Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

47 страниц

349.00 ₽

Купить Р 376-79 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство разработано на основе научных исследований в области применения труб диаметром 1020-1420 мм с заводской изоляцией для строительства магистральных газонефтепроводов. Основные положения Руководства изложены с учетом анализа и обобщения как отечественного, так и зарубежного опыта строительства трубопроводов с заводскими антикоррозионными покрытиями.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Организация строительства

3. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы. Складирование труб

4. Подготовительные и земляные работы

5.Сварочно-монтажные работы

6. Общие требования по изоляция сварных стыков труб

7. Технология изоляции сварных стыков полимерными липкими лентами

8. Технология изоляция сварных стыков термоусадочными муфтами

9. Общие требования по ремонту повреждений заводских изоляционных покрытий

10. Технология ремонта повреждений полиэтиленового покрытия

11. Технология ремонта повреждений эпоксидных покрытий

12. Контроль качества изоляции сварных стыков и ремонта повреждений заводского покрытия

13. Укладочные работы

    14. Строительство криволинейных участков трубопроводов

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ВНИИСТ

ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРУБОПРОВОДОВ ИЗ ТРУБ С ЗАВОДСКОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ

Р 376-79

Москва 1980

УДК 621.643.002.2:620.197

Настоящее Руководство разработано на основе научных веследованяй в обласхн пршаввняя труб диаметром 1020 - 1420 ын с заводской взолацвеи для строительства магветралвных газонефтепроводов. Основные нодоженвн Руководства наложат ° учетом анализа я обобщения кая отечественного, хая я зарубежного опыта строительства трубопроводов с ааводояяйя антвкорроаконннмм покрытиями.

В Руководстве освещены специфические требования х строительству, которые свиваю о особенноотя-мя прннененяя наолнроваяяых труб. Особое внянавие уделено погрузочно-разгрузочным, складским я транспортным работам, язоляцы стыков, ремонту повреждений в трассовых условиях, а также укяадке трубопровода.

Технология ремонта повреждений яаоляцяи труб на заводе- изготовителе регламентирована технологическими процессами нанесения покрытий и в настоящем Руководстве ие рассматривается.

£ Руководстве приводятся как общие требования к строительству трубопроводов иа вволировавянх труб (независимо от типа покрытия) , хая я условия на производство работ отдельно с трубами, имеющими покрытия на основе по рожковой эпоксидной краски, и с трубами, изолированными полиэтиленом.

Настоящее Руководство предназначено для строительных организаций миннвфхегаастрои, занятых сооружением линейной час» ыагясхральяых трубопроводов ив изолированных труб, и в первую очередь для органнаапяй, осуществляющих строительство гаэо -провода Урангой-Гряаовец.

Но мара дальяейиего накопления опыта, разработки новых технологических решений и усовершенствования средств механизации возможны уточнения отдельных положений настоящего Руководства.

Руководство разработали сотрудники ВНИИСТа: кандидаты техн. наук A.U. Зиневнч, В.И. Прокофьев, В.П.Ментиков, К.А.Аникин, Н.Е. Маховиков, А.Д. £е-логояовскнй, С.К. Носков; ннхенеры В.В.Булаев,

B.Q. Глазунов, В.С. Нармяна и В.И. Рыжков.

осе замечания и прадложиння просьба направлять по адресу: Москва, 105058, Окружной проезд, 19, ВНИИСТ, лаборатория технологии и организации строительства, лаборатория изоляции трубопроводов.

©всесоюзный научно-исследовательский институт по строи-тедьехву магистральных трубопроводов (юнМИСТ), 1980

ребленни проволокой, между стенками полувагона (платформы; должны устанавливаться деревянные брусья, на дно полувагона также укладывают брусья, которые прибивают к нему гвоздями. Головки гвоздей должны быть утоплены.

йвсь деревянный транспортный реквизит возврату не подлежит.

железнодорожный состав, предназначенный для перевозки изолированных труб, до их погрузки должен быть очищен от остатков ранее перевозимых грузов (щебня, угля, руды и т.д.;, а также от снега и льда.

