Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

48 страниц

266.00 ₽

Купить РД 152-011-00 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ распространяется на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, включая суда под иностранным флагом, постоянно или периодически эксплуатирующиеся на внутренних водных путях Российской Федерации (России). Наставление содержит требования по предотвращению загрязнения внутренних водных путей подсланевыми нефтесодержащими водами, сточными водами, мусором и пищевыми отходами, образующимися в процессе эксплуатации судна; нефтепродуктами при бункеровке судов; нефтепродуктами при грузовых и других операциях, выполняемых на танкере.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Основные положения

     1.1. Область применения

     1.2. Термины и определения

     1.3. Нормативные ссылки

     1.4. Надзор, контроль и ответственность

     1.5. Судовые документы, в которых регистрируются операции, связанные с предотвращением загрязнения водной среды

2 Общие требования к судам

     2.1. Общие положения

     2.2. Требования к пломбированию запорной арматуры

     2.3. Требования к шлангам

3 Предотвращение загрязнения подсланевыми нефтесодержащими водами

     3.1. Суда, не оборудованные установками очистки нефтесодержащих вод (станциями ОНВ)

     3.2. Суда, оборудованные установками очистки нефтесодержащих вод (станциями ОНВ)

4 Предотвращение загрязнения сточными водами

     4.1. Суда, не оборудованные установками очистки и обеззараживания сточных вод (станциями ООСВ)

5 Предотвращение загрязнения мусором

     5.1. Суда, не оборудованные установками для утилизации мусора (печами-инсинераторами)

     5.2. Суда, оборудованные установками для утилизации мусора (печами-инсинераторами)

6 Предотвращение загрязнения нефтепродуктами при бункеровке судов

     6.1. Подготовительные работы

     6.2. Проведение бункеровки

7 Предотвращение загрязнения нефтепродуктам и при операциях на танкерах

     7.1. Общие требования и ответственные лица

     7.2. Балластные операции

     7.3. Подготовка к грузовым операциям

     7.4. Проведение грузовых операций

     7.5. Зачистка танкеров

     7.6. Дополнительные мероприятия при операциях с жидкими вредными веществами, перевозимыми наливом

8 Действие экипажа при загрязнении водных путей нефтепродуктами и другими вредными веществами

     8.1. Требования к подготовке экипажа

     8.2. Сообщение о загрязнениях водной среды

     8.3. Действие экипажа при аварии, сопровождающейся загрязнением водной среды

9 Государственный надзор за предотвращением загрязнения ВВП при эксплуатации судов

     9.1. Виды государственного надзора

     9.2. Плановый надзор

     9.3. Неплановый надзор

10 Производственный контроль за предотвращением загрязнения ВВП при эксплуатации судов

     10.1. Контроль перед началом навигации

     10.2. Контроль в течение навигации

Приложение 1 (обязательное). Перечень документов, касающихся предотвращения загрязнения водной среды, которые должны быть на судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания

     1. На всех судах, постоянно или периодически работающих на внутренних водных путях

     2. Документы, которые дополнительно должны быть на судах смешанного плавания, где предотвращение загрязнения морской среды регламентируется МАРПОЛ 73/78

 
Дата введения15.04.2000
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанСлужба речного флота Российской Федерации
ИзданМоркнига2019 г.
ПринятМинздрав России
ПринятГоскомэкология России
ПринятМПР России
ПринятРоссийский Речной Регистр
ПринятЦГСЭН на водном и воздушном транспорте по Средне-Европейскому региону
УтвержденМинтранс России
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ

ОФИЦИАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РЕЧНИКА

Официальная библиотека речника

Министерство транспорта РФ

НАСТАВЛЕНИЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ (РД 152-011-00)

Нормативный документ Дата введения 15 апреля 2000 г.

9

Москва

МОРКНИГА

2019


риальные органы Госкомэкологии России и МПР России. Порядок проведения государственного надзора изложен в разд.9 настоящего Наставления.

1.4.3.    Технический надзор за судами и судовым оборудованием, предназначенным для предотвращения загрязнения ВВП, осуществляет Российский речной Регистр на основании «Правил экологической безопасности судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания», 1995.(ПЭБ РРР).

1.4.4.    Отраслевой контроль осуществляется Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства (ГБУВПиС) при лицензировании перевозной деятельности и проведении контроля за расстановкой и функционированием внесудовых водоохранных технических средств.

Проведение контроля за расстановкой и функционированием внесудовых водоохранных технических средств производится на основании специального Положения, утвержденного Службой речного флота («Росречфлот») Минтранса России.

1.4.5.    Производственный контроль осуществляется судовладельцами и капитанами судов перед началом навигации, а также в течении навигации и при подготовке к межнавигационному отстою (ремонту). Краткие указания по проведению производственного контроля изложены в гл.10.

1.4.6.    За экологические правонарушения, к которым относится загрязнение водной среды на ВВП, должностные лица (администрация фирмы-судовладельца, комсостав судна) несут дисциплинарную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г. и иными законодательными актами Российской Федерации.

