Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

42 страницы

624.00 ₽

Купить СП 441.1325800.2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Свод правил распространяется на защиту от вибрации и структурного шума, создаваемых подвижным составом железнодорожного транспорта в помещениях жилых и общественных зданий, расположенных вблизи железнодорожных линий колеи 1520 мм, предназначенных для пропуска пассажирских поездов со скоростью до 250 км/ч включительно и грузовых поездов со скоростью до 140 км/ч включительно с вагонами, имеющими статические и динамические осевые нагрузки, а также температурный диапазон эксплуатации по СП 119.13330.

 Скачать PDF

Документ зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

     4.1 Нормирование и оценка параметров вибрации и уровней структурного шума в помещениях жилых и общественных зданий

     4.2 Нормирование и критерии оценки вибрации

     4.3 Нормирование и критерии оценки структурного шума

5 Прогноз вибрации, вызванной движением железнодорожных поездов

     5.1 Общие положения

     5.2 Расчет на стадии предпроектной проработки

     5.3 Расчет на стадии разработки проекта

6 Расчет уровней структурного шума

     6.1 Общие положения

     6.2 Определение уровней структурного шума

7 Виброизоляция верхнего строения пути

     7.1 Общие положения

     7.2 Требования к материалам

     7.3 Расчетное обоснование динамических характеристик виброзащитной конструкции ВСП

     7.4 Правила проектирования виброзащитной конструкции верхнего строения пути

8 Виброизоляция зданий

     8.1 Общие положения

     8.2 Требования к материалам и изделиям

     8.3 Расчетное обоснование динамических характеристик системы виброизоляции здания

     8.4 Правила проектирования системы виброизоляции здания

Приложение А Физико-механические свойства грунтов

Приложение Б Измерение вибрации от железнодорожных линий

Приложение В Значения виброскорости для опорного расстояния 16 м

Приложение Г Влияние вибрации на осадки здания

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВОД ПРАВИЛ    СП    441.1325800.2019

ЗАЩИТА ЗДАНИЙ ОТ ВИБРАЦИИ, СОЗДАВАЕМОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Правила проектирования

Издание официальное


Москва

Стамдартинформ

2019


Предисловие

Сведения о своде правил

1    ИСПОЛНИТЕЛЬ — Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук» (НИИСФ РААСН)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3    ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4    УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22 января 2019 г№ 23/пр и введен в действие с 23 июля 2019 г

5    ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке Соответствующая информация уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

<D Минстрой России. 2019 ©Стандартинформ. оформление. 2019

Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Минстроя России

(при условии превышения значений параметров Вкбрации в указанных полосах в месте их задания над соответствующими параметрами фоновой вибрации более чем в два раза (на 6 дБ)) по формуле

tyi-IOIgilO^}'10.    (4.5)

/=1

где L/ — значение эквивалентного или максимального уровня звукового давления, дБ, в /-й октавной полосе:

At — значение частотной коррекции А шумомера, дБ, для среднегеометрической частоты /-й октавной полосы, принимаемое для рассматриваемых октавных полос по таблице 4 6 согласно ГОСТ 17187.

Таблица 4.6 — Частотная коррекция А шумомера

fcr Гц

16

31,5

63

125

250

А. дБ

-56.7

-39,4

-262

-16,1

-8.6

5 Прогноз вибрации, вызванной движением железнодорожных поездов

5.1    Общие положения

5.1.1    Расчет вибрации от движения железнодорожных поездов проводится при прогнозировании ожидаемых значений вибрации в зданиях, расположенных в зоне влияния существующих или проектируемых железнодорожных линий, с целью проверки их на соответствие санитарным требованиям, а также при разработке конкретных технических решений по виброзащите зданий и сооружений

512 Требования по проектированию и реализации защиты от вибрации железнодорожных линий устанавливаются для нового строительства в случае:

а)    проектирования и (или) строительства зданий вблизи действующих железнодорожных линий;

б)    проектирования и (или) строительства зданий вблизи проектируемых или строящихся железнодорожных линий

5 1.3 Требования по оценке степени вибрационного и шумового дискомфорта устанавливаются для существующих зданий:

а)    при оценке воздействия действующей железнодорожной линии на здания,

б)    оценке воздействия действующей железнодорожной линии в случае изменения категории или интенсивности обращения по ней подвижного состава на здания;

в)    оценке воздействия проектируемой железнодорожной линии на здания

5.1.4 Ориентировочное значение ширины зоны (полосы) влияния, считая от оси крайнего (внешнего) пути, составляет:

-    до 200 м — железная дорога с обращением грузовых поездов;

-    до 60 м — железная дорога без обращения грузовых поездов

Ориентировочное значение ширины зоны (полосы) влияния, считая от оси крайнего (внешнего) пути для железнодорожных тоннелей составляет до 40 м

515 Оценку вибрации от движения железнодорожных поездов в жилых, административных и общественных помещениях, палатах больниц, санаториев, школах и детских садах необходимо проводить в соответствии с разделом 4 2.

5.1    6 Определяемыми параметрами вибрации в соответствии с настоящим сводом правил являются

-    оценочные эквивалентные и максимальные значения виброскорости vmax и vм м/с, и оценочные эквивалентные значения виброускорения э, м/с2, на рабочих местах общественных зданий в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 4—250 Гц,

-оценочные эквивалентные и максимальные корректированные значения виброскорости v >:в и vWM9KC, м/с и оценочные эквивалентные корректированные значения виброускорения aw&h, м/с , на рабочих местах общественных зданий

Эквивалентные значения виброускорения а, м/с2, в октавных полосах частот рассчитывают из эквивалентных значений виброскорости v, м/с. в октавных полосах частот, используя соотношение для гармонической волны

а = 2*fvv,    (5.1)

где fa — среднегеометрическая частота октавной полосы, Гц

Определение корректированных значений виброскорости и виброускорения следует выполнять посредством измерений или расчетом по формулам (4 1)—(4 4), принимая функции частотной коррекции для вертикального и горизонтального направлений по таблице 4 4

В качестве дополнительного параметра вибрации допускается использовать уровни виброскорости Lv и виброускорения La, дБ. определяемые по формуле

Lu = 20lg(u/u0),    (5.2)

где и — перечисленные в 5.1.6 параметры,

и0 — пороговое значение, равное 5-10-8 м/с для виброскорости и КГ* м/с2 для виброускорения

5.1.7 При проектировании в селитебной зоне железнодорожных линий, а также при проектировании зданий и сооружений, попадающих в зону влияния линии железной дороги, необходимо выполнение условий (4 1.5, 4 2 2):

vw.»b " ^*.экадоп' v«.mmoc " ^ж.макслоп' aw >в 5 а«\э*®.доп'

Lv*.am S Lv»*aAon • Цммв S LvwMme ДОЛ' ^aW M S La,,^Aon'    (5-3)

где vw iH8, vW MaKC и LVrf. LVwMmx — прогнозируемые оценочные величины виброскорости, м/с, и ее

».м»с ураднд дБ в рассматриваемом здании; aw>® и ^-aw„в — прогнозируемые оценочные величины виброускорения, м/с2, и его уровня, дБ, в рассматриваемом здании;

V»»Aon- максдоп и **доп Lv„„»CAon — допустимые величины виброскорости, м/с. и ее уровня,

дБ, принимаемые в соответствии с подразделом 4,2, aw э^здол и Lgn нв доп — допустимые величины виброускорения, м/с2, и его уровня, дБ, принимаемые в соответствии с подразделом 4 2

При проверке условий (5 3) в качестве ожидаемых значений вибрации в оцениваемом здании не допускается принимать значения, рассчитанные на поверхности грунта в месте расположения фундамента проектируемого здания.

