Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

43 страницы

349.00 ₽

Купить СНиП II-55-79 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых гидротехнических сооружений: подпорных стен, судоходных шлюзов, рыбопропускных и рыбозащитных сооружений

 Скачать PDF

Заменен СНиП 2.06.07-87 с 01.01.88 г.

Оглавление

1 Общие положения

2 Подпорные стены

3 Судоходные шлюзы

     Грузооборот и судооборот. Пропускная способность шлюзов

     Габариты шлюзов

     Выбор числа ниток и камер шлюзов

     Компоновка шлюзов в гидроузлах и на судоходных каналах

     Подходы к шлюзам

     Системы питания шлюзов

     Конструирование шлюзов

     Причальные и направляющие сооружения

4 Рыбопропускные сооружения

     Общие компоновочные и конструктивные требования

     Рыбоходные сооружения

     Рыбоподъемные сооружения

5 Рыбозащитные сооружения

6 Расчеты гидротехнических сооружений

     Общие указания

     Особенности расчета подпорных стен

     Особенности расчета шлюзов

Приложение 1 Определение дополнительной осадки кормы судна при входе (выходе) в камеру шлюза

Приложение 2 Определение запаса на увеличение осадки кормы судна при движении по каналу

Приложение 3 Определение бокового давления грунта

Приложение 4 Определение перемещений элементов сооружения от температурного воздействия

Приложение 5 Определение остаточного веса устоев голов или стен шлюзов при раздельном их возведении

 
Дата введения01.01.1980
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.01.1988
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

31.05.1979УтвержденГосстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства)78
РазработанВНИИГ им. Б.Е. Веденеева Минэнерго СССР
РазработанГидропроект им. С.Я. Жука
РазработанГипроречтранс Минречфлота РСФСР
ИзданСтройиздат1980 г.

Retaining Walls, Ship Locks, Fish Ladders, and Fish Locks

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОССТРОЙ СССР

СНиП

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

11-55-79

; .. • . : , , : ! ' '*■ 1

НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Глава 55

Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные

сооружения

Москва 1980

СОДЕРЖАНИЕ

л    Стр.

1.    Общие положения     ,    3

2.    Подпорные стены....................... 4

3.    Судоходные шлюзы...................... 6

Грузооборот и судооборот. Пропускная    способность шлюзов...... 6

Габариты шлюзов....... 8

Выбор числа ниток и камер шлюзов................ 11

Компоновка шлюзов в гидроузлах и на    судоходных каналах...... 11

Подходы к шлюзам..................... 14

Системы питания шлюзов.................... 15

Конструирование шлюзов.................... 17

Причальные и направляющие сооружения.............. 20

4.    Рыбопропускные сооружения................... 23

Общие компоновочные и конструктивные    требования......... 23

Рыбоходные сооружения.................... 25

Рыбоподъемные сооружения................... 26

5.    Рыбозащитные сооружения .................... 29

6.    Расчеты гидротехнических сооружений............. .    31

Общие указания...................... 31

Особенности расчета подпорных стен.............. 33

Особенности расчета шлюзов................... 33

Приложение 1. Определение дополнительной осадки кормы судна ASK при входе

(выходе) в камеру шлюза................... 35

Приложение 2. Определение запаса на увеличение осадки кормы судна AS кн ПрИ

движении по каналу .     36

Приложение 3. Определение бокового давления грунта.......... 37

Приложение 4, Определение перемещений элементов сооружения от температурного воздействия........................ 40

Приложение 5. Определение остаточного веса устоев голов или стен шлюзов при раздельном их возведении.................... 41

Госстрой СССР

СНиП 11-55-79. Строительные нормы и правила Часть II. Нормы проектирования

Глава 55. Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения

Редакция инструктивно-нормативной литературы

Зав редакцией Г. А. Жигачева

Редактор Л. Т. Калачева

Мл. редактор Л М. Климова

Технический редактор Ю. Л. Циханкова

Корректор В. А. Быкова

Сдано в набор 28 09 79    Подписано    в    печать 30 01.80 г.

Формат 84XI087i6    Бумага типл № 3    Гарнитура    «Литературная»

Печать высокая.    Уел.    печ. л. 4,20    Уч.-изд.    л.    4,82

Тираж 50000 экз.    Изд    №    XII—8622    Заказ № 539 Цена 25    коп

Стройиздат

I0i442. Москва, Каляевская, 23а

Подольский филиал ПО «Периодика» Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли г Подольск, ул Кирова, д. 25

Запасы по ширине с каждой стороны камеры IАВК не должны быть менее в шлюзах шириной до 10 м — 0,2 м; до 18 м — 0,4 м; свыше 18 м — 0,5 м.

Глубина на порогах шлюза Sш отсчитываемая от расчетного наинизшего судоходного уровня, определяется по формуле

•Sn = Sc + Д SK + бмин,    (7)

где Sc — статическая осадка расчетного судна в полном грузу;

AS к — дополнительная осадка кормы расчетного судна при его движении (дифферент судна) с расчетной скоростью, определяемая раздельно для верхней и нижней голов шлюза по приложению 1 настоящих норм, бмин — минимальный запас воды под днищем судна на ходу, принимаемый для шлюзов 0,1 S0, но не менее 0,25 м.

Для шлюзов полезную длину и ширину камеры, глубину на порогах с учетом запасов следует округлять в сторону увеличения до ближайших размеров, приведенных в табл. 4.

Таблица 4

3.17.    Границей полезной длины камеры шлюза 1пк с верховой ее стороны следует считать; при распределительной системе питания—низовую грань стенки падения или шкафной части головы, или низовую грань других частей конструкций головы, наиболее выступающих в сторону нижнего бьефа; при головной системе питания—конец успокоительного участка.

Границей полезной длины камеры шлюза с низовой ее стороны следует считать верховую грань шкафной части, если другие конструктивные элементы головы, включая предохранительные устройства, не выступают за эту грань в сторону верхнего бьефа.

3.18.    Границей полезной ширины камеры fin к и судоходных пролетов в головах шлю

зов следует считать вертикальные плоскости, проходящие по наиболее выступающим частям конструкции стен камер и устоев голов. Полезная ширина камеры должна быть обеспечена по всей высоте в пределах от верха стен (включая парапеты) до плоскости на уровне грузовой осадки расчетных судов. Местные уширения стен понизу (вуты) допускаются в пределах запасов по ширине и запаса под днищем судна при расчетном на-инизшем судоходном уровне воды с учетом наименьшего закругления обвода расчетного судна и наличия бортовых кйлей.

3.19.    Отметки порогов шлюза и дна камеры определяются как разность между отметкой расчетного наинизшего судоходного уровня воды, устанавливаемого с учетом требований п. 3.20 настоящих норм, и глубиной на пороге, определяемой по формуле (7) настоящих норм.

В многокамерных шлюзах для промежуточных голов расчетный наинизший судоходный уровень устанавливается исходя из расчетных наинизших судоходных уровней воды в верхнем и нижнем бьефах.

3.20.    Расчетные наинизшие судоходные уровни воды в бьефах и камерах шлюзов устанавливаются по расходу воды с обеспеченностью по продолжительности в многолетнем разрезе для сверхмагистральных водных путей — 99%, магистральных — 97%, местного значения — 95% и местного значения на малых реках — менее 95%, с учетом понижения уровня воды, происходящего;

а)    вследствие переформирования русла (включая многолетнюю глубинную эрозию); ветрового сгона; явлений неустановившего-ся движения воды (вызываемых суточным регулированием на гидроэлектростанциях, работой насосных станций, наполнением и опорожнением камер шлюзов, включая инерционные понижения уровня), а для систем питания с боковым забором воды также и« перепада уровней от места забора до конца подходного канала; отливных явлений (для шлюзов, расп®ложенных вблизи устьев рек);

б)    в зимний период и период предпаво-дочной сработки в случае, если на расчетную перспективу на рассматриваемом участке водного пути предусматривается продление навигации;

в)    в период сборки плотин в гидроузлах с разборными судоходными плотинами.

3.21.    Расчетный наивысший судоходный уровень воды в бьефах и камерах шлюзов, за исключением шлюзов при гидроузлах с

Отношение полезной ширины шлюза к ее полезной

*пк

30

18

18

15

15

12

8

6

длине

к

300

300

150

150

100

100

50

35

Глубина воды на порогах шлюза

Sn

5,5

5,5 и 4

5,5 и 4

3 и 2

3 и 2

2 и 1,5

1,3

1,2 и 1

Примечание. Для интервала ширины камеры шлюза 30—18 м при надлежащем обосновании допускаются отклонения от нормируемых габаритов.


