ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОМОБИЛИ ЛЕГКОВЫЕ И ГРУЗОВЫЕ, АВТОБУСЫ
ОБЗОРНОСТЬ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
ГОСТ 28070-89
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва
УДК 658.382 : 629.1.07 : 006.354 Группа Д29
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮ ЗА ССР
АВТОМОБИЛИ ЛЕГКОВЫЕ И ГРУЗОВЫЕ, АВТОБУСЫ Обзорность с места водителя.
Общие технические требования. Методы испытаний
Passenger cars, trucks and buses. Visibility from the driver's seat. General technical requirements. Test methods
ОКП 45 1000
Срок действия с 01.01.90 до 01.01.95
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на легковые и грузовые автомобили, автобусы, в том числе троллейбусы (далее — автомобили) и устанавливает общие технические требования и методы испытаний в части передней обзорности с места водителя.
Стандарт не распространяется на легковые автомобили высшего класса, грузовые автомобили с двумя, тремя и одной одноместной кабиной, автобусы, спроектированные на шасси грузовых автомобилей, карьерные самосвалы и автомобили многоцелевого назначения. Для автомобилей исполнения Т и ХЛ по ГОСТ 15150 допускаются изменения значений показателей обзорности, указанные в техническом задании.
Принятые в стандарте термины и их пояснения приведены в приложении 1.
1. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Передняя обзорность определяется размерами и расположением зон ветрового стекла А, В, С> степенью их очистки, размерами непросматриваемых зон и зоной боковой обзорности вниз (черт. 1—8 и приложение 2).
1.2. Значения углов, определяющих размеры и расположение зон А, В, С, приведены в табл. 1, 2.
1.2.1. Расстояние между линиями, ограничивающими прозрачную часть ветрового стекла и зону В, должно быть не менее 25 мм.
1.2.2. Через зоны Л и В не допускается попадание в поле зре-
Перепечатка воспрещена © Издательство стандартов, 1989
Определение точек Р и Е для оценки непросматриваемых зон, образуемых стойками переднего окна
У: г ьf нг. т г осмо, rr.au 5 s ем t!y зсн |
|
Черт, 5 |
Определение зон обзорности вниз через боковые окна кабины
ГОСТ 28070-89 С. 11
3. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ИЗМЕРЕНИЙ
3.1. Измерение параметров обзорности автомобиля может быть осуществлено любым способом, позволяющим обеспечить заданную точность измерений.
3.2. Погрешность измерений не должна превышать: угловых размеров ±0,5°;
линейных размеров ±1 мм.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Справочное
Таблица б |
|
Термины и пояснения |
Термин |
Определение |
Обзорность |
Конструктивное свойство автомобиля, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления автомобилем |
Передняя обзорность |
Обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180° в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости автомобиля. Характеризуется размерами и расположением прозрачной части переднего и боковых окон, зонами ветрового стекла, очищаемых стеклоочистителями, а также зонами, не просматриваемыми с |
Средняя и боковые стойки переднего окна
Боковые разделительные стойки |
места водителя Опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей и уплотнителей или со сплошной непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол Конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления прямых стекол при составном вет |
Прозрачная часть ветрового стекла |
ровом стекле
Прозрачная часть ветрового стекла — часть стекла, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускаемость не менее 75% |
Контрольные места |
Отверстия, поверхности, знаки или другие элементы кузова или несущей системы автомобиля, отличающиеся наибольшей стабильностью положения относительно системы координат, используемой при проектировании автомобиля |
Точки Е |
Условные точки, имитирующие положение левого и правого глаза водителя при наименьшем допустимом расстоянии от стоек переднего окна |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Обязательное
Определение зон обзорности
1. Зона А ограничивается сверху и снизу плоскостями, проходящими под нормативными углами относительно плоскости ХУ, используемой при проектировании автомобиля (черт. 2), через точки Vx и V2 (черт. 7 и 8), характеризующие месторасположение глаз водителей с различными антропометрическими параметрами. Слева и справа зона А удалена от зоны В не менее чем на 25 мм и ограничивается границами прозрачной поверхности ветрового стекла.
2. Зона В ограничивается четырьмя плоскостями (черт. 7, 8):
верхняя граница зоны В ограничивается плоскостью, проходящей через точку Vi под нормативным углом вверх относительно плоскости ХУ (черт. 2);
нижняя граница зоны В ограничивается плоскостью, проходящей через точку V2 под нормативным углом вниз относительно плоскости ХУ;
левая граница зоны В ограничивается плоскостью, проходящей через точку Vi под нормативным углом влево;
правая граница зоны В ограничивается плоскостью симметричной относительно средней продольной плоскости автомобиля плоскости, ограничивающей зону В слева.