518 В случае когда прогнозируемые значения вибрации превышают допустимые значения, т. е имеет место нарушение условий (5 3), следует предусматривать специальные виброзащитные мероприятия и устройства в соответствии с разделами 7 и 8

Выбор средств защиты от вибрации проводится с учетом их эффективности и экономической целесообразности

5.1.9 Прогноз вибрации в зданиях и сооружениях попадающих в зону влияния железной дороги осуществляют в соответствии с ГОСТ Р ИС014837-1 в две стадии

1)    при оценке воздействия вибрации создаваемой железнодорожным транспортом, на здания и сооружения, располагаемые в зоне влияния путей, на этапе предпроектной проработки следует пользоваться подразделом 5 2.

В этом случае определяют уровни вибрации в помещениях зданий и сооружений и проводят их оценку на соответствие разделу 4;

2)    в случае наличия незначительных [до 1 дБ в низкочастотной области (ниже октавной полосы со среднегеометрической частотой 31,5 Гц) нормируемого диапазона] существенных (свыше 20 дБ в октавной полосе со среднегеометрической частотой 16 Гц) превышений уровней вибрации, полученных по результатам расчета по методике подраздела 5.2, а также для более детального проектирования систем виброиэоляции пути или здания следует руководствоваться подразделом 5 3

5.1 10 Динамические характеристики грунтов, необходимые для расчета величин вибрации в зданиях определяют в процессе геологических изысканий или на основе лабораторных динамических испытаний по ГОСТ 12248, ГОСТ Р 56353 или прямых измерений на месте (методика приведена в [6]).

К динамическим параметрам грунтов относят

а)    динамический модуль упругости на частоте 10 и 30 Гц. £dyn10dyn30), Н/мм2;

б)    динамический модуль сдвига на частоте 10 и 30 Гц, Gdyn10 (Gdy/>30), Н/мм2,

в)    коэффициент потерь г\\

г)    коэффициент Пуассона <♦;

д)    скорость распространения продольных волн ct м/с;

е)    скорость распространения поперечных волн с,, м/с

В рамках технического задания может быть внесено требование о предоставлении графика деградации модуля сдвига и коэффициента демпфирования.

Испытания для определения параметров а)—г) следует вести параллельно на приборе трехосного сжатия (диаметр образцов не менее 70 мм) и резонансной колонке (диаметр образцов не менее 50 мм) 8

по ГОСТ Р 56353 Используемое оборудование должно иметь свидетельства об утверждении типа средств измерений утвержденное в установленном порядке, а также свидетельство о поверке У организации, выполняющей испытания для определения динамических параметров должна быть лицензия на осуществление деятельности, составляющей предмет технического задания а также аттестат аккредитации грунтовой лаборатории с областью аккредитации, включающей ГОСТ Р 56353

Ориентировочные значения параметров разл^ных типов грунтов приведены в приложении А

51.11 При выполнении оценки по 5 1 3 в качестве предельных значений ускорений на фундаменте существующих зданий допускается принимать ар<а1< = 15 см/с2 — для слабых грунтов, а^, = 25 см/с2 — для плотных грунтов

Влияние вибрации на осадки здания допускается оценивать с учетом таблицы П.1 приложения Г.

5.2 Расчет на стадии предпроектной проработки

5.2.1    Общие положения

5.2.1.1    Прогнозирование значений виброскорости в зданиях и сооружениях и подбор виброзащит -ных мероприятий проводится в следующей последовательности

а)    оценивают значения вибрации верхнего строения пути железной дороги, при наличии соответствующих экспериментальных данных или поверхности грунта на расстоянии 8 м от оси железной дороги в соответствии с 5.2.2, с учетом текущего состояния железнодорожного пути (оценка текущего состояния приведена в [2]) и скорости обращения подвижного состава в соответствии с 5.2 2 4 и 5 2 2.5;

б)    задают или определяют исходное для расчета геологическое строение верхней части грунта основания земляного полотна число и толщины слагающих слоев верхней части грунта общей толщиной Н г h + 10 м где h — удвоенная ширина балластной призмы (6);

в)    определяют массовые, динамические упругие и диссипативные параметры слагающих грунтов плотность скорости продольных и поперечных волн и коэффициент потерь в каждом слое по 5.1 10;

г)    определяют ожидаемые значения виброскорости на поверхности грунта в соответствии с 5.2.3;

д)    определяют ожидаемые значения виброскорости поверхности фундамента здания в соответствии с 5.2.4;

е)    определяют ожидаемые значения виброскорости несущих элементов здания (перекрытий и стен) в соответствии с 5.2.5;

ж)    выполняют проверку условий (подраздел 5.3);

з)    в случае нарушения условий (подраздел 5 3) осуществляют подбор и проектирование виброза-щитных мероприятий в соответствии с разделом 7 или 8,

и)    оценивают эффективность спроектированных виброзащитных мероприятий, повторно выполняя расчет по перечислениям г)—ж) настоящего пункта и проверку соответствия 5.1.7.

5 2.1.2 Вычисление виброскорости v, м/с, несущих и (или) ограждающих конструкций зданий и сооружений следует проводить по формуле

v = v,*p) Kmns ksp**d Km k«tg* kfund Kn ' kh,    (5    4)

где v„fp) — измеренный (рассчитанный) октавный спектр вертикальной и горизонтальных составляющих скорости колебаний поверхности грунта на абрисе фундамента здания или сооружения, м/с;

ktrams — поправочный коэффициент, учитывающий возможность одновременного движения по параллельным путям на рассматриваемом участке, определяют по 5.2 2.3; кspeed — поправочный коэффициент, учитывающий скорость движения подвижного состава, определяют по таблице 5.2;

krari — поправочный коэффициент учитывающий износ пути, колесных пар, наличие стрелочных переводов, переездов и прочих особых элементов пути приводящих к существенному изменению динам^еской нагрузки на верхнее строение пути, определяют по таблице 51; kedge — частотно-зависимая функция, учитывающая наличие систем виброиэоляции (в конструкции верхнего строения пути или здания). В случае ее отсутствия принимается равной единице в заданном частотном диапазоне; kfund — частотно-зависимая функция, характеризующая передачу вибрации с грунта на фундамент здания, определяют по 5 2 4; кге2 — частотно-зависимая функция, соответствующая резонансному увеличению колебаний ограждающими поверхностями помещений, определяют по 5.2.5;

— частотно-зависимая функция, учитывающая изменение колебаний по высоте здания, определяют по 5.2 4 6.

