Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

17 страниц

258.00 ₽

Купить СНиП II-66-78 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых зданий и сооружений профессионально-технических и средних специальных учебных заведений

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Генеральные планы

3. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений

4. Водоснабжение и канализация

5. Теплоснабжение, отопление и вентиляция

6. Электроснабжение и электротехнические устройства

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17

государственный комитет СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОССТРОЙ СССР


СНиП

1166-78


СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА


Часть II


НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ


Глава 66


Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения


Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СНиП

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

11-66-78

НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Г лава 66

П рофессионал ьно-технические и средние специальные учебные заведения

Утверждены

постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 17 мая 1978 г. № 88

\сСЗ

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1978

Таблица 10

Площадь помещений столовых в м2

Помещения

работающих на

сырье

1

работающих на полуфабрикатах

Количество учащихся

540

720

960

1440

1920

540

720

960

1440 |

1920

I. Обеденный зал

а) для средних специальных учебных заведений:

490

зал для учащихся.......

140

130

245|

365

490

140

180

245

365

зал для преподавателей......

18

24

24

30

30

18

24

24

30

30

!раздаточная.........

4 O'

60

7.5

115

1501

40

60

75

115

150

Итого..............

19»

2.64

344

510,

670

198

264'

344

510

670

б) профессионально-технических учебных заведений:

зал для учащихся с раздаточной . . .

130

240

32.0

4801

6401

1801

240

320

480(

640

зал для преподавателей.......

18

2.4

24

т

30

18

.24

24

за

30

II. Производственные помещения

1.    Горячий цех ..........

2.    Моечная посуды:

42

50

57

64

80

42

50

57

64\

80

54

а) столовой ...........

23

30

30

ЗЪ

54

23

30

30

37

б) кухонной ..........

5

6

6

9

12

5

6

6

9

9

3. Холодный цех..........

10

10

10

17

17

8'

1-0

ш

17

17

4. Хлеборезка...........

6

6

8

8

8

6'

6

8

8

8

5. Пирожковый цех........

—,

30

46

30

46

б. Мясной цех...........

10

13

15

15

1.5

7. Рыбный цех...........

6

8

8.    Овощной цех..........

9.    Цех доготовки мясорыбных и овощных

141

16

13

22

24

полуфабрикатов..........

_

_

12

14

20

26

26

10. Экспедиция..........

_

4

6

2

4'

4

6

6

11.    Комната заведующего производством .

12.    Охлаждаемые камеры:

5

5

6

6

5<

5

6

6

а) мяса............

5

8

8

10

Ш

5

8

8

8

8

б) рыбы............

j—

—,

4

5

4

5

в) овощных полуфабрикатов.....

—,

—,

4

5

г) молочно-жировых продуктов . . . .

5

5

5

7

7

5

5

5

7

7

д) фруктов, зелени и напитков . . . .

6

6

5

5

6

е) пищевых отходов........

5

5

6

6

*

6

4

6

13.    Кладовая...........

14.    Машинное отделение охлаждаемых ка-

4

4

4

4

4

4

мер............: . .

15. Кладовая для хранения:

4,

5

5

5

5

4

4

5

5,

5

а) сухих продуктов ........

8

9

9

14

14

7

9

9

12

12

б) овощей............

8

10

10

1!

М

6

7

7

7

7

в) инвентаря ...........

4

5

12

12

4

5

12

12

16. Тарная ............

5

7

7

11

12

5

7

И

12

17. Моечная тары..........

3

3

5

5

5

18.    Комната кладовщика.......

19.    Загрузочная..........

8

8

4

10

4

14

4

14

5

8

12

4

14

4

14

III. Служебные и бытовые

помещения

20. Контора............

_

10

13

14

15

16

21. Комната персонала.......

5

7

8

10

14

5

6

6

8

10

22.    Кабинет директора........

23.    Гардеробная персонала, санитарный

5

5

7

7

5

7

узел, душевая...........

16

23

26

58

58

10

15

20

36

40

24. Бельевая...........

5

6

6

10

10

6

6

8

10

25. Главная касса..........

4

4

__

4

4

Всего ..............

380

509

615

940

1169

348

468

602

892

1116

3.37.    Количество умывальников в столовых и буфетах должно определяться из расчета 1 умывальник на 60 мест в обеденном зале.

Умывальники должны размещаться в расширенных до 3,5—4 м проходах или коридорах, ведущих в обеденный зал.

3.38.    Площадь помещений медицинского пункта учебных заведений следует принимать по табл. 11.

3.39. Количество мест в общежитиях определяется заданием на проектирование в зависимости от количества учащихся, подлежащих обеспечению общежитием.

Общежития следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию жилых зданий.

4. ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ

4.1.    Здания профессионально-технических и средних специальных учебных заведений должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, канализации, а при наличии соответствующих обоснований — системами внутренних водостоков, мусоропроводов.

