Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

68 страниц

Купить СТ РК МЭК 60077-1-2007 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие условия эксплуатации и общие требования для всего электрооборудования, устанавливаемого в силовых цепях, вспомогательных цепях, цепях управления и индикаторных цепях, и т.д. подвижного состава. Целью стандарта является согласование всех общих требований, применяемых к электрооборудованию подвижного состава. Согласование проводится для того, чтобы установить единые требования и испытания для всех классов оборудования и для того чтобы не проводить испытания по другим стандартам.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Классификация

5 Характеристики категории применения

6 Информация о продукции

7 Обычные условия эксплуатации

8 Требования к конструкции и производительности

9 Испытания

Приложение А Измерение длины пути тока утечки и изоляционного промежутка

Приложение Б Согласование определений

Приложение В Определение изоляционного промежутка и длины пути тока утечки

Приложение Библиография

 
Дата введения01.01.2009
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Организации:

24.12.2007УтвержденКомитет по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан691
РазработанКазахстанский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ТОО КазНИИЖТ )

Railway applications. Electric equipment for rolling stock. Part 1. General service conditions and general rules

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Часть 1

Общие условия эксплуатации и общие требования

(IEC 60077-1:1999 Railway applications. Electric equipment for rolling stock Part 1 General service conditions and general rules, IDT)

CT PK МЭК 60077 - 1 - 2007

Издание официальное

Комитет по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан (Г осстандарт)

Астана

Предисловие

1    ПОДГОТОВЛЕН Казахстанским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ТОО «КазНИИЖТ»)

ВНЕСЕН Комитетом путей сообщения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 24 декабря 2007 года № 691

3    Настоящий стандарт является идентичным по отношению к международному стандарту МЭК 60077-1:1999 «ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОЕ. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДВИЖНОЕО СОСТАВА. Часть 1. Общие условия эксплуатации и общие требования» (IEC 60077-1:1999 «RAILWAY APPLICATIONS. ELECTRIC EQUIPMENT FOR ROLLING STOCK. Part 1: General service conditions and general rules», IDT) с изменениями, которые по тексту выделены курсивом

4 СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ    2012    год

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ    5    лет

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан

II

СТ РК МЭК 60077 - 1 - 2007

(^5о)


5.1.4 Номинальное допустимое напряжение промышленной частоты

Номинальным допустимым напряжением промышленной частоты является действующее значение напряжения частотой 50 Гц, практически синусоидального, которое должна выдерживать в течение 1 мин (или 5 мин) внутренняя и внешняя изоляция электрооборудования при определенных условиях испытания.

5.1.5 Номинальное допустимое импульсное напряжение (Uimp)

Номинальным допустимым импульсным напряжением является наибольшее пиковое значение импульсного напряжения, указанной формы и полярности, которое оборудование может выдержать без сбоев при определенных условиях испытания и согласно которому устанавливается значение изоляционного промежутка (U 1,2/50 мкс).

Номинальное допустимое импульсное напряжение оборудования должно быть равно или быть выше значения, указанного для переходного перенапряжения в цепи с установленным оборудованием.

5.2 Номинальное напряжение оборудования

5.2.1    Электропитание от контактного провода

Номинальным рабочим напряжением Ue оборудования, питаемого от контактного провода, должно быть наибольшее постоянное напряжение контактного провода, как указано в [6].

5.2.2    Электропитание от трансформатора

Номинальное рабочее напряжение Ue оборудования, питаемого от обмотки преобразователя, должно быть равно действующему значению напряжения на выводах обмотки, когда в первичную обмотку трансформатора поступает ток с номинальным рабочим напряжением. Если второй трансформатор установлен между вышеуказанным трансформатором и оборудованием, то номинальное рабочее напряжение Ue должно быть равно вышеуказанному номинальному рабочему напряжению и умножено на коэффициент преобразования второго трансформатора.

5.2.3    Электропитание от генератора с независимым приводом или генератора переменного тока или преобразователя

Номинальным рабочим напряжением Ue оборудования, питаемого от

7

генератора с независимым приводом или генератора переменного тока или преобразователя, является наибольшее предельное напряжение данного электропитания.

5.2.4    Питание от аккумулятора с непрерывной подзарядкой

Номинальное напряжение Un, используемое в цепи аккумулятора и оборудования, получающего электропитание от него, должно быть выбрано из числа следующих рекомендуемых значений: 24 В, 48 В, 72 В, 96 В, 110 В.

