Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

Купить РД 2201-2-79 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководящий документ распространяется на строительные башенные краны серии КБ и содержит рекомендации по применению и эксплуатации стальных канатов.

РД разработан в развитие действующих "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора СССР", "Инструкции по безопасному ведению работ для машинистов (крановщиков) башенных кранов" Госгортехнадзора СССР, а также заводских инструкций по монтажу и эксплуатации кранов

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Поставка и хранение

3. Навеска и закрепление канатов

4. Основные требования к эксплуатации и браковке канатов

5. Смазка канатов

6. Техника безопасности при работе с канатами

7. Источники, использованные при составлении РД, указаны в справочном приложении

Приложение (Справочное)

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанВНИИстройдормаш
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

КРАНЫ БАШЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

РД 2201-2-79

Москва 1979

РАЗРАБОТАН Московским научно-производственным объединением по строительному и дорожному машиностроению (объединение "ВНИИстройдормаш)

Исполнители:    Невзоров    Л#А. , Смородинский И.М,

РД 2201-2-79

Ctp.II

Волочек длиной 15-20 мм загнуть. Вторично обезжирить проволоки в бензине или уайт-спирите, затем протравить в 20-25# растворе соляной кислоты, промыть в холодной воде, обработать флюсом,, просушить, после чего распущенные проволоки облудить, окунув их в специальную ванну с расплавленным припоем П0С-40.

При промывке, травлении и лужении принять меры предосторожности, чтобы не замочить сердечник каната во избежание последующей коррозии металла. Для этого погружение расплетенных прядей в ванну производить в строго вертикальном положении (не доходя 5+10 мм до вырубленного сердечника) и при этом дать некоторое время для отекания бензина (уайт-спирита, соляной кислоты и т.д.) с распущенного конца каната;

-    канат втянуть в муфту, установленную в вертикальном положении. При этом проволочная перевязка должна выйти из муфты, а торцы загнутых проволочек должны быть утоплены от торца муфты на 5-10 мм, черт.4.

При этом ось каната должна быть совмещена с осью муфты. Допускается смещение оси каната на нижнем(выходном торце)не более чем на 25# диаметра пряди;

-    нижний торец муфты заппаклевать асбестом,

-    по периметру верхнего торца муфты уложить валик асбеста высотой S...4 мм для предохранения разливания расплавленного цинка по торцу муфты.

3.II.7. При заливке должно быть выполнено следующее:

Расплавить цинк марки Ц-3 и нагреть до температуры 460-480°С. Температуру нагрева цинка контролировать термопарой погружения.

Прогреть муфту при помощи газовых горелок до температуры 200°С (контроль температуры производить при помощи термокарандашей) .

frm-T2 РД 2201-2-79



Черт.4. Расположение каната после его затяжки в муфту.


Fil 2201-2-79

Сто. 13

Произвести заливку цинка в муфту тонкой непрерывной струей, нанося ручником (молотком) по муфте, слабые удары с целью обеспечения проникновения цинка между проволоками каната. Допускается усадочная воронка глубиной не более 5 мм и диаметром 10 мм. Залитый цинк не должен выступать за торец муфты более чем на 3 мм. После полного остывания соединения, но не менее чем через I час после заливки удалить обвязку проволокой и асбест.

После остывания перевязать канат у входа в муфту проволокой $ 0,5...2 мм, а ее концы заделать в канат путем продевания ее под пряди каната не менее трех раз. Длина перевязки не менее 2-х диаметров каната.

3.II.8. Заделка. конца каната должна подвергаться испытанию под нагрузкой. Величина испытательной нагрузки должна выбираться из табл.4.

Таблица 4

Нагрузка, т.с

Расчетная

Испытательная

Расчетная

Испытательная

5

10

65

100

10

20

70

но

15

30

75

115

20

40

! 80

120

25

50

; 85

125

30

55

90

130

35

65

95

135

40

70

100

145

45

75

120

165

50

85

130

175

55

90

140

190

150

200

60

95

160

215

1

170

230

Стр.14 РД 2201-2-79

Примечания:

1.    Промежуточные значения определяются линейной интерполяцией.

2.    При расчетной нагрузке более 170 тс, испытательная нагрузка должна быть более допускаемой на 1/3.