4.2.    Водоснабжение, внутренний водопровод, горячее водоснабжение и канализацию зданий учебных заведений следует проектировать в соответствии с главами СНиП по проектированию соответствующих систем.

4.3.    В зданиях учебных заведений надлежит предусматривать объединенную систему водопровода с подачей воды питьевого качества на хозяйственно-питьевые и производственные нужды.

Примечание. При устройстве в здании противопожарного водопровода его следует объединять с хозяйственно-питьевым и производственным водопроводом.

4.4.    Расчетный расход воды на производственные нужды учебно-производственных

помещений следует принимать по данным технологической части проекта.

4.5.    Нормы расхода и расчетные секундные расходы воды на лабораторные нужды водоразборной арматурой надлежит принимать в соответствии с главой СНиП по проектированию высших учебных заведений.

4.6.    Подачу горячей воды следует предусматривать к умывальникам, в санитарные узлы учебных помещений, общежития, столовые, учебно-производственные помещения и в кабинеты врачей, а также к душевым и к учебным помещениям специализированных лабораторий и кабинетов-лабораторий.

4.7.    Лабораторные сточные воды, загрязненные кислотами (при pH ниже 6,6) и щелочами (при pH выше 8,5) перед выпуском во внутреннюю объединенную сеть канализации должны быть нейтрализованы.

5. ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ, ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ

5.1.    Отопление и вентиляцию зданий следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

5.2.    При размещении учебных заведений на удаленных от застройки участках и при технико-экономическом обосновании теплоснабжение допускается предусматривать от котельных.

Наружные тепловые сети следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию тепловых сетей.

5.3.    Расчетные температуры внутреннего воздуха и нормы воздухообмена для основных помещений следует принимать в соответствии с главой СНиП по проектированию высших учебных заведений, общеобразовательных школ и школ-интернатов в зависимости от назначения помещений.

5.4.    Отдельные системы вытяжной венти

ляции следует проектировать для каждого из следующих помещений:    актовых залов,

спортивных залов, столовых, лабораторий с препараторскими, оборудованных вытяжными шкафами, киноаппаратных, аккумуляторных.

Отдельная система приточной вентиляции должна предусматриваться для столовых.

5.5.    Объем воздуха, удаляемого через вытяжной шкаф, следует определять в зависимости от скорости движения воздуха в расчетном проеме шкафа согласно табл. 12.

Таблица 11

Помещения

Площадь помещений в м2 при количестве учащихся

540—960

1440—1920

1. Кабинет врача .

12

14

2.    Процедурная . .

3.    Кабинет зубного

14

18

врача ......

12

,12


Таблица 12

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в рабочей зоне в мг/м8

Скорость движения воздуха в расчетном проеме шкафа в м/с

Более 10 От 10 до 0,1 Менее 0,1

Примечания: 1. Плоц проема необходимо принима ширины вытяжного шкафа.

2. Коэффициенты одновр мов вытяжных шкафов в ла ются заданием на проектиро

0,5

0,6—1

1—1,5

:адь расчетного сечения ть равной 0,2 ма на 1 м

еменности работы прое-бораториях устанавлива-вание.

5.6.    Из помещений с вытяжными шкафами весь объем воздуха следует удалять через вытяжные шкафы отдельной системой для каждого шкафа.

5.7.    Допускается объединять в одну вытяжную систему не более двух вытяжных шкафов, размещенных в одном помещении, если при этом удаляемые вещества не образуют взрывопожароопасных смесей.

5.8.    В помещения лабораторий, где выделяются вредные вещества, следует подавать не менее 90%. общего количества приточного воздуха для этих помещений. Остальная часть приточного воздуха подается в смежные помещения.

5.9.    Газоснабжение зданий учебных заведений следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию внутренних и наружных устройств газоснабжения.

5.10.    Номинальную тепловую нагрузку газа следует принимать согласно табл. 13.

при количестве горелок .......:    100    200    [300    400

коэффициент одновременности .... 0,3 0,25 0,2    0,18

5.12. Снабжение сжатым воздухом зда-ний учебных заведений следует проектировать в соответствии с технологической частью проекта.

6. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

6.1.    Электрооборудование в зданиях профессионально-технических и средних специальных учебных заведений следует проектировать в соответствии с инструкцией по проектированию электрооборудования общественных зданий массового строительства.

6.2.    В зданиях учебных заведений следует предусматривать радиофикацию от радиотрансляционных сетей населенных пунктов.

Радиоточки должны предусматриваться в кабинетах директора и его заместителей, учебной части, преподавательской, комнатах старшего мастера и мастеров, в канцелярия, радиоузле, помещении общественных организаций, кабинетах врача и зубного врача, а также в помещениях столовой:    обеденном

зале, кабинете директора, комнате заведующего производством, конторе, комнате персонала.

