Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

59 страниц

422.00 ₽

Купить ВСН 2-118-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Предназначена для строительных и проектных организаций, занимающихся строительством и проектированием подводных переходов магистральных трубопроводов, а также организаций, осуществляющих контроль за качеством их строительства

 Скачать PDF

Заменен на ВСН 010-88

Оглавление

1. Общие положения

2. Организационно-техническая подготовка строительства подводных переходов

3. Подводные земляные работы

4. Монтаж трубопровода и подготовка его к укладке

5. Укладка подводных трубопроводов на переходах

6. Сооружение кабельных линий связи при строительстве подводных переходов магистральных нефтегазопроводов

7. Особенности строительства подводных трубопроводов и кабелей связи в зимних условиях

Приложения

 
Дата введения01.09.1980
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

21.03.1980УтвержденМиннефтегазпром СССР
РазработанВНИИСТ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральный трубопроеодое

-ВНИИСТ-

ИНСТРУКЦИЯ

ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

вен 2-118-80

Мин нефтегазстрой

Москва 1986

министерство строительства предприятий НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Вскоюмф IWyilB HKWJIOIOWWiflNft институт no tTpowienocioy narncfpomwinr тру6о*уоаоцо»

ИНСТРУКЦИЯ

ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВСН 2-118-80 Миннефтегазстрой

Москва 1986

бопровода от проектной осн траншей (в обе стороны) при укладке трубопровода, ы;

- запас на завоонмость трастов донными наносами со стороны ее верхового откоса, м.

При совмещенной укладке кабеля свягв с трубопроводом в одной траншее проектную ширину последней следует увеличить на 0,5

3.4. Запас, учитывающий допускаемые отклонения по ширине траншеи Лвр , следует принимать:

для гидроаиекторного земснаряда типа ДОС, работающего с применением папильонажа, при силе ветра до 4 баллов и скорости течения до 0,75 м/с - Дбр s 1,2 м и для земснаряда типа УПГЗУ, работающего в тех хе условиях, - Абр = 1,6 м;

для земснарядов других типов - в соответствии с Ш частью СВИЛ по земляным сооружениям;

для канатно-скреперных установок (табл.1):

Таблица I

Дальность скреперования, м j Величина запаса Дбр , м

До 50    0,5

До 100    1,0

До 150    1,5

3.5. Запас Дбг , учитывающий отклонения продольной оси трубопровода при его укладке споообом протаскивания по дну через водные преграды шириной менее 1000 м, следует принимать:

Дбт - 0,005L,    (2)

где L - ширина водной преграды при среднем рабочем уровне воды, м.

3.6. Запас А 6т    , учитывающий отклонения продольной оси

трубопровода при его укладке споообом протаскивания по дну через водные преграды шириной более 1000 м, следует принимать: на участке траншеи длиной 1000 м (по 500 м от середины водной преграды в оторону обоих берегов) - по табл.2; на участках траншеи длиной по 500 м, примыкающих к указаннощу выше участку о двух его сторон, (дрх ширине водной преграды более 3000 м), -по табл.2,а;

на остальных участках гранаея, непосредственно примыкаю-щих к берегам, величина запаса а5г = 5 м.

Таблица 2    Таблица    2,а

Ширина нотой 1

| Величина запаса

Ширина водной ]

Величина.

1250

е.о

2250

6,0

1500

7.0

1750

8,0

2500

7,0

2000

9,0

2250

10,0

2750

8,0

2500

11,0

2750

12,0

3000

9,0

3000

13,0

3.7.    При укладке трубопровода способом свободного погружения или с плавучих средств величина запаса а8т определяется проектом о учетом принятой технологии укладки и гидрологических условий.

3.8.    Запас ьзрины траншеи на заносимость а83 следует учитывать только для русловых участков перехода, где средние (на вертикалях) скорости течения 0,5 м/с и более. При этом величину А следует определять из выражения

. 0r t

Л83 «    »    (3)

где - средняя интенсивность отложения донных наносов на 1м фронта траншеи при среднем рабочем уровне воды, определяемая на оонове материалов инженерных изысканий, м3/сут (црил.1);

t - продолжительность занесения траншеи, определяемая в проекте организации строительства, сут (см.црил.1);

h - проектная глубина траншеи, м.

3.9.    При определении ширины подводной траншеи, разрабатываемой канатно-скреперной установкой, запас на заносимость Абне учитывается.

