Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

19 страниц

Купить РД 50-183-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания устанавливают порядок организации, подготовки и проведения проверок технического уровня и качества продукции на вновь вводимых в действие производственных мощностях. Методические указания являются обязательными для органов Госстандарта, а также проверяемых предприятий и организаций независимо от их ведомственной подчиненности

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Организация и планирование проверок

3 Подготовка к проведению проверок

4 Порядок проведения проверок

5 Оформление результатов проверок

6 Реализация материалов проверок

Приложение 1. Предложения по организации государственного надзора за техническим уровнем и качеством продукции на вновь вводимых в действие производственных мощностях

Приложение 2. Форма акта проверки технического уровня и качества

Приложение 3. Форма акта проверки технического уровня и качества

Приложение 4. Образец заполнения плана госнадзора

Приложение 5. Форма отчета проверки

 
Дата введения01.07.1980
Добавлен в базу01.01.2021
Завершение срока действия01.07.1986
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

19.03.1980УтвержденГосударственный комитет стандартов Совета Министров СССР1213
РазработанВНИИС
ИзданИздательство стандартов1980 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА ВНЕДРЕНИЕМ И СОБЛЮДЕНИЕМ СТАНДАРТОВ, ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, МЕТРОЛОГИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ И КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ УРОВНЕМ И КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ВНОВЬ ВВОДИМЫХ В ДЕЙСТВИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЯХ

РД 50-183-80

М»ск1«

ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 1980

РАЗРАБОТАНЫ Всесоюзным научно исследовательским институтом стандартизации (ВНИИС)

Директор института А. В. Гличев

Зам. директора по научной работе Ф. А. Амирджанянц Руководитель темы Е. А. Авсиевич Ответственный исполнитель В. И. Смирнов

ВНЕСЕНЫ

Управлением государственного надзора и территориальных органов Госстандарта

Начальник Управления Г. Н. Шаронов

Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации

Директор института А. В. Гличев

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением государственного надзора и территориальных органов Госстандарта

Зам. начальника Управления Л. А. Златкович

Главный конструктор, начальник отдела территориальных органов С. Н. Волжин

УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государст. венного комитета СССР по стандартам от 19 марта 1980 г, № 1213

рациях, определяющих качество деталей, сборочных единиц, готовых изделий;

наличие периодического контроля за соблюдением технологической дисциплины.

4.3.8.    При проверке качества поступающего сырья, материалов, комплектующих и готовых изделий:

устанавливают наличие претензий (рекламаций) предприятия к качеству поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий, технологического оборудования, универсального инструмента и оснастки; претензии (рекламации) оформляют справкой по форме приложения 18 к РДИ 110—78;

выборочно проверяют такую продукцию на соответствие требованиям стандартов и технических условий (при наличии систематических или повторяющихся дефектов);

направляют материалы проверки (при подтверждении претензий (рекламаций) предприятия) в территориальный орган по месту нахождения предприятия-изготовителя (поставщика) для применения экономических санкций.

4.3.9.    При проверке деятельности службы стандартизации устанавливают наличие и выполнение работ, направленных на повышение технического уровня и качества продукции.

4.3.10.    При проверке организации технического контроля продукции устанавливают соответствие обязанностей, выполняемых службой технического контроля по повышению качества продукции, типовому положению об ОТК и положению об ОТК предприятия; прогрессивность форм и методов контроля качества продукции.

4.4. Проверка на предприятиях, сооружаемых по иностранным лицензиям и на базе комплектного импортного оборудования.

4.4.1.    При проведении таких проверок, помимо вопросов, изложенных в п. 4.3, устанавливают:

а)    комплексность закупки комплектного импортного оборудования и лицензий, в том числе наличие:

запасных частей для обеспечения в течение 2—3 лет бесперебойной эксплуатации указанного оборудования;

специальных приспособлений и инструмента для монтажа технологического оборудования;

рабочих чертежей на запасные части для изготовления запасных частей на советских предприятиях;

б)    наличие необходимого комплектующего отечественного оборудования, включая нестандартизованное, их соответствие современному техническому уровню.

5. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК

5.1.    Результаты проверки оформляют актами:

в проектных организациях — по форме приложения 2;

на вновь вводимых в действие предприятиях — по форме приложения 3.

5.2.    Акт проверки в проектных организациях содержит следующие разделы:

1)    исходные данные об организации, в котором указывают специализацию данной организации в области разработки предприятий, весь ли комплекс проектных работ выполняет эта организация, если нет, то какие работы выполняют другие организации, наличие претензий заказчиков к качеству разработанных проектов, осуществляет ли организация авторский надзор за строительством предприятий, основные результаты надзора;

2)    результаты проверки технического уровня и качества продукции, в котором излагают данные, полученные по итогам проверки в соответствии с п. 4.2 методических указаний;

3)    выводы, в котором делают заключение по итогам проверки, кроме того, при необходимости, указывают причины, сдерживающие повышение технического уровня продукции.

5.3.    Акт проверки на вводимых в действие предприятиях состоит из следующих разделов:

1)    исходные данные о предприятии, в котором указывают:

год ввода предприятия в действие;

категорию предприятия;

удельный вес (в %) проверяемой продукции в общем объеме производства (в товарном выпуске);

уровень механизации и автоматизации предприятия;

2)    результаты проверки технического уровня продукции, в котором указывают сведения, полученные при проверке по п. 4.3.1 методических указаний;

3)    результаты проверки продукции на соответствие требованиям стандартов и технических условий, в котором излагают полученные данные в соответствии с п. 4.4 РДИ 110—78;

4)    техническая подготовка производства, в котором излагают результаты проверки в соответствии с пп. 4.3.3. и 4.3.4 методических указаний;

5)    состояние метрологического обеспечения производства, в котором излагают результаты проверки в соответствии с п. 4.5 РДИ 110—78;

6)    обеспеченность машинами и оборудованием, в котором излагают результаты проверки в соответствии с п. 4.3.6 методических указаний;

7)    состояние технологической дисциплины, в котором излагают результаты проверки в соответствии с п. 4.3.7 методических указаний;

8)    качество поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов и т. д., в котором излагают результаты проверки в соответствии с п. 4.3.8 методических указаний;

9)    деятельность службы стандартизации, в котором излагают

результаты проверки в соответствии с п. 4.3.9 методических указаний;

10) организация технического контроля, в котором излагают результаты проверки в соответствии с п. 4.3.10 методических указаний;

И) дополнительные сведения (см. п. 5.3.1);

12)    причины нарушений требований стандартов, технических условий и другой технической документации, в котором излагают конкретные причины, приведшие к выпуску недоброкачественной продукции и другим нарушениям. При отсутствии нарушений раздел не составляют;

13)    выводы, в котором дают общее заключение о техническом уровне и качестве проверяемой продукции и результатах проверки других объектов госнадзора.

5.3.1.    При проверке на предприятиях, сооружаемых по иностранным лицензиям и на базе комплектного импортного оборудования, вопросов, изложенных в п. 4.4.1 методических указаний, результаты этой проверки излагают в разделе «Дополнительные сведения», помещаемом перед разделом 12 «Причины нарушений». Кроме того, в этом разделе могут излагаться другие данные, которые могут быть установлены в ходе проверки по дополнительным вопросам.

5.4.    К актам прилагают промежуточные акты и справки, составленные и подписанные в соответствии с требованиями настоящих методических указаний и РДИ ПО—78.

5.5.    Содержание актов доводят до сведения руководства соответственно проектной организации и вводимого в строй предприятия.

5.6.    Акт подписывают все участники проверки. При наличии разногласий принимается решение в соответствии с п. 1.15 РДИ 110—78.

5.7.    Акт проверки направляют (передают):

проверенному предприятию (организации);

его вышестоящей организации;

республиканскому управлению Госстандарта;

ГКНТ;

Госплану СССР или союзной республики;

организациям, участвующим в проверке (в случае необходимости).

5.8.    Акт проверки в обязательном порядке должен находиться у территориального органа, осуществлявшего проверку.

