Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

52 страницы

Купить СТБ EN 12158-1-2008 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на механизированные временно устанавливаемые строительные подъемники, предназначенные для эксплуатации лицами, которым разрешен доступ на строительные площадки и обслуживание площадок для различных уровней: предназначенные только для транспортирования грузов; движущиеся по направляющим; движущиеся вертикально или вдоль направляющих с отклонением не более 15° от вертикали; опорные или подвесные с канатной, цепной, реечной передачами, гидравлическим механизмом (прямого и непрямого действия) или механизмом подъема пантографного типа; с установочными мачтами, которые требуют или не требуют поддержки отдельных элементов; доступные при загрузке и разгрузке проинструктированным работникам; управляемые специально назначенными операторами; доступные для перемещения уполномоченных и компетентных лиц в ходе монтажа, демонтажа, техобслуживания и осмотра. Стандарт устанавливает опасности, которые возникают на различных стадиях срока службы подъемников, а также меры по предотвращению или уменьшению опасностей при эксплуатации подъемников, которые должны быть указаны изготовителем. Стандарт не устанавливает дополнительные требования к: работе в чрезвычайных условиях (например, экстремального климата, сильных магнитных полей); защите от удара молний; работе по специальным правилам (например, в потенциально взрывоопасных средах); электромагнитной совместимости (помехоэмиссия, помехоустойчивость); перемещению грузов, природа которых может привести к возникновению опасных ситуаций (например, расплавленного металла, кислот или щелочей, радиоактивных материалов, хрупких грузов); использованию двигателей внутреннего сгорания; использованию дистанционного управления; опасным ситуациям в ходе производства; опасным ситуациям в результате движения; опасным ситуациям в результате установки над дорогой общего пользования; работе при землетрясении; уровню шума. Стандарт не распространяется на: строительные подъемники для перемещения людей совместно с грузами; лифты по EN 81-1:1998, EN 81-2:1998 и EN 81-3:2000; наклонные подъемники по EN 12158-2; рабочие кабины, подвешенные на подъемном оборудовании; рабочие платформы, устанавливаемые на вилочных погрузчиках; рабочие платформы; фуникулеры; лифты, предназначенные для военных целей; шахтные подъемники; театральные подъемники; подъемники специального назначения. Стандарт рассматривает установку подъемника. Требования стандарта распространяются на подъемники, технические задания на разработку которых утверждены после ввода в действие стандарта.

 Скачать PDF

Стандарт идентичен европейскому стандарту EN 12158-1:2000 Builders? hoists for goods. Part 1. Hoists with accessible platforms

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Перечень опасностей

5 Требования и/или меры безопасности

6 Проверка

7 Информация для потребителя

Приложение А (обязательное) Европейская карта штормовых ветров

Приложение В (обязательное) Электрические устройства, связанные с безопасностью

Приложение С (справочное) Алфавитный указатель — Исключено

Приложение D (справочное) Требования по эксплуатации различных типов подъемников

Приложение ZА (справочное) Взаимосвязь европейского стандарта с директивами ЕС

Приложение Д.А (справочное) Сведения о соответствии государственных стандартов ссылочным европейским и международным стандартам

 
Дата введения01.10.2008
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Организации:

20.02.2008УтвержденГосстандарт Республики Беларусь8
РазработанБелГИСС
ИзданБелГИСС2008 г.

Builders? hoists for goods. Part 1. Hoists with accessible platforms

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Подъемники строительные грузовые Часть 1

ПОДЪЕМНИКИ С ДОСТУПНОЙ ПЛАТФОРМОЙ

Пад'ёмнш будаушчыя грузавыя Частка 1

ПАД'ЁМН1К1 3 ДАСТУПНАЙ ПЛАТФОРМАЙ

(EN 12158-1:2000, ЮТ)

Издание официальное

Г осстандарт Минск

УДК 621.861(083.74X476)    МКС    53.020    КП    03    ЮТ

Ключевые слова: подъемники строительные грузовые, подъемники с доступной платформой, требования безопасности, конструкция, эксплуатация

ОКП РБ 29.22.18.700

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1    ПОДГОТОВЛЕН научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС)

ВНЕСЕН Госстандартом Республики Беларусь

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 20 февраля 2008 г. № 8

3    Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 12158-1:2000 Builders' hoists for goods. Part 1. Hoists with accessible platforms (Подъемники строительные грузовые. Часть 1. Подъемники с доступной платформой).

В стандарт внесено редакционное изменение: исключено приложение С, являющееся информативным элементом.

Европейский стандарт разработан техническим комитетом СЕН/ТС 10 «Пассажирские, грузовые и сервисные лифты» Европейского комитета по стандартизации (CEN).

Настоящий стандарт реализует существенные требования безопасности Директивы ЕС 98/37/ЕС, приведенные в приложении ZA.

Перевод с английского языка (ел).

Официальные экземпляры европейского стандарта, на основе которого подготовлен настоящий государственный стандарт, и европейских и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Национальном фонде ТИПА.

В разделе «Нормативные ссылки» и тексте стандарта ссылочные европейские и международные стандарты актуализированы.

Сведения о соответствии государственных стандартов ссылочным европейским и международным стандартам приведены в дополнительном приложении Д.А.

Степень соответствия - идентичная (ЮТ).

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

Издан на русском языке

СТБ EN 12158-1-2008

5.2.2.4 Номинальная грузоподъемность платформы

Нагрузки, воздействующие на платформу и мачту в результате применения номинальной грузоподъемности, должны рассчитываться одним из двух следующих способов, которые учитывают выбранные распределенные нагрузки на платформе:

F    7

а) если -<3,0    кН/м    ,

0,75 А

где F- номинальная грузоподъемность, кН;

А - общая площадь пола, м2, то номинальная грузоподъемность считается распределенной по уменьшенной площади Ai, которая обеспечивает удельную нагрузку 3,0 кН/м2. Размер и расположение этой площади выбираются таким образом, чтобы обеспечивались наименее благоприятные условия нагружения для мачты и платформы. Пример показан на рисунке 1.

А - общая площадь пола, м2;

Рисунок 1 - Пример нагрузки в соответствии с 5.2.2.4 а)

F    о

Ь) если- > 3,0 кН/м ,

0,75А

то номинальная грузоподъемность считается распределенной по площади А2, равной 75 % общей площади пола платформы. Размер и расположение этой площади выбираются таким образом, чтобы обеспечивались наименее благоприятные условия нагружения для мачты и платформы. Пример показан на рисунке 2.

□-О

□-□

Рисунок 2 - Пример нагрузки в соответствии с 5.2.2.4 Ь)

7

СТБ EN 12158-1-2008

5.2.2.5 Если номинальная грузоподъемность равномерно распределена по всей площади платформы с удельной нагрузкой менее 2,5 кН/м2, то при расчете удельная нагрузка в 2,5 кН/м2 должна быть распределена по всей площади А3 платформы (см. рисунок 3).