Примечание 1 - Эти значения номинального напряжения являются стандартными значениями, принимаемыми в расчет при проектировании оборудования. Их не следует считать напряжением аккумулятора без нагрузки, которое устанавливается в зависимости от типа аккумулятора, числа элементов аккумулятора и условий эксплуатации.

Примечание 2 - Аккумулятор с номинальным напряжением 26,5 В может быть использован для обеспечения электропитания оборудования, функционирующего при номинальном напряжении 24 В. В этом случае должно быть установлено соответствие требованиям по договоренности между производителем и пользователем.

Номинальное рабочее напряжение Ue оборудования, питаемого от аккумулятора с непрерывной подзарядкой, должно быть равно 1,15 Un.

Примечание 3 - Данное значение считается наибольшим предельным значением зарядного устройства в стандартном рабочем состоянии.

5.2.5    Электропитание от аккумулятора

Номинальное рабочее напряжение Ue оборудования, питаемого от аккумулятора, должно быть равно 1,1 Un. Такое напряжение возникает на клеммах полностью заряженного аккумулятора, обеспечивающего электропитание оборудования, при этом ток должен быть равен значению, которое соответствует типу оборудования и условиям эксплуатации.

Примечание - Следует использовать полностью заряженный аккумулятор.

5.3 Номинальный ток оборудования

5.3.1    Номинальный рабочий ток (7е)

Номинальный рабочий ток оборудования указывается производителем с учетом номинального рабочего напряжения и номинальной рабочей частоты.

5.3.2    Номинальный кратковременно допустимый ток (7CW)

Номинальным кратковременно допустимым током оборудования является такое значение тока, установленного производителем для оборудования, который это оборудование может проводить без выхода из строя при условиях испытаний, указанных в соответствующем стандарте на продукцию.

СТ РК МЭК 60077 - 1 - 2007

5.4    Номинальная рабочая частота

Номинальная рабочая частота оборудования указывается производителем с учетом номинального рабочего напряжения.

5.5    Номинальное давление воздуха

Номинальным давлением воздуха, подаваемого к пневматическому и электропневматическому оборудованию, является наибольшее предельное значение в пределах диапазона работы регулирующего устройства, и согласно которому проводятся соответствующие испытания.

6 Информация о продукции

6.1 Вид информации

Следующая информация указывается производителем для каждой части оборудования, если это требуется согласно стандарту на продукцию:

а)    идентификация

-    наименование производителя или торговая марка;

-    тип продукции или серийный номер;

-    модификация;

-    ссылка на соответствующий стандарт на продукцию, если производитель указывает соответствие с ним,

б)    технические характеристики

Следующий список не является исчерпывающим и применяется при необходимости.

-    номинальное рабочее напряжение(я);

-    номинальное напряжение на изоляции;

-    наибольшее допустимое импульсное напряжение;

-    номинальный рабочий ток(и) при номинальном рабочем напряжении (ях);

-    номинальная рабочая частота(ты);

-    наибольшее потребление тока;

-    число операций на механическую и электрическую прочность, согласно соответствующему стандарту на продукцию;

-    номинальный режим работы в условиях перегрузки и (или) отказа оборудования согласно соответствующему стандарту на продукцию;

-    IP код, если оборудование оснащено корпусом (согласно ГОСТ 14254);

-    степень допустимого загрязнения оборудования (согласно 7.9);

-    номинальное напряжение(я), номинальная частота(ты) и номинальный

9

ток(и) цепи(ей) управления;

-    номинальное давление воздуха и пределы изменения давления (для оборудования с пневматическим управлением);

-    габариты;

-    минимальный размер корпуса и, при необходимости, данные о вентиляции, к которым применяются номинальные характеристики;

-    минимальное расстояние между оборудованием и его корпусом;

-    минимальное расстояние между оборудованием и металлическими частями, подключенными к корпусу транспортного средства, если оборудование предназначено для использования без корпуса;

-    вес.

Некоторые пункты данной информации могут быть дополнены значением температуры окружающей среды, при которой была произведена калибровка оборудования.

6.2    Маркировка

Вся соответствующая информация, как указано в пункте 6.1, обозначаемая на оборудовании, должна быть указана в соответствующем стандарте на продукцию.

Следующие знаки маркировки на оборудовании являются обязательными:

-    наименование производителя или торговая марка;

-    тип оборудования;

-    серийный номер либо дата или код производства, а также другие данные в соответствии с ГОСТ 18620.