разборными судоходными плотинами, устанавливается по расходу воды с расчетной вероятностью превышения в многолетнем разрезе для сверхмагистральных водных путей— 1%, магистральных — 3%, местного значения—б% и местного значения на малых реках —более 5%, с учетом повышения уровней воды, происходящего вследствие: ветрового нагона; образования заторов и зажоров; явлений неустановившегося движения (вызываемых работой ГЭС или холостыми сбросами, работой насосных станций, наполнением и опорожнением камер шлюзов, включая инерционные повышения уровня); 'приливных явлений (для шлюзов, расположенных вблизи устьев рек).

Рис. 3. Подмостовые габариты

а — при вертикальных стенах камер шлюза; б — при наклонных стенах камер шлюза; / — расчетный наивысший судоходный уровень воды, 2 — осадка -порожнего расчетного судна

Для шлюзов при гидроузлах с разборными судоходными плотинами наивысшим уровнем воды считается судоходный уровень, при котором предусмотрено судоходство через шлюз (при более высоких уровнях судоходство осуществляется через плотину).

3.22.    Для однониточных шлюзов, расположенных на канале, расчетные уровни воды следует устанавливать из условия забора из канала (1при отсутствии поступления воды) или выпуска в канал (при отсутствии слива воды) трех сливных призм — для сверхмагистральных и магистральных водных путей и двух сливных призм — для водных путей местного значения При двухниточных шлюзах количество сливных призм принимается соответственно на одну больше. Максимальный уровень воды в нижнем бьефе при ремонте шлюзов устанавливается по расходу воды с расчетной вероятностью превышения в многолетнем разрезе для сверхмагистральных и магистральных водных путей—10%, местного значения — 20 %.

3.23.    Высота подмостовых габаритов в шлюзах, надводные габариты подъемных ворот, разводных и подъемных мостов должны устанавливаться по нормам подмостовых габаритов на судоходных и сплавных реках.

Высота подмостового габарита Нм (рис. 3) должна быть выдержана по ширине Вы, равной при вертикальных стенах 2/з габарита Ввк — полезной ширины камеры шлюза, и при наклонных стенах— % Вк — ширины камеры на уровне осадки порожнего расчетного судна, а для судов на воздушной подушке и подводных крыльях — при движении их на подушке или крыльях.

На остальной части ширины габарита, равной '/з Вк (по 1/вВк с каждой стороны подмостового габарита), допускается плавное

т    Л    1/6    в.

уменьшение высоты габарита на величину не более V12 ^it-

Высота Ям и ширина Вм устанавливаются при наивысшем расчетном судоходном уровне согласно требованиям п. 3.21 настоящих норм.

3.24. Верх стен шлюзов, направляющих и причальных сооружений или их парапетов, способных воспринимать навал судов, при расчетном наивысшем уровне воды, при котором осуществляется судоходство через шлюзы (с учетом их осадок), не должен быть ниже верхнего привального 'бруса наибольшего расчетного грузового (при полной загрузке) ,и расчетного пассажирского судна, и не ниже второго (нижнего) привального бруса расчетного судна в порожнем состоянии, а для судов на воздушной подушке и подводных крыльях при движении их на подушке или на крыльях.

Возвышение верха стен шлюзов, направляющих и причальных сооружений над расчетным наивысшим судоходным уровнем воды должно быть для шлюзов на сверхмаги-стральных и магистральных водных путях не менее 2 м и на водных путях местного значения — не менее 0,6 м.

В многокамерных шлюзах, имеющих боковые водосливы для сброса излишних объемов воды сливной призмы, возвышение площадки стены шлюза должно отсчитываться от наивысшего уровня воды в камере, который устанавливается при работе водослива.

Возвышение верха подпорных стен, верхней головы и других частей шлюза, входящих в напорный фронт гидроузлов, кроме того, должно соответствовать требованиям, предъявляемым к сооружениям напорного фронта гидроузлов

3 25 Ширина пришлюзовых площадок, расположенных на уровне верха стен камер, должна быть достаточной для выполнения


работ по обслуживанию шлюза Минимальная ширина площадок (от парапетов п выступающих за их пределы причальных приспособлений) должна приниматься для шлюзов на сверхмагистральных и магистральных водных путях в соответствии с указаниями главы СНиП по проектированию автомобильных дорог.

Уменьшение ширины пришлюзовой площадки до 2 м, при условии обеспечения подъезда автотранспорта к каждой ;олове шлюза, допускается при соответствующем обосновании

Для шлюзов на водных путях местного значения, если на них не предусматривается заезд автотранспорта, ширина пришлюзовых площадок, а также площадок причальных линий должна быть не менее 2 м.

3 26. В пределах пришлюзовых площадок, пал и бечевников должен обеспечиваться габарит по высоте для шлюзов на сверхмагистральных и магистральных водных путях для проезда автомашин не менее 4,5 м и для шлюзов на водных путях местного значения для прохода людей — не менее 2,5 м.

При проектировании пришлюзовых площадок под мостовыми переходами ширина их принимается согласно требованиям, предусмотренным в п. 3.25 настоящих норм.

3.27.    Отметки поверхности пришлюзовых площадок следует принимать одинаковыми с отметками верха площадок стен шлюза. Снижение высоты засыпки или полный отказ от нее допускается при надлежащем обосновании.

3.28.    На стенах голов и камер шлюза с лицевых сторон должны предусматриваться парапеты высотой не менее 1,1 м, рассчитанные на удар судна, или охранные ограждения, отнесенные от лицевой грани на расстояние, исключающее навал судов.

Устройство охранных ограждений допускается в тех случаях, когда конструкция ниш плавучих рымов не возвышается над поверхностью площадок стен или когда шлюзы не оборудованы плавучими рымами.

При отсутствии засыпки с тыловой стороны стены должно устраиваться охранное ограждение.

Верхней части лицевой грани стены без парапета должно быть придано очертание, исключающее «зависание» судна привальным брусом, а кордон должен облицовываться металлом.

ВЫБОР ЧИСЛА НИТОК И КАМЕР ШЛЮЗОВ

3 29 Определение числа ниток шлюзов осуществляется исходя из необходимой пропускной способности их на расчетные сроки, при этом в проекте следует предусматривать возможность строительства в будущем дополнительной нитки шлюза, если это потребуется за пределами расчетного срока.

Примечание. При надлежащем технико-экономическом обосновании допускается принимать одну из ниток шлюзов с меньшими габаритами камер для прощена скоростных одиночных или малогабаритных судов.

3 30 Выбор числа последовательно расположенных камер шлюзов производится на основании сравнения технико-экономических показателей рассматриваемых вариантов в зависимости от напора, топографических, инженерно-геологических и гидрологических условий, а также судооборота.

Проектирование шлюзов с разъездными бьефами в гидроузлах допускается при надлежащем обосновании.

3.31.    При проектировании на судоходных реках каскада комплексных гидроузлов, включающих шлюзы, подпорный уровень воды от нижележащей ступени должен обеспечивать у вышележащей необходимые судоходные глубины при наибольших навигационных сработках водохранилища и всех режимах работы ГЭС (с учетом суточного регулирования) и других водозаборных сооружений.

Судоходные глубины у вышележащей ступени допускается обеспечивать, при надлежащем обосновании, другими методами, например, дноуглублением, дополнительными попусками воды и т. п. Число камер и ниток шлюзов должно предусматриваться для каждого гидроузла в отдельности.

КОМПОНОВКА ШЛЮЗОВ В ГИДРОУЗЛАХ И НА СУДОХОДНЫХ КАНАЛАХ

3.32.    Шлюзы и подходные каналы к ним в составе гидроузла следует проектировать с учетом пропуска максимальных расходов воды через водосбросные сооружения и гидроэлектростанцию, не допуская неблагоприятного влияния возникающих при этом потоков воды на условия судоходства При этом скорости течения воды в подходных каналах и в районе их сопряжения с водохранилищем или рекой не должны превышать допускаемых скоростей, приведенных в табл. 5.


Компоновка затапливаемого шлюза в гидроузле с судоходной плотиной должна исключать размывы и, другие повреждения земляных сооружений, а также отложение наносов при пропуске расходов воды с вероятностью превышения, согласно требованиям п. 3.21 настоящих норм.

