Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

49 страниц

389.00 ₽

Купить Р 420-81 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство разработано в развитие «Инструкции по строительству подводных переходов магистральных трубопроводов», глав СНиП по строительству и проектированию магистральных трубопроводов и распространяется на проектирование и строительство подводных трубопроводов с железобетонными покрытиями и грузами, сооружаемых ка переходах магистральных нефтегазопроводов.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Технология монтажа и укладки подводных трубопроводов

3. Технология строительства подводного трубопровода поточно-расчлененным методом

4. Техника безопасности и производственная санитария

Приложения

Литература

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Всесоюзный ноучио-исследовательС*йй институт по строительству магистре льны* трубопроводов

•ВНИИСТ-

jfc РУКОВОДСТВО

ПО УКЛАДКЕ ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ С ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ И ГРУЗАМИ

Р 420-81

МОСКВА1988

3 Руководстве рассмотрена технология монтажа и уклпдки подводных трубопроводов с железобетонными покрытиями и грузами; технология строительства подводных трубопроводов поточно-расчлененным методом ; особенности расчета подводных трубопроводов с железобетонной пригрузкой; требования к составу и тех -нология приготовления особо тяжелого бетона для при-груэоэ.

руководство разработано на основании обобщения и анализа отечественного и зарубежного опыта строительства подводных трубопроводов с железобетонными покрытиями й грузами, теоретических и экспериментальных исследовании, выполненных ВНИИСТом и ЭКБ до железобетону* Учтен опыт треста Союзподводгазстрой.

Руководство предназначено для ооганизадий Минне^тегазстроя, занимающихся строительством подводных переходов и проектированием нового оборудования, и может быть использовано другими ведомствами при проектирований и строительстве подводных трубопроводов с железобетонной пригрузкой.

В разработке Руководства принимали участке: какд.техн.наук С.И.Девин, иаж.Б.Й.Крушсин;кандидаты тзхн.наук Э.Д.Брейтмая, Е.Б.Вепрак, ю.А.Дудоладов,

М.А.Камышев, Я.З.Скомаровский; инженеры В.Г.Шаро -нов, Н*Х.Гольцов, П.П.Башарагьяя, Л * В. Ва лыковский,

В. Я. Канаев.

Замечания и предложения просьба направлять до адресу: 105058, Москва, Окружной проезд, 19.

©Всесоюзный научя&*исслвдсвательский институт по строительству магистральных трубопроводов (о*ШСТ), 1*82

£ис.1, Схема укладки обетонированного труоопровода катодом лхледовательного протаскивания

плетей:

I-тормозная лебедка; 2-спусковая дорожка; З-тележкм; ч-плетъ на спусковой дорожке;

5-место сварки стыка; 6-автокран; ?-прняиок для схода тележек; б-плеть трубопровода, подготовленная к укладке, 9-злектросварочьый агрегат; IO-звено из двух обетонированных F труб; П-трубоукладчики; 12-стенд для сварки двухтрубных звеньев

ливавт место утечки и имеющую дефект трубу вырезают. Когда утечку обнаруживают по указаниям манометра, для определения дефектной трубы давление в плети выдерживают до появления воды на поверхности бетонного покрытия ила ь зоне стыка. Для ускоренна определения мест утечек рекомендуется добавлять краситель в опрессовочную воду*

Предварительные испытания плетей трубопровода, балластируемого железобетонными утяжелителями, производят до установки утяжелителей на плети. Испытание выполняют в соответствии с требованиями главы СНиП по строительству магистральных трубопроводов [2] и действующих инструкций* К началу протаскивания трубопровода все плети должны быть подлостью подготов -лен:* к укладке.

£.21 «Поперечную перекладку плетей осуществляют подъемом я переносом отдельных участков трубопровода с помощью колонны трубоукладчиков, последовательно перемещающейся вдоль перекладываемых плетей.

2.22.    Работа по поперечному перемещению плетей из обетонированных труб диаметром IG20 и 1220 мм или труб с железобетонными кольцевыми утяжелителями могут выполняться колонной трубоукладчиков К-55* или "Комацу-355 С" ( со стрелами дланей

7,5 к в количестве 3 или * единиц), удаленных один от другого на расстояние 10 п по осям стрел,

2.23.    Работу выполняют в следующей последовательности; на начальном участке плети, параллельно ей, устанавливают колонну трубоукладчиков на вылете стрелы 2 м, отсчитываемо;--, от края катка гусеница до оси трубы; трубоукладчики одновременно осуществляют подъем плети на высоту, при которой все они теряют устойчивость; с этого момента псе трубоукладчики производят одновременный опус к груза стрелам;: до полного высвобождения от нагрузки, затем колонну трубоукладчике.; пгтемешают

на следующий участок плети,и операции повторяются.