5.9.    Рассылку (передачу) акта производят в срок, не превышающий пяти дней с момента его подписания.

6. реализация материалов проверок

6.1.    При установлении в ходе проверки проектной организации факторов, свидетельствующих о низком техническом уровне пока-

зателей продукции, под выпуск которой ведется проектирование предприятия, в Госстандарт (республиканское управление) направляют представление о необходимости прекращения проектирования или внесения изменений в задание на проектирование и проект (форма представления — приложение 5).

О каждом таком случае территориальный орган Госстандарта письменно информирует министерство (ведомство) по подчиненности организации.

6.2.    При установлении нарушений задания на проектирование в отношении требований к техническому уровню продукции организации дают указания об устранении установленных нарушений со сроками исполнения.

6.3.    При выявлении на вводимом в действие предприятии выпуска недоброкачественной продукции или других нарушений НТД принимают меры в соответствии с п. 4.18 РДИ 110—78.

6.4.    Территориальный орган Госстандарта осуществляет контроль за выполнением предприятием (организацией) указаний и предписаний по результатам проверок путем проведения повторных проверок.

Порядок проведения повторных проверок в соответствии с РДИ 110—78 (раздел 9).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Предложения по организации государственного надзора за техническим уровнем и качеством продукции на вновь вводимых в действие производственных

мощностях

Наименование

продукции

Объекты проверки

Срок введения в действие предприятия

Ориентировочный срок проверки (кв.)

Организации, привлекаемые к проверкам

Проектная

организация,

министерство,

ведомство

Вводимое в действие предприятие (расширяемое, реконструируемое), министерство, ведомство

1

2 | 3

4

5

G

Государственный комитет СССР по стандартам


(наименование территориального органа Госстандарта)

АКТ


от_

проверки

качества


(дата)

технического


уровня и


(наименование продукции (допускается групповое)


Адрес


(место составления)


(наименование организации)


(ведомственная подчиненность (заполняется в соответствии с требованиями, установленными специальным положением)


Директор

организации _

(фамилии, и., а.)

Зам. директора

по научной работе _

(фамилия, и., ».)

Главный конструктор

(главный инженер)_

(фамилия, н.. • )

Руководитель службы стандартизации _

(фамилия, и.. •.)


Главный метролог _

(фамилия, и., «.)


Основание: Задание


(наименование территориального органа Госстандарта, дата н номер документа)


Составлен: _

(фамилии, н., о„ должности лиц, участвующих в проверке)

Присутствовали: __

(фамилии, и, о., должности представителей предприятия)

1.    Исходные данные о проверяемой организации (излагают результаты проверки в соответствии с п. 5.2.1).

2.    Результаты проверки технического уровня продукции.

3.    Выводы.

Перечень необходимых приложений к акту:

1........

2........и т. д.

Акт составлен на_ л. в_ экз. и направлен (вручен):

1........

2........и т. д.

Подписи участников проверки ......

(фамилия, и., о.)

С актом ознакомлен « 1 экз. получил Директор организации


(фамилия, н., о.)


Государственный комитет СССР по стандартам

<накменовгкис территориального органа Госстандарта)

АКТ

ОТ____

(дата

проверки научно-технического уровня и качества

(наименование продукции (допускается групповое)

(наименование предприятия)

(ведомственная подчиненность заполняется в соответствии с требованиями, установленными специальным положением)

Адрес ----

(место составления)

Директор

предприятия __

(фамилия, и., о-)

Главный инженер

(главный конструктор)__

(фамилии, и., о.)

Начальник ОТК__

(фамилия, и., о.)

Руководитель службы стандартизации ___

(фамилия, и., о.)

Главный метролог __

(фамилия, и., о.)


Основание: Задание Составлен _

(фамилии, и. о., должности лиц, участвующих в проверке)


(наименование территориального органа Госстандарта, дата и номер документа)

Присутствовали:__

(фамилии, и., о . должности представителей предприятия)

1.    Исходные данные о предприятии.

