Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

Купить СТБ 1566-2005 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на автомобильные дороги и устанавливает методы испытаний:

— упругих прогибов дорожных одежд нежесткого типа;

— продольной ровности дорожных покрытий;

— шероховатости дорожных покрытий;

— сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

Приведенные в стандарте методы испытаний применяются при строительстве новых, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов, поселков и сельских населенных пунктов.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Статический метод определения упругого прогиба

     4.1 Нормы точности результатов испытаний

     4.2 Средства испытаний

     4.3 Условия испытаний

     4.4 Порядок подготовки к проведению испытаний

     4.5 Порядок проведения испытаний

     4.6 Алгоритм обработки результатов испытаний

     4.7 Порядок оформления результатов испытаний

5 Динамический метод определения упругого прогиба

     5.1 Нормы точности результатов испытаний

     5.2 Средства испытаний

     5.3 Условия испытаний

     5.4 Порядок подготовки к проведению испытаний

     5.5 Порядок проведения испытаний

     5.6 Алгоритм обработки результатов испытаний

     5.7 Порядок оформления результатов испытаний

6 Метод определения продольной ровности дорожных покрытий измерительным оборудованием типа толчкомер

     6.1 Нормы точности результатов измерений

     6.2 Средства измерений

     6.3 Условия измерений

     6.4 Порядок подготовки к проведению измерений

     6.5 Порядок проведения измерений

     6.6 Алгоритм обработки результатов измерений

     6.7 Порядок оформления результатов измерений

7 Профилометрический метод определения продольной ровности дорожных покрытий

     7.1 Нормы точности результатов измерений

     7.2 Средства измерений

     7.3 Условия измерений

     7.4 Порядок подготовки к проведению измерений

     7.5 Порядок проведения измерений

     7.6 Алгоритм обработки результатов измерений

     7.7 Порядок оформления результатов измерений

8 Определение шероховатости дорожных покрытий методом "песчаное пятно"

     8.1 Нормы точности результатов измерений

     8.2 Средства измерений

     8.3 Условия измерений

     8.4 Порядок подготовки к проведению измерений

     8.5 Порядок проведения измерений

     8.6 Алгоритм обработки результатов измерений

     8.7 Порядок оформления результатов измерений

9 Определение шероховатости дорожных покрытий методом профилирования

     9.1 Нормы точности результатов измерений

     9.2 Средства измерений

     9.3 Условия измерений

     9.4 Порядок подготовки к проведению измерений

     9.5 Порядок проведения измерений

     9.6 Алгоритм обработки результатов измерений

     9.7 Порядок оформления результатов измерений

10 Метод определения коэффициента сцепления прибором ударного действия типа ППК

     10.1 Нормы точности результатов испытаний

     10.2 Средства испытаний

     10.3 Условия проведения испытаний

     10.4 Порядок подготовки к проведению испытаний

     10.5 Порядок проведения испытаний

     10.6 Алгоритм обработки результатов испытаний

     10.7 Порядок оформления результатов испытаний

11 Метод определения коэффициента сцепления прибором маятникового типа

     11.1 Нормы точности результатов испытаний

     11.2 Средства испытаний

     11.3 Условия проведения испытаний

     11.4 Порядок подготовки к проведению испытаний

     11.5 Порядок проведения испытаний

     11.6 Алгоритм обработки результатов испытаний

     11.7 Порядок оформления результатов испытаний

12 Определение геометрических параметров дорожной разметки и параметров шероховатости дорожных покрытий прибором типа ИДР-2

13 Метод измерения геометрических параметров

14 Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием деселерометром типа Эффект-02

15 Методика приведения измеренных значений величины коэффициента сцепления колеса конкретного автомобиля с дорожным покрытием к измеренным значениям для автомобильной установки ПКРС-2

16 Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием с пересчетом на измеренные значения для автомобильной установки ПКРС-2

Приложение А (обязательное) Алгоритм обработки результатов измерений

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ Методы испытаний

ДАРОГ1 АУТАМАБ1ЛЬНЫЯ Метады выпрабаванняу

Введено в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 29.03.2010 N8 9

Дата введения 2010-07-01

Раздел 1 дополнить абзацем (после пятого):

«- геометрических параметров (линейных и угловых) поперечного профиля дорожного полотна согласно ТКП 45-3.03-19. а также технических средств организации дорожного движения в соответствии с СТБ 1300».

