Купить СНиП II-Л.4-62 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Нормы распространяются на проектирование зданий общеобразовательных школ и школ-интернатов.
Заменен СНиП II-65-73 с 01.01.1974 (БСТ 11-73)
1. Общие указания
2. Требования к земельным участкам
3. Требования к объемно-планировочным решениям зданий
4. Естественное освещение
5. Противопожарные требования
6. Требования к отделке зданий и помещений
7. Требования к санитарно-техническим и электротехническим устройствам
Приложение 1. Примерная номенклатура типов универсальных зданий общеобразовательных школ, типы и организационно-педагогическая структура школ, размещаемых в универсальных зданиях
Приложение 2. Примерная номенклатура типов зданий школ-интернатов и их организационно-0педагогическая структура
Приложение 3. Примерные составы и площади зон участков школ и школ-интернатов
Приложение 4. Примерные составы и площади помещений универсальных зданий общеобразовательных школ
Приложение 5. Примерные составы и площади помещений универсальных зданий общеобразовательных школ-интернатов
Приложение 6. Примерный строительный объем зданий школ и школ-интернатов в м3
Дата введения | 01.04.1964 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 01.01.1974 |
Актуализация | 01.01.2021 |
30.12.1963 | Утвержден | Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства) | |
---|---|---|---|
Разработан | НИИ общественных зданий и сооружений при Госстрое СССР | ||
Разработан | НИИ школьной гигиены и физического воспитания | ||
Разработан | ЦНИИЭП жилища | ||
Издан | Издательство литературы по строительству | 1964 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СССР, (ГОССТРОЙ СССР)
Часть И, раздел Л
Г лава 4
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
СНиП Н-Л.4-62
исенеи GUu.il й-1Ъ С .1 /Г- 1Эт-Ч).
£С7 Л'a, -/sac. f.
Москва — 1984
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
(ГОССТРОЙ СССР)
Часть II, раздел Л 1ЬчЛ.Ш*4 и^аеигши л/1-е dot есч> в/ *' + <и 4A.tO.6V -
-6С7
\fpc njj cl4-ka —
Утверждены Государственным комитетом по делам строительства СССР 30 декабря 1963 г. по представлению Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ Москва —1964
Примечания: 1. Допускается размещение обеденных залов и производственных помещений столовых в цокольных этажах, заглубленных не более чем на 1,5 м от уровня тротуара или отмостки, при обеспечении этих помещений нормированным естественным освещением и при отметках пола не менее чем на 1 м выше наивысшего уровня грунтовых вод. 2. Складские помещения столовых, а также бытовые помещения для персонала, при обеспечении последних вентиляцией с механическим побуждением, допускается размещать в подвальных этажах с отметкой пола не менее чем на I м выше наивысшего уровня грунтовых вод. 3.28. Размеры проходов и расстояний между столами и стенами в обеденных залах столовых и буфетов, а также размеры столов, устанавливаемых в них (рис. 2), следует принимать (в см): Длинные Квадрат- Круг-столы ные лые столы столы 200 150 16# П\ — проход между столами и раздаточным или приемным окном (дверью), не менее .... 100 150 100 129 П2 — проход между рядами столов (главный проход), не менее ..... Пл — то же..... 100 70 40 П4 — проход между столами (второстепенный проход), не менее .... #5 — то же...... 70 70 40 5t 30 40 П& — проход между силами и стеной (перегородкой), не менее ...... П7 — то же..... 20 9 о Pi — расстояние между столами и стеной (перегородкой), не менее ..... Pi — расстояние между столами, не менее |
3.29. Умывальники в столовых и буфетах следует предусматривать из расчета 1 кран или 0,6 м желобкового умывальника на 20 посадочных мест в обеденном зале. Умывальники следует размещать в проходах или коридорах, ведущих в обеденный зал. 3.30. Площадь производственных, складских и бытовых помещений столовых и буфетов следует принимать согласно табл. 9.
|
Продолжений табл. 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.31. Производственные и складские помещения столовых и буфетов следует проектировать с учетом размещения в них, как правило, электронагревательных приборов и механизмов с электроприводами.
I | ||||||||||||||
|
",
Д
ш,
"в
п.
Помещения для проведения культурно-массовой работы
Рис. 2. Схемы расстановки столов в обеденных залах и буфетах |
3.32. Площадь актового зала-киноаудито-рии и подсобных помещений при нем следует принимать согласно табл. 10.