□-□

□-□

Рисунок 3 - Равномерное распределение нагрузки

5.2.2.6 Усилия при загрузке и разгрузке рассчитываются как результирующие вертикальных и горизонтальных нагрузок, каждая из которых определяется следующим образом:

- вертикальная нагрузка Fv в размере 50 %-ной номинальной грузоподъемности, но не менее 2,0 кН, или для номинальных нагрузок более 20 кН, рассчитанная по формуле

Fv = 4 + 0,3 F,

где Fv- вертикальная нагрузка, кН;

F- номинальная грузоподъемность, кН;

-    горизонтальная нагрузка Fh в размере 15 %-ной номинальной грузоподъемности, но не менее 0,3 кН и не более 2,5 кН.

Обе нагрузки должны быть приложены на расстоянии 1/3 ширины входа платформы на уровне пола в наименее благоприятном направлении и месте. Нагрузка на мачту и на платформу рассчитывается как минимум для следующих точек ее приложения при загрузке и разгрузке:

-    порог платформы;

-    передний край рампы или выступающей части, которая не опирается на погрузочную площадку.

Остальная часть номинальной нагрузки должна быть приложена в центре платформы Fv1.

При проектировании порога погрузочной площадки и соответствующих поддерживающих конструкций они рассчитываются на те же нагрузки. Информация об этих нагрузках должна быть приведена в руководстве по эксплуатации.

Рисунок 4 - Пример действия сил при загрузке и разгрузке

8

СТБ EN 12158-1-2008

5.2.2.7    Для подъемников по 5.10.2.2.5 конструкция должна учитывать отказ верхнего концевого выключателя остановки в сочетании со столкновением подъемника с грузом и без него с верхними буферными устройствами. Необходимо принимать в расчет предельный крутящий момент при заторможенном двигателе и инерцию системы привода.

5.2.2.8    Результирующая нагрузка при перемещении груза определяется путем умножения всех фактических нагрузок (платформы, номинальной грузоподъемности, канатов и т. д.) на коэффициент динамической нагрузки д:

д= (1,1 + 0,264v), где v равно номинальной скорости подъемника, м/с.

Коэффициент динамической нагрузки можно определять альтернативным способом, если он может обеспечить более высокую точность.

5.2.2.9    Для определения нагрузки, возникающей при работе устройства безопасности ограничения скорости, необходимо умножить результирующую нагрузку на коэффициент 2,5.

Можно использовать меньший коэффициент, но не менее 1,2, который должен быть проверен при испытаниях под нагрузкой, превышающей грузоподъемность в 1,3 раза, учитывая силу инерции системы привода.

5.2.2.10    Поверхность пола платформы должна быть спроектирована таким образом, чтобы она могла выдерживать без остаточной деформации статическую нагрузку 1,5 кН или 25 % номинальной грузоподъемности (в зависимости от того, какая нагрузка больше), но в любом случае не более 3 кН. Нагрузка должна быть приложена в наименее благоприятном месте на квадрат площадью 0,1 х о,1 м.

5.2.2.11    Расчет ветровой нагрузки

Аэродинамическое давление q рассчитывают по формуле:

где q - давление, Н/м2; vw - скорость ветра, м/с.

Во всех случаях необходимо учитывать, что ветер может дуть горизонтально в любом направлении, и выбирать наименее благоприятное направление.

Расчет должен производиться по ISO 4302 с учетом следующих требований.

5.2.2.11.1    Ветровая нагрузка на платформу

При расчете ветровой нагрузки на платформу следует считать, что стены и ограждения платформы являются сплошными, и применять аэродинамический коэффициент с, равный 1,2. Коэффициент 1,2 учитывает как коэффициент формы, так и коэффициент безопасности.

5.2.2.11.2    Ветровое давление

При расчете ветрового давления на подъемник следует учитывать три следующих условия.

5.2.2.11.2.1    Действие ветра при рабочем состоянии

Независимо от высоты минимальное значение ветрового давления q должно быть равно 250 Н/м2, что соответствует скорости ветра vw, равной 20 м/с.

5.2.2.11.2.2    Действие ветра при нерабочем состоянии

Ветровое давление при нерабочем состоянии подъемника зависит от его высоты над грунтом и географической зоной, в которой установлен подъемник.

Значения ветрового давления при нерабочем состоянии приведены в таблице 2.

В расчет следует принимать минимальное давление ветра.

Таблица 2 - Минимальное давление ветра

Высота частей подъемника над уровнем земли Н, м

Давление ветра для географических зон от А до Е q, Н/м2

А/В

С

D

Е

0 < Н < 10

544

741

968

1225

10 < Н < 20

627

853

1114

1410

20 < Н < 50

757

1031

1347

1704

50 < Н < 100

879

1196

1562

1977

100 < Н < 150

960

1306

1706

2159

Зоны от А до Е выбираются на основании Европейской карты штормовых ветров (приложение А).

5.2.2.11.2.3 Ветровая нагрузка при монтаже и демонтаже

Независимо от высоты минимальное значение ветрового давления q должно быть равно 100 Н/м2, что соответствует скорости ветра vw, равной 12,5 м/с.

5.2.2.12    При расчетах следует принимать во внимание погрешности при монтаже как минимум 0,5°.

5.2.2.13    Усилия, создаваемые нижними буферными устройствами, должны соответствовать ускорению замедления 2 д, если меньшие значения не могут быть обоснованы.

Усилия, создаваемые верхними буферными устройствами, должны соответствовать ускорению замедления 1 д, если меньшие значения не могут быть обоснованы.


5.2.3 Коэффициенты безопасности 5.2.3.1 Стальные конструкции

а) Допускаемые напряжения



где fy - предел текучести, Н/мм2;

Sy- коэффициент безопасности по пределу текучести.


Ь) Расчеты в соответствии со второй теорией прочности (теорией наибольших продольных деформаций)

Расчеты напряжений должны проводиться с учетом деформаций конструкции. Это крайне важно при расчете тонкостенной конструкции или при использовании материалов с низким модулем упругости. Это можно сделать, используя вторую теорию прочности.

/, К


— или —

S>< Sy


в зависимости от того, какое значение наиболее опасно,


где /у- фактический предел текучести, Н/мм2.

Коэффициенты безопасности для предела текучести fy и /у должны быть не менее значений, приведенных в таблице 3, которая взаимосвязана с таблицей 5.


Таблица 3 - Коэффициенты безопасности для стальных конструкций

Нагрузка

Коэффициент безопасности Sy

А

1,5

В

1,33

С

1,25


5.2.3.2 Алюминиевые конструкции

а) Допускаемые напряжения


_ fv


или


принимают меньшее значение,


где fu - предел прочности при растяжении, Н/мм2;

Su - коэффициент безопасности по прочности при растяжении.