Указанные коэффициенты и частотно-зависимые функции допускается определять как путем расчета, так и на основании статистических данных натурных измерений При применении результатов натурных измерений следует учитывать положения 5 2 2 2

Формула (5 4) справедлива при вычислении нормируемых разделом 4 параметров как для вертикальной, так и для горизонтальной составляющих колебаний с учетом замены соответствующих частотно-зависимых функций в зависимости от направления воздействия

5.2.1.3    В случае если измерения вибрации проводятся в точках на абрисе фундамента для всех категорий поездов, обращающихся по выбранной железнодорожной линии с установленными скоростями, коэффициенты kspeed и кгв1, принимают равными единице

5.2.1.4    При движении поездов в тоннелях расчет допускается выполнять по методике [6], установленной при наличии исходной информации: скорости колебаний лотка и обделки тоннеля для категорий поездов, двигающихся по данной линии Исходные данные определяются на основе прямых измерений на обьекте-аналоге по ГОСТ 31185 с учетом 5 2 2 2

5.2.2 Определение параметров исходного динамического воздействия

5 2 21 Определение параметров исходного динамического воздействия проводится в соответствии с приложением Б для каждой категории поездов (таблица 4 1). двигающихся по исследуемому участку линии железной дороги При этом должен быть получен спектр исходного динамического воздействия в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 4—250 Гц, выделяющихся над уровнем фона (при условии превышения значений параметров вибрации в указанных полосах в месте их задания над соответствующими параметрами фоновой вибрации более чем в два раза (на 6 дБ)].

5 2 2 2 На стадии разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) или пред проектных проработок величины исходного динамического воздействия (виброскорость верхнего строения пути, поверхности грунта на расстоянии от оси пути) допускается оценивать на основе результатов натурных измерений, проведенных на эксплуатируемых участках линий железной дороги (объект-аналог) имеющих аналогичную конструкцию верхнего строения пути, аналогичный парк подвижного состава двигающегося на схожих с исследуемым участком скоростях, а также находящегося в аналогичных, как и проектируемый участок, инженерно-геологических условиях При этом различие (между обьектом-аналогом и исследуемым участком) свойств грунта, скорости движения поездов и осевой нагрузки не должно превышать 15 %

5 2.2 3 При наличии двух и более путей напротив исследуемого (проектируемого) здания следует учитывать повышение вибрации в здании при движении поездов (таблица 4 1) одновременно по нескольким путям (при наличии такой технической возможности, иное должно быть обосновано) путем введения поправочного коэффициента к скорости колебаний Уи(р), входящей в формулу (5 4), вычисляемого по формуле


*trains


т

=i*I


,п


1-2


г-г,


(55)


где г — расстояние от середины ближнего пути до расчетной точки, м, г, — расстояние между серединами ближнего и /-го пути, м; л— показатель степени определяемый по таблице 5.3; т — число путей, по которым возможно одновременное движение поездов 5.2 2 4 Методика расчета применяется для существующих конструкций пути с малым износом, при его эксплуатации в соответствии с (1].

В случае износа пути или колесных пар подвижного состава, а также при расположении здания в зоне влияния особых конструкций пути (стрелочный перевод стрелочная улица, переезд, беэбалласт-ная конструкция верхнего строения пути (ВСП)], необходимо применять поправочный коэффициент krgti к оценочным значениям вибрации приведенный в таблице 5.1.


Таблица 5.1—Влияние конструкции пути

Наименование дефекта

Поправочный коэффициент дБ (раз)

Износ или неровности на колесной nape1»

♦ 10 дБ (3,162)

Изношенный рельс, волнообразный износ рельса2'

♦10 дБ (3.162)

Переезд, стрелочный перевод, перекрестный съезд3*

♦ 10 дБ (3.162)


Окончание таблицы 5 1

Наименование дефекта

Поправочный коэффициент дБ (раз)

Изолирующий, изношенный, компенсирующий стык4*

+8 дБ (2.511)

Безбэлластная конструкция пути

-3 дБ (0.708)

11 Дефекты на поверхности катания колеса или неравномерный износ колес может приводить к существенному повышению уровней вибрации Это явление можно снизить благодаря обточке колесных пар

2)    Если и колесная пара, и рельс изношены, применяется один поправочный коэффициент Волнообразный износ рельса — типичная проблема, особенно в кривых и при значительной нагрузке на ось Снижение этого фактора возможно с помощью шлифовки рельса.

3)    Воздействие колесной пары на стрелочном переводе в зоне крестовины существенно повышает уровни вибрации ВСЛ Снижение этого фактора возможно за счет установки особых конструкций крестовин

4)    Существенное повышение уровней вибрации на стыке связано с импульсным динамическим воздействием (ударом колеса об рельс). Снижение этого фактора возможно за счет применения бесстыкового пути

5 2 2.5 Поправку на скорость подвижного состава kspcc<} дБ (раз), принимают в соответствии с таблицей 5.2.

Таблица 5 2 — Влияние скорости движения подвижного состава

Проектная скорость движения по участку км/ч

kfp((j дБ фаз), при оперной скорости. км/ч

50

80

240

480

+6.0 дБ (1,995)

320

+2.5 дБ (1,333)

240

0.0 дБ (1,000)

160

-3.5 дБ (0,668)

120

-6,0 дБ (0,501)

100

+6,0 дБ (1,995)

+1,6 дБ (1,202)

80

+4,4 дБ (1,659)

0,0 дБ (1,000)

60

+2,5 дБ (1,333)

-1.9 дБ (0.804)

50

0.0 дБ (1,000)

-4,4 дБ (0.603)

30

-3,5 дБ (0,668)

-8,0 дБ (0,398)

Примечание —В общем случае уровень вибрации. дБ. пропорционален 20lg(v/vwv). где v — проектная скорость движения поезда. vnf — расчетное значение опорной скорости_

5 2.2.6 Коэффициенты    определяемые    по 5.2.2 4 и 5.2.2 5; применяют в формуле (5.4)

в октавных полосах, в которых уровень вибрации при движении поездов железной дороги выделяется над уровнем фоновой вибрации

5.2.3 Определение ожидаемых значений вибрации поверхности грунта на расстоянии от линии

5.2.3.1 В случае отсутствия достаточного количества экспериментальных данных или выполнения оценки по 5.1.2 б) и (или) 5 1 3 б), 51.3 в), допускается виброскорость колебаний грунта v м/с в точке на расстоянии г, м, от источника колебаний определять по известной виброскорости v0. м/с. колебаний грунта на расстоянии г0, м, от оси ближнего железнодорожного пути произведением ее на коэффициент геометрического ослабления С и коэффициент демпфирования материала D по формуле

v(r) = v(r0) С D    (5.6)

При ориентировочных расчетах можно использовать значения v(r0), приведенные в таблице В 1 приложения В для опорного расстояния г0 = 16 м.