а — при длинных столах на 6—10 мест; б — при квадратных столах на 4 места; в — при круглых столах на 4 места
3—405
Таблица 10 Площадь актовых залов-киноаудиторий
№ II/П |
Наименование помещений |
Площадь В А1* |
Расчетные нормы |
1 |
Актовый зал-киноаудитория |
0,6 на 1 зрительное место |
Количество мест в зале следует принимать: в школах— не менее чем па 25% общего количества ученических мест; в школах-интернатах—50% общего количества воспитанников. Количество мест в зале должно быть кратно вместимости классов |
3.33. Устройство амфитеатра в актовом зале не допускается. 3.34. Высоту актовых залов (от пола до пола вышележащего этажа) следует принимать: при площади менее 150 м2— 3,3 м, при площади 150 м2 и более —4,2 м. Примечание. Высота актовых залов-киноаудиторий должна удовлетворять требованиям демонстрации кинофильмов. 3.35. Глубина эстрады должна быть не менее 3 м, пол эстрады должен быть выше пола зала на 1,1 —1,2 м. Под эстрадой необходимо предусматривать хранение тележек с уложенными на них складывающимися в пачки стульями и скамьями. 3.36. Киноаппаратную и радиоузел рекомендуется размещать в одной общей комнате. Киноаппаратная должна отвечать требованиям устройства кинопроекционных в кинотеатрах. 3.37. Площадь библиотеки-книгохранилища, фотолаборатории и комнаты общественных организаций следует принимать согласно табл. 11. |
3.38. Стеллажи для книг и читальные столы в библиотеке следует размещать перпендикулярно стене с оконными проемами. Расстояние между стеллажами должно быть не менее 0,9 м\ допускается непосредственное примыкание стеллажей к стенам, простенкам и перегородкам. Расстояние между столами на одно-два места при одностороннем размещении читателей за столами и наличии проходов у обоих торцов стола следует принимать не менее 0,5 м\ между столами на 3 и более человек или на 2 человека с проходом только с одного торца стола—не менее 0,7 м; при двухстороннем размещении читателей за столами эти расстояния соответственно следует принимать не менее 1 и 1,3 м. Проходы между рядами столов должны быть не менее 0,6 м. Рекреационные помещения и гостиные 3.39. Площадь рекреационных помещений и гостиных следует принимать согласно табл. 12. Таблица 12
|
3.40. Рекреационные помещения следует проектировать, как правило, в виде залов. Ширина коридоров для рекреации должна быть не менее 2,8 м. Коридоры, в которые выходят двери учебных помещений, должны быть шириной не менее 1,8 м, а прочие коридоры, используемые учащимися, — не менее 1,4 м. Вспомогательные помещения 3.41. Площадь вестибюля, гардероба, сушилки для одежды, комнаты для чистки одежды и обуви следует принимать согласно табл. 13. Таблица 13 3.42. Вестибюли и гардеробы следует проектировать централизованными или раздельными для учащихся младшего, среднего и старшего возрастов в зависимости от принятого архитектурно-планировочного решения здания, з* |
Централизованные гардеробы следует дифференцировать по возрастным группам путем соответствующей расстановки вешалок. 3.43. Гардеробы для преподавателей должны быть предусмотрены из расчета 2 места на 1 классное помещение и выделены в гардеробах для учащихся. 3.44. Ширина проходов между открытыми вешалками в гардеробах должна быть не менее 1,5 м (в осях), а свободное расстояние от торцов вешалок до противоположной стены — не менее 2 му между торцами параллельных рядов вешалок — не менее 3 м. Количество крючков на 1 пог. м вешалок в гардеробах и шкафах следует принимать из расчета 10 крючков на вешалках для учащихся и 7 крючков на вешалках для преподавателей, причем в гардеробах, совмещенных с сушилками, расчетное количество крючков должно быть уменьшено вдвое. 3.45. Г дубина встроенных гардеробных и сушильных шкафов должна быть не менее 0,45 м. Высота шкафов в чистоте должна быть не менее 1,6 м. В шкафах должны быть предусмотрены устройства для проветривания и просушки одежды, головных уборов и обуви. 3.46.,В вестибюлях должны быть предусмотрены тамбуры с тремя дверями в I климатическом районе, с двумя дверями во II и III климатических районах и с одной дверью в IV климатическом районе. Служебные помещения 3.47. Площадь служебных помещений следует принимать согласно табл. 14.
|
|
кастелянской и комнаты для починки белья и платья ......... 0,1 (на 1 воспитанника) 12 (на интернат) 0,2 (на 1 воспитанника) комнаты для починки обуви кладовых для сезонной одежды и об>ви . . . . 0,1 (на 1 воспитанника) кладовых для индпвидуало-ного споршвною инвентаря ........ Примечание. Кладовые для хранения сезонной одежды, белья, обуви, а также кладовые для хранения спортивного инвентаря допускается располагать в подвальных помещениях с отметкой пола не менее чем на I м выше наивысшего уровня грунтовых вод. |
Хозяйственные помещения интернатов Медицинский пункт
3.48. Площадь хозяйственных помещений 3.49. Площадь помещений медицинского интернатов следует принимать (в м2): пункта следует принимать согласно табл. 15.
3.50. Вход в медицинский пункт следует проектировать самостоятельным с участка школы-интерната. 3.51. Кабинеты врачей и процедурная в щколах-интернатах должны быть смежными и иметь сообщение как с группой спальных помещений, так и с другими помещениями меди |
цинского пункта, причем их следует изолировать от помещений, являющихся источником шума. Остальные помещения медицинского пункта не должны иметь непосредственного сообщения с помещениями спального корпуса. |
Санитарные узлы 3*52. Расчетные нормы количества санитарных приборов и площади санитарных узлов следует принимать согласно табл. 16. 3.53. Унитазы в уборных для учащихся следует размещать в открытых кабинах. Ка |
бины должны быть отделены не доходящими на 0,2 м до пола перегородками-экранами высотой не менее 1,75 м, считая от пола. Размеры кабин в чистоте надлежит принимать 0,8X1 м. Одну из кабин уборных для девочек следует проектировать с дверью.
