МИНИСТЕРСТВО
ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СССР
Главное
производственно-техническое управление по строительству
Всесоюзный
институт по проектированию организации
энергетического строительства
«ОРГЭНЕРГОСТРОЙ»
Тема № 5423 «а» плана Ц.О.
Технологические карты на сооружение ВЛ и подстанций
35 - 500 кВ
Технологические карты К-1-22
(Сборник)
Устройство свайных фундаментов под опоры ВЛ
35 - 500 кВ в мерзлых грунтах
Тема 5423 «а»
ВЛ-Т (К-1-22)
Зам.
главного инженера
института
|
________________
подпись
|
Н.Т.
Быстрицкий
|
Начальник
отдела ЭМ-20
|
________________
подпись
|
Н.А.
Войнилович
|
Гл.
специалист
|
________________
подпись
|
Е.Н.
Коган
|
Гл.
инженер проекта
|
________________
подпись
|
Ю.А.
Колосов
|
Москва 1978 г.
Сборник технологических карт на устройство свайных
фундаментов под опоры ВЛ 35 - 500 кВ в мерзлых грунтах ВЛ-Т (К-1-22)
составлен отделом организации и механизации строительства линий электропередачи
(ЭМ-20) института «Оргэнергострой».
Карты выполнены согласно «Руководству по разработке типовых
технологических карт в строительстве» (ЦНИИ ОМТП Госстроя СССР 1976 г.)
В работе принимали участие:
Руководитель группы
|
|
Ссорин Е.А.
|
Ст. инженер
|
|
Смирнова Е.Г.
|
Инженер
|
|
Канищева Г.В.
|
Инженер
|
|
Сорокина Е.Н.
|
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
0.1. Сборник К-1-22
состоит из четырех технологических карт К-1-22-1,
К-1-22-2,
К-1-22-3 и К-1-22-4
на производство работ по погружению железобетонных свай квадратного сечения при
устройстве фундаментов под унифицированные стальные опоры линий электропередачи
напряжением 35 - 500 кВ в мерзлых грунтах при глубине промерзания до 240 см.
0.2. Технологические карты разработаны применительно к
унифицированным сваям квадратного сечения 25×25 см и 35×35 см длиной
6, 8, 10 и 12 м, изготавливаемым согласно альбому типовых конструкций серии
3.407-115 (утвержден Минэнерго СССР 18.01.77 г.). Общий вид свай приведен на
рис. 2-1.
0.3. До погружения свай должны быть
выполнены следующие работы, которые в настоящих картах не учтены:
а) планировка рабочей площадки с расчисткой от снега в
зимнее время;
б) разбивка и закрепление на местности осей фундамента и
мест погружения свай согласно технологическим картам К-1-20-1,
К-1-20-2,
К-1-20-3
и К-1-20-4;
в) завоз и складирование свай;
г) отбраковка свай, руководствуясь требованиями п. 10.14
СНиП III-33-76.
0.4. Допускаемые отклонения от проектных размеров свай не
должны превышать следующих величин:
длина сваи
|
±30 мм
|
сторона поперечного сечения
|
±5 мм
|
смещение острия от центра
|
10 мм
|
кривизна сваи
|
10 мм
|
0.5. Погружение свай производится специализированным звеном
рабочих в составе комплексной бригады по устройству фундаментов с помощью
сваебойного агрегата СП-49 с дизель-молотом С-330 и буровой машины МРК-2.
Техническая характеристика агрегата СП-49
(рис. 0-2)
Базовая машина
|
трактор Т-1000М БГП
|
Грузоподъемность, тс
|
11
|
Масса машины, т
|
22
|
Масса навесного оборудования (без
молота), т
|
9,3
|
Удельное давление на грунт, кгс/см2
|
0,6
|
Максимальная длина нагружаемой сваи, м
|
12
|
Расход топлива, кг/час
|
7,6
|
Техническая
характеристика молота С-330
Масса, кг
|
4200
|
Масса ударной части, кг
|
2500
|
Наибольшая высота подъема ударной
части, мм
|
2600
|
Расход топлива, л/час
|
8,0
|
Наибольшая масса забиваемых свай, кг
|
5500
|
Техническая характеристика буровой машины
МРК-2
Способ бурения
|
шнековый
|
Диаметр котлована, до мм
|
650
|
Глубина котлована, мм
|
3500
|
Привод машины
|
от двигателя Д75Т-АТ
|
Рис. 0-1. Буровая машина
МРК-2
Рис. 0-2. Сваебойный
агрегат
Расход
топлива, кг/час
|
6,4
|
Размеры в
транспортном положении, мм
|
|
длина
|
6900
|
ширина
|
2360
|
высота
|
3900
|
Вес машины, кг
|
12000
|
0.6. Погружение свай следует
производить в соответствии с указаниями СНиП
III-9-74 "Основания и фундаменты. Правила производства и приемки
работ". В процессе забивки составляется журнал, в котором отмечаются
фактическая глубина погружения, величина отказа и приводится план свайного
поля.