3. Нормативная зона С ограничивается четырьмя плоскостями, проходящими через точки V, (черт. 7, 8):
верхняя граница зоны С ограничивается плоскостью, проходящей через точку Vu под нормативным углом вверх относительно плоскости ХУ (черт. 2);
нижняя граница зоны С ограничивается плоскостью, проходящей через точку V2, под нормативным углом вниз относительно плоскости ХУ;
левая граница зоны С ограничивается плоскостью, проходящей через точку V/ под нормативным углом влево;
правая граница зоны С ограничивается плоскостью, проходящей через точку V\ под нормативным углом вправо относительно плоскости XZ.
4. Непросматриваемые зоны, образуемые средней и боковыми стойками переднего окна в поле зрения водителя, определяются в горизонтальной плоскости, проходящей через точки поворота головы Р (черт. 5), из точек Е, характеризующих положение правого и левого глаза водителя при повороте головы в направлении стойки. При этом учитываются зоны, образуемые как самой стойкой переднего окна, так и передней стойкой двери с примыкающими к ним непрозрачными элементами, образующими сплошную линию.
б. Зона обзорности вниз через боковые окна кабины — зона, лежащая в пределах 180°, переднего поля зрения водителя, ограниченная сверху горизонтальной плоскостью, проходящей через точку Vu и снизу двумя плоскостями, проходящими через точку V2 (черт. 6), перпендикулярными поперечной вертикальной плоскости ХУ и проходящими влево и вправо от точки V2 под углом 4° вниз.
Построение нормативных зон для легковых автомобилей
Построение нормативных зон для грузовых автомобилей и автобусов
С. 16 ГОСТ 28070-89
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
Г. А. Голов, канд. мед. наук; М. М. Гаврилов; О. В. Майборода, канд. техн. наук; А. А. Авенариус, канд. техн. наук; М. И. Ляхненко; А. И. Харламов
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением 28.03.89 № 784
3. Стандарт соответствует ИСО 4513, ЕЭС 77/649, ЕЭС 78/318
4. Срок первой проверки — 1994 г. Периодичность проверки — 5 лет
5. ВЗАМЕН ГОСТ 22893-77, ГОСТ 22734-77
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Редактор Р. Г. Говердовская Технический редактор М. И. Максимова Корректор Г. И. Чуйко
наб. 14.04.89 Подп. в печ. 27.06.89 1,25 уел. п. л. 1,25 уел. кр.-отт. 0,87 уч.-изд. л. Тираж 7000 Цена 5 коп.
Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 123557, Москва, ГСП, Новопресненский пер., д. 3.
Вильнюсская типография Издательства стандартов, ул. Даряус н Гиреяо, 39. Зак. 1075,
5 коп. |
Величина |
Единица |
Наименование |
Обозначение |
международное |
русское |
ОСНОВНЫЕ ЕДИНИ1 |
1Ы СИ |
|
Длина |
метр |
ш |
M |
Масса |
килограмм |
|
кг |
Время |
секунда |
S |
С |
Сила электрического тока |
ампер |
А |
А |
Термодинамическая температура |
кельвин |
К |
К |
Количество вещества |
моль |
mol |
моль |
Сила света |
кандела |
cd |
КД |
ДОПОЛНИТЕ] |
ПЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ С |
< |
Плоский угол |
радиан |
rad |
РОД |
Телесный угол |
стерадиан |
sr |
ср |
|
ПРОИЗВОДНЫЕ ЕДИНИЦЫ СИ, ИМЕЮЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ |
Ьеличнн* |
Единица |
Выражение мере* Основные и до* полинтельные единицы СЙ |
Наименее**
ни* |
Обозначение |
междуна
родное |
русское |
Частота |
герц |
Hz |
Гц |
С-1 |
Сила |
ньютон |
N |
Н |
М-КГС"2 |
Давление |
паскаль |
Ра |
Па |
М”' • кг С~4 |
Энергия |
джоуль |
J |
Дж |
М2*КГ*С“2 |
Мощность |
ватт |
W |
Вт |
М2'КГС“3 |
Количество электричества |
кулон |
С |
Кл |
с-А |
Электрическое напряжение |
вольт |
V |
В |
мг*кГ'С~3 • А”1 |
Электрическая емкость |
фарад |
F |
Ф |
м"?кг-1 -с4*А2 |
Электрическое сопротивление |
ом |
Ц |
Ом |
м2*кг с-3 * А“2 |
Электрическая проводимость |
сименс |
S |
См |
м“2кг“’‘С3'А2 |
Поток магнитной индукции |
вебер |
Wb |
Вб |
м2 * кг* с~2А'1 |
Магнитная индукция |
тесла |
т |
Тл |
кг-с~2 * А^1 |
Индуктивность |
генри |
н |
Гн |
м2кгс~2*А"4 |
Световой поток |
люмен |
Im |
лм |
КД ср |
Освещенность |
люкс |
1х |
лк |
М”2 * кд • ср |
Активность радионуклида |
беккерель |
Bq |
Бк |
С-1 |
Поглощенная доза ионизирую |
грэй |
Gy |
Гр |
м2 • с~2 |
щего излучения |
|
Sv |
|
|
Эквивалентная доза излучения |
эиверт |
Зв |
м2 • с-2 |
|
ния водителя непрозрачных элементов, за исключением: средней и боковых разделительных стоек переднего окна (при составном ветровом стекле), рулевого колеса, деталей стеклоочистителей, зеркал заднего вида, наружных радиоантенн.