|
Примечания: 1. Площади и количество санитарных приборов в санитарных узлах, проектируемых при гимнастических залах, столовых, в медицинских пунктах и хозяйственных корпусах, следует принимать согласно требованиям пп. 3.15, 3.29, 3.30, 3.49 и 3.58 настоящей главы. 2. При учебно-жилых блоках в зданиях школ-интернатов уборные и умывальные для учащихся следует проектировать едиными для учебных и спальных помещений по расчетным нормам для спальных корпусов (см. гг. 4 настоящей таблицы). 3. Допускается проектировать на школу-интернат душевую с расчетом использования ее мальчиками и девочками поочередно; в этих случаях при душевой следует проектировать уборную и предусматривать ванну. 4. В зданиях школ с актовыми залами-киноаудиториями допускается не проектировать уборные и умывальные для персонала, если расстояние от наиболее удаленного учебного помещения до санитарного узла при актовом зале-киноаудиторни не будет превышать 100 м. 5. В санитарных узлах для учащихся при каждой учебной и спальной секции или учебно-жилых блоках надлежит предусматривать встроенные шкафы для уборочного инвентаря (по 0,7—0,8 м* площади на шкаф). Размеры индивидуальных уборных в чистоте должны быть не менее (в м): при открывании дверей наружу . . . 0.8х1,2 » » » внутрь .... 0,8x1,?» Проход между кабинами уборных и противоположной стеной должен быть не менее (в м): при отсутствии писсуаров на противоположной стороне.............1,1 при наличии писсуаров на противоположной стороне...............1,8 3.54. Расстояние между кранами индивидуальных умывальников должно быть не менее 0,6 ,w, между кранами общего умывальника — 0,55 м. Высоту установки раковин умывальников над полом следует принимать 0,6 м для учащихся I—IV классов и 0,7 м для учащихся V класса и старше. Проход между умывальниками и стеной должен быть не менее 1,1 м\ между двумя рядами умывальников — не менее 1,6 м. Примечание. Умывальные с количеством кранов не более четырех допускается размещать в шлюзах при уборных. 3.55. Уборные и умывальные для учащихся в двухэтажных зданиях школ вместимостью до 640 учащихся допускается размещать только на первом этаже. 3.56. Входы в уборные и умывальные для учащихся запрещается устраивать из лестничных клеток и размещать против входов в учебные и спальные помещения. |
В уборных для учащихся перед входными дверями при необходимости следует предусматривать перегородки-экраны, не доходящие до пола на 0,2 м и высотой 1,75 м, считая от пола. 3.57. Душевые кабины следует проектировать размером в чистоте 0,85X0,85 м. Проход между рядами душевых кабин, а также между ванной и рядом душевых кабин должен быть не менее 1,2 м, а между рядом кабин или ванной и стеной (перегородкой) помещения — не менее 0,8 м. Хозяйственные корпуса, сараи и навесы 3.58. Площадь помещений в хозяйственном корпусе школ-интернатов следует принимать согласно табл. 17.
|
3.59. Площадь хозяйственных сараев и навесов при школах следует принимать по табл. 18. Таблица 18 |
3.60. Площади помещений тепловых пунктов (элеваторных узлов, бойлерных и др.) и вентиляционных камер надлежит принимать в соответствии с проектами. 4. ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ4.1. Помещения зданий школ и школ-интернатов должны иметь прямое естественное освещение. Примечания: 1. Допускается освещение вторым светом коридоров, не являющихся рекреационными, комнат для учебных пособий, умывальных в школах и учебных корпусах школ-интернатов, а также, в виде исключения, раздевальных при гимнастических залах. 2. Освещение только искусственным светом допускается в складских и бытовых помещениях и коридорах столовых, хозяйственных и инвентарных кладовых, уборных для персонала, снарядных при гимнастических залах, душевых и уборных при раздевальных. 4.2. Значение коэффициента естественного освещения для помещений школ и школ-интернатов следует принимать согласно указаниям главы СНиП II-A.8-62 «Естественное освещение. Нормы проектирования» в пределах рабочей зоны (ученических мест). При определении коэффициента естественного освещения учебно-производственных помещений школ и школ-интернатов эти помещения следует приравнивать к помещениям производственных зданий с точными работами (III разряд работ), а рабочие места для обучения кройки и шитью — к II разряду работ. 4.3. Направленность основного светового потока в учебных помещениях должна быть с левой стороны от учащегося, а на рабочих местах в учебно-производственных помещениях в соответствии с технологическими требованиями. Соотношения между яркостями поверхностей, находящихся в поле зрения учащихся, должны быть (не более): между рассматриваемым предметом (книга, тетрадь) и дальним фоном (пол; поверхность парты, стола) —3:1; между рассматриваемым предметом (книга, тетрадь) и ближайшим к нему фоном (классная доска, мебель) — 10:1; между светопроемом и окружающим его фоном стены —20: 1. Примечания: 1. Допускается предусматривать устройство дополнительных световых проемов справа от учащихся, с тем чтобы освещение справа не доминировало над освещением от световых проемов слева, а также устройство дополнительного верхнего света. 2. Устройство световых проемов в стене, на которой расположена классная доска, не допускается.