Для определения объемов скреперования в проекте к геометрическому объему траншеи следует добавлять объем занесения с

тт

учетом суммарного раеходг донных наносов в створе перехода я производительности скреперное установки (см.прил.1, п.3.7).

^зен мин *    *

3.10. Если ширина траншеи по формуле (I) меньше, чем минимально возможная для принятого в проекте земснаряда, то проектная ширина траншеи должна быть не менее

(4)

В

где

В зем.миН - минимальная ширина прорези, определяемая конструктивными особенностями земснаряда (например, шириной рабочего органа и технологией его работы);

р - допускаемые отклонения по ширине траншея согласно Ш части СЕиП по земляным сооружениям.

3.11.    Ширину подводных траншей на мелководных участках, глубины которых с учетом возможных колебаний уровня воды меньше осадка грунторазрабатывавщего судна (с запасом под днищем), следует принимать с учетом ширины и осадки судна, обеспечения необходимой глубины в границах его рабочих перемещений, а такие перемещений обслуживавших средств (например, грунгоогвоеных саланд).

3.12.    При скреперовании траншеи следует предусмотреть ее перезаглубление по отношению к проектным отметкам для обеспечения необходимой ширины.

Величину перезаглубления определяют из выражения:

(Ь)

йк - AzlhlAM,

где Ь - проектная ширина траншеи по дву, м;

Ьм - ширина скреперного ковша (I,5-2,5), м;

Аор - запас, учитывавший отклонения по ширине траншеи при скреперовании, м;

т - коэффициент заложения откоса траншеи.

3.13.    Ширина подводных траншей определяется проектом с учетом технических характеристик используемых средств, технологии укладки и заглубления трубопроводов:

на участках рек и водоемов, сложенных скальными грунтами;

при пересечении водных преград более 3,0 км;

при заглублении предварительно проложенного по дву трубопровода или при укладке нескольких трубопроводов в одну траншею.

3.14.    Перед началом земляных работ необходимо обследовать участки дна реки или водоема. Обнаруженные препятствия в виде топляков и отдельных валунов следует устранить путем отмыва гидромониторами (грунтососами) и подъема плавучими грузоподъемными средствами с привлечением водолазов.

3.15.    При разработке подводной траншеи участок, подвергающийся интенсивному заносу, разрабатывают в последнюю очередь непосредственно перед укладкой трубопровода.

3.16.    Для устройства подводных траншей можно применять: землечерпательные ковшовые снаряды;

землесосные рефулерные снаряды; гидромониторно-эжекторные снаряды; каватно»скреперные установки; взрывной способ.

Тип механизма для выемки подводного грунта следует выбирать в зависимости от его физических свойств, объема выемки, гидрологического режима, условий судоходства, глубины водоема и периода (времени года) производства работ (прил.2).

Плавучие грунторазрабатывапцие снаряды следует выбирать с учетом продолжительности навигационного периода и времени буксировки снаряда на объект.

3.17.    При разработке подводных траншей в тяжелых грунтах следует применять следующие типы ковшовых земснарядов:

многочерпаковые; одночерпакозые; грейферные снаряды.

Для разработки несвязных грунтов целесообразно использовать землесосные земснаряды с механическим и гидравлическим рыхлителями.

3.18.    Подводные земляные работы на переходах должны выполняться в соответствии с техническим заданием, составляемым строительной организацией.

Задание должно включать:

рабочий продольный и поперечные профили подводной траншеи с привязкой глубин в пикетажу i нулю графика водомерного поста;

технологическую схему работы земснаряда (рабочие перемещения, транспорт и отвалы грунта).

Рабочий продольный профиль траншеи должен быть составлен

13

на основе проектного продольного профиля с учетом ступенчатого изменения глубин н минимального объема перебора грунта.

3.19.    Расчетную глубину опускания рамы земснаряда следует назначать в соответствии с проектными отметками дна траншеи, учитывая при этом изменение уровня вода на водомерном посту.

Месторасположение земснаряда в створе необходимо контролировать непрерывно г? установленным на беретах створным знакам или при помощи радиоаппаратуры, лазерных или других устройств.