Раздел 2. Заменить ссылки:

«СТБ 1291-2001» на «СТБ 1291-2007»; «СТБ 8015-2000» на «СТБ 8015-2004»; «СТБ ИСО/МЭК 17025-2001» на «СТБ ИСО/МЭК 17025-2007»;

«СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги» на «ТКП 45-3.03-19-2006 (02250) Автомобильные дороги. Нормы проектирования»; дополнить ссылками:

«ТКП 172-2009 (02191) Обустройство мест производства работ при строительстве, реконструкции. ремонте и содержании автомобильных дорог и улиц населенных пунктов СТБ 1231-2000 Разметка дорожная. Общие технические условия

СТБ 1300-2007 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения ГОСТ 9.302-88 (ИСО 1463-82, ИСО 2064-80. ИСО 2106-82. ИСО 2128-76. ИСО 2177-85. ИСО 2178-82. ИСО 2360-82, ИСО 2361-82. ИСО 2819-80. ИСО 3497-76. ИСО 3543-81, ИСО 3613-80, ИСО 3882-86. ИСО 3892-80. ИСО 4516-80. ИСО 4518-80. ИСО 4522-1-85. ИСО 4522-2-85. ИСО 4524-1-85. ИСО 4524-3-85. ИСО 4524-5-85. ИСО 8401-86) Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия»; сноску 1 и текст сноски исключить.

Терминологические статьи 3.5. 3.6 и 3.7 изложить в новой редакции:

«3.5 индекс ровности международный; IRI: Показатель продольной ровности дорожного покрытия. основанный на моделировании реакции эталонного транспортного средства, движущегося со скоростью 80 км/ч по имеющимся на проезжей части неровностям, и выраженный отношением суммарного перемещения подвески эталонного транспортного средства к расстоянию, преодоленному за время измерений.

3.6    коэффициент сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием (коэффициент сцепления) Ксц: Отношение максимального касательного усилия, действующего вдоль дорожного покрытия на площади контакта сблокированного колеса автомобиля с дорожным покрытием, к нормальной реакции в площади контакта колеса автомобиля с дорожным покрытием.

3.7    упругий прогиб дорожной одежды нежесткого типа (упругий прогиб): Величина восстановленной деформации дорожной одежды нежесткого типа после снятия нагрузки».

Пункт 4.6. Последнее предложение. Заменить ссылку: «СНиП 2.05.02» на «ТКП 45-3.03-19*.

Пункт 8.2. Пятый абзац изложить в новой редакции:

«- диск металлический с резиновой накладкой диаметром 100 мм».

Стандарт дополнить разделами - 12. 13 и структурным элементом - «Библиография»:

«12 Определение геометрических параметров дорожной разметки и параметров шероховатости дорожных покрытий прибором типа ИДР-2

12.1 Сущность метода измерений

Метод основан на определении бесконтактным способом толщины и ширины линии горизонтальной дорожной разметки (далее - геометрические параметры линии разметки), а также средней глубины впадин дорожного покрытия (далее - параметры шероховатости дорожного покрытия).

(Продолжение изменения № 1 к СТБ 1566-2005)

12.2    Нормы точности результатов измерений

Настоящий метод обеспечивает получение результатов измерений с точностью до 1 %.

12.3    Средства измерений и вспомогательное оборудование

Прибор типа ИДР-2 - по (1]. с диапазоном измерений:

-    толщины линии разметки от 0.1 до 5 мм с приведенной погрешностью измерений - ±0.25 %;

-    ширины линии разметки от 50 до 350 мм с абсолютной погрешностью измерений • ±1.0 мм;

-    параметра шероховатости дорожного покрытия от 0.05 до 5 мм с приведенной погрешностью измерений • ±1,0%.

Термометр - по ГОСТ 13646. с ценой деления 1 °С.

12.4    Условия проведения измерений

Измерения производят при температуре воздуха от 10 СС до 30 °С.

Линии разметки и дорожное покрытие должны быть сухими, без пыли и грязи.

12.5    Порядок подготовки к проведению измерений При подготовке к проведению измерений необходимо:

-    обустроить участок проведения измерений в соответствии с требованиями ТКП 172:

-    измерить температуру воздуха;

-    очистить (при необходимости) места измерений.

12.6    Порядок проведения измерений

При измерении геометрических параметров линии разметки прибор устанавливают поперек линии разметки. Места измерений устанавливают в соответствии с СТБ 1231.

При измерении параметра шероховатости прибор устанавливают на поверхность дорожного покрытия. Измерения производят не менее чем в трех точках, равномерно расположенных по ширине дорожного покрытия (на полосах наката и между ними).

Измерения проводят в следующей последовательности:

-    в главном меню программы прибора выбирают строку «Сканировать 01 проходов» и задают количество проходов датчика для сканирования (не менее 3);

-    выбирают режим измерения: «с полосой» (для измерения геометрических параметров линии разметки) или «без полосы» (для измерения параметра шероховатости дорожного покрытия);

• запускают режим измерения.

Геометрические параметры линии разметки и параметр шероховатости дорожного покрытия определяют в миллиметрах согласно показаниям прибора.

12.7    Алгоритм обработки результатов измерений

12.7.1 При обработке результатов измерений параметра шероховатости дорожного покрытия используется следующий алгоритм.

Длина базовой линии принимается равной длине базы сканера прибора (400 мм).