2.    Результаты проверки технического уровня продукции.

3.    Результаты проверки продукции на соответствие требованиям стандартов и технических условий.

4.    Техническая подготовка производства.

5.    Состояние метрологического обеспечения.

6.    Обеспеченность машинами и оборудованием.

7.    Состояние технологической дисциплины.

8.    Качество поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов.

9.    Деятельность службы стандартизации, направленная на обеспечение технического уровня и качества продукции.

10.    Организация технического контроля.

11.    Дополнительные сведения1.

12.    Причины нарушений требований стандартов.

13.    Выводы.

Перечень необходимых приложений к акту:

1........

2........ит. д.

Акт составлен на_л. в_ экз. и направлен (вручен):

2........«т.д.

С актом ознакомлен и 1 экз. получил Директор предприятия __

(фамилия, к., о.)

и комплектующие изделия для его производства

Станки металлорежущие

Станки с ЧПУ коорди-

IV

IV

IV

иатнорасточпые Станки с ЧПУ токар

Миистапко-

пром

То же

Миистапко-

пром

То же

Мннавто-

пром

Мииприбор То же

но-револьверные к г. д. Комплектующие изделия

Электродвигатели

IV

и т. д.

Вводимые вновь производственные мощности

Станки с ЧПУ фрезер

Мннэлек-

гротехпром

IV

IV

ные

Миистапко-

пром

Минстаико-

проз»

Минавизпром (3.5) Мннстаккопром (5) Мннсельхоэмаш (4) Минавтопром (4)

То же

Минстанкопром

Мнкавтопром

Миксельхозмаш

Образец заполнения плана госнадзора

Сроки проверок (ко ) и министерств». и» предприятиях которых осуществляются проверки по стадиям:

Мииистярств», ведоме»»», привлекаемые к проверят по ст»ди»м (Гр. 3-8)

Шифр

Н|ин«иов«кие

продухами

разработки (проектаро-вдиив)

производств»

серийной

(UICCOBOft)

продукции

»кспду«т»иии

ремонт» и тсхоб-сдужнва-иия

транспор

тировщик

ipjNC-

нис

1

2

з

«

5

б

7

9

9

7.05. Оборудование металлорежущее, сырье, материалы 7.05.01.


Шифр

Наименование проверок

Срок

проведения

Министерства, на предприятиях которых осуществляются проверки

7.13

7.-13.07

Целевые проверки Технический уровень и качество продукции на вновь вводимых в действие мощностях

III—IV

Минсельхозмаш


ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Государственный комитет СССР по стандартам


(наименование территориального органа Госстандарта)


При проверке технического уровня


Начальнику Управления государственного надзора и территориальных органов Госстандарта тов. ШАРОНОВУ Г. Н. (Начальнику Республиканского управления Госстандарта)


(наименование продукции)


на_

проведенной с


(наименование организации, министерства (ведомства) _ ПО     19    Г.,


установлены факты, свидетельствующие о низком техническом уровне продукции, под выпуск которой проектируется предприятие_

(перечень фактов)


На основании вышеизложенного вносим представление q прекращении проектирования, о внесении изменений в задание, проект (ненужное зачеркнуть). Приложение. Акт проверки на_л. в 1 экз.


Руководитель территориального органа


(фамилия, я.. о.)


1.    Общие положения ...........4

2.    Организация и планирование проверок ....... 5

3.    Подготовка к проведению    проверок........7

4.    Порядок проведения проверок.........В

5.    Оформление результатов    проверок........11

6.    Реализация материалов проверок ........ 13

Приложение 1..... 14

Приложение 2..............15

Приложение 3..............16

Приложение 4..............17

Приложение 5..............18

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, метрологическим обеспечением и качеством продукции

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Государственный надзор за техническим уровнем и качеством продукции на вновь вводимых в действие производственных мощностях

РД 50-183-80

Редактор Т. А. Киселева Технический редактор Л. Б. Семенова Корректор В. Ф. Малютина

Сдано и паб 23 05.80 Подп. в псч. 03.07.80 Т—11975 Формат 60X 90»/,* Бумага типографская Л> 2 Литературная гарнитура Высокая печать 1,25 уел. п. л. 1,12 уч.-изд. л. Тираж 25000 Заказ 1609 Цена 5 коп.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов. 123557, Москва. Новопресненский пер., 3 Калужская типография стандартов, ул. Московская, 256.