3.9.    длина перевозимых в полувагонах труб не должна превышать 11,6 и, при этом расположение труб по длине вагона следует обеспечивать таким образом, чтобы зазоры между концами труб и торцевыми бортами вагона были не менее IUG мм и само -произвольно не уменьшались в процессе перевозки.

3.10.    Размещение труб различного диаметра в подвижном железнодорожном составе должно соответствовать требованиям "Инструкции по организации перевозок труб диаметром 1020 -1420 мм всеми видами наземного транспорта, обеспечивающими их сохранность от повреждений в процессе транспортировки",

U., Орггазстрой, 1978 .

3.11.    Разгрузка труб из вагонов производится стреловыми (гусеничными, колесными, башенными, автомобильными;или портальными кранами соответствующей грузоподъемности. Работы должны выполняться плавно, бее рывков, на малых скоростях.

3.12.    При подаче захватов в вагон запрещается сбрасы -вать их на трубы.

3.13.    пыгрузку труб из вагонов целесообразно производить непосредственно на автотранспорт, минуя промежуточное складирование на прирельсовой площадке.

3.14.    При перевозке изолированных труб автотранспортом (трубовозами, плетевозами ;следует крепить их стопорными тросами с обоих торцов во избежание продольных перемещений. Необходимо также тщательно закреплять трубы £екция)на кониках с помощью увязочных поясов, снабженных прокладочными ковриками.

3.15.    ноники трубовозов (плетевозов jпо поверхности

олирания на них труд должны сыть оборудованы резиновыми прокладками. Требования к ним аналогичны изложенным в пунктах 3.5 - 3.7 настоящего Руководства.    II

3.16. Для перевози нзоированяых труб диметром 1020 -1420 ш следа ах применять специальное приспособление ПП-31 в серийным трубовозам (плетевозам )ИВ—91, ПЛ~92, ПВ-94, ИВ-202, Ilf-301, flfr-Ш, ПТ-62, ПТ-Ш, ПТК-251, ПТ-501, кохорое обеспечивает ирирвое ошраие груб ва базовый автомобиль - тягач в тем самым исключает возможность повреждения поврнхвв труб при перевозке.

Лрисдособление Ш-31 (монструнцив ШШСТа ) состоит вз шворотного (рве. 2 )н неповоротного ложементов, первый вз них устанавливается на плетввозе, а второй - на роспуске. Конструкция шворотного ложемента обеспечивает угол поворота в поперечной плоскости * 25°, а в продольной * 10°.

ЗЛ7., Количество изо дарованных труб диной 12 м, перевозимых за рейо на одвом храношртном средстве, приедено в табл. I.

Г---1

Рис. 2. Поворотный ложемент приспособления Ш-31:

1-основание коника автомобиля; 2-палец;3-злаотичвая прокладка; 4-опорный каток

3.18. Количество трахтрубных секций дивой 36 в, перевозимых одновременно на плетевозе, приведено в табл. 2.

Таблица I

диаметр spy б, мм

Толщина

стенки,

ми

Марка трубовоза (плетевоаа j

QiJ-52,

lb-94

Ub-91,

flli-93

tlB-202

UT-62

НТК-251

ьазовый автомобиль ( ■;

■jft’CT'K')

diUirI3I

"Урал-

375К"

КрАЗ-225Ь'

Т-IOUJ»

K-7Q0

Количество труб, перевозимых при наличии

дорог

II

3

5

5

-

-

Iu2u

15

2

2

5

-

-

15

2

2

3

»

-

12

г

2

3

-

1220

14

г

2

3

-

-

16

i

I

3

-

-

Хь

1

X

2

-

-

иг о

Id

i

1

2

-

-

1

I

2

-

-

количество труб .перевозимых в условиях

бездорожья

11

2

5

3

2

5

iuaj

13

2

2

3

I

5

15

I

2

3

I

3

12

I

2

5

I

3

I22u

14

1

2

2

I

3

16

1

I

2

I

3

16

I

1

2

I

2

I42U

16

I

I

I

-

?.

