Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

51 страница

Купить СТБ EN 12159-2010 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает требования безопасности к конструкции и эксплуатации временно устанавливаемых механизированных строительных грузо-пассажирских подъемников (далее — подъемники), предназначенных для использования лицами, имеющими разрешение для входа на строительную площадку и строительные сооружения. Стандарт распространяется на подъемники, обслуживающие площадки различных уровней:

— предназначенные для транспортирования персонала и грузов;

— перемещающиеся по направляющим;

— перемещающиеся вертикально вдоль направляющих, отклонение которых от вертикали составляет не более 15°;

— удерживаемые или перемещаемые при помощи канатного привода, зубчато-реечного привода, гидравлического привода (прямого или непрямого действия) или механизмом пантографного типа;

— с мачтами, которые требуют или не требуют поддержки отдельных элементов.

В стандарте описаны опасности, возникающие при эксплуатации подъемника (см. раздел 4), а также методы по их предотвращению или снижению при использовании подъемника по назначению.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Перечень опасностей

5 Требования и меры безопасности

     5.1 Общие положения

     5.2 Нагрузки и расчеты

     5.3 Опорная рама

     5.4 Мачта, анкерные крепления мачты и буфер

     5.5 Защитные устройства траектории движения и погрузочных площадок

     5.6 Грузонесущее устройство

     5.7 Привод

     5.8 Гидравлическое оборудование

     5.9 Электрические системы и оборудование

     5.10 Устройства управления

     5.11 Мероприятия, проводимые при аварийных ситуациях

6 Подтверждение соответствия

     6.1 Соответствие в отношении конструкции

     6.2 Проверка соответствия стандарту

     6.3 Испытания подъемников перед вводом в эксплуатацию

7 Информация для пользователя

     7.1 Руководство по эксплуатации

     7.2 Маркировка

     7.3 Маркировка органов управления

Приложение A (обязательное) Европейская карта штормовых ветров

Приложение B (обязательное) Перечень электрических предохранительных устройств

Приложение Д.А (справочное) Сведения о соответствии государственных стандартов ссылочным европейским стандартам

 
Дата введения01.09.2010
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Организации:

28.05.2010УтвержденГосстандарт Республики Беларусь25
РазработанУП Промстандарт
РазработанРУП завод Могилевлифтмаш
ИзданБелГИСС2010 г.

Builders hoists for persons and materials with vertically guided cages

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОДЪЁМНИКИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГРУЗО-ПАССАЖИРСКИЕ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ КАБИНЫ

ПАД’ЕМН1К1 БУДАУН1ЧЫЯ ГРУЗА-ПАСАЖЫРСК1Я 3 ВЕРТЫКАЛЬНЫМ ПЕРАМЯШЧЭННЕМ КАБ1НЫ

(EN 12159:2000, ЮТ)

Издание официальное

Г осстандарт Минск

<лБ

УДК 621.876.11(083.74)(476)    МКС    91.140.90    КП    03    ЮТ

Ключевые слова: подъемники строительные грузо-пассажирские, вертикальное перемещение кабины, требования безопасности, подтверждение соответствия

ОКП РБ 29.22.11 29.22.16 29.22.18

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1    ПОДГОТОВЛЕН научно-инновационным республиканским унитарным предприятием «ПРОМ-СТАНДАРТ» (УП «ПРОМСТАНДАРТ»), республиканским унитарным предприятием «Могилевский завод лифтового машиностроения» (РУП завод «Могилевлифтмаш»).

ВНЕСЕН Министерством промышленности Республики Беларусь

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28 мая 2010 г. № 25

3    Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 12159:2000 Bauaufztige zur Per-sonen- und Material-beforderung mit senkrecht geftihrten Fahrkorben (Подъемники строительные грузопассажирские с вертикальным перемещением кабины).

В стандарт внесено редакционное изменение: исключено приложение С, являющееся информационным элементом, содержащим предметный указатель.

Европейский стандарт разработан техническим комитетом CEN/TC 10 «Пассажирские, грузовые и сервисные лифты» Европейского комитета по стандартизации (CEN).

Перевод с немецкого языка (de).

Официальные экземпляры европейского стандарта, на основе которого подготовлен настоящий государственный стандарт, и европейских и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Национальном фонде ТИПА.

В разделе «Нормативные ссылки» и тексте стандарта ссылочные европейские и международные стандарты актуализированы.

Сведения о соответствии государственных стандартов ссылочным европейским стандартам приведены в дополнительном приложении Д.А.

Степень соответствия - идентичная (ЮТ)

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© Госстандарт, 2010

Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

Издан на русском языке

- общая площадь пола кабины, м2 1 = F, кН/4, кН/м2

Рисунок 1 - Пример нагрузки в соответствии с 5.2.2.4 а)

F    7

Ь) если-> 4,0 кН/м ,

А х 0,8

Рисунок 2 - Пример нагрузки в соответствии с 5.2.2.4 Ь)


то номинальная нагрузка считается распределенной по площади А2, составляющей 80 % всей опорной площади пола кабины. При этом форма и расположение этой площади должны быть выбраны с условием самого неблагоприятного случая нагрузки как для кабины, так и для мачты. Пример приведен на рисунке 2.

Рисунок 3 - Равномерное распределение нагрузки


5.2.2.5 Если при равномерном распределении номинальной нагрузки по всей опорной площади пола кабины нагрузка окажется меньше 4,0 кН/м2, то при расчете следует исходить из нагрузки не менее 4,0 кН/м2 на всей площади А3 пола кабины (см. рисунок 3).

5.2.2.6 Усилие при загрузке и разгрузке рассчитывают как результирующую вертикальных и горизонтальных сил (см. рисунок 4), каждая из которых рассчитывается следующим образом:

-    вертикальная сила Fv равна 50 % номинальной нагрузки, но не менее чем 2,0 кН, или для номинальной нагрузки, превышающей 20 кН, рассчитывают по следующей формуле:

Fv = 4 + 0,3F,

где Fv - вертикальная сила, кН;

F- номинальная нагрузка, кН;

-    горизонтальная сила FH равна 20 % номинальной нагрузки, но не менее чем 0,5 кН и не более чем 2,5 кН.

Предполагается, что местом приложения обеих сил является точка, расположенная на уровне пола на расстоянии 1/3 ширины входного проема кабины. Направление их действия выбирается с условием самого неблагоприятного случая нагрузки как для кабины, так и для мачты. Нагрузки, воз-

СТБ EN 12159-2010

никающие в мачте и в кабине, рассчитывают как минимум для следующих точек приложения сил, действующих при загрузке и разгрузке:

-    на пороге кабины;

-    на кромке трапа или другом выступе кабины, если они не опираются на погрузочную площадку. При этом следует предполагать, что остальная часть номинальной нагрузки FVi должна быть

приложена в центре кабины.

Соответствующие нагрузки следует учитывать при расчете порога погрузочной площадки и всех поддерживающих конструкций. Информация об этих нагрузках должна приводиться в руководстве по эксплуатации.

Рисунок 4 - Пример действия сил при загрузке и разгрузке

5.2.2.7    Динамические нагрузки рассчитывают посредством умножения фактической массы всех подвижных элементов (кабины, номинальной нагрузки, стальных канатов и т. п.) на коэффициент д,

ц = (1,1+ 0,2641/),

где V- номинальная скорость, м/с.

Можно использовать другие коэффициенты при условии, что они приведут к более точным результатам.

5.2.2.8    Для определения сил, возникающих при срабатывании ловителя, фактическую массу всех подвижных элементов необходимо умножить на коэффициент 2,5.