1.5. Судовые документы, в которых регистрируются операции, связанные с предотвращением загрязнения водной среды

1.5.1.    Все операции, связанные с передачей в приемных пунктах подсланевых нефтесодержащих вод, сточных вод, мусора и пищевых отходов, а также операции с нефтепродуктами и другие работы, при которых возможно загрязнение ВВП, должны регистрироваться в соответствующих судовых журналах.

1.5.2.    Все операции на судах внутреннего плавания, связанные с передачей на внесудовые водоохранные технические средства отходов, образующихся в процессе эксплуатации судна: подсланевых

нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора, регистрируются в специальном судовом журнале СД-36.

На судах смешанного плавания эти операции регистрируются соответственно: в Журнале нефтяных операций (ЖНО), ч.1 «Операции в машинном отделении»; Журнале операций со сточными водами; Журнале операций с мусором.

1.5.3.    Любая нештатная операция во время бункеровки судна, которая привела к попаданию в водную среду даже незначительного количества нефтепродуктов, регистрируется в вахтенном журнале.

1.5.4.    На танкерах и других судах внутреннего плавания, перевозящих нефтепродукты и вредные вещества наливом, в упаковке, в контейнерах и т.п., все операции, выполняемые с нефтепродуктами и другими вредными веществами, а также балластные операции, регистрируются в вахтенном журнале.

На танкерах и других судах смешанного плавания, перевозящих нефтепродукты и вредные вещества наливом, операции, перечисленные в п. 1.5.1 регистрируются: в Журнале нефтяных операций (ЖНО), ч.2 «Грузовые и балластные операции» и Журнале грузовых операций для судов, перевозящих вредные жидкие вещества наливом.

1.5.5.    На судах-сборщиках и специализированных очистных судах, к которым непосредственно подходят суда, передающие под-сланевые нефтесодержащие воды, сточные воды, мусор и пищевые отходы, должен быть Журнал регистрации операций по приему загрязнений с судов. На основании записей в этом журнале сдающему судну выдается справка о приеме с него определенного количества загрязнений.

1.5.6.    На судах должны находиться журналы, перечисленные в разд. 1.5. Вахтенные журналы должны быть заверены в судоходной инспекции, журнал СД-36 - прошнурован и заверен судовой печатью, а журналы для судов смешанного плавания, указанные в п. 1.5.4. - заверены в службе капитана порта.

1.5.7.    Каждая запись в журнале должна быть подписана ответственным за проведение операции лицом с указанием даты записи. Рядом с подписью, в скобках, указывается должность, фамилия и инициалы лица, сделавшего запись.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СУДАМ

2.1. Общие положения

2.1.1. При эксплуатации судов на ВВП сброс за борт неочищенных подсланевых нефтесодержащих вод неочищенных и необеззаражен-

ных сточных вод и мусора запрещен. Исключения, касающиеся сточных вод, указаны в п.4.1.1. Не допускается попадание в водную среду нефтепродуктов и других вредных веществ при бункеровке судов, а также при погрузке, выгрузке и перевозке нефтепродуктов и других грузов, которые при попадании в водную среду могут оказать вредное воздействие на здоровье человека и экосистему водного объекта.

В процессе эксплуатации судна капитан и экипаж судна должны руководствоваться требованиями подраздела 3.3.5 СанПиН 2.5.2-703-98.

2.1.2.    Все суда, постоянно или периодически работающие на ВВП России, в том числе суда смешанного (река-море) плавания, поднадзорные Российскому Морскому Регистру Судоходства, и суда под иностранным флагом должны иметь свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором (форма РР-1.8 или РР-1.9), выдаваемое Российским Речным Регистром.

2.1.3.    Перед выходом в рейс капитан судна должен удостовериться, что вся запорная арматура судовых систем, через которые может произойти загрязнение водной среды, закрыта и опломбирована в соответствии с требованиями разд.2.2.

2.1.4.    Заявка на передачу с судов накопившихся сточных вод, под-сланевых нефтесодержащих вод, мусора и пищевых отходов должна быть подана диспетчеру порта или пункта приема загрязнений заблаговременно и получено подтверждение, что загрязнения будут приняты.

2.1.5.    При швартовке судна к причалу или к другому судну на рейде для передачи загрязнений или проведения грузовых операций с нефтепродуктами, необходимо убедиться в надежности швартовных концов и обеспечить наблюдение за швартовами при изменении осадки судна, а также при сильном ветре и волнении.

2.1.6.    При выполнении операций передачи загрязнений, бункеровки и грузовых операций с нефтепродуктами на рейде между судами должны быть установлены мягкие кранцы, а шланги подвешены так, чтобы была исключена возможность их повреждения.

2.1.7.    Операции по бункеровке судна топливом и маслом должны производиться по Инструкции, разработанной для каждого конкретного судна и утвержденной капитаном.

В Инструкции должны быть отражены вопросы предотвращения загрязнения водной среды нефтепродуктами при выполнении бункеровочной операции (п.6.1.2).

