Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

47 страниц

Купить СН 59-59 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция распространяется на погружение стального шпунта всех видов

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

Часть I. Погружение стального шпунта вибропогружателями

Раздел I. Общие указания

Раздел II. Подготовительные работы

     Разбивка осей шпунтового сооружения

     Направляющие для погружения шпунта

     Проверка и подготовка оборудования и приспособлений

     Доставка к месту работ, хранение, проверка и подготовка шпунта к погружению

Раздел III. Производство работ по погружению шпунта

     Заправка и закрепление штунтины в наголовнике вибропогружателя

     Подъем и установка шпунтины на место погружения

     Погружение шпунтины

     Открепление вибропогружателя от погруженной шпунтины

Раздел IV. Техническая документация, контроль качества и приемка выполненных работ

Раздел V. Указания по технике безопасности

Часть II. Извлечение стального шпунта вибропогружателями

Приложение 1. Техническая характеристика стального шпунта, изготовляемого в СССР

Приложение 2. Описание и техническая характеристика вибропогружателей

Приложение 3. Указания по уходу за вибропогружателями

Приложение 4. Краткая характеристика кранов, применяемых для погружения стального шпунта

Приложение 5. Формы журнала и сводной ведомости погружения шпунта и правила их заполнения

Приложение 6. Указания по замыканию ячеек

Приложение 7. Ориентировочные значения сопротивления песчаных, супесчаных и суглинистых грунтов извлечению шпунтин с вибрированием

Приложение 8. Расчетные формулы для определения коэффициента амортизации и предельной нагрузки на амортизатор

Приложение 9. Описание и техническая характеристика применяемых амортизаторов

Приложение 10. Примеры опорных мачт для разгрузки стрелы крана

 
Дата введения01.11.1959
Добавлен в базу01.02.2020
Завершение срока действия01.10.1975
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

11.06.1959УтвержденГосстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства)
РазработанВНИИстройдормаш
РазработанГидропроект
РазработанВНИИГС
РазработанФундаментпроект
РазработанГидроспецфундаментстрой Минмонтажспецстроя СССР
ИзданГосударственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам1959 г.
РазработанНИИ оснований и подземных сооружений Академии строительства и архитектуры СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

государственный комитет СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ПОГРУЖЕНИЮ И ИЗВЛЕЧЕНИЮ СТАЛЬНОГО ШПУНТА ВИБРОПОГРУЖАТЕЛЯМИ

СН 59-59

Утверждена

Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 11 июня 1959 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, АРХИТЕКТУРЕ И СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ

Москва — 1959

Виброметод погружения и извлечения стального шпунта, разработанный в Советском Союзе, широко используется в строительстве. Этот метод применялся на строительствах Горьковской, Камской, Куйбышевской, Сталинградской, Каховской, Дубоссарской и других ГЭС, при сооружении метро и при возведении многих морских гидротехнических, а также промышленных сооружений.

Как показал опыт применения виброметода на указанных объектах, использование его позволяет увеличить производительность работ по погружению и извлечению шпунта и снизить стоимость этих работ.

При составлении настоящих инструкций в качестве основы были приняты разработанные ранее НИИОСПом проект «Инструкции по погружению и выдергиванию стального шпунта вибраторами», составленный инж. П. Р. Тику-новым в 1954 г., и временная инструкция ВНИИГСа «Применение вибропогружателей типа ВПП-2 в гидротехническом строительстве», 1956 г., разработанная д-ром техн. наук проф. О. А. Савиновым и инж. А. Я. Лускиным.

Предлагаемая инструкция разрабатывалась комиссией в составе: Д. Д. Баркана, П. Р. Тикунова, О. Я- Шехтер, Н. А. Преображенской (НИИ оснований и подземных сооружений Академии строительства и архитектуры СССР), О. А. Савинова и А. Я. Лускина (ВНИИГС), А. А. Гребенника, Ц. Н. Мерзляка, М. А. Александрова (Фундаментпроект), С. А. Цаплина (ВНИИСтройдор-маш), А. Б. Павловой (Гидропроект) и Ю. В. Дитриха (Г идроспецфундаментстрой).

резку отверстий в таком количестве шпунтин, чтобы обеспечить производство работ по погружению шпунта в течение всей смены.

32.    Расстояние верхней кромки отверстия от торца шпунтины должно быть выполнено с точностью до +2 мм.

Допуск в нарезке каждой из трех остальных граней отверстия разрешается до 5 мм.