0.7. Технологическая последовательность производства работ
по забивке свай:
а) проверить наличие разбивочных знаков;
б) разметить сваи по длине через 1 м масляной краской;
в) установить бурильную машину так, чтобы острие бура было
точно над колышком, забитым в центре будущей лидерной скважины, и выбурить
лидерную скважину на проектную глубину;
г) установить сваебойный агрегат так, чтобы вертикальная ось
молота проецировалась на разбивочный знак в месте погружения сваи;
д) подтащить сваю к месту погружения и застропить ее к тросу
агрегата;
е) завести сваю под молот и опустить на нее наголовник;
ж) осуществить забивку сваи, следя за вертикальностью ее
погружения; в конце забивки, когда отказ сваи по своей величине близок к
расчетному, отказ определяется, как средняя величина при последних 10 ударах
молота;
и) снять молот со сваи;
к) проверить
соответствие положения забитой сваи проекту (по высоте и в плане);
л) переместить агрегат к месту погружения очередной сваи.
0.8. После забивки свай производится установка ростверков
согласно сборника К-1-20
раздел 3.
0.9. Отклонения от проектного положения свай в плане
не должны превышать:
для одиночных свай - 5 см;
для свай под ростверк - 0,2 d,
где d - сторона квадратного
сечения сваи.
Вопрос о возможности использования свай с отклонениями по
глубине забивки устанавливается проектной организацией. Диаметр лидерной
скважины принимается меньше на 15 см стороны сечения сваи.
0.10. При производстве работ по бурению лидерных отверстий и
погружению свай необходимо строго соблюдать правила техники безопасности,
изложенные в основных нормативных документах, а также в инструкциях по
обслуживанию буровой машины, сваебойного
агрегата и по работе с молотом.
Особое внимание следует обратить на выполнение следующих
требований:
- при бурении лидерных отверстий машина должна быть установлена
на тормоз и аутригеры, а при наличии уклонов следует спланировать площадку;
- во время работы бурильной машины запрещается:
а) машинистам уходить с рабочего места и допускать к
управлению посторонних лиц;
б) находиться под бурильной штангой во время ее опускания
иди подъема;
в) очищать буры вручную при их вращении;
г) находиться в зоне разбрасывания грунта, а также ближе 2 м
от любой точки вращающихся частей;
д) производить какой-либо ремонт, чистку или смазку
движущихся частей при включенном двигателе;
е) растормаживать машину при бурении лидерных скважин.
- при переезде буровой машины с одного рабочего места на
другое бурильная система должна быть приведена в транспортное положение;
- при передвижении сваебойного агрегата на расстояние свыше
100 м (с пикета на пикет) следует укладывать стрелу в транспортное положение, а
молот опустить на упор;
- при передвижении сваебойного агрегата от сваи к свае молот
должен находиться на высоте, не превышающей 1 - 2 м от грунта;
- уклон рабочей площадки допускается не свыше 5°;
- первые подъемы молота и сваи нужно выполнять осторожно,
при появлении неисправностей немедленно опустить груз;
- главная ось падающей части молота при ударах должна
совпадать с продольной осью погружаемой сваи;
- при обнаружении внецентренности молота и сваи необходимо
выполнить выравнивание молота на свае соответствующими перемещениями стрелы или
небольшим смещением самой машины при работающем молоте;
- в случае опасности разрушения сваи следует немедленно
остановить работу молота;
- не допускается одновременно осуществлять две рабочие
операции - подъем молота и сваи;
- во время подъема сваи и наводки на центры лидерных скважин
пребывание людей в зоне возможного падения сваи (полуторная длина сваи)
запрещается.
