Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

49 страниц

Купить СТ РК 1.49-2005 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на продукцию, процессы и услуги (далее - продукция), прямо или косвенно предназначенные для использования детьми или контакта с ними и устанавливает порядок определения источников их потенциальной опасности (факторы риска). Стандарт предназначен для физических и юридических лиц, разрабатывающих стандарты на продукцию, а также могут быть использованы при разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования; при производстве и поставке различных видов продукции, проектировании и строительстве зданий, сооружений, детских площадок; проведении испытаний продукции.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общий подход к обеспечению безопасности детей

     4.1 Общие положения

     4.2 Оценка риска

     4.3 Предотвращение заболеваний и снижение травматизма

     4.4 Развитие и поведение ребенка

     4.5 Физическая и социальная среда

5 Опасности, связанные с использованием продукции

     5.1 Общие положения

     5.2 Механические опасности

     5.3 Термические опасности

     5.4 Химические опасности

     5.5 Опасность электрошока

     5.6 Опасности, вызываемые радиационным излучением

     5.7 Биологические опасности

     5.8 Опасности, вызываемые взрывами

     5.9 Неудовлетворительная защитная функция

     5.10 Недостоверная информация

Приложение А (информационное). Меры по предупреждению опасностей. Примеры

Приложение В (информационное). Перечень вопросов для оценки разрабатываемых стандартов

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Государственная система технического регулирования Республики Казахстан

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И СТАНДАРТЫ Общие требования

СТ РК 1.49-2005

(ИСО/МЭК 50-2002, MOD)

Издание официальное

Комитет по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан (Госстандарт)

Астана

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Республиканским государственным предприятием «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» Комитета по техническому регулированию и метрологии на основе аутентичного перевода международного руководства ИСО/МЭК 50:2002 Безопасность. Руководящие указания для безопасности детей, выполненного ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ)

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 1 сентября 2005 года № 237

2010 год 5 лет

3 СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ

4    Настоящий стандарт является модифицированным относительно международного руководства ИСО/МЭК 50-2002 Безопасность. Руководящие указания для безопасности детей (ISO/IEC 50 Safety aspects - guidelines for child safety, MOD), путем изменения наименования стандарта и введения положений, связанных с нормами и требованиями применяемыми в Республике Казахстан, в т.ч. по терминологии и безопасности продукции, разработке и постановке продукции на производство, разработке нормативной и технической документации на продукцию, с которой дети могут вступать в контакт. Объяснение предусмотренным отличиям приведены во Введении к стандарту.

Требования отличные от требований ИСО/МЭК 50:2002 по тексту стандарта выделены нежирным наклонным шрифтом.

5    В настоящем стандарте реализованы нормы международной конвенции О защите прав ребенка и Законов Республики Казахстан: О техническом регулировании, О здравоохранении в Республике Казахстан, О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан

II

CT РК 1.49-2005

бывает трудно провести четкое разделение между игрой, активным познанием или предполагаемым использованием. В целях безопасности не следует пытаться разделить эти взаимодействия.

В то время как обеспечение безопасности должно предусматривать определенный баланс между риском травматизма и свободой детей в процессе исследования и изучения стимулирующей к познанию среды, цель состоит в том, чтобы снизить риск травматизма, начиная от проектирования продукции до момента, когда ребенок разовьет свои способности к оценке риска и принятию соответствующих действий.

4.4.2 Размер и антропометрические данные детей

Размеры тела детей и распределение веса делают их уязвимыми к травмам. Их общая масса меньше, что уменьшает их способность противостоять или снижать воздействия, вызывающие травмы.

Примеры факторов риска травматизма, связанных с размерами тела и веса ребенка:

a)    В случае термических травм относительно небольшая зона контакта может затронуть большую часть поверхности тела. Большая поверхность поражения по отношению к малой массе тела может привести к большой потере жидкости с обожженного участка тела.

b)    Маленькие дети имеют большую голову по сравнению с размером их туловища. Высоко расположенный центр тяжести увеличивает вероятность падения, например, с мебели или других конструкций, на которые дети могут садиться, влезать или стоять. Часто дети падают прямо на голову, не защищаясь от падения руками.

c)    Другим отрицательным моментом наличия высоко расположенного центра тяжести является увеличение риска падения в бассейны, ведра, туалеты и т.д., над которыми они наклоняются или до которых они достают, что повышает риск утонуть.

d)    Относительно большой размер головы означает, что в отличие от остального туловища для нее требуется гораздо больше пространства, чтобы ребенок мо пролезть через какое-то отверстие. Может произойти защемление в тех случаях, когда ребенок пролезает ногами вперед через отверстие, в которое не может пройти голова.

e)    Дети могут засунуть пальцы, руки или другие части тела в маленькие отверстия, чтобы добраться до вращающихся частей, электропроводки или до других опасных предметов.

f)    Относительно большая масса головы увеличивает вероятность и тяжесть травмы спины, шеи, позвоночника.

