Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

41 страница

349.00 ₽

Купить СНиП II-65-73 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы и правила должны соблюдаться при проектировании новых и реконструкции существующих зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов при общеобразовательных школах (спальных корпусов).

 Скачать PDF

В связи с постановлением Госстроя СССР от 24 сентября 1977 года № 167 в пункте 1 постановления Госстроя СССР от 4 сентября 1973 года № 176 слова "глава СНиП II-Л.4-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования" заменить словами: "глава СНиП II-65-73 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты"

Оглавление

1. Общие указания

2. Размещение зданий школ и школ-интернатов и требования, предъявляемые к земельным участкам

3. Объемно-планировочные решения зданий

     Учебные помещения

     Помещения для трудового обучения

     Учебно-спортивные помещения

     Помещения для организации продленного дня

     Помещения культурно-массового назначения

     Столовые и буфеты

     Рекреационные помещения

     Спальные помещения

     Вспомогательные помещения

     Медицинский пункт

     Санитарные узлы

4. Естественное освещение

5. Противопожарные требования

6. Санитарно-технические устройства

     Отопление и вентиляция

     Холодное и горячее водоснабжение

     Газоснабжение

7. Искусственное освещение и электротехнические устройства

     Слаботочные устройства

Приложение 1. Состав и площади зон земельных участков начальных, неполных средних, средних школ и школ-интернатов

Приложение 2. Состав и площади помещений зданий школ в м2

Приложение 3. Состав и площади помещений зданий школ-интернатов в м2

Приложение 4. Состав и площади помещений зданий интернатов при школах (спальных корпусов) в м2

Приложение 5. Строительный объем зданий в м3

Приложение 6. Состав и площади помещений учебного тира на четыре стрелковых места в м2

Приложение 7. Состав и площади помещений учебного гаража на две автомашины в м2

Приложение 8. Состав и площади помещений учебного бассейна на 20 учащихся с ванной размером 12,5 Х 6 м в м2

Приложение 9. Состав и площади хозяйственного сарая и навеса при школе

Приложение 10. Состав и площади хозяйственных помещений и сараев при школе-интернате

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть И НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Глава 65

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ

СНиП Н-65-73

1 Отиеш пост» Ш ffcT

Замены. Вен so-ВЬ /'lociport*2 „ f^ec6jpajo ~

-&CL нмА !*

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

- Сd7    г.    /V'/jf

-    bU л/3,    г.    /3

Глава 65    пссш    Cf    Л8.    и    хр.

i тег V- г, ImbTTT-j—-

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ

Отивш

пост, № <М

СНиП П-65-73

Утверждены

Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 4 сентября 1973 г.

МОСКВА СТРОИИЗДАТ 1974

ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

3.22.    Для организации продленного дня для части учащихся в школах должны предусматриваться помещения из расчета 20% от общего количества учащихся I—IV классов и 10% учащихся V—VII классов.

ПОМЕЩЕНИЯ КУЛЬТУРНО-МАССОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ

3.23.    Площади актового зала-киноаудито-рии и подсобных помещений должны приниматься согласно табл. 8.

Таблица 8

Высота актовых залов-киноаудиторий принимается по технологическим требованиям.

Примечание. В актовых залах-киноаудиториях предусматриваются устройства для зашторивания окон.

3.25.    Глубина эстрады принимается не менее 3 м, пол эстрады предусматривается выше пола зала на 0,9 м.

Примечание. При проектировании актового зала-киноаудитории предусматривается использование общих коридоров, переходов и рекреационных помещений в качестве кулуаров (фойе).

3.26.    Библиотека зонируется на читальный зал и книгохранилище с соотношением площадей 2:1.

3.27.    Стеллажи для книг и читальные столы в библиотеке размещаются перпендикулярно стене с оконными проемами. Расстояние между стеллажами принимается не менее 0,9 м; допускается непосредственное примыкание стеллажей к стенам, простенкам и перегородкам.

Расстояние между столами на одно-два места при одностороннем размещении читателей за столами и наличии проходов у обоих торцов стола принимается не менее 0,5 м; между столами на три и более человек или на два человека с проходом только с одного торца стола — не менее 0,7 м; при двустороннем размещении читателей за столами эти расстояния соответственно принимаются не менее 1 и 1,3 м. Проходы между рядами столов принимаются не менее 0,6 м.

СТОЛОВЫЕ И БУФЕТЫ

3.28.    В школах с количеством 320 учащихся и более, а также в школах-интернатах предусматриваются столовые; в школе на 192 учащихся — буфет.

3.29.    Площадь и вместимость обеденных залов принимается согласно табл. 9.

Площадь актового зала-киноаудитории и помещений при нем

Помещения

Площадь в м9

Количество мест

Актовый зал-киноаудитория

0,6 на одно

зрительское

место

В актовом зале-киноаудитории должно приниматься: в школах 20—25% общего количества учащихся, а в школах-интернатах — 50% общего количества учащихся. Количество мест в зале должно приниматься кратным вместимости классов

Эстрада

27—36*

Киноаппаратная

с перемоточной и тамбуром

27

Инвентарная

6—12*

* Площадь помещений принимается в зависимости от типа здания школ (см. прил. 2).

Примечания: 1. Актовый зал-киноаудитория в зависимости от типа здания школ должен проектироваться с учетом использования его в качестве учебной аудитории для занятий по музыке и пению.

2. При количестве мест в актовом зале-киноаудитории менее 100 допускается принимать его площадь 0,8 м2 на одно место.

Таблица 9 Площадь и вместимость обеденных залов

Количество мест в обеденном зале

Площадь в м2 на одно место в зале

Расчет вместимости зала

От 60 до 80 мест

0,75

В школах-интер-

натах исходя из посадки учащихся в две очереди

От 80 и более

0,65

В школах — в че-

мест

тыре очереди


3.24. Актовые залы-киноаудитории проектируются с учетом возможности демонстрации кинофильмов и постановки самодеятельных спектаклей.



3.30.    Столовые размещаются на первом этаже.

Рис. 2. Схемы расстановки столов в обеденных залах и буфетах

Примечания:    1.    Столовые    допускается    разме

щать в цокольных этажах, заглубленных не более чем на 1,5 м от уровня тротуара или отмостки, при обеспечении этих помещений естественным освещением в соответствии с требованиями п. 4.2 настоящей главы и при отметках пола не менее чем на 1 м выше наивысшего уровня грунтовых вод.

па п пп

2.    Складские помещения столовых, а также бытовые помещения для персонала при обеспечении последних вентиляцией с механическим побуждением допускается размещать в подвальных этажах с отметкой пола не менее чем на 1 м выше наивысшего уровня грунтовых вод. Из подвала должен быть предусмотрен отдельный выход наружу.

п

3.    Из производственных помещений столовых должен предусматриваться отдельный выход наружу.

3.31.    Размеры проходов и расстояния между столами и стенами в обеденных залах столовых и буфетах, а также размеры столов,

а — при длинных столах на 8—10 мест: б —при квадратных гтолах на 4 места: в — при круглых столах на 4 места

р, а *> а пг

Продолжение табл. !0

Столы

Показатели

длинные

квадрат

ные

круглые

Шх—ширина стола, в пределах . . . .

65—70

70—85

_

Ш%—ширина табуретки (скамейки) . . .

25—30

30

30

Таблица 10 Размеры проходов всм в обеденном зале

Столы

Показатели

длинные

квадрат

ные

круглые

Пг — проход между столами и раздаточными или приемным окном (дверью), не менее . .

200

150

160

Яа — проход' между рядами столов (главный проход), не менее .....

100

100

120

— то же.....

150

Я4 — проход между столами (второстепенный проход), не менее ....

100

40

60

Я6 - то же.....

70

Яй — проход между столами и стеной (перегородкой), не менее .....

70

40

50

Я7 — то же.....

70

Рх — расстояние между столами и стеной (перегородкой), не менее .....