Эти данные указываются на заводской табличке, для того, чтобы получить полные данные у производителя. Маркировка должна быть нанесена прочно и понятна для чтения.

6.3    Инструкции по хранению, установке, эксплуатации и техническому обслуживанию

В документации или каталогах, если они имеются, производитель должен указать инструкции по хранению, установке, эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования во время работы и после возникновения повреждения.

При необходимости, инструкции по хранению, транспортировке, установке и эксплуатации оборудования должны включать меры, имеющие большую важность для надлежащей и правильной установки, ввода в действие и эксплуатации оборудования.

В данных документах должны быть указаны рекомендуемая степень и

СТ РК МЭК 60077 - 1 - 2007

частота проведения технического обслуживания, если они проводятся.

Примечание - Не обязательно, чтобы все оборудование, на которое распространяется настоящий стандарт, подлежало техническому обслуживанию.

7 Обычные условия эксплуатации

7.1    Общие положения

В данном пункте описываются условия окружающей среды, указанные в [5], которые следует считать стандартными условиями эксплуатации. Если применяются другие условия, то они должны быть выбраны согласно [5]. Перечень перечисленных ниже параметров, не является исчерпывающим, в [5] указаны дополнительные параметры.

Стандартные условия эксплуатации представляют собой комбинацию условий окружающей среды, условий функционирования и установки.

7.2    Высота

Высота, на которой оборудование нормально функционирует, не должна превышать 1400 м над уровнем моря.

Примечание - Чтобы установить оборудование при больших значениях высоты, необходимо принять во внимание снижение электрической прочности диэлектриков и охлаждающее воздействие воздуха. Используемое в таких условиях оборудование должно быть спроектировано или использоваться по договоренности между производителем и пользователем.

7.3    Температура

Значения температуры окружающей среды приведены в [5] класс 5К2, диапазон которых находится в пределах от минус 25 °С до 40 °С.

Если значения температуры окружающей среды выходят за пределы данного диапазона, то они должны быть согласованы между производителем и пользователем.

Если оборудование окружает воздух, температура которого выше температуры окружающей среды благодаря наличию корпуса, прилегающих источников тепла или воздействия солнечных лучей, то оборудование должно быть соответствующим образом рассчитано на такое повышение температуры.

Обычно, предполагается, что исходным значением температуры является Тг = 25 °С, как значение постоянной температуры, при которой влияние на старение изоляционных материалов аналогично процессу старения при температуре окружающей среды во время эксплуатации.

Примечание - Температура хранения не рассматривается как стандартное условие эксплуатации.

11

7.4    Влажность

Следующие условия взяты из [5] класс 5К2.

Относительная влажность 95 % с изменением температуры в пределах от минус 25 °С до 30 °С, при этом наибольшая абсолютная влажность составляет 30 г/м3.

7.5    Биологические условия

Факторы риска биологического воздействия приведены в [5], класс 5В2.

7.6    Химически активные вещества

Существующие химически активные вещества приведены в [5], класс

5С2.

7.7    Механически активные вещества

Существующие механически активные вещества приведены в [5], класс 5S2.

7.8    Вибрация и удары

Оборудование подвергается воздействию вибраций и ударам в пределах всего диапазона частот и уровней ускорения, которые имеют место при эксплуатации, как указано в СТ РК МЭК 61373.

7.9    Влияние загрязнения

В зависимости от месторасположения оборудования, оно подвергается различной степени загрязнения.

Загрязнение следует учитывать при проектировании электрооборудования и компонентов, в частности, изоляционного промежутка и длины пути тока утечки, если их положение и направление предполагают образование такого количества пыли, грязи, воды и т.п., которое приведет к уменьшению изоляционного промежутка и длины пути тока утечки.

На коротких изоляционных промежутках и путях тока утечки могут образоваться плотные мосты в виде твердых частиц, пыли и воды, следовательно, должны быть указаны минимальные значения расстояния изоляционных промежутков и длины пути тока утечки. Могут быть приняты меры, направленные на уменьшение влияния загрязнения на рассматриваемые изоляционные промежутки и длину пути тока утечки

СТ РК МЭК 60077 - 1 - 2007

путем использования корпуса, герметизации или герметичного уплотнения.

Влияние загрязнения на работу диэлектриков классифицируется по четырем степеням загрязнения, как указано ниже.

а)    Степень загрязнения СЗ 1

Никакого загрязнения или образуется только сухая, непроводящая электричество пыль. Загрязнение не имеет никакого влияния.