3.20.    При разработке траншей через судоходные реки и водохранилища при больших объемах работ и глубинах следует совмещать работу высокопроизводительных земснарядов для рытья подводных траншей до отметок, соответствующих максимальной глубине опускания рамы этих земснарядов (в-12 м), и специальных земснарядов меньшей производительности, но с большей глубиной опускания раш (УПГЭУ, T3P25I) для разработки подводных траншей на больших глубинах до проектных отметок.

3.21.    Разработку траншей на прибрежных участках следует выполнять бульдозерами и икскаваторами с учетом обводненности грунтов и правил техники безопасности (см.црил.2).

3.22.    Взрывные работы при устройстве подводных траншей на переходах допускается применять только при невозможности применения других способов разработки траншеи.

При ведении подводных взрывных работ следует использовало заряда в скважинах (или колонковые заряда), шпуровые и нак. ад-ные заряда.

Накладные заряда необходимо применять дрь глубине рыхления грунта до 1,0 м с укладкой их на очищенное от илистых и песчаных наносов скальное дно водоема. Очистка от наносов может быть выполнена гидромониторами и грунтососами. Заряда ВВ рекомендуются направленного действия.

При выборе способа взрывных работ следует учитывать:

сохранность расположенных рядом сооружений;

гидрологические и геологические условия в месте устройства подводной траншеи;

расчетную глубину подводной траншеи;

влияние взрывов на ихтиофауну.

3.23.    Разработку траншей на заболоченных пофмах следует, как правило, начинать с урезной части для обеспечения стока вода в реку и дренирования пойм.

14

3.24.    При заглублении подводных трубопроводов, предварительно уложенных до дну, в проекте производства работ должны быть указаны величина допустимого заглубления трубопровода за одну проходку (которая определяется расчете»! напряженного состояния трубопровода), количество проходок, очередность выполнения работ.

3.25.    Подводные траншеи после укладки трубопровода засыпают до отметок, предусмотренных проектом.

Материал и способы засыпки трубопровода, уложенного в подводную траншею, определяются проектом.

Засыпка подводных трубопроводов допускается местным грунтом, если в проекте перехода не предусмотрены особые условия для засыпки траншеи песком, гравием или другим материалом. Разрешение на засыпку местным грунте»! должно быть указано в проекте.

Засыпку подводных траншей можно выполнять путем регулирования грунта земснарядами с вспояозовавием плавучих транспортных средств или автосамосвалами со льда. Способ засыпки трав-шей выбирают в зависимости от производства работ в зимний или летний периоды, ширины траншеи, глубины воды, скоростей течения и объемов работ.

3.26.    При определении объемов засыпки подводных траншей геометрический объем по проектным профилям следует увеличивать

е дд,


на объем грунта, уносимого течением за пределы траншеи при ес засыпке (прил.З) и уменьшать на объем донных наносов Aty3 , поступающих в траншею, который можно определить из выражения:

3’ (6) где hcp - средняя глубина траншеи на участке б , м;

А6з - запас, учитывающий заносимость траншеи при расчете ее проектной ширины (см.п.3.8 настоящей Инструкции и прил.Г).

3.27. Засыпка нижьей по течению нитки на русловом участие перехода одновременно с разработкой траншеи верхней нитки допускается, если:

физико-механические свойства грунтов позволяют использовать его для засыпки подводных траншей;

15

разработка траншей осуществляется землесосняки или земле-черпаталыпаш снарядам;

возможно в течение одной навигации, ао согласованию с рвб-надзором, последовательно разработать две траншеи и уложить в них два трубопровода.

3.28. Места отвалов грунтов при подводных выемках, согласованные с заинтересованными организациями, следует назначать с учетом технологии подводных земляных работ, условий судоходства и лесосплава.

4. SlfflTAI ТРУБОПРОВОДА И ПОДГОТОВКА ЕГО К УКЛАДКЕ

4.1.    Перед укладкой трубопровода в подводную траншею необходимо выполнить следующие работы:

сварку отдельных плетей трубопровода или всей нитки зависимости от ширины реки и принятой схемы укладки,

гидравлическое испытание плетей или всей нитки трубопровода;

очистку и изоляцию трубопровода;

футеровку трубопровода деревянной рейкой для предохранения изоляции от повреждения при укладке (если нет сплошного бетонного П01фытия);

балластировку трубопровода утяжеляющими покрытиями или отдельными грузами.

4.2.    В исполнительную документацию на строительство перехода должна быть включена сварочно-монтажная схема раскладки плетей на переходе с указанием и привязкой мест стыков, захлео-тов, клейма сварщиков, начала и конца плетей, мест установки запорной арматуры.