2.2*. Некоторые технологические параметры при перекладке плетей трубопровода по указанной технология приведены в табл.1.

Таблица I


Параметры трубы


Количаст- Расстояние * Минима-1 Максима- 'Максима-во трубо-


лояне ,пзт,


между тру- явный боукладчи- ! вылет каш по осям стрел м


стрелы.

м


льная вы- льны# песета подъ-rренос пле-ема плети, ти за од-м яу проходку колонны, м


Сече- Масса

яие, 1м ков в ко-

мм трубопровода. т

1020x16 1,7

3

10

2

0,6

1.7

1220х15£ 2,2

3

ГО

2

0,15

0,6

1220x15,2 2,5

А

•х

го

2

0,26

0.S


ПОСЛЕДОВАТБЛЬНОЕ ПРОТАСКИВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПЛЕТЕ?. ТРУБОЦРШОДА, ЗАБАЛЛАСТИРОВАННОГО СБОРНЫМИ

утятаитвлжи типа ш (схема и)


2.2В. Те дологический ароцеес монтаяа и укладки отдель -них плетей трубопроводов, забалластированних грузами УТК, вклю-чает монтаж первой плети в створе перехода с выполнением всех операций, предусмотренных при укладке по схеме I (см*п*2*П); монтаж и испытание второй и последующих плетей на строитель -я ой площадке параллельно первой плети; балластировку грузами УТК; перемещение плетей в сгвор перехода и их последователь -ное протаскивание со сваркой стыков между плетями около уреза.

2*26* Монтаж плетей трубопровода, балластируемого сбор -ными утяжелителями типа УТК, можно выполнять аз отдельных секций, сваренных из трех труб. Из этих секши на строительно-монтажной плодадке, параллельно спусковой дорожке, собирают и сваривают необходимое число плетей заданной длины и выполняют их гидравлическое испытание в соответствии с п.2.20 наетояще-го Руководства.

Одновременно с очисткой, изоляцией и футеровкой испытанных плетей трубопровода на строительно-монтажной площадке производят раскладку утяжелителей.

2.27. Монтаж утяжелителей тида УТК на трубы выполняют на строительно-монтажной площадке после подготовки плетей трубопровода к монтажу, как указано в п.2.26. Работы могут выполняться как в зимнее, так и в летнее время.

2.23. Строительная ояоаддка, на которой подготавливают


13


плети трубопровода к кладке, должна быть предварительно спланирована таким образом, чтобы неровности не превышали ^3 си на длину одного утяжелителя.

2.29.    При монтаже утяжелителе? н нескольких плетях трубопровода расстояние между плетями выбирают таки*- образом,чтобы был обеспечен проезд хруооукяадчпкам, кранам, автомашинам для выполнения сварочно-монтажных, изоляционных работ и раскладки утяжелителей. На рис.2 показана схема раскладки плетей и утяжелителей и минимальные расстояния между ними для трубопроводов диаметром 1020 и 1220 мм.

2.30.    Нижние и верхние кольца утяжелителей раскладывают параллельно подготовленным плетям трубопровода в два ряда вдоль оси трубы ^см.рис.:). Для труб диаметром до 320 ?дм элементы утяжелителей укладывают с интервалом з соответствии с проек -том, для труб диаметром 820 мм и выше - вплотную друг к другу (си. и.1.7,}.

Отклонения при раскладке нижних элементов утяжелителе;'4 от продольной оси трубопровода на базе длины одного утяжелителя не должны превышать в плане ^3 см; крен вокруг продольной оси-не более 2 см.

2.31.    Сутеровакпай трубопровод с помощью трубоукладчиков поднимают и укладывают на нижние элементы утяжелителей- Затем верхние элементы утяжелителей укладывают на трубу попарно по отношению к нижним элементам. Шпильки вставляют в отверстия утяжелителей свечху, при этом верхние гайки должны быть навинчены на болт (не более чем на собственную высоту). Нижние гайки наворачивают на шпильку вручную без инструмента до отказа . Затем верхние гайки поворачивают гайковертом до следующих максимальных крутящих моментов: шпилька диаметром 20мы -15 кг.м; шпилька диаметром 24 мм - 26 кг.м.

2.32.    До закрепления установленных ^'тяжелителей на трубе слег'*ет проверить величину зазора между 1{>уте ров очной рейкой и грузом. В случае зазора более 5 мм следует под внутреннюю поверхность утяжелителя положить дополнительные рейки необходимого размера.