Ь) Расчеты в соответствии со второй теорией прочности (теорией наибольших продольных деформаций)


Расчеты напряжений должны проводиться с учетом деформаций конструкции. Это крайне важно при расчете тонкостенной конструкции или при использовании материалов с низким модулем упругости. Это можно сделать, используя вторую теорию прочности.


fy    fu

о0 = — или — принимают меньшее значение.

S,,


Коэффициенты безопасности для предела текучести fy и /„должны быть не менее значений, приведенных в таблице 4, которая взаимосвязана с таблицей 5.


Таблица 4- Коэффициенты безопасности для алюминиевых конструкций

Нагрузка

Коэффициент безопасности при расчете по пределу текучести Sy

Коэффициент безопасности при расчете по пределу прочности при растяжении S„

А

1,70

2,50

В

1,55

2,25

С

1,41

2,05

5.2.4 Примеры нагрузок, различные сочетания нагрузок и усилий, применяемых при расчете

Таблица 5 - Варианты нагружения

Номер

нагрузки

Варианты нагружения

Усилия и результаты в соответствии с 5.2.2 (X)1

Нагрузка21

1 а

Обычная эксплуатация (элементы конструкции, включая мачту, растяжки мачты, опорную раму и все прочие неподвижные части конструкции)

(1) 3), (3), (11.2.1), (12)

(2) , умноженное на (8) (4), умноженное на (8)

А

1 b

Обычная эксплуатация: платформа

(11.2.1)

(2), умноженное на (8) (4), умноженное на (8)

А

II а

Обычное нагружение платформы: мачты

(1), (2), (3) (6), (11.2.1)

А

II b

Обычное нагружение платформы: платформа

(2), (6) (11.2.1)

А

III а

Предельное нагружение: мачта

(1) 3), (3), (7), (11.2.1), (12)

(2) , умноженное на (8) (4), умноженное на (8)

С

III b

Предельное нагружение: платформа

(7), (11.2.1),

(2), умноженное на (8) (5), умноженное на (8)

С

IV а

Нагрузки, возникающие вследствие срабатывания устройств безопасности: мачта

(1) 3), (3), (11.2.1), (12)

(2) , умноженное на (9) (4), умноженное на (9)

С

IV b

Нагрузки, возникающие вследствие срабатывания устройств безопасности: платформа

(11.2.1)

(2), умноженное на (9) (4), умноженное на (9)

С

IV с

Нагрузки, возникающие вследствие срабатывания устройств безопасности: устройство безопасности

(2), умноженное на (9) (4), умноженное на (9)

С

V

Случайное нерабочее состояние: мачта

(1), (3), (11.2.2), (12)

В

VI

Предельная нагрузка на буферное устройство Действие верхних буферных устройств на мачту и платформу

Действие нижних буферных устройств на мачту и платформу

(1), (2), (7), (13) (1), (2), (4), (13)

С

VII

Специальная опорная конструкция для опускания платформы Применяемая регулярно Редко применяемая

(3), (6), (11.2.1) (3), (11.2.1)

А

В

Окончание таблицы 5

Номер

нагрузки

Варианты нагружения

Усилия и результаты в соответствии с 5.2.2 (X)1

Нагрузка21

VIII

Монтаж (элементы конструкции, включая мачту, растяжки мачты, опорную раму и все прочие неподвижные части конструкции)

(1) 3), (3), (11.2.1), (12)

(2) , умноженное на (8) (4), умноженное на (8)

В

11 X относится к соответствующему подразделу 5.2.2. Например, для нагрузки II b (обычное нагружение платформы, платформа) необходимо принимать в расчет силы и нагрузки по 5.2.2.2, 5.2.2.6 и 5.2.2.11.2.1. Они указаны в таблице в сокращенной форме (2), (6), (11.2.1).

21 См. таблицу 3 и таблицу 4.

3) Если платформа направляется механизмом пантографного типа, то собственный вес пантографа следует умножить на коэффициент динамической нагрузки по 5.2.2.8.

5.2.5 Устойчивость

Для подъемников, находящихся в свободно стоящем положении в ходе монтажа, и для подъемников, которые в режиме работы находятся в свободно стоящем положении, следует использовать нагрузки и коэффициенты, приведенные в таблице 6.

Все восстанавливающие силы имеют коэффициент 1,0.

Таблица 6 - Коэффициенты безопасности по устойчивости So для различных опрокидывающих сил

Нагрузки или силы

По 5.2.2{Xf

Коэффициент безопасности So

Собственный вес, в статическом положении

(1), (3)

1,1

Собственный вес, в движении

(2)

1,5

Номинальные грузоподъемности

(4), (5), (6)

1,5

Силы ветра при рабочем состоянии

(11.2.1)

1,2

Силы ветра при нерабочем состоянии

(11.2.2)

1,2

Силы ветра при монтаже и демонтаже

(11.2.3)

1,2

Погрешность при монтаже

(12)

1,0

11 См. сноску11 таблицы 5.

Сумма 1 моментов стабилизирующих сил должна быть больше или рана сумме 1 опрокидывающих моментов, умноженных на соответствующий коэффициент безопасности по устойчивости S0.

5.2.6 Расчет на выносливость деталей привода и системы торможения

5.2.6.1    Для всех несущих деталей, работающих под нагрузкой, должен быть произведен расчет по выносливости. При расчете необходимо учитывать переменную величину напряжений и количество циклов нагружения, которые могут быть кратны количеству циклов рабочих циклов подъемника.

Для определения количества циклов нагружения изготовитель должен принимать во внимание следующее:

-    22500 подъемов с 50 %-ной максимальной номинальной грузоподъемностью на платформе;

-    22500 спусков с порожней платформой;

-    для расчета приводов следует принимать длину пути 20 м для каждого движения (ускорение от состояния покоя до номинальной скорости - движение с номинальной скоростью - замедление до полной остановки) (см. также 7.1.2.10).

Для каждой детали следует принимать в расчет наименее благоприятное сочетание движений вверх и вниз.

Примечание - Количество движений для грузовых подъемников принимается 4,5 * 104 - прерывистый режим

работы (например, 15 лет, 30 недель в год, 25 часов в неделю, 4 перемещения в час).

5.2.6.2    Каждый вал должен иметь минимальный коэффициент безопасности 2,0 относительно предела выносливости с учетом концентрации напряжений.

СТБ EN 12158-1-2008

5.3 Опорная рама

5.3.1    Опорная рама подъемника должна быть спроектирована таким образом, чтобы выдерживать все нагрузки, действующие на подъемник, и иметь возможность передавать их на несущую поверхность.

5.3.2    Устройства, передающие нагрузки на несущую поверхность, не должны опираться на пружины или пневматические колеса.

5.3.3    Если предусмотрены регулируемые устройства передачи нагрузок на грунт, опоры должны иметь шарнир, позволяющий ее перемещение во всех плоскостях под углом не менее 15° от горизонтали для предотвращения напряжений изгиба в конструкции. Если опора не поворотная, то при расчетах следует принимать наибольшее напряжение изгиба.