20

30

Р2 — расстояние между столами, не менее.

_

20

40

Д —диагональ квадратного или диаметр круглого стола, не более . . .

105

85

3—1188


устанавливаемых в них (рис. 2), должны приниматься по табл. 10.

3.32.    Умывальники в столовых и буфетах должны предусматриваться из расчета один кран или 0,6 м желобкового умывальника на 20 мест в обеденном зале. Умывальники должны размещаться в расширенных до 3,5—4 м светлых проходах или коридорах, ведущих в зал.

3.33.    Производственные помещения столовых и буфетов проектируются с учетом размещения в них комплекта электрифицированного технологического оборудования.

При соответствующих обоснованиях допускается применение кухонных плит, работающих на твердом или жидком топлире.

3.34.    Для персонала столовой предусматривается душ на одну сетку с кабиной для переодевания и уборная на один унитаз с одним умывальником в шлюзе.

РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

3.35.    Площадь рекреационных помещений, комнат для отдыха и приготовления уроков, а также гостиных принимается согласно табл. 11.


Таблица 11

Площадь рекреационных помещений, комнат для отдыха и приготовления уроков и гостиных

Помещения

Площадь в м* на одного учащегося

1. Рекреационные помещения

в зданиях школ, проектируемых для строительства в климатических районах и подрайо-

нах:

a) IA, 1Б, 1Г климатиче-

0,75

ских подрайонах б) I климатическом районе

0,6

(за исключением IA, 1Б и IГ климатических под-

районов), II и III климатических районах

в) IV климатическом райо-

0,42

не

2. Комнаты для отдыха и

1,25 (для 50%

приготовления уроков в интер-

общего количества

натах при школах

учащихся, проживающих в интернате)

3. Гостиные в школах-интер-

0,1, но не менее

натах

16

Примечания: 1. Площадь рекреационных по-

мещений в зданиях начальных школ на 40 и 80 уча-

щихся должна приниматься из

расчета 0,75 м2 на

одного учащегося во всех климатических районах.

2. В IV климатическом районе на земельных

участках школ должны предусматриваться рекреационные площадки под навесом или площадки, защищенные ширококронными деревьями из расчета 0,18 м2

на одного учащегося.


3.36. Ширина рекреационных помещений должна приниматься не менее 2,8 м. Ширина рекреационных помещений, примыкающих к классам (кроме классов в школах, проектируемых для строительства в IV климатическом районе), — не менее 4 м.

Ширина коридоров, примыкающих к учебным помещениям, должна быть не менее 1,8 м, остальных коридоров — не менее 1,2 м.


СПАЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

3.37.    Площади спальных комнат в школах-интернатах и в интернатах при школах должны приниматься из расчета 4 м2 на одно спальное место.

Под спальными комнатами не допускается размещать мастерские, а также помещения с оборудованием, работающим на газе.

3.38.    Спальные комнаты должны проекти-

3.41.    Гардеробные для преподавателей должны предусматриваться из расчета два места на каждый класс.

3.42.    Ширина проходов между открытыми вешалками в гардеробных должна приниматься не менее 1,5 м в осях, а расстояние от торцов вешалок до противоположной стены — не менее 2 м, между торцами параллельных рядов вешалок — нс менее 3 м.

роваться вместимостью на 8—10 мест для учащихся I—IV классов и на 4—6 мест для учащихся V—X (XI) классов.

3.39.    Расстояния между кроватями в спальных комнатах должны приниматься не менее в см:

длинными сторонами кроватей — 50;

изголовьями кроватей — 20;

рядами кроватей — 100.

Расстояние между кроватью и наружной стеной должно приниматься не менее 60 см.

Примечание. Расстояние между кроватью и наружной стеной в спальных комнатах школ-интернатов и интернатов, проектируемых для строительства в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах, должно приниматься не менее 100 см.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

3.40.    Площади вестибюля, гардеробной, сушилки для одежды, комнаты для чистки одежды и обуви должны приниматься согласно табл. 12.


Таблица 12

Площадь вестибюля, гардеробной, сушилки для одежды, комнаты для чистки одежды и обуви

Помещения

Площадь в м2 на одного учащегося

в школах

в школах-интернатах и интернатах при школах

Вестибюль.....

0,1

0,1

Гардеробная .... Сушилка для одежды (с водяным отоплением)

0,15

J 0,2

Комната для чистки одежды и обуви . . .

0,1

Примечание. В школах-интернатах и интернатах при школах, проектируемых для строительства в IА, 1Б и 1Г климатических подрайонах, площадь вестибюля и гардеробной с сушилкой для одежды должна приниматься из расчета 0,35 м2 на одного учащегося.



Количество крючков на 1 м вешалок в гардеробных и шкафах должно приниматься из расчета 10 крючков на вешалках для учащихся и 7 крючков на вешалках для преподавателей, причем в гардеробных, совмещенных с сушилками, расчетное количество крючков должно быть уменьшено вдвое.

3.43.    Глубина встроенных гардеробных шкафов в школах-интернатах и интернатах при школах принимается не менее 0,45 м. Высота шкафов в чистоте принимается не менее 1,6 м. В шкафах предусматриваются устройства для проветривания и просушки одежды, головных уборов и обуви.

3.44.    В вестибюлях зданий школ, проектируемых для строительства в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах, проектируются тамбуры с тремя дверями; в I климатическом районе (за исключением IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов), II и III климатических районах — с двумя дверями; в IV климатическом районе — с одной дверью.

3.45.    Кладовые для хранения сезонной одежды, белья, обуви, а также кладовую для хранения спортивного инвентаря допускается располагать в подвальных помещениях с отметкой пола не менее чем на 1 м выше наивысшего уровня грунтовых вод.

МЕДИЦИНСКИЙ ПУНКТ

3.46.    Кабинеты врачей и процедурная в школах-интернатах проектируются смежными, и их сообщение предусматривается как с группой спальных помещений, так и с другими помещениями медицинского пункта; эти помещения должны быть изолированы от помещений, являющихся источником шума. Остальные помещения медицинского пункта не должны иметь непосредственного сообщения с помещениями спального корпуса.

3.47.    Из медицинского пункта должен быть самостоятельный выход наружу.

3.48.    В кабинете зубного врача предусматривается вытяжной шкаф.

САНИТАРНЫЕ УЗЛЫ

3.49.    Нормы площади и количество санитарных приборов в уборных и умывальных зданий школ, школ-интернатов и интернатов при школах должны приниматься согласно табл. 13.

Нормы площади и количество санитарных приборов в душевых школ-интернатов должны приниматься согласно табл. 14.

Таблица 13


Нормы площади и количество санитарных приборов в уборных и умывальных зданий школ, школ-интернатов и интернатов при школах


Помещения

Измеритель

Площадь в м*

Количество санитарных приборов

А. В зданиях школ и учебных корпусах школ-интернатов

1. Уборные и умывальные для учащихся:

а) девочек

Один учащийся

0,1

1 унитаз на 30 девочек;

1 умывальник на 60 девочек

б) мальчиков

То же

0,1

1 унитаз на 40 мальчиков;

1 писсуар на 40 мальчиков;

1 умывальник на 60 мальчиков

2. Уборные и умывальные персонала (индивидуальные)

Один санитарный узел

2

1 унитаз и 1 умывальник

3. Кабина личной гигиены женщин (для персонала)

Одна кабина

3

1 гигиенический душ, 1 унитаз и 1 умывальник

З1



Продолжение табл. 13

Помещения

Измеритель

Площадь в м2

Количество санитарных приборов

4. Уборные и умывальные при актовом зале-киноаудитории в школе: а) женские

Один санитарный узел: с одним унитазом с двумя унитазами

2,5

4

1 унитаз и 1 умывальник для залов с количеством до 160 мест включительно; 2 унитаза и 1 умывальник для залов с количеством мест более 160

б) мужские

Б. В интернатах при школах, в спальных корпусах или в спальных секциях школ-интернатов

Один санитарный узел

3,5

1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник

5. Уборные и умывальные для учащихся

Одно спальное место

0,35

1 унитаз на 15 девочек;

1 умывальник на 8 девочек;

1 ножная ванна на 12 девочек; 1 унитаз на 20 мальчиков;

1 писсуар на 20 мальчиков;

1 умывальник на 8 мальчиков; 1 ножная ванна на 12 мальчиков

6. Кабины личной гигиены девочек

Одна кабина

3

1 гигиенический душ, 1 унитаз и 1 умывальник на кабину;

1 кабина на 70 девочек

7. Уборные и умывальные персонала (индивидуальные)

Один санитарный узел

2

1 унитаз и 1 умывальник

Примечания: 1. Площади помещений уборных и умывальных при спортивных залах и столовых и ко-

личество размещенных в них санитарных приборов должны удовлетворять требованиям пп. 3.17; 3.32; 3.34 настоящей главы.

