Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

25 страниц

300.00 ₽

Купить Р 166-74 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство распространяется на проектирование и расчет роликовых опорных частей под надземные трубопроводы больших диаметров (магистральные и промысловые газо- и нефтепроводы, водоводы и т .п.), прокладываемые на талых и мерзлых грунтах.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Конструктивные требования

3. Расчетные положения

Приложение. Экспериментальное исследование сопротивления перемещению роликовых опорных частей под трубопровод диаметром 1220 мм

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВНИИСТ

РУКОВОДСТВО

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ РОЛИКОВЫХ ОПОР НАДЗЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Р 166-74

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВНИИСТ

РУКОВОДСТВО

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ РОЛИКОВЫХ ОПОР НАДЗЕМНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Р 166-74

ЦНТИ ВНИИСТа

Москва 1975

Таблица 2

Диаметр катка, см ; ?к для различии? типов головки рельса

_:    плоская_:    скругленная

20-32    0,03    0,04

40-56    0,05    0,06

63-71    0,06    0,08

/ - коэффициент трения в опорах катков, на подмпниках качения у = 0,015;

<Lp- диаметр цап^а ролика, см;

Вр- диаметр опорного ролика, см;

К. - коэффициент, учитывающий коничность ватка, для опорного ролика Kj=I,2;

К - коэффициент, учитывающий неравномерное» загрузки 2 опорных роликов за счет горизонтальных нагрузок, действующих поперек оси трубопровода.

При отноиении горизонтальной нагрузки к вертикальной, не

превынающем 0,25, Kg определяют по формуле:

Kg = 1,06 + 2,7    ;    (II)

Аверт

К, - коэффициент, учитывающий увеличение сопротивления про-3 дольному перемещению за счет поворота оси трубопровода относительно оси роликовых опор при компенсации деформаций трубопровода на свободно-подвижных опорах.

При углах поворота, не превышающих 5°, определяется по формуле:

К3 = I + 0,087у ,

где г - угол между осью трубопровода и осью симметрии роди-и ков, град. (Для надземной системы со слабоизогнхты-мн участками этот угол можно принимать ранят, з);

К - коэффициент надежности, учитывающий ответственность и капитальность конструкции, а такие факторы, не учтенные в расчетной схеме. (Для роликовых опор может быть принят Кн=4.)

ЗЛЗ. Горизонтальные нагрузки сопротивления перемещению Urnnep’ «*) на свободно-подвижные опоры, действующие перпендикулярно оси трубопровода по поверхности направляющих ходовых колес тележки, определяют по формуле

(JfopT C0SS *'Gn»)cos'*>■ 0 П0Пер,    CI3)

10

где 8 попвр - коэффициент сопротивления перемещению трубопровода поперек его оси#

3.14. iw-Официант сопротивления перемещению трубопровода

поперек его оси находят по формуле

попер +f, dK    попер    (14)

в _--:-т    -Кр^н    с    >

где

диаметр цапфы ходового колеса, см;

J)^ - диаметр ходового колеса» см;

гъ - коэффициент условий работы, зависящий от конструкции опоры и определяемый экспериментально. Дня роликовых опор на подшипниках качения с балансирными осями опорных колес т =0,75;

Кп г коэффициент ребордности, зависящий от угла накло-р на продольно! оси трубопровода (на опоре) к горизонтальной плоскости» определяемый по формуле

Кр = 1,32 + 103 tgfi \    С15)

где

л - угол, образованный продольной осью трубопровода v на опоре н горизонтальной плоскостью, град.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ РОЛИКОВЫХ ОПОРНЫХ ЧАСТЕЙ ПОД ТРУБОПРОВОД ДИАМЕТРОМ 1220 ММ

При продольном перемещении трубопровода в результате температурных деформаций конические ролики опоры приводятся во вращение силами трения, во вникающими между трубопроводом и роликами. Продольное усилие в трубопроводе в этом случае должно преодолеть сопротивление от трения в опоре ролика, от трения качения ролика относительно трубопровода и от проскальзывания конического ролика вследствие неравенства скоростей на линии контакта образующей конуса с трубопроводом.

