Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

9 страниц

Купить СТБ ГОСТ Р 50993-2003 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Республики Беларусь и Российской Федерации, и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы.

 Скачать PDF

Стандарт идентичен государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 50993-96 «Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности»

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Определения

4 Общие положения

5 Технические требования

Приложение А (справочное) Сведения о соответствии межгосударственного стандарта, на который дана ссылка, государственному стандарту, принятому в качестве модифицированного государственного стандарта

 
Дата введения01.11.2003
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Организации:

28.04.2003УтвержденГосстандарт Республики Беларусь22
РазработанУП МЗКТ
ИзданБелГИСС2003 г.

Vehicles. Systems of heating, ventilation and conditioning. The requirements to efficiency and safety

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Автотранспортные средства

СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И

КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Требования к эффективности и безопасности

Аутатранспартныя сродш

С1СТЭМЫ АЦЯПЛЕННЯ, ВЕНТЫЛЯЦЫ1 I КАН ДЫ ЦЫЯ НIР АВАН НЯ

Патрабаванш да эфектыунасщ i бяспем

(ГОСТ Р 50993-96, ЮТ)

Издание официальное

Г осстандарт Минск

(SB

УДК 629.3.048(083.74)    МКС 43.020, 43.080, 43.100    (КГС    Д21, Д22, Д23) ЮТ

Ключевые слова: безопасность, автотранспортные средства, климатические факторы, требования, системы отопления, вентиляции, кондиционирования ОКП 45 0000 ОКП РБ 34.10

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН производственным республиканским унитарным предприятием «Минский завод колесных тягачей» (УП МЗКТ)

ВНЕСЕН Министерством промышленности Республики Беларусь

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28 апреля 2003 г. № 22

3    Настоящий стандарт идентичен государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 50993-96 «Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности»

Государственный стандарт Российской Федерации разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным центром Российской Федерации - Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ)

Официальные экземпляры стандартов, на основе которого подготовлен настоящий государственный стандарт и на которые даны ссылки, имеются в БелГИСС

Сведения о соответствии межгосударственного стандарта, на который дана ссылка, государственному стандарту, принятому в качестве модифицированного государственного стандарта, приведены в дополнительном приложении А

Степень соответствия - идентичная (ЮТ)

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

Издан на русском языке

СТБ ГОСТ Р 50993-2003

Введение

Введение в Республике Беларусь ГОСТ Р 50993 в качестве государственного стандарта обусловлено необходимостью гармонизации технических требований к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабин, пассажирского помещения автомобильных транспортных средств при их эксплуатации в соответствующих климатических районах.

СТБ ГОСТ Р 50993 будет действовать параллельно с СанПиН М3 РБ № 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей», применяемыми при гигиенической регламентации в Республике Беларусь.

Применяемые в стандарте термины и классификация дорожных транспортных средств соответствуют СТБ 1277-2001 «Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация».

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Автотранспортные средства СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ Требования к эффективности и безопасности

Аутатранспартныя сродм С1СТЭМЫ АЦЯПЛЕННЯ, ВЕНТЫЛЯЦЫ1 I КАНДЫЦЫЯН1РАВАННЯ Патрабаванш да эфектыунасф i бяспем

Vehicles

SYSTEMS OF HEATING, VENTILATION AND CONDITIONING The requirements to efficiency and safety

Дата введения 2003-11-01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Республики Беларусь и Российской Федерации, и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения (далее - обитаемого помещения) в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы.

Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования

ГОСТ 27815-88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции

ГОСТ Р 50992-96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические условия

3    Определения

3.1    В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    Вентиляция - обеспечение воздухообмена в кабине, обитаемом помещении АТС при температурах внешней среды выше 17 °С, а также удаление теллоизбытков и обеспечение подвижности воздуха.

3.1.2    Отопление - обеспечение регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС.

3.1.3    Кондиционирование - обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС до уровня или ниже уровня температур внешней среды (при температурах внешней среды выше 17 °С).

Издание официальное

4 Общие положения

4.1 Установленные настоящим стандартом требования дифференцированы в зависимости от назначения АТС для эксплуатации в соответствующем районе. Обозначение климатических районов приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Климатическое районы

Обозначение района и климатического исполнения по ГОСТ 15150

Наименование климатического района

У

Климатический район с умеренным климатом

УХЛ

Умеренно-холодный климатический район

ХЛ

Холодный климатический район

Географическое положение и границы климатических районов на территории Российской Федерации - в соответствии с ГОСТ Р 50992.