4.3.    На переходах значительной протяженности необходима полевая трубосварочная база для автоматической сварки секций из

двух или трех труб с последующей доставкой их на монтажную площадку для сварки плетей или ниток перехода.

4.4.    Заполнение продуктом подводных пофтепродуктопроводов после их гидравлических испытаний должно выполняться с обязательным выполнением мероприятий, предупреждающих попадание воздуха в подводные нефтепродуктопроьоды.

4.5. Для гидравлического испытания плети трубопровода на монтажной площадке на его концы приваривают инвентарные заглуа-

Патрубкн для выпуска воздуха вваривает в наиболее высоких точках плети.

4.6.    Тип и конструкция утяжеляющих покрытий или специальных грузов, закрепленных на трубопроводе, устанавливаются в проекте и согласовывается со строительной организацией. Изменения при строительстве допускается при обязательном согласовании с проектной организацией и заказчиком.

4.7.    Обетонкрование подводных трубопроводов необходимо выполнять следующими основными способами:

обетонированном отдельных труб в базовых условиях (на бетонном заводе, полигоне);

обетонированном трубопроводов монолитным железобетонным пофытием с применением опалубки на месте монтажа и укладки трубопровода (в трассовых условиях).

4.8.    Для обетонирования используется трубы, предусмотренные проектом для подводных переходов и соответствующие всем требованиям технических условий.

При отсутствии заводских сертификатов и заводского гидравлического испытания трубы обетонировать запрещается.

Завод (полигон) железобетонных игделий получает стальные трубы с сертификатами, которые передает по акту вместе с обетонированными трубами и сертификатами на готовую продукцию строительной организации.

4.9.    Для предохранения изоляционных покрытий от механических повреждений щ>и обетонировании и монтаже сборных утяжелителей следует применять защитные обертки. Конструкцию изоляционных покрытий и защитных оберток устанавливает проектная организация.

4.10.    Обетонирование трубопроводов монолитным бетоном выполняется в инвентарной опалубке с применением вибраторов и соблюдением требований Ш части СНиП по бетонным и железобетонным конструкциям монолитным.

4.11.    Укладка обетонированной плети трубопровода допускается после достижения бетоном проектной прочности.

4.12.    Обетонированные трубы с завода на строительную пло-

щадку подводного перехода следует транспортировать с прокладками, чтобы не повредить бетонное покрытие и открытые концы труб.

4.13.    Предварительное гидравлическое испытание труб, обетонированных в заводских условиях на подводных переходах, производится после сварки отдельных труб или секций в плеть до изоляции стыков труб.

В случае визуального обнаружения утечек устанавливается место утечки, и имеющая дефект труба вырезается.

Когда утечка обнаруживается по показаниям манометра, для определения дефектной трубы давление в плети выдерживается до появления воды на поверхности бетонного покрытия или в зоне стыка. Имеющая дефект труба вырезается из плети.

4.14.    Испытание плетей трубопровода, обетонированио которых монолитным или сборным железобетоном производится непосредственно на переходе, выполняют в соответствии с требованиями СНиП по строительству магистральных трубопроводов.

4.13. Балластные грузы, получаете с заготовительных баз или заводов-изготовителей, должны иметь маркировку с указанием объема и массы.

Строительная организация проверяет соответствие весовых характеристик грузов или утяжелителей.

4.16. Установка и закрепление кольцевых бетонных и чугунных грузов на трубопроводе может выполняться в такой последовательности:

сначала полумуфты грузов раскладывают вдоль трубопровода с' интервалами в соответствии с проектом; зафутеровавный трубопровод с помощью трубоукладчиков укладывают на эти полумуфты, затем сверху на трубопровод устанавливают верхние полуцуфты я при подтягивании стропом трубоукладчика нижней полумуфты затягивают болты.

5. УКЛАДКА ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ НА ПЕРЕХОДАХ ОВДИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Укладка подводных трубопроводов осуществляется следующими основными способами:

18

протаскиванием трубопровода или отдельных его плетей по дну водоема (траншеи);

свободным погружением (опусканием) плавящего трубопровода на дно путем заполнения его водой или открепления понтонов» удерживаниях трубопровод на поверхности водоема;

опусканием трубопровода с помощью плавучих кранов.