1.3. Требования к степени очистки зон приведены в табл. 3.
1.4. Угловые величины непросматриваемых зон из автомобилей представлены в табл. 1, 2.
1.5. В зоне обзорности вниз через боковые окна кабины не должно быть непросматриваемых зон, за исключением зон, образуемых стойками переднего окна, рамками вентиляционных форточек, зеркалами заднего вида, наружными радиоантеннами.
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Для определения соответствия показателей передней обзорности автомобиля требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно представить следующие данные.
2.1.1. Координаты не менее трех контрольных мест автомобиля относительно опорной поверхности дороги и системы координат, используемой при проектировании и изображенной на черт. 2.
Расположение нормативных зон
ГОСТ 28070-89 С. 3
Таблица I
Размеры зон для легковых автомобилей |
Габаритная наружная ширина автомобиля, мм |
Зоны |
Нормативные углы, не |
менее |
Углы не просматриваемых зон, создаваемые бо-новыми стойками переднего окна, не более |
вверх |
вниз |
влево |
впра
во |
До 1500 включ. (и для ав |
А |
7° |
5° |
|
+ |
6° |
томобилей с откидывающейся |
В |
Г |
5° |
17° |
4* |
|
ветровой рамой) |
С |
3° |
1° |
13° |
20° |
|
Св. 1500 до 1600 включ. |
А |
8° |
5° |
— |
+ |
6° |
|
В |
8° |
5° |
18° |
|
|
|
С |
3° |
Г |
13° |
20° |
|
Св. 1600 до 1700 включ. |
А |
9° |
5° |
— |
+ |
6° |
|
В |
9° |
5° |
19° |
+ |
|
|
С |
4° |
1° |
13° |
20° |
|
Св. 1700 |
А |
10° |
5° |
— |
+ |
6° |
|
В |
10° |
5° |
20° |
+ |
|
|
С |
5° |
Г |
13° |
20° |
|
|
Т а б лигц а 2
Размеры зон для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов |
Тип автомобиля |
Зоны |
Нормативные углы, не |
менее |
Углы ^просматриваемых зон,
не более |
вверх |
вниз |
влево |
впра
во |
из-за
боко
вой
стойки |
из-за
сред
ней
стойки |
Микроавтобус (вагонной |
А |
12° |
12° |
|
+ |
|
|
компоновки) |
В |
12° |
12° |
20° |
+ |
10° |
4° |
|
С |
7° |
5° |
15° |
22е |
|
|
Микроавтобус (полукапот- |
А |
12° |
9° |
— |
+ |
|
|
вой компоновки) |
В |
12° |
9° |
20° |
+ |
10° |
' 4е |
|
С |
7° |
5° |
16° |
22е |
|
|
Автобус, троллейбус |
А |
10° |
22° |
— |
+ |
|
|
|
В |
10° |
22° |
22° |
+ |
7° |
4° |
|
С |
9° |
16° |
20° |
о
О |
|
|
Грузовой (при высоте точки |
А |
12° |
1Г |
— |
+ |
|
|
R от поверхности дороги до |
В |
12° |
11° |
20° |
~Ь |
10° |
4° |
1015 мм включ.) |
С |
7° |
5° |
15° |
15° |
|
|
Грузовой (при высоте точки |
А |
10° |
8° |
— |
+ |
|
|
R от поверхности дороги св. |
В |
10° |
8° |
19° |
"Ь |
7° |
4°' |
1015 до 1270 мм включ.) |
С |
7° |
7° |
15° |
15° |
|
|
|
С. 4 ГОСТ 28070-89
Продолжение табл. 2 |
Тип автомобиля |
Зоны |
Нормативные углы, не менее |
Углы не просматриваемых зон, не более |
вверх |
вниз |
влево |
впра
во |
из-за
боко
вой
стойки |
из-за
сред
ней
стойки |
Грузовой (при высоте точки |
А |
8° |
9° |
|
+ |
|
|
R от поверхности дороги св. |
В |
8° |
9° |
19° |
+ |
7° |
4° |
1270 до 1525 мм включ.) с ка |
С |
5° |
8° |
15° |
15° |
|
|
биной над двигателем |
|
|
|
|
|
|
|