2.33.    Погоузку, тазгоуэку, ск^--"ировя*,ие и раскладку полуколец утяжелителей производят к гаке ми им то?гбоукладчдками соотзотст.-ую'чей грузоподъемности за мечтажные петли-

СП


Рис.2. Схема раскладки плетей трубопровода диаметром Ю2о и U20 мм при монтаже на нюс

утпиелителей типа УТК:

1-Ь - последовательность монтажа утежелителей на плеть трубопровода; I-плеть трубопровода; 2-полукгшьца утяжелителей; 3-трубоукладчик


Элементы утяжелителя можно поднимать как в прямом, так и в переверти ом положении. Перевертывать элементы утяжелителя из прямого ь деревернутое положение допускается за две петли, но при этом элементы не должны отрываться от земли,

^.34. Железобетонные элементы кольцевых утяжелителей, рассортированные по маркам и комплектам, должны храниться в штабелях на приобъектных складских площадках с выровненным плотным основанием. Нижний и последующие ряды элементов укладывают на деревянные подкладки высотой 30 и шириной 100 мм.Под* кладки располагают у монтажных петель по веотикалп одна над другой. Изделия укладывают в штабеля высотой не более 2,5 м.

При хранении, траиспортиошке и монтаже элементов утяжелителей нельзя загибать монтажные петли.

2.35.    При поотасяявашш трубопровода на береговом участке по грунту монтаж железобетонных грузов на пепвую плеть производят в створе перехода, как показано на рис.2. При использовании спусковой дорожки монтаж желе зобе, тонных грузов на плеть трубопровода производят рядом со спусковой дорожкой.Перекладку осналенных грузами плетей трубопровода выполняют в соответствии с рекомендациями, приведенными в ап,2.21-2,24. Строповку балластированного трубопровода при его подъеме и перекладке следует осуществлять в местах расположения опорных частей утяжелителей.

2.36.    Перекладывать плети трубопровода диаметром 1220 мм с железобетонными утяжелителями за одну проходку колонны трубоукладчиков K-5S4 можно на расстояние не более I м (табл.1).

Согласно нормам на перекладку такой плети трубопровода длиной 100 м на расстоянии до 1,5 м потребуется не менее одного часа. При строительстве подводных переходов большой протяженности (более 500 м) расстояние от оси крайней плети    до

оси створа перехода может превышать 30 м (см.рис.I и 2).

Для обеспечения необходимого теша укладки трубопровода и поперечного перемещения плетей потребуется две колонны трубоукладчиков по 4 шт. в каждой.

2.37. Для уменьшения числе и мощности трубоукладчиков, необходимых для перемещения плети в створ перехода, возможна установка грузов на плеть, находящуюся в створе. Однако при этом перерыв в процессе протаскивания определяется яе временем.

16

необходимы на сварку стыка около уреза воды, а значительно большим временем, необходимым на установку й закрепление грузов УТК.

Для сокращения этого времени можно установить и закрепить на плетях трубопровода, расположенных параллельно спусковой дорожке, только часть утяжелителей УТК, а остальное их число смонтировать на плеть после ее перемещения в створ перехода*

2.38. Монтаж и укладка трубопроводов по схеме ЕТ имеет следующие недостатки-

Большие затраты времени на ионтаж,сварку, просвечивание, изоляцию и футеровку стыка между плетя ни , а также трудоемкие операции по выкладке плетей на спусковую дорожку с перекладками и дерестроповкой трубоукладчиков обусловливают невысокую производительность укладки. Например, при протаскивании трубопровода диаметром 1020 нм через реки шириной до 2000 м производительность укладки составляет 81,4 м в смену [Q] .

Большие перерывы между протаскиванием очередных плетей (до 16 ч и более) представляют опасность замывв трубопровода в траншее при наличии течения. Для монтажа и перекладки оде -тей на строителько-моятажной площадке и подачи трубопровода на спусковую дорожку требуется больное число трубоукладчиков максимальной грузоподъемности. Например, для операций с плетью трубопровода диаметром 1220 мм длиной до 200 м с аелезобетонными утяжелителями потребуется не менее 8 трубоукладчиков типа К-594.

Этй недостатки устраняет технология строительстве подвод-пых трубопроводов поточяо-расчлененным методом.

3. ТЕХН0ЛО1ИЯ СТРОИГИЬИКА подводного

ТРУБОПРОВОДА ПОГОЧНО-РАСЧЛБНГНШМ ШТОДШ

ЗЛ. Принципиальным отличием технологии строительства подводных переходов с последовательным протаскиванием трубопровода при поточио-расчлененном методе его монтажа в створе перехода от обычной технологии является отказ от предварительного монтажа плетей трубопровода, что исключает трудоемкие работы по перемещению их в створ перехода.

17

bftc npouccc строительства подводного перехода Ua исключение;.’* звмля№‘х работ) является непрерывки», что приводит к значительному павасгскяю производительности строитольно-монтэ-жних работ.