Размеры частей тела детей в сравнении с размерами окружающих их предметов вызывает необходимость проведения антропометрии, включая определение общего роста, а также длины, ширины и окружности разных

5

частей тела. Антропометрические данные детей необходимо учитывать, при определении показателей безопасности свойственных тем или иным видам продукции.

4.4.3    Развитие двигательных способностей

Развитие двигательных способностей относится к процессу овладения сильными и красивыми движениями. Этот процесс включает изменения от первых непроизвольных рефлекторных действий до хорошо обдуманных целенаправленных действий. Главными достижениями этого процесса являются приобретение силы и навыков, чтобы поддерживать головку, наклоняться, сидеть прямо, переворачиваться, ползать, стоять, карабкаться, нетвердо стоять на ногах, ходить, бежать, а также способности манипулировать объектами с помощью рук и пальцев. До тех пор, пока не будут достаточно развиты равновесие, контроль и сила, дети рискуют упасть и оказаться в опасном положении, из которого они не смогут выбраться.

Примеры

a)    Лежа, младенцы могут доползти до края поверхности и скатиться с нее, но не в состоянии взобраться обратно. В результате, они могут оказаться зажатыми в изделиях или объектах или между ними и получить позиционную или компрессионную асфиксию.

b)    Вставая, младенцы и дети раннего возраста, могут запутаться в шнурах, лентах или повязках, до которых они дотягиваются. Когда они сидят или внезапно падают, шнуры могут затянуться вокруг шеи, что приводит к удушению.

c)    У ползающих младенцев одежда может зацепиться за предметы мебели или за выступы. Невозможность освобождения может привести к удушению.

d)    Дети падают с высоты, потому что они теряют равновесие или ослабляют захват.

Понимание того, какие двигательные навыки имеет или не имеет ребенок, может стать важным условием для проектирования безопасной продукции, а также при расчете ее воздействия на детей. Например, подход к лифтам (подъемникам) может быть сконструирован так, чтобы он находился вне зоны достижения для детей, а меры по созданию недоступных для детей конструкций заменяют отсутствие хорошо развитых двигательных навыков.

4.4.4    Физиологическое развитие

Кроме размера тела и двигательных функций, есть много других физиологических функций, которые следует развивать у ребенка. К ним относятся сенсорная деятельность, биомеханические свойства, время реакции, метаболизм и развитие органов. Ниже даны примеры, показывающие, в каком случае несовершенное физиологическое развитие может стать фактором риска получения травм:

CT РК 1.49-2005

-    дети подвержены отравлению, так как лекарства, химикаты и растения могут быть токсичными для детей в гораздо меньших дозах, чем для взрослых;

-    детская кожа по своей природе более подвержена термическим травмам;

-    кости у детей недостаточно развиты, поэтому они подвергаются различным механическим травмам.

4.4.5 Развитие способности к познанию

Стадии развития способности к познанию у детей определяют их способность (неспособность) оценить риск и принять обоснованные решения. Недостаточно развитые познавательные функции выражаются в отсутствии у маленьких детей способности оценивать ситуацию, в которой они оказываются, и спасать себя от опасностей. В первые два года жизни у детей отсутствует чувство опасности. Так, обычно в расчет принимаются опасности, которые очевидны для пользователя и необходимы для нормального функционирования продукции, однако эти опасности могут быть не настолько очевидны для детей. В раннем детстве на некоторых этапах развития предшествующий опыт и участие родителей (нянь) в обучении детей начинает влиять на их поведение. Поэтому справиться с ограниченными рисками - это естественная часть детского познания.

Некоторые поведенческие характеристики в раннем детстве также представляют риск травматизма. К таким видам риска относятся следующие:

-    засовывание предметов в рот (жевание), особенно, в первые три года жизни, что подвергает детей риску заглатывания и всасывания этих предметов;

-    засовывание предметов в другие отверстия ведет к риску закупорки и разрыва;

-    природная любознательность и экспериментирование;

-    относительно маленькая ширина головы в сочетании с относительно большой высотой и длиной не дает детям возможности пролезть в какое-то отверстие вперед головой в одном направлении, но дети не могут понять, в каком положении держать голову, чтобы выйти из этой ситуации;

-    индивидуальные особенности начинают развиваться в возрасте до двух лет, выражаясь в слове "нет" и в отказе от помощи, например, во время еды;

-    утверждение своей независимости в возрасте от 3 до 4 лет;

-    влечение к вкусу, запаху, форме и цвету (например, лекарства). Так как маленькие дети исследуют предметы с помощью рта, продукция, предназначенная для детей или использующаяся рядом с ними, не должна иметь маленькие легко доступные съемные части. Объекты, не предназначенные для того, чтобы брать их в рот, такие как ластики или маленькие игрушки, не должны иметь сходство с пищевыми продуктами.