Можно использовать меньший коэффициент, но не менее 1,2, принимая во внимание, что он применим для всех условий загрузки и нагрузке, превышающей номинальную в 1,3 раза. При расчетах необходимо учитывать также и силу инерции системы привода.

5.2.2.9    Если крыша кабины используется для монтажа и демонтажа, технического обслуживания или в качестве аварийного выхода, она должна выдерживать нагрузку не менее 3,0 кН, приложенную на площади, равной 1,0 м2, расположенной в самом неблагоприятном месте. Крыша должна также выдерживать нагрузку в 1,2 кН, приложенную на площади 0,1 х 0,1 м в любом месте.

5.2.2.10    Если крыша кабины не предназначена для нахождения на ней обслуживающего персонала, то она должна выдерживать нагрузку в 1,0 кН, приложенную на площади 0,1 * 0,1 м в любом месте.

5.2.2.11    Пол кабины должен выдерживать без остаточной деформации статическую нагрузку 1,5 кН или 25 % от полезной нагрузки (выбирается большее значение), но не более 3 кН, приложенную на площади 0,1 х о,1 м в самом неблагоприятном месте.

5.2.2.12    Воздействие ветровой нагрузки

Скоростной напор ветра q, Н/м2, рассчитывают по общей формуле:

где Vw - скорость ветра, м/с.

Предполагают, что ветер действует горизонтально в любом направлении. При расчете принимают самое неблагоприятное направление потока ветра.

Расчеты должны производиться по ISO 4302 с учетом следующих требований:

5.2.2.12.1 Воздействие ветровой нагрузки на кабину

При расчете ветровой нагрузки на кабину следует предполагать, что боковые стенки являются сплошными. Аэродинамический коэффициент с предполагается равным 1,2. Это значение учитывает как коэффициент формы, так и коэффициент затенения.

Если конструкция кабины позволяет транспортирование грузов, выступающих за пределы кабины, согласно 5.6.1.3.3, то при расчете ветровой нагрузки при эксплуатации подъемника необходимо учи-

9

тывать дополнительную площадь, равную площади полностенного корпуса, с площадью основания, равного площади отверстия в крыше кабины, и высотой 2 м над уровнем кабины.

5.2.2.12.2 Ветровые нагрузки

При расчете ветровых нагрузок для подъемника рассматривают три случая:

5.2.2.12.2.1    Действие ветровой нагрузки во время эксплуатации подъемника

Независимо от высоты расположения подъемника необходимо исходить из минимального значения скоростного напора ветра q = 250 Н/м2, что соответствует скорости ветра Vw = 20 м/с.

5.2.2.12.2.2    Ветровая нагрузка, действующая на подъемник в нерабочем состоянии

Если подъемник находится в нерабочем состоянии, то предполагаемое значение скоростного напора ветра зависит от высоты расположения подъемника над уровнем земли, а также географического региона его установки.

При расчете принимают минимальные значения скоростного напора ветра, приведенные в таблице 2.

Таблица 2 - Минимальные значения скоростного напора ветра

Высота расположения подъемника над уровнем земли Н, м

Скоростной напор ветра ддля географических регионов А - Е, Н/м2

А/В

С

D

Е

0 <Н< 10

544

741

968

1225

10 <Н<20

627

853

1114

1410

20 < Н < 50

757

1031

1347

1704

50 <Н< 100

879

1196

1562

1977

100 <Н< 150

960

1306

1706

2159

Регионы А - Е приведены на европейской карте штормовых ветров (см. приложение А).

5.2.2.12.2.3    Ветровая нагрузка во время монтажа и демонтажа подъемника

Независимо от высоты расположения подъемника необходимо исходить из минимального значения скоростного напора ветра q = 100 Н/м2, что соответствует скорости ветра Vw = 12,5 м/с.

5.2.2.13    При расчете следует учитывать возможные угловые отклонения (мачты) от вертикали не менее 0,5°.

5.2.2.14    При расчете ветровой нагрузки при монтаже и демонтаже подъемника можно не принимать в расчет благоприятное воздействие противовеса.

5.2.2.15    При учете сил, возникающих при посадке на буфер, необходимо принимать в расчет замедление 1 д, если меньшее значение замедления не обосновано.

5.2.3    Коэффициенты запаса прочности

5.2.3.1 Стальные конструкции

а) Допускаемые напряжения с0, возникающие в стальных конструкциях, рассчитывают по формуле

где /у - предел текучести, Н/мм2;

Sy - коэффициент запаса прочности по пределу текучести.

Ь) Расчеты в соответствии со второй теорией прочности (теорией наибольших продольных деформаций):

при расчете напряжений необходимо учитывать прогиб конструкции. Это важно при расчете гибких конструкций или в случае применения материалов с низким модулем упругости. Такой расчет может производиться с помощью второй теории прочности.

i

Из двух значений ст0 =— или с0 = применяется самое неблагоприятное значение,

Sy    S

у

f    2

где fy -фактический предел текучести, Н/мм .

Коэффициенты запаса прочности, соответствующие fy и fy, должны соответствовать значениям, представленным в таблице 3 в соответствии с нагрузками по таблице 5.

Таблица 3 - Коэффициенты запаса прочности для стальных конструкций

Расчетный вариант нагрузки

Коэффициент запаса прочности, Sy

А

1,5

В

1,33

С

1,25

5.2.3.2 Алюминиевые конструкции

a)    Допускаемые напряжения с0, возникающие в алюминиевых конструкциях, рассчитывают по формулам:

fy    fu

с0 = — или с0 = — , и из двух значении применяют меньшее значение,

sy    su

где /у - напряжение при разрыве, Н/мм2;

Su - коэффициент запаса прочности по отношению к напряжению при разрыве.

b)    Расчеты в соответствии со второй теорией прочности (теорией наибольших продольных деформаций):

при расчете напряжений необходимо одновременно учитывать прогиб конструкции. Это важно при расчете гибких конструкций или в случае применения материалов с низким модулем упругости. Такой расчет может производиться с помощью второй теории прочности.

Из двух значений, с0 = — или с0 = — , применяют меньшее значение.

sy su

Коэффициенты запаса прочности по отношению к fy и f„ должны соответствовать значениям, представленным в таблице 4, в соответствии с нагрузками по таблице 5.

Таблица 4 - Коэффициенты запаса прочности для алюминиевых конструкций

Расчетный вариант нагрузки

Коэффициент запаса прочности Sy по отношению к пределу текучести

Коэффициент запаса прочности Su по отношению к напряжению при разрыве

А

1,70

2,50

В

1,55

2,25

С

1,41

2,05

5.2.4 Расчетные варианты нагрузок; различные комбинации нагрузок и усилий

Таблица 5 - Расчетные варианты нагрузок

Номер расчетного варианта нагрузки

Расчетный вариант нагрузки для

Силы и их воздействие согласно 5.2.2.(Х)11

Расчетный вариант нагрузки 2)

Обычного использования (детали конструкции, включая мачту, анкерные крепления мачты, опорную раму и все несущие детали конструкции)

(1)    З),(3), (12.2.1), (13)

(2)    умноженное на (7) (4) умноженное на (7)

А

lb

Обычного использования: кабина

(12.2.1)

(2) умноженное на (7) (4) умноженное на (7)

А

Ма

Обычной загрузки кабины: мачта

(1), (2), (3), (6), (12.2.1)

А

Mb

Обычной загрузки кабины: кабина

(2), (6), (12.2.1)

А

Ilia

Непредусмотренных усилий: мачта

(1)    З),(3), (12.2.1), (13)

(2)    умноженное на (7) (5) умноженное на (7)

С

Окончание таблицы 5

Номер расчетного варианта нагрузки

Расчетный вариант нагрузки для

Силы и их воздействие согласно 5.2.2.(Х)11

Расчетный вариант нагрузки 2)