2. При учебно-жилых блоках школ-интернатов уборные и умывальные для учащихся должны проектиро-

ваться едиными для учебных и спальных помещений по нормам для спальных корпусов.

3. Допускается не предусматривать уборные и умывальные для персонала

при условии, если расстояние от

наиболее удаленного учебного помещения до санитарного узла при актовом зале-киноаудитории не будет превышать 100 м.

4. В санитарных узлах для учащихся при каждой учебной и спальной секции или при каждом учебно-жи-

лом блоке должны предусматриваться шкаф).

встроенные шкафы для уборочного инвентаря (по 0,8 м2 площади на

Таблица 14


Нормы площади и количество санитарных приборов в душевых школ-интернатов

Помещения

Измеритель

Площадь в м*

Количество санитарных приборов и мест для раздевания

Душевые кабины с ванной

Одна кабина с проходом

1.6

1 душевая сетка на 18 спаль-

2.5

ных мест

Одно место для ванны

1 ванна на душевую

Раздевальная

Одно место

0,8

2 места на одну душевую сетку (по 0,5 м длины скамейки на место)

Уборные

Одна уборная

2

1 унитаз и 1 умывальник в шлюзе при уборной


3.50. Унитазы в уборных для учащихся должны размещаться в открытых кабинах. Кабины должны быть отделены перегородками— экранами высотой не менее 1,75 м (от пола), не доходящими до пола на 0,2 м. Размер кабин должен приниматься 0,8X1 м. Од

на из кабин уборных для девочек должна предусматриваться с дверью.

Проход между кабинами уборных и противоположной стеной должен приниматься не менее в м:


при отсутствии писсуаров — 1,1;

при наличии писсуаров — 1,8.

3.51.    Расстояния между кранами индивидуальных умывальников должны быть не менее 0,6 м, между кранами общего умывальника — 0,55 м.

Высота установки раковин умывальников над полом должна приниматься 0,6 м для учащихся I—IV классов и 0,7 м для учащихся V—X (XI) классов.

Проход между умывальниками и стеной должен приниматься не менее 1,1 м, между двумя рядами умывальников—не менее 1,6 м.

Примечание. Умывальник с количеством кранов не более четырех допускается размещать в шлюзах при уборных.

3.52.    Уборные и умывальные для учащихся в двухэтажных зданиях школ допускается размещать только на первом этаже.

3.53.    Входы в уборные и умывальные для учащихся не допускается предусматривать из лестничных клеток и размещать непосредственно против входов в учебные и спальные помещения.

3.54.    Душевые кабины должны предусматриваться размером в плане 0,85X0,85 м.

Проход между рядами душевых кабин, а также между ванной и рядом душевых кабин должен быть не менее 1,2 м, а между рядом кабин или ванной и стеной (перегородкой) — не менее 0,8 м.

4. ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

4.1.    В помещениях зданий школ и школ-интернатов должно предусматриваться непосредственное естественное освещение.

Примечания:    !.    Допускается    освещение вто

рым светом коридоров, не являющихся рекреационными помещениями, умывальных школ и учебных корпусов школ-интернатов, а также раздевальных при спортивных залах.

Освещение коридоров через помещения мастерских, лабораторий химии, кладовых, лаборантских не допускается.

2. Допускается освещение только искусственным светом помещений кладовых и охлаждаемых камер при кухне, гардеробной, бельевой, санитарного узла и душевой для персонала столовых, коридоров столовых, хозяйственных и инвентарных, кладовых, комнат для хранения учебного оружия, радиоузлов и дикторских, уборных для персонала и уборных при актовых залах-киноаудиториях, снарядных, душевых, а также уборных при спортивных залах и медицинских пунктах.

4.2.    Нормируемое значение коэффициентов естественного освещения (к. е. о.) для

помещений школ, школ-интернатов и интернатов при школах должно приниматься согласно требованиям главы СНиП «Естественное освещение. Нормы проектирования».

4.3.    Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться с левой стороны от учащегося.

Примечание. Допускается предусматривать дополнительные световые проемы справа и сзади учащихся, а также дополнительный верхний свет. Световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются.

4.4.    Оборудование проемов окон учебных помещений, помещений для трудового обучения и спортивных залов солнцезащитными устройствами должно предусматриваться в школах и школах-интернатах, проектируемых для строительства во II, III и IV климатических районах, при необходимости устранения слепящего действия от прямой или отраженной блескости и перегрева при инсоляции. В спальных помещениях школ-интернатов и интернатов при школах, проектируемых для строительства в I климатическом районе, должны предусматриваться устройства для защиты от света во время полярного дня.

4.5.    Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных помещениях и помещениях для трудового обучения должны приниматься не менее:

потолков и оконных переплетов — 0,7;

верхних частей стен — 0,6;

дверей — 0,7;

панелей стен — 0,5;

полов — 0,25;

мебели — 0,35.

5. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1.    Наибольшее количество людей, одновременно пребывающих на этаже в зданиях школ и школ-интернатов, при расчете ширины путей эвакуации должно определяться исходя из вместимости учебных помещений, помещений для трудового обучения и спальных помещений, а также спортивного зала и актового зала-киноаудитории, находящихся на данном этаже.

5.2.    Наименьшая степень огнестойкости зданий школ, школ-интернатов и интернатов при школах в зависимости от их этажности должна приниматься согласно табл. 15.


5.3, Перекрытия под обеденными и актовыми залами-киноаудиториями и кухнями столовых, располагаемых во втором этаже и выше зданий школ и школ-интернатов III степе

ни огнестойкости, должны приниматься несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 1 ч.

5.4.    Перекрытия над помещениями котельных и складов топлива, размещаемых в подвальных и цокольных этажах зданий школ и школ-интернатов, должны приниматься несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 1 ч.

5.5.    Дверные полотна в проемах стен между мастерской по обработке древесины и эвакуационными коридорами должны приниматься с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.

5.6.    Актовые залы-киноаудитории в зданиях школ и школ-интернатов III степени огнестойкости допускается размещать не выше второго этажа.

5.7.    Расстояние от наиболее удаленной точки пола спортивных залов до дверей, ведущих к эвакуационному выходу, должно приниматься не более 27 м.

5.8.    Размещение в подвальных этажах зданий школ, школ-интернатов и интернатов при школах складов сгораемых материалов, за исключением кладовых для белья, одежды, обуви и спортивного инвентаря, не допускается. Размещение лыжехранилищ непосредственно под спальными помещениями не допускается.

Выход из подвальных этажей, где размещаются кладовые для белья, одежды, обуви и спортивного инвентаря, должен предусматриваться непосредственно наружу.

При размещении в подвальных и цокольных этажах спальных корпусов гардеробных для верхней одежды учащихся и персонала должны предусматриваться непосредственные выходы из этих этажей на первый этаж, минуя основные лестничные клетки.

5.9.    Печное отопление зданий школ, школ-интернатов и интернатов при школах не допускается (кроме одноэтажных зданий сельских школ с количеством учащихся не более 80).