Значение средней линии продольного профиля х0. мм. вычисляется по формуле

^    +    -+Ж.    (9)

П

где х,. х?, х3 ... хп - текущие измеренные значения высоты продольного профиля дорожного покрытия, мм; п    -    число    измерений.

Параметр шероховатости дорожного покрытия h, мм. вычисляется по формуле

h_Axl+Ax:+...+AxK    +    (10)

п    п

где Дх,. Дх?, Дх3 ... Дх„ - абсолютные отклонения значений высоты продольного профиля, измеренных от средней линии.

Изготовитель - НПООО «ПЬЕЗОНЭКС», г. Минск. Держатель подлинников чертежей - Департамент «Бе-лавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ

Методы испытаний

ДАРОГ1 АУТАМАБШЬНЫЯ

Метады выпрабаванняу

Издание официальное

Минстройархитектуры


УДК 625.7/8.001.4(083.74)    МКС    93.080    КП    03

Ключевые слова: автомобильная дорога, дорожная одежда, упругий прогиб, ровность покрытия, индекс ровности международный (IRI), шероховатость, коэффициент сцепления.

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1    РАЗРАБОТАН Республиканским унитарным предприятием по диагностике и контролю за состоянием автомобильных дорог «Белдорцентр» и Республиканским унитарным предприятием Белорусский дорожный научно-исследовательский институт «БелдорНИИ».

ВНЕСЕН департаментом «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22 августа 2005 г. № 208.

В Национальном комплексе технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства настоящий стандарт входит в блок 3.03 «Сооружения транспорта».

3    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

Настоящий стандарт не может быть тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Издан на русском языке © Минстройархитектуры. 2006

С ТБ 1566-2005


Содержание

1    Область применения.....................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки.....................................................................................................................1

3    Термины и определения................................................................................................................2

4    Статический метод определения упругого прогиба......................................................................2

4.2

4.3 4 4

4.5

4.6

4.7

4.1    Нормы точности результатов испытаний.............................................................................2

Средства испытаний.............................................................................................................2

Условия испытаний...............................................................................................................3

Порядок подготовки к проведению испытаний.....................................................................3

Порядок проведения испытаний...........................................................................................3

Алгоритм обработки результатов испытаний.......................................................................4

Порядок оформления результатов испытаний....................................................................4

Динамический метод определения упругого прогиба...................................................................5

5.2

5.3

5.4

5.5 56 5.7

5.1    Нормы точности результатов испытаний.............................................................................5

Средства испытаний.............................................................................................................5

Условия испытаний...............................................................................................................6

Порядок подготовки к проведению испытаний.....................................................................6

Порядок проведения испытаний...........................................................................................6

Алгоритм обработки результатов испытаний.......................................................................6

Порядок оформления результатов испытаний....................................................................6

Метод определения продольной ровности дорожных покрытий измерительным оборудованием типа толчкомер....................................................................................................6

6.2

6.3

64

6.5

6.6 6.7

6.1    Нормы точности результатов измерений.............................................................................6

Средства измерений.............................................................................................................6

Условия измерений...............................................................................................................7

Порядок подготовки к проведению измерений.....................................................................7

Порядок проведения измерений...........................................................................................7

Алгоритм обработки результатов измерений.......................................................................8

Порядок оформления результатов измерений....................................................................8

Профилометрический метод определения продольной ровности дорожных покрытий.............8

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

7.1    Нормы точности результатов измерений.............................................................................8

Средства измерений.............................................................................................................8

Условия измерений...............................................................................................................9

Порядок подготовки к проведению измерений.....................................................................9

Порядок проведения измерений...........................................................................................9

Алгоритм обработки результатов измерений.......................................................................9

Порядок оформления результатов измерений....................................................................9

Определение шероховатости дорожных покрытий    методом «песчаное пятно».........................9

8.1    Нормы точности результатов измерений.............................................................................9

8.2    Средства измерений.............................................................................................................9

8.3    Условия измерений.............................................................................................................Ю

8.4    Порядок подготовки к проведению измерений...................................................................10

in

СТБ 1566-2005


8.5 Порядок проведения измерений.........................................................................................10

8.6 Алгоритм обработки результатов измерений.....................................................................11

8.7    Порядок оформления результатов измерений..................................................................11


9


Определение шероховатости дорожных покрытий методом профилирования ...


9.1    Нормы точности результатов измерений.................................................

9.2    Средства измерений..................................................................................

9.3    Условия измерений....................................................................................

9.4    Порядок подготовки к проведению измерений..........................................

9.5    Порядок проведения измерений................................................................

9.6    Алгоритм обработки результатов измерений............................................

9.7    Порядок оформления результатов измерений.........................................

10 Метод определения коэффициента сцепления прибором ударного действия типа ППК.............................................................................................................

10.1    Нормы точности результатов испытаний..................................................

10.2    Средства испытаний..................................................................................

10.3    Условия проведения испытаний................................................................

10.4    Порядок подготовки к проведению испытаний..........................................