6.3.    В зданиях учебных заведений необходимо предусматривать радиоузел местного вещания с установкой громкоговорителей в обеденном зале, учебных кабинетах и аудиториях, кабинете ТСО, лабораториях, кабинетах курсового и дипломного проектирования, комнатах для самодеятельных коллективов, помещении общественных организаций, кабинетах директора и его заместителей, учебной части, преподавательской, методическом кабинете, вестибюле и рекреационных помещениях.

6.4.    В актовом и спортивном залах учебных заведений необходимо предусматривать установки звукоусиления.

6.5.    Установка телефонов телефонной сети населенного пункта в зданиях учебных заведений должна предусматриваться в кабинетах директора и его заместителей (с параллельными телефонами в приемной), учебной части, преподавательской, канцелярии, бухгалтерии, кабинете директора столовой, комнате персонала столовой, кабинете врача.

6.6.    В кабинете директора должна предусматриваться установка коммутатора местной связи с оконченными устройствами в кабинете заместителя директора по учебной части, преподавательской, комнате старшего

Таблица 13

Наименование приборов

Номинальная тепловая нагрузка в тыс. ккал/ч

1. Лабораторная горелка малая

1

2.    То же, большая ....

3.    Стеклодувная горелка малая

2

6,3

4. То же, большая.....

12,5

Примечание. Расход газа для других потре-

бителей следует принимать в соответствии с технологической частью проекта и главой СНиП по проектированию внутренних и наружных устройств газоснаб-

жения.

5.11. Коэффициенты одновременности работы лабораторных горелок надлежит принимать:


кастер?, канцелярии, бухгалтерии, абонементе библиотеки.

6.7.    Установка электрочасов должна предусматриваться в вестибюле, рекреационных помещениях, в актовом, обеденном и спортивном залах, во всех служебных помещениям

6.8.    В учебных кабинетах, лекционных поточных аудиториях, кабинете ТСО и читальном зале необходимо предусматривать сеть для возможности приема передач центрального телевизионного вещания.

6.9.    Помещения учебных заведений должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с «Перечнем зданий и помещений высших и средних специальных учебных заведений СССР, подлежащих обязательному оборудованию системами автоматической пожарной сигнали

зации», утвержденным Министерством высшего и среднего специального образования по согласованию с Госстроем СССР и ГУПО МВД СССР.

Учебно-производственные помещения должны быть оборудованы системами автоматического пожаротушения или автоматической пожарной сигнализации в соответствии с перечнями зданий и помещений, подлежащих оборудованию установками автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденными в установленном порядке.

6.10. Установку звонков для регламентации учебного процесса, управляемых от сигнальных электрочасов, необходимо предусматривать в вестибюле и в рекреационных помещениях.


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ............................. 3

2.    ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ .    .    .     3

3.    ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИИ И СООРУЖЕНИИ ................................... 4

4.    ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ................... 11

5.    ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ. ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ................ И

6.    ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ    УСТРОЙСТВА .........12

Госстрой СССР СНиП 11-66-78

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Редакция инструктивно-нормативной литературы

Зав. редакцией Г. А. Жигачева

Редактор Л. Т. Калачева

Мл. редактор Л. М. Климова

Технический редактор Т. В. Кузнецова

Корректоры Г. Г. Морозовская, В. А. Быкова

Сдано в набор 110.08.78    Подписано в печать 9.11.78

Формат 84Xl08Vi6 Д. л. Бумага типографская № 2 Гарнитура «Литературная» Печать высокая Уел. печ. л. 1,68    Уч.-изд.    л.    1,34

Тираж 80.000 экз.    Изд.    №    XII—8074    Зак. № 527 Цена 5    к.

Стройиздат

103006, Москва, Каляевская, 23а

Подольский филиал ПО «Периодика» Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли г. Подольск, ул. Кирова, 25

Изменение в главе СНиП Н-66-78

Постановлением Госстроя СССР от 28 декабря 1978 г. № 252 утверждено и с 1 января 1979 г* введено в действие приведенное ниже изменение главы СНиП Н-66-78 «Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения», утвержденной постановлением Госстроя СССР от 17 мая 1978 г. № 88.

Пункт 3.13 изложить в следующей редакции:

«3.13. Естественное и искусственное освещение по-Аещений учебных заведений следует проектировать э соответствии с главами СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения и по проектированию общеобразовательных школ и школ-интернатов».


УДК [69+727.4.0И](083.75)


Глава СНиП II-66-78 «Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения» разработана ЦНИИЭП учебных зданий Государственного .комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР.

С введением в действие настоящей главы утрачивают силу глава СНиП П-Л.5-68 «Профессионально-технические училища. Нормы проектирования», а также глава СНиП 11-Л.18-71 «Средние специальные учебные заведения. Нормы проектирования».


Редакторы —инж. Л. Г. Сурков (Госстрой СССР), канд. техн. наук И. М. Архаров, архит. В. И. Подольский (Госгражданстрой), канд. арх-ры С. Ф. Наумов (ЦНИИЭП учебных зданий).