3.33. При отсутствии данных о скоростях течения воды направление судового хода у выхода из подходного канала в реку должно пересекать основное направление течения реки на этом участке под углом, не превышающем 25° для шлюзов на сверхмагистральных и магистральных водных путях и 30° — для шлюзов на водных путях местного значения.

Для временных судовых ходов упомянутый угол допускается увеличивать при надлежащем обосновании.

3.34.    При проектировании гидроузлов шлюзы следует располагать, как правило, в нижнем бьефе. Расположение однокамерных или верхней камеры "многокамерных шлюзов в верхнем бьефе гидроузла допускается при неблагоприятных инженерно-геологических и топографических условиях в нижнем бьефе или необходимости пересечения транспортной магистралью судоходных сооружений при. надлежащем обосновании.

3.35.    Судоходная трасса шлюза (рис. 4) должна проектироваться прямолинейной на участке длиной не менее величины Lnр, определяемой но формуле

LBSf = Lm+2 (£* + /«),    (8)

где Lm — длина шлюза, включая головы,

La — длина верхнего (нижнего) участка подхода, определяемая согласно требованиям п. 3.45 настоящих норм, 1С — длина расчетного судна.

Примечание. Длину прямолинейного участка Lnp, при соответствующем обосновании, допускается уменьшать в пределах участков верхнего и нижнего подходов по согласованию с Министерством речного флота РСФСР или управлениями речного транспорта при Советах Министров соответствующих союзных республик на величину не более 1С-

3.36.    Ось прямолинейного участка подходного канала должна сопрягаться как с осью судового хода в канале, так и с осью судового хода в реке по криволинейному очертанию с радиусом траектории центра тяжести судна (радиус поворота судна) R, равным не менее пяти длинам расчетного одиночного судна или расчетного судна, входящего в буксируемый состав, а при жестком счале (толкаемом составе)— не менее трем длинам расчетного толкаемого состава.

Таблица 5

Допускаемые продольные и поперечные скорости течения воды, м/с

Водные пути

В подходных каналах

в районе сопряжения каналов с водохранилищем или рекой

Сверхмагистральные и магистральные

0,8

2,5

0,25

0,4

Местного значения и местного значения на малых реках

1

2

0,25

0,4

Примечания: 1. В числителе даны значения продольных допускаемых скоростей, в знаменателе— поперечных.

2. Скорости течения воды в районе сопряжения каналов с водохранилищем или рекой не должны превышать допускаемых скоростей цри наименее благоприятном гидравлическом режиме работы гидроузла и при сбросе максимальных расходов воды с расчетной вероятностью превышения для водных путей: сверхмагистральных и магистральных — не более 2%; местного значения — не более 5%



Рис. 5. Схема размещения последовательно располагаемых шлюзов на судоходном канале о — при размещении на прямолинейном участке канала, 6 — при размещении на участке канала с криволинейной вставкой


3 37. При проектировании мостовых переходов через шлюзы целесообразно располагать их в нижнем бьефе через нижнюю голову шлюза или нижний подходный канал, а в многокамерных шлюзах — через одну из средних голов или нижних камер.

3.38.    Трассирование шлюзовых подходных каналов, примыкающих к рекам, следует проектировать с учетом возможных переформирований русла, занооимости входа в канал, а также попадания в него льда и шуги.

3.39.    Участки подходных каналов, примыкающие непосредственно к шлюзам, для защиты судов от действия волн и течений должны быть ограждены во всех случаях, когда высота поперечной и косой (с углом более 45°) ветровой волны у причалов шлюзов может быть более 0,6 м с расчетной вероятностью превышения для водных путей:

сверхмагаспралыных я магистральных — не более 2%

местного значения .......    >    »    5%

Длина защищаемого участка подходного канала должна быть при этом не менее La, определяемой по формуле (14) согласно требованиям п. 3.45 настоящих норм.

£l=2 (/!+/*)+/»,

3.40.    Прямолинейный участок между дэу-мя шлюзами, располагаемыми последовательно на судоходном канале (рис. 5,а) должен приниматься по условиям расхождения судов не менее величины L\, определяемой по формуле

О)

где l\, 12 и 1г — длины участков, определяемые согласно требованиям п. 3.45 настоящих норм.

Примечание. При надлежащем технико-экономическом обосновании с целью уменьшения расстояния между двумя шлюзами, определяемого по формуле (9), допускается применение причала с устройством для поперечного перемещения судна.

При расстоянии между шлюзами больше Li допускается предусматривать криволинейную вставку, сопрягаемую с прямолинейными участками подходных каналов к шлюзам посредством прямолинейных вставок длиной не менее длины расчетного судна (рис. 5,6). При этом расстояние между шлюзами должно быть не менее величины Ь2, определяемой по формуле

Ьг = 2 (1\ + /3 + 13 -)- /с) + /кр,    (Ю)

где /г, /з—длины участков, определяемые согласно требованиям п. 3 45 настоящих норм;

/с — длина расчетного судна;

/кр — длина криволинейной вставки с радиусом R, оп-, ределяемым согласно требованиям п 3 36 настоящих норм.

3.41. При проектировании на подходах к шлюзам деривационных каналов водосбросных сооружений должно предусматриваться уширение подходов, которое назначается в зависимости от величины дрейфа, испытываемого судном под влиянием поперечного течения. Уширение сечения канала должно) предусматриваться также в пределах границ водозаборов. Сопряжение уширенного и нормального сечений канала выполняется плавно на длине не менее 20 уширений в каждую


сторону ог границ водосбросных (водозаборных) сооружений.

Площади сечения входа и выхода деривационного канала должны быть такими, чтобы поперечная по отношению к судовому ходу составляющая скорости течения при расчетном наинизшем судоходном уровне воды в подходных каналах не превышала 0,25 м/с.

ПОДХОДЫ К ШЛЮЗАМ

3 42. Размеры и очертания подходов к шлюзам в плане должны обеспечивать расхождение шлюзуемых судов при двухстороннем движении На период временной эксплуатации шлюза при строительстве гидроузла допускается устройство подходов для одностороннего движения с разъездами или без них при условии обеспечения необходимой пропускной способности.

3.43 Ширину судового хода подходных участков с прямолинейным движением на уровне расчетной глубины при расчетном наинизшем судоходном уровне следует принимать не менее величины В, определяемой по формулам:

для однониточных шлюзов

я = 1,з (»d + *e);    (И)

для двухниточных шлюзов

л =1,3 (b*+bct + bct),    (12)

где 6 с I, 6 ог и b сз — расчетные ширины расходящихся судов.

Ширину судового хода подходных участков двухкамерных шлюзов следует принимать не менее расстояния между лицевыми гранями внешних стен камер смежных шлюзов

/.«=]/ 'ci+го (4R-ca) ,    (15)

Рис, в. Схема очертания и плане подходного ианааа (полусимметричного) к шлюзу

При проектировании причальной стенки в межшлюзовой зоне подходного канала к двухниточным шлюзам ширина судового хо

да к каждой нитке определяется как для однониточного шлюза из условий расхождения двух расчетных судов.

3 44 Расчетная глубина судового хода подходных каналов при расчетном наинизшем судоходном уровне должна приниматься не менее величины вю определяемой по формуле

Sk = Sc+ASkk + 6k + 23 + zb,    (13)

где S0 статическая осадка расчетного судна в полном грузу,

ASкк — запас на увеличение осадки кормы судна при движении (дифферент судна) с расчетной скоростью, определяемой по приложению 2 настоящих норм;

6К — навигационный запас глубины под днищем судна должен приниматься согласно требованиям, приведенным в главе СНиП по основным положениям проектирования речных гидротехнических сооружений,

2Э — запас на заносимость наносами подходных каналов, принимаемый на основании сопоставления технико-экономических показателей разработанных вариантов с учетом эксплуатационных землечерпаний,

2В — запас на волнение, определяемый по формуле 2в = 0,ЗЙ — ASkk, здесь h — высота волны, принимаемая с учетом защищенности участка подходов к шлюзу Отрицательное значение 2В при определении SK не учитывается

При этом предусмотренная (проектом расчетная глубина судового хода подходных каналов должна быть не менее 1,3 статической осадки расчетного судна в полном грузу.

