Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Дата введения | 01.09.2011 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2018 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Опубликован | ИУ ТНПА № 6-2011 |
Дополняет: | СТБ 1566-2005 |
22.06.2011 | Утвержден | Госстандарт Республики Беларусь | 35 |
---|
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ИЗМЕНЕНИЕ № 2 СТБ 1566-2005
ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ Методы испытаний
Введено в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 22.06.2011 № 35
Раздел 2 дополнить ссылками и наименованиями:
«СТБ 1641-2006 Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки
ГОСТ 112-78 Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия».
Раздел 3 дополнить терминологической статьей - 3.6а:
«3.6а нормируемое значение коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием: Значение коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием, установленное ТКП 45-3.03-19 и СТБ 1291.
Примечание - Нормируемое значение коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
применяется при определении по методам ГОСТ 30413 и настоящего стандарта »
Дополнить разделами - 14, 15 и 16:
«14 Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием деселерометром типа «Эффект-02»
14.1 Сущность метода основана на определении значения установившегося замедления испытательного автомобиля при его экстренном торможении.
Настоящий метод обеспечивает получение значения коэффициента сцепления с точностью до 10 %.
Испытательный автомобиль (категории - по СТБ 1641).
Средства измерений:
- измеритель эффективности тормозных систем автомобиля с функцией контроля параметра установившегося замедления (деселерометр типа «Эффект-02)»*;
- термометр по ГОСТ 112. с диапазоном измерения от минус 50 °С до плюс 50 °С.
Применяемые средства измерений должны быть поверены согласно СТБ 8003 или аттестованы
по СТБ 8004. испытательное оборудование - аттестовано согласно СТБ 8015. Допускается применять другие средства измерений, метрологические характеристики которых позволяют определять контролируемые показатели с заданной точностью.
Подъезды к местам измерений должны обеспечивать разгон испытательного автомобиля до скорости 40 км/ч с последующей безопасной остановкой при экстренном торможении.
При подготовке к проведению испытаний необходимо:
- обустроить участок проведения испытаний в соответствии с требованиями ТКП 172;
- провести измерение температуры воздуха, оценить состояние погодных условий и состояние покрытия.
Прибор типа «Эффект-02» устанавливают на испытательный автомобиль, подключают к нему датчик усилия и электропитание в соответствии с руководством по его эксплуатации. Испытательный автомобиль разгоняют до скорости (40 ± 5) км/ч и применяют полное экстренное торможение при однократном воздействии на педаль тормоза. Снимают воздействие на педаль тормоза после полной остановки испытательного автомобиля. Снимают показания на индикаторе прибора «Эффект-02» значения
Изготовитель и держатель подлинников чертежей - научно-производственная фирма «Мета* (Россия).
(Продолжение изменения No 2 к С ТБ 1566-2005)
установившегося замедления у. На каждом участке проводят по три испытания, результаты испытаний оформляются по форме в соответствии с таблицей 10.
Таблица 10 | ||||||||||||||||||||||||||||
|
14.7 Алгоритм обработки результатов испытаний
Среднеарифметическое значение /*> установившегося замедления на измеряемом участке определяется по формуле
где УJ, - сумма измеренных значений установившегося замедления.
Определение среднего значения коэффициента сцепления Кси колеса указанного автомобиля с дорожным покрытием осуществляется по формуле
8
где g - ускорение свободного падения, g = 9.81 м/с2.
14.8 Порядок оформления результатов испытаний
По результатам испытаний следует оформить протокол. Требования, предьявляемые к оформлению протокола испытаний, изложены в СТБ ИСО/МЭК 17025.
15 Методика приведения измеренных значений величины коэффициента сцепления колеса конкретного автомобиля с дорожным покрытием к измеренным значениям для автомобильной установки ПКРС-2
15.1 Сущность методики заключается в установлении зависимости измеренных значений коэффициента сцепления колеса конкретного автомобиля с дорожным покрытием от измеренных значений автомобильной установки ПКРС-2.