20

-

I

I

-

с

Li

Таблица 2

Диаммр

*КГб,

Толдова

схвшся,

ш

Парка

т

0

1 §1

оза (плетевоБа)

njs-eu2|

1 Ш&301

ИВ-481

ПН81 JllTK-25l|UT-50I

Базовый автомобиль (трактор )

КрАЗ-

255Б

ПАК-

543

Ш-

537

Т-ДЮМБ j

_L

K-70

T-I8Q

Количество трзбша секций, перевозимых при наличии дорог

IX

2

3

5

-

-

-

1U2U

13

I

2

3

-

-

-

15

I

2

3

-

-

-

12

I

2

3

-

-

-

I22U

14

I

2

3

-

-

16

I

2

3

-

-

-

16

X

I

2

-

-

-

142U

I b

-

I

2

-

-

-

2U

-

I

2

-

-

-

Количество трубных секций, перевозимых

в условиях бездорожья

IX

I

3

5

I

2

5

Ю20

13

X

2

3

I

2

3

15

I

2

3

X

2

3

12

1

I

2

I

2

3

I22U

14

-

X

2

-

2

3

16

-

I

2

-

I

3

16

-

I

2

-

I

2

I42U

-

I

2

-

X

2

2U

-

1

2

-

1

2

14

3.19.    Складирование изолированных труб следует производить на ровной горизонтальной площадке. Дод нижний ряд штабеля следует подкладывать деревянные брусья сечением 5ох2ии мм при твердом покрытии площадки складирования и Iu0x2Q0 мм -при земляном покрытии. Брусья располагают четырьмя рядами, при атом крайние ряды следует размещать на расстоянии Х,и м от торцов «руб, а расстояние между двумя средними рядами должно быть около 4,0 х.

3.20.    штабели формируют так, чтобы оси труб были перпендикулярны подъездным путям.

3.21.    При формировании штабеля сначала полностью ^ -к/ады-вают нижний ярус труб и закрепляют его против раскатывания деревянными клиньями, соединительными скобами и упорными башмаками. Затем укладывают трубы последующих ярусов, укладка производится "в седло",

3.22.    Максимальная высота штабеля не должна превышать

3 м, что соответствует трем ярусам для труб диаметром 1и2о и 1220 мм и двум ярусам для труб диаметрам 1420 мм. Трубные секции диаметром IU2G-I420 мм складируют в один ярус.

3.23.    Не допускается укладывать в один штабель трубы различных диаметров, а также трубы изолированные вместе с неизолированными.

^.24. Запрещается неорганизованное складирование изолированных труб ("костром", "ершом" и т.д.).

3.25. Раскладку изолированных труб vсекций)на трассе следует производить на деревянные дедки сечением Ibuxlbu мм и длиной 1200 мм (рис.З). Раскладка труб (секций)додана производиться с таким расчетом, чтобы исключить последующее подтаскивание труб к месту монта*а.

15

3.&>. Перечень специального оборудования для производства погрузочно-разгрузочных, транспортных н складских работ (яэ расчета на один поток)представлен в табл. 3.

Рис. 3. Опора (ленка)для трубных секций: а - разнесение секции на опоре; б - фиксирующий клин

16

количество оборудования при днанвхра труб, мы

Наиненованйе оборудования

IU2U

: 1220

I42U

Торцевой трубный захват 3H22I

ш»

ЗН422 (ЗЫ421)

-

-

4

Траверса IPB-I82

2

2

2

Автоматический трубный захват 3TM0I (3TMU2)

2

2

2

клещевой захват (с эластичными прокладками)

K3xU22 (K3i02I)

3

_

Ш221 (Ш222)

-

3

-

Ш422'(Ш421)

-

3

Приспособление к трубовоэу-плетевозу для перевозки изолированных труб ПП-ЗХ

ь

6

6

Амортизирующие приспособления для стрел трубоукладчиков (конструкции С&ю Газстроймашина)

4

k

4

4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ И ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

4.1. Подготовительные и земляные работы, включая инженерную подготовку полосы строительства, следует выполнять в строгой соответствии с проектов, а также с учетом требований, изложенных в следующих нормативных документах:

СНиП Ui-ti-76 "Земляные сооружения", м., 1577;

СИ 452-73 "Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов". И., Стройиздат, 1у73;

"инструкция по рекультивации земель при строительстве

магистральных трубопроводов"^ дСН 2-35-73_^    .    ti.r    Ц1Тй

киннефтегазстрои

впжйСТа, 1575;

17

"Руководстве по рекультивации зекель при строительстве магистральных трубопроводов^Р 204-75 ). М.,£НШЮТ, 1976;

"Указания по производству работ при сооружении магистральных трубопроводов". Вып. 3."Подготовительные и земляные работы", k., 0ЫТ14 ШИСТа, 1971.