Огневые сушилки для одежды не допускаются.

6. САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

6.1. Здания школ, школ-интернатов и интернатов при школах должны быть оборудованы центральным отоплением, вентиляцией, водопроводом, канализацией и горячим водоснабжением.

Таблица 15

Наименьшая степень огнестойкости зданий школ, школ-интернатов и интернатов при школах в зависимости от их этажности

Здания

Степень

огнестой

кости

Наибольшее количество учащихся или мест

Здания школ и учебные корпуса школ-интернатов жностью:

1

V

320 учашихся

1—4

III

1600 »

1—4

II

Не нормируется

Спальные корпуса школ-интернатов и интернатов при школах этажностью:

1

V

80 мест

1

III

280 мест

2—3

П1

200 >

4

II

Не нормируется

Примечания: 1. Ограждающие конструкции переходов, соединяющих учебные и спальные корпуса школ и школ-интернатов, должны предусматриваться несгораемыми.

2.    Внутренние поверхности ограждающих конструкций зданий школ и спальных корпусов школ-интернатов, а также интернатов при школах V степени огнестойкости должны быть защищены от возгорания штукатуркой.

3.    К зданиям школ и школ-интернатов III, IV и V степени огнестойкости пристраивать вплотную спальные корпуса не допускается.

4.    Спальные корпуса вместимостью не более чем на 120 спальных мест и здания школ не более чем на 320 учащихся допускается проектировать деревянными рублеными и брусчатыми V степени огнестойкости высотой не более двух этажей со стенами и перегородками, защищенными изнутри от возгорания штукатуркой.

5.    Перекрытия над подвальными помещениями зданий школ и школ-интернатов IV и V степени огнестойкости должны приниматься трудносгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.

6.    Чердачные перекрытия над спортивными, обеденными и актовыми залами-киноаудиториями зданий школ и школ-интернатов. II степени огнестойкости допускается принимать трудносгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч.

7.    При объединении начальной школы в одном здании с детскими яслями-садами степень огнестойкости здания должна приниматься в соответствии с п. 4.1 гл. СНиП по проектированию детских яслей-садов.


ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ

6.2.    Отопление и вентиляция должны проектироваться в соответствии с требованиями главы СНиП по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха.

6.3.    Вентиляция учебных помещений должна осуществляться организованным притоком подогретого наружного воздуха в количестве не менее 16 м3/ч на одного учащегося.

Допускается применение децентрализованного притока неподогретого наружного воздуха при обеспечении установленных величин нормируемых параметров внутреннего воздуха.

6.4.    Непосредственно из учебных помещений (классов, лабораторий, учебных кабинетов) должна предусматриваться естественная вытяжная вентиляция в размере однократного обмена в 1 ч.

Удаление остального объема воздуха должно осуществляться через рекреационные помещения с последующей вытяжкой из санитарных узлов и через вытяжные шкафы лабораторий химии

6.5.    Независимые системы вытяжной вен

тиляции должны предусматриваться для классов и учебных кабинетов, лабораторий, актовых залов-киноаудиторий, спортивных залов, мастерских, помещений столовой, медпункта и киноаппаратного комплекса.

6.6.    Рециркуляция воздуха в системах приточной вентиляции учебных помещений не допускается.

При применении для учебных помещений автоматизированных систем воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, допускается использование системы рециркуляции в неучебное время при условии ее блокировки с автоматической пожарной сигнализацией.

6.7.    Двойные самозакрывающиеся двери с тамбуром между ними для предотвращения перетекания воздуха должны предусматриваться в местах примыкания малоэтажных корпусов зданий школ к многоэтажным; в малоэтажных корпусах должна предусматриваться вытяжная вентиляция с механическим побуждением.

6.8.    Расчетная температура воздуха и нормы воздухообмена в помещениях должны приниматься согласно табл. 16.

Таблица 16

Расчетная температура воздуха и кратности воздухообмена в основных помещениях

Расчетная

температура воздуха

в *С

Кратность обмена воздуха в 1 ч

Помещения

IA, ГБ н ГГ

II, И! климатиче

климатиче»

ские районы и IB

IV климати-

приток

вытяжка

ские под-

и 1Д климатиче-

ческий район

районы

ские подрайоны

1. Классы, кабинеты, лаборатории

21*

18*

17

См. п.

6.3

2. Мастерские по обработке металла

и древесины..........

18

16

16

20 м3 на 1 чел.

3. Спортивный зал.......

17

15

15

80 м3 на

1 чел.

4. Спальные комнаты.....

18*

16*

16

-

1,5

5. Актовый зал-киноаудитория и кабинет технических средств обуче-

ния.............

20

18

17

20 м3 на

1 чел.

6. Рекреационные помещения . . .

18

16

16

_

_

7.    Учительская........

8.    Библиотека, кабинеты админист-

21

18

17

1.5

рации, комнаты общественных организаций ...........

21

18

17

1

9. Кабинет врача (медицинская ком-

1,5

ната) ............

23

22

21

10. Раздевальные при спортивном

20

19

1,5

зале.............

22

11. Душевые.........

25

25

25

5

12. Раздевальные при душевых . .

23

22

20

В объеме вытяжки из

душевых 50 м3 на 1

13. Уборные.........

21

18

17

унитаз и

25 м* на 1 писсуар



Помещения


14.    Умывальные в отдельном помещении ............

15.    Комнаты для чистки одежды и

обуви ............

16.    Гардеробные и кладовые одежды и обуви ..........

17.    Вестибюль........

18.    Столовая...... .    .


19. Киноаппаратная и перемоточная


Расчетная температура воздуха в СС


IA, 1Б и 1Г

климатические подрайоны


23

20

19

19


II. Ш климатические районы и IB и 1Д климатические подрайоны


22

18

16

16


IV климатический район


20

17

16

16


В соответствии с требованиями главы СНиП «Предприятия общественного питания. Нормы проектирования*.

По главе СНиП «Кинотеатры. Нормы проек тирования».


Продолжение табл. 16


Кратность обмена воздуха в 1 ч


вытяжка


2,0

См. примем. 6


1

3

1,5


* Для угловых помещений расчетная температура воздуха должна приниматься на один градус выше. Для угловых помещений первого этажа с полами, уложенными по грунту, и угловых помещении верхнего этажа расчетная температура воздуха должна приниматься на два градуса выше указанной в таблице.

Примечания: 1. При расчете отопления и вентиляции тепловыделения от одного учащегося в учебном помещении должны приниматься 60 ккал/ч и влаговыделения 45 г/ч.

2.    Объем удаляемого воздуха от вытяжного химического шкафа принимается в количестве 1100 м3/ч.

3.    У наждачного точила должны предусматриваться укрытие и обеспыливающий агрегат.

4.    Клееварки должны быть оборудованы укрытием, локализующим выделения.

5.    При смежном расположении умывальной комнаты и уборной вытяжка должна предусматриваться из уборной.

6.    Воздухообмен в школьных столовых должен рассчитываться на поглощение теплбизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни, при этом количество наружного воздуха на одно место в обеденном зале должно приниматься не менее 20 м3/ч. Подача приточного воздуха должна предусматриваться через обеденный зал, удаление — из помещений кухни. При установке модулированного кухонного оборудования подача части приточного воздуха должна предусматриваться через вентиляционные устройства этого оборудования.

7.    В уборных должна предусматриваться вытяжная вентиляция с механическим побуждением.

8.    В школах с количеством учащихся до 192 включительно допускается устройство вентиляции без органи-зованного механического притока.


ХОЛОДНОЕ И ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ

6.9.    Подводка холодной воды должна предусматриваться:

к умывальникам, устанавливаемым по одному в каждой классной комнате I—IV классов, в кабинетах черчения и изобразительного искусства, географии и в военном кабинете;

к раковинам лабораторных столов в лаборатории химии и к раковинам демонстрационных столов в лабораториях химии, физики и биологии;

к двухсекционной мойке в фотолаборатории;

к смывным бачкам в санузлах;

к питьевым фонтанчикам в каждом рекреационном помещении.