ШЬ

Непредусмотренных усилий: кабина

(12.2.1)

(2) умноженное на (7) (5) умноженное на (7)

С

IVa

Непредусмотренных срабатываний ловителя: мачта

(1) 3),(3), (12.2.1), (13)

(2)    умноженное на (8) (4) умноженное на (8)

С

IVb

Непредусмотренных срабатываний ловителя: кабина

(12.2.1)

(2) умноженное на (8) (4) умноженное на (8)

С

IVc

Непредусмотренных срабатываний ловителя: ловитель

(2) умноженное на (8) (4) умноженное на (8)

с

Va

Непредусмотренных нагрузок в нерабочем режиме: мачта

(9) умноженное на (7)

в

Vb

Непредусмотренной эксплуатации: невозможность доступа на крышу кабины

(10)

с

VI

Непредусмотренных нагрузок в нерабочем режиме: мачта

(1), (3), (12.2.2), (13)

в

VII

Непредусмотренного срабатывания: посадка кабины на нижний буфер

(2), (4), (15)

с

VIII

Погрузочных площадок в местах загрузки при обычной загрузке и при непредусмотренной загрузке

(3), (6), (12.2.1) (3), (12.2.2)

А

В

IX

Строительного сооружения (детали конструкции, включая мачту, анкерные крепления мачты, опорную раму и все остальные несущие детали конструкции)

(1) 3),(3), (12.2.1), (13)

(2)    умноженное на (7) (4) умноженное на (7)

В

11 X соответствует номеру подпункта 5.2.2. Например, для варианта нагрузки ИЬ (обычная загрузка кабины: кабина) необходимо учитывать следующие нагрузки и усилия: 5.2.2.2, 5.2.2.6 и 5.2.2.12.2.1. На них в таблице сделана ссылка в сокращенной форме: (2), (6), (12.2.1).

2)    См. таблицы 3 и 4.

3)    Если кабина перемещается с помощью механизма пантографного типа, то масса механизма умножается на коэффициент в соответствии с 5.2.2.7.

5.2.5 Устойчивость

Для свободностоящих подъемников во время монтажа и при эксплуатации используют расчетные варианты нагрузки и коэффициенты устойчивости, приведенные в таблице 6.

Все усилия, влияющие на устойчивость, имеют коэффициент равный 1,0.

Таблица 6 - Коэффициенты устойчивости So для различных сил

Нагрузки или усилия, действующие на подъемник

Нагрузки и усилия согласно 5.2.2.(Х)11

Коэффициент устойчивости So

Собственная масса в состоянии покоя

(1), (3)

1,1

Собственная масса в состоянии движения

(2)

1,5

Номинальная нагрузка

(4), (5), (6)

1,5

Ветровая нагрузка при эксплуатации

(12.2.1)

1,2

Ветровая нагрузка в нерабочем состоянии

(12.2.2)

1,2

Ветровая нагрузка при монтаже и демонтаже

(12.2.3)

1,2

Угловые отклонения мачты

(13)

1,0

11 См. сноску в11» таблицы 5.

СТБ EN 12159-2010

Сумма удерживающих моментов должна быть больше или равна сумме опрокидывающих моментов, умноженных на коэффициенты устойчивости S0.

5.2.6 Расчет эксплуатационной (усталостной) прочности элементов привода и тормозной системы

5.2.6.1    Для всех грузонесущих элементов, работающих под нагрузкой, у которых может наступить усталость материалов, должен быть произведен расчет эксплуатационной (усталостной) прочности. При расчете необходимо учитывать переменную величину напряжения и количество циклов нагружения, которое может многократно превышать количество рабочих циклов подъемника.

При определении количества циклов нагружения изготовитель должен принимать следующее:

-    80 ООО циклов перемещений с 50%-ной от номинальной нагрузкой в кабине;

-    80 ООО циклов перемещений с кабиной без нагрузки;

-    при расчете элементов привода следует исходить из того, что один цикл перемещения (движение с ускорением из состояния покоя до номинальной скорости - движение с номинальной скоростью -торможение до состояния покоя) составляет 20 м (см. также 7.1.2.10).

При расчете каждого элемента следует принимать самый неблагоприятный случай перемещения вверх и вниз.

Примечание - В основе 160 000 отдельных циклов перемещений, отделенных друг от друга временным интервалом, лежит следующее предположение: например, 10 лет, 40 нед в году, 40 ч в неделю, 10 перемещений в час.

5.2.6.2    Каждый вал должен иметь коэффициент запаса прочности не менее 2,0 по отношению к пределу усталости при знакопеременной нагрузке с учетом концентрации напряжений.

5.3 Опорная рама

5.3.1    Опорная рама должна быть в состоянии выдерживать все действующие на подъемник усилия и передавать их на фундамент.

5.3.2    Устройства, передающие усилия на фундамент, не должны опираться на элементы, снабженные рессорной подвеской, или пневматические колеса.

5.3.3    Там, где предусмотрены регулируемые устройства для отвода усилий на фундамент, опорные элементы этих устройств должны иметь возможность отклоняться от горизонтали во всех плоскостях на угол не менее 15 для предотвращения изгибающих напряжений в конструкции. Если опорные устройства не имеют возможности отклонения, то при расчетах следует применять наибольшие изгибающие напряжения.

5.4 Мачта, анкерные крепления мачты и буфер

5.4.1    Направляющие и мачты

5.4.1.1    Направляющие могут быть частью мачты или частью механизма пантографного типа. Направляющие должны быть жесткими; гибкие элементы, такие как проволочные канаты или цепи, использоваться не должны.

Деформация мачты или кабины должна быть ограничена настолько, чтобы исключить возможность столкновения, например с погрузочными площадками.

5.4.1.2    Направляющие или мачты должны быть сконструированы таким образом, чтобы они выдерживали все расчетные варианты нагрузок в соответствии с 5.2.

5.4.1.3    Соединения между отдельными секциями мачты или рычагами пантографа должны обеспечивать передачу нагрузок и направленность секций мачт. Их отсоединение возможно только в случае намеренных действий.

5.4.1.4    Точки поворота механизма пантографного типа должны быть сконструированы с возможностью их внешнего осмотра.

5.4.1.5    Крепления элементов привода (например, зубчатых реек) на направляющих или на мачте должны обеспечивать удержание элемента привода в правильном положении для обеспечения передачи предусмотренных нагрузок на мачту; элементы крепления должны быть защищены от ослабления, например, с помощью контргаек.

5.4.2 Анкерные крепления мачт

Анкерные крепления должны выдерживать расчетные варианты нагрузок в соответствии с 5.2. При этом особое внимание необходимо уделять усилиям, действующим во время монтажа и демонтажа.

13

5.4.3 Буфер

5.4.3.1    Нижние точки траектории движения кабины и противовеса должны быть ограничены буферами.

5.4.3.2    При посадке кабины на буфер среднее значение замедления кабины с номинальной нагрузкой при свободном падении со скоростью движения, превышающей номинальную скорость на 0,2 м/с, не должна быть более 1 д. Время действия ускорения замедления, превышающего 2,5 д, не должно быть более 0,04 с (см. 5.2.2.15).

5.4.3.3    Конструкция гидравлических буферов должна быть оснащена устройством для контроля уровня масла. Электрический предохранительный выключатель должен контролировать ход гидравлического буфера, чтобы кабина не могла быть приведена в движение системой управления, когда буфер полностью сжат.

5.5 Защитные устройства траектории движения и погрузочных площадок

5.5.1    Общие положения

Подъемник, установленный для работы в обычных производственных условиях, должен иметь:

-ограждение на нижней погрузочной площадке;

- безопасную траекторию движения кабины;

-двери на каждой погрузочной площадке.