7

Поведение детей часто имитирует поведение взрослых или более старших детей. Такое поведение становится опасным, когда дети не понимают, чем могут закончиться их действия. Например, они могут заниматься лечением младших братьев и сестер, играть с блокирующими механизмами и включать электрооборудование.

От детей нельзя ожидать того, что они обязательно смогут распознать разницу между реальным объектом, имитацией или моделью, каждое из которых может быть опасным. Использование изображений на продукции, которая может ассоциироваться с игрушками, например анимационные персонажи на фенах, фонарях и зажигалках, может оказаться обманчивым и потенциально опасным для детей.

Требуются годы для приобретения навыков чтения и общения. Предупреждения и информация, включая использование простейших средств, таких как символы, может ничего не значить для детей.

4.5 Физическая и социальная среда

4.5.1    Общие положения

Помимо развития ребенка, необходимо также учитывать физическую и социальную среду, в которой ребенок может использовать продукцию или контактировать с ней. На безопасность продукции может влиять как естественная, так и искусственно созданная среда, климат, язык, обычаи, позиция и убеждения, знания и опыт пользователя.

4.5.2    Физическая среда

Должны рассматриваться особые физические факторы среды, относящиеся к запланированному и незапланированному размещению при использовании продукции (в помещении, на улице, в частном или общественном месте, наблюдаемом (ненаблюдаемом объекте), а также такие факторы, как влияние погоды и местности. Также важны взаимодействие с другими видами деятельности и людьми, возможность безнадзорной деятельности и вероятность для ребенка оказаться под влиянием конкретной окружающей среды. Среда, не предназначенная для детей, но влияющая на них, или среда, к которой дети могут иметь доступ (например, место работы родителей и транспортная сеть), ставят более сложные проблемы. Там, где опасности невозможно контролировать, необходимо ставить препятствия для их воздействия.

4.5.3    Социальная среда

Психологические проблемы, которые могут влиять на использование продукции по назначению в отличие от его непреднамеренного использования, могут также касаться мирового географического положения, в котором потенциально может быть использована продукция. Возможность международной торговли требует особого внимания к искусству перевода, традициям и позиции потребителей, основанным на культурных (этнических)

CT РК 1.49-2005

различиях, и поэтому перевод инструкции о назначении продукции преднамеренно становится источником опасности.

Отношения между родителями (нянями) и детьми могут отличаться в зависимости от географических, культурных (этнических) и социально-экономических различий. Следует признать отклонения в культуре поведения, контроля и осведомленности о мерах безопасности. Несмотря на то, что контроль - важный аспект безопасности ребенка, он никогда не сможет заменить врожденный инстинкт самосохранения, даже если ребенок находится в пределах видимости и слышимости родителя или няни.

По мере приближения детей к подростковому возрасту давление со стороны членов своего круга и рискованное поведение могут влиять на применение или потребление продукции. Развлечения могут ассоциироваться с повышенным риском, связанным с предполагаемой усилившейся защитой от "безопасного" оборудования, агрессивного поведения, присущего соперническому характеру спорта, и с более высоким риском травматизма из-за невнимательного поведения.

5 Опасности, связанные с использованием продукции

5.1 Общие положения

Принимая во внимание факты, приведенные в разделе 4, риски, связанные с продукцией, могут быть серьезными для детей.

Далее в разделе указаны опасности, связанные с продукцией и ее влиянием на детский травматизм. Приводимые примеры, помогут пользователям настоящего стандарта и разработчикам стандартов на продукцию идентифицировать и понять подстерегающие детей опасности и то, что комбинация этих опасностей может стать причиной травм, которые могут отличаться от тех, которые связаны с отдельными опасностями, или даже могут быть более тяжелыми.

Важно учитывать, что новые опасности могут возникать и появляться в окружении детей в результате развития новых технологий и перемен в образе жизни, таких как работа на дому (работа с оргтехникой) и модернизированная медицинская помощь на дому (например, использование газовых баллонов и средств контроля).

Для оценки опасности ущемления или запутывания должен рассматриваться фактор доступности такой продукции и возрастные группы, контактирующие с ней. В первую очередь должны быть продуманы те части продукции, к которым дети имеют доступ. Не следует более строго подходить к определению размера щелей и отверстий за пределами зон, доступных детям во время предполагаемого использования.