3.II.9. Продолжительность испытаний и выход (перемещение) каната из муфты не должны превышать величин, указанных в табл.5.

Таблица 5

Диаметр каната, мм

Выход каната из муфты длительности испытан»

не более, мм, при й. мин

15

30

40

180х)

свыше 3 до 10

2

-

-

3

свыше 10 до 21

3

-

-

4

свыше 21 до 56

-

4

-

6

свыше 56

-

-

6

8

х) длительность испытания 180 мин устанавливается в том случае, если выход из муфты превышает величины, указанные для данного диаметра каната.

При выходе каната из муфты на величину, большую, чем указано при длительности 180 мин., крепление каната должно быть забраковано.

3.11.10.    Испытательную нагрузку следует прикладывать на расстоянии не менее 100 диаметров каната от края муфты.

3.11.11.    Мелкие трещины на поверхности заливки после испытания, рекомендуется устранять.

3.11.12.    После испытания на соединение, выполненное заливкой, должен быть заполнен паспорт, в котором указывают сведения об испытательной нагрузке, продолжительности испытания и величине выхода каната из муфты.

РД 2201- 2-79

Ctp.15

3.12. Крепление канатов с помощью зажимов.

3.12.1.    Для крепления канатов должны применяться зажимы по ГОСТ 13186-67.

3.12.2.    Дужки зажимов должны располагаться на нерабочей ветви (свободном конце) каната, черт.5.

3.12.3.    Число зажимов для закрепления канатов должно соответствовать данным табл.6.

Расстояние между зажимами и длина нерабочего конца каната после зажима должны быть не менее шести диаметров каната. Нерабочий конец каната после зажима должен быть примотан мягкой проволокой к рабочей ветви на длине не менее двух диаметров (см.черт.5).

Таблица 6

Диаметр каната, мм

До 16

16,5-27,0

27,5-37,0

Св.37,0

Минимальное число зажимов

3

4

5

6

3.12.4.    При установке зажимы плотно стягивают до тех пор, пока общий размер сжатых канатов будет составлять 0,6 от удвоенного диаметра каната.

3.12.5.    Испытание соединения должно выполняться согласно п.3.10.8.

3.13.    Закрепление концов канатов на барабанах должно осуществляться с помощью клина, прижимных планок на цилиндрической поверхности или торцовой части барабана.

3.14.    При закреплении с помощью клина формы и размеры гнезда под клин в барабане и клина должны отвечать требованиям ОСТ 23-253-72. Требования к закреплению аналогичны требованиям, изложенным ВлЗ.М.

стр.16 РД 2201- 2-7а

3.15.    Крепление каната на цилиндрической поверхности барабана или его торце рекомендуется выполнять по схемам, приведены™ на черт.6 и 7.

3.15.1.    Количество накладок должно приниматься по заводской инструкции, но должно быть не менее двух.

3.15.2.    На барабане, помимо витков каната, находящихся под зажимным устройством, должно оставаться не менее 1,5 витков каната при низшем возможном положении крюка.

3.15.3.    Расстояние между накладками должно быть не менее шести диаметров каната, а длина конца каната после последней накладки должна быть не менее двух диаметров каната.

3.15.4.    Изгибать свободный конец каната под накладкой или возле нее не разрешается.

3.15.5.    При установке накладок на нарезанной части барабана, гребень в месте перехода через него каната должен быть удален.

3.16.    При навеске каната должны быть приняты меры, предохраняющие канат от повреждений.

3.17.    Навеска каната должна производиться путем сматывания его на барабан лебедки непосредственно с заводской катушки или со специальных лебедок, на которые предварительно перематывают канат с заводской катушки.

3.18.    Первичное наматывание каната на барабан должно производиться с натяжением не менее 0,2 от рабочего усилия равномерно без ослабления витков. Натяжение должно создаваться путем подтор-маживания катушки с канатом тормозом специальной лебедки или грузом, находящимся в наинизшем положении.

3.19.    Все вновь установленные на кран канаты должны быть зарегистрированы в документаций крана.

РД 2201- 2-79    Сто.17




А- А




\\


Черт. 5 . Схема расположения зажимов на канате.


