и наличие указаний по проведению этих работ в ЭД на АС.

5    Необходимость проведения работ по проверке корректной установки ДАИ и последующей проверки работоспособности АС и наличие указаний по проведению этих работ в ЭД на АС.

13 Массо-габаритные характеристики

Масса и установочные размеры (ширина, высота, глубина) компонентов АС, входящих в комплект поставки

'О В общее техническое описание типа АС могут быть включены и иные сведения, помимо указанных в таблице 1, которые заявитель сочтет необходимым включить в указанный документ.

2)    При изложении состава сведений допускается ссылка на ГОСТ Р 54620 (раздел 7) и соответствующие эксплуатационные документы на АС (наименование и условное обозначение документа, наименование раздела), если основные режимы работы и правила перехода АС в соответствующие состояния полностью соответствуют требованиям ГОСТ Р 54620 (раздел 7). В противном случае в данном разделе отражаются соответствующие отличительные особенности (например, дополнительные условия переходов из состояния в состояние), реализованные в испытуемой АС.

3)    Функция является обязательной для АС в конфигурации дополнительного оборудования в соответствии с ГОСТ Р 54620 (пункт 6.8.1), если в АС не поддерживается функция оценки тяжести ДТП.

4)    Вместе с информацией об используемых сигналах для автоматического срабатывания АС приводятся значения соответствующих параметров настройки, указанных в ГОСТ Р 54620 (пункт 7.5.2 и таблица А.1 приложения А).

5

ГОСТ Р 55532-2013

Окончание таблицы 1

5)    Имеются в виду системы ТС, указанные в [1 (пункт 17.2.1 (приложение 3))], не относящихся к системам пассивной безопасности ТС. По согласованию с производителем ТС в качестве источников сигналов могут использоваться сигналы отдатчиков срабатывания подушек безопасности и иных систем пассивной безопасности.

6)    Если в качестве источника сигнала для автоматического срабатывания АС используется датчик ускорений, критерий автоматического срабатывания — по ГОСТ Р 54620 (пункт 6.2.3).

4.8    В представленных на испытания образцах АС должны быть обеспечены:

-    возможность доступа к параметрам настройки, указанным в ГОСТ Р 54620 (таблица А.1 (приложение А));

-    программно-аппаратные решения для считывания и очистки содержимого энергонезависимой памяти АС в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54620 (пункт 6.11.10);

4.9    Для проверки возможности АС по определению момента (события) аварии в автоматическом режиме используются следующие виды испытаний:

-    стендовые испытания;

-    имитационные испытания;

-    натурные испытания.

5 Объем и условия проведения испытаний

5.1 Состав и рекомендуемая последовательность испытаний (проверок) АС на соответствие требованиям по автоматическому определению события аварии указаны в таблице 2.

Таблица 2 —Состав испытаний (проверок)АС

Наименование испытаний (проверок)

Метод

испытаний

Проверка комплектности автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб

6.1

Экспертиза технической документации на автомобильную систему вызова экстренных оперативных служб

6.2

Проверка правильности определения истинных аварийных событий

6.3

Проверка устойчивости автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб к ложным срабатываниям

6.4

Проверка соответствия алгоритма расчета показателя оценки тяжести ДТП установленным требованиям

6.5

Проверка возможностей автомобильной системы вызова экстренных оперативных служб по автоматическому определению момента аварии при натурных испытаниях

6.6

5.2    Подлежащие подтверждению при испытаниях параметры и функциональные свойства АС проверяются при нормальных условиях:

-    температура окружающего воздуха — (25 ±10) °С;

-    относительная влажность воздуха — от 45 % до 80 %;

-    атмосферное давление — от 84 до 106,7 кПа (от 630 до 800 мм рт. ст.).

Примечание — При проведении натурных испытаний АС условия испытаний — в соответствии с требованиями, установленными в соответствующих Правилах ЕЭК ООН [3], [4], [5].

5.3    При проведении испытаний АС может находиться в диапазоне рабочих температур согласно требованиям ГОСТ Р 54620 (подраздел 13.2):

-    максимальная рабочая температура — 85 °С;

-    минимальная рабочая температура — минус 40 °С.

5.4    Состав применяемого при проведении испытаний АС испытательного и вспомогательного оборудования, а также средств измерений, указан в таблице 3.

6