На свободно-подвижных опорах при компенсации деформаций появляется дополнительное сопротивление продольному перемещению от поперечного проскальзывания трубопровода по ролику вследствие перекоса ходовых тележек в го зонтальной плоскости.

Полное статическое сопротивление поперечному перемещению складывается из сопротивления от трения в ходовых колесах, от трения реборд о направляющие и дополнительного сопротивления на поперечном уклоне ригеля.

Целью эксперимента являлось получение конкретных данных ао сопротивлению перемещениям трубопровода для расчета его оснований с рассматриваемыми опорными частями.

Испытательный стенд и методика испытаний

Испытательный стенд приведен на рис.2. На двух роликовых опорах установлена труба диаметром 1220 мм пролетом 4,2 м. Нагрузка на опоры создается при помощи девяти загрузочных пружин, равномерно распределенных по пролету. Механизм натяжения включает винт, который при завинчивании гайки, имеющей сферическую опорную поверхность* действует на пружину.

Нагрузку на пружины фиксируют 5 и 10-тонными динамометрами. Сдвигающее усилие прикладывают к трубе в продольном и по-

перечном направлениях винтовым устройством. С целью измерения горизонтальных усилий используют динамометры от 0,5 до 5 тс, для измерения перемещений трубы - нрогибомеры с ценой деления 0,1 мм.

Рис.2. Схема испытательного стенда:

I-роликовая опора; 2-загрузочная пружина; 3-тяга; ^-сферическая гайка; 5-динамометр 5 тс, 10 тс: 6-прогибомер; 7-динамометр; 8-винтовое устройство; 9-силовой пол

Для определения зависимости коэффициента сопротивления продольному и поперечному перемещениям от нормального давления использован ступенчатый режим испытаний. Вертикальную нагрузку на опору изменяли от минимальной величины 1,7 тс (собственная масса трубы и прижимного устройства) до максимальной 32 тс, ступенями по 2-2,3 тс.

Для каждого случая нагружения опор производили горизонтальное перемещение трубы винтовым устройством с постоянной

13

скоростью 0,1 сн/с в продольном или поперечном направлении на 7 см, фиксируя динамометрами через каждый сантиметр величину горизонтального усилия и вертикальной нагрузки, затем с той же скоростью осуществляли смещение трубы в обратном направлении путем вращения винтового устройства и снимали вторичные замеры горизонтального усилия и вертикальной нагрузки через каждый сантиметр в тех же положениях трубы, которые наблюдали при прямом ходе. В обратном направлении труба двигалась за счет запасов потенциальной энергии в пружинах и в тягах при их отклонении от вертикали. Из условия равномерного движения следует условие равновесия всех сил, действующих на систему. Тогда для одной'и той же точки справедлива система уравнений

s2=-F+rf,

где j - горизонтальное усилие на динамометре при прямом ходе;

J - горизонтальное усилив на динамометре при обратном

1 ходе;

F - сила сопротивления перемещению, вызываемая тре-нием;

т - горизонтальная составляющая сил, сжимающих пружины.

Тогда    F*—-— *

Коэффициент сопротивления перемещению определяют как отношение силы сопротивления перемещению ( F ) к вертикальной нагрузке. При обработке результатов эксперимента использовали метод математической статистики. Точность эксперимента оценивали путем подсчета средней квадратической погрешности. Производили 20-30 независимых измерений искомой величины. Всего было выполнено 1650 независимых измерений.

Результаты эксперимента

Было проведено пять типов испытаний:

I тип испытаний состоял в определении силы и коэффициента сопротивления продольному,и поперечному перемещениям на горизонтальном пути в зависимости от вертикальной нагрузкм на опору.