Примечание - Применение данной степени загрязнения не рекомендуется для подвижного состава без соответствующего герметичного уплотнения, например IP65 согласно ГОСТ 14254.

б)    Степень загрязнения СЗ 2

Возникает только непроводящая электричество пыль. Вероятно возникновение временной электрической проводимости вследствие конденсации при остановке работы оборудования.

Пример - Устройство должно быть защищено корпусом таким образом, чтобы он обеспечивал эффективную защиту от загрязнения, по меньшей мере, аналогичному IP54, согласно ГОСТ 14254.

в)    Степень загрязнения СЗ 3

Загрязнение, проводящее или не проводящее ток, но которое может стать токопроводящим вследствие вероятной конденсации.

Пример - Устройство должно быть размещено внутри помещения, не подвергаясь прямому воздействию дождя, снега и повышенному содержанию пыли.

г)    Степень загрязнения СЗ 4

Загрязнение образует слой с постоянной электропроводимостью.

Пример - Загрязнение снаружи транспортного средства: на крыше, под рамой.

Примечание - Если вероятно образование значительного количества или плотного слоя загрязнения, то минимальное расстояние изоляционного промежутка или длина пути тока утечки должны быть соответствующим образом увеличены.

7.10 Перенапряжение

В электрооборудовании может возникнуть перенапряжение от внешней сети электропитания или внутри самого оборудования, например, во время переходных процессов при коммутации, грозовых разрядах и т.д. Уровни перенапряжения различны для    каждой    рассматриваемой части

оборудования.

Перенапряжение необходимо    учитывать    при конструировании

электрооборудования и определении изоляционных промежутков.

Применяются четыре категории перенапряжения, описываемые ниже.

7.10.1 Категория перенапряжения КП 1

Цепи, защищенные от внешнего и внутреннего перенапряжений, и в которых может возникнуть только ограниченное перенапряжение, так как:

- они не соединены напрямую с контактным проводом,

13

-    управление ими происходит внутри оборудования,

-    они находятся внутри оборудования или устройства.

7.10.2    Категория перенапряжения КП 2

Цепи, не соединенные напрямую с контактным проводом, и которые защищены от перенапряжения.

7.10.3    Категория перенапряжения КП 3

Цепи, соединенные напрямую с контактным проводом, но защищены от перенапряжений и не подвержены влиянию атмосферных воздействий.

7.10.4    Категория перенапряжения КП 4

Цепи, соединенные напрямую с контактным проводом без защитного устройства от перенапряжений и расположенные вблизи от места соединения и для которых существует угроза попадания грозового разряда или возникновения перенапряжения вследствие коммутации.

Для категорий перенапряжения можно дать следующее разъяснение.

Подвижной состав оснащен устройством защиты от перенапряжения, которое обеспечивает уровень защиты, степень которой известна согласно его характеристикам. Следовательно, следует считать, что под условия КП 4 подпадает только та часть цепи, которая расположена на отрезке между устройством защиты и токосъемником, и которая может быть отделена коммутационной аппаратурой или автоматическим выключателем.

Силовые цепи, не защищенные никакими другими компонентами, помимо защитного устройства для снижения перенапряжения, следует считать соответствующими условиям КП 3.

Силовые цепи с дополнительной защитой в виде фильтров или компонентов устройства, выполняющих по своей сути защитную функцию (например, полупроводниками) можно считать соответствующими условию КП 2, если только не известен уровень перенапряжения. Если цепь оснащена гальванической изоляцией или установлено несколько последовательных фильтров, или компоненты устройства, выполняют эти функции, и отделяют цепь от высоковольтных цепей, можно считать, что они соответствуют условиям КП 1.

СТ РК МЭК 60077 - 1 - 2007

8 Требования к конструкции и производительности

8.1    Конструкционные требования

8.1.1    Риск поражения электрическим током

Поверхность токопроводящих деталей, доступных для соприкосновения, должна быть эквипотенциальной. Следует принять меры предосторожности против риска поражения пассажиров или персонала электрическим током от оборудования или его возгорания при контакте:

-    токоведущими частями оборудования или электрическим проводником;

-    металлическим предметом, случайно оказавшимся под напряжением.

Незащищенные токопроводящие детали (любые металлические или

другие токопроводящие материалы без тока, за исключением ошибочной подачи, к которым существует доступ) должны быть приварены к корпусу транспортного средства или его составным частям либо напрямую или через защитный заземляющий провод.