33.    Вырезка отверстий в голове шпунтины производится бензогазовой или газовой резкой.

Резка верхней кромки отверстия должна быть без рваных и сильнб наплавленных мест.

Дополнительная подчистка верхней кромки, обрубка заусениц и наплывов на торцах шпунтин и в замках производится на месте работ грубым напильником перед заводкой шпунтины в наголовник слесарем бригады, обслуживающей вибропогружатель.

34.    Изготовление фасонных (тройниковых, угловых и т. п.) шпунтин, а также замыкающих и клиновых шпунтин должно производиться особо тщательно, с принятием мер против серповидного искривления. Фасонные шпунтины изготовляются путем приварки по всей длине нормальной шпунтины половины или части профиля другой шпунтины требуемого профиля.

Для возможности закрепления наголовника на фасонной шпунтине привариваемая часть должна быть ниже верха основной шпунтины на 0,5—0,7 м.

Изготовление клиновой шпунтины производится с соблюдением указаний, приведенных в приложении 6.

Прогиб замков в плоскости стенки шпунта не должен превышать 3 мм на 1 пог. м шпунтины.

35.    Заготовка (сборка) пакетов из двух—трех шпунтин, в зависимости от грузоподъемности крана, должна производиться до установки на место погружения. Соединение шпунтин, набранных в пакеты, производится сваркой.

Р аздел III

ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО ПОГРУЖЕНИЮ ШПУНТА

36. Погружение шпунта вибропогружателями независимо от системы и типа последних разделяется на следующие основные операции:

заправка и закрепление шпунтины в наголовнике вибропогружателя; подъем и установка шпунтины на место погружения; погружение шпунтины;

открепление вибропогружателя от погруженной шпунтины.

ЗАПРАВКА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ШПУНТИНЫ В НАГОЛОВНИКЕ ВИБРОПОГРУЖАТЕЛЯ

37.    Погружение стального шпунта допускается при условии осуществления жесткой и неизменной в процессе погружения связи шпунтины с вибропогружателем.

Закрепление шпунтины в наголовнике должно выполняться особо тщательно, так как устранение в процессе погружения допущенных недостатков крепления (подтягивание винта клина наголовника, болтов и пр.) при работе на значительной высоте весьма затруднительно.

38.    При заправке шпунтина укладывается вблизи места работ на подставку (козелок) высотой 0,8—1 м так, чтобы верхний конец с подготовленным на нем отверстием для клина наголовника выступал на 1—0,7 м за край бруса или подставки.

Для захвата подготовленной к погружению шпунтины крановщик поворотом стрелы крана подносит вибропогружатель, подвешенный на крюк крана, к шпунтине, уложенной на подставку.

Двое рабочих переводят вибропогружатель в горизонтальное положение таким образом, чтобы зев наголовника встал против торца сваи, и надвигают вибропогружатель на шпунтину. Во время производства этой операции закоперщик сигнализирует крановщику о необходимых маневрах, облегчающих надвижку вибропогружателя. Когда торец шпунтины упрется в плиту, вращением винта клин наголовника вводится в отверстие и усилием двух рабочих при помощи трещоточного ключа этот винт завертывается до отказа.

При завертывании второго винта наголовника (если таковой имеется) больших усилий прикладывать нельзя во избежание возникновения значительных напряжений в сварных швах наголовника. После затяжки оба винта (верхний и нижний) должны быть зашплинтованы проволокой, продетой сквозь устроенные для этой цели отверстия в их головках.

39.    При погружении пакета из трех шпунтин наголовник закрепляется на средней шпунтине; жесткая связь

двух крайних шпунтин со средней осуществляется согласно п. 34.

При погружении пакета из двух шпунтин рекомендуется применять фасонные накладки, охватывающие обе шпунтины и имеющийся в средней части выступ из куска шпунтины или листа с отверстием, на котором наголовник закрепляется так же, как и на шпунтине.

Во всех случаях закрепления шпунтины в наголовнике торец шпунтины после завинчивания винта должен плотно прилегать всей своей площадью к плите наголовника.

ПОДЪЕМ И УСТАНОВКА ШПУНТИНЫ НА МЕСТО ПОГРУЖЕНИЯ

40. Подъем шпунтины с закрепленным на ней вибропогружателем должен производиться следующим образом.

Рис. 4. Подъем шпунтины с прикрепленным вибратором

а) Перед подъемом вибропогружателя со скрепленной шпунтиной к ее нижнему концу подвязываются два конца пенькового каната, каждый длиной 12—15 м.