3 45. Длина верхнего (нижнего) участка подхода (рис. 6), в пределах которого предусматривается расхождение встречных судов, должна быть не менее величины Ьп, определяемой по формуле

= h + h + h,    (14)

где /, — длина участка, принимаемая равной длине расчетного судна /с;

/2 — длина участка, на котором судно при встречном движении переходит с оси шлюза на ось судового хода в канале, определяемая по формуле


где la — длина расчетного судна, выходящего из шлюза;

R — радиус траектории центра тяжести судна (радиус поворота судна), принимаемый не менее трех длин расчетного судна;

с0 — смещение оси судового хода в канале относительно ogh шлюза при выходе или ири входе (на рис. 6 и 9 смещение обозначено с).

Величина смещения с0 определяется по формулам:

при симметричном подходе /2

Со>0,7ЬС1 + 0,175 -——0,16с;    (16)

Д

при полусимметричном подходе

&

c.>0,16cl-0,I45 —+ 1,16с;    (17)

при несимметричном подходе

'с,

Со>0,66с1+ 0,175 ~ + 0,66с,    (18)

где be 1 — ширина выходящего судна;

Ьс — ширина судна, ожидающего входа у причала;

(сь R— бозначения те же, что и в формуле    (15);

п п

— обозначение то же, что и в п. ЗЛ6).

1 1

При определении длин участков к и к длину расчетного судна к следует принимать равной:

для одиночного судна или буксируемого состава — длине расчетного судна;

для жесткого счала судов в буксируемом составе или при проводке толкаемых составов— длине расчетного жестко счаленного состава.

Примечание. Длина верхнего (нижнего) участка подхода Ln должна приниматься наибольшей из рассматриваемых вариантов.

3.46. Ширину судового хода на участках к и к (рис. 6) с криволинейным движением судов в одном направлении следует увеличивать на величину АВ, в двух направлениях — на 2-А В.

Величина уширения ДВ определяется по формуле

Д В = 0,35    ,    (19)

А

где /С] и R — обозначения те же, что и в п. 3.45.

Переходный участок U (рис. 6) между уширенным и участком с прямолинейным движением судов (шириной В) должен приниматься длиной не менее 20ДВ. Если лод-ходрой канал в пределах переходного участка или непосредственно за ним сопрягается с бьефом или переходным участком подход

ного канала соседнего шлюза, его следует проектировать на всем протяжении уширенным ('без переходного участка).

3.47.    При проектировании шлюзов в составе гидроузлов с водосбросными сооружениями, расположенными на сверхмагистральных и 'магистральных водных путях, условия входа, стоянки, ’движения и дрейфа судов в подходных каналах должны, как правило, определяться по данным лабораторных исследований.

Для шлюзов, расположенных на водных путях местного значения, такие исследования следует выполнять при надлежащем обосновании.

3.48.    В верхнем и нижнем бьефах шлюзов должны предусматриваться предшлюзовые рейды, предназначенные для отстоя судов: в ожидании шлюзования, при перемене тяги, переформировании составов и плотов, а также в период шторма и штормового предупреждения; для этой дели в верхнем бьефе шлюзов, выходящих в водохранилища, должны предусматриваться аванпорты.

Предшлюзовые рейды должны располагаться в акваториях с высотой волны на судовых рейдах до 1 м и на рейдах формирования плотов — до 0,6 м. Указанные высоты волн принимаются с расчетной вероятностью превышения не более 2% для шлюзов на сверхмагистральных и магистральных вод-ных путях и не более 5%—на водных путях местного значения.

СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ШЛЮЗОВ

3.49.    Основные системы литания шлюзов, применяемые для наполнения и опорожнения их камер, подразделяются:

а)    по способу подачи воды в камеры и выпуску ее из камер на:

сосредоточенную;

распределительную;

б)    по способу забора воды из верхнего бьефа и сброса ее в нижний бьеф:

с забором воды из верхних подходных каналов и сброса ее в нижние подходные каналы;

с забором воды из верхнего бьефа и сброса ее в нижний бьеф вне подходных каналов («боковые системы»).

Кроме основных систем питания могут применяться смешанные.

3.50.    При проектировании системы питания шлюзов надлежит соблюдать следующие основные требования:

а)" время наполнения и опорожнения ка-


меры должно соответствовать заданной судопропускной способности шлюза;

б)    режимы наполнения и опорожнения должны обеспечивать нормальные условия стоянки судов в камере, а также нормальные условия стоянки и маневрирования судов в подходных каналах; эти условия определяются допустимыми значениями продольных и поперечных составляющих гидродинамических сил, воздействующих в процессе шлюзования и после него на стоящие в камере или у причала суда;

в)    конструкции элементов системы питания должны быть доступными для осмотра и ремонта и обеспечивать возможность быстрого прекращения наполнения или опорожнения камеры, безопасного для судов, находящихся в камере и на подходах;

г)    проникновение морской воды в пресноводный водоем, ограждаемый напорным фронтом, в который входит судоходный шлюз, не допускается.

3.51. При заборе воды из подходных каналов и сбросе ее в подходные каналы проверке подлежат:

а)    условия стоянки судов, ожидающих шлюзования у причальной стенки и маневрирования их в подходных каналах;

б)    устойчивость русла и крепления каналов у шлюза;

в)    волновые колебания по амплитуде у ворот шлюза и скорости течения на остальных участках;

г)    взаимное влияние работы соседних ниток при двухниточных шлюзах, имеющих общие подходные каналы.

3.5,2. Продольные и поперечные составляющие гидродинамических сил определяются расчетом или лабораторными исследованиями и не должны превышать допускаемых величин, определяемых для продольных составляющих Рпр по формуле

Яц> = 0,3 уНГ,    (20)

где W — водоизмещение расчетного судна или наибольшего судна в расчетном составе в полном грузу, тс.

Допускаемая величина поперечной составляющей принимается равной 0,5 Pop. В камерах и у причалов, не оборудованных подвижными рымами, величины составляющих, полученных по формуле (20)' следует умножать на величину cos рю где рк — угол наклона в вертикальной плоскости канатов, удерживающих судно за причальные тумбы при расчетном наинизшем судоходном уровне воды.

3.53.    Скорости течения в подходных каналах должны приниматься не более допускаемых величин, приведенных в п. 3.32 настоя-,щих норм, а у причалов верхнего подхода — не более 0,5 м/с.

3.54.    В .двухниточных шлюзах наполнение и опорожнение камер одной из ниток не должны нарушать нормальной работы другой нитки.

3.55.    Выбор системы питания следует производить согласно требованиям, предусмотренным в п. 3.50 настоящих норм, а также следующих условий:

нк

при значениях 1ц.кЯк<2000 и <2

следует принимать сосредоточенную (головную) систему питания (где Ьал< — полезная длина камеры, м; Як— расчетный напор на камеру, м; Sa — глубина на пороге, м); при больших значениях указанных показателей в пределах Як^15 м выбор должен производиться на основании сопоставления техникоэкономических показателей разработанных вариантов сосредоточенной и распределительной систем питания;

при Як>15 м следует принимать распределительную систему питания.

3.56.    При проектировании шлюзов с головной системой питания, расположенных на сверхмагистральных и магистральных вод* ных путях, а также шлюзов с напором более 6 м на водных путях местного значения, устройства для гашения энергии потока (объем камеры гашения, конфигурацию и расположение ее элементов, длину успокоительных участков), необходимо устанавливать по данным лабораторных исследований. Для шлюзов с напором менее 6 м, расположенных на водных путях местного значения, а также при предварительном проектировании шлюзов, расположенных на всех водных путях, устройства для гашения энергии потока допускается определять по расчету или аналогам.

3.57.    При наполнении (опорожнении) камеры шлюза величина наибольшего инерционного подъема (спада) уровня воды в ней не должна превышать 0,25 >м.

При наличии между последовательно расположенными шлюзами разъездных каналов максимально допустимая высота волны к моменту открытия ворот не должна превышать 0,2 м.

3.58.    В целях экономии воды, расходуемой при шлюзовании, и снижения высоты волны в канале, возникающей при наполнении или опо-


СНиП И-55-79


рожнении шлюза, допускается, при надлежащем обосновании, применение устройств для сбережения воды, если при этом не нарушаются требования п. 3.50 настоящих норм.

3.59.    Время наполнения и опорожнения камер шлюзов следует определять согласно требованиям пп. 3.9 и 3.50 настоящих норм.

При гидравлических расчетах систем питания шлюзов относительное время открытия затворов а3 следует принимать:

при наполнении камер для сосредоточенных систем питания — не более 0,8 и распределительных систем — не более 0,6;

при опорожнении камер для любых систем

питания — сс3=0,6. Здесь а 3 =— (где t3

время открытия затворов; Т—время наполнения или опорожнения камер).