4.2. Временные дороги для проезда строительных и транспортных малин следует сооружать с тщательным соблюдением требований к их качеству, что необходимо для обеспечения сохранности изоляционного покрытия при транспортировке изолирован -ных труб и секций.

4.3* Типы манив для разработки транией следует выбирать в зависимости от местных условий и в соответствии с проектом производства работ, при атом предпочтение отдаетсц роторным зкскаваторам, которые помимо высокой производительности обеспечивают лучшее качество дна траниеи.

4.4.    На участках трассы, где траниею разрабатывали одноковшовым экскаватором, следует разравнивать выступы (гребен -ки)ва дне траншеи; для втой цели могут быть использованы микробу ль до 8 еры (планировщики дна траниеи ).

4.5.    На дне траншей в скальных и мередых грунтах необходимо устраивать подушку из мягкого грунта толщиной 10 см (эти работы следует выполнять до вывозки трубных секций на трассу; или применять другие меры, предусмотренные проектом, для обеспечения сохранности изоляционного покрытия.

4.6.    При засыпке трубопровода грунтом,содержащим мерзлые комья, щебень, гравий и другие включения размером более 50 мм в поперечнике, изоляционное покрытие следует предохранять от повреждений присыпкой мягким грунтом на толщину 20 см над верхней образующей трубы или применять защитные покрытия (деревянную футеровку, камышитовые маты).

4.7.    Рекомендуется при засыпке транией пользоваться передвижными защитными экранами (профилированными по форме трубы щитами;.снижающими высоту падения грунта на трубу до 20 см.

4.6. £ зимний период строительства не следует допускать промерзания отвала грунта, что достигается разработкой тран -шей непосредственно перед укладкой трубопровода.

4.9. Засыпку траншей целесообразно выполнять роторными

храннеезасыпахелями TP-351, обеспечивающими необходимое измельчение груша.

5. СВАРОЧНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ

5.1. Сварку труб о заводерой изоляцией следуех вшюлняхь хами же меходами и на хех режимах, чхо и обычные трубы. Ори зхом рабохн должны проииводихься о указанием разделов данного руководства, технологическими инохрукциями, а ханже хробования-мн следующих нормативных документов:

"Указания по производству работ при сооружении магисхра -льиых охальных трубопроводов". Вып.2 "Сварочно-монтажные работы^ ВОН 1-24-73 Л . Н., ВНИИСТ, 1973}

Ииннафхегазсхрой

"Инструкция по сварке хрубопроводов из дисперсноино-хвер-деющих схалей с нормативным пределом прочности до 60 кгс/см2 при температуре воздуха до минус 50°С'^|СН 2-39-72

ОНТИ ВНИИСТа, 1973.

Качество сварных соединений должно соответствовать требованиям:

ГОСТ 7512 -75 "Контроль неразрувающий.Соединения сварные. Радиографический метод";

Методика магнитографического контроля сварных стыков трубопроводов". М.,0НТИ ВНИИСТа, 1969.

5.2.    При работе на хрубосборочном стенде (при сварке корневого слоя ива ), а также при выполнения сварочно-монтажных работ на трассе необходимо применять защитные коврики из асбестовой ткани (рис.4), которые предназначены для предохранения заводского изоляционного покрытия ох попадания на него брыэг расплавленного металла. Кирина каждого коврика должна быть не менее 0,6 м, а длина 1,5 - 2,0 м. Защитные коврики размещаю!

по обе стороны свариваемого стыка на расстоянии 10 - 12 см ох него. Коврики пристегиваются и удерживаются на трубе злас -хичнымм кольцевыми хомутами или ремнями. По мере продвижения сварки коврики перемещают по периметру хрубы.

5.3.    Стрелы трубоукладчиков, используемых для сварочно-

19

монтажных работ о изолированными трубам, должны быть обрезк-нены (в соотхотствм с пп.3.5-3.7).