3.4. Те хнология строительства подводного трубопровода предлагаемым методе?- заключается в еяедуадем;

г створе попведного перехода устраивают спусковую дорожку расчетной длины. Вдоль спусковой дорожки на расстояния друг ст друга, равном дяине секций, из которых наращивают трубопровод, устанавливают рабсчде пости, в том числе сборки, центровки и прихватки секций, сварки стыков, контроля качества сварки лязмческимк методами, изоляции и защити с така. Подготовленные заранее секции труб трубоукладчиками укладывают не тележки спусковой дорожки, установленные напротив первого рабочего поста. На перлом посту с помощью внутреннего или наружного иент-затора производят сборку и прихватку стыка. На этом жс посту делают подвалу стыка и сваривают первые два слоя. На елг^хк постах выполняют сварку третьего, четвертого и пятого слоев. Готовы!* сварной dob просвечлзают на посту контроля, с на последнем ра бочем посту производят изоляцию я за щиту стыка.

j.o. На всех забочих постах, кроме поста контроля, операции начинают и выполняют одновременно. Посля завершения самой продолжительно: on*опции, выполняемой из одном из рабочих постов, трубопровод протаскивают на длину одной секции, а затем, не гозолгспляя сварочно-монта чных работ, стык просвечивают на посту контроля. Далее цикл оабот повторяют. В процессе мо»-та.^ а протаскивания плети трубопровода каждый стык между секциями поочередно проходит все рабочие посты.

З.пь. Секция, из которых монтируют трубопровод, подают на cnvcKOi vn дорогу двумя трубоукла чнками. Длину секций выбирают п зависимости от кассы балластированных труб, грузоподъемности трубоукладчиков, допустимой длины спусковой дорожки.Для трубопроводов диаметром 1020 и 1220 мм реко^ег ;уют принимать сектой длиной Ък к, сваренные из тву>: труб,

а.5. Число сваоочных постов, устанавливаемых вдоль спусковой ^.орожки, может быть различным ют одного до четырех) в зависимости от числа свао:и<ов в бригаде и топустямой длины Трубопровод на б; [ГГОВОМ vqaCTKC.

13


.iAC'3*    ,ук.*лдхй    т-уз ^провода с поточно-расчлененным методов ы-мтцаа плети в створе

перехода из двухтрубных звеньев:

1-г ют оиоакк стыка; I-Recuuii пост свирки; 1Ивторой пост сварки; ХУ-гост контроля стыка;

приямок для схода тележек

__ на те_ ДОрОЛ-'-стенд

На рис.З э качестве примера показана схема укладки трубопровода диаметром 1220 мы с поточно-расчлененным методом его монтажа в створе перехода при работе бригады из шести сварщиков.

На первом рабочем посту звеном монтажников из четырех человек с помощью внутреннего или наружного центраторов производят сборку и прихватку стыка. Здесь же звено сварщиков из трех человек выполняют ручную неповоротную сварку первых двух слоев. На втором рабочем посту это же звено сварщиков во время монтажа стыка между секциями на первом рабочем посту сваривают третий слей сварного шва. Второе сварочное звено из трех человек на следующем посту сваривает пятый слой. Одновременно на посту оснащения стыка производят его очистку, изоляцию л футеровку.

3.6.    Циклограмма сварочно-монтажных работ, выполняемых бригадой из шести сварщиков, при укладке трубопровода диаметром 1220 мм с поточно-расчлененным методом его монтажа показана на рис.4. Принято, что время протаскивания трубопровода на длину одной секции 24 м составляет TV мин, а время просвечивания стыка 10 мин.

3.7.    Каждый сварной стык должен быть проконтролирован радиографическим методом на посту контроля. С этой целью может быть использован автоматизированный комплекс типа АХП-144.

Технология радиографического контроля неповоротных стыков труб с использованием самоходных комплексов типа АКП, выбор времени экспозиции и типа применяемой пленки, меры безо -пасяости при работе с комплексом и др. регламентируются Инструкцией оо радиографическому контролю кольцевых сварных швов в нитке трубопровода диаметром IU20-I420 мм с использованием автоматизированных комплексов типа AKLI-I4I, BCH-2-8I-77 маннефтега зстрой [э].

3.3. Б состав комплекса для радиографического контроля типа АКП-144 входят самоходное устройство с источником излучения и блоком автоматики, автолабораторая, аппаратура для приема и передачи команд через стенку трубы.

Самоходное устройство комплекса предназначено для паре -мещекия внутри трубопровода гамма-дефектоскопа "магистраль-1", заряженного источником излучения цезий-137 или иридий-192.