Эти устройства должны защищать обслуживающий персонал от травмирования движущимися частями, а также от падения в траекторию движения подъемника. Конструкция этих устройств рассматривается в настоящем подразделе. Инструкция по применению и монтажу этих устройств приведена в разделе 7, а оценка их соответствия требованиям представлена в разделе 6.

5.5.2    Ограждение подъемника на нижней погрузочной площадке

5.5.2.1    Ограждение подъемника на нижней погрузочной площадке должно обеспечить защиту со всех сторон и иметь высоту не менее 2,0 м, а также соответствовать требованиям 5.5.4 и EN 294:1992 (таблица 1).

5.5.2.2    При наличии подвижного противовеса, он должен находиться внутри ограждения нижней погрузочной площадки.

5.5.2.3    Дверь в ограждении на нижней погрузочной площадке для прохода персонала, осуществляющего технического обслуживание подъемника, должна иметь возможность открываться как снаружи, так и изнутри.

5.5.3    Погрузочные площадки

5.5.3.1    Подъемник, установленный в обычных производственных условиях, должен иметь двери погрузочной площадки в каждом месте доступа к подъемнику, включая его ограждение на нижней погрузочной площадке.

5.5.3.2    Двери погрузочной площадки не должны открываться в зону движения подъемника.

5.5.3.3    Двери погрузочной площадки должны удовлетворять требованиям 5.5.4. Если они выполнены сплошными без просветов, то необходимо предусмотреть возможность контроля нахождения кабины на уровне погрузочной площадки (см. 5.6.1.4.1.2).

5.5.3.4    Раздвижные двери, открывающиеся вверх или вниз, должны иметь направляющие, перемещение по которым должно быть ограничено упорами.

5.5.3.5    Вертикально-раздвижные двери, должны быть закреплены как минимум на двух независимых элементах подвески. Коэффициент запаса прочности гибких элементов подвески должен быть не менее 6. Гибкие элементы подвески должны быть защищены от выхода из канавок шкивов или звездочек.

Шкивы, используемые в приводах вертикально-раздвижных дверей, должны иметь диаметр, не менее 15 диаметров каната. Заделка концов проволочных канатов должна соответствовать требованиям 5.7.3.2.1.6.

Противовесы панелей дверей должны иметь направляющие и не должны выходить из них даже в случае отказа несущих элементов.

Разница в массе между панелями дверей и противовесом (ами) не должна превышать 5,0 кг.

Должны быть предусмотрены средства для предотвращения защемления пальцев между панелями дверей.

5.5.3.6    Требования по эксплуатации дверей погрузочной площадки с механическим приводом должны соответствовать EN 81-1:1998 (раздел 7), при этом должны учитываться воздействия окружающей среды, например, такие как дождь и обледенение.

СТБ EN 12159-2010

5.5.3.7    Во время движения кабины подъемника двери погрузочных площадок не должны иметь возможности открываться или закрываться с помощью механических или иных вспомогательных средств.

5.5.3.8    Двери погрузочной площадки (см. рисунок 5)

5.5.3.8.1 Высота в свету дверей погрузочной площадки должна составлять не менее 2,0 м от уровня пола. Если высота в свету входа в строительное сооружение составляет менее 2,0 м, в виде исключения можно использовать двери погрузочной площадки меньшего размера, однако их высота в свету входа должна составлять не менее 1,8 м от уровня пола.

Высота защитного устройства - не менее 2,5 м, дверей - не менее 2 м Рисунок 5 - Пример дверей погрузочной площадки

5.5.3.8.2    Доступ в зону между погрузочной площадкой и кабиной будет возможен в том случае, если автоматическое защитное устройство ограничит зазор между кабиной и боковым защитным ограждением погрузочной площадки до значения не более 150 мм.

5.5.3.8.3    Расстояние по горизонтали между порогом кабины и порогом погрузочной площадки во время загрузки и разгрузки не должно превышать 50 мм.

5.5.3.8.4    Расстояние в свету между закрытыми дверями кабины и закрытыми дверями погрузочных площадок или расстояние доступа между дверями должно быть не более 200 мм.

5.5.3.8.5    В закрытом положении двери погрузочных площадок должны полностью перекрывать доступ к траектории движения подъемника.

5.5.3.8.6    Зазоры у боковых кромок дверей или между сегментами дверей должны соответствовать требованиям EN 294:1992 (таблица 4). При этом зазор между дверями и полом не должен превышать 35 мм.

15

СТБ EN 12159-2010



5.5.3.9 Двери погрузочной площадки меньшего размера (см. рисунки 6, 7)

Рисунок 7 - Пример дверей погрузочной площадки меньшего размера с безопасным

расстоянием А не менее 500 мм и трапом для перекрытия расстояния между кабиной и наружной кромкой погрузочной площадки


Рисунок 6 - Пример дверей погрузочной площадки меньшего размера с безопасным расстоянием А не менее 500 мм

При выполнении приведенных ниже условий разрешается использование дверей погрузочной площадки меньшего размера, за исключением дверей на нижней погрузочной площадке. В этом случае требования 5.5.3.8 не применяются.

5.5.3.9.1    Высота дверей - от 1,1 до 1,2 м.

5.5.3.9.2    Безопасное расстояние А (см. рисунки 6, 7) между обращенной к погрузочной площадке верхней кромкой дверей и движущимися частями подъемника при нормальных условиях эксплуатации составляет не менее 0,85 м при номинальной скорости подъемника более 0,7 м/с или 0,5 м при номинальной скорости менее 0,7 м/с. Безопасное расстояние В (см. рисунки 6, 7) между обращенной к подъемнику верхней кромкой дверей и движущимися частями подъемника при нормальных условиях эксплуатации составляет не менее 0,75 м при номинальной скорости подъемника более 0,7 м/с или 0,4 м при номинальной скорости менее 0,7 м/с.

СТБ EN 12159-2010

5.5.3.9.3    Двери должны перекрывать всю ширину проема и состоять как минимум из одного защитного ограждения в виде барьера и одного промежуточного барьера, расположенного на половине высоты. Должна быть предусмотрена защитная планка на уровне стопы высотой не менее 150 мм над уровнем погрузочной площадки, расположенная на расстоянии не более 35 мм от уровня пола погрузочной площадки.

Если нижние части дверей со стороны погрузочной площадки находятся на расстоянии менее 0,5 м от движущихся частей подъемника, то они должны иметь дополнительное защитное ограждение, обеспечивающее зазор, в который не проходит шар диаметром 50 мм.

5.5.3.9.4    Расстояние от порога погрузочной площадки до закрытых дверей со стороны подъемника должно быть не более 200 мм.

5.5.3.9.5    Погрузочная площадка должна иметь боковое защитное ограждение. Высота ограждения должна быть от 1,1 до 1,2 м, иметь промежуточный барьер, расположенный на половине высоты и защитную планку на уровне стопы высотой не менее 150 мм над уровнем погрузочной площадки.

5.5.3.9.6    Автоматическое защитное устройство должно ограничивать расстояние по горизонтали между порогом кабины и порогом погрузочной площадки, а также расстояние в свету между кабиной и боковым защитным ограждением погрузочной площадки до значения не более 150 мм, как до открытия дверей погрузочной площадки, так и в течение всего периода времени, пока двери погрузочной площадки остаются открытыми, а кабина находится на уровне погрузочной площадки.

5.5.3.9.7    Если боковое защитное ограждение является составной частью дверей погрузочной площадки, которая во время вертикального движения кабины находится на безопасном расстоянии от 50 до 85 см, то расстояние между кабиной и боковым ограждением должно составлять не менее 100 мм.