5.4 Мачта, растяжки и буферные устройства

5.4.1    Конструкция направляющих и мачт

5.4.1.1    Направляющие могут являться частью мачты или частью механизма пантографного типа. Направляющие должны быть жесткими; гибкие элементы, такие как проволочные канаты или цепи, использоваться не должны.

Отклонение любой части мачты или платформы должно быть ограничено во избежание столкновений (например, с погрузочными площадками).

5.4.1.2    Направляющие или мачты должны быть спроектированы таким образом, чтобы выдерживать все нагрузки по 5.2.

5.4.1.3    Соединения секций мачты, направляющих или рычагов пантографа должны обеспечивать эффективное перемещение груза и быть соосными. Отсоединение должно быть возможным только при ручном воздействии.

5.4.1.4    Точки поворота механизма пантографного типа должны быть спроектированы так, чтобы был возможен их внешний осмотр.

5.4.1.5    Крепление приводных элементов (например, рейки) к направляющей или мачте должно быть спроектировано так, чтобы приводные элементы сохраняли правильное положение, а нагрузка передавалась на мачту без ослабления креплений, например при помощи контргайки.

5.4.2    Растяжки мачты

Растяжки должны выдерживать все нагрузки по 5.2. Особое внимание следует обратить на силы, возникающие при монтаже и демонтаже.

5.4.3    Буферные устройства

5.4.3.1    Движение платформы должно ограничиваться снизу буферными устройствами.

5.4.3.2    При номинальной грузоподъемности на платформе и при скорости, равной номинальной скорости, увеличенной на 0,2 м/с, среднее замедление платформы при действии нижних буферных устройств не должно превышать 2 д.

5.4.3.3    Буферные устройства должны быть предусмотрены в верхней части окончания движения, где нет верхнего концевого выключателя (см. 5.2.2.13).

5.4.3.4    Без нагрузки платформы при ее номинальной скорости среднее ускорение замедления платформы при действии верхних буферных устройств не должно превышать 1 g (см. 5.2.2.13).

5.4.3.5    Масляные буферные устройства должны быть оснащены устройством проверки уровня масла. Электрически безопасный выключатель должен контролировать перемещение масляного буфера, чтобы платформа не могла приводиться в движение обычным способом, если буферное устройство находится в сжатом положении.

5.5    Защита рабочей зоны и доступ к погрузочной площадке

5.5.1 Общие положения

При установке и использовании подъемник должен иметь:

-    ограждение опорной рамы;

-    защиту рабочей зоны;

-    двери в каждой точке доступа.

Эти устройства должны предотвращать случаи травмирования людей подвижными частями, а также падение в рабочую зону. Проектирование данных устройств приведено в 5.5. Руководство по правильному применению этих устройств приведено в информации по эксплуатации (раздел 7), а методы контроля устройств приведены в разделе 6.

13

5.5.2 Ограждение опорной рамы подъемника

5.5.2.1    Ограждение опорной рамы подъемника должно обеспечивать защиту со всех сторон на высоте не менее 2,0 м и должно соответствовать 5.5.4 и EN 294:1992 (таблица 1). Исключения приведены в 5.5.2.2.

5.5.2.2    За исключением подъемников с механизмом пантографного типа, ограждение опорной рамы подъемника может быть менее 2,0 м, но не менее 1,1 м, с учетом того, что:

-    расстояние между ограждением опорной рамы и любой подвижной частью подъемника должно составлять не менее 0,5 м и не более 2 м (в целях снижения вероятности скопления материала внутри ограждения опорной рамы);

-    ограждение опорной рамы включает защитное устройство, состоящее из защитных планок, расположенных с промежутками не более 0,6 м;

-    защита обеспечивается по 5.5.4;

-    тормозной путь платформы с номинальной грузоподъемностью и номинальной скоростью составляет 0,2 м при направлении вниз;

-    все движения платформы между уровнем земли и высотой 2,0 м контролируются с уровня опорной рамы, где обеспечивается видимость нижней части подъемника и внутренней части защиты опорной рамы;

-    устройством управления является устройство с автоматическим возвратом в исходное положение для управления по крайней мере самым нижним участком движения, как определено выше, в направлении вверх и вниз;

-    номинальная скорость подъемника в нижнем участке пути, как определено выше, составляет не более 0,7 м/с.

Если части ограждения расположены на расстоянии менее 0,5 м от подвижных частей подъемника, должны выполняться требования EN 294:1992 (таблица 1).

5.5.2.3    Если для технического обслуживания доступ осуществляется через двери погрузочной площадки, они должны открываться изнутри.

5.5.3    Доступ к погрузочной площадке

Двери погрузочной площадки должны быть спроектированы таким образом, чтобы не происходило столкновений между подвижными частями подъемника при установке согласно руководству по эксплуатации (см. 7.1.2.7.3).

5.5.3.1    Погрузочная площадка, на которой загрузка и разгрузка производятся на уровне пола

5.5.3.1.1    Двери погрузочной площадки не должны открывать доступ к рабочей зоне.

5.5.3.1.2    Двери погрузочной площадки должны соответствовать требованиям 5.5.4. Если двери выполнены из неперфорированного материала, потребитель должен знать о местонахождении платформы (например, с помощью визуальной панели).

5.5.3.1.3    Горизонтальные и вертикальные раздвижные двери должны иметь направляющие, а их движение должно быть ограничено механическими стопорами.

5.5.3.1.4    Вертикальные раздвижные дверные панели должны поддерживаться как минимум двумя независимыми элементами подвески. Гибкие элементы подвески должны иметь коэффициент запаса прочности не менее 6 относительно минимального разрывного усилия. Необходимо предусмотреть средства для их удержания на шкивах или звездочках.

Шкивы, применяемые для вертикальных раздвижных дверей, должны иметь диаметр не менее 15 диаметров каната. Концевая заделка каната должна соответствовать 5.7.3.2.1.6.

Любой противовес, используемый при открывании/закрывании двери, должен перемещаться по направляющим и должен быть защищен от спадания с направляющих даже в случае выхода из строя подвески.

Должны быть предусмотрены средства предотвращения попадания пальцев между дверными панелями.

5.5.3.1.5    Двери не должны открываться или закрываться устройством, которое приводится в действие механически движением платформы.

5.5.3.1.6    Если горизонтальное расстояние между краем платформы и порогом погрузочной площадки может быть уменьшено вручную при движении платформы в горизонтальной плоскости, то должно быть не менее двух независимых способов для предотвращения опасности случайных горизонтальных движений платформы.

СТБ EN 12158-1-2008

Максимальное расстояние между закрытыми дверями и любой рукояткой на платформе для уменьшения горизонтального расстояния не должно превышать 0,6 м. Усилие для приведения в действие данной рукоятки не должно превышать 150 Н в горизонтальном направлении, даже при условии наименее благоприятной ветровой нагрузки при рабочем состоянии.