Рассматривая безопасность продукции, необходимо учитывать область ее применения. Например, если продукция проверена в ситуации, в которой

9

она вряд ли будет использоваться, ее эксплуатационные качества в реальной жизни могут быть другими. Равно, как и если продукция всегда используется в контакте с другой продукцией, таким как сиденье для младенцев в ванной, или ремни безопасности для ребенка в автомобиле, действие комбинации обеих систем должно быть проверено, чтобы свести риск к минимуму.

Продукция может быть причиной смерти или травматизма на различных стадиях ее использования, даже вне периода ее предполагаемого использования. При утилизации продукции необходимо, чтобы она не стала причиной новых опасностей. В равной степени и простота и частота эксплуатации продукции может влиять на опасность, которую продукция представляет.

5.2 Механические опасности

5.2.1 Опасности, которые представляют щели и отверстия

Доступные щели и отверстия могут повышать риск защемления или запутывания всего туловища или его части, запутывания одежды или аксессуаров. Защемление или запутывание не ограничивается только жесткими предметами, но также может произойти в петлях веревки или шнура. Рисунок 1 показывает ситуации защемления или запутывания.

Потенциальные риски включают ушибленные раны и ампутации. Если размер отверстия может меняться, также может возникнуть опасность раздробления или удушения (см. 5.2.9). Голова и туловище могут оказаться в ловушке в таких ситуациях, когда ребенок не способен поднять свой вес, чтобы снять давление. При защемлении головы, особенно если ребенок не достает ногами до поверхности, на которую можно встать, велик риск смертельного исхода или серьезной травмы.

Чтобы избежать или уменьшить риски из-за щелей и отверстий, следует избегать попадания в зазоры, и установить размеры зазоров и отверстий в соответствии с антропометрическими данными растущего ребенка.

Что касается возможности защемления, то следует использовать соответствующий щуп, чтобы определить, можно ли добраться до объекта пальцем, а также использовать испытательные устройства для захвата туловища и головы, требования к которым установлены в действующих стандартах.

Примеры

1    Защемление головы происходит в двух различных случаях:

а)    когда дети пролезают, например, через балконные перила головой вперед;

б)    когда дети пролезают, например, через барьеры в двухъярусной кровати вперед ногами.

2    Защемление туловища или шеи, которое может мешать дышать или сдавливает ребенка, происходит тогда, когда размер отверстий

CT РК 1.49-2005

меняется, например, гаражные двери с электроприводом или автомобильные окна.

3    Пальцы могут попасть в пружинные механизмы, цепи на детских качелях, складные механизмы и т.д., что приводит к перелому, отрыву или к нарушению кровоснабжения кончиков пальцев.

4    Ослабленные шнуры или ленты на детской одежде образуют V-образные отверстия и зазоры, которые достаточно широки для шнура, но слишком узки для пуговиц или банта на конце. Когда застегивается пуговица или завязывается бант, движение ребенка резко прерывается. А когда шнуры находятся в вырезе одежды, дети могут задохнуться.

5    Дети могут быть затянуты поясными ремнями, которые могут зацепиться за двери, лифты (подъемники) и эскалаторы.

5.2.2 Опасности, которые представляют выступы

Выступы могут образовывать зоны, о которые можно удариться, или зацепиться одеждой или аксессуарами. В результате может наступить удушение, ребенок может уколоться, получить рваную рану или тупую травму. Петли из шнура (на одежде) или бусы на шее и т.д., которые могут запутаться за выступ, приводят к удушению ребенка.

Чтобы избежать или уменьшить риски, которые представляют выступы, следует: избегать нежелательных выступов, и убедиться в том, что выступы имеют круглую форму и выступают над поверхностью на возможно малое расстояние. Чтобы оценить опасность, для испытания могут использоваться шнуры, цепи или другие средства.

Примеры

1    Ребенок может зацепиться одеждой за углы детской кровати, опорные стойки наверху ледяной горки и за выступающие болты, что может привести к удушению.

2    Стойки оборудования детской площадки, выступающие горизонтально на уровне головы ребенка, могут травмировать голову.

5.2.3. Опасности, которые представляют углы, края и острые выступающие части (включая снаряды)

Контакт с опасными углами, острыми краями и выступающими частями может привести к получению рваной раны или к проколу. Особенно большую опасность могут представлять снаряды, так как не всегда возможно предсказать траекторию их полета, а энергия удара ведет к их концентрации на относительно малой площади.

Многие виды продукции, с которыми сталкиваются дети в быту или в процессе обучения, должны быть острыми или иметь наконечники в соответствии со своими функциями (например, ножи, иголки, кухонное оборудование или инвентарь для сада или гаража).

11

Часть тела

Все тело

Шея,

голова

вперед

Шея,

ноги

вперед

Плечо и запястье

I'олень и ступня

Палец

Одежда

Рисунок 1 - Примеры защемления и зажатия в отверстиях

Острые края или опасные наконечники могут выступать через поврежденные места объекта. Используемое для бытовых изделий стекло (стаканы, столы, другая мебель и т.д.) и стеклянные архитектурные детали (двери, окна, жалюзи и т.д.) представляют особую опасность, если они разбиваются. Опасность представляет даже неразбитый край, если он выступает вперед.