2.1.8.    Капитан судна, находящегося на акватории порта (у причала, на рейде), должен обеспечить постоянное наблюдение за поверхностью воды вблизи судна. Член экипажа, независимо от должности и

рода занятий, заметивший вблизи от судна плавающие пятна нефтяных загрязнений или мусор, обязан известить об этом вахтенного начальника, а последний должен передать извещение диспетчерской службе порта. При нахождении судна в морском порту сообщение должно быть передано в службу капитана порта.

2.1.9.    При подготовке судна к межнавигационному отстою и ремонту с него должны быть удалены подсланевые нефтесодержащие воды, сточные воды, мусор и пищевые отходы. Удаление указанных загрязнений должно быть осуществлено способом, исключающим попадание их в водную среду.

2.1.10.    При постановке на межнавигационный отстой судна, в цистернах которого имеются топливо и масло, следует проверить трубопроводы и арматуру, через которые эти нефтепродукты могут попасть за борт. О количестве топлива и масла в цистернах судна, оставляемых на межнавигационный период, должна быть сделана запись в вахтенном журнале.

2.1.11.    Конкретные меры по предотвращению загрязнения ВВП по каждому виду загрязнений и при выполнении определенной судовой операции, потенциально опасной с точки зрения загрязнения водной среды, изложены в главах 3-7 настоящего Наставления.

2.2. Требования к пломбированию запорной арматуры

2.2.1.    На судне должна быть схема опломбирования запорной арматуры систем откачки за борт подсланевых нефтесодержащих вод, сточных вод, а также других запорных устройств, через которые в водную среду могут быть сброшены вредные вещества.

Схема опломбирования должна быть подписана капитаном судна, заверена судовой печатью и согласована Российским Речным Регистром и представителем регионального Центра Госсанэпиднадзора на транспорте соответственно при освидетельствовании судна и проведении планового надзора по п. 9.1.5.

2.2.2.    При сдаче в эксплуатацию после ремонта или отстоя пломбирование запорной арматуры производится представителем судовладельца, назначенным приказом по ремонтному или отстойному предприятию, в присутствии капитана судна или назначенного капитаном ответственного лица.

Пломбирование производится пломбиратором ремонтного или отстойного предприятия.

2.2.3.    После постановки пломбы должна исключаться возможность вывести запорную арматуру из зафиксированного положения без нарушения пломбы. Также должна исключаться возможность об-

хода пломбы за счет отдачи резьбовых или других соединений на приводе клапана.

2.2.4.    Опломбированная запорная арматура должна оставаться в том положении, в какое она была приведена в момент пломбирования, и любые манипуляции с этой арматурой, кроме обусловленных аварийными ситуациями, запрещаются до тех пор, пока на снятие пломб не будет получено разрешение капитана или лица, его заменяющего, с соответствующей записью в вахтенном журнале.

2.2.5.    Если изменение рабочего положения запорной арматуры производится не только местным ручным приводом, но и дистанционно, то пломба устанавливается в двух местах: на местном приводе и приводе дистанционного управления.

2.2.6.    В случае непреднамеренного случайного срыва пломбы следует немедленно доложить капитану или лицу, его заменяющему. Пломба должна быть восстановлена, а в вахтенном журнале указывается время срыва и время восстановления пломбы.

2.2.7.    Если имеющаяся на судне установка для очистки нефтесодержащих вод (станция ОНВ) или установка очистки и обеззараживания сточных вод (станция ООСВ) не обеспечивает в обработанной воде нормативных показателей, что подтверждается результатами анализов проб, выполненными в аттестованной лаборатории, запорная арматура на системе выпуска очищенных нефтесодержащих вод и на системе выпуска очищенных и обеззараженных сточных вод должна быть опломбирована. При этом нефтесодержащие и сточные воды должны накапливаться в сборных цистернах и передаваться на внесудовые водоохранные технические средства в приемных пунктах.

2.2.8.    В случаях, предусмотренных п.п.2.2.6 и 2.2.7, пломбирование запорной арматуры производится на ближайшем приемном пункте капитаном судна-сборщика загрязнений (судна «ОС») в присутствии капитана или назначенного капитаном ответственного лица.

Пломбирование производится пломбиратором приемного пункта или пломбиратором судна-сборщика.

2.2.9.    На ВВП Сибири и Дальнего Востока, где временно, на специально отведенных участках органами государственного надзора разрешен сброс неочищенных сточных вод с судов с количеством людей на борту более 10 человек, снятие пломбы на запорной арматуре производится при входе в участок, где разрешен сброс, а установка пломбы - немедленно по выходе из этого участка.

2.2.10.    В случае, предусмотренном п.2.2.9, снятие пломбы при входе в участок, где разрешен сброс и восстановление пломб при выходе их этого участка производится капитаном судна или назначенным им ответственным лицом в присутствии одного из членов экипажа.

Пломбирование в этом случае осуществляется судовым пломби-ратором, выдаваемым на каждое конкретное судно по согласованию с региональным Центром Госсанэпиднадзора.

2.2.11.    Факты пломбирования запорной арматуры, предусмотренные п.п. 2.2.2, 2.2.8 и 2.2.10, регистрируются в вахтенном журнале. Записи в вахтенном журнале должны содержать:

-    дату и время пломбирования;

-    место нахождения судна в момент пломбирования;

-    должность, фамилию и инициалы ответственного лица, производящего пломбирование, а также должность, фамилию и инициалы члена экипажа, присутствующего при пломбировании;

-    рабочее положение арматуры (открыто, закрыто);

-    отличительный знак пломбы.