3.60.    При наличии систем питания с двумя или более питающими галереями, перекрываемыми отдельными затворами, должны ■быть подобраны режимы их открытия при выключении из работы одного из затворов в любых сочетаниях; при этом допускается увеличение времени шлюзования при соблюдении нормативных требований по условиям стоянки расчетных судов в камере и у причалов на подходах.

3.61.    В проекте следует предусматривать бескавитационный режим работы затворов, а также режим наполнения камер (особенно в многокамерных шлюзах) после их полного опорожнения, исключающий возникновение кавитации, вибрации, отогнанного прыжка и других неблагоприятных для работы сооружения явлений.

3.62.    Для регулирования уровней воды в межшлюзовых бьефах небольшой емкости при неравномерных расходах воды на шлюзование по шлюзовой лестнице в проектах следует предусматривать регуляторы уровней бьефов, которые должны быть рассчитаны на пропуск расхода воды для наиболее неблагоприятного сочетания уровней в соседних бьефах и на 'пропуск не менее одной сливной призмы в течение одного шлюзования (по ■одной нитке шлюзов).

Регуляторы бьефов должны не допускать понижения уровня воды ниже расчетного наинизшего судоходного.

3.63.    В проектах многокамерных шлюзов, в случае значительных колебаний судоходных уровней воды в бьефах, при надлежащем обосновании допускается предусматривать устройство водосливов во второй и послед

ней камерах для сброса излишков воды сливной призмы. При этом верх водосливных отверстий должен предусматриваться на глубине не менее наибольшей осадки судна, считая от уровня гребня водослива.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ШЛЮЗОВ

3.64.    При проектировании шлюзов следует предусматривать постоянные (межсекционные) и временные (строительные) деформационные швы согласно требованиям пп. 2.9— 2.12, 3.65 и 3.66 настоящих норм и главы СНиП по проектированию бетонных и железобетонных плотин.

3.65.    В проектах шлюзов, возводимых на нескальных основаниях, продольные постоянные швы в днищах голов, а также в днищах камер шлюзов, расположенных в верхнем бьефе, не допускаются. В шлюзах, расположенных в нижнем бьефе, продольные постоянные швы в днищах камер допускаются при надлежащем обосновании.

3.66.    Конструкция уплотнения постоянных деформационных швов должна обеспечивать водонепроницаемость как со стороны камеры шлюза, так и со стороны засыпки.

Примечание. Для шлюзов, выдвинутых в верхний бьеф и не имеющих обсыпок, допускается предусматривать резервные шпонки.

3.67.    Для повышения стойкости лицевых граней сооружений шлюзов против истирания и ударов в пределах колебаний судоходных уровней воды и уровня расположения отбойных брусьев судов должны предусматриваться защитные устройства.

3.68.    Головы шлюзов, возводимые на скальном основании, как правило, следует проектировать в виде устоев и отделенной от них тонкой плиты днища, заанкерениых в скалу; при невозможности анкеровки устоев к скальному основанию или при полускаль-ном оснований — в виде отдельно стоящих устоев, а днище — в виде плиты, упирающейся в устои.

3.69.    При проектировании мостовых переходов через нижние или промежуточные головы шлюзов следует рассматривать возможность их использования в качестве пли-ты-затяжки.

3.70.    При осуществлении судоходства через шлюз в период строительства временную высоту порога верхней головы шлюза следует определять из условия обеспечения на нем необходимой судоходной глубины.


3.71.    При проектировании шлюзов, используемых в качестве водосброса для пропуска части паводкового расхода, следует /предусматривать устройства:

для необходимого гашения энергии потока воды;

по закреплению и защите оборудования шлюза, попадающего в поток воды, от ударов плавающих предметов.

3.72.    В проектах шлюзов необходимо предусматривать колодцы поплавковых устройств, размещаемых в устоях голов со стороны расположения центрального пульта управления шлюзом.

3.73.    В зависимости от конструкции и системы питания камеры шлюзов подразделяются на следующие основные виды, приведенные в табл. 6.

3.74.    При расположении камер шлюзов в верхнем бьефе, при неполной обратной засыпке камер в нижнем бьефе, а также при наличии в основании грунтов с высокими коэффициентами фильтрации следует предусматривать конструкции докового типа с неразрезным днищем.

3.75.    Для низконапорных шлюзов следует, как правило, предусматривать конструкции камер* с разрезным днищем или в виде отдельно стоящих стен с водопроницаемым днищем.

3.76.    В проектах шлюзов следует предусматривать устройство постоянных деформационных швов между головами и примыкающими к ним секциями камер. При определении размеров сечений днищ и стен камер следует учитывать наличие боковых водосливов, ниш для рымов и стремянок, кабельных каналов и других устройств. При высоте стен камер более 10 м, как Правило, тыловую грань следует предусматривать с переломом.

Лицевые грани камер шлюзов следует проектировать вертикальными или с уклоном в сторону засыпки не более 50:1. Наклонные грани стен следует сопрягать с вертикальными гранями устоев голов переходным участком в продольном направлении с уклоном не более 1:5.

3.77.    Проектирование подземного контура, в том числе протавофильтрационных преград и дренажных устройств, должно выполняться в соответствии с требованиями главы ОНиП по проектированию бетонных и железобетонных плотин, главы СНиП по проектированию плотин из грунтовых материалов и главы СНиП по проектированию оснований гидротехнических сооружений.

3.78.    При проектировании шлюзов, располагаемых в нижнем бьефе, следует предусматривать в обратной засыпке вдоль шлюза дренажные устройства (открытые или закрытые). При расположении шлюзов в верхнем бьефе дренажные устройства предусматриваются при надлежащем обосновании.

Примечание. В проектах шлюзов на скальном основании со стенами-облицовками следует рассматривать целесообразность устройства системы бокового дренажа за облицовкой.

3.79.    В проектах следует предусматривать отвод фильтрационных вод из дренажных устройств самотеком, при этом уклон дренажа принимается не менее 0,002 в сторону нижнего бьефа.

3.80.    Линии закрытого дренажа в обратных засыпках шлюзов на сверхмагистраль-

Таблица 6

Отличительные признаки

Вид камер шлюзов, расположенных иа

нескальном основании

скальдом основании

А. По конструкции камер

С водопроницаемым С отдельно стоя-

днищем:

с отдельно стоящими стенами на фундаментах;

с распорками между стенами

|щими стенами, не

связанными с днищем

Со стенами-облицовками, прианке-рованчыии к скале

Со стенами-облицовками на основаниях, не допускающих анкеровки

Со стенами комбинированного вида

С водонепроницаемым днищем:

разрезным — консольным с продольным швом:

неразрезным —докового типа;

временно-разрезным на строительный период с обжатием и без обжатия бетона

Б. По системе питания камер

С сосредоточенной подачей воды (без водопроводных галерей)

С распределенной подачей воды (с водопроводными галереями в днище или стенах)

С сосредоточенной подачей воды (без водопроводных галерей)

С распределенной подачей воды (с водопроводными галереями в основании)

Примечание. В камерах шлюзов с отдельно стоящими стенами, расположенными на скальном основании, допускается не предусматривать устройства днищ прц надлежащем обосновании.


Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СНиП

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

11-55-79

НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть II

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Глава 55

Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения

Утверждены

постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 31 мая 1979 г. №78

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1980

ных и магистральных водных путях принимаются проходными с устройством смотровых колодцев не менее чем через 50 м. Для шлюзов на водных путях местного значения диаметр труб закрытого дренажа должен приниматься из условия возможности их очистки через смотровые колодцы. Совмещение сбросных линий дренажных устройств шлюза с линиями сброса поверхностных вод не допускается.

3.81.    В проектах дренажных устройств следует предусматривать конструкции, исключающие возможность их промерзания, занесения наносами и закупорки плавающими предметами. Верхняя кромка трубы дренажного устройства на выходе в нижний бьеф должна быть заглублена,не менее 0,5 м ниже нижней поверхности ледяного покрова максимальной толщины при минимальном зимнем уровне.

При фильтрационных расчетах допускается учитывать подъем уровня грунтовых вод на величину половины напора, снимаемого дренажем, на случай его занесения наносами.

3.82.    Отметки дна дренажа однокамерных шлюзов и нижних камер многокамерных

следует принимать на 1 м выше расчетного наивысшего судоходного уровня воды нижнего бьефа с расчетной вероятностью превышения 10% для шлюзов на сверхмагистральных и магистральных водных путях и 20% для шлюзов на водных путях местного значения.