СТО. 18 PI 2201-2-79


Черт. 6. Схема крепления каната на цилиндрической части барабана.



А-А

Черт.7. Схема крепления каната на торцовой части барабана.

РД 2201-2-79

Стр.19

4* Основные требования к эксплуатации и браковке канатов

4Л. При эксплуатации канатов, с целью использования их тех-» нического ресурса необходимо:

-    следить за плотной и правильной укладкой канатов;

-    не допускать резких пусков и остановок механизмов;

-    не допускать загрязнения каната абразивами,

-    не допускать повреждения поверхности блоков, барабанов;

-    после длительных простоев (особенно при низких температурах) для обеспечения разогрева смазки, начинать работу на малых скоростях вхолостую и с небольшими грузами.

4.2.    Для лучшего использования ресурса каната, интенсивный износ которого происходит у реборды барабана, рекомендуется один раз в течение срока службы, перепасовать его, поменяв местами концевые крепления.

4.3.    В процессе эксплуатации должен производиться визуальный и инструментальный контроль канатов.

4.3.1.    Визуальный осмотр должен осуществляться при неподвижных канатах, либо при скорости движения каната не более 0,3 м/с. Осмотру подвергается вся рабочая длина каната, а также места его закрепления. Особое внимание следует уделять участкам каната, в которых наиболее вероятно возникновение дефектов и повреждений.

К ним относятся участки каната, проходящие через блоки или наматывающиеся на барабан, места закрепления в коушах и на барабане, а также в зоне перегиба каната на неподвижных участках.

4.3.2.    Канаты, на которых загустела или нарушена смазка, должны быть очищены и смазаны, как указано в разделе 6.

4.3.3.    При визуальном осмотре устанавливается число обрывов проволок в соответствии с Правилами* При этом число обрывов проволок на шаге свивки каната с коэффициентом запаса прочности

Сто.20 FR 2201- 2-79

до 6 не должно превышать 12 для каната конструкции 6x19 = 114 и 22 для каната конструкции 6x37=222.

Для канатов по ГОСТ .2688-69, изготовленных из проволок различного диаметра, при подсчете числа обрывов проволок, каждая оборванная тонкая проволока считается за I, а каждая оборванная толстая проволока за 1,7.

4*3.4* При наличии у каната по п.4.3.3 поверхностного износа иди коррозии проволок число обрывов на шаге свивки как признак браковки должно соответствовать ^занному в табл.7.

Таблица 7.

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %

Число обрывов проволок на шаге свивки конструкция каната

6x19=114

6x37=222

10

10

18

15

9

16

20

8

15

25

7

13

30 и более

6

II

4.3.4.1. При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволоки, канат должен быть забракован.

4.3.5.    Б документации крана должны регистрироваться:

-    число обрывов проволоки;

-    место расположения обрывов проволок;

-    степень износа проволок;

-    место расположения износа проволок.

4.3.6.    Выступающие концы оборванных проволок необходимо удалять кусачками и конец загибать внутрь каната.

4.3.7.    При подсчете числа обрывов проволок следует применять плоское зеркало, подносимое к контролируемому участку каната сзади.

КРАНЫ БАШЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ    РД 2201-2-79

РЕК0МШДА1Щ ПО ПРИМЕНЕНИЮ И

ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ    Введен впервые

Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на строительные башенные краны серии КБ и содержит рекомендации по применению и эксплуатации стальных канатов.

РД разработан в развитие действующих "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора СССР3^, "Инструкции по безопасному ведению работ для машинистов (крановщиков) башенных кранов" Госгортехнадзора СССР**), а также заводских инструкций по монтажу и эксплуатации кранов.

х

В дальнейшем именуемые как "Правила"

XX

В дальнейшем именуемая как "Инструкция"

РД 2201-2-79

Сто. ЯГ

4*3.8. При контроле канатов, особенно имеющих различную толщину проволок, следует учитывать, что не все оборванные проволоки выходят на поверхность каната. Поэтому на участках, где вероятен наибольший износ, необходимо проверять состояние проволок внутри каната путем его местного "перелома" или "раскручивания" .

4.4.    Инструментальный контроль канатов осуществляется для выявления степени износа стальных канатов путем измерения потери их сечения и обнаружения оборванных проволок в тех случаях, когда их концы не выступают наружу.