Необходимо принять все меры предосторожности по предотвращению повышения сопротивляемости сварки с течением времени, в частности вследствие коррозии или усталости металла.

Если номинальное напряжение больше 60 В постоянного тока или 25 В переменного тока, то токоведущие части оборудования должны быть недоступны для прямого или косвенного контакта с применением соответствующих мер защиты, согласно ГОСТ 30331.3.

Если существует риск поражения остаточным зарядом в конденсаторах, представляющим опасность, то должна быть предусмотрена система их разрядки прежде, чем разрешить доступ к цепям, соединенным с конденсаторами.

Защитные устройства (плавкие предохранители или автоматические выключатели) и электрическое сопротивление заземляющих цепей должны проводить напряжение не более 120 В постоянного тока или 50 В переменного тока между двумя одновременно доступными металлическими частями в случае возникновения повреждений.

8.1.2    Возврат тока и защитное заземление

8.1.2.1 Общие положения

Схема цепи должна обеспечивать возврат всех токов к источнику электропитания, не причиняя повреждений или создавая риск поражения электрическим током.

Минимально должно быть два отдельных пути как для возврата тока,

15

так и защитного заземления, чтобы повреждение одного пути не привело к сбоям или не возник риск удара электрическим током. Цепи защитного заземления и возврата тока могут быть совмещены. Оба пути должны быть доступны для визуального осмотра при проверке.

Подключение к стационарной установке должно быть обеспечено, по крайней мере, через две гибкие токосъемные щетки (на двух разных валах) или через два токосъемных башмака на ходовых рельсах или специальных рельсах.

В целях предотвращения поломки оборудования или риска поражения электрическим током повреждения в путях возврата тока должны выявляться соответствующими средствами, например, специальными методами или отслеживающим устройством. Параметры путей возврата тока должны быть такими, чтобы проводить все токи, которые могут протекать через них. Следует уделить внимание всем токам, проходящим в ходовых рельсах.

8.1.2.2    Возврат тока промышленной частоты

Возврат тока промышленной частоты должен быть обеспечен:

-    либо через отдельное подключение всех цепей к электрической шине, изолированной от корпуса транспортного средства, каких-либо незащищенных токопроводящих деталей и подключенных к коллекторам возврата тока (токособирательные щетки, токосъёмные башмаки);

-    или через подключение всех силовых цепей к корпусу транспортного средства, в свою очередь присоединенного к коллекторам обратного тока (токособирательные щетки, токосъёмные башмаки).

Цепи возврата тока промышленной частоты не должны оказывать вредного воздействия на работу системы защиты от коротких замыканий при сбоях в оборудовании транспортного средства.

8.1.2.3    Заземление транспортного средства

Корпус транспортного средства и рама тележки должны быть присоединены либо к электрической шине возврата тока или напрямую к коллекторам возврата тока или (например, при слабом токе, при котором исключен риск повреждения буксового подшипника) к буксовым подшипникам.

В цепях защиты конструкцию кузова транспортного средства, необходимо подключить через резисторы или индукторы к коллекторам возврата тока, чтобы:

-    полное сопротивление в цепи защиты было выше, чем в цепи с коллекторами возврата тока;

-    ограничить поток тока, проходящего через буксовые подшипники.

Это особенно важно для буксовых подшипников без токосъемных

щеток.

СТ РК МЭК 60077 - 1 - 2007

Содержание

Введение    IV

1    Область применения    1

2    Нормативные ссылки    1

3    Термины и определения    2

4    Классификация    5

5    Характеристики категории применения    5

6    Информация о продукции    9

7    Обычные условия эксплуатации    11

8    Требования к конструкции и производительности    15

9    Испытания    31

Приложение А. Измерение длины пути тока утечки и изоляционного промежутка    50

Приложение Б. Согласование определений    56

Приложение В. Определение изоляционного промежутка и длины пути тока утечки    59

Приложение. Библиография    62

III

СТ РК МЭК 60077 - 1 - 2007

8.1.2.4 Номинальное значение защитного заземления

Параметры защитного заземления должны быть такими, чтобы была обеспечена соответствующая прочность соединения и допустимая нагрузка по току, а незащищенные токопроводящие части не стали причиной поражения электрическим током при повреждении. Разъемы защитного заземления должны быть в рабочем состоянии при любых условиях.