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, метрологическим

50-183-80

Введен впервые

обеспечением и качеством продукции РД

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Государственный надзор за техническим уровнем и качеством продукции на вновь вводимых в действие производственных мощностях

Утверждены постановлением Государственкого комитета стандартов Совета Министров СССР от 19 марта 1980 г. № 1213 срок введения установлен с 1 июля 1980 г.

Настоящие методические указания разработаны на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы», Положения о Государственном комитете стандартов Совета Министров СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 сентября 1973 г. № 677 и являются дополнением к «Инструкции по государственному надзору за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, метрологическим обеспечением и качеством промышленной продукции. РДИ 110—78»2.

Методические указания устанавливают порядок организации, подготовки и проведения проверок технического уровня и качества продукции на вновь вводимых в действие производственных мощностях.

Методические указания являются обязательными для органов Госстандарта, а также проверяемых предприятий и организаций независимо от их ведомственной подчиненности.

Методические указания не распространяются на осуществление государственного надзора за техническим уровнем и качеством продукции, разрабатываемой по заказам Министерства обороны.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Государственный надзор за техническим уровнем и качеством продукции на вновь вводимых в действие производственных мощностях осуществляют методом выборочных проверок, проводимых по планам государственного надзора.

1.2.    Проверки проводят:

а)    в организациях, разрабатывающих проекты строительства, расширения и реконструкции предприятий, цехов, участков3;

б)    на предприятиях, создаваемых вновь, расширяемых и реконструируемых действующих предприятиях;

в)    на предприятиях, сооружаемых по иностранным лицензиям и на базе комплектного импортного оборудования.

1.3.    Целью государственного надзора за техническим уровнем и качеством продукции на вновь вводимых в действие производственных мощностях является предотвращение постановки на производство и выпуска продукции, не соответствующей требованиям народного хозяйства, лучшим отечественным и зарубежным образцам.

1.4.    В проектных организациях объектами государственного надзора являются:

а)    технические характеристики, параметры, показатели, Определяющие технический уровень продукции, под выпуск которой ведется проектирование предприятия;

б)    технологическая часть технических (техно-рабочих) проектов предприятий.

1.4.1.    Одновременно проверяют научно-технический уровень стандартов и технических условий4, применяемых при проектировании.

1.5.    На создаваемых вновь предприятиях объектами государственного надзора являются:

1.5.1.    Если продукция к началу проверки выпускается:

а)    технический уровень продукции;

б)    соответствие продукции (установочных серий) требованиям НТД.

1.5.1.1.    Одновременно проверяют:

а)    научно-технический уровень НТД, применяемых при производстве продукции;

б)    технологическую подготовку производства и ее метрологическое обеспечение;

в)    состояние метрологического обеспечения производства;

г)    обеспеченность машинами и оборудованием;

д)    состояние технологической дисциплины;

е)    качество поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции;

ж) деятельность службы стандартизации;

з) организацию технического контроля продукции.

Примечание. В случае установившегося серийного или массового производства проверку проводят в объеме, установленном разделом 4 РДИ 110—78.

1.5.2.    Если продукция запланирована к выпуску, но к началу проверки установочная серия (первая промышленная партия) не изготовлена, — технический уровень продукции.

1.5.2.1. Одновременно проверяют:

а)    техническую (конструкторскую и технологическую) подготовку производства;

б)    метрологическое обеспечение подготовки производства;

в)    обеспеченность машинами и оборудованием.

1.5.3.    На расширяемых и реконструируемых действующих предприятиях объектами государственного надзора в случае выпуска продукции являются объекты, перечисленные в пп. 1.5.1 и

1.5.1.1, за исключением подпунктов а, ж и з п. 1.5.1.1; если к началу проверки продукция не выпускается, — объекты, перечисленные в пп. 1.5.2 и 1.5.2.1.