Руководство по укладке подводных трубопроводов с железобетонными покрытиями и грузами

Разработано

впервые

ВНИИСТ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.I. Настоящее Руководство разработано в развитие Инструкции по строительству подводных переходов магистральных трубопроводов [l]f глав СНиП по строительству и проектированию магистральных трубопроводов и распространяется на проектирование и строительство подводных трубопроводов с железобетонными покрытиями и грузами, сооружаемых на переходах магистральных нефтегазопроводов.

1*2* Основные положения до технологии строительства подводных трубопроводов с применением железобетонного балласта разработаны применительно к переходам иэ труб диаметром 1020 -1420 к;;,однако они могут быть использованы и при сооруже -яии подводных переходов аз труб меяыпего диаметре.

Предусматривают применение отдельных железобетонных грузов (утяжелителей) и труб, обетонированных в базовых условиях (ка специальном заводе, полигоне), которые доставляются на строительно-монтажную площадку подводного перехода.

1.3* Тип а конструкцию железобетонного покрытия труб или отдельных грузов, монтируемых на трубопроводе, устанавливают в проекте перехода и согласовывают со строительной организацией.

1.4.    Обетонированные трубы и железобетонные грузы, поступающие на строительную площадку перехода, должны строго соответствовать Техническим условиям на эти изделия. Трубы, предназначенные для обетонирования, должны отвечать требованиям, установленным СНиП И-45-75 [ 2].

Срок введения I января 1982 г.

1.5.    Железобетонные грузы и обетонированные трубы, получаемые с завода, должны иметь маркировку. При маркировке обетонированных труб следует обязательно указывать марку изделия, массу с точностью до 1%, отрицательную плавучесть (вес обетонированной трубы под водой) при объемном весе воды 1000 кгс/м?

Енесено лабораторией    Утверждено ВШИСТом

строительства подвод-    15 декабря 1980 г.

них переходов__

■iff

рабочих

ПОСТОВ

Наименование

работ

состав звена ^разряд,число)

Время исполнения,

МИН

1аонта«,сборка стыка мекду секциями

машинисты крана

6 р.- 2

трубоукладчиков

4 р!- 1 ь р.- г i. сварочное звено Электросварщики

I

С

) 20 40 60 80 <*0

100

12С

Сварка i и d слоя, под варка

4 чел

рО

О р • >

гааыинист электросварочного агрегата 4 р.- 1

5 чел

1

I

1

и

Сварка 3 ело

i сварочное звено Электросварщики

й 6 р.- 3

1

машинист электросварочного агрега та 4 р.-1

б

Е

L

111

Сварка 4 и 3 слоев

п сварочное звено Злектросварщики

L л 7

90

ь р * * j машинист электросварочного агрегата 4 р#- I

3 чел

1

хУ

Просвечивание стыка гамма-лучами

детектоскэпист ь р.- I Оператор ч р.-1 Водитель автомобиля

]

t.

У

^чистка, изоляция и футе

l- Изолировщик ! 4 р,- 2

50

ровка стыка

5 р.- I

3 чел.

Протаскивание плети трубопровода на длину одного звена =24м

; машинист лебедки 6 р.-1 Помощник машиниста 5 р,- I машинист автокрана 5 р.- I Машинист автокрана Ь р.- I Трубоуклахчик

> pi- I Такеланник 4 р.-1

t =120 ик 1

C\i

Ы-

Рис.*. Циклограмма сварочно-монтажных работ, выполняемых бригадой из 6 свараиков, пои укладке трубопровода диаметром 1220 ии с поточно-расчлененным методом контааа плати

или объем бетона, объемный вес. При маркировке железобетонных грузов следует обязательно указывать марку груза, массу с точностью до 1%,объем груза.

1.6. Трубы, балластируемые монолитным железобетонным покрытием* должны иметь противокоррозионное изоляционное покрытие усиленного типа, выполненное в соответствии с требованиями СНиП П-45-75 и Техническими условиями на обетонированные трубы*

Трубы, балластируемые отдельными железобетонными грузами, должны иметь изоляционное покрытие усиленного типа, предусмотренное в проекте,и защитную деревянную футеровку.

I.?. Для изоляции трубопроводов можно применять покрытия из липких полимерных лент, наносимых в два слоя. Полимерные изоляционные ленты могут применяться как отечественного производства, так и зарубежного,типа "Подикен". Ленты отечественного производства (поливинилхлоридные) наносятся до битумно-клеевой или клеевой грунтовке. Для лент ,Молакен-980-20п применяют соответствую^ грунтовку "Поликен-Ыб".

1.8.    Для предохранения изоляционных покрытий от механических повреждений во время перемещения труб, обетокирования, монтажа утяжелителей следует применять прочные защитные обертки в два слоя общей толщиной не менее I мм. В качестве защитных оберток можно применять "Бикарул", ленты ПДБ и ПРДБ

и различные полимерные пленки, а также бризол.