8.1.3    Аккумуляторы

Во время зарядки и разрядки батарейного отсека может возникнуть необходимость его вентиляции, чтобы концентрация водорода, выделяющегося при электролизе воды, оставалась ниже 4 %-го уровня.

Следует свести к минимуму препятствия для воздухообмена, а воздуховыпускное отверстие должно иметь прямой доступ к открытому воздуху. Воздухоприемник и воздуховыпускное отверстие должны быть расположены в наиболее выгодных местах, например в противоположных от корпуса оборудования стенах.

Кабели между аккумулятором и плавкими предохранителями в цепи должны быть короткими.

8.1.4    Электромагнитные поля

Следует уделить внимание конструкции и расположению оборудования, чтобы генерируемые им электромагнитные поля были в указанных пределах.

8.1.5    Пожарная защита

Цепи и оборудование, представляющие риск возгорания, должны быть соответствующим образом защищены.

При горении материалы должны производить небольшое количество дыма минимальной плотности и токсичности.

Легковоспламеняющиеся материалы должны быть расположены на расстоянии от источников тепла. Следует подбирать материалы с хорошими огнестойкими качествами.

В целях предотвращения распространения огня могут быть указаны специальные условия, касающиеся установки оборудования (противопожарные перегородки, огнетушители, и пр.).

8.1.6    Другие факторы риска

Открытые для доступа части оборудования, которые, при стандартных условиях работы, могут нагреваться до значений, превышающих пределы,

17

Введение

В настоящем стандарте установлены основные условия обслуживания и основные требования для электрического оборудования, дополнительные специфические данные о некоторых типах тягового оборудования приводятся в других стандартах СТ РК МЭК 60077, в частности, в стандартах на продукцию, являющимися частью серии стандартов о тяговом оборудовании.

Серия стандартов СТ РК МЭК 60077 под общим наименованием «Подвижной состав железных дорог. Электрооборудование для подвижного состава» состоит из:

Часть 1. Общие условия эксплуатации и общие требования Часть 2. Электрические компоненты. Основные требования Часть 4. Электрические компоненты. Требования для выключателей переменного тока

Часть 5. Электрические компоненты. Требования для плавких предохранителей высокого напряжения.

Данный стандарт распространяется на все цепи силового или электронного оборудования управления, присоединенного к аккумулятору или линейному напряжению, и все цепи, являющиеся частью коммутирующей аппаратуры или аппаратуры управления, а к внутренним цепям применяются специальные требования соответствующих стандартов на продукцию.

Для электрооборудования подвижного состава, указываются требования, обеспечивающие удовлетворительное функционирование подвижного состава.

IV

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Часть 1

Общие условия эксплуатации и общие требования

Railway applications. Electric equipment for rolling stock. Part 1.

General service conditions and general rules

Дата введения 2009.01.01.

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие условия эксплуатации и общие требования для всего электрооборудования, устанавливаемого в силовых цепях, вспомогательных цепях, цепях управления и индикаторных цепях, и т.д. подвижного состава.

Примечание - Некоторые из требований, по соглашению между пользователем и производителем, могут быть использованы для электрооборудования, устанавливаемого на других транспортных средствах, например рудничных локомотивах, троллейбусах и т.д.

Целью настоящего стандарта является согласование всех общих требований, применяемых к электрооборудованию подвижного состава. Согласование проводится для того, чтобы установить единые требования и испытания для всех классов оборудования и для того чтобы не проводить испытания по другим стандартам.

В настоящем стандарте указаны все требования касающиеся:

-    воздействия окружающей среды во время стандартных условий эксплуатации;

-    конструкции;

-    рабочих характеристик;

а также другие характеристики, например:    нагревание,

диэлектрические свойства, и т.д.

Измерение длины пути тока утечки и изоляционного промежутка приводится в приложении А.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

Издание официальное

СТРКМЭК 61133-2007 Тяга электрическая. Подвижной состав. Методы испытаний теплового/электрического подвижного состава после завершения формирования и перед вводом в действие.

СТ РК МЭК 61373-2007 Подвижной состав железных дорог. Оборудование подвижного состава. Испытания на удар и вибрацию.

ГОСТ 687-78 Выключатели переменного тока на напряжение свыше 1000 В. Общие технические условия.

ГОСТ 8865-93 Системы электрической изоляции. Оценка нагревостойкости и классификация.

ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)

ГОСТ 18620-86 Изделия электротехнические. Маркировка.

ГОСТ 27473-87 Материалы электроизоляционные твердые. Метод определения сравнительного и контрольного индексов трекингостойкости во влажной среде.