5.5.3.1.7 Двери в полную высоту (см. рисунок 5)

Высота дверей и зазоры должны соответствовать следующим условиям.

5.5.3.1.7.1    Высота проема дверей погрузочной платформы должна быть не менее 2,0 м над порогом погрузочной площадки; в случае, если доступный проем меньше, двери должны занимать всю высоту проема.

5.5.3.1.7.2    Должны быть обеспечены средства для автоматического уменьшения зазоров между платформой и боковым защитным устройством доступа к погрузочной площадке до 150 мм и менее перед тем, как будет открыт доступ с погрузочной площадки на платформу.

5.5.3.1.7.3    Горизонтальное расстояние между порогом платформы и порогом погрузочной площадки не должно превышать 150 мм перед открытием дверей и 50 мм в ходе загрузки и разгрузки.

5.5.3.1.7.4    Горизонтальное расстояние между закрытыми дверями платформы и закрытыми дверями погрузочной площадки или расстояние доступа между дверями в ходе обычной работы не должно превышать 200 мм.

5.5.3.1.7.5    В закрытом положении двери погрузочной площадки должны занимать проемы рабочей зоны.

5.5.3.1.7.6    Свободные расстояния вокруг кромок каждой двери или между секциями дверей должны соответствовать EN 294:1992 (таблица 4), за исключением зазора под дверями, который не должен превышать 35 мм.

Рисунок 5 - Пример дверей погрузочной площадки в полную высоту

5.5.3.1.8 Двери уменьшенной высоты (см. рисунок 6)

Допускается установка двери уменьшенной высоты. Требования, приведенные в 5.5.3.1.7, могут не учитываться, если выполняются следующие условия.

5.5.3.1.8.1 Двери ограждений опорной рамы

-    высота ограждения опорной рамы уменьшена в соответствии с 5.5.2.2;

-    высота двери не менее высоты ограждения опорной рамы подъемника;

-    дверь занимает полную ширину проема в ограждении опорной рамы;

-    дверь выполнена в соответствии с 5.5.4;

-    дверь имеет защитное устройство из защитных планок, расположенных с промежутками не более 0,6 м.

15

5.5.3.1.8.2 Двери на других уровнях

-    высота дверей составляет от 1,1 до 1,2 м;

-    безопасное расстояние А (см. рисунок 6) между боковой стенкой погрузочной площадки вверху двери и любой подвижной частью подъемника при обычном режиме работы составляет не менее 0,85 м или не менее 0,5 м, если номинальная скорость составляет не более 0,7 м/с. Безопасное расстояние В (см. рисунок 6) между стенкой рабочей зоны вверху двери и любой подвижной частью подъемника при обычном режиме работы составляет не менее 0,75 м или не менее 0,4 м, если номинальная скорость составляет не более 0,7 м/с;

-    дверь занимает полную ширину проема и состоит из защитных планок и промежуточной планки, расположенной на половине высоты. Должен быть предусмотрен бортик для ног высотой не менее 150 мм над уровнем пола с зазором от пола не более 35 мм. Если бортик размещается у пола на расстоянии более 300 мм от дверей (только при использовании рампы на платформе), высота может быть уменьшена до 100 мм над уровнем пола. Если любая из нижних частей двери со стороны погрузочной площадки располагается менее чем на 0,5 м от подвижной части подъемника, любой проем двери должен быть защищен материалом, который не позволяет пройти сферическому предмету размером 50 мм;

-    внешний край закрытой двери со стороны подъемника расположен на расстоянии не более 400 мм от порога погрузочной платформы (см. рисунок 6);

-    боковое защитное ограждение доступа к погрузочной площадке должно быть высотой от 1,1 до

1,2 м с промежуточной планкой, расположенной на половине высоты, и бортиком для ног, расположенным на расстоянии не более 150 мм от уровня пола;

-    предусмотрены средства для уменьшения горизонтального расстояния между порогом платформы и порогом погрузочной площадки, а также зазоров между платформой и боковым защитным ограждением доступа до 150 мм перед открытием двери погрузочной площадки и во время, когда она остается открытой, а платформа находится у погрузочной площадки;

-    если боковое защитное ограждение является частью погрузочной площадки и остается на безопасном расстоянии от 50 до 85 см при вертикальном движении платформы, то минимальный зазор между платформой и боковым защитным ограждением должен составлять 100 мм;

-    должны быть предусмотрены средства для уменьшения горизонтального расстояния между порогом платформы и порогом погрузочной площадки до 50 мм в ходе загрузки и разгрузки.

16

СТБ EN 12158-1-2008

Содержание

Введение..................................................................................................................................................IV

1    Область применения..............................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки.............................................................................................................................2

3    Термины и определения........................................................................................................................3

4    Перечень опасностей.............................................................................................................................4

5    Требования и/или меры безопасности.................................................................................................6

6    Проверка................................................................................................................................................33

7    Информация для потребителя............................................................................................................36

Приложение А (обязательное) Европейская карта штормовых ветров.............................................41

Приложение В (обязательное) Электрические устройства, связанные с безопасностью................42

Приложение С (справочное) Алфавитный указатель - Исключено

Приложение D (справочное) Требования по эксплуатации различных типов подъемников...........43

Приложение ZA (справочное) Взаимосвязь европейского стандарта с директивами ЕС................44

Приложение Д.А (справочное) Сведения о соответствии государственных стандартов

ссылочным европейским и международным стандартам......................................45

СТБ EN 12158-1-2008

Рисунок 6 - Пример дверей погрузочной площадки уменьшенной высоты

5.5.3.2 Погрузочные площадки, где загрузка и разгрузка происходит над неподвижным защитным устройством

5.5.3.2.1    Неподвижное защитное устройство площадки должно иметь высоту не менее 1,1 м и соответствовать EN 294:1992.

5.5.3.2.2    Должны быть предусмотрены средства уменьшения горизонтального расстояния между краем платформы и порогом погрузочной площадки до 50 мм и менее в ходе загрузки и разгрузки.

5.5.3.2.3    На высоте более 1,1 м допускается свободное расстояние, если расстояние между неподвижным защитным устройством и любой подвижной частью подъемника в рабочем состоянии составляет не менее 0,85 м или не менее 0,5 м, если номинальная скорость не превышает 0,7 м/с (см. рисунок 7). В противном случае над неподвижным защитным устройством погрузочной площадки должна устанавливаться дверь (см. рисунок 8):

-    в соответствии с 5.5.3.1.1 - 5.5.3.1.6 и 5.5.3.1.7.5;

-    которая должна защищать проем над неподвижным защитным устройством площадки до высоты не менее 2,0 м над полом погрузочной площадки, за исключением случаев, если доступный проем составляет меньшее значение; в указанном случае двери должны занимать весь проем;

-    все проемы вокруг краев дверей или между секциями дверей должны соответствовать EN 294:1992 (таблица 4).

