Купить ПНСТ 392-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Устанавливает нормы освещения музейных предметов и помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских светодиодными источниками света, которые обеспечивают безопасные и комфортные условия нахождения людей в помещениях музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских и возможность адекватного восприятия экспонируемых музейных предметов при минимизации вреда, наносимого музейным предметам оптическим излучением.
Стандарт применяют при проектировании, вводе в действие, реконструкции и эксплуатации осветительных установок со светодиодными источниками света, предназначенных для экспозиционного освещения музейных предметов и для общего освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских.
Стандарт не распространяется на естественное освещение музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских и на искусственное освещение музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских источниками света, отличными от светодиодов, такими как лампы накаливания, люминесцентные и металлогалогенные лампы и др.
Методы измерений параметров, нормируемых в настоящем стандарте, установлены ПНСТ 393.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Классификация
5 Нормы
5.1 Нормы экспозиционного освещения
5.2 Нормы общего освещения помещений музеев
5.3 Нормы освещения фондохранилищ
5.4 Нормы освещения реставрационных мастерских
5.5 Нормы аварийного освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских
6 Контроль нормируемых параметров освещения
Приложение А (справочное) Соответствие музейных предметов разным группам по светостойкости
Приложение Б (справочное) Рекомендации по выбору светильников
Приложение В (справочное) Примеры расчета демонстрационной годовой световой экспозиции и допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета
Приложение Г (справочное) Алгоритм расчета в программе Excel приведенной фотохимической опасности повреждения материала музейного предмета излучением источника света или светильника
Приложение Д (справочное) Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений масляной и темперной живописи и рукописей
Библиография
Дата введения | 01.08.2020 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2021 |
Завершение срока действия | 01.08.2023 |
Актуализация | 01.01.2021 |
21.02.2020 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 3-пнст |
---|---|---|---|
Разработан | ООО ВНИСИ | ||
Издан | Стандартинформ | 2020 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
пнет
392—
2020
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Издание официальное
Москва Стамдартмнформ 2020 |
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт имени С И. Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 «Светотехнические изделия, освещение искусственное»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 февраля 2020 г. № 3-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: info@vnisi.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 1.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
© Стандартинформ. оформление, 2020
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II
Примеры соответствия принятой в СССР согласно [3] классификации музейных предметов по светостойкости и классификации согласно разделу 4 приведены в таблице А З
Таблица А.З — Примеры соответствия классификации музейных предметов по светостойкости | ||||||||||||
|
Для уменьшения повреждений музейных предметов в результате воздействия света для экспозиционного освещения рекомендуется использовать светильники с функцией регулирования светового потока, обеспечивающей возможность настройки освещенности и компенсации уменьшения светового потока светильника в процессе эксплуатации осветительной установки Использование регулируемых светильников позволяет непрерывно обеспечивать заданное значение средней освещенности на экспонатах и/или эксплуатационной освещенности в помещении на всем протяжении работы осветительной установки, не допуская «пересеете» Регулирование световых потоков светильников, обеспечивающее восстановление заданного значения средней освещенности на поверхности экспоната, следует производить по мере необходимости
Примеры расчета демонстрационной годовой световой экспозиции и допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета
В.1 Пример 1 расчета демонстрационной годовой световой экспозиции музейного предмета
Исходные данные для расчета
В рассматриваемый период (2018 г.) музейный предмет, относящийся к группе II по светостойкости (Ермаке = 200 лк, НА6Ы 5 600 000 лк ч г-1), демонстрировали в составе как основной экспозиции музея, так и временной выставки Соответствующие данные приведены в таблицах В.1—В 3.
Таблица В.1 — График работы музея и выставки, в которых демонстрировался музейный предмет (пример 1) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица В 2 — График демонстрации музейного предмета (пример 1) | ||||||||||||
|
Таблица В.З — Результаты измерения средней освещенности музейного предмета Еср (пример 1) | ||||||||
|
Формула для расчета
N
WntM«Z£cprAO. (В 1)
где N = 3. = 180 лк. Еср2 = 220 лк. = 190 лк. Л/, = 750 ч. Д/2 = 532 ч. Дt3 = 1050 ч.