0.11. Работы по бурению лидерных
скважин и погружению свай выполняются звеном рабочих в составе:
Профессия
|
Разряд
|
Кол-во
чел.
|
Электролинейщик
|
5
|
1
|
«
|
3
|
2
|
Машинист копра
|
6
|
1
|
Машинист буровой машины
|
5
|
1
|
0.12. Потребность в машинах, инструменте и материалах для
бурения скважин и погружения свай (на одно звено)
Наименование
|
ГОСТ
марка
№ чертежа
|
Ед.
измер:
|
Кол-во:
|
Примеч.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
Бурильная машина на базе трелевочного трактора
|
МРК-2
|
шт
|
1
|
|
2.
Сваебойный агрегат с дизель-молотом С-330
|
СП-49
|
«
|
1
|
|
3.
Наголовник
|
|
«
|
2
|
для свай
250×250
350×350
|
4.
Нивелир
|
|
«
|
1
|
|
5. Метр
складной
|
7502-69
|
шт.
|
1
|
|
6. Строп
универсальный
|
|
«
|
4
|
|
7. Отвес
|
7948-71
|
«
|
1
|
|
8. Лом
монтажный
|
1405-72
|
«
|
2
|
|
9.
Лопата копальная остроконечная
|
3620-63
|
«
|
2
|
|
В настоящую ведомость не включен бригадный инвентарь по технике
безопасности (аптечка и пр.) предусмотренный табелем средств малой механизации.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА
|
ВЛ 35
- 500 кВ
|
ПОГРУЖЕНИЕ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ СВАЙ ПРИ
УСТРОЙСТВЕ ФУНДАМЕНТОВ ПОД СТАЛЬНЫЕ
ОДНОСТОЕЧНЫЕ ОПОРЫ НА ОТТЯЖКАХ
В МЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ
|
K-1-22-3
|
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Технологическая карта разработана на погружение
призматических железобетонных свай длиной до 12 м при устройстве фундаментов
под стальные одностоечные опоры на оттяжках в мерзлых грунтах.
1.2. Карта служит руководством при строительстве линий
электропередачи, а также пособием для проектирования производства работ.
1.3. В состав работ, рассматриваемых картой, входят:
- подготовка буровой машины к работе;
- бурение лидерных скважин;
- подготовка сваебойного агрегата к работе;
- подтаскивание свай к месту погружения и заводка их под
молот;
- забивка свай;
- растроповка свай;
- перемещение буровой машины и сваебойного агрегата по
свайному полю;
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. До бурения лидерных скважин должны быть завершены
работы, предусмотренные п. 0.3. общей части.
2.2. Бурение лидерных скважин и погружение свай агрегатом
СП-49 с дизель-молотом С-330 производится последовательно для каждого из
фундаментных блоков (рис. 7-1).
2.3. Технологическая последовательность производства работ
по бурению лидерных скважин и погружению свай и указания по технике
безопасности см. общую часть.
Рис. 3-1. Последовательность забивки свай
для одностоечной опоры на оттяжках
2.5. Калькуляция трудовых
затрат
Обоснование
(ЕНиР и др.):
|
Наименование
работ
|
Ед. изм.
|
Объем
работ
|
Норма
времени на единицу измерения
чел.-час
|
Затраты
труда на весь объем работ
чел.-дн.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Местная
норма
|
Бурение лидерных скважин глубиной до 3 м
|
1 скважина
|
4
|
3,2
|
1,56
|
«
|
Погружение железобетонных свай для
одностоечных опор на оттяжках при четырехсвайном фундаменте
|
1 свая
|
4
|
3,6
|
1,76
|
|
Итого
|
|
|
|
3,32
|
Местная
норма
|
Бурение лидерных скважин глубиной до 3 м
|
1 скважина
|
7
|
3,2
|
2,74
|
«
|
Погружение железобетонных свай для
одностоечных опор на оттяжках при семисвайном фундаменте
|
1 свая
|
7
|
3,6
|
3,07
|
|
Итого
|
|
|
|
5,81
|
Местная
норма
|
Бурение лидерных скважин глубиной до 3 м
|
1
скважина
|
5
|
3,2
|
1,95
|
«
|
Погружение железобетонных свай для одностоечных опор на оттяжках при пятисвайном
фундаменте
|
1 свая
|
5
|
3,6
|
2,20
|
|
Итого
|
|
|
|
4,15
|
Местная
норма
|
Бурение лидерных скважин глубиной до 3 м
|
1
скважина
|
8
|
3,2
|
3,12
|
«
|
Погружение железобетонных свай для одностоечных опор на оттяжках при восьмисвайном
фундаменте
|
1 свая
|
8
|
3,6
|
3,52
|
|
Итого
|
|
|
|
6.64
|
Местная
норма
|
Бурение лидерных скважин глубиной до 3 м
|
1
скважина
|
10
|
3,2
|
3,90
|
«
|
Погружение железобетонных свай для одностоечных опор на оттяжках при десятисвайном
фундаменте
|
1 свая
|
10
|
3,6
|
4,40
|
|
Итого
|
|
|
|
8,30
|
Местная
норма
|
Бурение лидерных скважин глубиной до 3 м
|
1
скважина
|
14
|
3,2
|
5,48
|
«
|
Погружение железобетонных свай для одностоечных опор на оттяжках при четырнадцатисвайном
фундаменте
|
1 свая
|
14
|
3,6
|
6,14
|
|
Итого
|
|
|
|
11,62
|
Примечания:
1. Нормы разработаны
«Энергостройтрудом» и утверждены в тресте «Запсибэлектросетьстрой».