ГОСТ 27474-87 Материалы электроизоляционные. Методы испытания на сопротивление образованию токопроводящих мостиков и эрозии в жестких условиях окружающей среды.

ГОСТ 28199-89 Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание А: Холод.

ГОСТ 28200-89 Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание В: Сухое тепло.

ГОСТ 28201-89 Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Са:    Влажное    тепло,

постоянный режим.

ГОСТ 28234-89 Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание КЬ: Соляной туман, циклическое (раствор хлорида натрия).

ГОСТ 30331.3-95 Электроустановки зданий. Часть 4. Требования по обеспечению безопасности. Защита от поражения электрическим током.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями.

3.1    Общие

3.1.1    Подвижной состав: Общий термин для всех транспортных средств с электродвигателями или без них (см. приложение Б) [1].

3.1.2    Транспортное средство: Общий термин, обозначающий один элемент подвижного состава, например, локомотив, пассажирский или товарный вагон [1].

2

СТ РК МЭК 60077 - 1 - 2007

3.2 Цепи

3.2.1 Силовая цепь:    Цепь,    проводящая    ток    в    машинах    и

оборудовании, например преобразователях и тяговых электродвигателях, передающих мощность тяговой силе [1].

3.2.2    Главная цепь:    Все    токопроводящие    детали    устройства,

проводящие ток, движение которого обеспечивается данным устройством.

3.2.3    Вспомогательная цепь:    Цепь,    проводящая    ток    во

вспомогательных устройствах, например компрессорах и вентиляторах [1].

3.2.4    Цепь управления: Цепь, используемая для включения силового или вспомогательного оборудования [1].

3.2.5    Индикаторная цепь:    Цепь, передающая сигнал, который

показывает или регистрирует наличие или отсутствие определенного рабочего условия, например, сигнал, указывающий на сбой в электрическом оборудовании [1].

3.3    Аккумулятор:    Электрохимическая    система,    сохраняющая в

химической форме полученную электрическую энергию, и возвращающая эту энергию путем обратного преобразования [1].

3.4    Типы испытаний

3.4.1    Типовое испытание:    Испытание одного или нескольких

устройств определенной конструкции, подтверждающих соответствие этой конструкции определенным техническим требованиям [1].

3.4.2    Серийное испытание: Испытание, проводимое на отдельных образцах устройства во время производства или после него, чтобы подтвердить его соответствие определенным критериям [1].

3.4.3    Выборочный контроль: Испытание ряда устройств, выбранных случайным методом из одной партии [1].

3.4.4    Исследовательское испытание:    Специальное испытание,

проводимое с целью получения дополнительной информации [1].

3.5    Незащищенная электропроводящая деталь: Электропроводящая деталь, открытая для доступа и обычно находящаяся без напряжения, но которая может оказаться под напряжением при возникновении повреждений [2].

3.6    Характеристические величины

3.6.1    Предельная величина: В технической документации наибольшая или наименьшая допустимая величина [3].

3.6.2    Номинальная величина:    Соответствующая приближенная

величина, применяемая для обозначения или указания технической характеристики детали, устройства или оборудования [1].

Примечание - В настоящем стандарте в соответствии с установившейся практикой термин «номинальный» применяется только для обозначения цепей напряжения контактного провода и аккумуляторной батареи.

3

3.6.3    Номинальное значение: Величина, устанавливаемая, в основном, производителем для определенного рабочего состояния компонента, устройства или оборудования [1].

3.6.4    Рабочее напряжение:    Наибольшее    действующее    значение

напряжения переменного тока или наибольшее значение напряжения постоянного тока, которое может возникнуть (локально) на изоляции при номинальном напряжении электропитания, при разомкнутой цепи или стандартных условиях функционирования, при этом переходное состояние не берется в расчет.

Примечание - Рабочее напряжение внутренней детали оборудования может отличаться от напряжения электропитания, например, в следующих случаях:

-    рассматривается деталь оборудования (после трансформатора, преобразователя);

-    проводник цепи не подсоединен напрямую к конструкции транспортного средства;

-    напряжение является частью напряжения электропитания (последовательно соединенные детали);

-    рассматривается вторичная или двойная изоляция.

3.6.5    Постоянный режим работы: Режим работы электрооборудования подвижного состава, определяемый значениями тока, напряжения, давления сжатого воздуха и т.д., изменяющимися по времени.