5.5.3.9.8    Должны быть предусмотрены устройства, уменьшающие расстояние по горизонтали между кабиной и порогом погрузочной площадки во время загрузки и разгрузки до значения не более 50 мм.

5.5.4 Требования к материалам, используемым для защитных устройств

5.5.4.1    Двери погрузочных площадок в запертом состоянии должны обладать достаточной механической прочностью, чтобы при воздействии усилия 300 Н на площадь 5 000 мм2 круглой или квадратной формы перпендикулярно в любом месте изнутри или снаружи к их поверхности:

-    остаточная деформация не наблюдалась;

-    прогиб не превышал 30 мм;

-    безопасная работа дверей не была нарушена.

Указанные выше условия могут не соблюдаться при сохранении безопасной работы дверей при воздействии усилия 600 Н на площадь 5 000 мм2 круглой или квадратной формы перпендикулярно в любом месте изнутри или снаружи к их поверхности.

5.5.4.2    Двери погрузочных площадок меньшего размера по 5.5.3.9 должны обладать достаточной механической прочностью, чтобы при воздействии вертикального усилия 1 кН в любом месте вдоль верхней кромки дверей или горизонтального усилия 300 Н в любом месте на защитное ограждение в виде барьера, промежуточного барьера или защитную планку:

-    остаточная деформация не наблюдалась;

-    безопасная работа дверей не была нарушена.

5.5.4.3    Защитные устройства траектории движения подъемника должны иметь механическую прочность согласно 5.5.4.1 и 5.5.4.2.

5.5.4.4    Размер зазоров или отверстий в защитных устройствах траектории движения подъемника или дверей погрузочных площадок в закрытом положении должен соответствовать EN 294:1992 (таблица 4). Эти требования могут не выполняться в случае, если расстояние между защитным устройством или дверями погрузочной площадки и какими-либо движущимися частями подъемника при эксплуатации составляет не менее 0,85 м при номинальной скорости подъемника более 0,7 м/с или 0,5 м при номинальной скорости менее 0,7 м/с.

5.5.5 Замки дверей погрузочной площадки

5.5.5.1 Двери погрузочной площадки в соответствии с 5.5.3.8

В условиях эксплуатации должно быть невозможно:

-    открыть двери погрузочной площадки, если пол кабины не находится в пределах зоны отпирания. Протяженность зоны отпирания должна составлять ±0,25 м от уровня погрузочной площадки;

-    начать и поддерживать движение кабины, если не все двери погрузочных площадок закрыты. Исключением является случай дополнительного регулирования положения подъемника по 5.7.3.3.8.

17

СТБ EN 12159-2010

Содержание

1    Область применения..............................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки.............................................................................................................................2

3    Термины и определения........................................................................................................................3

4    Перечень опасностей.............................................................................................................................4

5    Требования и меры безопасности........................................................................................................7

5.1    Общие положения............................................................................................................................7

5.2    Нагрузки и расчеты..........................................................................................................................7

5.3    Опорная рама.................................................................................................................................13

5.4    Мачта, анкерные крепления мачты и буфер...............................................................................13

5.5    Защитные устройства траектории движения и погрузочных площадок....................................14

5.6    Грузонесущее устройство..............................................................................................................18

5.7    Привод.............................................................................................................................................22

5.8    Гидравлическое оборудование.....................................................................................................28

5.9    Электрические системы и оборудование.....................................................................................28

5.10    Устройства управления...............................................................................................................30

5.11    Мероприятия, проводимые при аварийных ситуациях.............................................................32

6    Подтверждение соответствия.............................................................................................................33

6.1    Соответствие в отношении конструкции......................................................................................33

6.2    Проверка соответствия стандарту................................................................................................35

6.3    Испытания подъемников перед вводом в эксплуатацию...........................................................38

7    Информация для пользователя..........................................................................................................38

7.1    Руководство по эксплуатации.......................................................................................................38

7.2    Маркировка.....................................................................................................................................41

7.3    Маркировка органов управления..................................................................................................42

Приложение А (обязательное) Европейская карта штормовых ветров.............................................43

Приложение В (обязательное) Перечень электрических предохранительных устройств................44

Приложение Д.А (справочное) Сведения о соответствии государственных стандартов

ссылочным европейским стандартам...............................................45

Если максимальный тормозной путь при движении кабины с номинальной нагрузкой и номинальной скоростью составляет более 0,25 м, то должно быть невозможно:

-    открытие двери погрузочной площадки прежде, чем кабина остановится в пределах зоны отпирания ±0,25 м от уровня погрузочной площадки;

-    начать и поддерживать движение кабины, если не все двери погрузочных площадок закрыты.

Должна быть возможность аварийного отпирания дверей со стороны погрузочной площадки с помощью специального ключа (например, треугольный ключ).

5.5.5.2    Двери погрузочной площадки меньшего размера в соответствии с 5.5.3.9

Двери должны быть оснащены автоматическим замком, который может быть открыт вручную.

В режиме эксплуатации должно быть невозможно начать и поддерживать движение кабины, если не все двери погрузочных площадок закрыты. Исключением является случай дополнительного регулирования положения подъемника по 5.7.3.3.8.

5.5.5.3    Исполнение замков дверей

5.5.5.3.1    Электрические контакты замков дверей должны быть предохранительными контактами (см. 5.9.6).

5.5.5.3.2    Замки дверей по 5.5.3.8 и относящиеся к ним элементы управления и электрические контакты, должны быть защищены от постороннего доступа и при необходимости быть регулируемыми со стороны погрузочной площадки только квалифицированными специалистами.

5.5.5.3.3    Замки дверей погрузочной площадки меньшего размера по 5.5.3.9 должны иметь конструкцию, не позволяющую без инструментов вывести из строя их электрические предохранительные устройства.

5.5.5.3.4    Замки дверей должны быть надежно закреплены, а крепления должны быть застрахованы от самопроизвольного ослабления.

5.5.5.3.5    Замки дверей и их крепления должны выдерживать усилие в 1 кН, прилагаемое на высоте замка в направлении открывания дверей.

5.5.5.3.6    Замки дверей должны допускать возможность технического обслуживания. Защита механических деталей, чувствительных к воде или пыли, должна обеспечиваться оболочкой IP 44 (EN 60529).

5.5.5.3.7    Снятие крышек корпуса замка не должно нанести вред механизму замка и электропроводке. Крепежные элементы крышки не должны выпадать из отверстий или должны оставаться в корпусе, когда крышка снимается.

5.5.5.3.8    Запирающие элементы должны удерживаться в положении блокировки силой упругости или силой тяжести. Сила упругости обеспечивается нажимными пружинами, находящимися в направляющих. Отказ одной пружины не должен нарушать надежность замка.

5.5.5.3.9    Электрическое предохранительное устройство не должно допускать движение кабины, если запирающие элементы не зайдут в зацепление не менее чем на 7 мм.

5.5.5.3.10    Электрическое предохранительное устройство не должно допускать движение кабины, если зазор, образующийся у дверей погрузочной площадки по 5.5.3.8, окажется больше, чем указано в 5.5.3.8.6.

5.5.5.3.11    Если створчатые двери запираются задвижкой, то задвижка должна перекрывать закрытие створок дверей по всей их ширине так, чтобы надежно предотвратить их открывание, если техническое обслуживание было произведено в соответствии с указаниями изготовителя.

5.5.6    Безопасные расстояния

5.5.6.1    Общие положения

Все безопасные расстояния, если они не определены в настоящем стандарте, должны соответствовать EN 294:1992 и EN ISO 13857. Все минимальные расстояния должны соответствовать EN 349.