Применяемые сварщмками-ручнмкамм дестнкцн необходимо облицевать мягкими подвид каш.

Рас.4. Коврах аа асбестовой ткана;

I - коврах; 2 - рвам; 3 - граница изоляционного покрытая; 4 - замок

5.4.    При подогреве кромок пород сваркой следует применят] внутренние подогревателя. Использование наружных подогревателей допускается при вварке катушек а монтаже захлостов. При этом следует предусматривать меры по пред охранению нзоаяцаов-ного покрытая от воздействия открытого огня (применение за -житных асбестовых ковриков, использование горелок о направленным действием пламена а т.д.).

5.5.    Для предотвраценяя повреждений изоляционного покрытая при проведены работ на трубосварочных Завах, состоящих из стенда CCT-I4I а установка НАУ-1001, ада на базах тала БТС-143 их накопители, покати, отсекатеян, остановы, рольганги н роликовые опоры должны быть обрезинены иди облицованы амортизирующими материалами (резиной, полиуретаном).

Комплект амортизирующего оборудования должен поступать централизованно (по заявкам строительно-монтажных оргаыза -цжй) ихн изготовляться собственными силами по чертежам, разработанным Киевским филиалом СКБ Гавстроймамина.

ВНИИСТ

Руководство по технологии и организации

Р 376-79

строительства трубопроводов из труб с заводской изоляцией

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Постоянно растущие объемы трубопроводного охрой -хельства как аа счет увеличения протяженноохи трасс, та* и за счет роста диаметров труб потребовали принятия новых технических и конструктивных ранений, направленных на повынение эффективности н качеохва сооружаемых объектов. Одним ив основных направлений в ранении этих актуальных аадач трубопроводного транспорта является широкое использование труб диаметром

1020 - 1420 мм с заводской изоляцией.

1.2.    Применение при строительстве подземных магистральных трубопроводов труб с заводским янхикорровионянм покрытием позволяет одновременно с существенным повышением эксплуатационной надежности обеспечить такие важные показатели для отрасли, как:

повынение уровня индустриализации строительства;

создание условий для круглогодичного выполнения строительно-монтажных работ;

Внесено лабораторией технологии и организации строительства и лабораторией изоляции трубопроводов


Разработано взамен "Руководства по технологии и организации строительства магистральных трубопроводов диаметром I22U-X420 мм поточным методом из труб с ваводской изоляцией" Р 265-77 и "Руководства по технологии и организации строительства трубопроводов И8 TPj6 о заводской изоляцией эпоксидными смолами (поставки Волжского



Ш декабря 1979 г.


трубного завода)"


5.6.    £сян изоляцию стыков предусматривается выполнять в стационарных условиях, рекомендуется стенд для производства этой работы располагать в непосредственной блиеости от сва -рочной базы или конструктивно совмещать его с оборудованием бааы.

Все опорные поверхности атого стенда должны отвечать тем же требованиям, что и оборудование сварочной бааы.

5.7.    Готовые трубные секции на сварочной баае укладываю на деревянные прокладки в один рад. Во избежание раскатывания каждую секцию крепят клиньями.

5.8.    Наращивать трубопровод в плеть следует с использованием клещевых захватов т:.яа КЗ-1022 (КЗ-1021) для труб диаметром 102О мм; КЗ-1223 (КЗ-1222) для труб диаметром 1220 nm н КЗ-1422 (КЗ-1421) для труб диаметром 1420 мм.

Для предохранения изоляционного покрытия следует опорные поверхности захватов оборудовать эластичными прокладками.

5.8.    При наличии самозажимных полотенец типа ПС1-121, ПСЖ-142 (ПСЖ-141) их применение для наращивания трубопровода

в плеть является предпочтительным со сравнению с клещевыми захватами.

5.10.    Сварку трубопровода в плеть следует выполнять с использованием инвентарных монтажных опор (рис.5) конструкция ВНШСТа, которые представляют собой кладку (клеть) из деревянных брусьев раныером 150x150x1200 ми. Устройство этих опор и технология производства работ с их использованием приведены в "Руководстве по технологии строительства трубопроводов с применением инвентарных опор" (Р 272-77). М., ВНИИСТ, 1977.