Рис.З. График зависимости силы и коэффициента сопротивления продольному и поперечному перемещениям от вертикальной нагрузки:

1- исключено трение реборд при поперечном перемещении;

2- поперечное перемещение при горизонтальном трубопроводе без продольной горизонтальной силы, прижимавшей реборды;

3- продольное перемещение при действии только вертикальной нагрузки; 4-продольное перемещение при перекосе ходовых тележек на 3°; 5-продольное перемещение при действии поперечной горизонтальной нагрузки 3,3тс;

- -    кривая сил сопротивления перемещению;

------ кривая коэффициентов сопротивления перемещению;

□<d#XO- экспериментальные значения.

15

На рис.З приведены полученные из эксперимента зависимости, из которых видно, что с увеличением вертикальной нагрузки на опору от 4 до 32 тс опытные значения силы сопротивления про -дольному перемещению возрастают от 25 до 250 кгс, а коэффициента сопротйвленйя-от 0,005 до 0,008, или в 1,5 раза, что объясняется увеличением контактной поверхности конического ролика и трубы, а значит увеличением сопротивления за счет проскальзывания*

В том же диапазоне вертикальных нагрузок сила сопротивления поперечному перемещанию увеличивается от 13 до 140 кгс, а коэффициент сопротивления поперечному перемещению от 0,002 до 0,004, или в 2 раза.

Коэффициент сопротивления продольному перемещению более, чем в два раза превышает коэффициент сопротивления поперечному перемещению во всем диапазоне вертикальных нагрузок, что можно объяснить уровнем напряженности контактируемых поверхностей - контактные напряжения на поверхности конических роликов в 3 раза больше, чем на поверхности ходовых колес.

Эти опыты доказывают, что коэффициент сопротивления перемещению не является постоянной величиной, а изменяется с увеличением нормальной нагрузки*

На продольно-подвижные опоры, кроме вертикальной нагрузки, действует также и горизонтальная от ветрового и температурного воздействия на трубопровод*

П тип испытаний имел целью определить влияние горизонтальной нагрузки, действующей перпендикулярно оси трубопровода (АГОр) на силу и коэффициент сопротивления продольному перемещению* В опыте горизонтальная нагрузка имела постоянную величину 3, Зтс,а вертикальная принимала значения - 15, 20, 25, и 32 тс.

Как видно из рис.З, значения коэффициента сопротивления продольному перемещению возросли до 0,011-0,012 по сравнению со случаем , когда нет горизонтальной силы.

В табл.1 приведены опытные данные и значения Коэффициента К2, учитывающего неравномерность загрузки опорных роликов за счет нагрузок, действующих поперек оси трубопровода, который подсчитан как отношение коэффициентов сопротивления продольному перемещению при действии на трубопровод поперечной горизонтальной силы и при отсутствии ее для соответствующих значений вертикальной нагрузки. Методом наименьших квадратов определена зависимость

А

К2 * 1,06 + 2,7    .

Аверт

Для сравнения в графах 5*6,7 табл.З приведены вычисленные значения коэффициентов, а также разности (К2.- К2) и квадраты .этих разностей.    0


Таблица 3


Отношение коэффициент сопро- :

поперечной :тивления продольно-:-

горизонталь+му перемещению в за*опыт~ ной нагруз-:висимости от А„ОТЧ(И :ный


Коэффициент К2


по формуле


ки к верти-:-кальной

*гор


J*E3L_ ~

:при нали-:при отсут* : #чии гори-:ствии го-:а/ Гзонталь -:ризонталь*

Гной силы :ной силы •    -впр°9-Ю*


ПРО


й Н;


,1 ц

ЩЮ

А

верт

I

: 2

: 3

: 4

5

: 6

7

0,22

108*3

58*1

1,57

1,65

-0,08

64

0,17

109*4

63*1

1,55

1,52

+0,03

9

0,13

108*3

68*2

1,52

1,41

+0,11

121

0,10

110*3

80*2

1,38

1,33

+0,05

25

0

I

1,06

-0,06

36

+0,05    255

Сумма


17


Ш тип испытаний имел целью определить влияние перекоса ходовых тележек на силу и коэффициент сопротивления продольному перемещению. Перекос ходовых тележек в горизонтальной плоскости относительно продольной оси трубопровода возникает на компенсационных участках при температурных деформациях трубопровода. Как показали натурные наблюдения, на слабоизогнутых компенсационных участках'угол перекоса не превышает 2-3°.