10.5    Порядок проведения испытаний................................................................

10.6    Алгоритм обработки результатов испытаний............................................

10.7    Порядок оформления результатов испытаний.........................................


11 Метод определения коэффициента сцепления прибором маятникового типа.

11.1    Нормы точности результатов испытаний..................................................

11.2    Средства испытаний..................................................................................

11.3    Условия проведения испытаний................................................................

11.4    Порядок подготовки к проведению испытаний..........................................

11.5    Порядок проведения испытаний................................................................

11.6    Алгоритм обработки результатов испытаний............................................

11.7    Порядок оформления результатов испытаний.........................................

Приложение А (обязательное) Алгоритм обработки результатов измерений......


1


...11

...11

...12

...12

...12

...12

...13

...13

...13

...13

...14

...14

...14

...14

...14


...15

...15

...15

...16

...16

...16

...17

...17

...18


IV


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ Методы испытаний

ДАРОГ1 АУТАМ АБШЬНЫЯ Метады выпрабаванняу

Roads Methods of test

Дата введения 2006-07-01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги и устанавливает методы испытаний:

—    упругих прогибов дорожных одежд нежесткого типа;

—    продольной ровности дорожных покрытий;

—    шероховатости дорожных покрытий;

—    сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

Приведенные в настоящем стандарте методы испытаний применяются при строительстве новых, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов, поселков и сельских населенных пунктов (далее —дороги).

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее — ТИПА); 11 СТБ 1114-98 Вода для бетонов и растворов Технические условия

СТБ 1188-99 Вода питьевая Общие требования к организации и методам контроля качества СТБ 1291-2001 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения

СТБ 8003-93 Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения

СТБ 8004-93 Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Метрологическая аттестация средств измерений

СТБ 8015-2000 Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Оборудование испытательное. Порядок аттестации

СТБ ИСО/МЭК 17025-2001 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 577-68 Индикаторы часового типа с ценой деления 0.01 мм. Технические условия ГОСТ 1770-74 (ИСО 1042-83. ИСО 4788-80) Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки Общие технические условия

ГОСТ 6259-75 Реактивы. Глицерин. Технические условия ГОСТ 7328-2001 Гири. Общие технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9921-81 Манометры шинные ручного пользования. Общие технические условия

” СНиП имеет статус технического нормативного правового акта на переходный период до замены на технический нормативный правовой акт в соответствии с Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»

ГОСТ 10528-90 Нивелиры. Общие технические условия

ГОСТ 13646-68 Термометры стеклянные ртутные для точных измерений. Технические условия ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверять действие ТИПА по Перечню технических нормативных правовых актов по строительству, действующих на территории Республики Беларусь, и каталогу.

составленным по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям. 6cy6roceeTO4wweBTt<j»^Me>e^w (изменены), то при попьэовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененными (измененными) ТИПА Если ссылочные ТИПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них. применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    гибкий штамп: Спаренное заднее колесо двухосного автомобиля.

3.2    дорожное покрытие: Верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия атмосферных факторов.

3.3    дорожная одежда нежесткого типа: Дорожная одежда со слоями, устроенными из разного вида асфальтобетона (дегтебетона), из материалов и грунтов, укрепленных битумом, цементом, известью, золой, комплексными и другими вяжущими, а также из каменных материалов (щебня, гравия и др£з4<)жесткий штамп: Площадка, имеющая форму круга, передающая нагрузку на дорожное покрытие от воздействия внешних сил и. при этом, не изменяющая своих геометрических размеров.

3.5    индекс ровности международный (IRI): Показатель продольной ровности дорожного покрытия, основанный на моделировании реакции эталонного транспортного средства, движущегося со скоростью 80 км/ч по имеющимся на проезжей части неровностям Данный показатель выражается отношением суммарного движения подвески эталонного транспортного средства к расстоянию, преодоленному за время измерений.

3.6    коэффициент сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием (Кси) (далее — коэффициент сцепления): Отношение максимального касательного усилия, действующего вдоль дорожного покрытия на площади контакта сблокированного колеса автомобиля с дорожным покрытием. к нормальной реакции в площади контакта колеса автомобиля с дорожным покрытием.

3.7    упругий прогиб дорожной одежды нежесткого типа (далее — упругий прогиб): Величина восстановленной деформации дорожной одежды нежесткого типа после снятия нагрузки.

3.8    характерный участок: Участок дороги, имеющий однородное состояние дорожного покрытия, одинаковые грунтово-геологические условия, интенсивность движения и состав транспортного потока.

3.9    шероховатость дорожного покрытия: Наличие на поверхности дорожного покрытия неровностей, образуемых чередующимися выступами и впадинами, а также собственной шероховатостью каменных материалов или искусственно созданными бороздками на поверхности дорожного покрытия.

4    Статический метод определения упругого прогиба

При статическом методе величина упругого прогиба определяется от действия статической нагрузки, передаваемой на дорожную одежду нежесткого типа через гибкий штамп.