2. Здесь и в последующих картах погружение
свай нормировано исходя из длительности забивки одной сваи 30 мин.
3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Показатель
|
Кол-во свай на фундамент, шт.
|
4
|
7
|
5
|
8
|
10
|
14
|
16
|
Трудоемкость,
чел.-дн.
|
3,32
|
5,81
|
4,15
|
6,64
|
8,3
|
11,62
|
13,28
|
Численность
звена, чел.
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Продолжительность
погружения свай для одной опоры, смен
|
0,66
|
1,16
|
0,83
|
1,33
|
1,66
|
2,32
|
2,66
|
Производительность
звена за смену, опор
|
1,5
|
0,88
|
1,2
|
0,75
|
0,6
|
0,43
|
0,38
|
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
4.1. Ведомость потребности в машинах, инструменте и
материалах приведена в п. 0.13. общей части.
4.2. Потребность в
эксплуатационных материалах на один фундамент:
Наименование
|
Ед. изм.
|
Норма на час работы машины
|
Расход при кол. свай на фундамент
|
4
|
7
|
5
|
8
|
10
|
14
|
16
|
Дизельное
топливо:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
буровая машина
|
кг
|
6,5
|
35
|
62
|
44,3
|
71
|
88,6
|
124
|
142
|
агрегат СП-49
|
«
|
7,6
|
41
|
72
|
51,8
|
83
|
103,6
|
144
|
166
|
дизель-молот С-330
|
«
|
6,4
|
12,8
|
22,4
|
16,0
|
25,6
|
32,0
|
44,8
|
51,2
|
|
|
|
88,8
|
156,4
|
112,1
|
179,6
|
224,2
|
312,8
|
359,2
|
Примечание: Работа дизель-молота принята по чистому времени
забивки свай, а работа механизмов - по продолжительности работы звена.
РАСЧЕТ
ожидаемой экономической эффективности от внедрения
технологических карт К-1-22
на установку
свайных фундаментов под опоры ВЛ 35 - 500 кВ в мерзлых грунтах
Ожидаемое сокращение численности рабочих на устройство
свайных фундаментов в результате применения технологических карт К-1-22
1 человек в год, что составит 1 × 235 = 235 чел. дней (235 -
среднегодовое число дней выхода на работу).
Годовой экономический эффект, подсчитанный в соответствии с
«Инструкцией по определению годового эффекта экономического» СН
423-71 составит:
Э = (А1
- А2) + (А1 - А2) (0,15 + 0,5) + 0,6Д + 0,12
(Г1 - Г2) 750
где: A1 - A2 - годовая экономия основной зарплаты (при
стоимости одного чел. дня 10 р.);
0,15 - коэффициент, учитывающий уменьшение накладных
расходов на основную зарплату;
0,5 - коэффициент, учитывающий выплаты за подвижной характер
работы;
0,6 - экономия накладных расходов от сокращения трудоемкости
строительно-монтажных работ на 1 чел. день. руб;
Д - годовая экономия трудозатрат, чел. дни;
0,12 - нормативный коэффициент эффективности для
энергетического строительства;
Г1 - Г2 - уменьшение числа рабочих,
чел.;
750 - удельные капвложения в непроизводственные фонды на 1
рабочего.
Годовая экономическая эффективность от внедрения
технологических карт К-1-22
составит
Э = 2350
+ 2550×0,65 + 0,6×235 + 0,12×1×750 = 4109 руб.