При сварке неповоротных стыков (второго и последующего сдоя ива, когда центратор передвинут) по обе стороны свариваемого стыка должны быть установлены страховочные опоры.

5.11.    Через каждые 200-300 м, а также на поворотах трассы после сварки трубопровода в плеть его следует врененно крепить на строительной полосе с помощью якорных устройств (во избежание самопроизвольного бокового смещения). Способ крепления определяется в зависимости от местных условий н возможностей строительных организаций.

-.12. Перечень специального оборудования для производства оварочно-монтакных работ (из расчета на один поток) приведен в табл.4.    21

достижение веданных устойчивых (стабильных;темпов строительства и возможность их дальнейшего роста;

улучнение охраны условий труда рабочих и культуры производства.

Эти показатели предопределяют зковомичеохую баву применения труб о заводской изоляцией и открывают перспективу для их широкого внедрения.

Наиболее рациональной областью применения труб о заводской иволшшей является строительство участков трубопроводов, проходящих в сложных условиях.

1.5. В настоящем Руководстве вопросы технологии и организации строительства наложены, в основном, инмь с тех позиций, по которым имеются принципиальные отличия при производстве работ по сравнению со строительством трубопроводов на обычных (неизолированных;труб.

1.4.    Ори разработке Руководства было пркаято деление всех изолированных труб на:

трубы,имеющие покрытия на основе порошковой зпоксядяой краски;

трубы, изолированные полнзтнленоы (независимо от ме -хода его нанесении;.

Если по тексту Руководства не указывается конкретная область применения того иди иного положения, то оно распространяется на трубы о тен н другим видом покрытия.

1.5.    Изоляционное заводское покрытие независныо от его вида должно обладать: днзлектряческой сплошностью, высокой ударной прочностью, стабильностью адгезнн при строительстве

и эксплуатации, атмосферной стойкостью (в условиях хранения;, стабильностью фивмко-механичесетх н защитных свойств в раз -личных условиях эксплуатации.

1.6.    Важнейшим условием аффективного использования труб с заводской наоляцней является соблюдение повышенных требований к бережному , аккуратному обращению с ними на всех стадиях строительства.

1.7.    В целях сохранности заводского изоляционного покрытия, особенно эпоксидного;все технологические операции о изолированными трубами должны выполняться методами, исклю-

аяичммм прямой контакт (как длительный, так я кратковременный) с твердыми предметами: металлическими частями кранов, трубоукладчиков, монтажцых приспособлений (троллейных подвесок, захватов, траверс ), покатай, накопителей, отоекателей, вращателей и роликоопор трубосварочных баз, а также коников трубовозов-плетевозов и других маинн.

Все перечисленное оборудование во избежание порчи изоляционного покрытия труб (при случайных соударениях)должно быть специальным образом подготовлено к работе путем установки на него съемных защитных приспособлений в виде эластичных (резиновых )прокладок, обпнвок из .мягких материалов (дерева, войлока и др.), а также л виде штампованных банда -жей и вкладыней ив полимеров (хапродона, полиуретана), как зто указано в соответствующих технологических разделах настоящего Руководства.

Установка защитных приспособлений на машины и другое оборудование должна производиться без каких-либо нарушений в конструкции зтих машин,

1.8.    Не допускается непосредственный контакт изолированных труб с грунтом (на прирельсовых складах, трубосварочных базах, на трассе при раскладке труб и т.д.), что обусловлено возможным наличием в грунте твердых включений: гальки, гравия, щебня.металлических отходов, которые могли бы привести в повреждению изоляционного покрытия. £ зимнее время появляется вероятность порчи покрытий от неровностей мереного грунта, а также не исключены случаи примерзания изолированной поверхности к почве, что могло бы привести в отслаиванию изоляция при подъеме трубопровода.

1.9.    Изолированные трубы или секции, сваренные из них, могут опираться на грунт только черев подкладки из мягкого материала (деревянные брусья, утильные автопокрышки и т.д.у.

1.10.    Работы по сборке и сварке трубопровода в плеть должны выполняться с применением инвентарных монтажных опор. Применение вместо них земляных или снежных призм запрещав_'ся.