В эксперименте угол перекоса составлял 3°. Вертикальная нагрузка принимала пять значений 4,5; 14,5; 19,5; 25; 21 тс.

Как видно из рис.З, перекос ходовых тележек вызывает незначительное увеличение сопротивления продольному перемещению за счет поперечного проскальзывания трубопровода по ролику.При изменении вертикальной нагрузки от 4 до 31 тс коэффициент сопротивления продольному перемещению изменяется от 0,0084 до 0,0097.

1У тип испытаний имел целью определить коэффициент реборд-ности. При продольном уклоне трубопровода вследствие смещения точки приложения нагрузки от трубопровода с вертикальной оси ролика появляется горизонтальная сила, прижимающая реборды к направляющим и связанная а нормальной нагрузкой отноше -нием:

HpeS

T-bfi’

где Н_йб - горизонтальная сила, прижимающая реборда к направ-* дяющим, то;

Ч - вертикальная нагрузка на опору, тс.

С увеличением силы прижатия реборд к направляющим увеличивается сопротивление поперечному перемещению за счет трения скольжения реборд по направляющим.

Чтобы имитировать уклоны трубопровода на модели, были созданы различные вертикальные нагрузки на опоры, а реборды прижимали к направляющим двумя симметричными горизонтальными силами, приложенными к валу ходовой тележки в продольном направлении и принимающими значения Hpeg = ЧЦД

Нормальная к опоре нагрузка равнялась 8, 12, 22 и 32 тс. Результаты испытаний представлены на рис Л. В табл.4 даны средние значения и границы доверительного интервала силы и коэффициента сопротивления поперечному перемещению при действии на реборды прижимающей силы для четырех серий вертикальной нагрузки.

Рис.4» График зависимости силы ш коэффициента сопротивления поперечному перемещению от продольного уклона трубопровода на опоре при различной вертикальной нагрузке (А) на опору;


1-Авврт=8 тс2-Аверт=12 тс; 3Аверт=22 10; 4~Аверт=32 10*


--кривая сих сопротивления перемещению;

--- - кривая коэффициентов сопротивления перемещению;

ОХо» - экспериментальные точки.

Коэффициент ребордноети (Кр) подсчитан как отновевие коэффициентов сопротивления поперечному перемещению при действии на реборды продольной горизонтальной силы к максимальному коэффициенту сопротивления поперечному перемещению 0,004 при отсутствии силы, прижимающей реборды. Зависимость коэффициента ребордвости от продольного уклона трубопровода пред -ставлена на рис.5.

уда 622.692.4?:624.074.в:65.012.4

"Руководство по проектировании роликовых опор надземных трубопроводов" разработано во ВНИИСТе лабораторией трубопроводов, сооружаемых в особых условиях (канд.техн.наук В (Б- Спиридоновым и ст. инж. Лоимановой Н.Г.) на основе комплекса экспериментальных работ, проведенных с опорными частями на специально созданной установке, а также на ухтинском опытном участке газопровода из труб диа -метром 1220 мм.

В Руководстве даны основные требования по конструктивным решениям* роликовых опор на шарикоподшипниках и расчетные положения по определению нагрузок на трубопровод я бпоры.

Роликовые опорные части (авторств свидетельство К 257954) обеспечивают нв8начитехьв<~ сопротивление перемещению трубопровода, малы -■орнзон-тальяые нагрузки на фундаменты, плавное, без рывков, компенсирование деформаций и в настоящее время являются наилучшим конструктивным решением в мировой практике трубопроводного строительства.