С


30213—647

647(01)—78


Инструкт.-нормат., I вып. — 1.4—78


© Стройиздат, 1978


Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1,    Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых зданий и сооружений профессионально-технических и средних специальных учебных заведений.

Примечания: 1. При проектировании зданий и сооружений профессионально-технических и средних специальных учебных заведений должны также соблюдаться нормы главы СНиП по проектированию общественных зданий и сооружений.

2. Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения в дальнейшем называются учебные заведения.

1.2.    Учебные заведения следует проектировать из расчета на 18, 24, 32, 48 и 64 учебные группы или соответственно на 540, 720, 960, 1440 и 1920 учащихся (расчетное количество учащихся).

Примечания: 1. Расчетное количество учащихся учебных заведений следует принимать по наибольшему количеству учащихся дневного отделения, а при совмещении в одном здании дневного, вечернего и заочного отделений — по наибольшему количеству учащихся, занимающихся одновременно.

2. Для технических средних специальных учебных заведений (политехникумы, техникумы отраслей промышленности, строительства, транспорта, связи и др.) расчетное количество учащихся следует принимать, как правило, не менее 960 учащихся, а для сельских средних специальных учебных заведений и средних профессионально-технических учебных заведений — не менее 720 учащихся.

2. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

2.1. Размещение и размеры земельных участков учебных заведений, а также расстояние от остановок общественного транспорта до учебного заведения следует принимать в соответствии с главой СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

2.2.    На земельных участках учебных заведений следует предусматривать следующие зоны: учебно-производственную, спортивную и хозяйственную.

Примечания: 1. При размещении на участке учебных заведений общежитий для учащихся следует также предусматривать жилую зону. В жилой зоне следует размещать только общежития. Для сельских профессионально-технических учебных заведений в жилой зоне допускается размещать дома для инженерно-педагогических работников. Размеры жилой зоны указаны в главе СНиП по проектированию жилых зданий.

2.    В хозяйственной зоне следует размещать ремонтные мастерские, гаражи, складские здания и сооружения.

3.    Спортивная зона должна, как правило, примыкать к учебно-производственной и жилой зонам.

2.3.    Учебные заведения, размещаемые в одном населенном пункте, следует объединять, создавая единые жилые, спортивные и хозяйственные зоны.

2.4.    Расстояние от учебных зданий до красной линии должно быть не менее 15 м.

Расстояние от учебных зданий до края проезжей части скоростных и магистральных улиц и дорог должно; быть не менее 50 м„

2.5.    Площадь, занятая зелеными насаждениями, должна составлять не менее 50%, площади участка учебного заведения.

Примечание. При размещении учебных заведений в сельских населенных пунктах, вблизи лесных и садовых массивов, а также при реконструкции учебных заведений площадь, занятую зелеными насаждениями, допускается сокращать до 30%.

2.6.    Ограждение земельных участков следует предусматривать в соответствии с Указаниями по* проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений.

2.7.    Расстояние от окон учебных помещений до стволов деревьев должно быть не менее 10 м, а до кустарника — не менее 5 м.

Строительные нормы и правила

СНиП 11-66-78

Профессионально-технические

Взамен

и средние специальные

СНиП И-Л.5-68,

учебные заведения

СНиП 11-Л.18-71


Утверждены постановлением Государствеиного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 17 мая 1978 г. № 88


Внесены Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР


Срок введения в действие 1 января 1979 г.


1* Зак 527



3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

3.1.    Учебные здания профессионально-технических и средних специальных учебных заведений следует проектировать высотой не ■более 4 этажей.

3.2.    Площади помещений устанавливаются исходя из норм настоящей главы в зависимости от назначения помещений и количества учащихся. Состав помещений учебных заведений указывается в задании на проектирование. Учебные помещения следует проектировать из расчета односменных, а учебно-производственные — двухсменных занятий.

Учебные помещения, как правило, следует проектировать из расчета их загрузки не менее 75% учебного времени.

Площади помещений учебных заведений здравоохранения и физической культуры, а также искусства и культуры (музыкальных, художественных, театральных училищ и др.) определяются заданием на проектирование исходя из их функционального назначения с учетом требований настоящих норм.

Соотношение учащихся по признаку пола (мужчин и женщин) определяется заданием на проектирование.

3.3.    Учебные помещения следует размещать в надземных этажах. В цокольных этажах допускается размещать гардеробные, санитарные узлы, душевые, кладовые, книгохранилища и столовые.

В подвальных этажах допускается располагать бойлерные, насосные водопровода и канализации, узлы управления, вентиляционные камеры, камеры для кондиционирования ■воздуха, машинные отделения лифтов, кладовые, а также учебные тиры.

При размещении спортивных и актовых залов, библиотек и столовых следует учитывать возможность использования их незавн симо от учебных помещений. Спортивные залы не следует размещать над учебными помещениями.

,3.4. Высоту надземных этажей зданий ((от пола до пола вышележащего этажа) следует принимать 3,3 м.

