ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Автотранспортные средства
СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ ИКОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
Требования к эффективности и безопасности
Аутатранспартныя сродш
С1СТЭМЫ АЦЯПЛЕННЯ, ВЕНТЫЛЯЦЫ1 I КАН ДЫ ЦЫЯ НIР АВАН НЯ
Патрабаванш да эфектыунасщ i бяспем
(ГОСТ Р 50993-96, ЮТ)
Издание официальное
(SB
УДК 629.3.048(083.74) МКС 43.020, 43.080, 43.100 (КГС Д21, Д22, Д23) ЮТ
Ключевые слова: безопасность, автотранспортные средства, климатические факторы, требования, системы отопления, вентиляции, кондиционирования ОКП 45 0000 ОКП РБ 34.10
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН производственным республиканским унитарным предприятием «Минский завод колесных тягачей» (УП МЗКТ)
ВНЕСЕН Министерством промышленности Республики Беларусь
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28 апреля 2003 г. № 22
3 Настоящий стандарт идентичен государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 50993-96 «Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности»
Государственный стандарт Российской Федерации разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным центром Российской Федерации - Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ)
Официальные экземпляры стандартов, на основе которого подготовлен настоящий государственный стандарт и на которые даны ссылки, имеются в БелГИСС
Сведения о соответствии межгосударственного стандарта, на который дана ссылка, государственному стандарту, принятому в качестве модифицированного государственного стандарта, приведены в дополнительном приложении А
Степень соответствия - идентичная (ЮТ)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта Республики Беларусь
Издан на русском языке
Введение в Республике Беларусь ГОСТ Р 50993 в качестве государственного стандарта обусловлено необходимостью гармонизации технических требований к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабин, пассажирского помещения автомобильных транспортных средств при их эксплуатации в соответствующих климатических районах.
СТБ ГОСТ Р 50993 будет действовать параллельно с СанПиН М3 РБ № 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей», применяемыми при гигиенической регламентации в Республике Беларусь.
Применяемые в стандарте термины и классификация дорожных транспортных средств соответствуют СТБ 1277-2001 «Транспорт дорожный. Основные термины и определения. Классификация».
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Автотранспортные средства СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ Требования к эффективности и безопасности
Аутатранспартныя сродм С1СТЭМЫ АЦЯПЛЕННЯ, ВЕНТЫЛЯЦЫ1 I КАНДЫЦЫЯН1РАВАННЯ Патрабаванш да эфектыунасф i бяспем
VehiclesSYSTEMS OF HEATING, VENTILATION AND CONDITIONING The requirements to efficiency and safety
Дата введения 2003-11-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Республики Беларусь и Российской Федерации, и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения (далее - обитаемого помещения) в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы.
Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования
ГОСТ 27815-88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции
ГОСТ Р 50992-96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические условия
3 Определения
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 Вентиляция - обеспечение воздухообмена в кабине, обитаемом помещении АТС при температурах внешней среды выше 17 °С, а также удаление теллоизбытков и обеспечение подвижности воздуха.
3.1.2 Отопление - обеспечение регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС.
3.1.3 Кондиционирование - обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС до уровня или ниже уровня температур внешней среды (при температурах внешней среды выше 17 °С).
Издание официальное
4 Общие положения
4.1 Установленные настоящим стандартом требования дифференцированы в зависимости от назначения АТС для эксплуатации в соответствующем районе. Обозначение климатических районов приведено в таблице 1.
Таблица 1 - Климатическое районы |
Обозначение района и климатического исполнения по ГОСТ 15150 |
Наименование климатического района |
У |
Климатический район с умеренным климатом |
УХЛ |
Умеренно-холодный климатический район |
ХЛ |
Холодный климатический район |
|
Географическое положение и границы климатических районов на территории Российской Федерации - в соответствии с ГОСТ Р 50992.
5 Технические требования
5.1 Общие требования к оборудованию АТС
Все АТС должны быть оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины, обитаемого помещения.
АТС в исполнении ХЛ дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой охлаждения двигателя или отключающейся от нее.
При наличии в конструкции АТС системы кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции.
5.2 Система вентиляции
5.2.1 Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:
- не менее 30 м1/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя);
- не менее 7 м1/ч - в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.