Для маленьких детей считается нормальным брать игрушки и бытовые предметы в рот, ходить и бегать с ними.

CT РК 1.49-2005

Чтобы избежать или уменьшить риски, которые представляют углы, края и острые выступающие части (включая снаряды), следует:

-    избегать, ограждать или скруглять выступающие края, чтобы уменьшить риск получения рваной раны, использовать стекло, которое трудно разбить или которое разбивается на такие осколки, которые едва ли могут нанести серьезную травму (так называемое безопасное стекло);

-    в некоторых помещениях в доме или в других местах, где дети свободно передвигаются, и которые представляют большую опасность, для архитектурных целей следует использовать не стекло, а другие материалы;

-    ограничить доступ маленьких детей к колющим предметам, таким как ручки, карандаши и спицы для вязания;

-    ограничить доступ детей к острым частям инструментов с помощью соответствующего ограждения;

-    учить детей пользоваться острыми предметами, когда они готовы сделать это, под строгим контролем и сначала с менее опасными моделями (такими, как ножницы без остроконечных лезвий).

Примеры

1    Раны на лице, травмы зубов и глаз могут быть получены от

столкновения    с

углами бытовых столов и кухонных рабочих поверхностей малого радиуса.

2    Дети, падающие на плоскости, поверхность которых сделана не из "безопасного" стекла, умирают от разрыва кровеносных сосудов. Столкновения со стеклянными вертикальными плоскостями не из "безопасного" стекла в дверях или другой мебели также может привести к тяжелым рваным ранам.

ЗПадение с предметом во рту может привести к проникающему ранению неба.

5.2.4 Опасности, которые представляют маленькие предметы

Маленькие предметы и части продукции, как установлено в действующих стандартах, представляют потенциально серьезные опасности, особенно для маленьких детей.

Помимо относительно хорошо известных маленьких предметов, которые могут попасть в дыхательные пути и трахею, некоторые предметы круглой (например, шарообразной) формы также представляют опасность, так как они могут блокировать дыхательные пути у основания языка.

Могут иметь место следующие опасные ситуации:

-    ребенок может вдохнуть или заглотнуть предмет, который может застрять в трахее или более глубоко в дыхательных путях;

-    ребенок может проглотить предмет, что ведет к риску закупорки или прободения пищевода, желудка или кишечника;

13

-    ребенок может засунуть предмет в любое отверстие на теле, что вызывает боль, опухоль, ведет к непроходимости или другим травмам.

Чтобы избежать или уменьшить риски, которые представляют маленькие предметы, следует:

-    исключить использование маленьких предметов; особенно, по возможности, следует избегать предметов, имеющих форму шара или конуса;

-    предоставить инструкции о пользовании предметом в соответствии с возрастом ребенка и предупреждать потребителей об опасностях для маленьких детей;

-    обеспечить вторыми предупредительными средствами, такими как сплошные вентиляционные каналы, чтобы в случае вдыхания предмета, ребенок мог дышать;

-    обучить тех, кто ухаживает за детьми, методам оказания первой медицинской помощи, чтобы свести к минимуму последствия вдыхания маленьких предметов.

Примеры

1    Предметы, меняющие размер, форму или структуру, когда смешиваются со слюной, могут закрыть дыхательные пути.

2    Кнопочные батарейки могут вызвать непроходимость, дать течь, подвергнуться коррозии или привести к локализованным опасным электрохимическим реакциям, если ребенок засунул их в какое-либо отверстие, например нос, или если ребенок проглотил их.

3    Маленькие магниты, если ребенок проглотил их, могут притягивать друг друга и повредить тонкий кишечник.

4    Маленькие предметы вместе с пищей или предметы, имеющие сходство с пищей, которые могут проглотить дети в возрасте 12 лет, являются причиной удушья.

5    Гибкие предметы, такие как целые или разорванные латексные шарики, застревают в дыхательных путях.

6    Дети старшего возраста часто берут в рот колпачки от ручек, и из-за их формы могут вдохнуть их.

7    Вместе с пищей, содержащей несъедобные продукты, такие как игрушки, ребенок может вдохнуть или проглотить маленькие предметы во время еды.

5.2.5 Опасности, которые представляют герметичные оболочки

Оболочки, которые не пропускают воздух, представляют риск задохнуться, особенно для маленьких детей. Во время игры они могут либо спрятаться полностью в такой продукции, либо надеть ее на лицо или голову. К продукции, представляющей такой риск, относится:

-    лист гибкого материала, который может принимать форму лица и таким образом закрывать рот и нос;

-    закрытое пространство.