17

Введение

В соответствии с EN 1070 существует иерархическая структура стандартов в области безопасности:

а) стандарты типа А (основополагающие стандарты по безопасности), содержащие основные концепции, принципы конструирования и общие аспекты, которые могут быть применены к оборудованию всех видов;

в) стандарты типа В (групповые стандарты по безопасности), относящиеся к одному аспекту безопасности или к одному типу защитного устройства, применяющиеся для оборудования, имеющего широкий диапазон использования:

-    стандарты типа В1 распространяются на определенные аспекты безопасности (например, безопасное расстояние, температура поверхности, шум);

-    стандарты типа В2 распространяются на устройства, обеспечивающие безопасность (например, двуручный орган управления, блокирующее устройство);

с) стандарты типа С (стандарты по безопасности машин), содержащие детальные требования по безопасности отдельных видов машин или группы однородных машин.

Настоящий стандарт относится к стандартам типа С и рассматривает требования безопасности, предъявляемые к строительным грузовым подъемникам.

Опасности, рассматриваемые в настоящем стандарте, приведены в области применения. Общие опасности, характерные для всех видов оборудования, приведены в EN 292.

Если требования настоящего стандарта отличаются от положений, которые установлены в стандартах типа А или В, то требования настоящего стандарта имеют приоритет над положениями других стандартов.

EN 12158 состоит из двух частей, имеющих групповой заголовок «Подъемники строительные грузовые»:

-    часть 1. Подъемники с доступной платформой;

-    часть 2. Наклонные подъемники с недоступными грузоподъемниками.

IV

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Подъемники строительные грузовые Часть 1

ПОДЪЕМНИКИ С ДОСТУПНОЙ ПЛАТФОРМОЙ

Пад'ёмнш будаушчыя грузавыя Частка 1

ПАД'ЁМН1К1 3 ДАСТУПНАЙ ПЛАТФОРМАЙ

Builders' hoists for goods Part 1

Hoists with accessible platforms

Дата введения 2008-10-01

1 Область применения

1.1    Настоящий стандарт распространяется на механизированные, временно устанавливаемые строительные подъемники (далее - подъемники), предназначенные для эксплуатации лицами, которым разрешен доступ на строительные площадки и обслуживание площадок для различных уровней:

-    предназначенные только для транспортирования грузов;

-    движущиеся по направляющим;

-    движущиеся вертикально или вдоль направляющих с отклонением не более 15° от вертикали;

-    опорные или подвесные с канатной, цепной, реечной передачами, гидравлическим механизмом (прямого и непрямого действия) или механизмом подъема пантографного типа;

-    с установочными мачтами, которые требуют или не требуют поддержки отдельных элементов;

-    доступные при загрузке и разгрузке проинструктированным работникам;

-    управляемые специально назначенными операторами;

-    доступные для перемещения уполномоченных и компетентных лиц в ходе монтажа, демонтажа, техобслуживания и осмотра.

1.2    Настоящий стандарт устанавливает опасности, приведенные в разделе 4, которые возникают на различных стадиях срока службы подъемников, а также меры по предотвращению или уменьшению опасностей при эксплуатации подъемников, которые должны быть указаны изготовителем.

1.3    Настоящий стандарт не устанавливает дополнительные требования к:

-    работе в чрезвычайных условиях (например, экстремального климата, сильных магнитных полей);

-    защите от удара молний;

-    работе по специальным правилам (например, в потенциально взрывоопасных средах);

-    электромагнитной совместимости (помехоэмиссия, помехоустойчивость);

-    перемещению грузов, природа которых может привести к возникновению опасных ситуаций (например, расплавленного металла, кислот или щелочей, радиоактивных материалов, хрупких грузов);

-    использованию двигателей внутреннего сгорания;

-    использованию дистанционного управления;

-    опасным ситуациям в ходе производства;

-    опасным ситуациям в результате движения;

-    опасным ситуациям в результате установки над дорогой общего пользования;

-    работе при землетрясении;

-    уровню шума.

1.4    Настоящий стандарт не распространяется на:

-    строительные подъемники для перемещения людей совместно с грузами;

-лифты по EN 81-1:1998, EN 81-2:1998 и EN 81-3:2000;

-    наклонные подъемники по EN 12158-2;

-    рабочие кабины, подвешенные на подъемном оборудовании;

-    рабочие платформы, устанавливаемые на вилочных погрузчиках;

-    рабочие платформы;

Издание официальное

-    фуникулеры;

-    лифты, предназначенные для военных целей;

-    шахтные подъемники;

-    театральные подъемники;

-    подъемники специального назначения.

1.5 Настоящий стандарт рассматривает установку подъемника. Она включает опорную раму и корпус, кроме конструкции бетонного, деревянного или другого основания подъемника. Она включает конструкцию растяжек мачты, но не регламентирует конструкцию анкерных болтов для их крепления. Рассматривается конструкция дверей погрузочной площадки и их рам, но не регламентируется конструкция анкерных болтов для их крепления.

Требования настоящего стандарта распространяются на подъемники, технические задания на разработку которых утверждены после ввода в действие настоящего стандарта.

2 Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные документы. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа, для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного документа (включая все его изменения).

EN 81-1:1998 Требования безопасности к конструкции и установке лифтов. Часть 1. Лифты электрические

EN 81-2:1998 Требования безопасности к конструкции и установке лифтов. Часть 2. Лифты гидравлические

EN 81-3:2000 Требования безопасности к конструкции и установке лифтов. Часть 3. Грузоподъемники электрические и гидравлические

EN 292-2:1991 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические правила и технические требования (включая изменение А1:1995)

EN 294:1992 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону

EN 349:1993 Безопасность машин. Минимальные расстояния для предотвращения защемления частей человеческого тела

EN 811:1996 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения нижних конечностей от попадания в опасную зону

EN 894-1:1997 Безопасность машин. Эргономические требования к оформлению индикаторов и органов управления. Часть 1. Общие принципы при взаимодействии оператора с индикаторами и органами управления

EN 982:1996 Безопасность оборудования. Требования безопасности к гидравлическим и пневматическим системам и их компонентам. Гидравлика

EN 1037:1995 Безопасность машин. Предотвращение неожиданного пуска

EN 1088:1995 Безопасность машин. Блокировочные устройства, связанные с защитными устройствами. Принципы конструирования и выбора

EN 60204-1:1997 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования

EN 60204-32:1998 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 32. Требования к грузоподъемным механизмам

EN 60529:1991 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (1Р-код)

EN 60947-4-1:2001 Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 4-1. Контакторы и пускатели. Электромеханические контакторы и пускатели

EN 60947-5-1:1997 Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 5-1. Аппараты и коммутационные элементы цепей управления. Электромеханические аппараты для цепей управления EN ISO 12100-1:200s1’ Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика

EN ISO 13849-1:20061 2 Безопасность машин. Элементы систем управления, связанные с обеспечением безопасности. Часть 1. Общие принципы конструирования