По сигналу закоперщика крановщик поднимает вибропогружатель со шпунтиной и поворотом стрелы переносит

их к месту погружения. В это время рабочие при помощи канатов удерживают нижний конец сваи от раскачивания (рис. 4).

При помощи этих же канатов шпунтина, висящая на крюке крана, разворачивается так, чтобы ее можно было завести в замок ранее погруженной шпунтины.

б) Подъем шпунтин типов ШП и ШК длиной более 18 м следует производить двумя кранами, плавно, без рывков, внимательно наблюдая за ходом ее подъема во избежание ее повреждения от защемления, ударов и т. д.

При этом второй вспомогательный кран должен поддерживать нижнюю часть шпунтины на стропе до тех пор, пока поднимаемая шпунтина не примет вертикального положения и строп не соскользнет со шпунтины.

41.    Установка первых трех шпунтин в направляющие производится с проверкой их положения по отвесу в двух плоскостях. В процессе погружения вертикальность положения шпунтины, помимо направляющих, поддерживается расчалками.

42.    Набор шпунтин в ячейку или замкнутый контур при погружении секциями производится в соответствии с предварительной разметкой положения шпунтин в направляющих.

Рис. 5. Рамка-лови-тсль

43.    Операцию подъема и перемещения шпунтины к месту установки во избежание большой раскачки шпунтины следует производить плавно, без рывков, наблюдая за тем, чтобы шпунтина не испытывала ударов о шаблон, ранее погруженный шпунт и т. п.

Наличие большой раскачки шпунтины, помимо затяжки операции установки шпунтины. небезопасно для рабочих, нахопящихся на мостике шаблона или вблизи направляющих.

44. До заправки погружаемая шпунтина устанавливается краном над погруженной шпунтинон так, чтобы замок ее находился на одной отвесной линии с замком погруженной шпунтины.

Направление шпунтины на замок ранее погруженной шпунтины крановщик производит поворотом стрелы крана и частичным подъемом или опусканием ее и последующим стравливанием троса.

Заправка шрунтины непосредственно в замок производится с поверхности грунта, с приставной лестницы, с площадки шаблона или подъемника, в зависимости от местных условий.

В процессе заправки шпунтина удерживается от раскачки при помощи расчалок.

45.    Для облегчения заводки замка шпунтины в замок ранее погруженной шпунтины рекомендуется применять рамку-ловитель, показанную на рис. 5. Рамка представляет собой отрезок длиной 15—20 см шпунтины того же профиля со срезанными кулачками и приваренными к ней четырьмя пальцами для насадки ее на шпунтину, смежную с погружаемой.

Насадив рамку на погруженную шпунтину и приставив к ней плотно замком вновь погружаемую шпунтину, тем самым создают направление для ее замка; при ослаблении троса крана, поддерживающего шпунтину, последняя скользит по рамке и далее по замку погруженной шпунтины. Для облегчения скольжения шпунтины по замку погруженной шпунтины разрешается включение на несколько секунд вибропогружателя.

46.    Шпунтина, заведенная в за.мок ранее погруженной шпунтины, к моменту ее погружения должна быть приведена краном в вертикальное положение. В начале погружения вертикальность шпунтины дополнительно регулируется расчалками, прикрепленными к вибропогружателю.

ПОГРУЖЕНИЕ ШПУНТИНЫ

47. Погружение шпунта в сооружениях, имеющих сложное очертание в плане, надлежит начинать с одной из фасонных (тройниковых, угловых и т. п.) шпун-тин.

48. Погружение каждой шпунтины (или пакета из шпунтин) производится сразу на полную глубину, возможную для данного типа вибропогружателя.

Примечание. Максимально возможная глубина погружения уточняется на основе пробного погружения, причем глубина погружения ограничивается скоростью погружения не меньшей 0,3 м/мин для вибраторов и 0,2 м/мин для вибромолотов.

49.    Погружение шпунта кулачкового типа производится кулачком вперед.

50.    В процессе погружения шпунтины необходимо следить за состоянием троса и крюка крана, к которому подвешен вибропогружатель. Скорость спуска крюка крана должна быть такова, чтобы кран не задерживал погружения шпунтины; вместе с тем не должно быть и излишне свободного троса, так как при большой длине шпунтины может иметь место прогиб и даже значительная деформация шпунтины от веса закрепленного на ней вибропогружателя.

Крюк крана должен опускаться плавно, с той же скоростью, с какой погружается шпунтина. При этом подвеска должна быть свободна от натяжения троса.