При температурах внешней среды выше 17 °С подаваемый в кабину, обитаемое помещение
воздух не должен нагреваться более чем на 2 °С относительно температуры внешней среды.
5.2.2 Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с.
5.2.3 Система вентиляции должна обеспечивать:
- подвижность воздуха в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя от 0,5 до 1,5 м/с;
- перепад между температурой наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении в зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 °С не должен превышать 3 °С.
5.3 Система отопления
5.3.1 Система отопления в зависимости от назначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении:
- АТС в исполнении У - в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при температуре окружающей среды до минус 25 °С;
- АТС в исполнении УХЛ и ХЛ - в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно при температуре окружающей среды до минус 40 °С и минус 50 °С.
СТБ ГОСТ Р 50993-2003
Таблица 2 - Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении АТС в исполнении У |
Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения |
Наименование параметра |
Значение
параметра |
|
Подвижность воздуха, м/с, не более: - в зоне головы |
0,6 |
|
- в зоне пояса |
0,6 |
Рабочее место водителя |
Температура воздуха, °С, не менее: |
|
|
- в зоне головы |
10 |
|
- в зоне ног |
16 |
|
Перепад между температурами воздуха в зонах ног и головы, °С |
3-10 |
Места пассажиров (экипажа) |
Температура воздуха в зоне пояса, °С, не менее |
15 |
|
Таблица 3 - Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении АТС в исполнении УХЛ и ХЛ |
Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения |
|
Значение параметра для категории АТС* |
Наименование параметра |
N-], N2, N3, Mi, М2, М3 (классы II и ИГ*), специальные АТС |
М2, Мз (класс Г*) |
|
Подвижность воздуха, м/с, не более: |
|
|
|
- в зоне головы |
0,6 |
1,0 |
|
- в зоне пояса |
1,0 |
1,0 |
|
Температура воздуха, °С, не менее: |
|
|
Рабочее место водителя |
- в зоне головы |
15 |
10 |
|
- в зоне пояса |
17 |
12 |
|
- в зоне ног |
19 |
13 |
|
Перепад между температурами воздуха в зонах ног и головы, °С |
3-5 |
3-5 |
|
Температура воздуха, °С, не менее: |
|
|
Места пассажиров (экипажа) |
- в зоне ног |
10 |
0 |
|
- в зоне головы |
17 |
10 |
|
* Категории АТС - по ГОСТ 22895 и специальные АТС для перевозки людей (вахтовые, технологические и др.). ** Классы автобусов - по ГОСТ 27815. |
5.3.2 Резервная (аварийная) система отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не ниже 18 °С на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50 °С.
5.3.3 Система питания (топливом, электроэнергией) отопителей резервной системы отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск двигателя.
5.3.4 Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать:
- плюс 45 °С - при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70 °С);
- плюс 35 °С - при отключенной системе отопления.
5.3.5 Температура воздуха при выходе из отопителя не должна превышать 80 °С. 1
СТБ ГОСТ Р 50993-2003
5.4 Система кондиционирования
5.4.1 Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажиров) более чем на 8 °С относительно температуры внешней среды.
5.4.2 Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0 °С.
5.4.3 Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с.
5.4.4 Относительная влажность воздуха в кабине, обитаемом помещении должна находиться в пределах от 30 до 60 %.
5.4.5 Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15 °С.
4
Приложение А
(справочное)
Сведения о соответствии межгосударственного стандарта, на который дана ссылка, государственному стандарту, принятому в качестве модифицированного государственного стандарта
Таблица А.1 |
Обозначение и наименование межгосударственного стандарта |
Степень
соответ
ствия |
Обозначение и наименование государственного стандарта |
ГОСТ 27815-88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции |
MOD |
ПРАВИЛА ЕЭК ООН № 36 - Пересмотр 1 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции |
|
5
Ответственный за выпуск И.А.Воробей
Сдано в набор 23.06.2003 Подписано в печать 17.07.2003 Формат бумаги А4 Бумага офсетная. Гарнитура Ариал. Печать на ризографе.
Уел. печ. л. 0,93 Уел. кр,- отт. 0,93 Уч,- изд. л. 0,28 Тираж экз. Заказ
Издатель и полиграфическое исполнение НП РУП «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС)» Лицензия ЛВ № 231 от 04.03.2003. Лицензия ЛП № 408 от 25.07.2000 220113, г. Минск, ул. Мележа, 3.
1