6.10.    Подводка холодной и горячей воды должна предусматриваться:

к умывальникам и мойкам в кабинетах


обслуживающих видов труда по обработке тканей и кулинарии для девочек;

к умывальникам в учебных мастерских, учительской, кабинете врача и процедурной;

к лабораторным шкафам в лабораториях химии, физики и биологии;

к водопроводным кранам, устанавливаемым для хозяйственных нужд, по одному в каждой умывальной для учащихся;

к раковинам в комнате технического персонала и в помещении уголка живой природы;

к умывальникам в санузлах, к душевым кабинам и приборам кабин личной гигиены;

к ваннам в спальных корпусах или в спальных секциях школ-интернатов;

к технологическому оборудованию столовых и буфетов.

ГАЗОСНАБЖЕНИЕ

6.11. При отсутствии специальных электронагревательных приборов или спиртовых го-


релок в лабораториях зданий школ и школ-интернатов допускается предусматривать подводку газа к лабораторным горелкам. Прокладка газопровода в подвалах и цокольных этажах не допускается.

7. ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

7.1.    Искусственное освещение и электротехнические устройства должны предусматриваться в соответствии с требованиями главы СНиП но проектированию искусственного освещения и «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ), согласованными с Госстроем СССР.

7.2.    Электроснабжение школ и школ-интернатов должно предусматриваться двумя кабельными линиями. Допускается предусматривать питание по одной кабельной линии, расщепленной на два кабеля, присоединенных через самостоятельные разъединители (рубильники). При воздушных линиях допускается питание электроэнергией по одной линии.

При выборе кабелей по условиям резервирования при аварийном режиме должны учитываться: перегрузочная способность кабелей, максимально допустимая потеря напряжения в сети до наиболее удаленных осветительных ламп, а также возможность временного отключения отдельных нагрузок.

7.3.    Электрощитовые должны размещаться на первом этаже. Допускается размещение электрощитовой в подвале при условии глубокого залегания грунтовых вод и устройства гидроизоляции от проникновения ливневых вод.

7.4.    Во всех помещениях зданий школ, школ-интернатов, интернатов (спальных корпусов), кроме помещений кухонь, кладовых, туалетных и других подсобных помещений, должна предусматриваться скрытая электропроводка; в кухнях, кладовых, туалетных и остальных подсобных помещениях допускается открытая проводка.

7.5.    Во всех помещениях зданий школ и учебных корпусов школ-интернатов должна предусматриваться система общего освещения. В качестве источников света преимущественно должны предусматриваться люминесцентные лампы белого света (типа ЛБ); в кабинете изобразительных искусств — люминесцентные лампы типа ЛД или ЛДЦ.

Люминесцентные светильники должны предусматриваться рассеянного света.

В учебных помещениях должны предусматриваться светильники с пускорегулирующими аппаратами с особо низким уровнем шума.

Примечания: 1. При применении для общего освещения учебных помещений светильников с лампами накаливания они должны приниматься полностью отраженного или преимущественно отраженного светорас-пределения.

2. При освещении учебных помещений люминесцентными лампами рекомендуется предусматривать подсвет классной доски специальными люминесцентными светильниками несимметричного светораспределения; при освещении учебных помещений лампами накаливания для подсвета доски в системе общего освещения должны предусматриваться дополнительные светильники.

7.6.    Светильники в учебных помещениях должны устанавливаться рядами, параллельно наружным стенам с окнами. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников, имея в виду освещение в первую очередь части помещения, удаленной от окон.

7.7.    Для снижения пульсации освещенности при люминесцентном освещении до нормируемых значений должны использоваться двухламповые люминесцентные светильники с лампами типа ЛБ и ЛТБ и ПРА типов 1УБИ+1УБЕ, 1АБИ+1АБЕ, 2УБК и 2АБК при любой схеме питания светильников. При применении светильников с другими ПРА требуется расчетная проверка коэффициента пульсации.

7.8.    Аварийное освещение для эвакуации людей должно предусматриваться в вестибюлях, гардеробных, коридорах, лестничных клетках, рекреационных помещениях, спортивном и обеденном залах, актовом зале-киноаудитории, мастерских, киноаппаратной. Аварийное освещение для продолжения работы должно предусматриваться в электрощито-вых, вентиляционных камерах, тепловых узлах, насосных; при этом должна быть обеспечена норма освещенности 2 лк.

Для обозначения выходов из актового зала-киноаудитории должны предусматриваться световые указатели, присоединенные к сети аварийного освещения.

7.9.    При проектировании осветительных установок должны вводиться коэффициенты запаса 1,5 при люминесцентных лампах и 1,3 при лампах накаливания.

7.10.    В зданиях школ и школ-интернатов должна предусматриваться автоматизация тепловых вводов, систем приточной вентиля-


Глава СНиП 11-65-73 «Общеобразовательные школы н школы-интернаты» разработана ЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строител!*ству н архитектуре при Госстрое СССР при участии НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР.

С введением в действие главы СНиП 11-65-73 «Общеобразовательные школы н школы-интернаты» утрачивают силу: глава СНиП П-Л.4-62 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования» и изменения к ней, а также «Указания по проектированию зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов для сельских населенных пунктов» (СН 402-69) и пп. 2.20, 4.25-4.32 «Указаний по проектированию населенных мест, предприятий и сооружений в северной строительно-климатической зоне» (СН 353-66).

Редакторы — инж. А. П. Салтанов (Госстрой СССР) канд. техн. наук И. М. Архаров, инж. Ф. И. Захаров (Госу дарственный комитет по гражданскому строительству и архи тектуре при Госстрое СССР), канд. арх. В. И. Степанов канд. техн. наук 3. И. Ветров, арх. Я. С. Придонова н инж В. С, Вольман (ЦНИИЭП учебных зданий).

@ етройнадат. 1974


с ММ*-**, нветру«т.-вормат., 1 вып.—1/2-74 047(01)—74


ции и кондиционирования воздуха, совмещенных отопительно-вентиляционных систем.

7.11.    Для подключения диапроектора, кинопроектора и т. п. в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях, помещениях для организации продленного дня должны предусматриваться две штепсельные розетки: одна — у классной доски, другая — на противоположной от доски стене помещения.

7.12.    Установка штепсельных розеток в помещениях пребывания детей (за исключением лабораторий и практикумов) должна предусматриваться на высоте не менее 1,5 м от пола.

Установка выключателей в помещениях пребывания детей должна предусматриваться на высоте 1,8 м от пола.

7.13.    Наружное освещение земельных участков школ и школ-интернатов должно проектироваться в соответствии с указаниями по проектированию освещения территорий учреждений культурно-бытового обслуживания населения и наружного архитектурного освещения.

Необходимость устройства нестационарного освещения спортивных площадок, используемых в зимнее время для игры в хоккей с мячом и хоккей с шайбой, должна устанавливаться заданием на проектирование.

СЛАБОТОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА

7114. Радиофикация в зданиях школ и школ-интернатов должна предусматриваться от радиотрансляционных сетей населенных пунктов.

Радиоточки должны предусматриваться в учительских, кабинетах директора, заместителя директора, заведующего учебной частью, старшего воспитателя, врача, канцелярии, комнатах общественных организаций, гости

ных, спальных комнатах, киноаппаратной, радиоузле и столовой.

7.15.    В зданиях школ и школ-интернатов необходимо предусматривать радиоузел местного вещания с установкой радиоточек в актовом зале-киноаудитории, спортивном и обеденном залах, рекреационных помещениях, кабинете директора, учительской, вестибюле, комнатах для игр учащихся I—IV классов, гостиных, помещениях для организации продленного дня, классах, учебных кабинетах.