5.5.6.2    Безопасные расстояния под кабиной

Для выполнения работ по техническому обслуживанию под кабиной подъемника должно быть предусмотрено защитное пространство с минимальной высотой 1,8 м (например, обеспечиваемое передвижной стойкой). Защитное пространство должно располагаться под всей поверхностью кабины. Приспособление, предназначенное для создания защитного пространства, должно устанавливаться и убираться так, чтобы для этого персоналу не нужно было находиться под кабиной.

5.6    Грузонесущее устройство

5.6.1 Общие требования

Грузонесущим устройством должна быть кабина, огражденная со всех сторон.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОДЪЕМНИКИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГРУЗО-ПАССАЖИРСКИЕ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ КАБИНЫ

ПАД’ЁМН1К1 БУДАУН1ЧЫЯ ГРУЗА-ПАСАЖЫРСК1Я 3 ВЕРТЫКАЛЬНЫМ ПЕРАМЯШЧЭННЕМ КАБ1НЫ

Builders hoists for persons and materials with vertically guided cages

Дата введения 2010-09-01

1 Область применения

1.1    Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к конструкции и эксплуатации временно устанавливаемых механизированных строительных грузо-пассажирских подъемников (далее - подъемники), предназначенных для использования лицами, имеющими разрешение для входа на строительную площадку и строительные сооружения. Настоящий стандарт распространяется на подъемники, обслуживающие площадки различных уровней:

-    предназначенные для транспортирования персонала и грузов;

-    перемещающиеся по направляющим;

-    перемещающиеся вертикально вдоль направляющих, отклонение которых от вертикали составляет не более 15°;

-    удерживаемые или перемещаемые при помощи канатного привода, зубчато-реечного привода, гидравлического привода (прямого или непрямого действия) или механизмом пантографного типа;

-    с мачтами, которые требуют или не требуют поддержки отдельных элементов.

1.2    В настоящем стандарте описаны опасности, возникающие при эксплуатации подъемника (см. раздел 4), а также методы по их предотвращению или снижению при использовании подъемника по назначению.

1.3    Настоящий стандарт не устанавливает дополнительных требований:

-    для работы в сложных условиях (например, в зонах с экстремальными климатическими условиями или в зонах действия сильного магнитного поля);

-    к защите от грозовых разрядов;

-для работы, к которой предъявляются особые требования (например, во взрывоопасных зонах);

-    к электромагнитной совместимости (помехоэмиссия, помехоустойчивость);

-    к обращению с грузами, свойства которых могут привести к созданию опасной ситуации (например, расплавы, кислоты или щелочи, радиоактивные материалы, бьющиеся грузы);

-    к использованию двигателей внутреннего сгорания;

-    к использованию дистанционного управления;

-    к опасностям, возникающим при изготовлении;

-    к опасностям, возникающим вследствие месторасположения подъемника;

-    к опасностям, возникающим в том случае, если подъемник устанавливается над зонами движения общественного транспорта;

-    к работе при землетрясении;

-    к уровню звука.

1.4    Настоящий стандарт не распространяется на:

-    строительные подъемники, предназначенные только для транспортирования грузов;

-лифты, входящие в область применения EN 81-1:1998, EN 81-2:1998 и EN 81-3:1999;

-    рабочие кабины, подвешенные к подъемным устройствам;

-    вилочные напольные подъемники;

-    рабочие платформы;

-    фуникулеры;

-    подъемники, сконструированные специально для военных целей;

-    шахтные подъемники;

Издание официальное

-театральные подъемники;

- подъемники специального назначения.

1.5 Настоящий стандарт распространяется на весь комплекс подъемной установки, в том числе опорную раму и ограждения, но не рассматривает требования к фундаментам, например из бетона, стали и дерева. В стандарт включены конструкции анкерных креплений мачт, но он не устанавливает требования к анкерам, используемым строителями. Стандарт рассматривает двери погрузочных площадок и их рамы, но не устанавливает требования к средствам их крепления.

2 Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного стандарта (включая все его изменения).

EN 81-1:1998 Требования безопасности к конструкции и установке лифтов. Часть 1. Лифты электрические

EN 81-2:1998 Требования безопасности к конструкции и установке лифтов. Часть 2. Лифты гидравлические

EN 81-3:1999 Требования безопасности к конструкции и установке лифтов. Часть 3. Грузоподъемники электрические и гидравлические

EN 292-2:1991 + А1:1995 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические правила и технические требования

EN 294:1992 ^ Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону

EN 349:1993 + А1:2008 Безопасность машин. Минимальные расстояния для предотвращения защемления частей человеческого тела

EN 418:1992 Безопасность машин. Установки аварийного выключения. Функции. Принципы проектирования

EN 894-1:1997 + А1:2008 Безопасность машин. Эргономические требования к оформлению индикаторов и органов управления. Часть 1. Общие принципы при взаимодействии оператора с индикаторами и органами управления

EN 953:1997 + А1:2009 Безопасность машин. Защитные ограждения. Общие требования к конструированию и изготовлению неподвижных и подвижных защитных ограждений

EN 954-1:1996 Безопасность машин. Элементы безопасности систем управления. Часть 1. Общие принципы конструирования

EN 982:1996 + А1:2008 Безопасность машин. Требования безопасности к гидравлическим и пневматическим системам и их компонентам. Гидравлика

EN 1037:1995 + А1:2008 Безопасность машин. Предотвращение неожиданного пуска EN 1088:1995 + А2:2008 Безопасность машин. Блокировочные устройства, связанные с защитными устройствами. Принципы конструирования и выбора

EN ISO 9000-1:1994 1 2 Стандарты в области управления качеством и обеспечения качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору и применению

EN ISO 12100-1:2003 3 Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика

EN ISO 13857:2008 4 Безопасность машин. Безопасные расстояния, предохраняющие верхние и нижние конечности от попадания в опасные зоны

EN 60204-1:1997 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования

EN 60204-1:2006 5 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования

EN 60204-32:2008 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 32. Требования к подъемным механизмам

EN 60529:1991 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (1Р-код)

СТБ EN 12159-2010

EN 60947-4-1:2001 Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 4-1. Контакторы и пускатели. Электромеханические контакторы и пускатели

EN 60947-5-1:1997 Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 5-1. Аппараты и коммутационные элементы цепей управления. Электромеханические аппараты для цепей управления ISO 2408:1997 Канаты стальные проволочные общего назначения. Характеристики ISO 3864-1:2002 ^ Обозначения условные графические. Цвета сигнальные и знаки безопасности. Часть 1. Принципы разработки знаков безопасности для производственных помещений и общественных мест

ISO 4302:1981 Краны. Оценка ветровой нагрузки

ISO 4309:2004 Краны. Проволочные канаты. Обслуживание, ремонт, установка, контроль и отбраковка

ISO 6336-1:2006 Расчет допустимой нагрузки прямозубых и косозубых цилиндрических зубчатых передач. Часть 1. Основные принципы, введение и общие воздействующие факторы

ISO 6336-2:2006 Расчет допустимой нагрузки прямозубых и косозубых цилиндрических зубчатых передач. Часть 2. Расчет критической выносливости поверхности (точечная коррозия)

ISO 6336-3:2006 Расчет допустимой нагрузки прямозубых и косозубых цилиндрических зубчатых передач. Часть 3. Расчет прочности зубьев на изгиб

ISO 6336-5:2003 Расчет допустимой нагрузки прямозубых и косозубых цилиндрических зубчатых передач. Часть 5. Прочность и качество материалов

ISO 7010:2003 ^ Обозначения условные графические. Предупреждающие цвета и знаки. Предупреждающие знаки, применяемые на рабочих и общественных местах

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    строительный подъемник (Bauaufzug): Временно устанавливаемое подъемное устройство, обслуживающее строительные и инженерные площадки и состоящее из платформы, кабины или другого грузонесущего устройства с механизмом перемещения.