1.9.    Очистка поверхности трубопровода, нанесение грунтовки, изоляционных покрытий и оберток выполняются в соответствии с требованиями глав СНиП D-i5-75 и СНиП 13-42-80 [3], Инструкции по антикоррозионной защите наружной поверхности металла -ческих трубопроводов полимерными липкими лентами [4], Инструкции по применению импортных изоляционных лент и оберток [5].

1*10. Места сварки отдельных обетонированных труб в плети перед наложением защитного покрытия, предусмотренного проектом, должны быть закодированы вручную. Тип и конструкция изоляционного сокрытия в местах сварных соединений труб должны быть аналогичны основным покрытиям.

1Л1. Для выполнения сварки и изоляции стыка трубы с обоих концов должны иметь необетонированный участок (вкл чая участок с изоляционным покрытием) длиной 300-350 мм. Длина неизо-

4

дарованных участков по концам труб, обетонированных б опалубке , не должна превышать 150 мм.

I.I2. Кольцевые железобетонные грузы типа УТК (проект -№917 3КБ Мяннефтегазстроя), разработанные по техническому заданию ВНИИСТа и треста Союзподводхазстрой, и железобетонное утяжеляющее покрытие типа ЩУ (проект № 683 ЭКБ Миннефтегаз -строя) приняты за основные конструкции балластировки при разработке технологии монтажа а укладки подводных трубопроводов.

ЫЗ. Железобетонное утяжеляющее покрытие типа ПЖУ предназначено Для балластировки труб, прокладываемых через болота и водные преграды. Изоляция труб предусмотрена полимерными плешами с оберткой в соответствии с пунктами I.6-I.8 настоящего Руководства. Толщина изоляция принята не более 2 мм.

1.14.    Весовые характеристики обетонированных труб диаметром 1020, 1220, 1420 мм с покрытием типа ПЖУ (покрытие железобетонное, утяжеляющее) приведены в табл-3 прал.1. Вес железобетонного покрытия рассчитан в соответствии с п.8.25 СНиП П-45-75 и принят постоянным с учетом прокладки указанных в табл.З труб на прямолинейных участках.

Марка покрытия состоит из буквенного обозначения и трех групп цифр. Первая группа цифр обозначает диаметр стальной трубы (в дециметрах)* вторая группа цифр - толщину стальной трубы в [миллиметрах ),трзтья - объемный вес бетона.

1.15.    Для уменьшения изгибяой жесткости обетонированных труб бетонное покрытие типа ПЗУ имеет трапецеидальные коль -цевые прорези. Изгибную жесткость трубопровода с железобетонным покрытием типа ПЕУ и критические напряжения в стенках стальной трубы в местах необетонироваяных зон поперечных стыков можно определить по формулам, приведенным в при л. 2.

I.I6* Кольцевые железобетонные грузы типа УТК (утяжелитель трубопроводный кольце бой) предназначены для балластировки магистральных трубопроводов диаметром от 325 до 1420 мм на переходах через реки и водные преграды. Железобетонные грузы-утяжелители состоят из двух охватывающих трубу полуколец, со-единяешх между собой посредством шпилек и гаек.

I.I7. Трубы диаметром до 720 мм включительно балластируют одним видом утяжелителя на прямых и кривых участках. На пря -мах участках утяжелители устанавливают с разрядкой, а на кри-

5

вых - вплотную- Трубы д. пакет ром 820 мк и выше имеют два вима утяжелителей: для балластировки прямолинейных и для балластировки криволинейных участков. 3 обоих случаях утяжелители устанавливают вплотную. Грузы устав*вливают на трубы, защищенные деревянной футеровкой толщиной 32 мм, имеющие антикорро -зийную пленочную изоляцию толщиной 3 мм с допуском -0,5 мм.

Для изготовления грузов применяют бетон с объемным весом но ниже 2,3 т/м3,

I.I6. Весовые характеристики утяжелителей с объемным весом бетона 2,3 т/м3 приведены б табл.4 дрил.1. Условное обозначение марки утяжелителей состоит из буквенного обозначения и трех групп цидр. Буквенное обозначение УТК - утяжелитель трубопроводный кольцевой. Первая группа цифр ооозначает диаметр стальной трубы (в миллиметрах), вторая группа цифр - длину утяжелителя (в дециметрах),третья - тиасраз^ер утяжелите*-ля (I - для балластировки прямолинейных и П - для балластировки криволинейных участков трубопровода).