EN ISO 13850:20063 Безопасность машин. Аварийный останов. Принципы конструирования

СТБ EN 12158-1-2008

ISO 2408:2004 Канаты стальные проволочные общего назначения. Минимальные требования

ISO 4302:1981 Краны. Оценка ветровой нагрузки

ISO 4309:2004 Краны. Проволочные канаты. Обслуживание, ремонт, установка, контроль и отбраковка

ISO 6336-1:2006 Расчет допустимой нагрузки для прямозубых и косозубых цилиндрических зубчатых передач. Часть 1. Основные принципы, введение и общие воздействующие факторы

ISO 6336-2:2006 Расчет допустимой нагрузки для прямозубых и косозубых цилиндрических зубчатых передач. Часть 2. Расчет критической выносливости поверхности (точечная коррозия)

ISO 6336-3:2006 Расчет допустимой нагрузки для прямозубых и косозубых цилиндрических зубчатых передач. Часть 3. Расчет прочности зубьев на изгиб

ISO 6336-5:2003 Расчет допустимой нагрузки для прямозубых и косозубых цилиндрических зубчатых передач. Часть 5. Прочность и качество материалов

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют термины с соответствующими определениями:

3.1    строительный подъемник (builders hoist): Временно устанавливаемое подъемное оборудование, предназначенное для загрузки и разгрузки на инженерных и строительных площадках, оснащенное рабочей платформой, кабиной или иным направляемым грузоподъемным устройством.

3.2    номинальная грузоподъемность (rated load): Максимальная нагрузка, с которой предназначен работать подъемник.

3.3    номинальная скорость (rated speed): Скорость платформы грузоподъемного устройства, с которой предназначен работать подъемник.

3.4    канатный подъемник (wire rope hoist): Подъемник, в котором в качестве системы подъема груза используется канат.

3.5    жесткий привод (positive drive): Привод, использующий устройства, отличные от фрикционных.

3.6    гидравлический подъемник (hydraulic hoist): Подъемник, в котором используется гидравлический механизм подъема прямого или непрямого действия для подъема груза.

3.7    подъемник с реечной передачей (rack and pinion hoist): Подъемник, в котором в качестве механизма подъема груза используется реечная передача.

3.8    механизм пантографного типа (expanding linkage mechanism): Система механического соединения (типа «ножницы»), которая поддерживает и перемещает платформу посредством увеличения или уменьшения длины исполнительного механизма.

3.9    опорная рама (base frame): Нижняя часть основания подъемника, на которую устанавливаются остальные комплектующие изделия.

3.10    направляющие (guides): Жесткие элементы, направляющие движение грузоподъемного устройства.

3.11    мачта (mast): Конструкция, поддерживающая и направляющая платформу.

3.12    секция мачты (mast section): Неделимая часть мачты между двумя смежными сочленениями мачты.

3.13    растяжка мачты (mast tie): Система соединения между мачтой и любой строительной конструкцией, обеспечивающей боковую поддержку мачты.

3.14    рабочая зона (hoistway): Общая зона, по которой проходит грузоподъемное устройство и груз.

3.15    рабочая платформа (platform): Составная часть грузоподъемника, включающая пол, стены и входы.

3.16    тормозной путь (stopping distance): Расстояние, проходимое рабочей платформой с начала торможения до полной остановки.

3.17    устройство ограничения скорости (overspeed safety device): Механическое устройство для остановки и удержания платформы в неподвижном состоянии в случае превышения скорости при движении вниз.

3.18    разгруженный канат (slack горе): Канат, обычно находящийся в натянутом состоянии, с которого сняты все внешние нагрузки.

3.19    заделка концов каната (wire rope termination): Приспособление на конце каната, позволяющее осуществлять его закрепление.

3.20    погрузочная площадка (landing): Уровень здания или строения для загрузки и разгрузки грузоподъемного устройства.

3

3.21    безопасное расстояние (safety distance): Минимальное расстояние между любой подвижной частью подъемника и точкой доступа.

3.22    защитное ограждение (guard rail): Стационарное оборудование, помимо дверей, которое используется для предотвращения падения человека или его попадания в опасную зону.

3.23    обычный режим работы (normal operation): Обычные рабочие условия для оборудования, когда оно используется для перемещения грузов, не включая техобслуживание, монтаж, демонтаж и т. д.

3.24    рабочее состояние (in service): Режим использования подъемника в случае нахождения платформы в каком-либо положении, с грузом или без него, в движении или неподвижно.

3.25    нерабочее состояние (out of service): Установка и расположение платформы в положении, обеспечивающем максимальную защиту от ветра. Обычно это уровень земли, хотя и не обязательно. Платформа не загружена.

3.26    квалифицированный специалист (competent person): Лицо, прошедшее соответствующее обучение, имеющее необходимые знания и практический опыт, получившее надлежащие инструкции по выполнению требуемых работ.

4 Перечень опасностей

Перечень опасностей, указанный в таблицах, соответствует EN ISO 12100-1:2003, EN 292-2:1991/ А1:1995.

В таблицах 1.1 и 1.2 приведен перечень опасностей, рассматриваемых в настоящем стандарте, а также меры по их предотвращению или уменьшению.

Опасности, не рассматриваемые в настоящем стандарте, и несущественные опасности, для которых не приведены меры по их предотвращению, отмечены в соответствующей графе как «не учитывается».