Расчет демонстрационной годовой световой экспозиции
"пем = Ч- = Еср1 + £ср2 ^2 + ^срЗ ^3 = 180 ЛК 750 Ч ♦
/-1
♦ 220 лк 456 ч ♦ 190 лк 1250 ч = 472 820 лк ч
Вывод
В 2018 году демонстрационная годовая световая экспозиция оказалась равной 472 820 лк ч и тем самым удовлетворила предъявляемым требованиям (не более чем 600 000 лк ч г-1).
В.2 Пример 2 расчета демонстрационной годовой световой экспозиции музейного предмета
Исходные данные для расчета
В рассматриваемый период (2018 г) музейный предмет, относящийся к группе III по светостойкости
1Е.Г___= 50 лк, Ндом S 150 000 лк ■ ч • г-1), демонстрировали только в составе основной экспозиции музея
Измерения освещенности проводились 3 октября 2017 г (Еср = 45 лк) и 8 октября 2018 г (Е^ = 40 лк), а 23 октября 2018 г проведена регулировка осветительной установки, в результате которой обеспечена освещенность Е^ равная 48 лк Соответствующие данные для расчета приведены в таблицах В.4—В 5.
Таблица В4 — График работы музея, в котором демонстрировался музейный предмет (пример 2) | ||||||||||||||||||||||
|
Таблица В 5 — Продолжительность используемых при проведении расчетов периодов экспонирования музейного предмета Л/, и соответствующие значения средней освещенности Е^ (пример 2) | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
Формула для расчета |
/=1
(В-2)
где N = 3, = 45 лк, Еср2 = 40 лк. £^ = 48 лк. Д/, = 1990 ч. Д/2 = 110 ч. Д/3 = 500 ч.
Расчет демонстрационной годовой световой экспозиции
"д~ = £*сргА=^ср, ^1 + ^ср2 Л*3 = 45лк-1990ч*
М
♦ 40 лк 110 ч ♦ 48 лк 500 ч = 117 950 лк • ч.
Вывод
В 2018 году демонстрационная годовая световая экспозиция оказалась равной 117 950 лк ч и тем самым удовлетворила предъявляемым требованиям (не более чем 150 000 лк ч г.-1).
В.З Пример расчета допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета
Исходные данные для расчета
Средняя освещенность на поверхности экспонируемого музейного предмета Е^, относящегося по светостойкости к группе III (вариант 1: Е шк - 50 лк. Ндом £ Ндоыыак - 150 000 лк ч • г"1) или IV (вариант 2: Е„ = 50 лк. НЯ1ЧМ £ Н..ы _,_г = 15 000 лк ч г Ч составляет соответственно 47 или 40 лк
ср.мак. • дем дсм макс "
Формула для расчета
Т(ОААОп ~ ^леи маю (В 3)
где НАСЫ = 150 000 лк ч г. = 47 лк (вариант 1) или НА0Ы ыаяс =15 000 лк ч г-1. E^ = 40 лк (вариант 2).
Расчет допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета Вариант 1: 7годдоо = 150 000 лк ч г V47 лк = 3190 ч г-1.
Вариант 2: = 150 000 лк ч г ’/40 лк = 375 ч г-1.
Выводы
Вариант 1: музейный предмет можно демонстрировать на протяжении всего года как в режиме музея (годовая продолжительность работы 2600 ч г-1), так и в режиме выставки (2964 ч г-1)
Вариант 2 на протяжении года музейный предмет можно демонстрировать примерно 7,5 нед в режиме музея или 6.6 нед в режиме выставки
Алгоритм расчета в программе Excel приведенной фотохимической опасности повреждения материала музейного предмета излучением источника света или светильника
В связи с тем что применяемые для музейного освещения светодиодами белого света практически не содержат УФ- и ИК-излучение, пределы интегрирования в формуле для расчета приведенной фотохимической опасности повреждения материала музейного предмета излучением источника света или светильника Кы могут быть с запасом приняты равными 380 и 780 нм. т е
*“ = 1'46'10' Сич-пч-* ^ <Г1>
где ф(Х) — относительное спектральное распределение энергии излучения рассматриваемого источника света; ЦХ) — относительная спектральная световая эффективность излучения в условиях дневного зрения по ГОСТ 8 332; s(X) = exp Н> (X — 300)). где Ь = 0.0115 нм"’.