2.2.12.    Клапаны на трубопроводах, заканчивающихся на открытой палубе и предназначенных для передачи на внесудовые водоохранные технические средства подсланевых нефтесодержащих и сточных вод, не пломбируются, если на судне не имеется собственных средств откачки загрязнений через эти трубопроводы. Пробки (крышки) палубных втулок трубопроводов должны открываться только для присоединения шлангов во время передачи загрязнений.

2.3. Требования к шлангам

2.3.1.    Все операции, потенциально опасные с точки зрения загрязнения водной среды: погрузка-выгрузка нефтепродуктов, бункеровка судов топливом и маслом, перекачка подсланевых нефтесодержащих и сточных вод осуществляются с помощью гибких шлангов. Учитывая это, ответственные лица на судах, а также персонал нефтебазы, бункеровочных станций и внесудовых водоохранных технических средств, должны уделять повышенное внимание состоянию шлангов и производить их осмотр перед каждой операцией.

2.3.2.    Каждый шланг, поставляемый на судно, бункеровочную базу, нефтебазу, причал и предназначенный для перекачки жидкости, являющейся загрязнителем водной среды, должен быть изготовлен в соответствии с действующим ГОСТом и иметь сертификат завода-изготовителя, содержащий следующие сведения:

-    вид жидкости, допускаемой для перекачки по шлангу;

-дата изготовления;

-    рабочее давление;

-дата испытаний и пробное давление при этих испытаниях.

На шлангах должна быть нанесена маркировка, содержащая данные, указанные в сертификате. Согласно ПЭБ РРР шланги должны

ежегодно подвергаться гидравлическим испытаниям пробным давлением.

2.3.3.    Шланги, поставляемые на суда внутреннего пользования, должны иметь стандартные фланцевые соединения. На судах смешанного плавания шланги должны иметь фланцевые соединения международного образца.

Суда-сборщики и специализированные очистные суда должны быть оснащены переходными устройствами с фланцевыми соединениями международного образца для присоединения шлангов с судов смешанного плавания.

2.3.4.    Шланги запрещается изгибать менее, чем на радиус, указанный изготовителем.

2.3.5.    Должна быть предусмотрена специальная защита для предотвращения повреждения шланга за счет вибрации, трения об углы на палубе или поручни (прокладки, обводы и т.д.). Необходимо следить, чтобы не произошло защемление шланга между бортом судна и причалом.

2.3.6.    Шланги следует подавать и убирать с заглушенными концами. Заглушка отдается над поддонами или другими емкостями, предназначенными для сбора протечек.

2.3.7.    Перед присоединением шлангов, подаваемых на судно с причала, бункеров очной станции, судна-сборщика и т.п., лицу, ответственному за проводимую операцию, необходимо удостовериться в отсутствии на них видимых дефектов, а также в достаточности длины шлангов, которая позволит избежать их разрыва при всевозможных перемещениях судна и изменениях его осадки.

2.3.8.    Ответственность за состоянием шлангов в период эксплуатации: за проведение профилактических осмотров, подачу на судно и наблюдение во время работы несет та сторона, которая занимается эксплуатацией шлангов и которой шланг принадлежит.

2.3.9.    Капитан судна имеет право отказаться от приема шлангов, подаваемых с нефтебазы, бункербазы, судна-сборщика и т.д., если шланги не имеют соответствующей маркировки (п. 2.3.2.) или, согласно имеющейся маркировке, с момента проведения гидравлических испытаний прошло более 1 года.

3. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОДСЛАНЕВЫМИ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИМИ ВОДАМИ

3.1. Суда, не оборудованные установками очистки нефтесодержащих вод (станциями ОНВ)

3.1.1.    На судах, не оборудованных станциями ОНВ, подсланевые нефтесодержащие воды, накапливающиеся под настилом машинных помещений, должны перекачиваться в сборную цистерну, храниться в ней и периодически сдаваться на внесудовые водоохранные технические средства в приемных пунктах нефтесодержащих вод.

На судах длиной менее 25 м, с суммарной мощностью всех двигателей внутреннего сгорания Менее 220 кВт, судах с динамическим принципом поддержания (СД1 111) и скоростных водоизмещающих судах (СВС) допускается накопление подсланевых нефтесодержащих вод под настилом машинных помещений с последующей сдачей их на внесудовые водоохранные технические средства.

3.1.2.    В процессе эксплуатации судна следует выполнять следующие мероприятия, обеспечивающие сведение до минимума количества подсланевых нефтесодержащих вод и концентрацию в них нефтепродуктов:

1)    Сведение до минимума поступления воды через дейдвудные устройства, неплотности соединений трубопроводов, сальников, арматуры и т.п.

2)    При обнаружении подтекания топлива или масла и невозможности его немедленного устранения устанавливаются поддоны или другие емкости.