Для уменьшения вредного влияния на кран вибраций трос ослабляется полностью, когда шпунтина погрузится на глубину, при которой непогруженная часть шпунтины не прогибается от веса вибропогружателя.

51.    При погружении первых шпуитин или маячных свай необходимо особое внимание обратить на строго вертикальное их направление, в частности рекомендуется скорость спуска крюка крана такой, чтобы шпунтина с вибропогружателем висела на крюке, на протяжении 2/з глубины погружения.

52.    Если в начальный момент заводки шпунтина плохо скользит по замку погруженной шпунтины даже при включенном вибропогружателе, следует ее поднять и проверить состояние замка.

53.    Положение каждой погруженной шпунтины в плане проверяется по разметке в направляющих, а вертикальность — по отвесу. При погружении последующих шпун-тин контрольные промеры должны производиться через каждые 10—15 шпунтин.

Контроль особенно необходим при применении недостаточно жестких направляющих.

54.    При погружении шпунта наблюдаются следующие отклонения от проектного положения:

а)    отклонение шпунта от вертикали в плоскости створа (веерность);

б)    отклонение шпунта перпендикулярно створу (уход из створа);

в)    погружение шпунтины ниже проектной отметки вследствие увода ее смежной погружаемой шпунтиной;

г) недопогружение шпунтины до проектной отметки из-за отдельных препятствий, встречаемых шпунтиной в грунте, или чрезмерного трения в замках и т. п.

55.    Отклонение шпунта от вертикали в плоскости створа (веерность) чаще всего вызывается следующими причинами:

а)    наличием люфта в замках;

б)    допуском в прокате;

в)    трением в замках;

г)    внецентренным приложением погружающих сил;

д)    неточной установкой первых шпунтин.

56.    Устранение веерностн при небольшом отклонении достигается оттяжкой шпунта в процессе потружения в направлении, противоположном отклонению (см. п. 59), а при значительном отклонении и невозможности ее выправления оттяжкой — погружением клиновидных шпунтин.

Примечание. Наклонный срез нижнего конца шпунтины в сторону, противоположную направлению погружения, под углом 15—30° или наварка пластинок-пробок на нижний коней шпунтины выполняется лишь в особых случаях и после того, как пробное погружение ряда шпунтин подтвердит необходимость этого мероприятия.

57.    Количество клиновидных шпунтин не должно превышать 1—2% общего количества шпунта в сооружении, а клинообразность или перекос (отношение разности ширины клиновидной шпунтины поверху и понизу к ее длине) не должна превышать 2%.

Примечание. Определение размеров клиновидных шпунтин и некоторые особенности их изготовления (Сталинградстрой) приведены в приложении 6.

58.    Отклонение шпунта от створа (уход из створа) обусловливается недостаточным надзором в процессе погружения (усиленная оттяжка погружаемого шпунта при наличии значительной свободной длины шпунтины), а также недостаточно жесткими направляющими и устраняется оттяжкой шпунтины в противоположном направлении. В ряде случаев отклонение шпунта от створа может быть вызвано наличием препятствий в грунте; в этих случаях вопрос дальнейшей забивки шпунта решается с участием проектных и производственных организаций.

Если оттяжка шпунтины не достигает цели, отклонившаяся от створа шпунтина выдергивается и вновь погружается с тщательной проверкой ее положения в процессе погружения.

59.    Оттяжка шпунтового ряда при значительном отклонении его от проектного положения производится следующим образом:

а)    трос от тягового крюка трактора или лебедки надежно закрепляется в отверстии крайней шпунтины ряда;

б)    в замок последней вводится очередная шпунтина и погружается на половину проектной глубины;

в)    не прекращая работы вибропогружателя, натягивают постепенно трос в сторону, противоположную отклонению ряда до его полного выпрямления.

60.    Уход шпунтины ниже проектной отметки исправляется ее наращиванием. Соединение вставки с наращиваемой шпунтиной осуществляется с помощью сварки с накладками.

61.    Недопогружение шпунта до проектной отметки устраняется путем одно-двукратного подъема шпунтины на 0,5—0,8 м и последующего ее нового погружения.

Если недопогружение до проектной отметки наблюдается на ряде шпунтин в количестве, не допускаемом проектом, проект шпунтового сооружения подлежит пересмотру.

62.    При наращивании шпунтины рекомендуется применять вибропогружатели.

63.    При погружении шпунта ведется «Журнал погружения» по форме, указанной в приложении 5.