|
4.4. В учебных и учебно-производственных помещениях, в гимнастических залах и в производственных помещениях столовых и буфетов независимо от системы вентиляции в окнах следует предусматривать фрамуги. 4.5. Солнцезащитные приспособления и устройства в световых проемах надлежит предусматривать в учебных, учебно-производственных помещениях и гимнастических залах во II, III и IV климатических районах при необходимости устранения слепящего действия от прямой или отраженной блескости при инсоляции. 5. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ5.1. Населенность этажа в зданиях школ и школ-интернатов при расчете ширины путей эвакуации следует определять исходя из вместимости учебных, учебно-производственных и спальных помещений, а также гимнастического и актового залов, находящихся на том же этаже. Примечание. Вместимость помещений следует определять согласно пп. 3.7, 3.13, 3.15, 3.20, 3.32 настоящей главы. 5.2. Наибольшие расстояния от дверей любого помещения (кроме уборных, умывальных, душевых и других обслуживающих помещений) до ближайшего выхода наружу или в лестничную клетку следует принимать согласно табл. 19. |
5.3. В зданиях школ и школ-интернатов IV и V степеней огнестойкости перекрытия над подвальными помещениями должны быть трудносгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. 5.4. В зданиях II степени огнестойкости чердачные перекрытия над гимнастическими, обеденными и актовыми залами допускается принимать трудносгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. В зданиях III степени огнестойкости перекрытия под обеденными и актовыми залами (используемыми в качестве обеденных залов и буфетов) и кухнями столовых, располагаемых во втором этаже и выше, должны быть несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 1 ч. 5.5. В зданиях школ и школ-интернатов устройство огневых сушилок для одежды и обуви запрещается. 5.6. Стены, перегородки и перекрытия ки~ ноаппаратных должны быть несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 1 ч. В зданиях школ, и школ-интернатов IV и V степеней огнестойкости киноаппаратные следует размещать в пристройках к основным зданиям, располагаемых за противопожарной стеной. Устройство в этих противопожарных стенах каких-либо отверстий, кроме проекционных и смотровых, не допускается. При установке проекторов с лампами накаливания допускается устройство трудносгораемых стен, перегородок и перекрытий пристройки с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. Кинопроекционная и перемоточная должны иметь выход непосредственно в тамбур. Тамбур должен быть шириной не менее 1,2 л и иметь самостоятельный выход наружу, или на специальную служебную лестницу, или на открытые балконы, галереи и плоские крыши, сообщающиеся с путями эвакуации. В случае устройства при киноаппаратной двойного тамбура с тремя дверями, имеющими предел огнестойкости не менее 0,75 ч, допускается: а) устраивать выход из тамбура в любое помещение, за исключением актового зала, учебных и рекреационных помещений, вестибюля и коридоров, являющихся путями эвакуации из актового зала; б) устраивать выход из тамбура в закрытые лестничные клетки общего пользования, когда этот выход расположен на 1,6 ж выше отметки эвакуационных выходов на ту же лестничную клетку.
|
5.7. Размещение актовых залов-киноаудиторий в зданиях III степени огнестойкости допускается не выше второго этажа. 5.8. Устройство мансард в школах и школах-интернатах не допускается. 5.9. Перекрытия над помещениями котельных и складов топлива, размещаемых в подвальных и цокольных этажах, должны быть несгораемыми с пределом огнестойкости: в зданиях II и III степеней огнестойкости — не менее 1,5 ч, а в зданиях IV и V степеней огнестойкости— не менее 1 ч. 5.10. Дверные полотна в дверных проемах из мастерской по обработке древесины в эвакуационные коридоры должны иметь предел огнестойкости не менее 0,75 ч. 5.11. Размещение в подвальных этажах зданий школ и спальных корпусов складов сгораемых материалов, за исключением кладовых для белья, одежды, обуви и спортивного инвентаря, не допускается. Размещение лы-жехранилищ непосредственно под спальными помещениями не допускается. Выход из подвала, где размещаются кладовые для белья, одежды, обуви и спортивного инвентаря, должен быть предусмотрен непосредственно наружу. 5.12. Печное отопление в зданиях школ и школ-интернатов, в спальных корпусах школ с частичным интернатом не допускается, за исключением одноэтажных зданий сельских школ вместимостью не более 160 ученических мест. 6. ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛКЕ ЗДАНИИ И ПОМЕЩЕНИИ6.1. Отделка зданий школ и школ-интернатов должна отвечать «Указаниям об ограничении применения штукатурки в строительстве жилых и общественных зданий и сооружений» (СН 268—64). 6.2. Поверхности стен, полов, потолков и дверей должны быть гладкими и матовыми. 6.3. Полы в помещениях должны быть: а) в классах и учебных кабинетах — нескользкими, устойчивыми к истиранию, без щелей; б) в лабораториях, кроме требований подпункта «а», — также стойкими против действия химических реактивов; сопряжение плин |