Дренаж камер многокамерных шлюзов (кроме дренажа нижней камеры) следует предусматривать на отметках на 1 м выше минимальных уровней воды в соответствующей камере, но не ниже отметок дренажа ниже расположенной камеры.

3.83.    При выполнении фильтрационных расчетов для шлюзов с водопроницаемыми днищами следует учитывать, что при наполнении и опорожнении их камер имеет место неустановившееся движение потока воды под сооружением и в обход его, причем пьезометрические уровни в засыпке у тыловых граней стен после длительного стояния воды в камере на одной отметке изменяются по сравнению с изменением уровней воды в камере весьма медленно. При такой конструкции днища необходимо учитывать мгновенное опорожнение или наполнение камер при соответствующих уровнях воды в засыпках за стенами.

3.84.    При проектировании шлюзов следует

предусматривать кроме основных (эксплуатационных) ворот также аварийно-ремонтные ворота в верхней голове и ремонтные ворота в нижней голове.

Если основные ворота в верхней голове предназначены в качестве аварийно-эксплуатационных, следует предусматривать устройство только ремонтных ворот.

Основные ворота (кроме ворот верхней головы шлюза) следует защищать от навала судов со стороны верхнего бьефа предохранительными устройствами, рассчитываемыми на восприятие энергии навала, принимаемой по графику рис. 7.

Рис. 7. График для определения энергоемкости предохранительного устройства в зависимости от площади зеркала камеры шлюза

3.85. При проектировании водопроводных галерей кроме основных затворов необходимо предусматривать также ремонтные затворы или устройства, обеспечивающие возможность производства ремонта каждого из основных затворов в отдельности без перерыва работы шлюза.

В водоприемных отверстиях водопроводных галерей следует предусматривать соро-


УДК [624.137.4+626.4 + 626 88] (083 75)


Глава СНиП 11-55-79. Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные И рыбозащитные сооружения / Госстрой СССР. — М. : Стройиздат, 1980—40 с.

Разработана институтом «Гидроироект» нм С Я Жужа и ВНИИГ им. Б. Е Веденеева Минэнерго СССР, Ленинградским институтом водного транспорта и Гипрореч трансом Минречфлота РСФСР с участием Союзгипроводхоза Минводхоза СССР

Наряду с нормами строительного проектирования в разделы настоящей главы СНиП, касающиеся судоходных шлюзов, рыбопропускных и рыбозащитных сооружений, включены отдельные требования норм технологического проектирования, позволяющие более полно учитывать специфические особенности проектируемого сооружения и условия его работы.

С введением в действие настоящей главы с 1 января il980 г утрачивают силу: глава СНиП П-И 10-65 «Подпорные стены гидротехнических сооружений Нормы проектирования»,

«Указания по проектированию судоходных шлюзов» (СН 300-66);

«Указания по проектированию рыбопропускных и рыбозащитных сооружений» (СН 349-66).


Редакторы — инж. Е А Троицкий (Госстрой СССР), кандидаты техн наук В X Гольцман и Б С. Малеватик, инж. С. А Вайспапир (Гидропроект им. С Я-Жука Минэнерго СССР), канд. техн. наук В. В Баланин и канд. техн. наук Д. А. Зернов (Ленинградский институт водного транспорта Минречфлота РСФСР), д-р техн. наук В Б Гуревич и канд. техн. наук В Э. Даревский (Гипроречтранс Минречфлота РСФСР).


30213—425

047(01)—8^"Инструкт ‘НОрмат, I вып.-1.4-79.


3201000000


© Стройиздат, 1980


Государственный комитет СССР по делам строительства (Госстрой СССР)


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Нормы настоящей главы должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых гидротехнических сооружений: подпорных стен, судоходных шлюзов, рыбопропускных и рыбозащитных сооружений.

Примечания: 1. В дальнейшем тексте настоящей главы, за исключением специально оговоренных случаев, под термином «гидротехнические сооружения» следует понимать виды сооружений, перечисленные в п 1. 1.

2    При проектировании гидротехнических сооружений, предназначенных для строительства в сейсмических районах, в условиях распространения вечномерзлых, присадочных, набухающих грунтов и карста, следует разрабатывать специальные технические условия на проектирование, утверждаемые в установленном порядке

3    Проектирование гидротехнических сооружений, предназначенных для строительства на приморских окончаниях внутренних водных путей, следует осуществлять с учетом требований, отражающих специфические условия моря, в том числе гидрологический режим и агрессивность морокой воды

1.2.    Класс гидротехнических сооружений следует определять согласно требованиям глав СНиП по основным положениям проектирования речных гидротехнических сооружений и морских гидротехнических сооружений.

1.3.    Гидротехнические сооружения должны отвечать эксплуатационным требованиям, указанным в нормах технологического проектирования соответствующих сооружений или комплексов, в состав которых данные сооружения входят.

1.4.    Выбор вида и конструкции гидротехнического сооружения следует производить в зависимости от топографических, инженерногеологических и климатических условий, компоновки гидроузла, схемы организации 'производства работ, наличия местных строительных материалов, сроков строительства и условий эксплуатации сооружений на основании сравнения технико-экономических показателей разработанных вариантов.

1 5. При проектировании гидротехнических сооружений необходимо выполнять требования соответствующих глав СНиП, государственных стандартов и технических условий, регламентирующих требования к строительным материалам.

1.6.    При проектировании гидротехнических сооружений следует предусматривать мероприятия против кавитационной эрозии для конструкций, обтекаемых потоком воды со скоростью 'более 15 м/с, а также против химической, электрохимической и биологической агрессии воды или грузов.

1.7.    При проектировании гидротехнических сооружений I, II и III классов необходимо предусматривать установку контрольно-измерительной аппаратуры (КИА) для проведения натурных наблюдений и исследований за состоянием сооружений и их оснований как в процессе строительства, так и в период их эксплуатации для оценки надежности системы сооружение — основание, своевременного выявления дефектов, предотвращения аварий и улучшения условий эксплуатации. Для гидротехнических сооружений IV класса и их оснований установка КИА должна быть обоснована. Состав и объем натурных наблюдений и исследований должны предусматриваться проектом, включающим программу наблюдений и размещение КИА.

1.8.    В строительный период должны проводиться контрольные наблюдения за:

деформациями основания;

осадками, горизонтальными перемещениями и кренами сооружения;

деформациями швов межсекционных, строительных и по контакту сооружения с основанием.

1.9.    В эксплуатационный период наряду с наблюдениями, перечисленными в п. 1.8, должны проводиться контрольные наблюдения за:

противодавлением и фильтрацией воды в

Строительные нормы и правила


СНиП 11-55-79


Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения


Взамен главы СНиП П-И.10-65, СН 303-65, СН 349-66


Утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 31 мая 1979 г. № 78


Срок введения в действие 1 января 1980 г.


Внесены Минэнерго СССР


1* Зак. 539



основании, а также в 'береговых примыканиях сооружения,

Рис. 1. Основные виды гравитационных подпорных стен

а — массивные, б — уголковые, в — контрфорсные, г — ячеистые (с днищем и без днища), д — уголковые сборные с лицевыми элементами, эаанкеренными к фундаментным плитам, / — фундаментная плита 2 — контрфорс, 3 — анкерная тяга

уровнями грунтовых вод; температурным режимом и напряженным состоянием конструкций;

гидравликой потока в бьефах.

1 10 Для получения данных, связанных с необходимостью уточнения методов расчета, модельных исследований, выбора оптимальных методов производства работ и условий эксплуатации за гидротехническими сооружениями должны проводиться специальные наблюдения.

2. ПОДПОРНЫЕ СТЕНЫ

2.1. В зависимости от конструкции и технологического назначения подпорные стены подразделяются на основные виды, приведенные в табл 1

а)    6)    г)

Рис. 2. Основные виды шпунтовых и свайных подпорных стен

а — безанкерные, б — заанкеренные одной или двумя тягами к плитам или сваям, в — заанкеренные к наклонным сваям г — установленные на свайном фундаменте 1 — шпунт 2 — анкерная тяга, 3 — анкерная плита, 4 — анкерные сваи, 5 — свайный фундамент


Таблица 1

2 2 При проектировании подпорных стен выбор материалов для строительных конструкций следует производить согласно требованиям, приведенным в п. 1.4, а также назначению стен и виду других сооружений.

В отдельных случаях допускается применение дерева.

