ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)
УКАЗАНИЯПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СУДОХОДНЫХ шлюзовСН 303—65Заменен иП 3S- 99
е Of 01*0 - поет. /И ctC 31 OS'. 99-
- scr л/3, /99е г о /е
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)
УКАЗАНИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СУДОХОДНЫХ шлюзов СН 303—65
Утверждены Государственным комитетом по делам строительства СССР 15 марта 1965 г.
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
Москва — 196 6
УДК 626.4.001.12
«Указания по проектированию судоходных шлюзо*» разработаны в развитие главы СНиП Н-И.1-62. «Гидротехнические сооружения речные. Основные положения проектирования».
Указания разработаны институтом Гидропроект имени С. Я. Жука Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР и его Ленинградским о i делением при
?1астии Ленинградского института водного транспорта и института ипроречтранс Министерства речного флота РСФСР и Ленинградской проектно^конструкторской конторы Гидростальпроект Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР.
Редакторы — кандидаты техн. наук Е. И. Дышко (Госстрой СССР) и В. И. Вуцель (Гидропроект), инж. Л. С. Кустанович (Лен-гидропроект).
3-2-4
План II кв. 1Э65 г., № 4
Строительные нормы СН 303—65
Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)
Указания по проектированию судоходных шлюзов
1.1. Настоящие Указания распространяются на проектирование вновь возводимых и реконструируемых судоходных шлюзов и подходов к ним, располагаемых на внутренних водных путях.
Примечания: 1. Настоящие Указания распространяются также на проектирование судоходных шлюзов на приморских окончаниях внутренних водных путей, которое следует производить с учетом требований, вызываемых специфическими условиями моря и принимаемых с необходимыми обоснованиями.
2. При проектировании временных судоходных шлюзов следует руководствоваться настоящими Указаниями с учетом временного характера сооружений и условий эксплуатации. При этом отступления от требований настоящих Указаний должны быть обоснованы и в необходимых случаях согласованы с Министерством речного флота РСФСР или с управлениями речного пароходства при советах министров других союзных республик.
3. При проектировании мостовых переходов через шлюзы, зданий управления и механического оборудования шлюзов, а также вспомогательных и подсобных объектов строительства судоходных шлюзов следует руководствоваться требованиями соответствующих глав СНиП и других нормативных документов.
1.2. При проектировании судоходных шлюзов надлежит учитывать кроме настоящих Указаний требования глав СНиП и других нормативных документов, перечисленных в приложении б, а также требования Государственных стандартов, санитарных норм и правил техники безопасности и охраны труда.
1.3. Судоходные шлюзы, сооружаемые в зонах распространения вечномерзлых грунтов, в сейсмических районах, на просадочных грунтах и в районах с карстовыми
Утверждены Государственным комитетом по делам строительства СССР 15 марта 1965 г.
Внесены Г осударственным производственным комитетом по энергетике н электрификации СССР
Срок введения I октября 1965 г.
образованиями, следует проектировать с учетом дополнительных требований, предъявляемых к строительству гидротехнических сооружений в перечисленных условиях.
КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОХОДНЫХ шлюзов
1.4. Судоходные шлюзы подразделяются на: однокамерные, однокамерные с промежуточной головой, двухкамерные и т. д. — по числу камер, расположенных последовательно; однониточные, двухниточные и т. д., камеры которых расположены параллельно.
1.5. Категории внутренних водных путей и классы капитальности судоходных шлюзов устанавливаются по указаниям главы СНиП П-И.1-62 [1]1.
1.6. К основным сооружениям и конструкциям шлюзов относятся: головы и камеры, основные и аварийные ворота, дренажные устройства, сооружения системы питания, подходные каналы, подпорные стены, участвующие в создании напорного фронта;
к второстепенным — подпорные стены, не участвующие в создании напорного фронта, направляющие устройства, причальные и отбойные приспособления, служебные мостики, несущие нагрузки от подъемных механизмов, ремонтные заграждения и т. п.
1.7. При проектировании судоходных шлюзов следует предусматривать возможность их использования для пропуска части паводковых расходов воды в периоды, когда судоходство в створе гидроузла практически прекращается и шлюзы не используются по своему прямому назначению. Вероятность превышения паводковых расходов воды, сбрасываемых в створе гидроузла, при котором также и шлюз выполняет функции водосброса, следует принимать не более:
на водных путях 1 категории.......1 %
» » » II » 2%
> > >111 > 3%
> > > IV > 5%
Величина сбрасываемой через судоходные шлюзы части паводковых расходов воды обосновывается соответствующими технико-экономическими расчетами с учетом дополнительных требований и мероприятий, связанных со спецификой работы шлюзов как водосбросов.