Грузовой (при высоте точки |
А |
8° |
7° |
_ |
4- |
|
|
R от поверхности дороги св. |
В |
8° |
7° |
19° |
4- |
7° |
4° |
1270 до 1525 мм включ.) с ка- |
С |
5° |
6° |
15° |
15° |
|
|
потной компоновкой |
|
|
|
|
|
|
|
Грузовой (при высоте точки |
А |
6° |
11° |
_ |
4- |
|
|
R от поверхности дороги св. |
В |
6° |
11° |
18° |
4- |
7° |
4° |
1525 мм) с кабиной над двига |
С |
5° |
8° |
15° |
15° |
|
|
телем |
|
|
|
|
|
|
|
Грузовой (при высоте точки |
А |
6Э |
10° |
,_ |
4" |
|
|
R от поверхности дороги св. |
В |
6° |
10° |
18° |
4“ |
7° |
4° |
1525 мм) с капотной компонов |
С |
5° |
7° |
15° |
15° |
|
|
кой |
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание к табл. 1 и 2. Знак «—» означает, что левая граница зоны А должна превышать аналогичную границу зоны В не менее чем на 25 мм и ограничиваться левой боковой стойкой переднего окна.
Знак «4-» означает, что правые границы зон А и В должны определяться симметрично левым границам зон А и В относительно средней продольной плоскости автомобиля.
Таблица 3
Степень очистки зон автомобилей |
|
Нормативные зоны, %, не менее |
Автомобили лег |
|
А |
в |
С |
ковые и грузо |
|
|
|
|
|
вые, автобусы, троллейбусы |
Сплошное |
Составное |
Сплошное |
Составное |
Сплошное |
|
стекло |
стекло |
стекло |
стекло |
стекло |
Выпускаемые |
75 |
60 |
80 |
65 |
99 |
Выпускаемые |
80 |
65 |
84 |
70 |
100 |
с 01.01.95 |
|
|
|
|
|
|
Примечание. Степень очистки нормативных зон автомобилей с откидывающейся ветровой рамой должна быть не менее: 65%—для зоны Л, 70% — для зоны В, 84% — для зоны С.
ГОСТ 28070-89 С. 5
Расположение плоскостей ХУ, X, У системы координат +Z
Контрольные места на автомобилях, представляемых на испытание, должны быть маркированы и доступны для использования без демонтажа конструкций.
2.1.2. Координаты контрольных мест относительно поверхности дороги, указанных в п. 2.1.1, должны быть представлены для легкового автомобиля снаряженной массы с размещением на передних местах по 75,6 кг, имитирующих водителя и пассажира, или грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса полной массы.
2.1.3. Координаты контрольной точки посадки R относительно системы координат, используемой при проектировании кузова автомобиля.
2.1.4. Значения продольной регулировки и угла наклона спинки сиденья водителя, обеспечиваемые конструкцией сиденья и соответствующие нормальным условиям управления автомобилем.
2.2. Точки VР, Е определяются относительно прямоугольной системы координат с началом в контрольной точке посадки R, направление осей X, У, Z которой совпадает с направлением осей X, У, Z системы координат, используемой при проектировании кузова автомобиля (черт. 2).
2.3. Автомобиль (или кабина) должен быть горизонтально ус-
тановлен по контрольным местам относительно опорной поверхности измерительной площадки.
2.3.1. На установленном автомобиле (или кабине) должно быть определено положение фактической точки Н и проведено сравнение взаимного расположения контрольной точки посадки R и фактической точки Н по ГОСТ 20304.