15.2 Нормы точности результатов
Настоящая методика обеспечивает получение результатов с точностью до 5 %.
15.3 Средства испытаний
Испытательный автомобиль (категории М< по СТБ 1641), техническое состояние которого соответствует требованиям (2). Автомобиль должен иметь отметку о прохождении государственного технического осмотра, не должен быть загруженным и не должен быть оборудован антипробуксовочной системой.
Средства измерений:
- измеритель эффективности тормозных систем автомобиля с функцией контроля параметра установившегося замедления (деселерометр типа «Эффект-02»);
- термометр по ГОСТ 112. с диапазоном измерений от минус 50 °С до плюс 50 °С;
- автомобильная установка ПКРС-2 по ГОСТ 30413.
Применяемые средства измерений должны быть поверены согласно СТБ 8003 или аттестованы по СТБ 8004. испытательное оборудование - аттестовано согласно СТБ 8015. Допускается применять другие средства измерений, метрологические характеристики которых позволяют определять контролируемые показатели с заданной точностью.
(Продолжение изменения № 2 к СТБ 1566-2005)
Подъезд к участку испытаний должен обеспечивать работу установки ПКРС-2 в соответствии с ГОСТ 30413 и разгон испытательного автомобиля до скорости 40 км/ч с последующей безопасной остановкой при экстренном торможении. Непосредственно перед проведением испытаний покрытие на участке измерений должно быть увлажнено водой с расходом не менее 1,0 л/м2.
При подготовке к проведению испытаний необходимо:
- обустроить выбранный участок в соответствии с требованиями ТКП 172;
- провести три подготовительных экстренных торможения испытательного автомобиля.
В процессе испытаний на выбранном участке дороги произвести измерение коэффициента сцепления колеса автомобильной установки ПКРС-2 с покрытием (Кг*рс).
Непосредственно после определения значения на выбранном участке дороги в соответствии с 14.5 производится определение значения установившегося замедления испытательного автомобиля /
На выбранном участке производится десять испытаний, результаты оформляются по форме в соответствии с таблицей 11.
Таблица 11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Определяется среднеарифметическое значение установившегося замедления на измеряемом участке
где ^ jj - сумма измеренных значений установившегося замедления, та же. что в формуле (14);
N - количество измерений. N = 10.
Отклонение средней величины от математического ожидания (дисперсия) определяется по формуле
S2 = (17)
Среднеквадратичное отклонение определяется по формуле
S = (18)
Затем вычисляется коэффициент вариации v по формуле
(19)
(Продолжение изменения № 2кСТБ 1566-2005)
Значение коэффициента вариации не должно превышать 5%, в противном случае проводятся повторные испытания. Если после проведения трех испытаний не достигнуто требуемое значение коэффициента вариации, испытательный автомобиль следует заменить.
Определение среднего значения коэффициента сцепления Ксц колеса указанного автомобиля с дорожным покрытием осуществляется по формуле (15).
Коэффициент приведения измеренных значений коэффициента сцепления колеса конкретного автомобиля с дорожным покрытием Кгр к измеренным значениям для автомобильной установки ПКРС-2 определяется по формуле
К
к
пр
к
пюре
15.8 Порядок оформления результатов испытаний
По результатам испытаний следует оформить протокол. Требования, предъявляемые к оформлению протокола испытаний, приняты в СТБ ИСО/МЭК 17025. В протоколе должны быть указаны следующие сведения:
- марка, модель и государственный номер транспортного средства:
- марка, модель и номера шин транспортного средства;
- пробег по спидометру.
16 Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием с пересчетом на измеренные значения для автомобильной установки ПКРС-2
16.1 Область применения метода распространяется на определение коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием при строительстве новых, реконструкции или эксплуатации существующих автомобильных дорог общего пользования, а также улиц населенных мест. Метод распространяется также на внутрихозяйственные дороги, подъездные и внутренние автомобильные дороги промышленных предприятий и других организаций независимо от их ведомственной принадлежности.