IV

о

Таблица 4

Тип

Вертикальная нагрузка, тс

Продольная:Отношенив:Сила сопро-гориэон- :силы при* :тивления тальная си«атия ре-поперечному ла%прижима*борд к :перемещению ющая ребор+вергикялъ* ды :нои на- :

;грузке ;

* *

:Коэффициент сопро-коэффициент Отношение :тивления поперечно+ребордности :К_ опытно-:му перемещению :опыт_ ;по Э№1р§ к под

• :ный :пири-:счи*ашш-: : :чес- :му по эм-: : :кой :пирической . : :форм^*»фо||м^ле

0

0

140*2,5

0,0044*0,0001

I 1,32 0,76

800

0,025

168*3

0,0052*0,0001

1,2 1,38 0,87

32

1000

0,0313

196*3,4

0,0061*0,0001

1,41 1,42 '0,99

У1

1400

0,0438

203*4,3

0,0063*0,0001

1,45 1,52 0,92

2000

0,0625

235*4

0,0073*0,0001

1,68 1,72 0,98

3000

0,094

308*7

0,0097*0,0002

2,24 2,23 1,00

5600

0,175

708*44

0,021*0,0001

4,8 4,47 1,07

7600

0,238

1000

0,0313

7,12 7,15 1,00

0

0

65*5

0,0029*0,0001

22

1000

0,0455

135*2

0,0061*0,0001

1,39 1,53 0,91

УП

2000

0,091

175*5

0,0079*0,0002

1,8 2,17 0,83

3000

0,136

268*8

0,0119*0,0001

2,7 3,22 0,84

0

0

25*2

0,0018*0,00005

1000

0,08

91*2

0,0073*0,0002

1,66 1,98 0,84

УШ

12

2000

0,16

194*7

0,0152*0,0007

3,45 3,96 0,87

3000

0,23

300*10

0,0229*0,001

5,2 6,77 0,77

0

D"

19*10

0,0021*0,0005

IX

IQO0

0,135

78*1

0,0113*0,0001

2,56 3,19 0,80

8

2000

0,27

190*3

0,024*0,001

5,6 8,82 0,65

ВНИИСТ :Pvkobojtctbo по проектированию ролико-:Р 166-74 _: вых опор надземных трубопроводов :_

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1*1* Руководство распространяется на проектирование и расчет роликовых опорных частей под надземные трубопроводы о'олъ-ших диаметров (магистральные и промысловые газо- и нефтепроводы, водоводы и т.п.), прокладываемые на талых и мерзлых грунтах.

1.2.    Роликовые опорные части предназначены для установки на фундаменты опор надземного трубопровода с целью обеспечения свободных перемещений его для компенсации деформаций при изменении внутреннего давления, температуры окружающей среды и продукта.

1.3.    Роликовые опоры рекомендуется применять как в ка -честве продольно-подвижных, так и свободно-подвижных для надземных-трубопроводов диаметром 1020 мм и более.

1.4.    Роликовые опоры могут иметь фундаменты в зависимости от характера грунтового основания в виде: поверхностных плит, заглубленных фундаментов, свай, винтовых свай и термосвай.

1.5.    Продольно-подвижные роликовые опоры предназначены для обеспечения перемещений трубопровода вдоль его оси как в процессе эксплуатации, так и в период монтажа трубопровода.

Их устанавливают, как правило, на прямолинейных участках трубопровода, которые при компенсации деформаций системы должны смещаться    вдоль    оси трубопровода.

1.6.    Свободно-подвижные роликовые опоры предназначены для обеспечения перемещения по ним трубопровода в горизонтальной плоскости в любом направлении,и их устанавливают под трубопровод на надземных компенсационных участках или углах поворота трубопровода, на которых необходимо обеспечить свободное перемещение.

I.?. Минимальную высоту прокладки трубопровода на продольно-подвижных опорах определяют конструктивные размеры опор и общие требования к трубопроводной системе независимо от уровня снегового покрова.

Внесены лабораторией трубо*Утверждены директором:Разработаны проводов,сооружаемых в осо*    ВНИИСТа    :впервые

бых условиях_:    1В1>*    -    ТЧг__1_

Свободно-подвижные опоры рекомендуется проектировать выше уровня снегового покрова, если необходимо обеспечить свободное перемещение трубопровода. Допускается периодическое затопление роликовых опор во время паводков.