14

CT РК 1.49-2005

Содержание

1    Область применения    1

2    Нормативные ссылки    1

3    Термины и определения    2

4    Общий подход к обеспечению безопасности    детей    2

4.1    Общие положения    2

4.2    Оценка риска    3

4.3    Предотвращение заболеваний и снижение травматизма    3

4.4    Развитие и поведение ребенка    4

4.5    Физическая и социальная среда    8

5    Опасности, связанные с использованием продукции    9

5.1    Общие положения    9

5.2    Механические опасности    10

5.3    Термические опасности    22

5.4    Химические опасности    26

5.5    Опасность электрошока    27

5.6    Опасности, вызываемые радиационным излучением    20

5.7    Биологические опасности    29

5.8    Опасности, вызываемые взрывами    29

5.9    Неудовлетворительная защитная функция    30

5.10    Недостоверная информация    32

Приложение А (информационное). Меры по предупреждению опасностей. Примеры    33

Приложение В (информационное). Перечень вопросов для оценки разрабатываемых стандартов    41

III

CT РК 1.49-2005

Чтобы избежать или уменьшить риски, которые представляют герметичные оболочки, следует:

-    ограничить размер гибких материалов (например, отверстие пластиковых пакетов);

-    сделать вентиляционные отверстия в материале;

-    использовать менее эластичные материалы.

Примеры

1    Опасность задохнуться или необратимого разрушения мозга можно возникнуть в том случае, когда дети надевают пластиковые пакеты на голову или лицо.

2    Дети могут задохнуться, забравшись в ящики для игрушек, старые холодильники, складывающиеся коробки, багажник машины, из-за отсутствия вентиляционных отверстий и невозможности ребенка открыть крышку (дверь).

5.2.6    Опасности из-за неустойчивого равновесия

Продукция, которая является недостаточно устойчивой, может опрокинуться, травмируя ребенка, находящегося в ней или около нее. Характер травмы может меняться в зависимости от назначения продукции.

Например - Ошпаривание горячими жидкостями при опрокидывании кастрюль и сковородок, раздавленные раны от падения тяжелых предметов мебели, и ожоги от огня, вызванного неустойчивыми свободно стоящими лампами. Чтобы избежать или уменьшить риски из-за неустойчивого равновесия, следует:

-    проектировать продукцию с такими характеристиками (центр тяжести, масса, расположение точек контакта с опорными поверхностями), чтобы они могли выдержать любые ожидаемые дестабилизирующие нагрузки, и ограничить воздействие падающих предметов (например, не проливающиеся кружки).

Примеры

1    Мебель на колесах, например, подставки под телевизор, является причиной риска, когда дети толкают или тянут ее.

2    Столы на тумбе могут опрокидываться, когда к ним подвешивают стулья.

3    Открытые дверцы посудомоечных машин или электропечей могут создать опасные ситуации, когда дети используют их, как ступеньки.

4    Некоторые модели плит, работающих на жидком топливе, имеют неустойчивое равновесие, что особенно опасно из-за топлива и огня внутри.

5.2.7    Опасности, вызываемые не отвечающей требованиям конструктивной целостности продукции

Не отвечающая требованиям конструктивная целостность продукции является причиной переломов, внутренних травм и рваных ран. Она также

15

Введение

Разработка и применение настоящего стандарта направлена на обеспечение безопасности детей, снижение детского и подросткового травматизма, инвалидности и смертности. В связи с тем, что дети не имеют опыта и не способны оценить возможный риск, то особенно подвержены травматизму и другим негативным последствиям.

Практически невозможно и нереально контролировать поведение детей до такой степени, чтобы можно было предупредить или отрегулировать потенциально вредные взаимодействия.

Предрасположенность детей к травмам и природа этих травм отличаются от тех, которые бывают у взрослых людей, т.к. дети часто используют продукт или окружающую среду не по назначению.

В связи с этим положения настоящего стандарта предназначаются в первую очередь для тех, кто разрабатывает стандарты на продукцию или объекты, с которыми дети могут сталкиваться или находиться контакте.

Стандарты могут играть важную роль в предупреждении травматизма и контроле над ним, так как они дают уникальную возможность:

-    проводить техническую экспертизу проекта и процесса производства;

-    выполнять требования законодательства;

-    обучать с помощью инструкций, предупреждений, иллюстраций, символов и т.д., независимо от того, предназначены, объекты стандартов непосредственно для детей или нет.

Применение положений настоящего стандарта не ограничивается только разработчиками стандартов, они могут использоваться любыми заинтересованными физическими или юридическими лицами, в том числе разработчиками нормативных правовых актов в области технического регулирования, ответственными за нормирование в области безопасности продукции и объектов окружающей среды, проектировщиками, дизайнерами, строителями, производителями и поставщиками продукции, с которой дети могут находиться контакте.