Параметры С и D, входящие в формулу (5 6), оценивают по следующим зависимостям по ГОСТ Р ИСО 10137-2016 (приложение В)

D = err**сг<г“Ч    (5    8)

где п — показатель степени, выбираемый в зависимости от типа механизма распространения волн по таблице 5.3;

fcr — среднегеометрическая частота октавной полосы Гц,

р = г\!с — параметр определяемый по таблице 5 4 или вычисляемый исходя из результатов динамических испытаний грунта по 51.10; х\ — коэффициент потерь грунта. г\ = Ш где 8 — логарифмический декремент колебаний; с — скорость продольной волны, м/с.

5 2 3 2 Значения коэффициента потерь грунта, а также параметры формул (5.6)—(5 8) рекомендуется верифицировать с данными натурных измерений на конкретной площадке застройки (допускается проводить в рамках более детальной проработки проекта по подразделу 5.3).

Таблица 5.3 — Значения п в зависимости от расположения источника и точки наблюдения

Положение источника

Положение точки наблюдения

л

На поверхности

На поверхности

0.25

На поверхности

В толще грунта

1.0

В толще грунта

На поверхности

0,5

В толще грунта

В толще грунта

0,5

Таблица 5.4- Значения р в зависимости от типа грунта

Тип грунта

Описание

р. с/м

1

Дисперсные несвязные в т. ч техногенные грунты:

-    лессовые

-    топкие

-    речной песок

-    дюнный песок

-    органические

• поверхностный слой грунта

2-10”4 - 6 10-4

2

Дисперсные несвязные и связные осадочные и элювиальные грунты:

-    пески

-    супеси, суглинки

-    пылеватые тины

-    гравий, щебень

-    пылеватые пески ил

610-ь * 2 10-4

3

Дисперсные и скальные грунты

-    плотный песчаник

-    сухая уплотненная глина

-    уплотненная валунная морена, ледниковые тиллиты

бю-в-ею-5

4

Скальные грунты

- горная порода, материковый грунт • скальная порода

<610-®

Примечание — Классификация грунтов приведена в соответствии с ГОСТ 25100

5.2.4 Определение уровней вибрации фундамента здания

5 2 4 1 Для зданий с ленточными или плитными фундаментами определяют его частоты свободных колебаний ^»• Гц, как жестких конструкций на упругом основании расчетом по апробированной методике в сертифицированном программном комплексе или по формуле

где ks — жесткость грунта основания, Н/м; ть— масса здания, кг

При определении массы здания ть, кг, учитывается действие постоянных и временных нагрузок в соответствии с СП 20.13330 для их нормативных значений Жесткость грунта основания под зданием рассчитывается на основании СП 26 13330 и данных физико-механических испытаний грунтов

Для зданий, расположенных на свайном основании расчет следует проводить в соответствии с подразделом 5.3

Л


kfurid


(510)


5 2 4 2 Для частот внешнего воздействия, превышающих амплитуды колебаний фундамента здания оказываются ниже амплитуд колебаний грунта При совпадении частоты внешнего воздействия и собственной частоты сооружения передаточная функция может быть определена по формуле

где n — коэффициент потерь грунта, определяемый по 51.10

kfund

5 2 4.3 Передаточная функция для фундамента как массивного тела на упругом основании определяется по формуле

(5.11)

где z - —--коэффициент расстройки;

П — коэффициент потерь грунта определяемый по 5.1 10

5.2 4 4 Скорость колебаний фундамента здания определяется в каждой октавной полосе по формуле

=    (512)

где v/f) — виброскорость колебаний грунта в исследуемой точке вблизи фундамента в /-й октавной полосе частот м/с, определяемая по формуле (5 6) или по данным натурных измерений в соответствии с приложением Б; kfundi~ значение передаточной функции для /-й октавной полосы частот, определяемое по формулам (5.10), (5.11).

5 2 4 5 Если определить упруго-дисипативные характеристики грунта основания не представляется возможным, а также для проверки адекватности вычисления передаточной функции для фундаментов сложных типов, допускается принимать передаточную функцию k,und для перехода с грунта на фундамент здания по кривым рисунка 5.1.

Кривая 2 на рисунке 5.2 может быть использована для вычисления передаточных функций для зданий малого объема и нормальных грунтовых условий (скорость распространения продольных волн около 200 м/с). Если грунт мягче или жестче (скорость распространения продольных волн отличается в среднем более чем в два раза) следует пользоваться кривой 3 или 1, соответственно Если исследуется высотное здание, следует пользоваться кривой 3

Среднегеометрическая частота октавной полосы. Гц ••••4.....-    кривая    1; —- - кривая 2;    •    -    кривая    3

Рисунок 51 — Передаточная функция к^^

5 2.4 6 В рамках применения оценочной методики прогнозирование распространение колебаний по зданию допускается не учитывать «в запас» расчетной модели, принимая передаточную функцию

5 2 4 7 При расположении высотных зданий (СП 267 1325800) вблизи линий железной дороги или при расположении здания на слабых грунтах рекомендуется дополнительно учитывать возможный резонанс конструкции здания в горизонтальном направлении

5 2.4.8 Для высотных зданий (СП 267.1325800) с постоянной высотой этажа или протяженных с постоянным шагом несущих конструкций необходимо также проводить исследования параметрического резонанса при совпадении частоты внешнего воздействия с периодической структурой здания

5.2.5    Определение уровней вибрации стен и перекрытий в расчетном помещении здания

5 2.5 1 Расчет значений резонансного увеличения амплитуд колебаний конструкций производится для изгибаемых элементов зданий и сооружений

Используя проектную документацию на исследуемое здание, выделяют группы элементов сопоставимых геометрических размеров в плане, наиболее часто встречающихся в исследуемом здании или сооружении, с учетом их назначения

Определяют их расчетную схему с учетом условий закрепления в несущих конструкциях

5 2.5.2 Для выбранных типовых групп изгибаемых элементов определяют их резонансные частоты и передаточные функции кП2 в октавных полосах частот, попадающих в диапазон частот, выделяющихся над уровнем фоновой вибрации

Расчетная схема для перекрытий зданий должна учитывать наличие (влияние) внутренних перегородок, а также изменение поперечного сечения изгибаемого элемента.

Расчет рекомендуется проводить в рамках численного моделирования в программных комплексах, построенных по методу конечного элемента (МКЭ) Для простых перекрытий в плане (квадратные, круглые, прямоугольные) допускается использовать расчетные формулы строительной механики и теории упругости

5.2.5    3 Основываясь на полученном значении резонансной частоты ограждающей конструкции ее передаточную функцию определяют по графикам рисунка 5.2, а, б для бетонных и деревянных конструкций соответственно

Рисунок 5 2 — Частотно-зависимые функции для бетонных (а) и деревянных (б) конструкций

5.3 Расчет на стадии разработки проекта

5.3.1    Общие положения

5 3.1.1 При детальном прогнозировании уровней вибрации в помещениях зданий, расположенных вблизи железнодорожных линий, следует разрабатывать детальные расчетные математические модели, например используя метод конечных элементов (МКЭ), метод граничных элементов (МГЭ) или другие апробированные методы строительной механики Допускается совмещение указанных методов в рамках единой расчетной модели

При разработке модели необходимо опираться на основные характеристики источника вибрации, пути ее распространения и объекта воздействия по ГОСТ Р ИС0 14837-1—2007 (приложение А)

5312 Прогноз допускается выполнять по формуле (5.4), в которой необходимые передаточные функциикедде, kfurxJ кгег. ^определяют на основании расчета по модели 5.3.1.1.