5


1.11.    Если трубы поставляются с предохранительными кольцами (обычно они выполнены из резинового жгута или пенькового каната;, то снимать зти кольца без надобности не следует вплоть до сварки трубопровода в плеть.

1.12.    *рубы с обнаруженными заводскими дефектами ох -брановываюхся с составлением акха на рекламации, а трубы, по-лучивние повреждения при схроихельсхве (аадиры, царапины, риски, порван, потертости;, поддеяах безотлагательному ремонту.

1.13.    Выполнение положений, наложенных в настоящем Руководстве, гарантирует обеспечение высокого качества строительства и снижает до минимума воаыожносхв повреждения изоляционного покрытия.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

2.1.    При схроихельсхве трубопроводов иа хруб о заводской изоляцией, кроме настоящего Руководства, необходимо пользоваться следующими нормативными документами:

СНнН S-I-76 "Организация строительного производства. Правила производства и приемки работ".

СНнН И-Д.Щ-72 "Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ".

"Руководством по оптимальной технологии и организации поточно-механизированного строительства магистральных трубопроводов". U.,ВНИИСТ, 1976.

CHhII I-A.IZ-7U "Техника безопасности л строительстве".

"Правилами техники безопасности при строительства магистральных трубопроводов". М., "Недра", 1972.

Крона того, прн строительстве трубопроводов нз изолированных труб следует пользоваться документами, регламент -рухщимм требовании на производство отдельных видов работ; ссылки на ахи документы приведены в соответствующих технологических разделах настоящего Руководства.

2.2.    Строительство трубопроводов из труб с заводской изоляцией в зависимости от способа производства сварочно-монтажиых работ может осуществляться по двум схемам:

1 схаыа - одиночные изолированные трубы доставляют на трубосварочную базу, где их сваривают в храххрубнне сенцо, оатен ахи секции доставляют на трассу я сваривают в плеть трубопровода.

6

11 схема - одиночные трубы доставляют непосредственно на трассу (минуя сварочную базу ), здесь их сваривают в плеть.

Сваренный трубопровод (после изоляции стыков ;укладыва -ют в траншею и засыпают» На заключительной стадии строительства производят очистку полости и испытания трубопровода»

2.3» для повышения уровня индустриализации» улучшения качества раоот и увеличения темпов строительства стыки» сваренные в базовых условиях» следует очищать и изолировать на стационарных установках, располагаемых на трубосварочных базах» Такой способ изоляции стыков особенно аффективен при использовании в качестве изоляционных материалов термоусадочных муфт, манжет»

гл. Суточные темпы строительства трубопроводов из труб с заводской изоляцией в условиях средней полосы приняты следующие : при диаметрах труб IQ2U мм - 1,7 км; 1220 мм- 1,5 км; I42U мм - 1,2 км»

Исходя из зтих темпов следует производить комплектацию строительных подразделений средствами механизации и рассчи -тывать потреонооти в рабочей силе*

для горных районов указанные темпы снижаются в 2,5 -3 раза, для условий таежно-болотистой местности - в I,7-2,1 раза.

2*5. Организационная структура строительного потока должна представлять собой механизированный комплекс с единым административным (возможно только оперативным ;руководством, состоящий из специализированных бригад, синхронно выполняю -щих отдельные технологические операции.

Оснозным условием эффективного функционирования такого комплекса является максимальное использование материальных и трудовых ресурсов с целью завершения строительства трубопровода в целом или отдельных его участков в установленные сроки при надлежащем качестве производства работ.

2.6. ъ период подготовки к строительству организация, осуществляющая генеральный подряд, а также субподрядные организации должны своевременно подать заявки на оборудование, включая машины и механизмы, предназначенные для работы с изолированными трубами, а также на чертежи и материалы для изготовления эластичных прокладок и монтажных опор (резины, пиломатериалов и Т.Д.)'