Шаг 1 В ячейку F1 вносят значение 1,46 10 3.
Шаг 2 В ячейки А4—А84 вносят значения длин волн X в интервале 380—780 нм с шагом АХ = 5 нм Шаг 3 В ячейки В4—В84 вносят значения относительной спектральной световой эффективности излучения в условиях дневного зрения для стандартного фотометрического наблюдателя Международной комиссии по освещению Vy по ГОСТ 8 332 в интервале 380—780 нм с шагом АХ = 5 нм
Шаг 4 В $^ейки С4—С84 вносят значения спектра действия s(X), вычисленные по формуле $(Х) = ехр [-0.0115 • (X — 400)) для содержащихся в ячейках А4—А84 значений длин волн X в интервале 380— 780 нм с шагом А). = 5 нм
Шаг 5 В ячейки D4—D84 вносят измеренные или заимствованные из технической документации на осветительные приборы значения относительного спектрального распределения энергии излучения <р(Х) в интервале 380—780 нм с шагом АХ = 5 нм
Шаг 6 В ячейку Е4 вносят результаты умножения значения ячейки В4 на значение ячейки D4 и на 0,5 (Е4 = В4 D4 0.5)
Шаг 7 В ячейки Е5—Е83 вносят результаты умножения значений ячеек колонки В на соответствующие значения ячеек колонки D (например. Е18 = В18 D18), т. е. <р(Х).
Шаг 8 В ячейку Е84 вносят результаты умножения значения ячейки В84 на значение ячейки D84 и на 0.5 (Е84 = В84 D84 0.5).
Шаг 9 Вычисляют сумму значений ячеек колонки Е, соответствующих длинам волн X от 380 до 780 нм, т е содержащихся в ячейках Е4—Е84 Полученный результат заносят в ячейку Е85.
Шаг 10 В ячейку F4 вносят результаты умножения значения ячейки С4 на значение ячейки D4 и на 0,5 (F4 = С4 D4 0,5)
Шаг 11 В ячейки F5—F83 вносят результаты умножения значений ячеек колонки С на соответствующие значения ячеек колонки D (например. F18 = С18 D18), т. е s(X) <р(Х)
Шаг 12 В ячейку F84 вносят результаты умножения значения ячейки С84 на значение ячейки D84 и на 0.5 (F84 = С84 - D84 0,5)
Шаг 13 Вычисляют сумму значений ячеек колонки F, соответствующих длинам волн X от 380 до 780 нм, т. е. содержащихся в ячейках F4—F84 Полученный результат заносят в ячейку F85
Шаг 14 В ячейку G1 вводят формулу для определения Кса, предусматривающую умножение значения ячейки
F1 (1,46 10-3) на значение ячейки F85 (Y^,ans(X) «Ш* f78°s(X) <в(Х)с/Х/ЛХ) и деление результата умножения
“А ЗоО J 380
на значение ячейки Е85 У* * J3&0 dX/ЛХ), т, е. = FI F85/E85 Выводят записанное в ячейке
G1 искомое значение К^, Вт/лм
Для облегчения проведения расчетов в таблице Г.1 приведены значения X и функций Vy и s(X).
Таблица П1 — Значения функций 1^ и s(X) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение таблицы Г. 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Окончание таблицы Г1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечание — Сравнительные расчеты Кса при ДХ = 1 нм и Л). = 5 нм показали, что результаты, полученные при АХ = 5 нм, отличаются от результатов, полученных при ЛХ = 1 нм, незначительно [например, для спектра, приведенного на рисунке Г.1, это отличие составляет 1,1 % (0,178 мВт/лм при А). = 5 нм по сравнению с 0,180 мВт/лм при ДХ = 1 нм)], так что расчеты Ка можно производить при ДХ = 5 нм
Рисунок Г.1 —Относительное спектральное распределение энергии излучения светодиодного модуля тепло-белого света с коррелированной цветовой температурой 3050 К
Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений масляной и темперной живописи и рукописей
Д 1 Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений масляной живописи приведены в таблице Д1.