1.8. Использование судоходных шлюзов длл сброса воды при меньших значениях вероятности превышения паводковых расходов воды (в процентах) допускается при надлежащем технико-экономическом обосновании по согласованию с Министерством речного флота РСФСР или с управлениями речного пароходства при советах министров других союзных республик.
1.9. Режим сброса воды через шлюз должен быть обоснован расчетами и лабораторными исследованиями. При этих расчетах следует выбирать величину сбросного расхода воды через шлюз с учетом возможного растекания потока ниже шлюза и осуществления необходимых мер для соответствующего приспособления конструкций сооружений для сброса воды. При проектировании должны быть предусмотрены меры по сохранности всех элементов шлюза и, в особенности, его гидромеханического оборудования.
1.10. Судоходные шлюзы допускается использовать для сброса части ливневых расходов воды с соблюдением всех требований пп. 1.7, 1.9 и при условии согласования с Министерством речного флота РСФСР или с управлениями речного пароходства при советах министров других союзных республик.
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Бетон гидротехнический
1.11. Для возведения сооружений судоходных шлюзов из бетона и железобетона применяется гидротехнический бетон, качество которого должно удовлетворять требованиям ГОСТ 4795-59* «Бетон гидротехнический. Общие требования» по водостойкости, водонепроницаемости, морозостойкости, прочности и пониженному тепловыделению при твердении. По водостойкости бетон должен, кроме того, удовлетворять требованиям «Инструкции по проектированию. Признаки и нормы агрессивности воды-среды для железобетонных и бетонных конструкций» (СН 249—63*).
Бетон должен также соответствовать техническим требованиям «Норм и технических условий проектирования бетонных и железобетонных конструкций гидротехнических сооружений» (СН 55—59).
1.12. Проектные марки бетона должны устанавливаться в стадии разработки проектного задания.
5
1.13. При возведении шлюзов в комплексе с другими сооружениями гидроузла следует по возможности увязывать назначаемые проектные марки бетона шлюза с марками бетонов, принятыми для других сооружений гидроузла, с целью уменьшения числа проектных марок бетона.
1.14. Требования к сборным железобетонным элементам в конотрукциях судоходных шлюзов должны соответствовать главам СНиП I-B.5-62 «Железобетонные изделия. Общие указания» и СНиП 1-В.5.2-62 «Железобетонные изделия для сооружений».
Прочие материалы
1.15. Для армирования железобетонных конструкций и элементов судоходных шлюзов следует применять арматуру в соответствии с требованиями глав СНиП I-B.4-62 «Арматура для железобетонных конструкций», СНиП П-А. 10-62 «Строительные конструкции и основания. Основные положения проектирования», а также СН 55—59 [15] и соответствующих ГОСТов.
1.16. Строительные материалы для асфальтовых гидроизоляций выбираются по указаниям нормативных документов на проектирование гидроизоляции и ГОСТов.
1.17. Лесоматериалы для отдельных элементов конструкций шлюзов должны соответствовать требованиям главы СНиП I-В. 13-62 «Лесные материалы. Изделия и конструкции из древесины», а также ГОСТов на лесные материалы.
Состав и объем проектных и изыскательских материалов
1.18. Состав и объем материалов проекта судоходного шлюза определяются для каждой стадии проектирования инструкциями по составлению проектов и смет.
Состав и объем топографических, инженерно-геологических, гидрогеологических, гидрологических, производственно-строительных и других изысканий и исследований определяются инструкциями по инженерным изысканиям для строительства гидротехнических сооружений.
Материалы проекта судоходного шлюза должны содержать данные по грузообороту и судообороту в створе
6
гидроузла, по перспективной схеме развития водного транспорта бассейна реки, а также данные о существующих и проектируемых судах и плотах на данном водном пути.
Для разработки и обоснования отдельных проектных вопросов и решений должны проводиться в необходимых случаях специальные изыскания, лабораторные и опытные исследования.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ШЛЮЗОВ
2.1. Данные по грузопотоку и судообороту в створе гидроузла, необходимые для установления пропускной способности шлюза, вычисляются для расчетных сроков Расчетные сроки для проектирования конкретного судоходного шлюза устанавливаются заданием на проектирование.
2.2. Грузопотоки в створе гидроузла должны быть установлены по материалам перспективной схемы развития водного транспорта бассейна, для которого проектируется строительство шлюзов, с учетом изменений в развитии народного хозяйства за период со времени выпуска перспективной схемы до конкретных расчетных сроков.