тусов с полом и стенами не должно допускать скопления ртути; в) в мастерских — не впитывающими смазочных масел, хорошо сопротивляющимися механическим ударам; г) в гимнастических залах — упругими с покрытием теплым, звукопоглощающим, нескользким, одноцветным, обеспечивающим хорошую видимость разметочных линий; металлические детали для крепления снарядов должны быть заделаны заподлицо с уровнем чистого пола; д) в рекреационных помещениях — хорошо сопротивляющимися истиранию; е) в спальных комнатах и раздевальных — удовлетворяющими требованиям норм тепло-усвоения I группы, а во всех остальных помещениях— II группы согласно главе СНиП II-A.7-62 «Строительная теплотехника. Нормы проектирования». Полы во всех помещениях не должны деформироваться от мытья и дезинфекции. 6.4. Стены учебных помещений, библиотек, гимнастического, обеденного и актового залов, рекреационных помещений, спален, вестибюля и лестничных клеток при применении силикатных, поливинилацетатных и других эмульсионных красителей рекомендуется окрашивать в один тон на всю высоту (без панелей). При применении клеевых красок стены указанных помещений следует окрашивать на высоту не менее 1,8 м от пола в виде панелей красками, допускающими влажную очистку. 6.5. Окраска потолков гимнастических залов не должна сохранять следы от ударов мяча. 6.6. Коэффициенты отражения ограждающих поверхностей и мебели в учебных и учебно-производственных помещениях должны быть не менее: потолков .... 0,7 оконных переплетов 0,7 верхних частей стен 0,6 дверей ..... 0,7 панелей стен . . . 0,5 мебели.....0,35 полов.....0,25 6.7. Остекление оконных проемов в гимнастических залах должно выдерживать удары мячей, в противном случае на окнах должны быть предусмотрены защитные устройства. 6.8. В гимнастических залах приборы отопления с защитными сетками или решетками не должны выступать из плоскости стены или должны быть расположены выше пола на 2 м» |
УДК 727.1.on (083.74)
Глава СНиП П-Л.4-62 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования» разработана НИИ общественных зданий и сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР совместно с Министерством просвещения РСФСР, НИИ школьной гигиены и физического воспитания и НИИ теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР, Институтом гигиены детей и подростков и Институтом питания Академии медицинских наук СССР, Гипропро-сом Госстроя РСФСР, Гипроторгом Государственного комитета по торговле при СНХ СССР, Центральным советом Союза спортивных обществ и организаций СССР при участии ЦНИИЭП жилища и НИИ архитектуры сооружений (Киев) Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, НИИ строительной физики Госстроя СССР, Всесоюзного научно-исследовательского светотехнического института Государственного комитета по электротехнике при Госплане СССР, Московского НИИ санитарии и гигиены им. Ф, Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР.
С введением в действие главы СНиП П-Л.4-62 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования» с 1 апреля 1964 г. утрачивают силу § 6 главы П-В.П СНиП издания 1958 г. и «Нормы и технические условия проектирования зданий общеобразовательных школ» (СН 22—58).
Редакторы: инж. В. Д. НЕСОВ (Госстрой СССР); арх. Д„ В. КУЛАКОВ (Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР); арх. Г. Д. ЛЕЛАДЗЕ (НИИ общественных зданий и сооружений Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР).
7. ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ И ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ УСТРОЙСТВАМ 7.1. Здания школ и школ-интернатов должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением, центральным отоплением и вентиляцией, электрифицированы, радиофицированы и в зависимости от местных условий обеспечены газоснабжением и телефонной связью. 7.2. Прокладка стояков отопления должна быть открытая. Отопление и вентиляция 7.3. Отопление и вентиляцию в зданиях школ и школ-интернатов надлежит проектировать, руководствуясь главой СНиП П-Г.7-62 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Нормы проектирования» и указаниями, изложенными в пп. 7.4—7.8 настоящей главы. 7.4. Теплоснабжение школ и школ-интернатов, как правило, следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных, квартальных или групповых котельных. При отсутствии внешнего источника теплоснабжения допускается устройство местной котельной при соответствующем технико-экономическом и санитарно-гигиеническом обосновании. Местные котельные для зданий школ должны быть расположены в отдельно стоящих зданиях, а для школ-интернатов — в хозяйственных корпусах. 7.5. Трубопроводы отопления, к которым присоединены нагревательные приборы классов, учебных кабинетов и лабораторий, долж |
ны быть запроектированы так, чтобы было возможно централизованное выключение их или установка автоматических приборов, регулирующих теплоотдачу нагревательных приборов. 7.6. Вентиляцию учебных помещений и учительских надлежит рассчитывать на ассимиляцию избыточных тепловыделений, влаговыде-лений и углекислоты с тем, чтобы температура внутреннего воздуха находилась в пределах плюс 16—22° С, влажность — от 30 до 60% и содержание С02 до 1 л/м3. Для вентиляции этих помещений рекомендуется принимать следующие устройства: а) для климатических районов с расчетной отопительной температурой до минус 30°С— децентрализованную подачу неподогретого воздуха местными агрегатами в верхнюю зону (под потолок) с естественной вытяжкой из помещений и частичным удалением воздуха через санитарные узлы; б) для климатических районов с расчетной отопительной температурой ниже минус 30° С — приточно-вытяжную вентиляцию с подогревом воздуха. За расчетную температуру для вентиляции учебных помещений и учительской следует принимать среднюю температуру в 13 ч самого холодного месяца. Вытяжную вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать для санитарных узлов, для помещений с вытяжными шкафами и местными отсосами. 7.7. В одно-двухэтажных корпусах, примыкающих к трех-четырехэтажным, надлежит предусматривать двойные самозакрывающие-ся двери, предотвращающие поступление воздуха из помещений, размещаемых в низком корпусе, в помещения, размещаемые в высоком корпусе. 7.8. Расчетную температуру воздуха и норму воздухообмена в помещениях следует принимать согласно табл. 20.