Примечание - Для обеспечения функционирования различных деталей оборудования необходимо выполнить ряд соответствующих условий. В некоторых случаях достаточно указать постоянный режим работы, при котором электрические, механические и тепловые нагрузки соответствует действительным условиям эксплуатации. Некоторые испытания, указанные в настоящем стандарте, проводятся в постоянном режиме работы.

3.6.6    Постоянный номинальный ток:    Ток, соответствующий

постоянному режиму работы.

3.6.7    Постоянное номинальное    напряжение:    Напряжение,

соответствующее постоянному режиму работы.

3.7    Типы изоляции

3.7.1    Функциональная изоляция: Изоляция между токопроводящими частями, обеспечивающая надлежащую работу оборудования.

3.7.2    Главная изоляция:    Изоляция    деталей под напряжением,

обеспечивающая основную защиту от поражения электрическим током (безопасность людей).

Примечание - Главная изоляция не включает функциональную изоляцию [4].

3.7.3 Дополнительная изоляция:    Изоляция, применяемая в дополнение к основной изоляции, в целях обеспечения защиты от поражения электрическим током при повреждении главной изоляции [4].

3.7.4    Усиленная изоляция:    Изоляция токопроводящих деталей,

обеспечивающая защиту от поражения электрическим током. Усиленная изоляция соответствует двойной изоляции в условиях, указанных в соответствующем стандарте [4].

4

СТ РК МЭК 60077 - 1 - 2007

Примечание - Усиленная изоляция может быть неоднородной по составу. Усиленная изоляция может состоять из нескольких слоев, но ее нельзя испытать по отдельности как главную или дополнительную изоляцию.

3.7.5 Двойная изоляция: Двухслойная изоляция, при этом первая находится между проводниками под напряжением и промежуточной рамой, а вторая находится между промежуточной рамой и корпусом транспортного средства [1].

4    Классификация

Электротехнические компоненты классифицируются согласно:

-    рабочей частоте;

-    категории компонента;

-    типу конструкции:

-    открытая конструкция;

-    закрытая конструкция;

-    степени защиты, обеспечиваемые оболочками конструкции

(см. ГОСТ 14254-96).

Выключатели классифицируются:

-    в соответствии с рабочими частотами;

-в соответствии с типом конструкции (наружной или внутренней установки).

Плавкие предохранители классифицируются:

-    по диапазону отключения;

-    по категории применения.

5    Характеристики категории применения

В соответствии с категорией использования оборудования определяют его применение по назначению, поэтому она должна быть указана в соответствующем стандарте на продукцию (см. приложение Б). В качестве категории используется один или несколько следующих параметров:

-    ток(и);

-    напряжение(я);

-    частота;

-    давление воздуха.

Примечание - Данный перечень не является исчерпывающим и может включать другие параметры в зависимости от обстоятельств.

5

5.1    Номинальное напряжение

5.1.1    Общие положения

Термин номинальное напряжение можно применить к значению тока, как на входе, так и на выходе оборудования. Значение устанавливается производителем.

5.1.2    Номинальное рабочее напряжение (t/e)

Номинальное рабочее напряжение оборудования является значением напряжения, которое наряду с номинальным рабочим током и номинальной рабочей частотой является определяющим при использовании оборудования. В соответствии с ним проводятся испытания и устанавливаются категории использования.

5.1.3    Номинальное напряжение на изоляции (Щ

Номинальное напряжение на изоляции является значением напряжения, в соответствии с которым проводятся испытания на прочность диэлектрика на пробой и длины пути тока утечки.

Значение наибольшего рабочего напряжения или номинального рабочего напряжения не должно превышать значение номинального напряжения на изоляции.

Номинальное напряжение на изоляции, по меньшей мере, равно наибольшему действующему значению напряжения между электродами и вдоль длины пути тока утечки в течение продолжительного периода времени, например, в контактном проводе толщиной более 5 мм. Неповторяющимся переходным напряжением можно пренебречь.

Если напряжение не является синусоидальным или постоянным, то действующее или среднее значения напряжения не могут быть приняты во внимание для указания номинального напряжения на изоляции компонентов.

При отсутствии данных о влиянии на электрическую прочность диэлектрика:

-    соотношения между продолжительностью периодических импульсов и их возникновением;

-    числа импульсов при каждом их возникновении;

-    скорости увеличения напряжения импульсов,

рекомендуется, чтобы данное напряжение было равно действующему значению, но не менее 70 % пикового значения напряжения.