4.1    Нормы точности результатов испытаний

Настоящий метод обеспечивает получение значений упругих прогибов с точностью до 5 %.

4.2    Средства испытаний Испытательная установка, включающая:

—    гибкий штамп с нагрузкой О = (50,0±0,5) кН. эквивалентным диаметром отпечатка на дорожном покрытии (33±3) см и давлением в колесе (0,60±0.05) МПа;

—    прогибомер длиннобазовый типа ПД с диапазоном измерения прогибов от 0 до 20 мм, погрешностью измерения 0,02 мм;

Изготовитель и держатель подлинников чертежей — ФГУП Саратовский научно-производственный центр кРосдортех».

(Продолжение изменения № 1 к СТБ 1566-2005)

Знамение параметра шероховатости дорожного покрытия Л. измеренного прибором ИДР-2. приводится к значению параметра шероховатости Л», измеренного методом «песчаного пятна» в соответствии с разделом 8. с точностью до 0.01 см по формуле

Лер - 0.07 + 0.65Л.    (11)

12.7.2 При обработке результатов измерений геометрических параметров линии разметки используется следующий алгоритм.

Значение средней линии продольного профиля х0. мм. в зоне линии разметки вычисляется по формуле

(12)

п

где х01, х02. Хоз ••• *о/1 -текущие измеренные значения высоты продольного профиля в зоне линии разметки; п    -число измерений.

Значение средней линии продольного профиля х,. мм. вне зоны линии разметки вычисляется по формуле

*■+*»+*■,+■■■+*■.. (13) п

где х,,. х12. х13... х,„ -текущие измеренные значения высоты продольного профиля вне зоны линии разметки; п    -число    измерений.

12.8 Порядок оформления результатов измерений

По результатам выполненных измерений оформляют протокол в соответствии с СТБ ИСО/МЭК 17025.

13 Метод измерения геометрических параметров

13.1    Сущность метода измерений

Сущность метода заключается в определении линейных и угловых размеров объектов измерения. к которым ТИПА, проектной и технологической документацией установлены требования к точности.

13.2    Нормы точности результатов измерений

Настоящий метод обеспечивает получение результатов измерений с точностью до 1 мм.

13.3    Средства измерений

-    линейка металлическая по ГОСТ 427;

-    штангенциркуль по ГОСТ 166;

-    термометр ртутный стеклянный по ГОСТ 13646. с ценой деления 1 °С;

-    рулетка металлическая по ГОСТ 7502.

13.4    Условия проведения измерений

Измерения следует производить при температуре воздуха от 10 "С до 30 °С, если другое не установлено в ТИПА, проектной и технологической документации на объекты измерения.

Объекты измерения должны быть сухими, без пыли и грязи.

13.5    Порядок подготовки к проведению измерений При подготовке к проведению измерений необходимо;

-    обеспечить свободный доступ к объекту измерения;

-    установить (при необходимости) ограждения на участке проведения измерений в соответствии с требованиями ТКП 172;

-    измерить температуру воздуха;

-    очистить (при необходимости) места измерений.

13.6    Порядок проведения измерений

Измерения каждого параметра выполняют не менее двух раз по схемам, приведенным в таблице 9.

Таблица 9


Наименование измеряемого параметра, метод и средства измерения

_1_

1 Измерение длины, ширины, толщины: линейкой


- рулеткой с натяжением вручную



Формула для вычисления измеряемого параметра


х = а? - а,.

где х • значение искомого размера, определяемого в результате измерения;

аг, з2 - начальное и конечное значение отсчета по шкале средства измерения.

а, - значение отсчета по шкале средства измерения


- штангенциркулем


2 Измерение диаметра методом покачивания - линейкой, рулеткой, штангенциркулем


3 Измерение диаметра методом измерения хорды и высоты сегмента


4 Измерение углового размера линейкой рулеткой, штангенциркулем


‘V



х - а2 - аь где а, - начальное значение отсчета по шкале средства измерения.

а2 - максимальное значение отсчета из возможных значений отсчетов (а?. а3. а4)


I



j=-!L+h,

4 хЛ


где d - диаметр;

/.-длина хорды; h - высота сегмента (известна или измеряют при из


вестном L)



а=2 xarcigl


OJxfc -l~) И


)


где а - угловой размер;

/., и L2 - длина отрезков;

/) - расстояние между отрезками Li и /2 (должно составлять от 0.2Я до 0.4Н):

Н - высота измеряемого объекта


(Продолжение изменения № 1 к СТБ 1566-2005)

Окончание таблицы 9

1

2

3

5 Измерение внешнего диаметра методом обертывания рулеткой

шшппш1та)

к

где а2 и а, - максимальное и начальное значение отсчета по шкале средства измерения;

я - 3.1415

6 Измерение глубины, высоты штангенциркулем с глубиномером

глубиномер

гуфз

К = а,,

а; - значение отсчета по шкале средства измерения

7 Измерение внутренних размеров штангенциркулем с губками с кромочными измерительными поверхностями для измерения внутренних размеров

А

а, - значение отсчета по шкале средства измерения

8 Измерение толщины металлических и неметаллических неорганических покрытий, нанесенных электрохимическим. химическим и горячим (оловянные и сплавы олова) способами, а также покрытий.