Г#16. Бес и объем балласта, а следовательно, вес балластированной трубы зависят от объемного веса бетона ^    .    Чем

больше j'-g , тем меньше вес балластированного трубопровода. Применение бетона с повышеиным объемным весом позволяет сократить необходимый объем бетона .для балластировки трубопровода, уменьшить вес трубы и толщину бетонного покрытия (см.табл.З дрил.1). Например, при замене бетона с Jfg ~ 2,3 т/м3 бего -ном с jfg =2,9 т/мэ необходимый его объем для балластировки Г м трубопровода уменьшится в 1,46 раза. Таким образом, при проектировании и изготовлении железобетонных покрытий и грузов целесообразно применять бето;чы с тяжелым наполнителем.уве-личивающим объемный вес бетона.

1.20. Рекомендации по составу и технологии приготовления особо тяжелого бетона, приведенные в арил.З, распространяются на особо тяжелый бетон, предназначенный для производства утяжеляющих железобетонных грузов в базовых условиях. Они содержат основные положения по изготовлении особо тяжелого бетсна с объемной массой 2,9-0,I т/м3 на базе медногорских медеплавильных шлаков.

б

2. ТЕХНОЛОГИЯ МОНТ ASA И ЖАНЫ ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

2.1. Наиболее рациональные способом укладки трубопрово -дов с бе тонким покрытием и забалластированных кольцевыми железобетонными грузами является, как правило, ^кладка протаскиванием по дну подводной траншеи*

2.2. Общие требования по укладке подводных трубопрово -дов способом протаскивания по дну приведены в "Инструкции по строительству подводных переходов магистральных трубопрово -дов" БСН 2-118-80 Миннефтегазстроя.

2.3. Для повышения качества работ при укладке трубопроводов, а также для уменьшения расчетных тяговых усилий ^следовательно, мощности тягсвьх лебедок протаскивать трубопроводы следует с использованием спусковых дорожек различного типа и разгружающих понтонов.

2-4. Типы, конструкции спусковых устройств, общие требования к ним приведены в "Рекомендациях по технологии укладки подводных трубопроводов диаметром 1220 и 1420 тп Р 126-72 [б]. Для укладки обетонированных трубопроводов и трубопроводов,балластированных железобетонными грузами, рекомендуется приме -пять спусковую дорожку типа ОСД-3 конструкции ОКБ Газстройма-шана [7] и спусковую дорожку в виде рельсового пути с теле ж -ками грузonодьемностью 30 т •

3.5.    В отдельных случаях при строительстве подводных переходов небольшой протяженности, а также в тех случаях, когда устроить спусковой путь невозможно , допускается протаскива -нле трубопровода на береговом спланированном участке по грунту.

Длину плетей трубопровода при такой укладке определяют в проекте производства работ в зависимости от ширины водной преграды, вида грунтов на береговом и подводном участках, наличия грузоподъемных и тяговых средств. Для труб диаметром 1020 и 1220 мм длину плетей, протаскиваемых на береговом участке по грунту, рекомендуется принимать соответственно не более 120-200 и 80-150 м *

2.6.    Тяговые усилия, необходимые для протаскивания трубопровода, определяют расчетом для каждого этапа протаскивания.

Тяговые средства выбирают по макси малья ому значению расчетяо-го тягового усилия. Расчет тяговых усилий, выбор схемы протаскивания и тяговых средств можно производить по методике, приведенной в Технологической карте на укладку газопровода диа -метром 1020 мм [й]и в Рекомендациях [б].

Для трубопроводов, протаскиваемых по грунту, рекомендуется принимать значения коэффициентов трекая, скольяегшя и коэффициентов трогания, приведенные в табл.10 и II прил.4.

2.7* Вес трубопровода, балластированного железобетоном, под.водой возрастает с увеличением времени нахождения его в воде (за счет водопоглощеняя железобетона). Этот фактор необходимо учитывать при расчете тяговых усилий. При полном во-допоглощенщ железобетона его вес может увеличиться на

2.8.    При разработке проекта производства работ по укладке обетонированных трубопроводов методом протаскивания не об -ходимо рассчитать прочность сцепления железобетонного покры -тия с изоляцией при действии сдвигающих усилий (прмл.5)*

2.9.    В зависимости от ширины водной преграды, рельефа берега, наличия спусковых устройств и понтонов, мощности трубоукладчиков и тяговых средств возможны следующие технологические схемы укладки подводных трубопроводов с бетонными покры -тияма И сборными железобетонными грузами способом протаскивания по дду:

схема I - протаскивание трубопровода по дну с предвари -тельным монтажом его на полную длину в створе перехода;

схема П - последовательное протаскивание отдельных плетей трубопровода со стыковкой их на дриурезном участке.