3)    Трубы, идущие от воронок и поддонов, установленных под оборудованием, пробными и спускными кранами топливной и масляной систем, периодически не менеёл одного раза в навигацию очищаются, обеспечивая свободный сток нефтепродуктов в сборную цистерну.

4)    Слив топлива и масла из действующих или ремонтируемых машин, механизмов или от продувания систем, в которых может находиться топливо или масло, производится в специально предназначенные стационарные или переносные емкости.

5)    Не допускается переполнение емкостей в машинном отделении, в том числе предназначенных для топлива или масла, для сбора отстоя и утечек топлива или масла, а также цистерн для сбора нефтесодержащих остатков груза (последнее - на танкерах).

6) На землесосах, под грунтовыми насосами, устанавливаются поддоны, исключающие попадание воды под настил из насосов при их вскрытии.

3.1.3.    Судовладелец, в соответствии с п.2.1.3 ПЭБ РРР должен выполнить расчет автономности плавания (АП) по подсланевым нефтесодержащим водам по Методике, приведенной в Приложении 2 к ПЭБ РРР. Расчетное значение АПнв сопоставляется с ЭХВП - экологической характеристикой водного пути (п. 1.2.30). Значение АПнв должно быть больше или равно ЭХВП.

3.1.4.    На суда, оборудованные в соответствии с ПЭБ РРР и имеющие расчеты АПнв, РРР выдается (подтверждается) «Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором» - формы РР-1.8 или РР-1.9.

3.1.5.    На системе выпуска за борт неочищенных подсланевых нефтесодержащих вод запорная арматура должна быть опломбирована. Пломбирование производится с учетом требований разд.2.2.

3.1.6.    Заявка на передачу подсланевых нефтесодержащих вод в приемном пункте, швартовка к судну-сборщику или специализированному очистному судну, операции со шлангами должны производиться в соответствии с требованиями разд.2.1 и 2.3.

3.1.7.    Передача подсланевых нефтесодержащих вод на суда-сборщики или на специализированное судно должна производиться по специально предназначенным для этой цели трубопроводам и шлангам. Использовать трубопроводы и шланги, предназначенные для сточных вод, запрещается.

3.1.8.    Все операции по передаче подсланевых нефтесодержащих вод в пунктах приема загрязнений должны быть зафиксированы согласно п. 1.5.2.

3.1.9.    Судну, сдавшему подсланевые нефтесодержащие воды на внесудовое водоохранное техническое средство, последним выдается справка. В справке указывается дата, время передачи и количество преданных подсланевых вод. Справка о сдаче подсланевых нефтесодержащих вод хранится на судне до следующей навигации и предъявляется органам государственного надзора по их требованию.

3.2. Суда, оборудованные установками очистки нефтесодержащих вод (станциями ОНВ)

3.2.1. На судах, оборудованных станциями ОНВ, должны быть выполнены мероприятия, уменьшающие количество скапливающихся нефтесодержащих вод и снижающих в них концентрацию нефтепродуктов, указанные в п. 3.1.2.

3.2.2.    Выпуск очищенных нефтесодержащих вод на ВВП допускается, если станции ОНВ обеспечивает глубину очистки, соответствующую нормативам, указанным в таблице 3.1.

На судне должно быть «Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором» - форма РР-1.8. На судах смешанного (река-море) плавания, выполняющих рейсы в международных водах с заходом в иностранные порты, установка для очистки нефтесодержащих вод (станция ОНВ) должна также иметь «Свидетельство о типовом испытании (одобрении)» Российского Морского Регистра Судоходства.

3.2.3.    Станция ОНВ, установленная на судне, должна постоянно находиться в рабочем состоянии. Контроль за техническим состоянием станции ОНВ распоряжением капитана должен быть возложен на ответственное лицо из числа комсостава судна. Ответственное лицо должно, согласно Инструкции по эксплуатации, периодически проверять технические параметры работы станции ОНВ.

Таблица 3.1

Нормативные значения очистки нефтесодержащих вод, которые должны быть обеспечены на судах внутреннего и смешанного плавания, работающих на ВВП

Нормируемый

показатель

Станции ОНВ на пассажирских, транспортных судах и техническом флоте

Станции ОНВ на специализирован-ных очистных судах

Станции ОНВ, установленные до 30.06.97 г.

Станции ОНВ, установленные после 1.07.97г.

Концентрация

нефтепродуктов,

мг/л

10,0

8,0

5,0

3.2.4. Для подтверждения эффективности работы станций ОНВ на эксплуатируемых судах один раз в навигацию (год), в порядке проведения государственного планового надзора (п.9.1.5), отбирается проба очищенной воды и сдается на анализ в аттестованную лабораторию.

Если по результатам анализа концентрация нефтепродуктов в очищенной воде превышает нормативную, указанную в табл.3.1, экипаж должен провести наладочные работы и вновь сдать пробу на анализ, которая также является плановой. При повторном неудовлетвори-

УДК 656 62.004.5 (083.96) ББК 39.42-08 Н 68

Серия «Официальная библиотека речника»

Н 68 Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов (РД 152-011-00). - М.: МОРКНИГА, 2019. - 48 с. (Официальная библиотека речника).