5.3.2    Общие требования к расчетной модели

5 3 2.1 Расчетная модель должна удовлетворять ГОСТ Р ИСО 14837-1-2007 (8 2 2 3, 8 2 2 4) и учитывать физические особенности взаимодействия подвижного состава с ВСП, распространения и видоизменения колебательной энергии при распространении волнового фронта от ВСП по грунту до здания, перехода в здание и распространения по зданию в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14837-1-2007 (приложение А).

5 3 2 2 Характеристики материалов расчетной модели должны учитывать воздействие длительного нагружения и их старение на расчетный срок службы сооружения Расчетный срок службы сооружения должен определять генеральный проектировщик по согласованию с заказчиком Рекомендуемые сроки службы зданий и сооружений приведены в таблице 1 ГОСТ 27751-2014.

5 3.2.3 Расчеты по численным моделям МКЭ и МГЭ допускается проводить при использовании гармонического сигнала на каждой среднегеометрической частоте исследуемого диапазона третьок-тавных полос. Представление результатов в октавной полосе частот нормируемого диапазона осуществляется с помощью энергетического суммирования

5.3.3    Верификация расчетной модели

5.3.3.1    Перед применением в целях прогноза, расчетная модель должна быть верифицирована с результатами натурных испытаний, т. е должна быть построена модель пути и здания с учетом 5.3.3.2.

5    3.3.2 Для целей верификации должен быть выбран участок линии железной дороги, для которого известны

а)    конструкция верхнего строения пути (продольный, поперечный профили);

б)    скорость и тип подвижного состава категорий, указанных в таблице 4 1;

в)    результаты инженерно-геологических изысканий с динамическими характеристиками грунтов по 5.1.10;

г)    геоподоснова с указанием оси железнодорожной линии и посадкой здания, конструктивные и архитектурные чертежи здания;

д)    результаты измерений вибрации ВСП, грунта вблизи фундамента, на фундаменте и в помещениях здания, выполненных в соответствии с приложением Б.

5.3.3.3    Расчетная модель должна учитывать 5 3.3.2. По результатам расчетов должно быть показано соответствие результатов вычислений и результатов натурных измерений

1)    для определения соответствия затухания колебаний в грунте с удалением от оси трассы;

2)    определения затухания (видоизменения) спектра колебаний при переходе с грунта на фундамент сооружения;

3)    определения видоизменения колебаний при распространении по конструкциям здания

5.3.3.4    Расчетная модель считается верифицированной в случае если расхождение между результатами расчета и результатами натурных измерений не превышает 15 % В противном случае расчетную модель для целей прогноза использовать нельзя и требуется ее переработка

Результаты верификации следует оформлять отдельным отчетом и прикладывать к результатам прогноза

6    Расчет уровней структурного шума

6.1    Общие положения

611 Расчет уровней структурного шума выполняют для помещений жилых и общественных зданий указанных в подразделе 4.3.

6.1.2    Для здания выбирают характерные помещения, т е помещения самого большого самого малого и промежуточного между ними объемов

6.1.3    Расчет проводят в предположении что оконные и дверные проемы отсутствуют, а перекрытия межквартирные и межкомнатные перегородки, а также внешние стены не облицованы не покрыты звукопоглощающими элементами, мебель в помещении отсутствует.

6.1.4    Уровни вибраций перекрытий принимают по результатам расчетной оценки вертикальной вибрации а уровни вибраций стен — по результатам аналогичной оценки уровней горизонтальной вибрации.

615 Расчет проводят для максимальных и эквивалентных уровней вибрации ограждений в соответствии с подразделом 6.2

6.1.6 Пересчет значений виброскоростей м/с в уровни виброскорости, дБ, выполняют по формуле (5.2).

6.2 Определение уровней структурного шума

(61)

6 2 1 Уровень звукового давления L в помещении, излучаемый отдельным ограждением, связан со средним уровнем виброскорости Lv этого ограждения зависимостью

L = [Lv] +10lg($F/S),

Содержание

1    Область применения ..................................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки...................................................................................................................................1

3    Термины и определения..............................................................................................................................3

4    Общие положения ......................................................................................................................................3

4 1 Нормирование и оценка параметров вибрации и уровней структурного шума

в помещениях жилых и общественных зданий ..................................................................................3

4 2 Нормирование и критерии оценки вибрации......................................................................................4

4    3 Нормирование и критерии оценки структурного шума.......................................................................6

5    Прогноз вибрации, вызванной движением железнодорожных поездов .................................................7

51 Общие положения ................................................................................................................................7

5    2 Расчет на стадии предпроектной проработки .....................................................................................9

5.3    Расчет на стадии разработки проекта ...............................................................................................15

6    Расчет уровней структурного шума..........................................................................................................16

61 Общие положения ...............................................................................................................................16

6    2 Определение уровней структурного шума .........................................................................................16

7    Виброиэоляция верхнего строения пути..................................................................................................17

7    1 Общие положения ...............................................................................................................................17

7 2 Требования к материалам .................................................................................................................18

7.3    Расчетное обоснование динамических характеристик виброзащитной конструкции ВСП...........18

7    4 Правила проектирования виброзащитной конструкции верхнего строения пути .........................20

8    Виброиэоляция знаний ................................................................................................................. .23

81 Общие положения ..............................................................................................................................23

8.2 Требования к материалам и изделиям ...........................................................................................25

8    3 Расчетное обоснование динамических характеристик системы виброиэоляции здания..............25

8 4 Правила проектирования системы виброиэоляции здания .............................................................26

Приложение А Физико-механические свойства грунтов......................................................................... .28

Приложение Б Измерение вибрации от железнодорожных линий...........................................................29

Приложение В Значения виброскорости для опорного расстояния 16 м ................................................35

Приложение Г Влияние вибрации на осадки здания.................................................................................36

Библиография ........................................................................................................................................ 37

где s — коэффициент излучения ограждения;

F — площадь ограждения, м2;

В — акустическая постоянная рассматриваемого помещения, определяемая по СП 271.1325800 6 2 2 У^эовень вибрации ограждений определяют в соответствии с разделом 5 Для ограждений оценивают колебания по направлениям, перпендикулярным плоскости ограждения, т. е. для стен — в горизонтальных направлениях X и У, для пола и потолка — в вертикальном направлении Z.

Средний уровень виброскорости излучающей конструкции вычисляют исходя из уровня вибраций центра ограждения путем введения поправки минус 7,8 дБ для первой резонансной частоты в предположении, что закон распределения динамических прогибов по площади ограждения имеет синусоидальный характер и во всем анализируемом диапазоне частот рассматривается исключительно резонансный режим колебаний ограждений

при 7 < /„

1 при 7 * 7^


(62)


S =


6.2.3 Коэффициент излучения ограждения, рассматриваемого в виде пластины, закрепленной по контуру, при возбуждении в ней изгибных колебаний оценивают по формуле

где П и F — периметр, м, и площадь, м2, пластины, с0 — скорость звука в воздухе, м/с;

7ф — критическая частота, Гц.