1.8. Роликовые опорные части на подшипниках качения обеспечивай:

низкие коэффициенты сопротивления перемещениям трубопровода на опорах;

равномерную передачу вертикальных нагрузок на опорные колеса даже при перекосе ригелей;

плавное (без рывков) переивцеине трубопровода на опорах при компенсации деформаций;

возможность использования опор для монтажа трубопровода путем накатывания плети трубопровода вдоль ее оси по роликовым опорным частям;

высокую индустриальное» изготовления и минимум операций и трудоемкости при мовтрже на трассе;

высокую долговечное», эксплуатацией) jo и конструктивную надежность, возможность применения единой конструкции опорной части для использования в качестве свободно-подвижной и продольно-подвижной.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Свободно-подвижная роликовая опора (рис.1) выполнена в виде четырехколесной ходовой тележки (I), обеспечивающей поперечное перемещение трубопровода. Для равномерного распределения нагрузки между ходовыми колесами применяют уравновешивающие балансиры (3).

На ходовой тележке закреплены конические ролики (2), предназначенные для поддержания трубопровода в проектном положении и его продольного перемещения. Для уменьшения сопротивления движению,повышения надежности и удобства эксплуатации и ремонта ходовые колеса и ролики должны быть установлены на подшипники качения (4).

Чтобы тележка не сходила с направляющих ригеля (7), на который, установлена опорная часть, колеса должны бы» однореборд-ными.

4

поЯ-Я

Рис.1. Универсальная роликовая опора:

I-ходовое колесо; 2-кснический ролик; 3-балансир; 4-шарикоподшипник; 5-опорная накладка;6-упор;

7-направляющие; 8-реборды ходовых колес


Б случае применения этой опорной части в качестве продольно-подвижной ходовые колеса закрепляют упорами (6).

2.2.    Направляющие, по которым перемещается ходовая тележка, должны быть закреплены на опорном ригеле» Наиболее простым способом закрепления направляющих является неподвижное их закрепление сваркой»

В случае неподвижного крепления направляющих к ригелю с целью компенсации неточностей приварки направляющих и установки ходовых колес ширина рабочей части их ободьев принимается больше ширины головки направляющих на 30 мм.

При изготовлении направляющих из горячекатаной квадратной стали острые углы следует притупить* Радиус галтели ходового колеса должен быть меньше радиуса округления направляющих»

2.3.    В конструкции опор должна быть предусмотрена возможность рихтовки газопровода в вертикальной плоскости в процессе монтажа и эксплуатации при помощи механизмов регулирования,располагаемых между ригелем с направляющими и фундаментом опоры*

Рабочий ход механизма регулирования г обходимо назначать в нависимости от типа фундаментов, возможной величины деформаций основания,жесткости трубопровода,требований монтажа и допусков»

2А* Опирание трубопровода на опорные ролики с целью снижения местных напряжений в трубопроводе следует осуществлять через накладки (5), прикрепленные к трубопроводу при помощи хо-/тов.

2*3» Крышки подшипников должны быть съемными; крышки, шейки осей балансиров и опорных роликов необходимо загерметизировать уплотнениями,чтобы предотвратить утечку смазки и попадание воды в подшипники»

2*6* Центральный угол, образованный радиусами, проведенными из центра трубопровода в опорные точки, должен быть приблизительно равен 60°•

2*7* Материал опор выбирают в зависимости от температуры эгссплуатации и в соответствии с действующими нормами.

3.1.    Ро -совую опорную часть рассчитывают по нормам строительных конструкций; при ее проектировании следует руководствоваться требованиями СНиП П-В.3-72. "Стальные конструкции. Нормы проектирования".

3.2.    Расчет фундаментов и оснований роликовых опор необходимо выполнять в соответствии с действующими нормативными документами:

СНиП П-Б.6-66 "Основания и фундаменты зданий и сооружений на вечномерзлых грунтах. Нормы проектирования";

СНиП П-Б.1-62 "Основания зданий и сооружений.Норны проектирования";

СНиП П-Б.5-67 "Свайные фундаменты. Нормы проектирования";

"Инструкцией по проектированию поверхностных опор надземных трубопроводов" ВОН 2-27-72 (М., ОНТИ ВНИИСТа, 1972);

1968).