1.    Разработан:

•    Службой речного флота Российской Федерации.

2.    Согласован:

•    Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России).

•    Министерством здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России).

•    Государственным комитетом по охране окружающей среды и экологии Российской Федерации (Госкомэкологии России).

•    Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на водном и воздушном

транспорте по Средне-Европейскому региону.

•    Российским Речным Регистром (РРР).

3.    Утвержден:

•    Министерством транспорта Российской Федерации (Минтранс России).

Заместитель министра    Н.Г.    Смирнов.

4.    Введен взамен:

«Наставления по предотвращению загрязнения водных объектов с судов внутреннего плавания» (Минречфлот РСФСР 1987 г.).

ISBN 978-5-903080-77-9

Срок введения: с 15 апреля 2000 года.

© Издательство "МОРКНИГА'

тельном анализе, как правило, не допускается работа станции ОНВ. Судно в этом случае должно сдавать подсланевую нефтесодержащую воду на внесудовые водоохранные технические средства в приемных пунктах с выполнением требований разд. 3.1.

3.2.5. На судне необходимо иметь запасные детали к станции ОНВ, расходные материалы и сменные фильтрующие элементы, если они предусмотрены в конструкции.

3.2.6.    Нефтепродукты, образующиеся в процессе очистки нефтесодержащих вод, вместе с отходами от сепарации топлива и масла накапливаются в специальной цистерне и, по возможности, сжигаются в судовом котле, печи-инсинераторе или сдаются на внесудовые водоохранные технические средства.

4. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ

4.1. Суда, не оборудованные установками очистки и обеззараживания сточных вод (станциями ООСВ)

4.1.1. На судах с количеством людей на борту более 10 человек, не оборудованных станциями ООСВ, сточные воды должны накапливаться в сборной цистерне и периодически сдаваться для очистки и обеззараживания на внесудовые водоохранные технические средства. На этих судах запорная арматура должна быть опломбирована согласно требованиям, приведенным в подразделе 2.2. Допускается незалповый выпуск за борт необработанных сточных вод вне зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения:

-    с судов, с количеством людей на борту не более 10 человек, при скорости движения судна не менее 7 км/ч;

-    с судов с динамическим принципом поддержания (СДПП) и скоростных водоизмещающих судов (СВС) с суточным накоплением сточных вод до 1м3при скорости движения не менее 25 км/ч. На судах с количеством людей на борту не более 10 человек на СДПП и СВС запорная арматура на трубопроводах, через которые осуществляется выпуск сточных вод, не пломбируется, а ответственность за соблюдение перечисленных выше условий выпуска возлагается на капитана судна,

Примечание. Государственные региональные Центры Госсанэпиднадзора Минздрава России и территориальные органы Госкомэкологии России в случае ухудшения экологической ситуации на контролируемых ими ВВП могут уменьшить разрешенное количество людей

Оглавление

1.    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.........................................5

1.1.    Область применения.............................................5

1.2.    Термины и определения.........................................5

1.3.    Нормативные ссылки.............................................9

1.4.    Надзор, контроль и ответственность............................9

1.5.    Судовые документы, в которых регистрируются операции, связанные с предотвращением загрязнения

водной среды........................................................10

2.    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СУДАМ..................................11

2.1.    Общие положения--............................................11

2.2.    Требования к пломбированию запорной арматуры.........13

2.3.    Требования к шлангам.........................................-15

3.    ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОДСЛАНЕВЫМИ

НЕФТЕСОДЕРЖАЩИМИ ВОДАМИ..................................17

3.1.    Суда, не оборудованные установками очистки

нефтесодержащих вод (станциями ОНВ).........................- 17

3.2.    Суда, оборудованные установками очистки

нефтесодержащих вод (станциями ОНВ)..........................18

4.    ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ    СТОЧНЫМИ ВОДАМИ-— 20

4.1.    Суда, не оборудованные установками очистки и

обеззараживания сточных вод (станциями ООСВ)—............- 20

5.    ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ    МУСОРОМ.................24

5.1.    Суда, не оборудованные установками для утилизации

мусора (печами-инсинераторами)..................................24

5.2.    Суда, оборудованные установками для утилизации

мусора (печами-инсинераторами)............-.....................25

6.    ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТАМИ

ПРИ БУНКЕРОВКЕ СУДОВ........................................... 26

6.1.    Подготовительные работы......................................26

6.2.    Проведение бункеровки........................................27

7.    ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТАМИ

ПРИ ОПЕРАЦИЯХ НА ТАНКЕРАХ-...................................28

7.1.    Общие требования и ответственные лица....................28

7.2.    Балластные операции...........................................30

7.3.    Подготовка к грузовым операциям............................30

7.4.    Проведение грузовых операций...............................32

7.5.    Зачистка танкеров--.............................................34

7.6.    Дополнительные мероприятия при операциях

с жидкими вредными веществами, перевозимыми наливом— 35

8.    ДЕЙСТВИЕ ЭКИПАЖА ПРИ ЗАГРЯЗНЕНИИ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