По данным «Журнала погружения» составляется «Сводная ведомость погруженного шпунта» (приложение 5).

ОТКРЕПЛЕНИЕ ВИБРОПОГРУЖАТЕЛЯ

от погруженной шпунтины

64. Вибропогружатель открепляется от погруженной шпунтины поворотом предварительно расшплинтованного винта клина наголовника, при этом клин выходит из отверстия в шпунтине и тем самым освобождает ее от наголовника вибропогружателя.

Открепление от наголовника производится с поверхности грунта, с приставной лестницы или с площадки шаблона, в зависимости от местных условий. В процессе открепления вибропогружатель должен поддерживаться на тросе краном.

65. Перемещение вибропогружателя краном к месту заправки в него новой шпунтины производится после подъема его предварительно на высоту, обеспечивающую его от ударов о ранее погруженный шпунт или шаблон.

Раздел IV

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ПРИЕМКА ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

66.    Приемка стального шпунта на заводе или на складе до его погружения должна производиться по специальным техническим условиям, согласованным с заводом-изгото-вителем и отвечающим требованиям проекта сооружения.

Приемка стального шпунта должна сопровождаться проверкой основных размеров, а также документов, фиксирующих механические свойства и химический состав металла шпунта.

67.    Промежуточная приемка шпунтовых работ производится в отношении тех отдельных шпунтин и участков шпунтовой стенки, отклонения которых от проектного положения превышают допускаемые по проекту.

Промежуточная приемка оформляется актом, составленным строящей организацией с участием технического надзора.

68.    Допускаемые отклонения оси шпунтовой стенки от проектного положения в плане должны быть указаны в проекте.

При отсутствии таких указаний отклонения не должны превышать указанных в ТУ 120-55.

Окончательная приемка погруженного шпунта производится путем осмотра выполненных работ и на основании следующих материалов:

а)    схем и актов разбивки осей шпунтового сооружения;

б)    геологических разрезов на месте погружения шпунта;

в)    рабочего или технического проекта шпунтового сооружения со всеми изменениями, согласованными в процессе производства работ с проектной организацией;

г)    журнала и сводной ведомости погружения шпунта;

д)    промежуточных актов приемки работ.

е)    исполнительного профиля погруженного шпунта.

Раздел V УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

69. При погружении стального шпунта вибропогружателями должны выполняться общие правила техники безопасности, предусмотренные для такелажных и электротехнических работ.

Примечание. На основе указанных правил с учетом местных условий на строительстве должна быть составлена сводная инструкция по технике безопасности, обязательная для всех бригад, работающих на погружении шпунта.

Для составления сводной инструкции по технике безопасности рекомендуется «Справочное пособие по технике безопасности в строительстве», М., Госстройиздат, 1951.

Государственный

Строительные нормы

комитет

Совета Мини-

стров

Инструкция

СН 59—59

СССР

по погружению

по делам

и извлечению

строительства

стального шпунта

вибропогружателями

ЧАСТЬ !

ПОГРУЖЕНИЕ СТАЛЬНОГО ШПУНТА ВИБРОПОГРУЖА ТЕЛ Я МИ

Раздел I ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.    Настоящая инструкция распространяется на погружение стального шпунта всех видов.

Примечание. Технические характеристики стального шпунта, изготовляемого в СССР, приведены в приложении 1.

2.    Выбор вибропогружателя (вибратора или вибромолота) для погружения шпунта производится в зависимости от глубины погружения, геологических условий, типа шпунта и его длины, а следовательно, веса шпунта, способа погружения шпунта (одиночными шпунтинами или пакетами) и т. д.

Для нормальной работы с вибропогружателями рекомендуется иметь в запасе к каждому крану 1—2 вибропогружателя, в зависимости от объема работ на данной площадке.

Описание конструкции, техническая характеристика и область применения рекомендуемых вибропогружателей, а также указания по уходу за ними приводятся в приложениях 2 и 3.

Утверждена

Внесена

Г осударственным

Срок

Академией

комитетом

введения

строительства

Совета Министров СССР

1 ноября

и архитектуры

по делам строительства 11 июня 1959 г.

1959 г.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ СТАЛЬНОГО ШПУНТА ВИБРОПОГРУЖАТЕЛЯМИ

70.    Для извлечения шпунта применяются те же вибропогружатели, что и для погружения его.

Примечания. 1. Вибропогружатели типа ВПП-2 и аналогичные им применяются только в случае, когда сопротивление грунта извлечению при вибрировании не превосходит усилия, необходимого для полного сжатия нижних амортизирующих пружин вибропогружателя.