5 Технические требования

5.1    Общие требования к оборудованию АТС

Все АТС должны быть оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины, обитаемого помещения.

АТС в исполнении ХЛ дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой охлаждения двигателя или отключающейся от нее.

При наличии в конструкции АТС системы кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции.

5.2    Система вентиляции

5.2.1    Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:

-    не менее 30 м1/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя);

-    не менее 7 м1/ч - в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.

При температурах внешней среды выше 17 °С подаваемый в кабину, обитаемое помещение

воздух не должен нагреваться более чем на 2 °С относительно температуры внешней среды.

5.2.2    Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с.

5.2.3    Система вентиляции должна обеспечивать:

-    подвижность воздуха в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя от 0,5 до 1,5 м/с;

-    перепад между температурой наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении в зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 °С не должен превышать 3 °С.

5.3    Система отопления

5.3.1 Система отопления в зависимости от назначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении:

-    АТС в исполнении У - в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при температуре окружающей среды до минус 25 °С;

-    АТС в исполнении УХЛ и ХЛ - в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно при температуре окружающей среды до минус 40 °С и минус 50 °С.

СТБ ГОСТ Р 50993-2003

Таблица 2 - Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении АТС в исполнении У

Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения

Наименование параметра

Значение

параметра

Подвижность воздуха, м/с, не более: - в зоне головы

0,6

- в зоне пояса

0,6

Рабочее место водителя

Температура воздуха, °С, не менее:

- в зоне головы

10

- в зоне ног

16

Перепад между температурами воздуха в зонах ног и головы, °С

3-10

Места пассажиров (экипажа)

Температура воздуха в зоне пояса, °С, не менее

15

Таблица 3 - Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении АТС в исполнении УХЛ и ХЛ

Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения

Значение параметра для категории АТС*

Наименование параметра

N-], N2, N3, Mi, М2, М3 (классы II и ИГ*), специальные АТС

М2, Мз (класс Г*)

Подвижность воздуха, м/с, не более:

- в зоне головы

0,6

1,0

- в зоне пояса

1,0

1,0

Температура воздуха, °С, не менее:

Рабочее место водителя

- в зоне головы

15

10

- в зоне пояса

17

12

- в зоне ног

19

13

Перепад между температурами воздуха в зонах ног и головы, °С

3-5

3-5

Температура воздуха, °С, не менее:

Места пассажиров (экипажа)

- в зоне ног

10

0

- в зоне головы

17

10

* Категории АТС - по ГОСТ 22895 и специальные АТС для перевозки людей (вахтовые, технологические и др.). ** Классы автобусов - по ГОСТ 27815.

5.3.2    Резервная (аварийная) система отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не ниже 18 °С на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50 °С.

5.3.3    Система питания (топливом, электроэнергией) отопителей резервной системы отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск двигателя.

5.3.4    Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать:

-    плюс 45 °С - при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70 °С);

-    плюс 35 °С - при отключенной системе отопления.

5.3.5    Температура воздуха при выходе из отопителя не должна превышать 80 °С. 1

СТБ ГОСТ Р 50993-2003

5.4 Система кондиционирования

5.4.1    Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажиров) более чем на 8 °С относительно температуры внешней среды.

5.4.2    Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0 °С.

5.4.3    Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с.

5.4.4    Относительная влажность воздуха в кабине, обитаемом помещении должна находиться в пределах от 30 до 60 %.

5.4.5    Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15 °С.

4

Приложение А

(справочное)

Сведения о соответствии межгосударственного стандарта, на который дана ссылка, государственному стандарту, принятому в качестве модифицированного государственного стандарта

Таблица А.1

Обозначение и наименование межгосударственного стандарта

Степень

соответ

ствия

Обозначение и наименование государственного стандарта

ГОСТ 27815-88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции

MOD

ПРАВИЛА ЕЭК ООН № 36 - Пересмотр 1 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции

5

Ответственный за выпуск И.А.Воробей

Сдано в набор 23.06.2003 Подписано в печать 17.07.2003 Формат бумаги А4 Бумага офсетная. Гарнитура Ариал. Печать на ризографе.

Уел. печ. л. 0,93 Уел. кр,- отт. 0,93 Уч,- изд. л. 0,28 Тираж    экз.    Заказ

Издатель и полиграфическое исполнение НП РУП «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС)» Лицензия ЛВ № 231 от 04.03.2003. Лицензия ЛП № 408 от 25.07.2000 220113, г. Минск, ул. Мележа, 3.

1