Таблица 1.1 - Перечень основных опасностей, характерных для подъемников

Опасности

Рассмотрение опасностей

в настоящем стандарте

1 Механические опасности

1.1 Опасность раздавливания

5.5.2, 5.5.3, 5.5.6, 5.7.2, 7.1.2.7, 7.1.2.8

1.2 Опасность пореза

5.5, 5.6.1.2, 5.7.2, 7.1.2.7, 7.1.2.8

1.3 Опасность разрезания или раздробления

5.5, 5.6.1.2, 5.7.2, 7.1.2.7, 7.1.2.8

1.4 Опасность захвата

5.7.2

1.5 Опасность затягивания или захвата

5.5.2, 5.5.3, 5.6.1.2, 5.7.2, 7.1.2.7

1.6 Опасность удара

5.4.3, 5.6.2, 7.1.2.7, 7.1.2.8

1.7 Опасность укола или прокалывания

Не учитывается

1.8 Опасность, связанная с трением или износом

5.5.2, 5.5.3, 7.1.2

1.9 Опасность выброса жидкости под высоким давлением

5.7.3.3, 5.8

1.10 Опасность выброса деталей

5.6.1.2

1.11 Опасность потери устойчивости

5.2, 5.3, 5.4.1,5.4.2, 5.6.3, 7.1.2.7.3

1.12 Опасность соскальзывания, возможность споткнуться и упасть

5.5, 5.6.1,5.6.2, 5.7.3.3.8, 7.1.2.7.3

2 Электрические опасности

2.1 Электрический контакт

5.9, 7.1.2.7.3

2.2 Электростатический процесс

Не учитывается

2.3 Термическое излучение

Не учитывается

2.4 Внешние воздействия

5.7.4.11,5.9.3

3 Термические опасности

3.1 Ожоги и ошпаривание

Не учитывается

3.2 Потеря трудоспособности при работе в горячей среде

Не учитывается

4 Опасности воздействия шума

4.1 Потеря слуха

Не рассматривается, см.1.3

4.2 Затруднение при речевом общении

Не рассматривается, см.1.3

Окончание таблицы 1.1

Опасности

Рассмотрение опасностей в настоящем стандарте

5 Опасность воздействия вибрации

Не учитывается

6 Опасность радиоактивного излучения

6.1 Электрическая дуга

Не учитывается

6.2 Лазерное излучение

Не учитывается

6.3 Источники ионизирующего излучения

Не учитывается

6.4 Высокочастотные электромагнитные поля

Не рассматривается

7 Опасности, создаваемые обрабатываемыми материалами и веществами, выделяемыми при работе машины

7.1 Контакт с вредными жидкостями, газами, аэрозолями, парами и пылью или их вдыханием

Не учитывается

7.2 Пожаро- или взрывоопасность

Не учитывается

7.3 Биологическая и микробиологическая опасность

Не учитывается

8 Опасности вследствие несоблюдения эргономических принципов при разработке машины

8.1 Нарушение осанки или излишние усилия оператора

5.1,5.5.3.1.6, 7.1.2.7.3

8.2 Отсутствие учета анатомических особенностей рук и ног человека

5.5, 5.7.2, 7.1.2.7

8.3 Неиспользование средств индивидуальной защиты

Не учитывается

8.4 Недостаточное освещение рабочей зоны

7.1.2.7.3

8.5 Психологическая перегрузка или рассеянность, стресс

5.10

8.6 Ошибки оператора

5.6.3, 5.10, 7.1.2.7, 7.1.2.8, 7.2, 7.3

9 Комбинация опасностей

Не рассматривается

10 Опасности вследствие неисправности источника энергии, выхода из строя деталей машины и других функциональных отказов

10.1 Отказ источника энергии

5.7.4.1,5.9.2, 5.11,7.1.2.4.1,7.1.2.5

10.2 Неожиданный выброс деталей машины или жидкостей

5.7.2.3, 5.7.3.3, 5.8

10.3 Выход из строя или сбой системы управления

5.10.2.2, 5.10.3, 5.10.6

10.4 Неисправность крепления

5.4.1,7.1.2.7

10.5 Опрокидывание машины, потеря устойчивости

5.2, 5.3, 5.4, 7.1.2.7

11 Опасности вследствие отсутствия и/или неправильного расположения средств безопасности

11.1 Защитные устройства

5.5, 5.6.1.2, 7.1.2.7

11.2 Устройства, необходимые для обеспечения безопасности

5.5.1,7.1.2.7, 7.1.2.10

11.3 Устройства пуска и останова

5.10.5, 5.10.7, 7.1.2.7, 7.1.2.8

11.4 Знаки и сигналы безопасности

7.2

11.5 Информационные или предупредительные устройства

5.6.3, 7.2

11.6 Устройства отключения источника питания

5.10.6

11.7 Аварийные устройства

5.6.2, 5.11,7.1.2.5, 7.1.2.7, 7.1.2.10

11.8 Средства подачи/удаления обрабатываемых деталей

Не учитывается

11.9 Основное и вспомогательное оборудование для безопасного обслуживания и ремонта и технического обслуживания

7.1.2.5, 7.1.2.7, 7.1.2.10

11.10 Оборудование для отвода газов

Не рассматривается, см.1.3

Таблица 1.2 - Перечень опасностей, создаваемых подъемником в движении

Опасности

Рассмотрение опасностей в настоящем стандарте

Опасности, связанные с движением

12 Недостаточное освещение зоны движения/рабочей зоны

Не рассматривается, см.1.3

13 Опасности внезапного движения, неустойчивости и т. п. при работе

Не рассматривается, см.1.3

14 Несоответствующая/неэргономичная компоновка рабочего места оператора

Не рассматривается, см.1.3

15 Механические опасности

Не рассматривается, см.1.3

16 Опасности при подъемных работах

16.1 Недостаточная устойчивость

5.2.5, 5.3, 5.4.1,5.4.2, 7.1.2.7

16.2 Схождение грузоподъемного устройства с направляющих

5.4.1,5.6.1,5.10.7.2.2

16.3 Недостаточная механическая прочность подъемника и подъемного оборудования

5.2, 5.3, 5.5.4, 5.6, 5.7, 7.1.2.10

16.4 Опасности неконтролируемого движения

5.5.3, 5.6.2, 7.1.2.8

17 Несоответствующая форма траектории движущихся деталей

5.5.2.2, 7.1.2.8

18 Опасности, связанные с ударом молнией

Не рассматривается, см.1.3

19 Опасности нагружения/перегрузки

5.2, 5.6, 7.1.2.8

5 Требования и/или меры безопасности

5.1    Основные положения

Конструкция подъемника должна обеспечивать безопасность при работе, монтаже и демонтаже, а также возможность техобслуживания и транспортирования. Должна быть предусмотрена возможность монтажа подъемника с помощью безопасных средств доступа, которые обеспечиваются соответствующей конструкцией платформы или эквивалентными устройствами.

Конструкция всех составных частей, которые необходимо перемещать в ходе монтажа, например секции мачты, имеющие определенную массу, должна проектироваться с учетом ручного перемещения. Если допустимая масса для перемещения вручную превышена, изготовитель должен предусматривать соответствующее подъемное оборудование.

5.2    Комбинации нагрузок и расчеты

5.2.1    Конструкция подъемника должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы ее прочность была достаточной для всех предусмотренных рабочих условий, включая монтаж, демонтаж, условия низких температур.

Разработка конструкции в целом и каждой детали в отдельности должна основываться на возможности различных комбинаций грузов, которые приведены в 5.2. В комбинации грузов должны учитываться наименее благоприятные положения платформы и груза в отношении мачты и ее растяжек как при вертикальном движении платформы, так и при ее горизонтальном перемещении, например повороте платформы. Растяжки между мачтой и опорной конструкцией рассматриваются как часть конструкции подъемника.

5.2.2    При расчете конструкции подъемника и каждой его составной части необходимо принимать в расчет следующие силы и нагрузки.

5.2.2.1    Общий собственный вес, за исключением платформы и оборудования, которое перемещается вместе с платформой.

5.2.2.2    Собственный вес незагруженной платформы и оборудования, которое перемещается вместе с платформой.

5.2.2.3    Собственный вес рабочих платформ и дверей, если ими обеспечен подъемник.

1

11 Действует взамен EN 292-1:1991.

2

   Действует взамен EN 954-1:1996.

3

   Действует взамен EN 418:1992.