В отличие от международного руководства ИСО/МЭК 50:2002 Безопасность. Руководящие указания для безопасности детей в настоящем стандарте:

-    изменено наименование стандарта с учетом того, что установленные положения по безопасности детей должны рассматриваться и включаться при разработке любых стандартов;

-    в части терминологии, даны ссылки на стандарты, действующие в Республике Казахстан;

-    не включено последнее приложение из международного руководства ИСО/МЭК 50:2002, т.к. указанные в нем международные стандарты на

IV

CT РК 1.49-2005

территории Республики Казахстан заменены государственными стандартами, учитывающими их требования, в т.ч.:

а)    CT РК 1.34-2003 Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Порядок определения и включения обязательных норм и требований в технические регламенты и нормативные документы (учитывает положения ссылочного ИСО/МЭК 51:1999 Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению их в стандарты».

б) СТ РК 10091 Непродовольственные товары. Информация для потребителей. Общие требования, (учитывает положения ссылочного ИСО/МЭК 14:2003, регламентирующего требования к информации для потребителей).

в) СТ РК ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2004 Товары потребительские. Инструкции по применению. Общие требования (учитывает положения ссылочного ИСО/МЭК 37-2000, устанавливающего требования к инструкциям по применению).

- установлены общие требования, касающиеся порядка постановки продукции на производство и разработки нормативных и технических документов на эту продукцию, установленные в государственной системе технического регулирования Республики Казахстан.

В целом настоящий стандарт является технической базой для разработки стандартов, нормативных правовых актов в области технического регулирования и инструкций по безопасности на продукцию.

CT РК 1.49-2005


VI


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Государственная система технического регулирования Республики Казахстан

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И СТАНДАРТЫ Общие требования

Дата введения 2006-07-01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на продукцию, процессы и услуги (далее - продукция), прямо или косвенно предназначенные для использования детьми или контакта с ними и устанавливает порядок определения источников их потенциальной опасности (факторы риска).

Положения стандарта в совокупности с нормами CT РК2 также могут применяться к продукции, предназначенной для детей, нуждающихся в особом уходе.

Стандарт предназначен для физических и юридических лиц, разрабатывающих стандарты на продукцию, а также могут быть использованы при разработке нормативных правовых актов в области технического регулирования; при производстве и поставке различных видов продукции, проектировании и строительстве зданий, сооружений, детских площадок; проведении испытаний продукции.

Стандарт не содержит специальных указаний по предотвращению или снижению психологического или морального вреда или преднамеренных травм.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

СТ РК2 Государственная система технического регулирования Республики Казахстан. Порядок разработки стандартов, направленных на удовлетворения потребностей пожилых людей и инвалидов.

СТ РК 1.34-2003 Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Порядок определения и включения обязательных норм и требований в технические регламенты и нормативные документы.

СТ РК 10092 Непродовольственные товары. Информация для потребителей. Общие требования.

СТ РК ГОСТ Р ИСО/МЭК 37-2004 Товары потребительские. Инструкции по применению. Общие требования.

СТ РК ГОСТ Р 51897-2004 Менеджмент риска. Термины и определения. Издание официальное

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины в соответствии с CT РК 1.34, СТ РК ГОСТ Р 51897, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    Опасность: Потенциальный источник вреда.

3.2    Прогнозируемое неправильное использование изделия (детьми):

Использование изделия способом, отличающимся от указанного разработчиком (изготовителем), связанное с действиями детей на разных этапах их развития.

3.3    Ребенок: Человек в возрасте от рождения до 14 лет.

4    Общий подход к обеспечению безопасности детей

4.1    Общие положения

4.1.1    Изделия должны быть безопасными при их правильном использовании.

Изделия, не предназначенные для детей, но с которыми, возможно, дети будут вступать в контакт, следует проектировать так, чтобы при их использовании по назначению опасность для детей сводилась к минимуму.

Изделия, специально предназначенные для детей, следует проектировать так, чтобы опасность в указанных и ожидаемых условиях их использования была сведена к минимуму. При проектировании изделий необходимо всегда помнить, что дети могут использовать изделия не по назначению, установленному и прогнозируемому разработчиками, изготовителями и родителями.

4.1.2    Показатели, размеры, а при необходимости и конструктивные требования, устанавливаемые в стандартах должны задаваться в виде конкретных технических характеристик с максимальными значениями, за исключением обоснованных случаев, когда их установление на минимальном уровне достаточно для обеспечения необходимого уровня безопасности детей.