8.1.    Требования к подготовке экипажа-............................36

НЕФТЕПРОДУКТАМИ И ДРУГИМИ ВРЕДНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ- 36

8.2.    Сообщение о загрязнениях водной среды....................37

8.3.    Действие экипажа при аварии, сопровождающейся

загрязнением водной среды........................................38

9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВВП ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ-..............39

9.1.    Виды государственного надзора-..............................39

9.2.    Плановый надзор................................................40

9.3.    Неплановый надзор.............................................42

10.1.    Контроль перед началом навигации—.......................43

10.2.    Контроль в течение навигации—...........................44

Перечень документов, касающихся предотвращения загрязнения водной среды, которые должны быть

на судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания-----45

1.    На всех судах, постоянно или периодически

работающих на внутренних водных путях—......................-45

2.    Документы, которые дополнительно должны быть на судах смешанного плавания, где предотвращение загрязнения морской среды регламентируется

МАРПОЛ 73/78.......................................................45

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область применения

1.1.1.    Требования настоящего «Наставления по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов» -далее Наставление - распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты - далее Суда, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, включая суда под иностранным флагом, постоянно или периодически эксплуатирующиеся на внутренних водных путях Российской Федерации (России).

1.1.2.    Наставление содержит требования по предотвращению загрязнения внутренних водных путей - далее ВВП:

-    подсланевыми нефтесодержащими водами, сточными водами, мусором и пищевыми отходами, образующимися в процессе эксплуатации судна;

-    нефтепродуктами при бункеровке судов;

-    нефтепродуктами при грузовых и других операциях, выполняемых на танкере.

1.1.3.    Владельцам судов смешанного (река-море) плавания при нахождении в морских водах следует руководствоваться положениями Конвенции МАРПО/1 73/78, «Наставлением по предотвращению загрязнения с судов» (РД 31.04.23-94) и «Правилами регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря и их смесями, перевозимыми на судах и других плавучих средствах» (РД 31.04.17-97). При нахождении в территориальных водах или на акватории портов какого-либо государства должны соблюдаться национальные правила этого государства.

1.1.4.    На судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания должен находиться комплект документов, касающихся предотвращения загрязнения водной среды. Перечень этих документов изложен в Приложении 1.

1.2. Термины и определения

1.2.1. Автономность плавания по условиям экологической безопасности - длительность эксплуатации судна без необходимости подхода к приемным устройствам для сдачи подсланевых нефтесодержащих вод, сточных вод, мусора и других отходов.

1.2.2.    Акватория порта - водное пространство, в том числе рейды, подходные каналы и внутрипортовые судовые ходы, оборудованное в целях обслуживания пассажиров и судов.

1.2.3.    Боковое ограждение - устройство для предотвращения распространения плавающей по поверхности воды нефти или для изменения направления ее движения и последующего сбора.

1.2.4.    Бункеровочная база (бункербаза) - плавучее или береговое сооружение, предназначенное для снабжения судов топливом и маслом.

1.2.5.    Внесудовые водоохранные технические средства (приемные устройства в пунктах приема загрязнений):

1)    суда - сборщики загрязнений;

2)    специализированные причалы для приема нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора;

3)    специализированные очистные суда для приема и обработки части или всех загрязнений, скапливающихся на судах.

1.2.6.    Вредное вещество - любое вещество, которое при попадании в водную среду способно создать опасность для здоровья людей, причинить ущерб экосистеме водного объекта, ухудшить условия отдыха населения.

1.2.7.    Зона санитарной охраны - акватория, на которой устанавливается особый санитарно-противоэпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды.

1.2.8.    Изолированный балласт - балластная вода, принятая в танк, который полностью отделен от грузовой и топливной систем и предназначен только для перевозки балласта и грузов, не являющихся нефтью или вредными веществами.

1.2.9.    Комплект по локализации аварийных разливов нефти -набор оборудования и материалов для локализации и сбора пролитой в воду нефти, а также устранения аварийных утечек нефти силами судового экипажа.

1.2.10.    Машинные помещения - помещения, в которых расположены главные и вспомогательные механизмы, котлы, насосы, генераторы, пункты для приема топлива, мастерские и другие подсобные помещения.

1.2.11.    Мусор - все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, образующиеся в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежащие постоянному или периодическому удалению.

1.2.12.    Нефтебаза - береговое сооружение, осуществляющее погрузку и выгрузку нефтепродуктов на танкерах.

1.2.13.    Нефтепродукты - нефть и продукты ее переработки (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и т.д.).

1.2.14.    Пищевые отходы - вид мусора, состоящий из отходов кулинарной обработки съестных припасов, остатки приготовленной пищи, испорченные пищевые продукты, а также другие материалы, загрязненные такими отходами.

1.2.15.    Подсланевые нефтесодержащие воды - воды, скапливающиеся под настилом машинных помещений, содержащие нефтепродукты.

1.2.16.    Пункт приема загрязнений (приемный пункт) - место на внутреннем водном пути, где сосредоточены внесудовые водоохранные технические средства, принимающие все или часть загрязнений, скапливающихся на судах.