4.4.1.    Для выявления стелет износа стальных канатов

0 25-GO мм рекомендуется применять прибор типа ИИСК (измеритель износа стальных канатов). Принцип действия прибора основан на измерении изменения индуктивности катушки, в состав магнитопровода которой включают контролируемый канат. Правила использования прибора приведены в прилагаемой к нему инструкции.

4.4.2.    Для обнаружения оборванных проволок внутри каната рекомендуется прибор типа ДСК (дефектоскопы стальных канатов) .

Принцип действия прибора основан на использовании полей рассеяния, возникающих у оборванных проволок при продольном намагничивании каната.

4.4.3.    Для определения числа оборванных проволок у канатов 014-32 мм рекомендуется прибор "Поиск-1",

4.5.    Возможные неисправности каната и способы их исправления указаны в табл.8.

Стр.4 РД 2201-2-79

2. Поставка и хранение

2.1.    При поступлении каната на склад следует проверять соответствие его фактических параметров указанным в сертификате, а именно: заполнение всех граф сертификата в соответствии с ГОСТ 3241-66; соответствие диаметра и конструкции каната указанным в сертификате (диаметр каната измеряют по описанной окружности сечения штангенциркулем, градуированным с точностью до 0,1 мм, на расстоянии не менее 5 м от конца каната).

2.2.    Канаты, не снабженные сертификатом, должны быть испытаны в соответствии с ГОСТ 3241-66. Канаты, не снабженные свидетельством об их испытании не допускаются к использованию.

2.3.    При погрузке и разгрузке барабанов (катушек) с канатами) строповку барабанов (катушек) следует выполнять за ось, продетую в центральное отверстие барабана (катушки).

2.4.    Канаты следует хранить в закрытом сухом проветриваемом помещении с бетонным или деревянным полом. При отсутствии такого пола под барабаны (катушки) или бухты с канатом следует укладывать деревянные подкладки. Канаты в бухтах должны храниться в вертикальном положении. При хранении каната, намотанного на барабан, ось последнего должна быть параллельна полу.

2.5.    При транспортировке и выгрузке канатов должны быть приняты меры против повреждения верхних и боковых витков каната, при этом сбрасывание барабана с канатом не допускается.

2.6.    При длительном хранении канаты должны периодически, не реже одного раза в год, просматриваться и обязательно смазываться.

ЕЛ 2201 -'2-79

Сто. 5

3. Навеска и закрепление канатов

3.1.    При разматывании каната должны применяться приемы и приспособления, недопускающие образования петель, заломов, жучков и другах повреждений каната. Не допускается разматывание каната из бухты, лежащей на земле.

3.2.    Перед резкой каната на отдельные мерные отрезки его необходимо перевязать по обеим сторонам от места реза мягкой проволокой 4 1+2 мм. Число перевязок концов канатов должно быть не менее двух.

3.3.    Перевязки на канат должны накладываться при помощи приспособлений, обеспечивающих плотную навивку и равномерное натяжение проволоки.

3.4.    Резка каната должна осуществляться армированными абразивными кругами, дисковыми пилами трения (окружная скорость режущего диска 80-120 м/с), электро-и газорезками.

3.5.    Плоскость реза должна быть перпендикулярна оси каната.

3.6.    Перед запасовкой или в процессе ее канат должен быть тщательно просмотрен. Не допускается применение канатов, имеющих дефекты, при которых дальнейшая эксплуатация канатов запрещается (см. раздел 4).

3.7.    Канаты должны навешиваться в строгом соответствии со схемами, приведенными в инструкции по эксплуатации крана.

3.8.    Направление свивки каната рекомендуется увязать с направлением навивки каната на барабан и крепления на нем. Правила выбора направления свивки каната указаны в табл.2 и на черт.1.

Таблица 2

Свивка каната

Укладка витков каната на барабан

Намотка каната на барабан

черт.1

Вращение барабана при намотке Тс правой стороны вала)

Правая

слева-направо

I

по часовой стрелке

правая

справа-налево

2

против часовой стрелки

левая

справа-налево

3

по часовой стрелке

левая

I

слева-направо

1

4

против часовой стрелки

3.9.    На башенных кранах рекомендуется применять следующие виды концевых закреплений канатов:

-    с помощью клиновых коушей,

-    заливкой конца каната легкоплавким сплавом в стальной конусной муфте,

-    с помощью зажимов.