|
Государственный комитет по делам строительства СССР (Госстрой СССР) 1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ1.1. Настоящие нормы распространяются на проектирование зданий общеобразовательных школ (в том числе школ с продленным днем) и школ-интернатов. Нормы не распространяются на проектирование зданий санаторно-лесных и специализированных школ и школ-интернатов (музыкальных, художественных, для слепых, глухонемых, умственно отсталых детей и др.), а также на проектирование зданий учебно-производственных цехов и мастерских средних школ с производственным обучением. Примечания: 1. При реконструкции зданий школ и школ-интернатов допускаются отдельные отступления от настоящих норм при надлежащем обосновании и согласовании с госстроями и министерствами просвещения союзных республик, а также с местными органами государственного пожарного и санитарного надзора. 2. При проектировании зданий школ и школ-интернатов надлежит дополнительно пользоваться другими главами II части СНиП и нормативными документами, содержащими требования по проектированию конструкций, отдельных помещений, санитарно-технического, электротехнического и другого оборудования зданий, утвержденными (согласованными) Госстроем СССР или его органами 1.2. Здания общеобразовательных школ и школ-интернатов следует проектировать типовыми, причем здания общеобразовательных школ должны быть, как правило, универсальными для размещения в них школ различного назначения (неполных средних, средних и др.). |
Примечания: 1. Для каждого универсального здания типы школ, размещаемые в нем, устанавливаются в зависимости от вместимости и организационно-педагогической структуры школ. 2. Примерная номенклатура и организационно-педагогическая структура школ, размещаемых в универсальных зданиях, приведены в приложении 1, номенклатура школ-интернатов — в приложении 2. Здания вместимостью, не указанной в приложениях 1 и 2, следует проектировать по заданиям, составленным с учетом требований настоящей главы и согласованным с органами Госстроя СССР в установленном порядке. 3. Общеобразовательные школы следует проектировать с учетом возможности устройства при них: веранд для дневного сна учащихся — при использовании зданий для школ с продленным днем, пристроек спальных корпусов — при организации интерната для части учащихся школы, а также пристроек к зданиям школ на 16 классов и более и к зданиям школ-интернатов на 16 классов дополнительных гимнастических залов (по расчету). 1.3. Количество ученических мест в типовых проектах зданий школ и школ-интернатов следует принимать не более: в школах—1400, в школах-интернатах — 560. 1.4. Здания школ и школ-интернатов должны быть, как правило, II класса. Здания III класса допускаются вместимостью не более 320 ученических мест. 1.5. Степень огнестойкости зданий школ и школ-интернатов в зависимости от их этажности следует принимать согласно табл. I.
Утверждены Внесены Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР Государственным комитетом по делам строительства СССР (Госстроем СССР) 30 декабря 1963 г. Срок введения 1 апреля 1964 г. 2—405 |
Таблица !
Степень огнестойкости зданий школ и школ-интернатов в зависимости от их этажности
№
п/п
Наименование зданий
Этаж
ность
Степень огнестойкости (не ниже)
2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ
2.1. Площадь земельных участков для шкбл и школ-интернатов следует принимать согласно табл. 2.
Здания школ и учебные корпуса школ-интернатов
Спальные корпуса школ-интернатов
2—4
1
2—3
4
V (при вместимости до 320 ученических мест)
III (при вместимости более 320 ученических мест)
III
V
.III
11
Примечания: 1. Здания школ, учебных
корпусов и отдельных спальных корпусов школ-интернатов рекомендуется проектировать но выше трех этажей. В стесненных условиях городской застройки или при специальных обоснованиях допускается проектировать четырехэтажные здания школ вместимостью не менее 960 ученических мест.
2. Степень огнестойкости пристраиваемых веранд должна соответствовать степени огнестойкости зданий школ. Веранды V степени огнестойкости должны быть вместимостью каждая не более 50 учащихся и расположены в первом этаже.
3. Ограждающие конструкции зданий школ и спальных корпусов школ-интернатов V степени огнестойкости следует защищать изнутри от возгорания.
4. Допускается проектировать двухэтажные спальные корпуса вместимостью не более 140 спальных мест и здания школ вместимостью не более 320 ученических мест деревянные рубленые и брусчатые V степени огнестойкости при защите стен и перегородок изнутри от возгорания.
Таблица 2 Площадь земельных участков в га | |||||||||||||||||||||||||
|
о» S 8, а v 5 sr 9 4) йй п 3 0,7 |
Примечание. Размеры участков загородных школ-интернатов допускается при соответствующих обоснованиях увеличивать с учетом местных условий и учебно-производственного профиля школы-интерната.
2.2. Здания школ и школ-интернатов следует размещать на участке с учетом рельефа местности и в зависимости от ориентации окоц помещений по сторонам горизонта согласно требованиям табл. 3.
Таблица 3 Ориентация окон помещений школ и школ-интернатов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание. В III и IV климатических районах не рекомендуется ориентировать окна спальных комнат на западную сторону горизонта в пределах от 200 до 290°; при необходимости такой ориентации следует предусматривать солнцезащитные устройства, согласно п. 4.5 настоящей главы. |
* Смотри главу СНиП П-А. 6-62 .Строительная климатология и геофизика. Основные положения проектирования*.