По ГОСТ 9.302

13.7 Порядок обработки и оформления результатов измерений

Обработку результатов измерений выполняют по формулам, приведенным в таблице 9. и рассчитывают среднеарифметическое значение результатов двух измерений.

Результаты выполненных измерений оформляют протоколом в соответствии с СТБ ИСО/МЭК 17025.

Библиография

[1] ТУ BY 100157580.004-2009 Измеритель дорожной разметки ИДР-2».

(ИУ ТИПА №3-2010)

ИЗМЕНЕНИЕ № 2 СТБ 1566-2005

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ Методы испытаний

ДАРОГ1 АУТАМАБШЬНЫЯ Метады выпрабаванняу

Введено в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 22.06.2011 № 35

Дата введения 2011-09-01

Раздел 2 дополнить ссылками и наименованиями:

«СТБ 1641-2006 Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки

ГОСТ 112-78 Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия».

Раздел 3 дополнить терминологической статьей - 3.6а:

«3.6а нормируемое значение коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием: Значение коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием, установленное ТКП 45-3.03-19 и СТБ 1291.

Примечание - Нормируемое значение коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

применяется при определении по методам ГОСТ 30413 и настоящего стандарта »

Дополнить разделами - 14, 15 и 16:

«14 Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием деселерометром типа «Эффект-02»

14.1    Сущность метода основана на определении значения установившегося замедления испытательного автомобиля при его экстренном торможении.

14.2    Нормы точности результатов испытаний

Настоящий метод обеспечивает получение значения коэффициента сцепления с точностью до 10 %.

14.3    Средства испытаний

Испытательный автомобиль (категории - по СТБ 1641).

Средства измерений:

-    измеритель эффективности тормозных систем автомобиля с функцией контроля параметра установившегося замедления (деселерометр типа «Эффект-02)»*;

-    термометр по ГОСТ 112. с диапазоном измерения от минус 50 °С до плюс 50 °С.

Применяемые средства измерений должны быть поверены согласно СТБ 8003 или аттестованы

по СТБ 8004. испытательное оборудование - аттестовано согласно СТБ 8015. Допускается применять другие средства измерений, метрологические характеристики которых позволяют определять контролируемые показатели с заданной точностью.

14.4    Условия проведения испытаний

Подъезды к местам измерений должны обеспечивать разгон испытательного автомобиля до скорости 40 км/ч с последующей безопасной остановкой при экстренном торможении.

14.5    Порядок подготовки к проведению испытаний

При подготовке к проведению испытаний необходимо:

-    обустроить участок проведения испытаний в соответствии с требованиями ТКП 172;

-    провести измерение температуры воздуха, оценить состояние погодных условий и состояние покрытия.

14.6    Порядок проведения испытаний

Прибор типа «Эффект-02» устанавливают на испытательный автомобиль, подключают к нему датчик усилия и электропитание в соответствии с руководством по его эксплуатации. Испытательный автомобиль разгоняют до скорости (40 ± 5) км/ч и применяют полное экстренное торможение при однократном воздействии на педаль тормоза. Снимают воздействие на педаль тормоза после полной остановки испытательного автомобиля. Снимают показания на индикаторе прибора «Эффект-02» значения

Изготовитель и держатель подлинников чертежей - научно-производственная фирма «Мета* (Россия).

(Продолжение изменения No 2 к С ТБ 1566-2005)

установившегося замедления у. На каждом участке проводят по три испытания, результаты испытаний оформляются по форме в соответствии с таблицей 10.

Таблица 10

Марка, модель и государственный номер автомобиля, марка, модель и номера шин, их состояние, давление воздуха в покрышках

Местоположение начала участка измерения (титул дороги, название улицы, направление движения, км ♦ м. номер дома ит.п.)

Погодные условия, температура воздуха, состояние покрытия

Значение установившегося замедления )h м/с2

Среднее значение коэффициента сцепления К^

Измерение 1

Измерение 2

Измерение 3

Среднее

значение

14.7    Алгоритм обработки результатов испытаний

Среднеарифметическое значение /*> установившегося замедления на измеряемом участке определяется по формуле

j„=^.    00

где УJ, - сумма измеренных значений установившегося замедления.

Определение среднего значения коэффициента сцепления Кси колеса указанного автомобиля с дорожным покрытием осуществляется по формуле

КС11=^.    (15)

8

где g - ускорение свободного падения, g = 9.81 м/с2.

14.8    Порядок оформления результатов испытаний

По результатам испытаний следует оформить протокол. Требования, предьявляемые к оформлению протокола испытаний, изложены в СТБ ИСО/МЭК 17025.