2.3. При проектировании подпорных стен целесообразно применять-

конструкции с обратным уклоном подошвы фундаментной плиты;

разгрузочные и экранирующие устройства (плиты, каменные призмы, свайные экраны и др),

конструктивные детали, повышающие устойчивость подпорных стен (зубья, упоры, анкеры и др.);

упрочнение грунтов основания (цементация, силикатизация и др.);

предварительное обжатие основания пригрузкой.

Отличительные

признаки

Основные виды подпорных стен

А По конст-

Гравитационные подпорные стены

рукции ПОД'

(рис 1)-

порных стен

а — массивные; б — уголковые; в — контрфорсные,

г — ячеистые (с днищем и без днища)

д — уголковые сборные с лицевыми элементами, заанкереннымн к фундаментным плитам

Шпунтовые и свайные подпорные

стены (рис 2)-а — безанкерные,

б — заанкеренные одной или двумя тягами к плитам или сваям; в — заанкеренные к наклонным сваям;

г — установленные на свайном фундаменте

Б По техноло-

Подпорные стены*

гическому на-

образующие камеры судоходных и

значению

рыбопропускных сооружений; причальных набережных, сопрягающие берега с руслом в подходных каналах,

направляющих и (регулирующих сооружений


2 4 Для засыпки пазух подпорных стен следует предусматривать грунты из полезных выемок или карьеров, находящихся на строительной площадке При этом, как правило, не допускается применять для обратных засыпок пылеватые и глинистые грунты, а также грунты, содержащие органические и растворимые включения более 5% по весу

Примечания 1 Применение глинистых грунтов допускается на отдельных участках засыпай пазух при устройстве водонепроницаемых диафрагм (шпор) против контактной и обходной фильтрации

2 Для засыпки пазух подпорных стен, расположенных в теле земляных плотин или дамб следует предусматривать грунты образующие эти сооружения

2 5 Плотность грунта засыпки пазух подпорных стен должна назначаться с учетом влияния осадки территории на работу расположенных на засыпке сооружений и механизмов

2 6 При проектировании подпорных стен, находящихся под воздействием фильтрационного потока воды, необходимо предусматривать противофильтрационные и дренажные устройства, обеспечивающие понижение уровня воды за стеной, снижение фильтрационного противодавления на подошву фундаментной плиты и суффозионную устойчивость грунтов засыпки и основания Конструкция этих устройств должна быть увязана с конструкцией противофильтрационной защиты смежных со-ор\ 4<ei и 1

2 7 При проектировании подпорных стен на нескальных основаниях, подвергающихся воздействию продольного тока воды, в том числе от движителей судов, в придонной части лицевой грани стены должны предусматриваться устройства для защиты основания от подмыва

2 8 Лицевые поверхности подпорных стен, подвергающиеся волновым и ударным воздействиям, истиранию наносами и льдом, химической агрессии, воздействию воды, текущей с большой скоростью (более 15 м/с), следует защищать покрытиями из материалов повышенной прочности и износоустойчивости.

2 9 При проектировании монолитных и оборно-монолитных гравитационных подпорных стен следует предусматривать устройство деформационных швов (температурных и температурно-осадочных) Расстояние между деформационными швами (длина секции) назначается в зависимости от климатических и геологических условий, конструктивных особенностей подпорных стен, последовательности производства работ.

2 Зак 539

Расстояния между деформационными швами следует назначать для гравитационных подпорных стен, расположенных на скальном основании, не более 30 м* а на нескалыюм основании — по расчету, не допуская превышения расчетного сопротивления бетона на растяжение по подошве фундаментной пли гы 210 В проектах гравитационных подпорных стен дес, щмационные швы должны назначаться с учетом необходимости расположения каждой секции стены на участках с однородным основанием При расположении секции стены на неоднородном по ее длине основании следует предусматривать временные деформационные швы с последующим их омоноличива-нием после осадки отдельных частей секции.

2 11 Деформационные швы в подпорных стенах, возводимых на нескальных основаниях, должны иметь конструкцию, исключающую взаимный навал соседних секций при неравномерных осадках

Конструкция уплотнения деформационного шва должна обеспечивать свободное перемещение соседних секций подпорной стены, грун-тонепроницаемость, а в необходимых случаях и водонепроницаемость

Примечание Если в стыках сборных элементов подпорных стен предусматривается возможность взаимной подвижки, деформационные швы допускается не предусматривать

2 12 Временные (строительные) швы гравитационных бетонных и железобетонных подпорных стен должны иметь уплотнения, предотвращающие фильтрацию воды по шву 2 13 При возведении гравитационных подпорных стен причальных и направляющих сооружений на нескальных грунтах основания целесообразно предусматривать каменную или щебеночную постель В необходимых случаях производится предварительное обжатие грунта, а также допускается замена слабого грунта основания грунтом, имеющим более высокие механические характеристики.

2 14. Подпорные стены, предназначенные для причаливания судов, должны оборудоваться отбойными устройствами, обеспечивающими снижение нагрузок от ударов судов и повышающими надежность сооружения, а также швартовными тумбами или рымами

Тумбовые массивы шпунтовых подпорных стен, как правило, следует анкеровать независимо от основных элементов стены

2 15 Бетонные и железобетонные подпорные стены I и II классов, как правило, следует проектировать монолитными или сборно-моно-


литными, а III и IV классов — сборно-монолитными или сборными.

Лицевые элементы подпорных стен из сборного железобетона целесообразно предусматривать таврового, ребристого, корытного или коробчатого сечения. Минимальная толщина лицевых сборных железобетонных элементов должна назначаться, не менее:

при отсутствии ударных нагрузок и истирающих воздействий—10 см;

при возможности ударных нагрузок и истирающих воздействий —15 см для стен, защищенных отбойными устройствами, и 20 см — при их отсутствии.

2.16.    Швы между сборными элементами должны обеспечивать грунтонепроницаемость, а для напорных сооружений и водонепроницаемость подпорной стены. Стыки предусматриваются с применением металлических или железобетонных замков, защищенных завесами из гибких материалов, обратным фильтром с заполнением щелей на стыке упругими мастиками.

2.17.    Лицевые элементы сборных подпорных стен следует поверху объединять монолитной, сборно-монолитной или сборной шапочной балкой.

2.18.    Все металлические детали сборных железобетонных подпорных стен должны иметь антикоррозионную изоляцию.

Стены из металлического шпунта должны иметь антикоррозионное покрытие, а в необходимых случаях следует предусматривать электрохимическую защиту.

2.19.    Конструкция анкерных опор выбирается с учетом материала и конструкции других элементов стены, условий строительства (ширины береговой полосы, отметок уровня воды, принятого оборудования и др.), а также величины анкерного усилия.

3. СУДОХОДНЫЕ шлюзы

3.1.    Судоходные шлюзы на внутренних водных путях подразделяются:

по числу камер, расположенных последовательно,— на однокамерные (однокамерные с промежуточной головой, однокамерные с разъездным бьефом), двухкамерные и т. п.;

по числу камер, расположенных параллельно,— на однониточные, двухниточные и т. п.

3.2.    Классы внутренних водных путей и сооружений на них (шлюзы и др.) следует определять по нормам подмостовых габаритов на судоходных и сплавных реках- и главе СНиП

по основным положениям проектирования речных гидротехнических сооружений.

3.3.    При проектировании судоходных шлюзов следует предусматривать возможность их использования для пропуска части паводковых расходов воды с расчетной вероятностью превышения для водных путей, %:

сверхмагистральных.......... 1

магистральных............ 3

местного значения .......... 5

местного значения на малых реках . . . . св 5

Величина сбрасываемой через судоходные шлюзы части паводковых расходов воды должна обосновываться надлежащими технико-экономическими расчетами с учетом дополнительных требований, связанных со спецификой работы шлюзов как водосбросов.

При более высоких значениях расчетной вероятности превышения сброс через шлюзы части паводковых расходов воды допускается при надлежащем технико-экономическом обосновании и по согласованию с Министерством речного флота РСФСР или управлениями речного транспорта при Советах Министров соответствующих союзных республик.

Судоходные шлюзы следует проектировать с учетом их работы при отрицательной температуре воздуха, величина которой устанавливается техническим заданием на проектирование.

ГРУЗООБОРОТ И СУДООБОРОТ.