2.3. На участках школ и школ-интернатов должны быть предусмотрены зоны: спортивная, учебно-опытная, отдыха и зона хозяйственного двора. На участках вечерних школ учебно-опытная зона не предусматривается. Примечание. Примерные составы и площади зон участков приведены в приложении 3. 2.4. Площадь озеленения должна составлять 40—50% площади участка. Примечания: 1. В площадь зеленых насаждений следует включать площади, занимаемые учеОно-опытнон зоной, защитной зеленой полосой, живой изгородью, а также газонами и зелеными насаждениями в спортивной зоне и зоне отдыха. 2. При примыкании участков непосредственно к лесным и садовым массивам площадь озеленения участка допускается сокращать до 30%. 2.5. Проезды и основные подходы к зданиям (в пределах участка), а также хозяйственный двор должны быть с твердым покрытием. 2.6. Участок должен быть огражден по всему периметру, причем для ограждения, как правило, следует применять живые изгороди. 2.7. Разрывы между зданиями следует предусматривать с учетом размеров выступающих частей перспективных пристроек к зданиям школ веранд, спальных корпусов и гимнастических залов в зависимости от степени огнестойкости пристроек. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ ЗДАНИЙ Общие требования 3.1. Состав помещений следует принимать в зависимости от назначения и вместимости зданий школ и школ-интернатов в соответствии с Положениями об общеобразовательной школе, утвержденными в установленном порядке, при соблюдении следующих основных требований: а) для классов неполной средней школы должны быть классные комнаты, закрепленные за каждым классом; б) для классов средней школы вместо классных комнат должны быть учебные кабинеты (специализированные по учебным предметам классные комнаты); в) количество учебных кабинетов и лабораторий следует определять, исходя из их пропускной способности при условии проведения всех занятий в неполных средних, в средних |
школах и в школах-интернатах в одну смену-, а в средних вечерних школах в две смены. При этом рекомендуется предусматривать универсальное использование учебных помещений для занятий по различным предметам. Примечание. Примерные составы и площадипо-мещений, а также строительные объемы универсальных зданий школ на 8, 12, 16, 24 и 32 классных помещений и школ-интернатов на 8, 11 и 16 классов приведены в приложениях 4, 5 и 6. Здания, не указанные в этих приложениях, надлежит проектировать по заданиям, разработанным на основе норм настоящей главы и утвержденным в установленном порядке. 3.2. Высоту надземных этажей зданий школ и школ-интернатов (от пола до пола вышележащего этажа) следует принимать 3,3 ж, кроме гимнастического и актового залов, высоту которых следует принимать в соответствии с пп. 3.15 и 3.34 настоящей главы. Примечание. Высоту надземных этажей в спальных корпусах интернатов следует принимать 2,7— 2,8 м в зависимости от конструктивных схем зданий при высоте помещений в чистоте 2,5 м. Структура зданий 3.3. Школы и школы-интернаты следует проектировать, как правило, в одном сблокированном здании. В IV климатическом районе допускается размещать школы и школы-интернаты в отдельных * зданиях (корпусах) без соединения их переходами. 3.4. Здания школ следует проектировать с учетом группировки помещений в следующие секции и группы: а) учебные секции — раздельно для классов неполной средней и классов средней школы в составе, как правило, четырех, но не более шести классных комнат или учебных кабинетов на одну учебную секцию и соответствующих рекреационных помещений и санитарных узлов; б) группы общешкольных учебных и учебно-производственных помещений; в) группы учебно-спортивных помещений и помещений для проведения культурно-массовой работы; г) помещения общешкольного назначения (столовая, буфеты, помещения административно-хозяйственного, медицинского обслуживания и др.). В школах-интернатах, кроме того, следует создавать секции спальных помещений в составе: спален для классов каждой возрастной группы, комнат для чистки одежды и обуви и санитарных узлов. |
Примечания* 1 Допускается объединение санитарных узлов для двух учебных секций, размещаемых на одном эгаже 2. В школах-интернатах для воспитанников I—IV классов в учебные секции рекомендуется включать комнаты для игр, выделяемые за счет площадей спальных помещений, 3. Помещения для I и II классов рекомендуется размещать в обособленных учебных секциях. 4. Спальные комнаты, санитарные узлы, умывальные, уборные, душевые, раздевальные при душевых, раздевальные при.гимнастических залах следует проектировать раздельно для мальчиков и девочек. 3.5. Учебные секции, а также учебно-жилые блоки в школах-интернатах (сблокированные учебные и спальные секции) для учащихся одной возрастной группы не должны быть |
проходными для учащихся других возрастных групп. 3.6. Группы учебно-спортивных помещений и помещений для проведения культурно-массовой работы рекомендуется размещать на первом этаже изолированно от учебных и спальных секций. Проходы в эти группы помещений не должны быть через учебные и спальные секции. Учебные помещения 3.7. Площадь учебных помещений следует принимать согласно табл. 4. |
3.8. Ширину проходов и расстояний между оборудованием в учебных помещениях (рис. I) надлежит принимать в см: Пх — между рядами двухместных столов или парт.....не менее 60 П\ — между рядами одноместных столов или парт.....* » 50 /72 — между рядами столов или парт и наружной продольной стеной......... » 50 Я3 — между рядами столов или парт и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены . . . . » 50 #4 — между передними столами и демонстрационным столом . » » 80 Pi — от классной доски до передних столов ил/: парт для всех рядов при трехрядной и для средних рядов при четырехрядной расстановке двухместных столов или пар г „ » 160 |
|
Рис. 1. Схемы планировок учебных помещений
а — учебное помещение со столом учителя (пример с трехрядной расстановкой парт и шкафами у поперечной стены); б — учебное помещение с демонстрационным столом (пример с четырехрядной расстановкой столов и шкафами у продольной стены), в — вид по /—/, 1 — парты двухместные; 2 — ученические столы двухместные со стульями: 3— стол учителя со стулом; 4 — стол демонстрационный со стулом учителя. 5 —'классная доска длиной /== 3 м, 6 — помост. 7 — блок секционных шкафов-стеллажей;
3 — место для установки проектора
д2 — между столом преподавател i и передними столами или партами учеников .... но менее 50 У— наибольшая удаленность по
следнего места учащегося от классной доски в классной комнате н в учебном
кабинете........ 900
У — наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски в лаборатории ......... 1000
В — высота нижнего края классной доски над полом (в рабочем положении) для I—
IV классов....... 75—S0
В — высота нижнего края классной доски над полом (в рабочем положении) для V--
VIII классов...... 80—85
В — высота нижнего края классной доски над полом (в рабочем положении) для классов средней школы . 85—90
Примечания: I. Допускается уменьшать расстояние (/7з) между внутренней продольной стеной (перегородкой) и рядами одноместныч парт или столов до 10 см при условии увеличения прохода (fJi) между пристенным и соседним рядами одноместных парт или столов до 60 с.ч.