В случае отсутствия перспективной схемы развития водного транспорта должны быть выполнены экономические идыскания и расчетным путем определены грузопотоки в данном створе на установленные заданием расчетные сроки.
2.3. При определении пропускной способности шлюзов должны быть установлены навигационный судооборот и судооборот в наиболее напряженные сутки.
2.4. Навигационный судооборот должен быть подсчитан по направлениям вверх и вниз отдельно по груженым и порожним судам различных видов и типов: самоходные и несамоходные грузовые суда, пассажирские и грузопассажирские суда, плотоводы, технический флот, суда сторонних организаций и шлюзуемые секции плотов.
2.5. Судооборот в наиболее напряженные сутки по каждому виду перевозок определяется как отношение навигационного судооборота к длительности навигации в сутках с учетом неравномерности перевозок. Коэффициенты неравномерности перевозок допускается принимать по приложению 2.
7
РАСЧЕТНЫЕ СУДА И СОСТАВЫ
2.6. При определении габаритов шлюзов и подходов различаются:
а) расчетное судно — но осадке;
б) расчетное судно, расчетный состав или плот с буксиром — по длине;
в) расчетное судно, расчетный состав или плот — по ширине;
г) расчетное судно — по надводному возвышению привального бруса;
д) расчетное судно— по водоизмещению.
2.7. Типы расчетных судов принимаются по данным схемы развития бассейна с учетом изменений грузопотоков и путевых условий, которые могут возникнуть в течение первых десяти лет постоянной эксплуатации шлюзов на водных путях I и II категорий и пяти лет— на водных путях III и IV категорий.
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ шлюзов
2.8. Общее количество шлюзований в сутки следует определять как сумму обоснованных расчетами шлюзований транспортного флота и двух пар шлюзований для водных путей I и II категорий и одной пары — для III и IV категорий для пропуска технического флота.
2.9. Временем шлюзования считается время, в продолжение которого шлюз занят на пропуск через негр одного шлюзуемого состава. В однокамерном шлюзе при одностороннем и двухстороннем движении и в многокамерном шлюзе при двухстороннем движении это время равно полному времени, затрачиваемому составом на прохождение через весь шлюз. При одностороннем (серийном) движении через многокамерный шлюз время шлюзования равно времени, затрачиваемому составом на проход из бьефа через две камеры, с добавлением времени наполнения (опорожнения) камеры и открытия ворот.
2.10. При расчете времени шлюзования подлежат учету только следующие операции:
а) наполнение и опорожнение камер шлюза;
б) открытие и закрытие ворот;
в) ввод состава в шлюз и вывод из шлюза;
г) перевод состава из одной камеры шлюза в другую.
Время открытия и закрытия затворов систем питания
шлюза, а также время учалки состава в камере допуска-
8
ется учитывать в случаях, когда обосновано, что продолжительность этих операций увеличивает время шлюзования.
2.11. Время наполнения и опорожнения камер шлюза должно быть определено гидравлическими расчетами.
При предварительных расчетах время (в мин.) наполнения и опорожнения камеры шлюза допускается определять по формуле
Т = k У Нк Вп.к Ln.K , (1)
где Нк — расчетный напор на камеру в м;
Ьпк — полезная длина камеры в м;
Вп к—полезная ширина камеры в м;
k — коэффициент, принимаемый для шлюзов с головной системой питания равным 0,27, с распределительной системой питания — 0,19.
2.12. Время открытия и закрытия ворот следует принимать по п. 12.34.
2.13. Время ввода составов, отдельных судов или плотов в шлюз, вывода из шлюза и перевода из камеры в камеру определяется в зависимости от скорости и длины пути их движения.
Скорость движения должна быть определена расчетом в зависимости от применяемых способов тяги в шлюзах.
При предварительных расчетах средние скорости движения могут быть приняты по табл. 1.
Таблица 1
Средние скорости движения |
|
Средняя скорость движения в м/сек |
Шлюзуемый объект |
|
|
перевод из ол- |
|
ввод |
вывод |
ной камеры в |
|
|
|
другую |
Состав из судов ....... |
0,8 |
1.3 |
0,7 |
Плот............. |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
Самоходное судно....... |
1 |
1.7 |
0,9 |
|
2.14. Длина пути движения состава или отдельного судна при входе в шлюз и выходе из него определяется положением на подходах и положением в камере. Начальное расчетное положение на подходе при одностороннем движении определяется положением ближнего к воротам стопового огня, а при двухстороннем движении — возможностью расхождения со встречным судном
9
1
Цифры в скобках здесь л в дальнейшем обозначают ссылки на нормативные документы, перечень которых приведен в приложении 6.
4