1.2.17.    Сброс - любой сброс с судна вредных веществ или стоков, содержащих вредные вещества, включая любую утечку, слив, удаление, разлив, протекание, откачку выделения или опорожнения.

1.2.18.    Сигнализатор - прибор, сигнализирующий о превышении нормативного содержания нефтепродукта в очищенной нефтесодержащей воде.

1.2.19.    Специализированное очистное судно - самоходное или несамоходное судно, предназначенное для приема всех или части загрязнений, скапливающихся на судах, и последующей их переработки.

1.2.20.    Сточные воды - воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека: стоки от унитазов и писсуаров, из раковин и шпигатов медицинских помещений, из помещений, в которых содержатся животные, прочие стоки, если они перемешаны с указанными выше, в том числе от умывальников, душей, прачечных и камбузов.

1.2.21.    Судно внутреннего плавания - самоходной или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для эксплуатации на внутренних путях, включая суда скоростные, с динамическим принципом поддержания, и судносборщик.

1.2.22.    Судно смешанного (река-море) плавания - судно внутреннего плавания, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по внутренним водным путям и торгового мореплавания в морских районах, имеющее класс Российского Морского Регистра Судоходства или Российского Речного Регистра.

1.2.23.    Судно с динамическим принципом поддержания (СДПП) - судно на подводных крыльях, на воздушной подушке, глиссирующее, экраноплан и т.п.

1.2.24.    Скоростное водоизмещающее судно (СВС) - водоиз-мещающее судно, у которого проектная скорость 30 км/ч и более.

1.2.25.    Судно-сборщик загрязнений (судно-сборщик) - судно, предназначенное для приема с других судов нефтесодержащих и сточных вод, мусора и других отходов для последующей передачи их на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.

1.2.26.    Судовладелец - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном звании.

1.2.27.    Судовые водоохранные технические средства:

1)    установка очистки и обеззараживания сточных вод (станция ООСВ) - судовое оборудование, в котором сточные воды подвергаются очистке и обеззараживанию;

2)    установка очистки нефтесодержащих вод (станция ОНВ) -судовое оборудование, в котором нефтесодержащие воды подвергаются очистке;

3)    установка для утилизации мусора (печь-инсинератор) - судовое оборудование для сжигания мусора;

4)    сборные цистерны сточных вод и нефтесодержащих вод -судовые цистерны, в которых накапливаются указанные воды для последующей обработки на судовых водоохранных технических средствах или передачи на внесудовые водоохранные технические средства;

5)    устройства для сбора мусора - емкости, баки, контейнеры, бункеры для сбора и хранения мусора и пищевых отходов.

1.2.28.    Танкер - грузовое судно, предназначенное для перевозки ,жидких грузов, в основном нефтепродуктов, наливом.

1.2.29.    Танкер-химовоз - грузовое судно, предназначенное или приспособленное для перевозки вредных, не являющихся нефтью, жидких веществ наливом.

1.2.30.    Экологическая характеристика водного пути (ЭХВП) -минимально допустимая автономность плавания судна, определяемая количеством и дислокацией приемных устройств в районе предполагаемой эксплуатации судна. ЭХВП определяется в начале каждой навигации Государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства или иной признанной Российским Речным Регистром организацией, и с ней сопоставляется автономность плавания по подсланевым нефтесодержащим водам (АПнв), сточным водам (АПсв) и мусору (АПм).

1.3. Нормативные ссылки

1.3.1.    Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г.

1.3.2.    Закон Российской Федерации «О санитарно-

эпидемиологическом благополучии населения» №    52-ФЗ    от

30.03.99 г.

1.3.3.    Водный Кодекс Российской Федерации от 18.10.95 г.

1.3.4.    Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации № 680 от 30.06.98 г.

1.3.5.    Санитарные правила и нормы на судах внутреннего и смешанного (река-море) плавания (СанПиН 2.5.2-703-98).

1.3.6.    Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН 4630-88).

1.3.7.    Санитарные правила и нормы охраны прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения (СанПиН 4631-88).

1.3.8.    Правила охраны поверхностных вод типовые положения (Госкомприроды СССР) 1991).

1.3.9.    Правила предотвращения загрязнения внутренних водных путей сточными и нефтесодержащими водами с судов (ПР-152-000-95).

1.3.10.    Правила экологической безопасности судов внутреннего и смешанного плавания (Российский Речной Регистр, 1995).

1.3.11.    Международная конвенция МАРПО/1 73/78 с Приложениями и дополнениями.

1.3.12.    Наставление по предотвращению загрязнения моря с судов (РДЗ 1.04.23-94).

1.3.13.    Правила регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и другими веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря, и их смесями, перевозимыми на судах и других плавучих объектах (РД 31.04.17-97).

1.4. Надзор, контроль и ответственность

1.4.1.    За предотвращением загрязнения ВВП при эксплуатации судов производятся следующие виды надзора и контроля.

1)    Государственный надзор.

2)    Технический надзор.

3)    Отраслевой контроль.

4)    Производственный контроль.

1.4.2.    Государственный надзор осуществляют региональные центры Госсанэпиднадзора на транспорте Минздрава России, террито-