7 - с°

*    1.8сп</'

6.2.4 Значение 7^ определяют из условия равенства длины изгибной волны в пластине длине волны в воздухе, по формуле

(6.3)

где оп — скорость продольной волны в материале пластины, м/с, d — толщина пластины, м 6 2 5 Общий уровень звукового давления в помещении определяют энергетической суммой уровней излучаемых отдельными ограждающими поверхностями — стенами и перекрытиями, по формуле

‘■o6w-10l9l10°'U'.    (64)

1-1

6 2 6 Значения нормируемых параметров вычисляют из полученных значений    и    /-о^макс

в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 16; 31,5; 63; 125 и 250 Гц по 4 3 3

7 Виброизоляция верхнего строения пути

7.1 Общие положения

711 Наиболее эффективный способ снижения вибрации в зданиях, расположенных вблизи линии железной дороги — виброиэоляция «в источнике» [6], т. е виброизоляция верхнего строения пути железной дороги

7.1.2 Снижение динамической нагрузки создаваемой подвижным составом железной дороги и передаваемой далее по грунту на здание, возможно за счет снижения жесткости пути

713 Необходимость разработки виброзащит ной конструкции верхнего строения пути устанавливается в результате выполнения следующей предварительной процедуры

а)    оценивают значения вибрации в помещениях здания, а также на его фундаменте (или этажах) в соответствии с разделом 5.

б)    проверяют условия (5.3). В случае их невыполнения сопоставляют эквивалентные и/или максимальные значения виброскорости (эквивалентные значения виброускорения) в октавных полосах частот с 7^ = 4—63 Гц с выделяющимися над фоном значениями виброскорости с предельными значениями виброскорости (виброускорения), равными нормативным значениям no СН 2.2 4/2 1.566-96 (таблицы 8—10), соответствующим допустимым эквивалентным и максимальным корректированным

Введение

Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 30 марта 1999 г № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 27 декабря 2002 г № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 30 декабря 2009 г № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и содержит требования к расчету и проектированию защиты от вибрации и структурного шума создаваемых подвижным составом железнодорожного транспорта в помещениях жилых и общественных зданий, расположенных вблизи железнодорожных линий.

Свод правил разработан авторским коллективом НИИСФ РААСН (д-р техн. наук И.Л Шубин, д-р техн наук И Е Цукерников, д-р техн наук ТО Невенчанная, канд техн наук 8 Л Смирнов. А С Лебедев. М.Ю Смоляков) при участии ООО «Институт акустических конструкций» (канд техн наук. А Е Шашурин)

СВОД ПРАВИЛ

ЗАЩИТА ЗДАНИЙ ОТ ВИБРАЦИИ. СОЗДАВАЕМОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Правила проектирования

Building protection against vibration caused by rail transport Design rules

Дата введения — 2019—07—23

1    Область применения

Настоящий свод правил распространяется на защиту от вибрации и структурного шума, создаваемых подвижным составом железнодорожного транспорта в помещениях жилых и общественных зданий расположенных вблизи железнодорожных линий колеи 1520 мм, предназначенных для пропуска пассажирских поездов со скоростью до 250 км/ч включительно и грузовых поездов со скоростью до 140 км/ч включительно с вагонами, имеющими статические и динамические осевые нагрузки, а также температурный диапазон эксплуатации по СП 119.13330.

2    Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы ГОСТ 11722-78 Резина пористая Метод определения остаточного сжатия ГОСТ 12248-2010 Грунты Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 17177-94 Материалы и изделия строительные теплоизоляционные Методы испытаний ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1 2002) Шумомеры. Часть 1 Технические требования ГОСТ 18268-2017 (ISO 1856 2000) Пластмассы ячеистые эластичные Метод определения относительной остаточной деформации при сжатии

ГОСТ 24346-80 Вибрация Термины и определения ГОСТ 25100-2011 Грунты Классификация

ГОСТ 27242-87 Вибрация Виброиэоляторы Общие требования к испытаниям ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований Основные положения ГОСТ 31185-2002 (ИСО 10815:1996) Вибрация Измерения вибрации внутри железнодорожных туннелей при прохождении поездов

ГОСТ 31191.1-2004 (ИСО 2631-1:1997) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека Общие требования

ГОСТ 31191.2-2004 (ИСО 2631-2:2003) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека Часть 2 Вибрация внутри зданий

ГОСТ 31319-2006 (ЕН 14253 2003) Вибрация Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Требования к проведению измерений на рабочих местах

ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технкке Основные понятия Термины и определения

ГОСТ 34056-2017 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной Термины и определения ГОСТ 34100 1—2017 Неопределенность измерения. Часть 1. Введение в руководства по выражению неопределенности измерения

ГОСТ 34100.3-2017 Неопределенность измерения. Часть 3 Руководство по выражению неопределенности измерения

ГОСТ ИСО 8041-2006 Вибрация Воздействие вибрации на человека Средства измерений ГОСТ Р 51685--2013 Рельсы железнодорожные Общие технические условия

Издание официальное

ГОСТ Р 52892-2007 Вибрация и удар Вибрация зданий Измерение вибрации и оценка ее воздействия на конструкцию

ГОСТ Р 53963 1—2010 Измерения вибрации сооружений Требования к средствам измерений ГОСТ Р 53964-2010 Измерения вибрации сооружений Руководство по проведению измерений ГОСТ Р 55050-2012 Железнодорожный подвижной состав Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний

ГОСТ Р 55056-2012 Транспорт железнодорожный Основные понятия Термины и определения ГОСТ Р 56353-2015 Грунты Методы лабораторного определения динамических свойств дисперсных грунтов

ГОСТ Р 56729-2015 (EN 14313 2009) Изделия из пенополиэтилена теплоизоляционные заводского изготовления, применяемые для инженерного оборудования зданий и промышленных установок Общие технические условия

ГОСТ Р ИСО 2017-1-2011 Вибрация и удар Упругие системы крепления. Часть 1. Технические данные для применения систем виброиэоляции

ГОСТ Р ИСО 2017-2-2011 Вибрация и удар Упругие системы крепления Часть 2. Технические данные для применения систем виброиэоляции для железнодорожного транспорта

ГОСТ Р ИСО 2017-3-2016 Вибрация и удар Упругие системы крепления Часть 3 Технические данные для применения систем виброиэоляции при строительстве новых зданий

ГОСТ Р ИСО 2041-2012 Вибрация удар и контроль технического состояния Термины и определения

ГОСТ Р ИС0 10137—2016 Основы расчета строительных конструкций Эксплуатационная надежность зданий в условиях воздействия вибрации

ГОСТ Р ИСО 10846-1-2010 Вибрация Измерения виброакустических передаточных характеристик упругих элементов конструкций в лабораторных условиях. Часть 1 Общие принципы измерений ГОСТ Р ИСО 14837-1-2007 Вибрация Шум и вибрация, создаваемые движением рельсового транспорта Часть 1 Общее руководство