7

2.7.    Все рабочие до начала работ должны пройти вводный инструктаж по охране труда и на рабочем месте - по технике безопасности, а вновь поступившие рабочие - техническую учебу,

2.8.    До начала работ по строительству трубопроводов из труб с заводской изоляцией следует тщательно разработать транспортную схему, в которой необходимо до минимума сократить количество перевалочных пунктов; своевременно включить в план крупных транспортных узлов предполагаемые объемы смешанных перевозок изолированных труб* а также согласовать графики поставки труб с учетом допустимых сроков открытого их хранения 'ахи сроки устанавливаются техническими условиями

на поставку груб /.

2,9# До полной комплектации строительной организации необходимыми проектными и нормативными документами, а также средствами механизации {включая специальное оборудование для работы с изолированным^ трубами ;приступать к строительству трубопровода запрещается.

2.IU. Работы с изолированными трубами должны производиться методами, исключающими порчу изоляционного покрытия.

Ремонт случайно возникших повреждений изоляционного покрытия должен производиться на тех этапах строительства, на которых эти повреждения появились. Накапливание дефектов не допускается.

2.II, выполнение взрывных работ на участках трассы в скальных грунтах должна осуществляться до начала вывозки труб (секцийуна этих участках*

ВОН 2-104-78

-).М.,

Миннефтегазстрой

2.12. Строительство трубопроводов ив изолированных труб в горной местности должно выполняться в соответствии с требованиями "Инструкции по технологии н организации механизированного строительства магистрального газопровода диаметром 1420 мм в горных условиях из труб с заводской изоляцией11

ВШШОТ, 1978

о

3. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ И ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ. СКЛАДИРОВАНИЕ ТРУБ

З.Х. При производства по гр у 80чно-раагрувочных и транспортных работ, а также при складирован» труб о заводской молящей следует соблюдать ряд дополнительных требований, обусловленных свойствами изоляционных покрытий и иаправлашшх на обеспечение высокого качасхва схроихаивсхва.

Погрузну, разгрузку и складирование изодарованных хруб сладуах производить, избегая их соударения, волочения по земле, а также по нижележащим трубам.

3.2.    Погрузка и разгрузка хруб, а также их складирование должны осуцеохвляхься с помощью страховых кранов иди трубоукладчиков, оснащенных торцевыми (ЗИ221, 3H42I, ЗН422>, автоматическими (3TAI0I, ЗШ02 )Я клещевыми (Ш021, КЭЮ22, Ш222, КЭ1421, Ш422 ;захватами.

Использование для этих целей захваха из охального каната хипа "удавка" недопустимо.

3.3.    Поверхности вахвахов, контактирующие с изолированной хрубой, должны быть оборудованы вкладыша» или накладками из зласхнчного материала (например, капролона;.

3.4.    При выгрузке труб иг вагонов н прм складировании их целесообразно применять траверсы, позволяющие расширить диапазон использования кранов и трубоукладчиков с обычными (не удлиненными )стрелами и обеспечивающие перемещения хруб в строго горизонтальной плоскости, избегая волочения концов хруб по земле и ударов о соседние хрубы.

3.5.    Трубоукладчики, предназначенные для работы с изолированными хрубамн, должны иметь стрелы, облицованные эластичными накладками. Такие накладки изготавливаю! из ухидь -ных автопокрышек, которые раарезаюх млифыанинкой с корундовым диском9и крепят к стрелам с помощью съемных планок и хомутов в местах возможного контакта с трубами (ох основания стрелы до ее середины ). Схема облицовки схредй показана на рис. I.

3.6.    Способ крепления эластичных прокладок не должен

вносись изменений в заводскую конструкцию стрелы ^т.е. не допускается приварка к не! различных крепежных деталей, высверливание отверстий и т.дкрепление должно быть прочным и надежным и в со же время позволять производить быстрый демонтаж или замену их на новые.

Рис. I. Схема крепления зластичных прокладок на стреле трубоукладчика:

а-участок стрелы с прокладками; б-схема трубоукладчика с оорезиненной стрелой

3*7. Типовые конструкции накладок х стрелам трубоукладчиков, а также крепежных деталей к ним разработаны С Ни "Газ -строймашина". Строительные организации должны изготавливать эти приспособления (по соответствующий чертежам,собственными силами.

3.8, Трубы, поступающие по железной дороге (в полува -гонах, на плату^ормах во избежание порчи при перевозке дол-.&ны быть тщательно закреплены отодденнои и не бывшей в у пот-