3.2    номинальная нагрузка (грузоподъемность) (Nennlast): Наибольшая масса людей и/или груза, с которой предназначен работать подъемник.

3.3    номинальная скорость (Nenngeschwindigkeit): Скорость, на которую рассчитана конструкция подъемника.

3.4    канатный подъемник (Seilaufzug): Подъемник, в котором в качестве несущего средства используется канат.

3.5    привод с геометрическим замыканием (formschltissiger Antrieb): Привод, не основанный на трении.

3.6    гидравлический подъемник (Hydraulikaufzug): Подъемник, в котором в качестве несущего средства используется гидравлический цилиндр прямого или непрямого действия.

3.7    реечный подъемник (Zahnstangenaufzug): Подъемник, в котором в качестве несущего средства используются зубчатая рейка и шестерни.

3.8    механизм пантографного типа (Hubgelenkaufzug): Подъемник, в котором в качестве несущего средства используется механическая шарнирная система (типа «ножницы»).

3.9    опорная рама (Grundrahmen): Нижняя часть подъемника, на которой установлены остальные компоненты.

3.10    направляющие (Fiihrungen): Неподвижные элементы, определяющие траекторию движения грузоподъемного устройства или противовеса.

3.11    мачта (Mast): Конструкция, несущая и направляющая грузонесущее устройство и в случае необходимости - противовес.

3.12    секция мачты (Mastelement): Часть мачты между двумя ее соседними сочленениями.

3.13    анкерное крепление мачты (Mastverankerung): Соединение между мачтой и строительным сооружением, предназначенное для боковой опоры мачты.

3.14    траектория движения (Fahrbahn): Путь, который проходит грузонесущее устройство и груз.

3.15    траектория движения противовеса (Fahrbahn des Gegengewichts): Путь, который проходит противовес.

3.16    кабина (Fahrkorb): Грузонесущее устройство, состоящее из пола, стен, дверей и крыши.

11 Действует взамен ISO 3864:1984.

3

3.17    противовес (Gegengewicht): Груз, предназначенный для уравновешивания других грузов.

3.18    тормозной путь (Anhalteweg): Отрезок пути, который проходит кабина с момента размыкания предохранительной цепи управления до момента полной остановки.

3.19    ловитель (Fangvorrichtung): Устройство безопасности механического типа, предназначенное для аварийной остановки и удержания грузонесущего устройства подъемника в случае превышения скорости движения, указанной в эксплуатационной документации, обрыва или ослабления подъемного каната.

3.20    провисающий канат (Schlaffseil): Грузонесущий канат, с которого снят груз.

3.21    заделка концов каната (Seilendbefestigung): Приспособление на конце каната, позволяющее осуществить его закрепление.

3.22    погрузочная площадка (Ladestelle): Площадка в здании или строительном сооружении, для загрузки или разгрузки грузонесущего устройства.

3.23    безопасное расстояние (Sicherheitsabstand): Минимальное расстояние между движущимися частями подъемника и местами доступа.

3.24    барьер (Gelander): Неподвижное защитное ограждение, за исключением дверей, предотвращающее падение людей или исключающее доступ к опасной зоне.

3.25    режим эксплуатации (Normalbetrieb): Режим работы, предусмотренный для регулярного транспортирования груза, при котором исключаются работы по техническому обслуживанию, монтажу и демонтажу.

3.26    рабочее состояние (In Betrieb): Состояние эксплуатационной готовности независимо от того, в каком месте находится кабина, нагружена ли она или нет, движется ли она или нет.

3.27    нерабочее состояние (AuBer Betrieb): Пустая кабина установленного подъемника находится в положении, наилучшим образом защищенном от порывов ветра, - как правило, но не обязательно, на уровне земли.

3.28    квалифицированный специалист (Fachkundige Person): Лицо, прошедшее соответствующее обучение, имеющее необходимые знания и практический опыт, получившее надлежащие инструкции по выполнению работ.

4 Перечень опасностей

Перечень опасностей, приведенный в настоящем стандарте, соответствует требованиям EN ISO 12100-1 и EN 292-2:1991 + А1:1995.

Приведенные в таблицах 1.1, 1.2 и 1.3 опасности определены в соответствии с оценкой степени риска и содержат соответствующие требования по их снижению.

Опасности, которые не рассматриваются в настоящем стандарте или являются незначительными, отмечены в соответствующей графе как НС (несущественные).

Таблица 1.1 - Перечень опасностей, связанных с конструкцией подъемников

Опасность

Соответствующие пункты настоящего стандарта

1

Механические опасности:

1.1

Опасность раздавливания

5.5.2, 5.5.3, 5.5.6, 5.7.2, 7.1.2.7, 7.1.2.8

1.2

Опасность пореза

5.5, 5.6.1.2, 5.7.2, 7.1.2.7, 7.1.2.8

1.3

Опасность отрезания

5.5, 5.6.1.2, 5.7.2, 7.1.2.7, 7.1.2.8

1.4

Опасность наматывания

5.7.2

1.5

Опасность затягивания

5.5.2, 5.5.3, 5.6.1.2, 5.7.2, 7.1.2.7

1.6

Опасность удара

5.4.3, 5.6.2, 7.1.2.7, 7.1.2.8

1.7

Опасность прокалывания

НС

1.8

Опасность, связанная с трением или истиранием

5.5.2, 5.5.3, 7.1.2

1.9

Опасность выброса жидкости под высоким давлением

5.7.3.3, 5.8

1.10

Опасность, связанная с выбросом частей оборудования

5.6.1.2

1.11

Опасность, связанная с потерей устойчивости

5.2, 5.3, 5.4.1,5.4.2, 5.6.3, 7.1.2.7.3

1.12

Опасность поскользнуться, споткнуться или упасть

5.5, 5.6.1,5.6.2, 5.7.3.3.8, 7.1.2.7.3

Продолжение таблицы 1.1

Опасность

Соответствующие пункты настоящего стандарта

2

Электрические опасности:

2.1

Электрический контакт

5.9, 7.1.2.7.3

2.2

Электростатические процессы

НС

2.3

Термическое излучение

НС

2.4

Внешнее воздействие на электрооборудование

5.7.4.11,5.9.3

3

Термические опасности:

3.1

Ожоги

НС

3.2

Нанесение вреда здоровью из-за воздействия высоких или низких температур в рабочей зоне

НС

4

Опасности, связанные с шумом:

4.1

Ухудшение слуха (глухота), другие физиологические нарушения (например, потеря равновесия, потеря ориентации и т. п.)

Не рассматривалась, см.1.3

4.2

Ухудшение речевой коммуникации, ухудшение восприятия звуковых сигналов и т. п.