2. При извлечении шпунта вибромолотами удары должны быть направлены вверх.

71.    Ориентировочные значения сопротивления грунта извлечению принимаются согласно данным в приложении 7.

72.    В целях уменьшения передачи динамического усилия на кран необходимо подвеску вибропогружателя к крану осуществлять через амортизатор.

Коэффициент амортизации должен быть не более Ую-

Примечания. 1. Расчетные формулы для определения коэффициента амортизации и предельной нагрузки на амортизатор приведены в приложении 8. Описание амортизаторов и общие виды осуществленных конструкций пружинных амортизаторов даны в приложении 9.

2. При использовании вибраторов с подрессоренным мотором (вибраторы типа ВПП-2 и др. в пределах, устанавливаемых примеча* нием 1 к п. 70 настоящей инструкции) амортизаторы не требуются.

73.    Извлечение шпунта с применением вибрирования производится, как правило, кранами.

74.    Подбор грузоподъемности и мощности крана и его оснастка, проверка прочности стрелы и устойчивости крана производятся исходя из усилия, действующего на крюке крана при извлечении шпунта вибрированием:

P=l,2 (5+Q),

3.    Погружение стального шпунта вибропогружателями производится с применением, как правило, кранов, а при отсутствии их — с применением копров.

Краны и копры должны удовлетворять следующим требованиям:

а)    высота стрелы крана должна допускать подъем и установку шпунтины с закрепленным на ней вибропогружателем в замок ранее погруженной шпунтины;

б)    вынос стрелы крана должен быть достаточен для додачи вибропогружателя к шпунтине и допускать установку поднятой шпунтины с вибропогружателем на место погружения;

в)    грузоподъемность крана или лебедки копра должна быть достаточна для подъема погружаемой шпунтины с закрепленным на ней вибропогружателем.

Примечание. Краткая характеристика кранов, применяемых для погружения шпунта вибропогружателями, приведена в приложении 4.

4.    Бригада, обслуживающая вибропогружатель, должна включать:

закоперщика— 1; машиниста крана — 1; помощника машиниста крана — 1; рабочих — 2.

5.    Рабочие, занятые на работах по погружению шпунта, должны пройти краткий курс обучения, состоящий из детального изучения настоящей инструкции, правил техники безопасности, ознакомления с принципами работы и устройством вибропогружателей и практических занятий по пробному погружению шпунта на месте работ.

Раздел II ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

6.    Подготовительные работы, выполняемые до начала погружения шпунта, включают:

подготовку территории (очистку и планировку);

разбивку осей шпунтового сооружения;

устройство направляющих для погружения шпунта;

проверку готовности к работе вибропогружателей, кранового оборудования или копров и приспособлений;

доставку на место работы, хранение, проверку и подготовку шпунта к погружению.

РАЗБИВКА ОСЕЙ ШПУНТОВОГО СООРУЖЕНИЯ

Рис. 1. Направля* ющие из парных маячных свай

7.    Разбивка осей шпунтового сооружения должна производиться в соответствии с указаниями и инструкциями, разработанными для сооружения данного типа.

Примечание. Разбивка осей шпунтовых ограждений гидротехнических сооружений производится в соответствии с «Техническими правилами по забивке свай и шпунтов на строительстве морских гидротехнических сооружений», ММФ, 1947. Разбивка осей шпунтовых ограждений мостовых опор производится в соответствии с «Техническими требованиями к производству работ по постройке и восстановлению мостов и труб», МПС. 1956.

8.    Разбивка осей шпунтового сооружения должна одновременно сопровождаться разбивкой положения маячных свай или других опорных элементов направляющих, которые в свою очередь должны быть привязаны к неподвижным реперам строительной площадки.

1 — парные направляющие из шпунта;

НАПРАВЛЯЮЩИЕ ДЛЯ ПОГРУЖЕНИЯ ШПУНТА

2 — шпунт; 3 — сваи через 2 м\ 4—металлические распорные клинья из полосовой стали; 5 — распорные вкладыши: 6— болт; 7 — вкладыш избруска (удаляется по мере погружения шпунта); 8 — погружаемая шпунтина; 9 — погруженный шпунт

9.    Погружение шпунта с целью сохранения его проектного направления рекомендуется производить в направляющих.

Конструкция направляющих во всех случаях должна обеспечивать точность погружения шпунта, обусловленную требованиями проекта.