16.2 Нормы точности результатов испытаний
Настоящий метод обеспечивает получение результатов с точностью до 10 %.
16.3 Средства испытаний
В качестве испытательного оборудования используется конкретный автомобиль, у которого измеренные значения коэффициента сцепления колес с дорожным покрытием с применением прибора типа «Эффект-02» приведены к измеренным значениям установки типа ПКРС-2 в соответствии с разделом 15. Срок, определяемый с даты приведения измеренных значений, не должен превышать один календарный год. в течение этого срока не должен производиться ремонт подвески и тормозной системы автомобиля, а также замена шин. Пробег автомобиля с момента приведения измерения значений не должен превышать 10 ООО км.
Средства измерений:
- измеритель эффективности тормозных систем автомобиля с функцией контроля параметра установившегося замедления типа «Эффект-02»:
- термометр по ГОСТ 112. с диапазоном измерений от минус 50 °С до плюс 50 °С.
Применяемые средства измерений должны быть поверены согласно СТБ 8003 или аттестованы
по СТБ 8004, испытательное оборудование - аттестовано согласно СТБ 8015. Допускается применять другие средства измерений, метрологические характеристики которых позволяют определять контролируемые показатели с заданной точностью.
16.4 Условия проведения испытаний
На дорогах и улицах испытания следует проводить при движении колес испытательного автомобиля по полосе наката.
Испытания проводятся при температуре не ниже 0 °С.
16.5 Подготовка к испытаниям
Перед испытанием необходимо провести три подготовительных экстренных торможения испытательного автомобиля.
Участки измерения обустраиваются в соответствии с требованиями ТКП 172.
(Продолжение изменения № 2 к СТБ 1566-2005)
16.6 Проведение испытаний
При проведении приемочного и эксплуатационного контроля сцепных качеств дорожного покрытия на протяженных участках (более 1 км) автомобильных дорог и улиц на 1 км производится не менее пяти измерений. Минимальная протяженность отдельного участка измерений - не менее 25 м.
На участке испытаний в соответствии с 14.6 производится определение значения установившегося замедления испытательного автомобиля j.
Результаты оформляют по форме в соответствии с таблицей 12.
Таблица 12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
16.7 Алгоритм обработки результатов испытаний
Среднее значение установившегося замедления /ср на каждом измеряемом участке определяется по результатам трех измерений по формуле (14).
Коэффициент сцепления колеса испытательного автомобиля с дорожным покрытием определяется по формуле (15).
Откорректированное значение коэффициента сцепления К0 определяется в соответствии с данными таблицы 13 путем алгебраического сложения значений поправок в зависимости от температуры воздуха.
Таблица 13 - Значение поправки к коэффициенту сцепления в зависимости от температуры воздуха | ||||||||||||||||||||
|
Коэффициент сцепления колеса автомобильной установки ПКРС-2 К^е определяется по формуле
Кпкрс = Ко • Клр. (21)
где КгР - коэффициент приведения показаний коэффициента сцепления колеса конкретного автомобиля с дорожным покрытием к показаниям автомобильной установки ПКРС-2. тот же. что в формуле (20).
Полученные значения Kvpc сравниваются с нормируемыми значениями коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.
16.8 Порядок оформления результатов испытаний
По результатам испытаний следует оформить протокол. Требования, предъявляемые к оформлению протокола, приняты в СТБ ИСО/МЭК 17025. Протокол испытаний должен содержать следующие сведения:
- местоположение и опознавательные признаки участков испытаний (название дороги и улицы, длина участка испытаний с привязкой к местности, полоса движения, криволинейность в плане, величина продольного уклона):
- тип покрытия, среднесуточную интенсивность движения и состав транспортного потока на полосе движения, на которой были проведены испытания:
• погодные условия во время испытаний.».
Структурный элемент «Библиография» дополнить ссылкой • [2]:
«(2] Правила дорожного движения
Утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г № 551»
(ИУ ТИПА №6-2011)