3.10.    Крепление каната с помощью клиновых коушей.

3.10.1.    На башенных кранах должны применяться клиновые коуши, изготовленные в соответствии с ОСТ 22-253-72.

3.10.2.    До закрепления должно быть проверено соответствие размеров обоймы и клина диаметру каната по их маркировке.

Коуши,не имеющие маркировки к установке не допускаются.

3.10.3.    Перед закреплением каната, обойма и клин должны быть очищены, а острые ребра и забоины удалены.

3.10.4.    Заводить конец каната в коуш следует так, чтобы рабочая ветвь каната была расположена на прямой его части, то есть, чтобы продолжение оси рабочей ветви каната проходило через ось проушины.

.7






Сто.8 РД 2201-2-79

3.10.5.    Длина свободного конца каната, выходящего из обоймы, должна быть не менее 6-»8 диаметров каната.

3.10.6.    При заведении каната в обойму и его затяжке, должны быть приняты меры, исключающие повреждение рабочих поверхностей обоймы и клина.

3.10.7.    Свободный конец каната должен быть прикреплен к рабочей ветви каната жимком или примотан проволокой на длине 6-8 диаметров каната,

3.10.8.    Крепление каната должно быть обтянуто пробной нагрузкой, путем статических и динамических испытаний при техническом освидетельствовании, согласно Правилам.

3.10.9.    После испытания должно быть зафиксировано взаимное положение клина и обоймы и дальнейшее смещение клина не допускается.

3.II. Крепление каната путем заливки конца каната легкоплавким сплавом в стальной конусной муфте.

3.11.1.    Для крепления концов каната легкоплавким сплавом

в стальной конусной муфте должны применяться следующие материалы:

-    соляная кислота по ГОСТ 1382-69,

-    едкий натр по ГОСТ 2263-71,

-    цинк Ц-3 по ГОСТ 3640-75,

-    оловянно-свинцовый припой П0С-40 по- ГОСТ 21930-76,

-    бензин по ГОСТ 2084г-67 или уайт-спирит по ГОСТ 3134-52.

3.11.2.    Отверстие муфты должно быть обезжирено 10# водным раствором едкого натра и промыто горячей водой.

Ржавчина должна быть удалена путем травления в 20-25# водном растворе соляной кислоты.

Температура раствора для обезжиривания и травления должна находиться в пределах 15-20°С.

РД 2201- 9-7Q

Стр.9

3.11.3.    Отверстие муфты должно быть покрыто флюсом по всей поверхности. Флюс должен быть приготовлен путем растворения в соляной кислоте кусков цинка до полного прекращения реакции (удельный вес - 1,19 г/см3).

3.11.4.    Отверстие муфты, подогретой до 150-200°С, должно быть облужено припоем ПОС-40, минимальная толщина П01фытия 0,2 мм.

3.11.5.    Канат должен быть перевязан на расстоянии А

от конца в 2-х местах с интервалом 100 мм мягкой проволокой / I...2 мм. Длина перевязки £ должна быть равной 1,5....2 диаметрам каната. Размер А должен быть равен длине муфты, увеличенной на 20 мм (см.черт.2).

3.11.6.    Перед заливкой должно быть выполнено следующее:

-    протянуть канат через муфту, а также другие детали, сквозь которые проходит канат на кране; снять перевязку с конца каната, оставшуюся после резки и расплести пряди на расстоянии А от торца;

-    вырезать сердечник в пределах распущенной части. При этом разрешается оставить отрезок сердечника длиной не более

; (см.табл.3, черт.З)

Таблица 3

Диаметр каната,

Б мм,не

мм

более

до 30

15

30-50

25

свыше 50

40

Распустить проволоки прядей каната веером, предварительно обезжирив их промывкой в бензине или уайьспирите, концы про-

f-ffj'u/T'a. ле/зесяЗ/t^' pairta.ftf'f, 5'е% 0J al


Черт.2. Схема перевязки каната.



Черт.З. Схема расплетки каната.