10.    Тип и конструкция направляющих определяются конструкцией сооружения и местными условиями погружения и устанавливаются проектом организации работ.

жа, демонтажа и перестановки направляющих в процессе производства работ по погружению шпунта.


11.    Конструкция направляющих должна удовлетворять следующим требованиям: достаточная жесткость, максимально возможная простота устройства, легкость монта-

12.    Направляющие рекомендуется выполнять в виде:

а)    парных маячных свай, смещенных в обе стороны от оси шпунтовой стенки, с прикрепленными к сваям парными схватками (рис. 1); расстояние между схватками назначается в соответствии с типом и размерами погружаемого шпунта;

при производстве работ на акватории и больших глубинах воды рекомендуется применять свайные опоры (рис. 2,а, бив);

б)    направляющих-шаблонов, применяемых при погружении шпунта в сооружениях ячеистого типа (рис. 3).

13.    Направляющие-шаблоны различаются: а) постоянные, б) плавучие и в) переносные.

Постоянные направляющие устанавливаются непосредственно на грунт или на сваях.

Применение постоянных направляющих-шаблонов может быть рекомендовано при производстве работ на суше и на акватории при небольших глубинах воды.

Плавучие направляющие-шаблоны устраиваются в виде кружал, соответствующих по размеру внутреннему контуру

Рис. 2. Направляющие в виде:

а — парных маячных свай: б — козловых опор с одним ярусом направляющих брусьев; в — парных двухъярусных маячных свай с анкерным креплением; 1 — ось шпунтовой стенки; 2 — парные направляющие из бревен или шпуи-тин; 3 — вкладыши, снимаемые по мере забивки шпунта; 4 — маячные сваи через 2—3 м\ S — козловые сваи; 6 — парные направляющие; 7— анкерный тяж

сооружения и закрепляемых на месте их установки с по-мощью предварительно погруженных свай. Применение плавучих направляющих рекомендуется при значительных глубинах акватории в условиях отсутствия волнения на месте работ.

14. Переносные направляющие-шаблоны конструируются из металла легких профилей и стальных труб и для уменьшения веса их при переноске— из отдельных звеньев. По этой же причине переносные направляющие-шаблоны по высоте рекомендуется делать в 2—3 яруса (рис. 3).

Рис. 3. Шаблон для погружения стального шпунта (строитель ство Каховской ГЭС)

15.    При разработке конструкций переносных направляющих-шаблонов, в частности монтажных стыков, следует учитывать воздействие вибраций на элементы шаблонов в процессе погружения шпунта вибропогружателями.

По этой же причине монтаж направляющих, в частности сварка и сбалчивание отдельных элементов, должен производиться особенно тщательно.

ПРОВЕРКА И ПОДГОТОВКА ОБОРУДОВАНИЯ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ

16.    В состав оборудования и приспособлений, необходимых для производства работ по погружению стального шпунта, входят:

а)    вибропогружатели;

б)    грузоподъемный кран или копер;

в)    электрооборудование (кабель, магнитный пускатель и др.);

г)    такелажные приспособления;

д)    шаблон для проверки замков шпунта на месте погружения;

е)    шаблоны для вырезки отверстий в шпунтинах.

17.    В состав такелажных приспособлений должны входить стропы с захватами для подъема шпунтины и переноски ее к месту заправки в наголовник, стропы для подвески вибропогружателя на крюк крана и пеньковый канат для расчалок.

Примечание. Крюк крана должен иметь запорное приспособление, исключающее самопроизвольное снятие стропа.

18.    При проверке исправности и комплектности оборудования и такелажа особое внимание должно быть обращено на исправность захватных приспособлений для шпунта, рабочих канатов, тормозных и предохранительных механизмов кранов, шлангов электроприводов, шплинтовку, а также смазку частей вибропогружателя (см. приложение 3).

19.    Подготовка вибропогружателя к погружению включает:

а)    подвеску вибропогружателя на крюк крана с помощью короткого троса;

б)    присоединение токопроводящего кабеля от электродвигателя вибропогружателя к магнитному пускателю, укрепляемому на наружной стене кабины крана;

в)    присоединение кабеля от источника питания электроэнергией к магнитному пускателю;

г)    регулировку тормоза лебедки крана таким образом, чтобы спуск крана мог осуществляться крановщиком плавно, с широким диапазоном скоростей;

д)    настройку вибропогружателя (установку эксцентриков в положение, соответствующее требуемому моменту эксцентриков, регулировку зазора в вибромолоте и пр.).