ГОСТ Р ИСО 18437-1-2014 Вибрация и удар Определение динамических механических свойств вязкоупругих материалов Часть 1. Общие принципы

СП 20 1 3330 2016 «СНиП 2.01 07-85* Нагрузки и воздействия» (с Изменением № 1)

СП 26 1 3330 2012 «СНиП 2 02 05-87 Фундаменты машин с динамическими нагрузками» (с Изменением № 1)

СП 51.13330 2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума» (с Изменением № 1)

СП 119 13330 2017 «СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм»

СП 122 13330 2012 «СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные» (с Изменением

№1)

СП 267.1325800 2016 Здания и комплексы высотные Правила проектирования СП 271.1325800 2016 Системы шумоглушения воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха Правила проектирования

СанПиН 2 2 4 3359-16 Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах

СН 2 2 4/21.8 562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

СН 2 2.4/2 1 8 566-96 Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты)! за текущий год Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный документ отменен без замены, то положение в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей згу ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины по СП 51 13330. СП 119.13330. СП 122.13330, ГОСТ Р ИСО 2041 ГОСТ 24346 ГОСТ Р ИСО 14837-1. ГОСТ 34056, ГОСТ Р 52892. ГОСТ Р 55056, СН 2.2 4/2.1.8.566, а также следующие термины с соответствующими определениями

31 среднеквадратичное значение колеблющейся величины: Квадратный корень из среднеарифметического или среднеинтегрального значения квадрата колеблющейся величины в рассматриваемом интервале времени

Примечание — Если имеется п дискретных значений колеблющейся величины х, (»' = 1, 2,.... п), то среднеквадратичное значение х определяется по формуле

3.2 структурный шум: Воздушный шум создаваемый ограждающими конструкциями помещения (стены, потолок, пол), совершающими колебания, вызываемые движением поездов железнодорожных линий

3    3 фоновая вибрация: Вибрация, создаваемая в точке измерения всеми источниками за исключением поездов, проходящих по исследуемому участку железной дороги

4    Общие положения

Настоящий свод правил устанавливает требования, которыми следует руководствоваться при проектировании и реализации защиты от вибрации железнодорожных линий, выполнении расчетов по оценке степени вибрационного и шумового дискомфорта и при разработке мероприятий для обеспечения допустимых параметров вибрации и уровней структурного шума, регламентируемых СН 2.2 4/2.1.8.562. СанПиН 2 2 4.3359 и СН 2.2 4/2 1 8.566

Физико-механические свойства грунтов приведены в приложении А. требования к проведению натурных измерений вибрации грунта при прохождении поездов — в приложении Б; значения виброскорости измеренные для опорного расстояния 16 м, — в приложении В, параметры, по которым можно оценивать влияние вибрации на осадки здания — в приложении Г

Положения настоящего свода правил не учитывают совместного воздействия структурного шума, вызванного движением подвижного состава железной дороги и воздушного шума, передаваемого через наружные ограждающие конструкции

Категории поездов, принимаемые в расчет в настоящем своде правил, приведены в таблице 4.1.

Таблица 41 — Классификация поездов

Категория

поезде

Тип поезда

Максимальная расчетная скорость, км/ч

1

Пассажирский поезд с локомотивной тягой

200

2

Грузовой поезд

140

3

Электропоезд

160

4

Высокоскоростной поезд

250

4.1    Нормирование и оценка параметров вибрации и уровней структурного шума в

помещениях жилых и общественных зданий

41.1    Требования к нормированию параметров вибрации и уровней шума в помещениях жилых и общественных зданий устанавливают в соответствии с СН 2.24/2.1.8.566 и СН 2.2.4/2.1.8.562 Выбор нормируемых параметров и допустимых значений осуществляют с учетом временного характера нормируемого фактора

41.2    Требования к нормированию параметров вибрации и уровней шума для рабочих мест в общественных зданиях устанавливают в соответствии с СанПиН 2.2 4.3359 для рабочей смены с учетом времени воздействия нормируемого фактора

4 1.3 Вибрация, создаваемая в помещениях зданий от движения железнодорожных составов, по способу передачи на человека является общей вибрацией и подразделяется на действующую вдоль

осей ортогональной системы координат X, У, Z, соответствующей баэицентрической системе координат для тела человека по ГОСТ 31191.1 Оценку вибрации, воздействующей на человека внутри здания выполняют по ГОСТ 31191.2 посредством измерения в трех указанных взаимно перпендикулярных направлениях При этом систему координат выбирают, привязывая ее к конструкции здания так, чтобы оси координат лежали преимущественно в плоскостях параллельных плоскостям основных несущих элементов, а направления осей совпадали с направлениями соответствующих осей для стоящего человека по ГОСТ 31191.1, т е X (от спины к груди) и У (от правого плеча к левому) — горизонтальные оси направленные параллельно опорным поверхностям; Z — вертикальная ось. перпендикулярная к полу.

4 14 Вибрация создаваемая в помещениях зданий от движения железнодорожных составов и порождаемый ею структурный шум имеют непостоянный прерывистый характер с выраженным преобладанием сигнала вибрации в октавной полосе частот 4—63 Гц для грузовых и 16—250 Гц для пассажирских и скоростных поездов (октавные полосы со среднегеометрическими частотами 4—250 Гц) и повторяются с интервалом, определяемым графиком движения поездов

Примечание — В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14837-1 вибрация и структурный шум на объекте воздействия наблюдаются в диапазоне частот приблизительно от 1 до 250 Гц Для некоторых видов грунта (например, скальной породы), а также при наличии жесткой связи между зданием и туннелем, особенно если здание расположено на небольшом расстоянии от туннеля, фундамент здания и скальную породу разделяет только тонкий слой грунта существенной может оказаться вибрация на более высоких частотах

4.1.5 С нормативными значениями следует сравнивать оценочные значения нормируемых параметров вибрации и структурного шума определенные для жилых помещений и помещений общественных зданий за время оценки, равное 16 ч дневного времени и 8 ч ночного времени, а для рабочих мест за восьмичасовую смену, с учетом графика движения поездов

4 16 При наличии в проектируемом здании собственных источников вибрации требования к параметрам вибрации и уровням структурного шума для них и железнодорожных линий следует устанавливать из условия обеспечения нормативных параметров по 4 2. 4 3 для суммарных значений вибрации и структурного шума

4.2 Нормирование и критерии оценки вибрации

4 21В качестве нормируемых параметров непостоянной вибрации, создаваемой поездами железнодорожных линий в помещениях жилых и общественных зданий, принимают эквивалентное и максимальное корректированные значения виброскорости vWMaKC, м/с. или их логарифмические уровни L^.^, LViv MaKC, дБ.