15 Методика приведения измеренных значений величины коэффициента сцепления колеса конкретного автомобиля с дорожным покрытием к измеренным значениям для автомобильной установки ПКРС-2

15.1    Сущность методики заключается в установлении зависимости измеренных значений коэффициента сцепления колеса конкретного автомобиля с дорожным покрытием от измеренных значений автомобильной установки ПКРС-2.

15.2    Нормы точности результатов

Настоящая методика обеспечивает получение результатов с точностью до 5 %.

15.3    Средства испытаний

Испытательный автомобиль (категории М< по СТБ 1641), техническое состояние которого соответствует требованиям (2). Автомобиль должен иметь отметку о прохождении государственного технического осмотра, не должен быть загруженным и не должен быть оборудован антипробуксовочной системой.

Средства измерений:

-    измеритель эффективности тормозных систем автомобиля с функцией контроля параметра установившегося замедления (деселерометр типа «Эффект-02»);

-    термометр по ГОСТ 112. с диапазоном измерений от минус 50 °С до плюс 50 °С;

-    автомобильная установка ПКРС-2 по ГОСТ 30413.

Применяемые средства измерений должны быть поверены согласно СТБ 8003 или аттестованы по СТБ 8004. испытательное оборудование - аттестовано согласно СТБ 8015. Допускается применять другие средства измерений, метрологические характеристики которых позволяют определять контролируемые показатели с заданной точностью.

(Продолжение изменения № 2 к СТБ 1566-2005)

15.4    Условия проведения испытаний

Подъезд к участку испытаний должен обеспечивать работу установки ПКРС-2 в соответствии с ГОСТ 30413 и разгон испытательного автомобиля до скорости 40 км/ч с последующей безопасной остановкой при экстренном торможении. Непосредственно перед проведением испытаний покрытие на участке измерений должно быть увлажнено водой с расходом не менее 1,0 л/м2.

15.5    Порядок подготовки к проведению испытаний

При подготовке к проведению испытаний необходимо:

-    обустроить выбранный участок в соответствии с требованиями ТКП 172;

-    провести три подготовительных экстренных торможения испытательного автомобиля.

15.6    Порядок проведения испытаний

В процессе испытаний на выбранном участке дороги произвести измерение коэффициента сцепления колеса автомобильной установки ПКРС-2 с покрытием (Кг*рс).

Непосредственно после определения значения на выбранном участке дороги в соответствии с 14.5 производится определение значения установившегося замедления испытательного автомобиля /

На выбранном участке производится десять испытаний, результаты оформляются по форме в соответствии с таблицей 11.

Таблица 11

Марка, модель и государственный номер автомобиля, марка, модель и номера шин. показания спидометра

Местоположение начала участка измерения (титул дороги, направление движения. км ♦ м)

Погодные условия, температура воздуха, состояние покрытия

Значение установившегося замедления jh м/с2

I

!

и

г I

О)

X

X

В

а.

«

2

о

S

Измерение 2

Измерение 3

Измерение 4

Измерение 5

Измерение 6

Измерение 7

Измерение 8

Измерение 9

Измерение 10

Среднее значение

15.7 Алгоритм обработки результатов испытаний


Определяется среднеарифметическое значение установившегося замедления на измеряемом участке

где ^ jj - сумма измеренных значений установившегося замедления, та же. что в формуле (14);

N - количество измерений. N = 10.

Отклонение средней величины от математического ожидания (дисперсия) определяется по формуле

S2 =    (17)

N -1

Среднеквадратичное отклонение определяется по формуле

S =    (18)

Затем вычисляется коэффициент вариации v по формуле

(19)

v = -^--100(%). jq>

(Продолжение изменения № 2кСТБ 1566-2005)


Значение коэффициента вариации не должно превышать 5%, в противном случае проводятся повторные испытания. Если после проведения трех испытаний не достигнуто требуемое значение коэффициента вариации, испытательный автомобиль следует заменить.

Определение среднего значения коэффициента сцепления Ксц колеса указанного автомобиля с дорожным покрытием осуществляется по формуле (15).

Коэффициент приведения измеренных значений коэффициента сцепления колеса конкретного автомобиля с дорожным покрытием Кгр к измеренным значениям для автомобильной установки ПКРС-2 определяется по формуле


К


к


пр


к


(20)

пюре


15.8 Порядок оформления результатов испытаний

По результатам испытаний следует оформить протокол. Требования, предъявляемые к оформлению протокола испытаний, приняты в СТБ ИСО/МЭК 17025. В протоколе должны быть указаны следующие сведения:

-    марка, модель и государственный номер транспортного средства:

-    марка, модель и номера шин транспортного средства;

-    пробег по спидометру.