1.6.    На предприятиях, сооружаемых по иностранным лицензиям и на базе комплектного импортного оборудования, кроме перечисленного в пп. 1.5.1 и 1.5.2, проверяют комплексность закупки оборудования и лицензий и другие условия, направленные на обеспечение стабильности качества продукции.

1.7.    Проверки должны проводить высококвалифицированные специалисты территориальных органов Госстандарта.

К проверкам могут привлекаться в установленном порядке представители министерств и ведомств — потребителей и изготовителей продукции, головных и базовых организаций по стандартизации и других заинтересованных организаций, специалисты и технические средства предприятий, организаций, инспекций по качеству продукции, органов технического контроля, испытательных центров.

1.8.    Органы Госстандарта и их должностные лица, осуществляющие проверки технического уровня и качества продукции на вновь вводимых в действие производственных мощностях, обязаны руководствоваться настоящими методическими указаниями, РДИ ПО—78 и другими нормативными актами.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕРОК

2.1.    Формой организации государственного надзора за техническим уровнем и качеством продукции на вновь вводимых в действие мощностях является целевая проверка, проводимая в рамках комплексных и групповых проверок или самостоятельно.

2.2.    Неполными данными для выбора объектов проверки являются:

информация о проектируемых и вводимых в действие производственных мощностях (планы капитального строительства, предложения министерств, ведомств и другие сведения);

наименование отраслей, на предприятиях и организациях которых намечены проверки в порядке государственного надзора;

наименование планируемых комплексных и групповых проверок.

2.3.    Отраслевые отделы, управления и республиканские управления Госстандарта запрашивают соответственно союзные и республиканские министерства и ведомства о предложениях по организации проверок научно-технического уровня и качества продукции на проектируемых и вновь вводимых в действие мощностях пс прилагаемой к методическим указаниям форме (приложение 1).

2.4.    Отраслевые отделы (управления) и республиканские управления Госстандарта анализируют полученные предложения, уточняют их по перечням: вновь начинаемых строительством предприятий и сооружений и действующих предприятий, намечаемых к реконструкции и расширению, — являющимся составной частью пятилетних планов капитального строительства, и направляют их е Управление государственного надзора и территориальных органов Госстандарта.

В «Предложения» следует включать, в первую очередь, наименования, виды, марки, типы, модели, артикулы и т. п. продукции* вошедшие в состав комплексных проверок, а также аналогичной продукции, под выпуск которой проектируются или вводятся в действие предприятия и сооружения.

2.5.    Управление госнадзора и территориальных органов анализирует предложения отраслевых отделов (управлений) и республиканских управлений и включает их в следующие разделы проекта плана государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий и состоянием средств измерений: «Комплексные (групповые) проверки» или «Целевые проверки».

Примечание. В раздел плана «Целевые проверки» включают проверкк технического уровня и качества продукции на вновь вводимых в действие мощностях, имеющей важное народнохозяйственное значение, но не вошедшей в комплексные проверки.

2.6.    В разделе плана государственного надзора «Комплексные (групповые) проверки» содержится следующая информация по проверкам технического уровня и качества продукции на вновь вводимых в действие мощностях:

гр. 2 — наименование продукции — продукция, под выпуск которой проектируется предприятие или выпуск которой осваивается;

гр. 3 — сроки проверок и министерства, в систему которых входят проектные организации;

гр. 4 — сроки проверок и министерства, в систему которые

входят вводимые в действие предприятия (расширяемые, реконструируемые);

гр. 9 — организации, привлекаемые к проверкам.

В разделе «Целевые проверки» указывают следующие сведения:

гр. 2 — наименование проверки — «Технический уровень и качество продукции на вновь вводимых в действие мощностях»;

гр. 1, 3, 4 — общепринятые сведения.

Образец заполнения плана госнадзора — приложение 4.