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ шлюзов

3.4.    Для определения пропускной способности шлюзов данные по грузо- и судообороту (навигационному и среднесуточному в наиболее напряженный период навигации) в створе гидроузла, а также типы расчетных судов следует устанавливать заданием на проектирование по генеральной схеме развития водного транспорта бассейна с учетом изменения грузо- и судооборота и путевых условий, которые могут возникнуть в течение первых десяти лет после начала постоянной эксплуатации шлюзов на сверхмагистральных и магистральных водных путях и пяти лет — на водных путях местного значения.

При отсутствии генеральной схемы развития водного транспорта бассейна грузооборот, определяется на основании экономических изысканий в установленные заданием расчетные сроки.

Примечания- 1. Расчетное судно (состав, плот) определяется по: осадке, длине, ширине, надводному


возвышению привального бруса, водоизмещению и надводному габариту.

2. Типы и габаритные размеры расчетных судов принимаются согласно сетке типов судов, утвержденной Министерством речного флота РСФСРЯ из числа судов, намечаемых к обращению на данном водном пути, и генеральной схемой развития' бассейна на расчетную перспективу.

3. В дальнейшем тексте раздела 3, за исключением специально оговоренных случаев, под термином «судно» следует понимать также «состав» или «плот».

3.5.    Навигационный судооборот определяется то направлениям вверх и вниз отдельно груженых и порожних судов различных типов-: самоходных и несамоходных грузовых, пассажирских и грузопассажирских, плотоводов, технического флота, шлюзуемых секций плотов и- др.

3.6.    Среднесуточный судооборот в наиболее напряженный период навигации по каждому виду ‘перевозок определяется как отношение навигационного судооборота к длительности навигации в сутках, умноженное на коэффициент неравномерности подхода судов и илотов к шлюзам, принимаемый по данным анализа проектируемого судооборота. При отсутствии таких данных коэффициент неравномерности допускается принимать для:

судов всех бассейнов, кроме Волжско-Камского ..... 1,3

судов в Волжско-Камском бассейне .    .    .    1,2

плотов всех бассейнов.........1,7

Длительность навигации в сутках с учетом ее продления при отрицательных температурах воздуха устанавливается Министерством речного флота Р>СФ€Р или управлениями речного транспорта при Советах Министров соответствующих союзных реопублик.

3.7.    Общее количество шлюзований в сутки следует определять как сумму шлюзований транспортного флота (включая плоты) и двух пар шлюзований для сверхмагистральных и магистральных водных путей и одной пары— для водных путей местного значения для пропуска технического флота.

3.8.    За время шлюзования принимается время, необходимое на разовый пропуск через шлюз судна (или группы судов), определяемое продолжительностью следующих операций:

наполнение и опорожнение камер; открытие и закрытие ворот; ввод судна в шлюз и вывод из него; перевод судна из одной камеры шлюза в другую (для многокамерного шлюза).

Время открытия и закрытия затворов систем питания, время работы другого оборудования шлюза, а также время учалки судна в

камере допускается учитывать в случаях, когда продолжительность этих операций увеличивает время шлюзования.

3.9.    Время наполнения .и опорожнения камер шлюза следует определять гидравлическими расчетами.

Для предварительных расчетов время наполнения и опорожнения Т, мин, камеры шлюза, допускается определять по формуле

Т = кгpf - Якбп.к Ln K,    (1)

где Як — расчетный напор на камеру, м;

Впк — полезная ширина камеры, м;

La к — полезная длина камеры, м;

вр — коэффициент, принимаемый для шлюзов с головной системой питания равным 0,27, с распределительной системой питания — 0,19.

3.10.    Время открытия и закрытия ворот

шлюза следует принимать не более 2 мин в шлюзах шириной до 18 м и 2,5 мин — в шлюзах шириной    18    м.

3.11.    Время ввода судна в шлюз, вывода из него и перевода из камеры в камеру определяется в зависимости от скорости и длины пути их движения.

Скорость движения определяется расчетом по условиям безопасности входа, выхода и стоянки судов у причала.

Для предварительных расчетов средние

скорости движения судна в шлюзе при * <

Ос.

<1,3 (с учетом стеснения акватории камеры ранее вошедшими в нее судами) принимается

по табл. 2; при —^1,3—‘указанные

Ос

значения средних скоростей в табл. 2 умножаются на коэффициент, принимаемый по табл. 3, где Дп.к — полезная ширина камеры, м; Ьс — расчетная ширина судна, м.

Таблица 2

Шлюзуемый объект

Средняя скорость движения, м/с

| вход

ВЫХОД

переход из одной камеры в другую

Самоходные Суда Толкаемые составы Буксируемые составы Плоты

1

0,9

0,7

0,6

1.4

1,2

1

0,6

0,75

0,75

0,6

0,5

'2* Зак. 539



3.12. Длина пути движения судна при входе в шлюз и выходе из шлюза определяется положением его на подходах и в камере. Начальное расчетное положение на подходе при одностороннем движении определяется допускаемой величиной гидродинамической силы при наполнении (опорожнении) камеры, а при боковом заборе и выпуске воды — началом причала и при двухстороннем движении — возможностью расхождения со встречным судном.

Конечное положение расчетного судна при выходе определяется при одностороннем движении возможностью закрытия за ним ворот и при двухстороннем движении — расхождением со встречным судном, ожидающим шлюзования.

При переходе из камеры в камеру длина пути движения принимается равной длине камеры и средней головы шлюза.

При предварительных расчетах длину пути входа (выхода) Lв* расчетного судна, ожидающего шлюзования у причала, допускается принимать равной:

при 'одностороннем шлюзовании

LBX = LnK (1Н-а1);    (2)

при двухстороннем шлюзовании

^•вх = ^пк (1 + аг) +    ■+•    ^2,    (3)

где Ln и — обозначение то же, что и в формуле (1); ai — коэффициент, принимаемый равным при входе 0,4, а при выходе — 0,1;

а2 — коэффициент, принимаемый равным 0,4,

/с — длина расчетного судна;

h — длина участка, определяемая согласно требованиям п 3 45 настоящих норм.

3.13. Загрузка шлюза в сутки напряженного периода навигации определяется временем и числом двухсторонних и односторонних шлюзований Для предварительного определения пропускной способности однониточных шлюзов для всех типов судов следует принимать 25% односторонних и 75% двухсторонних шлюзований, а для плотов — только односторонние шлюзования.

3.14.    Наибольшая грузопропускная способность шлюзов в тоннах и судопропускная способность, выраженная числом шлюзуемых судов, определяются исходя из полной загрузки шлюза в наиболее напряженный период навигации при принятых типах расчетных судов и структуре перевозок на установленные расчетные сроки при работе шлюза 23 ч в сутки (1 ч выделяется на профилактические мероприятия). Расчетные грузопропускная и судопропускная способности шлюза определяются делением наибольших их значений на коэффициенты неравномерности в соответствии с требованиями, приведенным в in. 3.6 настоящих норм.

ГАБАРИТЫ ШЛЮЗОВ

3.15.    Основные габариты шлюзов (полезные длина и ширина камеры, а также глубина на порогах — наиболее возвышающихся частях днища голов) должны отвечать размерам расчетных судов.

Основные габариты шлюзов, расположенных на одном водном пути, должны приниматься одинаковыми. Отступление от этого требования должно согласовываться с Министерством речного флота РСФСР или управлениями речного транспорта при Советах Министров соответствующих союзных республик.

3 16. Полезная длинФ камер шлюза Ln к определяется по формуле

а

LnK=^lc+(n+l)AL,    (4)

1

п

где^е—сумма длин расчетных судов, шлюзуемых од-

1

повременно и устанавливаемых в камере шлюза в кильватер,

п — число одновременно шлюзуемых судов, устанавливаемых в камере шлюза в кильватер;

AL — запас по длине камеры в каждую сторону и между судами, устанавливаемыми в камере шлюза в кильватер, определяемый по формуле, м

AL=l+0,015fc.    (5>

Полезная ширина камеры шлюза Впк определяется по формуле

а

В„К = ^ЬС + 2АВК,    (6>

I

П

где^ Ь0—сумма ширин одновременно шлюзующихся

1

(рядом стоящих) расчетных судов;

ДВК — запас по ширине камеры с каждой стороны от группы шлюзующихся судов

Таблица 3

Отношение полезной ширины камеры к расчетной ширине судва

Лпк

Ьо

От 1,3 до 1.4

От 1,5

до 1,7

От 1.8 до 2

От 2,1 до 3

Св. 3

Коэффициент увеличения значений средних скоростей, приведенных в табл. 2

1,05

1,1

1,2

1,3

1,5