Высоту лекционных поточных аудиторий на 90 и 120 мест, лабораторий с крупногабаритным оборудованием, книгохранилищ с двухъярусными стеллажами следует принимать 3,6; 4,2 м и более, кратно укрупненному модулю 600 мм, в соответствии с технологи

ческими требованиями; высоту актовых залов — в соответствии с главой СНиП по проектированию кинотеатров; спортивных залов — в соответствии с главой СНиП по проектированию спортивных сооружений.

3.5.    Здания учебных заведений, располагаемые в IV климатическом районе, должны оборудоваться устройствами, обеспечивающими сквозное проветривание учебных помещений и коридоров.

3.6.    Ориентацию окон учебных помещений следует принимать в соответствии с главой СНиП по проектированию общеобразовательных школ и школ-интернатов.

3.7.    Учебно-производственные здания следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию производственных зданий промышленных предприятий.

3.8.    Состав и площадь учебно-производственных помещений и необходимых учебных полигонов следует принимать по нормам технологического проектирования предприятий соответствующих отраслей промышленности и народного хозяйства с учетом установки оборудования, применяемого для учебных целей.

3.9.    При учебно-производственных помещениях следует предусматривать:

гардеробные площадью на 1 рабочее место 0,15 м2 для хранения уличной одежды и 0,4 м2 для хранения домашней и рабочей одежды;

душевые и умывальники из расчета 1 душевая сетка на 15 человек и 1 кран на 30 человек;

уборные из расчета 1 унитаз на 30 женщин или 1 унитаз и 0,6 м лоткового писсуара на 40 мужчин.

Гардеробные, душевые, умывальники и уборные следует рассчитывать на количество учащихся (в наиболее многочисленной смене), находящихся в этом здании. Для уличной одежды в гардеробной необходимо предусматривать крючки на вешалках, а для рабочей и домашней одежды — гнезда в закрытых шкафах и крючки на вешалках.

3.10.    При наличии переходов между учебно-производственным и учебным зданием гардеробные уличной одежды следует проектировать общими и размещать в учебном здании.

3.11.    Учебно-производственные помещения с тяжелым оборудованием и лаборатории следует размещать в первых и цокольных этажах зданий без подвалов.

3.12.    При проектировании помещений, в


которых имеются источники шума и вибрации, следует соблюдать нормы главы СНиП по защите от шума и санитарные нормы по проектированию промышленных предприятий.

3.13.    Естественное и искусственное освещение помещений учебных заведений следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения.

3.14.    При проектировании зданий учебных заведений следует соблюдать требования главы СНиП по противопожарным нормам проектирования зданий и сооружений.

3.15.    Площадь учебных помещений следует принимать по табл. 1.

Таблица 1


3.16. Ширину проходов и расстояние между оборудованием в учебных кабинетах и лабораториях (см. схемы) следует принимать;


Помещения

Количество

учащихся

Площадь в м*

1. Учебные кабинеты и групповые аудитории . . . .

30

50

2. Учебные кабинеты русского и иностранного языков ........ .

15

36

3. Лекционные поточные аудитории ........

60

72

4. Лекционные поточные аудитории ........

90

108

5. То же.......

120

140

6. Учебные кабинеты по специальностям ......

30

60—72

7. Кабинеты технических средств обучения (ТСО)

зо;

72

8. Лаборатории, кабинеты чертежно-графических работ, курсового и дипломного проектирования .....

30

72—90

9. То же...... .

15

36—60

10. Препараторские . . . .

18


%

Примечания: 1. Площадь помещений учебных кабинетов и групповых аудиторий, размещаемых в зданиях панельной и каркасной конструкции, допускается увеличивать до 54, м2.

2.    Учебные кабинеты русского языка на 15 учащихся предусматриваются только для учебных заведений, где преподавание ведется не на русском языке.

3.    Площадь помещений, перечисленных в поз. 6, 8 и 9 табл. 1 настоящих норм, определяется в зависимости от набора и габаритов технологического оборудования.

4.    Препараторские предусматриваются из расчета обслуживания каждой препараторской лаборатории, двух смежных учебных кабинетов или двух однородных лабораторий.

5.    Лаборатории площадью 81 м2 и более допускается размещать в учебно-производственных помещениях.