7.16.    Установка телефонов должна предусматриваться в кабинете директора (с параллельным аппаратом в канцелярии), в кабинетах заведующего учебной частью и заместителя директора по воспитательной работе, в учительской, столовой и кабинете врача.

7.17.    Установка электрочасов должна предусматриваться в вестибюлях, рекреационных помещениях, актовом зале-киноаудитории, обеденном и спортивном залйх, а также на каждом этаже спального корпуса.

7.18.    Установку электрозвонков для регламентации учебного процесса, управляемых от сигнальных электрочасов, необходимо предусматривать в вестибюлях и рекреационных помещениях.

7.19.    В актовом зале-киноаудитории, учебных кабинетах, лабораториях, кабинете технических средств обучения, библиотеке, помещении для организации продленного дня и гостиной необходимо предусматривать сети для возможности приема телевизионного вещания.

7.20.    В зданиях школ на 464 учащихся и более, в зданиях школ-интернатов на 340—560 учащихся и в интернатах при школах должна предусматриваться автоматическая тепловая пожарная сигнализация в помещениях, указанных в прил. 2—4, 6, 7, 10.


1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1.    Нормы и правила настоящей главы должны соблюдаться при проектировании новых и реконструкции существующих зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов при общеобразовательных школах (спальных корпусов).

Нормы не распространяются на проектирование зданий санаторно-лесных и специализированных школ и школ-интернатов (музыкальных, художественных и хореографических, а также для детей с дефектами умственного и физического развития).

Примечание. При проектировании зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов, а также интернатов при общеобразовательных школах (спальных корпусов) должны выполняться соответствующие требования других нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.

1.2.    Типы зданий школ и школ-интернатов должны приниматься согласно табл. I и 2. Интернаты при школах должны проектироваться на 50, 80, 120, 160, 200 и 280 мест.

Здания с общим количеством учащихся, не указанным в табл. 1 и 2, должны проектироваться по заданиям, составленным с учетом требований настоящей главы и утвержденным в установленном порядке.

Таблица 1

Государственный комитет

Строительные нормы и правила Нормы проектирования

СНиП

Н-65-73

Совета Министров СССР

по делам строительства (Госстрой СССР)

Общеобразовательные школы и школы-интернаты

Взамен главы СНиП II-Л.4-62 и СН 402—69

Продолжение табл. 1

Типы зданий школ

Общее коли-чество учащихся

Соотношение потоков I—IV, V—VIII. IX—X классов

Средние школы:

па 10 классов . . .

392

1:1:1

> 12 * ...

464

1:1:2

>16 > ...

624

1:2:2

>20 » ...

784

2:2:2

>30 > ...

1176

3:3:3

>40 » . • .

1568

4:4:4

>50 > ...

1960

5:5:5

Примечания: 1. Здания школ на 50 классов (1960 учащихся) допускается проектировать для опытного строительства.

2. Здания начальных школ на 40 и 80 учащихся допускается проектировать объединенными со зданиями детских яслей-садов соответственно на 25 и 50 мест без увеличения количества мест в яслях-садах на летний период и при условии устройства отдельных входов.

Таблица 2

Типы зданий школ-интернатов

Типы зданий школ-интернатов

Общее количество учащихся

Соотношение потоков 1—IV, V—VIII, IX—X классов

Неполные средние школы-интернаты:

на 8 классов . . .

280

1:1:0

>16 > ...

560

2:2:0

Средняя школа-интернат на 10 классов . . .

340

1:1:1

Типы зданий школ

Типы зданий школ

Общее количество учащихся

Соотношение лотоков I—IV, V—VIII, IX—X классов

Начальные школы:

на 4 класса ....

40

1:0:0

> 4 > ....

80

1:0:0

Неполные средние шко-

лы:

на 8 классов....

192

1:1:0

>8 » ....

320

1:1:0


1.3. Общее количество учащихся в школах с 11-летним сроком обучения должно приниматься: на 11 классов — 428 учащихся, на 14 классов — 536 учащихся, на 18 классов — 696 учащихся, на 22 класса — 856 учащихся,


Утверждены Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 4 сентября 1973 г.


Внесены Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР


Срок введения января 1974 г.


2—1188


на 33 класса— 1284 учащихся и на 44 класса — 1712 учащихся.

Общее количество учащихся школы-интерната с И-летним сроком обучения — 370.

1.4. Здания неполных средних и средних школ для сельских населенных пунктов должны проектироваться с учетом строительства при них зданий интернатов (спальных корпусов) для части учащихся, проживающих в отдаленных от школы населенных пунктах.

2. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗДАНИЙ ШКОЛ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ

2.1.    Здания школ и школ-интернатов должны размещаться на обособленных земельных участках с отступом от красных линий не менее 25 м.

2.2.    Площадь земельных участков школ и школ-интернатов должна приниматься согласно табл. 3.

2.3. При проектировании школ для сельских населенных пунктов должны предусматриваться земельные участки для строительства жилых домов учителей. Эти участки должны примыкать непосредственно к земельным

участкам школ, но быть от них изолированы и иметь отдельные входы и въезды.

2.4.    На земельных участках школ и школ-интернатов должны предусматриваться следующие зоны: учебно-опытная, спортивная, отдыха и хозяйственная. Состав и площади зон земельных участков школ и школ-интернатов должны приниматься согласно прил. 1.

2.5.    Спортивную зону не допускается размещать со стороны окон учебных помещений; спортивные площадки для игр с мячом следует размещать на расстоянии не менее 10 м от окон других помещений здания школы и школы-интерната и от учебно-опытной зоны или отделять от них защитной полосой зеленых насаждений.

2.6.    Хозяйственная зона должна размещаться со стороны входа в производственные помещения столовой. Въезд в хозяйственную зону должен предусматриваться с улицы.

2.7.    На земельных участках должны предусматриваться подъезды для пожарных машин к зданиям школ и школ-интернатов и интернатов при школах. Проезды и подъезды к зданиям, а также хозяйственная зона должны иметь твердое покрытие.

2.8.    В зависимости от местных условий на земельных участках или в зданиях средних школ и школ-интернатов должно предусматриваться устройство учебных тиров на группу школ.

Для средних школ допускается предусматривать учебный гараж на две автомашины.

На группу школ, проектируемых для всех климатических районов, при соответствующих обоснованиях допускается предусматривать крытый учебный бассейн для плавания с ванной размером 12,5X6 м; на группу школ, проектируемых для IV климатического района, учебный бассейн для плавания допускается проектировать открытым, с подогревом воды.

2.9.    Площадь озеленения участка школы и школы-интерната должна составлять 40— 50% его площади.

Примечания: 1. В площадь зеленых насаждений должны включаться площади, занимаемые зелеными насаждениями учебно-опытной зоны, защитной зеленой полосой, живой изгородью, а также газонами и зелеными насаждениями спортивной зоны и зоны отдыха,

2.    При примыкании земельных участков школ непосредственно к лесным и садовым массивам площадь озеленения участка допускается сокращать не более чем на 10%. Снижение процента озеленения допускается за счет исключения зеленой полосы по границе участка, примыкающей к лесу или саду.

3.    Площадь озеленения земельных участков школ.

Таблица 3

Площадь земельных участков школ и школ-интернатов

Количество учащихся в школе к школе-интернате

Плошадь участка в га

Количество учащихся в школе и школе-интернате

Площадь участка в га

Школы

1176

2.8

1568

3

40

0,3

1960

4

80

0,5

192

320

1*2

1,7

Школ ы -интернаты

392

2

464

2

280

2

624

2

340

2,2

784

2.2

560

2,5

Примечания: 1. Площадь земельных участков школ и школ-интернатов, проектируемых для IA, 1Б, II климатических подрайонов, допускается уменьшать. но не более чем на 40%.

2. При размещении на земельном участке школы здания интерната (спального корпуса) площадь участка допускается увеличивать не более чем на 5%.