Не рассматривалась, см.1.3

5

Опасности, обусловленные вибрацией

НС

6

Опасности, обусловленные излучением:

6.1

Электрических дуг

НС

6.2

Лазерного излучения

НС

6.3

Источников ионизирующего излучения

НС

6.4

Высокочастотных электромагнитных полей

Не рассматривалась

7

Опасности, вызванные материалами и веществами, которые применяются, обрабатываются или выделяются оборудованием:

7.1

Опасность, возникающая при контакте с токсичными жидкостями, пылью и испарениями, а также при вдыхании токсичных газов, паров или пыли

НС

7.2

Опасность пожара или взрыва

НС

7.3

Опасные биологические и микробиологические (вирусные или бактериальные) факторы

НС

8

Опасности из-за несоблюдения эргономических принципов в конструкции оборудования (несоответствие параметров оборудования антропометрическим данным человека):

8.1

Неудобное положение или чрезмерное физическое напряжение

5.1,5.6.1.3.2, 7.1.2.7.3

8.2

Неправильное расположение рук и ног сточки зрения антропометрических особенностей

5.5, 5,7.2, 7.1.2.7

8.3

Отказ в использовании индивидуальных средств защиты

НС

8.4

Недостаточное освещение

5.9.8, 7.1.2.7.3

8.5

Повышенное моральное напряжение, стресс

5.10

8.6

Субъективная ошибка

5.6.3, 5.10, 7.1.2.7, 7.1.2.8, 7.2, 7.3

9

Комбинация опасностей

Не рассматривалась

10

Опасности, возникающие при нарушении энергоснабжения, поломке деталей оборудования и других функциональных нарушениях:

10.1

Нарушение энергоснабжения

5.7.4.1,5.9.2, 5.11,7.1.2.4.1,7.1.2.5

10.2

Неожиданный выброс частей оборудования или разбрызгивание жидкостей

5.7.2.3, 5.7.3.3, 5.8

10.3

Сбой (отказ) или нарушения в работе системы управления

5.10.2.2, 5.10.3, 5.10.6

10.4

Ошибка при монтаже оборудования

5.4.1,7.1.2.7

Окончание таблицы 1.1

Опасность

Соответствующие пункты настоящего стандарта

10.5

Опрокидывание оборудования, неожиданная потеря устойчивости

5.2, 5.3, 5.4, 7.1.2.7

11

Опасности, возникающие при отсутствии и/или неправильном расположении защитных средств:

11.1

Все виды защитных ограждений

5.5, 5.6.1.2, 7.1.2.7, 7.1.2.10

11.2

Все виды предохранительных устройств

5.5.1,5.6.1.2, 7.1.2.7, 7.1.2.10

11.3

Устройства пуска и останова

5.10.5, 5.10.7, 7.1.2.7, 7.1.2.8

11.4

Символы и сигналы, предупреждающие об опасности

7.2

11.5

Все виды информационных или предупреждающих устройств

5.6.3, 7.2

11.6

Устройства отключения энергоснабжения

5.10.6

11.7

Аварийные устройства

5.6.2, 5.11,7.1.2.5, 7.1.2.7, 7.1.2.10

11.8

Механизм подачи обрабатываемых материалов

НС

11.9

Устройство, необходимое для безопасного монтажа и/или технического обслуживания оборудования

7.1.2.5, 7.1.2.7, 7.1.2.10

11.10

Оборудование для отвода газов и т. п.

НС

Таблица 1.2 - Особые опасности, связанные с передвижением подъемников и подъемом ими грузов

Опасность

Соответствующие пункты настоящего стандарта

Опасности, вызванные передвижением подъемников

12

Недостаточное освещение рабочей зоны и маршрута передвижения

Не рассматривалась, см. 1.3

13

Опасность, связанная с внезапным движением, неустойчивостью во время управления и т. п.

Не рассматривалась, см. 1.3

14

Несоответствие рабочего положения или положения во время движения

Не рассматривалась, см. 1.3

15

Механические опасности

Не рассматривалась, см. 1.3

16

Опасности во время подъема груза:

16.1

Отсутствие устойчивости

5.2.5, 5.3, 5.4.1,5.4.2, 7.1.2.7

16.2

Сход оборудования с направляющих

5.4.1,5.6.1,5.10.7.2.2

16.3

Потеря механической прочности оборудования или грузоподъемных устройств

5.2, 5.3, 5.5.4, 5.6, 5.7, 7.1.2.10

16.4

Опасности, вызванные неконтролируемыми перемещениями

5.5.3, 5.6.2, 7.1.2.8

17

Недостаточный обзор траектории движения частей оборудования

5.5, 5.6.1,7.1.2.8

18

Опасности, связанные с поражением молнией

Не рассматривалась, см. 1.3

19

Опасности, связанные с нагрузкой или перегрузкой

5.2, 5.6, 7.1.2.8

6

СТБ EN 12159-2010

Таблица 1.3 - Особые опасности, связанные с подъемом людей и грузов

Опасность

Соответствующие пункты настоящего стандарта

Опасности для людей, поднимающихся на подъемнике

20

Опасности, связанные с перегрузкой или переполнением кабины

5.6, 5.7.3, 7.1 2 8

21

Неожиданные движения кабины вследствие заданных снаружи команд на движение или иных движений оборудования

5.7, 5.10.7.1.2, 5.10.7.1.3, 5.10.7.2.3, 5.11.4

22

Превышение скорости

5.4.3, 5.6.2, 5.7

23

Выпадение людей из кабины

5.6.1

24

Падение или опрокидывание кабины

5.4.1,5.6.2, 5.7, 5.10.7.2.2

25

Ускорение или торможение

5.4.3, 5.6.2, 57.4.5, 7.1.2.10

26

Неправильная маркировка

7.3

5 Требования и меры безопасности

5.1    Общие положения

Конструкция подъемника должна обеспечивать безопасную эксплуатацию, монтаж/демонтаж, а также техническое обслуживание. Должна быть предусмотрена возможность монтажа подъемника с помощью безопасных средств доступа, например крыши кабины, или с использованием соответствующих устройств.

При проектировании всех конструкций, например секций мачт, следует рассчитывать их массу с учетом того, что их монтаж будет осуществляться вручную. В руководстве по эксплуатации необходимо сделать указания об использовании подъемных механизмов для перемещения деталей, масса которых превышает допустимую.

5.2    Нагрузки и расчеты

5.2.1    Подъемник должен быть сконструирован таким образом, чтобы при всех предусмотренных условиях эксплуатации, в том числе при монтаже и демонтаже, а также, например, при низких температурах, его прочность была достаточной.

Конструирование подъемника и каждой относящейся к нему составной части должно происходить с учетом всех возможных случаев нагрузки, описанных в настоящем разделе. При этом во всех случаях нагрузки необходимо учитывать самое неблагоприятное положение кабины и груза по отношению к мачте и ее анкерному креплению, как при движении кабины вверх и вниз, так и при ее возможном горизонтальном перемещении, например повороте. Анкерное крепление между мачтой и строительным сооружением должно рассматриваться как часть конструкции подъемника.

5.2.2    При расчете подъемника и каждой относящейся к нему составной части необходимо учитывать следующие усилия и нагрузки:

5.2.2.1    Собственная масса, за исключением кабины и тех составных частей, которые перемещаются вместе с кабиной.

5.2.2.2    Собственная масса кабины без груза и всех составных частей, которые перемещаются вместе с кабиной.

5.2.2.3    Собственная масса платформы погрузочной площадки и дверей, если они создают нагрузку на конструкцию подъемника.

5.2.2.4    Номинальная нагрузка кабины.

Воздействие сил, которые возникают вследствие номинальной нагрузки кабины и мачты, необходимо учитывать путем использования одного из двух следующих способов, которые различаются по удельной нагрузке на пол кабины:

F    7

а) если-< 4,0 кН/м ,

А х 0,8

где F- номинальная нагрузка, кН;

А - общая площадь пола кабины, м2, то номинальная нагрузка считается распределенной по уменьшенной площади Аь которая обеспечивает удельную нагрузку на единицу площади 4,0 кН/м2. При этом форма и расположение этой площади должны быть выбраны с условием самого неблагоприятного случая нагрузки как для кабины, так и для мачты. Пример приведен на рисунке 1.

7

1

11 Действует только для датированной ссылки.

2

   Действует только для применения настоящего стандарта.

3

   Действует взамен EN 292-1:1991.

4

   Действует взамен EN 294:1992 и EN 811:1996.

5

   Действует взамен EN 60204-1:1997.