2.7.    Республиканские управления Госстандарта при выборе объектов проверок включают в номенклатурные планы госнадзора, в первую очередь, проектные организации, а также создаваемые вновь предприятия в период выпуска ими установочных серий продукции.

2.8.    При составлении технических заданий (требований) на проведение комплексных или целевых проверок помещают специальные указания но проверке технического уровня и качества продукции на вновь вводимых в действие мощностях, содержащие:

сведения об аналогах продукции, под выпуск которой проектируется предприятие, по основной номенклатуре показателей;

перечень стран, являющихся передовыми в достижении технического уровня аналогичной продукции;

характерные недостатки продукции, аналогичной запланированной к выпуску, выявленные при проверках, установленные в процессе эксплуатации и ремонта изделий;

сведения о перспективных направлениях развития и внедрения новой техники;

перечни законодательных и нормативных актов в области стандартизации, технического уровня и качества продукции и другие сведения.

2.9.    Согласование и рассылка технических заданий (требований) территориальным органам производятся в порядке, установленном методическими указаниями по организации и проведению комплексных проверок.

3. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК

3.1. Территориальный орган Госстандарта, получив техническое .’задание (требование) на проведение проверки, информирует всех участников предстоящей проверки о календарных сроках ее проведения не позднее, чем за пятнадцать дней до ее начала, и проводит подготовительные работы, включающие:

а)    изучение требований технического задания на проверку;

б)    изучение требований законодательных и нормативных актов в области стандартизации, технического уровня и качества продукции;

.в) изучение стандартов, технических условий на продукцию.

технический уровень и качество которой предстоит проверять;

г)    выявление и изучение материалов, содержащих сведения о техническом уровне и качестве продукции, намеченной к проверке (карты технического уровня продукции, программы комплексной стандартизации продукции, каталожные данные, зарубежные стандарты и т. д.);

д)    выявление у основных потребителей запланированной к выпуску на вновь вводимых в действие предприятиях продукции, инспекций по качеству, торговых, сбытовых и других организаций претензий к ее техническому уровню и качеству;

е)    привлечение по согласованию с соответствующими руководителями для проведения анализов и испытаний продукции, анализа ее технического уровня специалистов и технических средств предприятий, организаций, инспекций по качеству, органов технического контроля, испытательных центров, головных и базовых организаций по стандартизации и др.;

ж)    составление программ проверки;

з)    ознакомление всех участников проверки с программой проверки.

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

4.1.    Должностное лицо, возглавляющее проверку:

а)    распределяет работу между участниками проверки;

б)    организует отбор документации или образцов (проб) продукции; отбор оформляют промежуточными актами (см. приложения 2 и 13 к РДИ 110—78);

в)    дает через ответственных лиц проверяемой организации (предприятия) соответствующим подразделениям и службам задание по подготовке материалов, характеризующих работу орга-ниции (предприятия).

4.2.    При проверке в проектных организациях устанавливают:

а)    наличие задания на проектирование;

б)    наличие в задании технико-экономического обоснования проектирования (ТЭО), требований к продукции, под выпуск которой ведется проектирование предприятия, в том числе:

технических характеристик изделий;

сведений о производстве аналогичных изделий за рубежом;

соответствие технических характеристик современным отечественным и зарубежным образцам;

указаний о конструктивных особенностях и технологичности изготовления продукции;

в)    соответствие технических характеристик продукции, нашедших отражение в технологической части проекта, требованиям задания на проектирование и достигнутому мировому уровню по основным параметрам (производительность, точность, надежность, ресурс, технологичность, применение унифицированных деталей и сборочных единиц и др.);

г)    прогрессивность технологии данного производства, использование новых эффективных технологических процессов, в том числе методов, направленных на экономичное использование металла: точное литье, точная штамповка, холодное выдавливание, формование взрывом и т. п., использование экономичных материалов и сырья; внедрение ЭВМ для контроля и регулирования технологических процессов;

д)    наличке требований к метрологическому обеспечению изготовления продукции;

е)    состав запроектированного оборудования:

его современность, производительность, надежность; соответствие его точности требованиям данного производства; анализ структуры всего состава принятого оборудования (станки с программным управлением, специальные, многопозиционные и т. д.);

ж)    обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях производственного процесса; прогрессивность контроля (применение статистических методов, применение ЭВМ и т. д.);

з)    степень механизации и автоматизации производственных процессов, в первую очередь тяжелых и трудоемких работ, подъемно-транспортных и погрузочно-разгрузочных операций; внедрение автоматизированных процессов и переналаживаемых автоматических линий;

и)    результаты проведения экспертизы проектов.