2.3.2. Координаты точек V и Р выбираются в соответствии с черт. 3, 4 и табл. 4, 5 в зависимости от величины наклона спинки и продольной регулировки сиденья, заданных предприятием-изгото-вителем при крайнем заднем положении сиденья, соответствующем нормальным условиям в отношении удобства управления автомобилем.
2.3.3. Из точки V\ (черт. 3, 4) под заданным углом вверх (табл. 1, 2) на ветровое стекло наносятся линии, ограничивающие зоны А, В, С сверху.
Из точки V2 под заданным углом вниз на ветровое стекло наносятся линии, ограничивающие зоны А, В, С внизу.
Из точки V\ под заданным углом влево (табл. 1, 2) на ветровое стекло наносится линия, ограничивающая зону В или С слева, до пересечения с верхней и нижней границами зон А и В.
Из точки V\ под заданным углом вправо (табл. 1, 2) на ветровое стекло наносятся линии, ограничивающие зону С справа. Правая граница зоны В наносится на ветровое стекло симметрично левой границе относительно средней продольной плоскости автомобиля.
2.3.4. Из точек Еj_6 (черт. 5) и Р, координаты которых приведены на черт. 2, 3, определяются угловые величины непросматри-ваемых зон, образуемых стойками переднего окна:
для левой стойки переднего окна из точек Е{ и Е2\
для средней стойки переднего окна из точек Ег и £4;
для правой стойки переднего окна из точек Е5 и £6.
2.3.5. Из точек Vi и V2 (черт. 6) определяются непросматрива-емые зоны через боковые окна кабины:
через точку V'i проводится горизонтальная плоскость до пересечения со стеклами переднего и боковых окон;
Таблица 4
Значения величин АХ] и АХ в зависимости от угла наклона
спинки сиденья |
Угол наклона спинки сиденья |
АХЬ мм |
AZ, мм |
Угол наклона
СПИНКИ
сиденья |
ДХЬ мм |
AZ, мм |
5° |
— 186 |
28 |
23° |
— 17 |
5 |
6° |
— 176 |
27 |
24° |
— 9 |
2 |
7° |
— 167 |
27 |
25° |
0 |
0 |
8° |
-157 |
26 |
26п |
9 |
— 3 |
9° |
— 147 |
26 |
270 |
17 |
— 5 |
|
ГОСТ 28070-89 С. 7
Продолжение табл. 4 |
Угол наклона спинки сиденья |
ДХ,, мм |
AZ, мм |
Угол наклона спинки сиденья |
ДХь мм |
AZ, мм |
10° |
—137 |
25 |
28° |
26 |
— 8 |
11° |
—128 |
24 |
29° |
34 |
—11 |
12° |
—118 |
23 |
30° |
43 |
—14 |
13° |
—109 |
22 |
31° |
51 |
-17 |
14° |
— 99 |
21 |
ЗГ |
59 |
—21 |
15° |
— 90 |
20 |
33° |
67 |
—24 |
16° |
— 81 |
18 |
34° |
76 |
—28 |
17° |
— 71 |
17 |
35" |
84 |
—31 |
18" |
— 62 |
15 |
36° |
92 |
—35 |
19" |
— 53 |
13 |
37° |
100 |
—39 |
20° |
— 44 |
11 |
38° |
107 |
—43 |
21° |
— 35 |
9 |
39° |
115 |
—47 |
22" |
— 26 |
7 |
40° |
123 |
—52 |
|
Примечание. АХх и AZ — величины, характеризующие, соответственно продольное и вертикальное смещение условного положения глаз водителя относительно контрольной точки посадки в зависимости от угла наклона его спинки.
Таблица 5
Значения АХ2 в зависимости от величины продольной регулировки сиденья |
Продольная регулировка сиденья, мм |
ах2 |
До 108 |
0 |
Св. 108 до 120 включ. |
—13 |
» 120 » 132 » |
—22 |
» 132 » 145 » |
—32 |
» 145 » 158 » |
—42 |
Св. 158 |
—48 |
|
Примечание. АХ2 — величина, характеризующая продольное смещение условного положения глаз водителя относительно контрольной точки посадки в зависимости от продольной регулировки сиденья.
через точку V2 проводятся плоскости под углом 4° вниз от горизонтальной плоскости до пересечения со стеклами боковых окон.Определяется попадание в зону конструктивных элементов, образующих непросматриваемые зоны.
Определение точек V и Р для легковых автомобилей
Определение точек V и Р для грузовых автомобилей и автобусов