&

ш щшш

12 О Ш Щ,

папа


т т тш:

Пв


'i


[    |    7|

Е    Ш    Ш

□□ ш

m    ш    4 m


Схемы планировки учебных помещений

а, в — учебные помещения с демонстрационным столом; б •— то же, со столом преподавателя; г — расстановка лабораторных столов; д — то же, чертежных столов; 1 — стол двухместный; 2 — стул учащегося; 3 — стол преподавателя; 4 — стул преподавателя; 5 — демонстрационный стол; 6 — стол лабораторный; 7 — стол чертежный; в —доска меловая навесная; 9 — доска приколочная; 10—шкаф секционный; 11— лабораторное оборудование; 12 — место для моделей и макетов;


У1 = 60 см — между ученическими столами в ряду;

У2 — 70 см—между чертежными столами, а также между ученическими столами при парном расположении в ряду;

У3=80 см—от задних рядов ученических и чертежных столов до задней стены или встроенных шкафов, моделей и макетов


и от 1-го ряда ученических столов до демонстрационного стола,

от моделей и макетов до задней стены или встроенных шкафов;

У4 = 100 см — от демонстрационного стола до меловой доски;

Уб=100 см — от задних рядов лабораторных столов до стены;

У6=140 см — между лабораторными столами;

У7—200 см — от передних рядов ученических столов до меловой доски;

Уа=255 см — то же, при наличии демонстрационного стола;

# 1=10 см — между рядами ученических столов при их парном размещении;

П2=20 см — между рядами чертежных столов при их парном размещении;

#з=30 см — от лабораторных столов до стены;

#4=50 см—от ученических и чертежных столов до стены, боковых встроенных шкафов или наглядных пособий;

#5 = 60 см — между рядами столов;

#6=100 см — от лабораторных столов (от раковины) до стены, до шкафов или до оборудования;

ia = 30—35° — угол рассматривания.

Примечание. При расположении входа в учебное помещение со стороны задних рядов ученических или чертежных столов Я4 или- Уз увеличивается на 60 см.

3.17.    Актовые залы учебных заведений, размещаемых в городах и поселках, следует проектировать на единовременное размещение 7з> а для располагаемых в сельских населенных пунктах — 7г количества учащихся.

3.18.    Актовые залы следует проектировать с учетом возможности демонстрации кинофильмов.

Актовые залы вместимостью до 250 мест должны оборудоваться киноаппаратурой для 16-мм пленки, а вместимостью 250 мест и более— киноаппаратурой для 35-мм пленки с учетом возможности демонстрации широкоэкранных фильмов.

3.19.    Площадь помещений актового зала следует принимать по табл. 2.

3.20.    Библиотеки учебных заведений следует проектировать на расчетное количество учащихся по норме 50 единиц книжного

Таблица 2

Помещения

Площадь в м2

1. Актовый зал (без эстрады) . .

(*65

2. Эстрада глубиной не менее 5,5 м в зданиях учебных заведений:

до 960 учащихся.....

(на 1 место в актовом зале)

54

св. 960, до 144.0 учащихся .

84

св. 1440 до 1,920 учащихся .

1Q5

3. Киноаппаратная:

а) проекционная .....

18

б) перемоточная.....

5

4. Радиоузел.......

10

5, Комнаты для самодеятельных коллективов (артистические уборные при эстраде).......

Не менее двух ком-

6. Кладовая для хранения инвентаря ...........

нат по 15 м2 каждая

10

Примечания: L При размещении актового зала в учебном здании коридоры, переходы и рекреационные помещения следует использовать в качестве фойе. При размещении актового зала в отдельном блоке следует предусматривать фойе исходя из нормы площади 0,3 м2 на 1 место в актовом зале.

2. Ширину путей эвакуации следует рассчитывать в зависимости от количества людей, находящихся в актовом зале и фойе.

фонда на 1 учащегося в технических, сельскохозяйственных средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, а в гуманитарных средних специальных учебных заведениях — 60 единиц на 1 учащегося.

3.21. Количество мест в читальном зале учебного заведения (включая места для преподавательского состава) следует принимать:

50    мест........на    540 учащихся

55    »     »    720    »

60    »    ....... »960 * »

85    »     »    1440    »

ПО    »     >    1920    »

Таблица 3

Помещения

; Площадь в м2

1

1. Книгохранилище . . .

2,5 (на 1 ООО единиц книжного фонда)

2. Читальный зал ....

2,4 (на 1 место в читальном зале)

3. Абонемент и каталог па количество учащихся:

18

до 960 .......

св. 960 до 1440 . . .

24

св. 1440 до 1920 . . .

36


— 7 —


СНиП 11-66-7$


3.22.    Площадь помещений библиотек следует принимать по табл. 3.

3.23.    Площадь помещений общественных организаций, комнаты технического творчества и фотолаборатории следует принимать согласно табл. 4.


Продолжение табл. 5


Таблица 4

Помещения

Площадь в м

2 при количестве учащихся

540

720

960

1440

1920

Помещения общественных органы-

54*

заций .....

Комната техниче-

18

24

36*

48*

ского творчества . Фотокинолабора-

36.

4-2

48*

60*

66*

тория , . „ . . Комната боевой и

9

12

12

18*

24*

трудовой славы .

24

3'6

42

54

60

* Допускается проектировать в ных комнат.

виде двух раздель-


СЛУЖЕБНЫЕ И БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

3.24. Площадь служебных помещений следует принимать по табл. 5.