4.1.3    Разработка и постановка на производство продукции, предназначенной для детей, а также продукции, с которой дети могут вступать в контакт, должна осуществляться в соответствии с положениями стандартов системы разработки и постановки продукции на производство; разработка нормативной и технической документации - в соответствии со стандартами государственной системы технического регулирования Республики Казахстан, единых систем конструкторской и технологической документации.

CT РК 1.49-2005

4.2    Оценка риска

4.2.1 Для обеспечения безопасности и предупреждения травм детей, определения показателей, устанавливаемых в стандартах, оценка риска является необходимым условием для предупреждения травматизма и осуществляется на всех этапах жизненного цикла продукции.

Для оценки риска и определения требований к продукции необходимо ответить на следующие основные вопросы:

a)    что может произойти при использовании детьми той или иной продукции или контакта с ней?;

b)    Насколько велика вероятность этого события ?;

c)    Какова тяжесть возможной травмы?.

При ответе на эти вопросы, необходимо учитывать следующие характерные для детей факторы:

a)    вероятность ребенка получить травму;

b)    взаимодействие детей со взрослыми людьми и продукцией;

c)    развитие детей и их поведение;

d)    отсутствие знаний и опыта у детей;

e)    социальные факторы (факторы окружающей среды).

4.3    Предотвращение заболеваний и снижение травматизма

Травмы или болезни могут быть результатом передачи энергии

(механической, тепловой, электрической) или воздействия (биологического, радиационного), которые могут быть больше, чем способен выдержать ребенок. Их можно предотвратить или уменьшить, вмешавшись в цепь событий, ведущих к их появлению или следующих за ними, путем установления норм и факторов опасности (в нормативных правовых актах, стандартах или других категориях документов), направленных на обеспечение необходимого уровня безопасности продукции.

Нормы, устанавливаемые в стандартах должны быть направлены на:

-    предупреждение появления вредного воздействия на здоровье или снижение уровня его опасности;

-    уменьшение тяжести травм;

-    снижение долговременного воздействия травмы в результате спасения, лечения или реабилитации.

Для определения вероятности рисков и следующего за этим травматизма, связанного с применением продукции, могут использоваться разные источники. К ним, в том числе относятся:

-    статистика травм. При этом отсутствие зарегистрированных травм не всегда означает отсутствие опасности;

-    подробная информация, полученная от государственных органов, осуществляющих надзор за детским травматизмом;

-    научно-исследовательская деятельность;

-    изучение отчетов об имевших место случаях, и анализ жалоб.

3

Учитывая, что детский травматизм тесно связан с этапами развития детей и их подверженностью опасностям в разном возрасте, важно классифицировать данные о детском травматизме в соответствии с их возрастной группой, чтобы определить нормы и способы его исключения или снижения.

Например, ожоги и ошпаривание от электробытовых кухонных приборов (дверца электрической или микроволновой печи); отравление лекарствами и бытовыми химикатами, а также утопление чаще всего случаются с детьми в возрасте до 5 лет; травмы, связанные с падением с оборудования детских игровых площадок получают дети в возрасте от 5 до 9 лет; травмы в результате падений и ударов при занятиях спортом наиболее характерны для детей в возрасте от 10 до 14 лет.

При выборе норм и требований следует учитывать, что допустимые уровни безопасности (риска) для взрослых могут быть недостаточны для защиты детей и возможно, будут приводить к увеличению риска для них по сравнению с взрослыми.

4.4 Развитие и поведение ребенка

4.4.1 Общие положения

Присущие детям черты характера, включая уровень развития и подверженность опасностям, ставят их перед риском травматизма в таких случаях, которые отличаются от взрослых. Уровень развития детей включает их возраст, параметры роста, телосложение, физиологию, физические и познавательные способности, эмоциональное развитие и поведение, которые изменяются по мере роста ребенка.

Переоценка или недооценка способностей детей на разных этапах их развития, подвергает их различным опасностям, т.к. не всегда ситуация, в которой они оказываются, предназначается для них.

Характеристики детей, приведенные в последующих подразделах данного раздела необходимо рассматривать при определении потенциальных опасностей, связанных с продукцией. Следует учитывать, что эти характеристики могут действовать в сочетании, повышая риск травматизма. Например, желание познания может заставить ребенка забраться на лестницу, при этом, ограниченные познавательные навыки не дают ребенку возможность понять, что лестница может оказаться очень высокой или неустойчивой, а ограниченные двигательные способности могут привести к ослаблению захвата и падению.

Однако, такое поведение ребенка должно рассматриваться как нормальное. При этом неправильное толкование термина "неправильное использование" может привести к принятию ошибочных решений об опасностях, грозящих детям. Практика показывает, что дети регулярно используют продукцию, которая не предназначена для них, например, микроволновые печи. Когда ребенок взаимодействует с продукцией, часто

4

1

Стандарт находится в разработке

V

2

Стандарт находится в разработке