ДОСТАВКА К МЕСТУ РАБОТ, ХРАНЕНИЕ, ПРОВЕРКА И ПОДГОТОВКА ШПУНТА К ПОГРУЖЕНИЮ

20.    Транспортировка, погрузка, разгрузка и хранение шпунта должны производиться в условиях, исключающих возможность его деформирования и повреждений.

21.    Перевозка стального шпунта по железной дороге нормальной колеи производится:

а) при длине шпунта до 10 м — на одиночных платформах; в

б) при длине шпунта более 10 м — на сцепах из двух платформ.

22.    Перевозка стального шпунта автомашинами или тракторами производится в зависимости от длины шпунта и жесткости поперечного сечения на одном — двух прицепах.

Примечание. В виде исключения при небольших расстояниях достзвки по ровной местности и прямым дорогам допускается подача шпунта к месту погружения тракторами волоком. При таком способе перевозки шпунта под головы шпунтин должен подкладываться стальной лист с отогнутым передним краем.

23.    Укладка шпунта при перевозке по железной дороге и автотранспортом производится плашмя на деревянные прокладки из 5-сж досок.

Прокладки располагаются через 2,5—3 м по длине шпунта, одна над другой по высоте.

При длине плоского шпунта более 12 м во избежание прогиба производится стягивание шпунта стяжками или шпунт укладывается на ребро.

При перевозке шпунта на сцепах с боков ставятся стойки, соединяемые поверх уложенного шпунта цепями.

24.    Погрузка и выгрузка стального шпунта с транспортных средств производятся кранами. Захват краном шпун-тины типов ШП или ШК длиной более 15 м производится не менее чем в двух точках во избежание деформации шпунтины от собственного веса. Для предохранения замков шпунта от смятия под стропы при подъеме должны укладываться прокладки.

При отсутствии кранов допускается производить перевалку шпунта с помощью лебедок по наклонным лагам, располагая последние так, чтобы избежать деформации шпунта от провеса.

25.    Сбрасывание шпунта вручную со штабеля, платформ или прицепов не допускается.

26.    Хранение шпунта производится с соблюдением следующих требований:

а)    шпунт укладывают в отдельные штабеля по размерам и маркам, обеспечивая свободный подъезд к каждому штабелю;

б)    для предотвращения деформации при хранении шпунт в штабелях укладывается на прокладки из досок одинаковой толщины, располагаемые по длине шпунта через 2—3 м, строго одна над другой по высоте; первый ряд шпунта укладывается на лаги из двухкантного бруса;

в) для облегчения застропки между рядами и отдельными шпунтинами в ряду должны быть промежутки не менее 10 см.

27.    Проверка прямолинейности и сохранности замков шпунта производится на складе с помощью специального приспособления.

Внешним осмотром каждой шпунтины устанавливается, не имеет ли шпунтина погнутости, повреждения или засорения замков, заусениц в торцах и т. п.

Проверка замков производится непосредственно перед заправкой шпунтины в наголовник путем протаскивания по замкам шаблона из куска шпунтины того же профиля длиной 1—1,5 м.

При наличии на шпунте антикоррозийного покрытия производится проверка его сохранности.

Обнаруженные дефекты должны быть устранены, в противном случае производится отбраковка шпунтины.

28.    Небольшие изгибы шпунта и вмятины замков устраняются оправкой кувалдой с предварительным нагревом места выправки.

29.    Маркировка шпунта производится после проверки и устранения дефектов, выполненных согласно пп. 27 и 28 настоящей инструкции.

Маркировка заключается в нанесении несмываемой краской на расстоянии 1—0,7 м от головы порядкового номера шпунтины, разметке шпунтины на метры и нумерации меток, считая от низа шпунтины.

30.    Разметка прямоугольного отверстия на шпунтине для клина наголовника производится при помощи специального шаблона из листовой стали, накладываемого на шпунтину.

Очерчивание границ отверстия производится стальной хорошо заостренной чертилкой. Применение для этой цели мела или карандаша не рекомендуется.

31.    Вырезка прямоугольных отверстий в шпунте для крепления вибропогружателя к шпунтине производится:

а)    на складе — при большом расходе шпунта в смену, оправдывающем работу специального резчика;

б)    на месте работы — при использовании резчика для вырезки отверстий и для других работ на площадке.

В обоих случаях укладку шпунта в штабели рекомендуется производить таким образом, чтобы без дополнительного его перемещения было бы возможно произвести вы-

ю