Таблица 5

Помещения

Площадь в м2 при количестве учащихся

540

720

960

1440

1920

1. Кабинет директора .....

18

18

18

24

36

2. Кабинет заместителя директора по учебной части

121

12

12

12

12

3. Приемная директора и заместителя директора по учебной части .

9

9

9

12

12

4. Кабинеты заместителей директора .....

9

9>

,9

9

9

5. Учебная часть .

12

12,

12

18

24

6. Преподавательская .....

30

36

48

ба

72.

7. Комната старшего мастера (инструктора) . . .

9

9/

9

9

9

8. Комната мастеров (инструкто-ров).....

18

24

за

36

42 1


Помещения


Площадь в м

2 при количестве уча-

щихся

540

720

960

1440

1920


304-6

364-6

48+12

6Q+12

6Q+12

9

9

12-

12

18

12

12

1,8

18

24

9

9,

12

12

18

18

18

24

24,

36

12

12

13

18

24i

12

12

m

18

18


9. Методический кабинет и помещение учебных пособий ......

10..    Канцелярия .

11. Бухгалтерия с кассой .....

12..    Помещения технического персонала и кладовые .

13.    Архив .    . .

14.    Ротаторная . .

15.    Комната для хранения оружия

Примечания: 1. При наличии в средних специальных учебных заведениях вечернего или заочного отделения, а в профессионально-технических учебных заведениях — вечернего отделения или групп, обучающихся по программе технического училища, следует предусматривать дополнительные помещения на каждое отделение площадью в м2:    кабинет    заведу

ющего— 12, помещение методического отдела — 18, экспедицию — 12 и архив — 24.

2. В дневных средних специальных учебных заведениях при 240 и более учащихся на отделении по специализации площадь кабинета заведующего отделением следует принимать 12 м2.


3.25. Площадь вестибюлей, гардеробных, рекреационных помещений и санитарных узлов следует принимать по табл. 6.


Таблица 6

Помещения

Измеритель

Площадь в м2

1. Вестибюль и гар-

деробная

На 1 учащегося

0,25

2. Рекреационные по-

мещения

То же

06

3. Санитарные узлы:

1 унитаз на 30

а) для учащихся

женщин

1 унитаз и 0,6 м

__

лоткового писсуара на 40 мужчин

. ,

1 умывальник на 60 человек

1 кабина личной гигиены женщин (1 гигиенический душ, 1 унитаз,

1 умывальник) в зданиях вместимостью:

до 960 учащихся

3


Помещения


Измеритель


гих технических помещений следует определять по расчету в соответствии с действующими нормами.

3.27.    Спортивные залы рассчитываются на учебно-академическую загрузку (I смена) и внеакадемические секционные занятия (II смена).

3.28.    Размеры и количество спортивных залов и помещений следует принимать по табл. 7.


Продолжение табл. 6


Площадь в м2


св. 960 до 1920 учащихся


б) для преподавательского состава и служебного персонала (индивидуальные) в зданиях вместимостью: до 7,20 учащихся


св. 720 до 1440 учащихся

св. 1440 до 1920 учащихся


2 уборные с 1 унитазом каждая и умывальником в шлюзе

4 уборные с 1 унитазом каждая и умывальником в шлюзе

6 уборных с 1 унитазом каждая и умывальником в шлюзе

На 10,0 учащихся


(две кабины)


4.    Складские помещения

5.    Хозяйственные кла- То же    0,9

довые

6.    Кладовые для хра- *    1,5

нения уборочного инвентаря

Примечания: I. Вестибюль и гардеробную следует предусматривать на количество учащихся (находящихся в данном здании) с коэффициентом 1,2 на преподавательский состав и служебный персонал. Гардеробная для преподавательского состава и служебного персонала должна быть отделена от гардеробной для учащихся.

2.    Площадь гардеробных, душевых, умывальных и уборных для учебно-производственных помещений следует принимать согласно требованиям п. 3.9 настоящих норм.

3.    Входы в санитарные узлы не допускается предусматривать из лестничных клеток и размещать их против входов в учебные помещения.

4.    Ширина коридоров, примыкающих к учебным

помещениям, должна быть не менее 1,8 м, остальных коридоров — не менее 1,2 м. Коридоры шириной 2,6 м и более (в чистоте) допускается использовать в качестве рекреационных помещений. Для учебных зданий, располагаемых в IV климатическом районе, 30% рекреационных помещений допускается предусматривать в виде рекреационных площадок под навесом или площадок, защищенных ширококронными деревьями._


Таблица 7

о л а н

J2 О

О

Й'О

Размеры в м (в осях)

Количество учебно-спортивных залов и помещений при количестве учащихся

Залы и помещения

5 8

Т. о

5 с

о. к

высота (до низа выступающих конструкций)

Единов пускна ! (чел.)

: длина

X

о.