Примечание — Основания для выбора виброскорости в качестве нормируемого параметра определяются тем. что допустимые значения нормируемых параметров для частотного спектра, свойственного вибрации железнодорожных линий, соответствуют значениям, установленным в СН 2.2 4/2 1 8 566, частотные весовые коэффициенты для большинства подлежащих оценке спектральных полос вибрационного сигнала равны 1, уровень звукового давления структурного шума в помещении определяют по значениям виброскорости колебания ограждающих поверхностей помещения

Допустимые значения нормируемых параметров у*э«в.доп- vw наксЛ0п, LVyэшдоп *-ия.макс,дол в помещениях жилых и общественных зданий следует принимать в соответствии с таблицей 4 2

Таблица 4 2 — Допустимые значения вибрации в помещениях жилых и общественных зданий

Время

суток

Допустимое значение по осям X. У. 2

Помещение

V3«.Aon104

М/с

V макс дол 1о4> м/с

*-уУЛ>»ЛОП'

ДБ

*-Vy, M8KC ДОП

ДБ

Жилое (дневное время)

с 7 до 23 ч

0,63

2.0

62

72

с 23 до 7 ч

0,35

1,1

57

67

Палаты больниц и санато-

с 7 до 23 ч

0,44

1.4

59

69

риев

с 23 до 7 ч

0,25

0,8

54

64

Административно-управленческое

-

0,90

2.8

65

75

Помещения школ, учебных заведений, читальных залов библиотек

0.63

2.0

62

72

4 2 2 Оценку вибрации на соответствие допустимым значениям следует проводить одновременно по эквивалентному и максимальному значениям корректированной виброскорости так, что превышение одного из показателей должно рассматриваться как несоответствие санитарным требованиям 4 2.3 В соответствии с СанПиН 2.2 4 3359 в качестве нормируемого параметра непостоянной вибрации создаваемой поездами железнодорожных линий на рабочих местах в общественных зданиях, принимают эквивалентное корректированное виброускорение за восьмичасовую рабочую смену м/с2, или его логарифмический уровень Law 8Л, дБ Предельно допустимые значения нормируемых параметров aw8Aon,    на рабочих местах в общественных зданиях следует принимать в соответ

ствии с таблицей 4 3.

Таблица 4 3 — Предельно допустимые значения вибрации на рабочих местах общественных зданий

Предельно допустимое значение по осям

X, Y

Z

1-а„.Ыл<ху ДБ

и*2 La„,.8h aon ДБ

0,0099 80

0,014 83

I5 о

(41)

ш

о

J

*

S

j*’

(4.2)

/-1

а^э*я ) ■

(43)

V/=1

(44)

4 2 4 Значения нормируемых параметров следует определять посредством измерений с помощью интегрирующих цифровых приборов с использованием записи истории процесса или расчетом по значениям в пяти октавных полосах частоте fcr = 4; 8; 16; 31,5; 63 Гц по формулам:

/^1

где v, и Lvj — значения эквивалентной (максимальной) в^роскорости, м/с, и ее уровня, дБ. в /-й октавной полосе.

и Laj№j — значения эквивалентного виброускорения, м/с2, и его уровня дБ, в /-й октавной полосе;

w, Lyf j—значения функции частотной коррекции и ее уровня дБ, для среднегеометрической частоты /-й октавной полосы Значения функций частотной коррекции и их уровней принимают по таблице 4 4

Таблица 4 4 — Функции частотной коррекции

'сгГЦ

Значение функции частотной коррекции

для виброскорости по осям

для еиброусксрения по осям

X. Y

Z

X Y{WJ

Z(Wk)

",

^,ДБ

"t

l-Yfj ДБ

w*

LwJ дБ

4

1

0

0.45

-7

0.5120

-5,82

0,9670

-0,29

8

1

0

0,9

-1

0.2530

-11.93

1,0360

0.31

16

1

0

1

0

0,1266

-17.95

0.7743

-2,22

31,5

1

0

1

0

0,0630

-24,01

0,4031

-7.89

63

1

0

1

0

0.0295

-30,62

0.1857

-14.62

Примечание —Для виброскорости значения w-и LWI приняты по СН 2 2 4/2.1 8 566 для виброускорения по ГОСТ 31191.1 и ГОСТ ИСО 8041-2006 (приложение В). ‘_

4.3 Нормирование и критерии оценки структурного шума

4 3 1В соответствии с СН 2.2 4/2 1.8 562 и СанПиН 2 2 4 3359 в качестве нормируемых параметров непостоянного структурного шума, создаваемого поездами железнодорожных линий в помещениях жилых и общественных зданий и на рабочих местах общественных зданий, принимают эквивалентный (по энергии) La>.b и максимальный LAm9kc уровни звука дБА. Допустимые и предельно допустимые значения нормируемых параметров структурного шума ^-дэкодоп и *-Амаксдсп следует принимать в соответствии с таблицей 4 5.

Таблица 4.5 — Допустимые и предельно допустимые уровни структурного шума

Место оценки

Время суток

^ Ам мх доп1 АБА

Палаты больниц и санаториев, операционные больниц

с 7 до 23 ч

35

50

с 23 до 7 ч

25

40

Кабинеты врачей поликлиник, амбулаторий, диспансеров, больниц санаториев

35

50

Классные помещения, учебные кабинеты, учительские комнаты. аудитории учебных заведений, конференц-залы, читальные залы библиотек, зрительные залы клубов, залы судебных заседаний. культовые здания, зрительные залы клубов с обычным оборудованием

40

55

Музыкальные классы

35

50

Жилые комнаты квартир, жилые помещения домов отдыха,

с 7 до 23 ч

40

55

пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, спальные помещения в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах

с 23 до 7 ч

30

45

Жилые комнаты общежитий

С 7 до 23 ч

45

60

с 23 до 7 ч

35

50

Номера гостиниц:

с 7 до 23 ч

35

50

- гостиницы, имеющие по международной классификации пять и четыре звезды

с 23 до 7 ч

25

40

• гостиницы имеющие по международной классификации три

с 7 до 23 ч

40

55

звезды

с 23 до 7 ч

30

45

• гостиницы, имеющие по международной классификации

с 7 до 23 ч

45

60

менее трех звезд

с 23 до 7 ч

35

50

Помещения офисов, рабочие помещения и кабинеты административных зданий, конструкторских, проектных и научно-исследовательских организаций

50

65

Залы кафе, ресторанов, столовых

55

70

Фойе театров и концертных залов

45

Зрительные залы театров и концертных залов

30

Многоцелевые залы

35

Кинотеатры с оборудованием аДолби»

30

45

Примечание —Данные настоящей таблицы соответствуют допустимым и предельно допустимым уров-

ням, установленным в СН 2.2 4/2 1 8 562-96 (таблица 3). СП 51.13330 2011 (таблица 1) и СанПиН 2.2.4.3359-16 (приложение 6)

4 3 2 Оценки структурного шума на соответствие допустимым и предельно допустимым уровням следует проводить одновременно по эквивалентному и максимальному уровням звука так что превышение одного из показателей должно рассматриваться как несоответствие санитарным правилам

4 3 3 Значение нормируемых параметров следует определять или посредством измерений с помощью интегрирующих приборов, содержащих частотную коррекцию А шумомера, или расчетом по значениям уровней звукового давления в октавных полосах частот с fcr = 16. 31,5; 63, 125; 250 Гц