5.2.    Технология укладки трубопровода на дно водоема (траншеи) должна быть дана в проекте производства работ и раэрабо-гана с учетом следу щах. факторов:

назначения трубопровода (возможность заливки его водой); топографических условий в створе перехода (крутизна береговых откосов, рельеф пойменного участка перехода);

диаметра трубопровода, его массы, прочностной характеристики и длины подводного участка;

гидрологического режима водоема, периода (времени года) производства работ, условий судоходства и лесосплава; экономичности* применяемого способа работ.

5.3.    При составлении проекта производства работ по укладке подводного трубопровода должны быть раосчитаны . строительные нагрузки на трубопровод и напряжения, возникапцие в нем при укладке, с учетом скорости течения и профиля спусковых устройств. В случае необходимости предусматривают технические мероприятия для уменьшения напряжений, возникающих в укладываемом трубопроводе.

5.4.    Перед укладкой трубопровода необходимо проверить его устойчивость в соответствии с фактической скоростью течения цри укладке и с учетом других условий (например, расстановка понтонов, радиусов изгиба).

5.5.    После укладки трубопровода в подводную траншею водолазами обследуется уложенный трубопровод и замеряются отметки верха трубы.

При соответствии отметок улокенвого трубопровода проектным отметкам составляют акт на укладку трубопровода и исполнительный профиль.

5.6.    Сварку уложенного подводного трубопровода с пойменным участком перехода производят после проверки сплошности изоляции способом катодной поляризации.

5.7.    Для уменьшения напряжений в уложенном подводном трубопроводе приварку его к пойменному участку рекомендуется про-

19

УДК 621.643.002.2(204.1)

Инструкция содержит основные положения по производству подводно-технических и строительно-монтажных работ црн строительстве подводных переходов магистральных нефтегазопроводов.

определению ыирины подводных травлей при сооружении переходов магистральных трубопроводов"^ (II., ВНИИСТ,

Разработана взамен "Указаний по производству работ црн сооружении магистральных стальных трубопроводов", нмп.9, 10 (II., ВНИИСТГ1970), "Временных указаний по технологии я организации строительства подводных переходов магистральных трубопроводов в зимних условиях" (II., ЕВИИСТ, 1968), а также "Руководства по

_Инструкция согласована с Мнвгазпромом и Мивнеф-

те драим.

Составлена на основании изучения в обобщения опыта строительства подводных трубопроводов отроительнн-ш организациями Министерства строительства предприятий ьефтяной и газовой промышленности и других министерств и ведомств.

Предназначена для строительных организаций Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой цромынленности и проектных организации министерств газовой и нефтяной промышленности, занимающихся строительством и проектированием подводных переходов магистральных трубопроводов, а таясе организаций, осуществляющих контроль за качеством их строительства.

В разработке Инструкции принимали участие:

от ШЙИСТа - С.И.левнн (руководитель темы), М.А.Камышев, В.В.Ситов, Б.М^Кукушкин, А.Г.Ратнер, Б.!-:.Круп-кин, 0.К.Головкина;

от треста Союзподводгазстрой - П.П.Башаратьян, Л.В.Вальковский, А.Л.Гинзбург, О.С.Зувв, В.В.Иващен-ко, В.Я.Канаев, З.С,Мальцев, И.С.Тарусин;

от Главного технического управления Ыиннефтегаэ-строя - А.И.Алексеев.

Замечания и предложения просьба направлять по адресу: IC5058, Москва, Окружной проезд. Х0. ДИКСТ,

(с) Всесоюзны? научно-«сследовательск институт по строатсдь-зтгу магнетрагьных трубопроводов ( 331ИСТ), I9C0

изводить цри температурах, близких к температуре перекачиваемого продукта.

5.8. После гидравлического испытания уложенного нефтепро-дуктоцровода заполняющую его воду удаляют в процессе заполнения всей магистрали нефтью или продуктом. Перед тем как пропустить поршни, шары или другие устройства, вытесняпцие воду, следует до подводного перехода (по ходу поршня) установить на трубопроводе вентили или задвижки достаточного сечения для выхода воздуха.