проектируемых для 1VA климатического подрайона, должна быть не менее 50% общей площади участка.

2.10.    Ширина зеленой полосы по границам земельного участка принимается не менее 1,5 м, а со стороны улицы — не менее 6 м. Расстояние от здания школы и школы-интерната до деревьев принимается не менее 10 м, а до кустарников — 5 м.

Посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами на земельном участке школ и школ-интернатов не допускается. Вокруг зоны отдыха и спортивной зоны не допускается посадка колючих кустарников, а вокруг спортивной зоны также и плодовых деревьев.

2.11.    Земельные участки школ и школ-ин

тернатов предусматриваются огражденными по всему периметру, в том числе:

а)    земельные участки, примыкающие к улицам и проездам, должны ограждаться железобетонными решетчатыми ограждениями или стальной сеткой высотой 1,2 м;

б)    земельные участки внутри микрорайонов —живой изгородью высотой не менее 1,2 м.

2.12.    На земельных участках школ и школ-интернатов должен предусматриваться отвод дождевых вод.

2.13.    Ориентация окон помещений по сторонам горизонта в зданиях школ и школ-интернатов принимается согласно табл. 4.


3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИИ

3.1. Состав помещений зданий школ и школ-интернатов принимается с учетом следующих основных требований:

а)    для I—IV классов всех школ и школ-интернатов должны предусматриваться классные помещения;

б)    для V—VIII классов неполных средних школ и всех школ-интернатов — классные помещения и лаборатории;

в)    для V—X (XI) классов средних школ и IX—X (XI) классов средних школ-интернатов — учебные кабинеты и лаборатории;

г)    количество классов, учебных кабинетов и лабораторий определяется исходя из прове-2*

дения всех занятий в школах и в школах-интернатах в одну смену.

3.2.    Состав и площади помещений, а также строительные объемы зданий принимаются согласно прил. 2—5.

Состав и площади помещений учебного тира, учебного гаража, учебного бассейна для плавания, хозяйственных помещений и сараев при школах и школах-интернатах принимаются согласно прил. 6—10.

3.3.    Здания школ и школ-интернатов должны быть не более трех этажей; для строительства в стесненных условиях городской застройки или в других неблагоприятных условиях при наличии соответствующих обоснований здания школ допускается проектировать четырехэтажными.

Таблица 4

Ориентация окон помещений школ и школ-интернатов

Климатические районы

Помещения

I. II. Ill

IV

Ориентация

оптимальная

допускаемая

оптимальная

допускаемая

1. Классные помещения

10, в, юв

Не более 25% на ЮЗ. 3

Ю, юв

Любая, кроме 3, ЮЗ

2. Кабинеты и лаборатории (кроме указанных в пп. 3, 4 настоящей таблицы)

ю, в, юв

Не более 50% на остальные стороны

Ю, В, юв

Любая, кроме 3, ЮЗ

3. Кабинет черчения и изобразительных искусств

С, СВ, сз

Любая, кроме ЮВ и ЮЗ

С, СВ, сз

Любая, кроме 3, ЮЗ

4. Лаборатории биологии

ю

ЮВ, ЮЗ, В, 3

ю

В, ЮВ, ЮЗ, 3

5. Спальные комнаты

Любая, кроме северной части горизонта

от '310° до 50°

Примечание. В III и IV климатических районах допускается ориентация не более 40% окон спальных комнат на западную сторону горизонта в пределах от 200 до 290°; при необходимости такой ориентации должны предусматриваться солнцезащитные устройства.



3.4.    Высота надземных этажей зданий школ и школ-интернатов должна быть 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа). Высота спортивного зала и актового зала-кино-аудитории принимается согласно требованиям пп. 3.17 и 3.24 настоящей главы.

Примечания: 1. Высота этажей спальных корпусов принимается 2,8 м; высота помещений этих корпусов от пола до потолка — не менее 2,5 м.

2. Высота этажей спальных корпусов, проектируемых для строительства в IA, 1Б, 1Г и IVA климатических подрайонах, принимается 3 м; высота помещений этих корпусов от пола до потолка — не менее 2,7 м.

3.5.    Школы и школы-интернаты должны размещаться в одном централизованном или сблокированном здании.

Во всех климатических районах, кроме IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов, допускается размещать школы и школы-интернаты в отдельных корпусах, соединенных отапливаемыми переходами.

В IV климатическом районе допускается размещать школы и школы интернаты в отдельных корпусах без соединения их переходами.

3.6.    Помещения школ и школ-интернатов подразделяются на учебные, для трудового обучения, учебно-спортивные, помещения культурно-массового назначения, помещения для организации продленного дня (в школах), спальные помещения (в школах-интернатах), помещения общешкольного назначения (столовая, вспомогательные помещения, помещения административно-хозяйственные, медицинского обслуживания и др.).

3.7.    Здания школ и школ-интернатов должны проектироваться с учетом объединения помещений в следующие секции и группы:

а)    учебные секции для I—VIII классов неполной средней школы и всех школ-интернатов и I—IV классов средней школы в составе четырех, но не более шести классных помещений и соответствующих рекреационных помещений и санитарных узлов;

б)    учебные кабинеты и лаборатории для V—X (XI) классов средней школы и IX—X (XI) классов средней школы-интерната и соответствующие рекреационные помещения и санитарные узлы;

в)    помещения для трудового обучения;

г)    учебно-спортивные помещения и помещения культурно-массового назначения;

д)    помещения для организации продленного дня;

е)    помещения столовой;

ж) вспомогательные помещения, помещения административно-хозяйственные, медицинского обслуживания и др.

В школах-интернатах, кроме того, должны предусматриваться секции спальных помещений в составе: спален для классов каждой возрастной группы, санитарных узлов, а также комнат для чистки одежды и обуви.

Примечания: 1. Допускается объединение санитарных узлов для двух учебных секций V—Х(Х1) классов, размещаемых на одном этаже.

2.    В школах-интернатах для учащихся I—IV классов в учебные секции допускается включать комнаты для игр из расчета 0,5 м2 на одного учащегося при соответствующем сокращении площади спальных помещений.

3.    Учебные секции для I—IV классов должны быть обособленными.

4.    Спальные комнаты, санитарные узлы (умывальные, уборные, душевые), раздевальные при душевых, а также при спортивных залах должны проектироваться раздельно для мальчиков и девочек.

3.8.    Учебные секции, а также учебно-жилые блоки в школах-интернатах (сблокированные учебные и спальные секции для учащихся одной возрастной группы) не должны быть проходными для учащихся других возрастных групп.

УЧЕБНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

3.9.    Площади учебных помещений должны приниматься согласно табл. 5.

Таблица 5

Площадь учебных помещений

Помещения

Площадь

Количество

учащихся

в м3

в школах

•в школах-интернатах

Классные помещения .

50

40

35

Учебные кабинеты: родного языка, литературы, истории и обществоведения, математики, географии; класс пения и музыки .........

50-66*

40

35

Лаборантские при кабинетах .......

16

___

_

Учебные кабинеты иностранных языков . . .

32—50*

20

18

Уголок живой природы (IА, 1Б, 1Г климатические подрайоны) . . .

32—50*

_

Кабинет технических средств обучения с инвентарной ......