"Указаниями по проектированию свайных опор трубопроводов в районах распространения вечномерзлых грунтов"(М.,ОНТИ ВНИИСТа,

3.3.    Четырехколесная тележка представляет собой один раз статически неопределимую систему. Для упрощения задачи с допустимым для практики приближением тележку рассматривают в виде статически определимой системы, которая имеет геометрическую

и статическую симметрию и ее ренают методом простых разложений сил и моментов.

3.4.    Вертикальную нагрузку на опору (Авер1), горизонтальные нагрузки на продольно-подвижные опоры (АГОр) * горизонтальную нагрузку на крайнюю продольно-подвижную опору (А^р), действующие перпендикулярно оси прямолинейного участка трубопровода, определяют в соответствии с действующими нормативными документами по расчету надземных систем трубопровода.

3.5.    Проверку на устойчивость против опрокидывания выполняют по формуле:

(I)

где КуСТ - коэффициент устойчивости, принимаемый равным 1,5;

tn U) - i ^=0,01 - максимально допустимый поперечный уклон /    ригеля.

7

3*6* Расчетную нагрузку при определении местных напряжений смятия на поверхности конических роликов определяют по формуле;

P=iaMePT mfiiLrL(i^hrop Ш(Т^)]>    (2)

где в - угол между радиусами, проведенными из*центра трубы в точки опирания трубопровода, град.;

в - угол наклона продольной оси трубопровода на опоре J к горизонтальной плоскости, град.;

и) - угол поперечного наклона ригеля к горизонтальной плоскости, град.

3.7. Местные напряжения смятия на поверхности конических

роликов и на поверхности ходовых колес в случае скругленной

головки рельсов определяют по формуле:

п    и max

где Р - расчетная нагрузка на ролик, с;

£ - приведенный нодуль упругости материалов ролика и пР опорного вкладыша или ходового колеса и рельса, кгс/cif:

пр

ZE,Ez

Е,+Ег

где

- родуль упругости ролика или ходового колеса,кгс/см2;

- модульрупругости опорного вкладыша или рельса, кгс/cmS

Для стальных колес и рельсов

где

E^Ef-Enp = 2,1*Юб кгс/см2,

г - наибольший из двух радиусов контактирующих поверх-та* ностей, см;

L JCM

т - коэффициент, выбираемый по табл.1, в зависимости от отношения меньшего радиуса к большему контактирующих поверхностей;

- допускаемое контактное напряжение смятия для стали контактирующих элементов.

Таблица I

ЬтСп /ft max

: 0.1

: 0.2

: 0.3

: 0.4 :

0.5

т

..............*-0,97.

-L-.............0,72,,

: 0.6

0.54 :

0*49

3.8. Расчетную нагрузку при определении местных напряжений смятия на поверхности ходовых колес определяют по фбрмуле: / -    г


'расч


(5)


где


£    -    масса    роликовой    опорной    части,    кг.


3.9. Местные напряжения на поверхности ходового колеса в случае линейного контакта колеса с рельсом определяют по формуле:


ё -

см



см


(6)

где


& - ширина поверхности катания обода колеса, см;


1К - радиус колеса, см*

ЗЛО* Горизонтальную нагрузку (А^д,кг) на свободно-подвижные опоры, действующую в направлении продольной оси трубопровода на уровне реборд ходовых колес, определяют по формуле:


rn


rn


(?)

3.II* Силу сопротивления перемещению трубопровода вдоль его оси ( N рп°д)» действующую по поверхности опирания трубопровода на ролик, определяют по формуле:


(8)

где В ПР - коэффициент сопротивления перемещению трубопровода вдоль его оси по роликовым опорам.

3.12. Коэффициент сопротивления перемещению трубопровода

вдоль его оси определяют по формулам:

для продольно-подвижных опор


в


прод_ 2/д,


К, Кг


“и


(9)


для свободно-подвижных опор прод_    +f,    dp


К, К,- Ни

(Ю)

где


f - коэффициент трения качения (см), принимаемый по к табл.2.


9