УКЛАДКА ТРУБОПРОВОДА СПОСОБОМ ПРОТАСКИВАНИЯ ПО ДНУ

5.9.    В технологический процесс укладки трубопровода способом протаскивания по дну водоема входит:

мовтаж трубопровода н оснащение его балластными грузами и понтонами;

устройство и оборудование опусковой дорожки; укладка трубопровода на спусковую дорожку; проверка готовности подводной траншеи (промеры глубин и проверка отметок дна траншей, водолазное обследование); установка я закрепление тяговых средств; приварка оголовка и прокладка тяговых тросов с закреплением их на оголовке;

протаскивание всей нитки трубопровода или отдельных секций (плетей) со сваркой межсекционных стыков;

проверка положения уложенного трубопровода в соответствии с проектом.

Длина протаскиваемых плетей определяется проектом производства работ в зависимости от ширины водной преграды, мощности тяговых средств и конструкции спускового устройства.

5.10.    Укладка трубопроводов способом протаскивания по дну подводной траншей рекомендуется при наличии:

плавного рельефа одного нз берегов в створе переходов,при котором возможна планировка грунта на этом участке в соответствии с допустимым радиусом уцругого изгиба трубопровода при его протаскивании;

Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности


Ведомственные

строительные

НОРМЫ


Инструкция по строительству подводных переходов магистральных трубок-проводов


I. ОБЩЕ ШШЖЕНИЯ


ВСЖ 2-II8-80 Миннефтегазстрой


Взамен

"Указаний по производству работ при сооружении магистральных стальных трубопроводов", выл.9, 10;

"Временных указаний по технологии и организации строительства подводных переходов в зимних условиях”;

"Руководства по определению ширины подводных траншей при сооружении переходов магнетгаль-ных трубопроводов" Р 278-77


1.1.    Настоящая Инструкция составлена в развитие главы СНиН по строительству магистральных трубопроводов и распространяется на строительство подводных переходов стальных магистральных газопроводов и нефтепродуктопроводов, осуществляемое специализированными строительными организациями с применением подводнотехнических средств при пересечении трубопроводами водных преград (реки, водохранилища, озера и др.), шириной зеркала воды свыше 30 м (при меженном уровне) и глубиной более 1,5 м.

1.2.    При строительстве подводных переходов магистральных трубопроводов, кроме требований настоящей Инструкции, должны также соблюдаться требования главы СНиП по строительству магистральных трубопроводов, по организации строительного производства, технике безопасности в строительстве и других глав СПиП, стандартов и инструкций, утвержденных иля согласованных Госстроем СССР,регламентирующих производство и приемку отдельных видов общестроительных и специальных работ в комплексе строительства магистрального трубопровода.

1.3.    До начала строительства заказчик (генподрядчик) передает по акту подрядной строительной организации створ подводного перехода, закрепленный геодезическими знаками, и докумен-


Внесена    Утверждена Министерством строительства

ВНИИСТом    предприятий нефтяной и газовой промыш

ленности 21 марта 1980 г.


Срок введения I/IX 1960г.


3


тацяю в сроки, учитывающие необходимость опережающего строительства иодводиах переходов.

1.4.    Строительная организация долина обеспечить сохранность опорвнх геодезических знаков и водомерного поста до передачи их заказчику после завервеиия строительства.

1.5.    При эксплуатации плавучих средств на строительстве подводных переходов необходимо руководствоваться "Правилами плавания по внутренним судоходным путям РСФСР”

2. 0РГАНИЗАВДСНН0-ТЕХШЧЕСКАЯ ПОДГСТОШ. СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДВОШЫХ ПЕРЕХОДОВ

2.1.    Основные положения организации строительства переходов долины быть разработаны в проекте организации строительства подводных переходов магистрального трубопровода.

Проект организации строительства подводного перехода в частя подводных земляных работ составляется в соответствия требованиями главы СНнП по строительству земляных сооружений.

Проект организации строительства подводного перехода выполняется по материалам инженерных изысканий я доджей учитывать техническую оснащенность строительной организация, передовой опят и достижения в области подволно-технических работ, применение прогрессивных конструкций я материалов.

2.2.    В проект организация строительства подводного перехода магистрального трубопровода должны быть включены:

календарный план строительства перехода, учитывающий очередность и орокя выполнения подводных земляных работ, согласованные с органами охраны рыбных запасов, водных ресурсов и с другими организациями, а такие должны быть указаны сроки, необходим» для выполнения мероприятий по рекультивации земель;

план строительно-монтажный площадки с указанием участка отвода земли заказчиком для размещения временных сооружений и отвалов грунта;

схемы разработки подводных и береговых траншей с распределением отвалов грунта и способы укладки подводного трубопровода;

ситуационный план перехода с указанием я привязкой к местности основных геодезических знаков;

4

ведомость объемов расот (с разбивкой для крупных переходов по периодам строительства);

мероприятия по охране окружающей среды.