X

3

540

720

960

1410

1920

1. Учебно-спортивный зал

75

36

18

8

1

2. То же

60

30

18

7

1

I

3.    *

4.    Помещение для занятий специальных медицинских

30

24

12

6

1

1

групп

30

18

9

5.4

1

1

Примечан

и е. В

спортивных залах размерами

30Х1'8 и 36X38 м допускается устройство балконов.


3.29. Площадь помещений при спортивных залах следует принимать по табл. 8.


3.26. Площадь помещений узлов управления теплоснабжения, щитовых, бойлерных, котельных, компрессорных, насосных водопровода и канализации, вентиляционных камер, машинных отделений лифтов, трансформаторных подстанций, радиоузлов, местных телефонных станций, аккумуляторных и дру-


Таблица 8

Помещения

Количество учащихся

Площадь в м2

1. Снарядная ^

До 960

21

Св. 960 до 1920

48

2. Комната инструк-

До 960

9

тора физвоспитания

Св. 960 до 1920

12

3. Кладовая для хранения:

18

а) спортивного

инвентаря

4,0

б) лыж и конь-

54Q

ков1

720

60

960

80

1440

120

1920

160

4. Раздевальные, ду-

До 720

48

шевые, санитарные уз-

960

72

лы

1440

90

1920

130

1 В IV климатическом районе не предусматривается.


3.30.    Учебный тир следует предусматривать на группу учебных заведений (профессионально-технических учебных заведений, средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ), расположенных на расстоянии до 1 км.

В случае отсутствия в средних и малых городах, в поселках и в сельских населенных пунктах группы учебных заведений допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании проектирование тира для одного учебного заведения.

Количество стрелковых мест в учебном тире принимается из расчета: для учебных заведений на 540 учащихся — 1 место, на 720—960 учащихся — 2 места, на 1440 учащихся— 3 места, на 1920 учащихся — 4 места.

3.31.    Крытый бассейн размером 25X11 м допускается предусматривать для группы учебных заведений при использовании его для обязательных занятий в течение всего учебного года не менее 48 ч в неделю. В учебныд заведениях, проектируемых для IV климатического района, бассейн допускается предусматривать открытым с подогревом воды.

3.32.    Объемно-планировочные решения спортивных сооружений следует разрабатывать в соответствии с главой СНиП по проектированию спортивных сооружений.

3.33.    Размеры и количество открытых плоскостных спортивных сооружений следует принимать по табл, 9.

3.34.    Количество мест в столовых средних специальных учебных заведений следует принимать равным 20% количества учащихся в этих учебных заведениях, в столовых профессионально-технических учебных заведений — одной трети количества учащихся.

3.35.    Площадь обеденного зала на 1 место следует принимать: в столовых средних специальных учебных заведений не более 1,3 м2 (без раздаточной), в столовых профессионально-технических учебных заведений— не более 1 м2 (с раздаточной).

3.36.    Столовые следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию предприятий общественного питания.

Площадь помещений столовых следует принимать по табл. 10.

Продолжение табл. 9

Открытые плоскостные сооружения

Ой

. «е

X а:

8|й

Количество открытых плоскостных спортивных сооружений при количестве учащихся

г

АО

Л

Ч

Единое ная пр способ, (чел.)

540

720

960

1440 1920

9

о

ч

С

3. Площадки для

спортивных нгр: волейбол 24Х

Х15 м . . .

1

1

2

2

2

360

баскетбол 34X

Х18 м . . .

.—

1

1

1

1

1

612

ручной мяч

1

43X33 м . .

1

1

1

1

1419

теннис 40X20 м

_____

_

1

1

1

800

городки 30Х

Х15 м . . . бадминтон

1

1

1

1

1

450

15X8 м . . .

——

2

2

2

120

настольный

теннис 8X5 м.

,_

2

2

3

3

3

40

4. Комбинированная площадка для волейбола и бас-

кетбола ....

24i

1

1

2

3

5,401

5. Площадка для

гимнастики . .

1

1

600

6. Площадка для начальной военной

подготовки . . .

--

1

1

1

1

1

8оа

Примечания

1. По периметру открытых плос-

костных сооружении (в зоне

окружающего озелене-

ния) допускается установка 1

—2 рядов скамей.

2. Зона, в которой размещаются открытые

спор-

тивные сооружения, должна быть

отдалена от дру-

гих зон учебных заведений и от окон помещении по-

лосой зеленых насаждений. Указанные

в поз.

3 пло-

щадки следует располагать от окон помещении на

расстоянии не менее Ш м.

Таблица 9

Открытые плоскостные сооружения

Единовременная пропускная способность (чел.)

Количество открытых плоскостных спортивных сооружений при количестве учащихся

ъ

Л

Л

к

540

720

960

1440

1920

3

о

к

С

L Футбольное поле 75X50 и, круговая беговая дорожка, секторы для прыжков и метаний .......

108

1

1

1

6500

2. Футбольное поле 90X60 м, круговая беговая дорожка, секторы для прыжков и метаний . .

125

1

1

96001