ПРОТАСКИВАНИЕ ТРУБОПРОВОДА ПО ДНУ С ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ МОНТАЖОМ ЕГО НА ПОЛНУЮ ДЛИНУ В СТВОРЕ ПЕРЕХОДА (СХЕМА I)

2.10# Технология* 1й процесс укладки трубопроводов с бетонным покрытием по с. & I включает: монтаж а сварку трубопровода в створе перехода из отдельных обетонированных труб или секций, испытание смонтированного трубопровода, изоляцию

8

и защиту стыков, протаскивание трубопровода, проверку его положения после укладки и испытание (до засылки траншеи),

2Л1. При укладке по схеме I трубопроводов с железобетонными грузами в створе перехода выполняют последовательно сварку трубопровода из отдельных секции труб, испытание трубопровода, изоляцию и */утеровку, установку и закрепление грузов, протаскивание трубопровода, проверку его соложения и ислыта -ние (до засыокл траншеи).

2.12.    Укладка по схеме I может быть применена на переходах через сравнительно небольшие водные преграды (шириной до 200-300 м), где редве<*> берега позволяет смонтировать сдусяо -вую дорожку и плеть трубопровода длиной, равной ширине водной преграды; кроме того, есть возможность обеспечить необходимые тяговые усилия.

2.13.    Монтаж трубопровода, сварку, испытание и изоляцию стыков между обетонированными трубами при данной схеме укладки целесообразно производить в створе перехода на спусковой дорожке, где отдельные трубы или секции из двух труб сваривают ручной дуговой сваркой с применением внутреннего центратора.

ПОСШОВАТЕЛШЖ ПРОТАСКИВАНИЕ ОТШЫШ ОББТОНИPCLАННиХ ПЛЕТЕ1 ТРУБОПРОВОДА СО СТЫКСВКОЙ ИХ НА ИРИУРЕЗШ.! УЧАСТКЕ (СХЕМА И)

2.14.    Технологический процесс монтажа и укладки отдельных обетонированных плетей трубопроводов до схеме П включает; монтаж первой плети в створе перехода с выполнением всех операций, предусмотренных при укладке по схеме I (2.10), и моя -таз, испытание второй и посдедуэдх плетей на строительной площадке,параллельной первой плетя. После протаскивания первой плети вторую плеть устанаь;шва!от на спусковую дорожку; на приурезном участке сваривал стык между первой и второй плетью, стык разяогрэ-дарувт и изолируют* После протаскивания второй плети устанавливают в створе третью плеть и т.д.

2.15.    Укладка подводного трубопровода способом последо -вательпего протаскивания по дну нескольких плетей, предвари -телыю смонтированных на берегу (схема П), рекомендуется при

пересечении широких асдныг. преград в тех случаях, когда про -тасюшание одной плетью Icxewa 1) невозможно*

2.16.    Длину плетей трубопровода» подготавливаемых к укладке по схеке П, определяют в проекте производства работ в зависимости от ширины ьо;шсй преграды, мощности тяговых средств, конструкции спускового пути, числа трубоукладчиков. Для трубопроводов диаметром 1020 н I2&0 мм длину плетей рекомендуют принимать соответственно не более 250 и 200 м.

2.17.    Монтаж плетей трубопровода из обетонированных ъ заводских условиях труб по схеме П производят следующим образом (рис .1).

Ка сварочном стенде выполняют поворотную сварку двух обетонированных труб з звенья. Из двухтрубных звеньев на строительно-монтажной площадке, параллельно спусковой дорожке, собирают и сваривают необходимое число плетей заданной длины. Плети трубопровода подвергают гидравлическому испытанию. После испытания плетей стыки изолируют и наносят на них защитное покрытие. После протаскивания первой плетя, смонтированной, как правило, е створе перехода, вторую плеть перекладывают на спусковую дорожку, стыкуют с первой и протаскивание продолжают.

2.18.    Обетонированные трубы с приобъектного склада трубоукладчиком К-5Э4 доставляют на сварочный стенд и выполняют поворотную сварку двух труб вручную (при небольшом объеме сварочных работ) ила сварочным полуавтоматом. Двухтрубные звенья на место сборки и сварки плетей доставляют двумя трубоукладчиками К-594.

2.19.    Первую плеть монтируют и сваривают ручной дуговой сваркой с применением внутреннего центратора в не посредстве к-кой близости (параллельно спусковой дорожке). Ьторую и последующие плети собирают и сваривают на монтажной площадке, параллельно первой плети. Расстояния между плетями показано на рис.1. Для обетонированного трубопровода диаметром 1220 мм расстояние между первой и второй плетями, необходимое для сварочно-монтажных и укладочных шбот, составляет около о к,

2.20.    Перед изоляцией и защитой стыков между обэтояиро -ванными трубами производят гидравлическое испытание .тетей трубопровода. При визуальном обнаружении утечек устанаъ-

10