Примечания:

1.    Пр51 анализе аналогов (подпункт б) обращать внимание на год их разработки и планируемый срок введения проектируемого предприятия в действие, имея в виду, что сроки освоения продукции в значительной мере отражаются на ее техническом уровне.

2.    При анализе типовых проектов предприятий во избежание морального устарения продукции при длительных сроках реализации проектов следует устанавливать, кроме того, повторяемость их применения в ближайшие 3—4 года.

4.3. Проверка на вводимых в действие предприятиях.

4.3.1. При проверке технического уровня выпускаемой (запланированной к выпуску) продукции устанавливают: категорию качества продукции;

наличие отечественных и зарубежных аналогов выпускаемой продукции.

При наличии аналогов — фирму (предприятие), год разработки аналога, принадлежность фирмы к стране, являющейся ведущей в производстве данного вида продукции;

соответствие номенклатуры показателей качества продукции карте технического уровня и качества продукции (КУ) номенклатуре, указанной в отраслевой (подотраслевой) методике;

соответствие показателей качества продукции показателям изделия, выбранного в качестве аналога, в случае несоответствия — наличие в КУ мероприятий по достижению установленного уровня.

4.3.2.    При проверке соответствия выпускаемой продукции требованиям стандартов, технических условий и образцов (эталонов) следует пользоваться указаниями, данными в п. 4.4 РДИ 110—78.

4.3.3.    При проверке технической подготовки производства — конструкторской и технологической — устанавливают:

соответствие порядка разработки новых и модернизации освоенных предприятием изделий требованиям ГОСТ 15.001-73, а также соответствующего отраслевого или государственного стандарта, разработанного в развитие ГОСТ 15.001-73;

степень отработки изделия на технологичность конструкции в соответствии с требованиями ГОСТ 14.202-73ГОСТ 14.204-73;

соответствие оформления конструкторской документации требованиям стандартов на Единую систему конструкторской документации (ЕСКД);

соответствие технологической подготовки производства требованиям стандартов на ЕСТПП — Единую систему технологической подготовки производства;

а)    проводился ли технологический контроль чертежей для определения соответствия конструкции изделия требованиям и возможностям производства с целью применения эффективных технологических процессов, передовых форм и методов организации производства;

б)    прогрессивность технологического процесса (см. п. 4.2, подпункт г);

в)    применение наиболее производительных технологических методов в соответствии с имеющимся оборудованием;

г)    соответствие технологического процесса типу производства;

д)    уровень автоматизации и механизации процессов производства.

4.3.4.    Проверку метрологического обеспечения подготовки производства проводят в соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТ 8.054-73 «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрологическое обеспечение подготовки производства».

4.3.5.    Проверку состояния метрологического обеспечения про-лзводства следует проводить в соответствии с п. 4.5 РДИ ПО—78.

4.3.6.    При проверке обеспеченности машинами и оборудованием устанавливают:

наличие необходимого технологического оборудования и машин;

техническое состояние имеющегося оборудования и машин;

удельный вес прогрессивного оборудования;

наличие и соблюдение графиков периодического контроля точности технологического оборудования и машин, графиков ППР.

4.3.7.    При проверке состояния технологической дисциплины устанавливают:

соблюдение требований технологической документации на опе-

1

Дополнительные сведения помещают при проверках на предприятиях, сооружаемых по нностранлым лицензиям я та базе комплеггмого импортного оборудования.

2

В дальнейшем именуется РДИ ПО—78.

© Издательство стандартов, 1980

3

В дальнейшей — «предяржя

4

В дальнейшей! — НТД.