2. Когда вход в учебно^ помещение устроен со стороны задних парт пли столов, для обеспечения учащимся свободного прохода к своим рабочим местам Яз или Рз, или Р2 следует принимать не менее 120 см.
3. Когда в учебном помещении задняя стена является наружной, размер Рз должен быть принят при оборудовании помещений столами 100 см, партами — 50 см.
4. Угол а должен быть не менее 30°.
в)
5. Шкафы-стеллажи предусматриваются в лабораториях и учебных кабинетах; установка шкафов-стеллажей в классных комнатах площадью 50 м2 допускается только при наличии в классе не более 36 ученических мест.
6. В учебных помещениях следует предусматривать место (шкаф) для хранения уборочного инвентаря.
3.9. Учебные помещения не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах.
ЗЛО. Учебные помещения следует изолировать от помещений, являющихся источниками распространения шума и запахов (мастерские, спортивные и актовые залы, столовые и др„).
ЗЛ1. Двери в учебные помещения надлежит предусматривать из рекреационных помещений или коридоров. Входы в классные комнаты, кабинеты и лаборатории должны быть расположены, как правило, со стороны передних столов или парт. Примечание. Количество учебных помещений с. входами со стороны задних? столов или парт не должно превышать 25% общего количества учебных помещений, поймем планировка таких помещений должна соответствовать требованиям примечания 2 к п. 3.8 настоящей -швы. 6.12. Лаборантские следует располагать смежно с соответствующими лабораториями и соединять с ними дверями. Между лабораториями и лаборантскими химии и физики следует предусматривать встроенные вытяжные шкафы с возможностью работы в них из лаборатории и из лаборантской. Лаборантская при лаборатории химии должна быть расположена со стороны классной доски. Из лаборантской химии следует предусматривать второй выход в коридор, на лестницу, в рекреационное или другое смежное помещение. Учебно-производственные помещения 3.13. Площадь учебно-производственных помещений следует принимать согласно табл. 5. Таблица 5 Площадь учебно-производственных помещений
|
3.14. Учебно-производственные помещенш* рекомендуется располагать на первом этаже и размещать их в торцах зданий, причем из мастерской по обработке древесины необходимо предусматривать выход непосредственно наружу или через коридор, примыкающий к мастерской. Учебно-спортивные помещения3.15. Размеры и площади учебно-спортивных помещений следует принимать согласно табл. 6.
|
3.16. Снарядную следует соединять с гимнастическим залом дверью или открытым проемом шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 м. Пол снарядной надлежит устраивать в одном уровне с полом зала (без порога). Из снарядной или зала должен быть предусмотрен выход на участок (для выноса снарядов и как второй эвакуационный выход). 3.17. Из раздевальных необходимо предусматривать вход в гимнастический зал непосредственно или через обособленный коридор. 3.18. Ширина прохода между стеной (перегородкой) и скамьями в раздевальных должна быть не менее 1 м, а проход между противо |
стоящими скамьями — не менее 1,2 м. В раздевальных перед дверями при необходимости следует предусматривать щиты-экраны высотой от пола 1,75 му не доходящие до пола на 0,2 м. 3.19. Переходы, соединяющие гимнастический зал с другими корпусами школы или школы-интерната^!, II и III климатических районах должны быть утепленными. Спальные помещения3.20. Площадь спальных помещений следует принимать в соответствии с табл. 7. |
3.21. Спальные комнаты следует проектировать, как правило, на 8—10 мест для учащихся I—IV классов и на 6 мест для учащихся V класса и старше. 3.22. Расстояния между кроватями и стенами в спальных помещениях должны быть не менее (в см): между длинными сторонами кроватей . . S0 » изголовьями кроватей.....20 * рядами кроватей......100 > кроватью и наружной стеной . . 60 3.23. Планировка раздевальных при верандах должна отвечать требованиям п. 3.18 настоящей главы. |
Столовые и буфеты3.24. Столовые следует предусматривать в неполных средних и средних школах с производственным обучением и в школах-интернатах; буфеты — в вечерних (сменных, сезонных) школах. 3.25. Столовые и буфеты следует проектировать, как правило, с учетом получения полуфабрикатов для столовых и готовой продукции для буфетов из централизованных заготовочных предприятий или из базовых столовых. 3.26. Площадь и вместимость обеденных залов и буфетов следует принимать согласно табл. 8. 3.27. Школьные столовые, как правило, следует размещать на первом этаже.
|