Пояснительная записка к проекту организации строительства должна содержать обоснование методов производства подводных земляных работ и укладки подводного трубопровода, в том числе выполняемых в зимних условиях, с указанием потребности основ -ных технических средств и механизмов.

Указанный в проекте организации строительства способ укладки подводного трубопровода должен быть обоснован расчетом его вацрякенного состояния при укладке.

2.3.    При строительстве на подводных переходах трубопроводов в защитных кожухах способ и технологическую схему укладки трубопровода и кожуха разрабатывают в проекте организации строи -тельства с учетом принятой конструкции опорных устройств трубопровода, сальниковых или других уплотнений.

2.4.    До начала работ на переходе строительная организация должна выполнить в соответствии с утвержденным техническим проектом следующие организационно-технические мероприятия:

заключить подрядные и субподрядные договоры; решить вопросы материально-технического обеспечения (график поставки на объект необходимых материалов и оборудования);

составить проект производства работ на строительстве перехода.

2.5.    В состав проекта производства работ на строительство подводного перехода входят:

план строительно-монтажной площадки с указанием расположения технологических сооружений, складских, хилых и бытовых помещений;

календарный график производства работ; график поступления на объект труб, балластных грузов и основных материалов;

график потребности в механизмах ж плавучих средствах; типовые проекты временных технологических сооружений я устройств (причалов, складов, линий энергоснабжения и связи, водоснабжения);

технологические карты производственных операций (сварки и изоляции секций и плетей труб, рытья траншей и укладки подводных трубопроводов);

график движения раоочей силы; требования и мероприятия по технике безопасности; пояснительная записка с необходимым! расчетами, обоснованиями принятой технологии строительства перехода и указаниями по обеспечению контроля качества выполнения работ.

Для строительства несложных переходов в проект производства работ может входить:

план строительно-монтажных работ; календарный график работ;

привязка к данному объекту типовых технологических схем по основным видам работ;

краткая пояснительная записка с расчетами и обоснованиями технологических решений.

2.6.    Проект производства работ определяет технологическую последовательность работ по строительству подводного перехода, которая должна быть документально отражена в календарном графи» ке строительства перехода.

При разработке проекта производства работ на строительство двухниточных переходов следует предусматривать организацию работ, при которой отдельные виды работ (сварка, изоляция и др.) выполняются последовательно по каждой нитке с тем, чтобы исключить перерыв по времени между строительством первой и второй ниток трубопроводов.

Основные производственные операции (по монтажу трубопровода и подготовке подводной траншеи) должны быть указаны по времени с таким расчетом, чтобы укладка трубопровода велась, как правило, сразу после окончания работ по устройству подводной траншей.

2.7.    Монтажная площадка, как правило, должна быть расположена в отворе перехода. При выборе монтажной площадки следует учитывать наличие удобных подъездных путей и организацию водо-энергоснабжения.

При строительстве нескольких подводных переходов в одном речном бассейне целесообразно организовать централизованные базы для выполнения сварочно-монтажных к изоляционных работ с последующей доставкой (буксировкой) секций (плетей) трубопровода на строительные площадки.

При транспортировке секций (плетей) трубопроводов должны быть приняты необходимые меры для защиты изоляции от повреждения „

2.8.    Монтажная площадка должна быть спланирована ж иметь достаточную территорию два размещения сварочннх стапеле!, спус-кашх устройств и других сооружений, необходима! доя производства работ, связанных со строительством подводного перехода.

2.9.    При необходимости строительства подводных переходов

в летнее время через реки с инрошпш, залитыми или сильно заболоченными поймами монтажную площадку рекомендуется сооружать методом намыва средствами гидромеханизации.

2.10.    Дня строительно-монтажных работ на подводном переходе веобходиш следующие временные и вспомогательные технологические сооружения:

трубосварочный стенд;

склад ГСМ;

склад материалов открытого хранения (трубы, битум, металл, грувн);

оклад материалов закрытого хранения (метизы, изоляционный материал, электроматериалы); механическая мастерская; электростанция;

причалы для плавучих средств и паромная переправа; площадка для стоянки мавин и механизмов; временное хранилище для ампул с радиоактивными элементами; водомерный пост;

объекты санитарно-гигиенического и бытового назначения (душевая, раздевалка, сувклки, прачечная, санузел, медсанчасть).