66

40

35


3.10. Размеры проходов и расстояний между оборудованием в учебных помещениях (рис. 1) должны приниматься в см:

Пг    —между    рядами двухместных    60;

столов    йли парт, не менее

П\    —между    рядами одноместных    50;

столов    или парт, не менее

Пг _ П1 -

между    рядами столов или    50;

парт и    наружной продоль

ной стеной, не менее

между    рядами столов или    50;

парт и    внутренней продоль

ной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, не менее

Л4    —между    передними столами и    80:

демонстрационным столом, не менее

рх —от классной доски до перед-    160—2001;

них столов или парт всех рядов при трехрядной и для средних рядов при четырехрядной расстановке двухместных столов или парт, не менее

Р\ — от классной доски до перед-    215;

них двухместных столов или парт для крайних рядов при четырехрядной расстановке, не менее

Р2 — от задних столов до задней    65;

стены (перегородки), не менее

Рг — от задних парт до задней    5;

стены (перегородки), не менее

Ря — от задних столов до шка-    80;

фов, стоящих вдоль задней стены (перегородки), не менее

Ра — от задних парт до шкафов,    50;

стоящих вдоль задней стены (перегородки), не менее

Р4 — между столом преподавате-    65;

ля и передней стеной (перегородкой), не менее

Рь — от демонстрационного стола    100;

до классной доски, не менее

Д\ — между столами в ряду, не    50;

менее

Д2 — между столом преподавате-    50;

ля и передними столами или партами учащихся, не менее

У — наибольшая удаленность по-    Ю00;

следнего места учащегося от классной доски в учебном помещении

В — высота нижнего края клас-    75—80;

сной доски над полом (в рабочем положении) для I—

IV классов

В — высота нижнего края клас-    80—90;

сной доски над полом (в рабочем положении) для V—X1 классов

Примечания: 1. При устройстве входа в учебное помещение со стороны задних парт или столов размеры /73 или Р2 (Рз) принимаются не менее 120 см.

2.    В учебном помещении с задней стеной, являющейся наружной, размер Р2 принимается при оборудовании помещений столами 100 см, партами — 50 см.

3.    Угол а принимается: в кабинетах площадью 50 м2 — не менее 30°; в кабинетах площадью 66 м2 и в лабораториях — не менее 35°.

4.    В учебных помещениях в зависимости от типа проекционной аппаратуры и экрана в случае необходимости предусматривается зашторивание.

Продолжение табл. 5

Помещения

Площадь

Количество

учащихся

в и9

в школах

в школах-интернатах

Лаборатории физики и астрономии, химии, биологии; кабинет по черчению и изобразительным искусствам......

66

40

35

Лаборантские помещения при лабораториях физики, химии и биологии ........

16

Военный кабинет и комната для хранения учебного оружия . . .

72

36

30

* Площади учебных помещений должны прини*

маться в зависимости от

типа здания школы и шко-

лы-интерната согласно прил. 2 и 3. Примечание. В зданиях

каркасной

конст-

рукиии допускается увеличивать

площади классных

помещений и учебных кабинетов до 54 м2.


Рис. 1. Схемы планировок учебных помещений

а — учебное помещение (класс), пример с трехрядной расстанов-кой парт и шкафами у поперечной стены; б — учебное помеще-нне (класс н кабинет), пример с трехрядной расстановкой сто* лов н шкафами у продольной стены; в — учебное помещение (кабинет), пример с трехрядной расстановкой столов и шкафами у поперечной стены; г — учебное помещение с демонстрационным столом, пример; д — вид по /—/; 1, 2— парты, ученические столы двухместные со стульями; 3 —стол учителя со стулом; 3* — приставка с кодоскопом; 4— стол демонстрационный со стулом учителя; 5 —классная доска (J-3 м); 6 — помост; 7 — блок секционных шкафов-стеллажей; 8 — место для установки проектора

3.11.    Учебные помещения не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах.

3.12.    Учебные помещения следует изолировать от помещений, являющихся источниками распространения шума и запахов (мастерские, спортивные и актовые залы — киноаудитории, столовые и др.).

3.13.    Входы в учебные помещения должны предусматриваться со стороны передних столов или парт.

Количество учебных помещений с входами со стороны задних столов или парт не должно превышать 25% общего количества учебных помещений.

3.14.    Лаборантские должны располагаться смежно с соответствующими лабораториями и соединяться с ними дверями. Между лабораторией и лаборантской химии должен предусматриваться встроенный вытяжной шкаф с возможностью работы в нем из лаборатории и из лаборантской.

Лаборантская при лаборатории химии должна располагаться со стороны классной доски. Из лаборантской химии предусматривается второй выход в коридор, рекреационные или в другие смежные помещения.

ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

3.15.    Площади помещений для трудового обучения должны приниматься согласно табл. 6.

Таблица 6

Площадь помещений для трудового обучения

Помещения

Площадь

Количество учащихся

в м3

в школах

в школах-интернатах

1. Учебные мастерские для мальчиков IV—VIII классов:

по обработке металла .......

66

20

18

по обработке древесины .......

66

20

18

2. Инструментальная — комната мастера . . .

16

_

_

3. Комбинированная мастерская для мальчиков IV—VIII классов по обработке металла, древесины и другим видам труда .......

66—82*

20

18

4. Кабинет обслуживающих видов труда по обработке тканей и кулинарии для девочек IV— VIII классов . . . . .

20

18

5. Мастерская для практикумов IX—X (XI) классов с лаборантской .

66—82*

18

15

* Площади помещений принимаются в зависимо*

сти от типа здания школы и школы-интерната со-

гласно прнл. 2 и 3.


3.16. Помещения для трудового обучения должны располагаться на первом этаже и размещаться в торцах зданий, причем из мастерской по обработке древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, примыкающий к мастерским, в который нет выхода из классов, кабинетов и лабораторий. Помещения для трудового обучения допускается располагать в цокольном этаже с обязательным естественным освещением в соответствии с п. 4.2 настоящей главы. При размещении мастерской по обработке древесины в цоколь

ном этаже выход из нее наружу должен быть обособленным.

Учебные мастерские при наличии обоснований допускается размещать в отдельном здании; в этом случае при мастерских должны предусматриваться гардеробная и санитарные узлы.

УЧЕБНО-СПОРТИВНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

3.17. Размеры и площади учебно-спортивных помещений должны приниматься согласно табл. 7.


3.18.    Спортивные залы размещаются на первом этаже изолированно от учебных секций и секций спальных помещений. Предусматривать проходы в учебно-спортивные помещения через учебные и спальные секции не допускается.

3.19.    Снарядная должна соединяться со спортивным залом через дверь или открытый проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 м. Длина снарядной для хранения гимнастического бревна должна предусматриваться не менее 5 м. Пол снарядной должен быть в одном уровне с полом спортивного зала (без порога).

Из снарядной или спортивного зала предусматривается выход на земельный участок (для выноса снарядов и эвакуации.учащихся).

3.20.    Вход в спортивный зал из раздевальных предусматривается непосредственно или через обособленный коридор.

3.21.    Ширина прохода между стеной (перегородкой) и скамьями в раздевальных принимается не менее 1 м, а проход между противостоящими скамьями — не менее 1,2 м. В раздевальных перед дверями при необходимости должны предусматриваться щиты — экраны высотой от пола 1,75 м, не доходящие до пола на 0,2 м.

Таблица 7

Размеры и площадь учебно-спортивных помещений

Размеры в м

Помещения

Площадь в мг

длина

ширина

высота

Количество мест или санитарных приборов в помещений

1. Спортивные залы

144*

12

12

3

40

162*

18

9

5,4

40

288*

24

12

6

40

450*

30

15

6

40

2. Снарядная

12—24*

В зависимости от габаритов снарядов

2,4

3. Комната инструктора и хранения мелкого спортивного инвентаря

8—12*

Не нормируются

2,4

4. Раздевальные две

16 (каждая)

То

же

2,4

40

5. Душевые две

3 (каждая)

»

2,4

2 душевые сетки

6. Уборные две

2 (каждая)

>

2,4

1 унитаз и 1 умывальник

* Размеры залов и площади помещений принимаются в зависимости от типа здания школы (см. прил. 2).

Примечания: 1. Помещения раздевальных для зала размером 12X12 м принимаются два по 12 м2.

2. В ограждающих несущих конструкциях спортивного зала должны предусматриваться закладные детали и приспособления для крепления оборудования.



1

В кабинетах площадью 66 м2 размер Р\ принимать 200 см; в лабораториях этот размер принимается не менее 255 см.