16 Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием с пересчетом на измеренные значения для автомобильной установки ПКРС-2


16.1    Область применения метода распространяется на определение коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием при строительстве новых, реконструкции или эксплуатации существующих автомобильных дорог общего пользования, а также улиц населенных мест. Метод распространяется также на внутрихозяйственные дороги, подъездные и внутренние автомобильные дороги промышленных предприятий и других организаций независимо от их ведомственной принадлежности.

16.2    Нормы точности результатов испытаний

Настоящий метод обеспечивает получение результатов с точностью до 10 %.

16.3    Средства испытаний

В качестве испытательного оборудования используется конкретный автомобиль, у которого измеренные значения коэффициента сцепления колес с дорожным покрытием с применением прибора типа «Эффект-02» приведены к измеренным значениям установки типа ПКРС-2 в соответствии с разделом 15. Срок, определяемый с даты приведения измеренных значений, не должен превышать один календарный год. в течение этого срока не должен производиться ремонт подвески и тормозной системы автомобиля, а также замена шин. Пробег автомобиля с момента приведения измерения значений не должен превышать 10 ООО км.

Средства измерений:

-    измеритель эффективности тормозных систем автомобиля с функцией контроля параметра установившегося замедления типа «Эффект-02»:

-    термометр по ГОСТ 112. с диапазоном измерений от минус 50 °С до плюс 50 °С.

Применяемые средства измерений должны быть поверены согласно СТБ 8003 или аттестованы

по СТБ 8004, испытательное оборудование - аттестовано согласно СТБ 8015. Допускается применять другие средства измерений, метрологические характеристики которых позволяют определять контролируемые показатели с заданной точностью.

16.4    Условия проведения испытаний

На дорогах и улицах испытания следует проводить при движении колес испытательного автомобиля по полосе наката.

Испытания проводятся при температуре не ниже 0 °С.

16.5    Подготовка к испытаниям

Перед испытанием необходимо провести три подготовительных экстренных торможения испытательного автомобиля.

Участки измерения обустраиваются в соответствии с требованиями ТКП 172.


(Продолжение изменения № 2 к СТБ 1566-2005)

16.6 Проведение испытаний

При проведении приемочного и эксплуатационного контроля сцепных качеств дорожного покрытия на протяженных участках (более 1 км) автомобильных дорог и улиц на 1 км производится не менее пяти измерений. Минимальная протяженность отдельного участка измерений - не менее 25 м.

На участке испытаний в соответствии с 14.6 производится определение значения установившегося замедления испытательного автомобиля j.

Результаты оформляют по форме в соответствии с таблицей 12.

Таблица 12

1

та

£

о.

та

3

1

Марка, модель и государственный номер автомобиля, марка, модель и номера шин. их состояние, давление воздуха в покрышках

Местоположение начала участка измерения (титул дороги, название улицы, направление движения, км ♦ м, номер дома и т.п.)

Погодные

условия,

температура

воздуха.

состояние

покрытия

Значения установившегося замедления ),, м/с2

Ко

Кпфс

Измерение 1

м

та

X

X

|

та

2

«*>

Измерение 3

Среднее

значение^

Ко,

16.7 Алгоритм обработки результатов испытаний

Среднее значение установившегося замедления /ср на каждом измеряемом участке определяется по результатам трех измерений по формуле (14).

Коэффициент сцепления колеса испытательного автомобиля с дорожным покрытием определяется по формуле (15).

Откорректированное значение коэффициента сцепления К0 определяется в соответствии с данными таблицы 13 путем алгебраического сложения значений поправок в зависимости от температуры воздуха.

Таблица 13 - Значение поправки к коэффициенту сцепления в зависимости от температуры воздуха

Температура воздуха. ®С

0

+5

+10 '

+15

+20

+25

+30

+35

+40

Поправка

|^о.об

-0.04

-0,03

-0.02

0

+0,01

♦0.02

♦0.02

+0.02

Коэффициент сцепления колеса автомобильной установки ПКРС-2 К^е определяется по формуле

Кпкрс = Ко • Клр.    (21)

где КгР - коэффициент приведения показаний коэффициента сцепления колеса конкретного автомобиля с дорожным покрытием к показаниям автомобильной установки ПКРС-2. тот же. что в формуле (20).

Полученные значения Kvpc сравниваются с нормируемыми значениями коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

16.8 Порядок оформления результатов испытаний

По результатам испытаний следует оформить протокол. Требования, предъявляемые к оформлению протокола, приняты в СТБ ИСО/МЭК 17025. Протокол испытаний должен содержать следующие сведения:

-    местоположение и опознавательные признаки участков испытаний (название дороги и улицы, длина участка испытаний с привязкой к местности, полоса движения, криволинейность в плане, величина продольного уклона):

-    тип покрытия, среднесуточную интенсивность движения и состав транспортного потока на полосе движения, на которой были проведены испытания:

• погодные условия во время испытаний.».

Структурный элемент «Библиография» дополнить ссылкой • [2]:

«(2] Правила дорожного движения

Утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г № 551»

(ИУ ТИПА №6-2011)