Состав временных сооружений, выполняемых в минимальных объемах, необходимых для производства основных работ при строительстве перехода, должен быть определен проектом организации строительства и уточнен проектом производства работ по согласованию с заказчиком.

Для сокращения сроков строительства под бытовые, хозяйственные и вспомогательные помещения следует максимально использовать инвентарное оборудование (передвижные дома-вагончики, брандвахты, трубосварочные стенды, сборно-разборные складские и хозяйственные помещения и пр.).

2.II. Все сооружения на строительной площадке должны быть размещены с обязательным соблюдением всех требований санитарного надзора и пожарной безопасности.

7

2.12.    Транспортные схемы следует разрабатывать о учетом местных условий, избегая по возможности перевалку материалов, доставляемых на строительство перехода.

2.13.    При строительстве переходов на судоходных реках и водохранилищах, в случае необходимости разгрузки барк с трубами я материалами, доливы быть оборудованы временные причалы с разгрузочными устройства»!.

2.14.    На строительстве переходов через широкие водные преграды между берегами следует предусматривать временную радио

телефонную связь.

2.15. В подготовительный период к строительству перехода строительная организация должна осуществить следующие мероприятия:

1)    Припять от генподрядчика (заказчика) трассу (створы) подводного перехода в натуре с закрепляющими знаками. Передача трассы должна быть оформлена актом с приложением плана и про -фала трассы перехода и ведомости геодезических знаков.

Опорные знаки на каждом берегу должны быть вынесены в 2-3 точках от оси в сторону на расстояние, гарантирующее их сохранность при строительстве;

2)    проверить наличие основных реперов и установить временные, необходимые на период строительства перехода. При ширине реки до 200 м устанавливают по одному реперу на каждом берегу, а более 200 м - на каждом берегу не менее двух реперов. Реперы следует располагать за пределами разрабатываемых береговых траншей и монтажной площадки;

3)    выполнить контрольную нивелировку основных я привязку к ним временных реперов;

4)    выполнить нивелировку по створу подводных трубопроводов на переходе с промерами подводного участка трассы и проверить соответствие фактических профилей подводных трубопроводов

проектным;

5)    осуществить проверку и разбивку углов поворота и кривых трассы в пределах перехода с выносом разбивочвых знаков за пределы участков работы землеройных механизмов и отвалов грунта;

6)    уточнить ширину водоема в мосте пересечения трубопроводом расстояния между урезами воды:

8

до 200 м - по тонкому тросу между берегами; более 200 м - при помощи геодезических инструментов разбивкой берегового базиса;

7)    Жакрепить в натуре все характерные точки проектного профиля в пределах везатопленной части перехода с выносом знаков за пределы зоны производства земляных работ;

8)    установить временный водомерный пост с привязкой его к реперу; колебания уровней воды замеряют ежедневно с отметкой

в журнале водомерного поста. При частых и значительных колебаниях уровня воды (например, в нижних бьефах водохранилищ) замеры выполняют периодически в течение рабочей смены.

3. ПОДВОДПЫЕ ЗЕШЯШЕ РАБОТЫ

3.1.    Заглубление трубопроводов в дно реки или водоема до проектных отметок следует осуществлять путем устройства подводной траншеи до укладки трубопроводов или после его укладки с применением в последнем случае трубозагдубителя или других специальных механизмов.

3.2.    Величину заглубления подводных трубопроводов в дно реки или водоема определяют от верха забалластированного трубопровода. Способ разработки подводной траншеи устанавливает проектная организация и согласовывает со строительной организацией.

3.3.    Проектную ширину в подводных траншеях по дну определяют из выражения

б = ВН +0,7+ /лб} + Д6* + Дб3 , (D

где Лн - наружный диаметр конструкции трубопровода с защитным и балластным покрытиями, м;

0,7 м - расстояние, учитывающее необходимость водолазного обследования трубопровода после его укладки;

д6р - запас, учитывающий допускаемые отклонения по ширине траншеи (с двух сторон) в процессе ее разработки, м;

Дбт - запас, учитывающий отклонения продольной оси тру-

9