Таблица Д1 — Нормируемые и рекомендуемые Е^л значения средней освещенности на рабочих
поверхностях
Операция |
Ожидаемый разряд зрительной работы по СП 52 1 3330 |
52 1 333°. лк |
Ер«.лк |
Профилактическая заклейка картины |
Средняя точность, IV в |
400 |
600 |
Укрепление красочного слоя и грунта |
Очень высокая точность, Па. б |
От 3000 до 4000 включ |
От 4000 до 5000 включ |
Снятие картины и натяжение на подрамник |
Средняя точность, IV в |
400 |
600 |
Дублирование картины и подведение кромок |
Высокая точность. II б |
1000 |
1000 |
Подведение и обработка грунта |
Очень высокая точность. На. б |
От 2000 до 3000 вклкн |
От 3000 до 4000 включ |
Удаление слоя загрязнений |
Очень высокая точность, На. б |
От 2000 до 3000 включ |
От 4000 до 5000 включ |
Утончение и выравнивание лака |
Наивысшая точность. 1 а, 6. в |
От 2500 до 5000 включ |
От 10 000 до 15 000 включ |
Удаление слоя записей |
Наивысшая точность. 1 а, б, в |
От 2500 до 5000 включ |
15 000 |
Тонировка |
Наивысшая точность. 1 а, б |
От 4000 до 5000 включ |
20 000 |
Покрытие картины лаком |
Очень высокая точность. На. б |
От 3000 до 4000 включ |
5000 |
Д 2 Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений темперной живописи приведены в таблице Д 2.
Таблица Д2 — Нормируемые Е*^ и рекомендуемые Е^, значения средней освещенности на рабочих поверхностях
Операция |
Ожидаемый разряд зрительной работы по СП 52 13330 |
по 00 5213330. лк |
Ер„.лк |
Укрепление и подведение грунта красочного слоя |
Очень высокая точность. II а. б, в |
От 2000 до 4000 включ |
От 4000 до 5000 включ |
Удаление поверхностных загрязнений |
Очень высокая точность. II а. б. в |
От 2000 до 4000 включ |
От 8000 до 10 000 включ |
Расчистка |
Наивысшая точность. 1 а, б |
От 4000 до 5000 включ |
10 000 |
1 Область применения.................................................................1
2 Нормативные ссылки.................................................................1
3 Термины и определения..............................................................2
4 Классификация.....................................................................2
5 Нормы.............................................................................3
5.1 Нормы экспозиционного освещения.................................................3
5.2 Нормы общего освещения помещений музеев.........................................5
5.3 Нормы освещения фондохранилищ .................................................5
5.4 Нормы освещения реставрационных мастерских......................................6
5.5 Нормы аварийного освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных
мастерских.........................................................................6
6 Контроль нормируемых параметров освещения...........................................6
Приложение А (справочное) Соответствие музейных предметов разным группам по светостойкости. 7
Приложение Б (справочное) Рекомендации по выбору светильников...........................9
Приложение В (справочное) Примеры расчета демонстрационной годовой световой экспозиции
и допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета.....10
Приложение Г (справочное) Алгоритм расчета в программе Excel приведенной фотохимической опасности повреждения материала музейного предмета излучением источника
света или светильника....................................................13
Приложение Д (справочное) Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений масляной и темперной живописи
и рукописей.............................................................17
Библиография........................................................................19
Окончание таблицы Д 2 | ||||||||||||
|
ДЗ Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации рукописей приведены в таблице Д 3
Таблица ДЗ — Нормируемые ЕHOfm и рекомендуемые Е^ значения средней освещенности на рабочих поверхностях
Операция |
Ожидаемый разряд зрительной работы по СП 52.13330 |
Еморм"°СП 52 1 3330. лк |
£р«. л* |
Расплетение рукописи, отделение блока от переплета |
Средняя точность, IV в |
400 |
600 |
Разделение блока на тетради |
Средняя точность, IV в |
400 |
600 |
Укрепление миниатюр |
Очень высокая точность. На. б |
3000 |
От 5000 до 8000 включ |
Удаление поверхностных загрязнений с листа |
Наивысшая точность. 1 б |
4000 |
. 15 000 * 20 000 » |
Увлажнение и распрямление под прессом |
Малая точность, IV |
300 |
500 |
Сшивание рукописи |
Средняя точность, IV в |
400 |
600 |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Музейное освещение ОСВЕЩЕНИЕ СВЕТОДИОДАМИ Нормы
Museum lighting LED lighting Requirements
Срок действия — с 2020—08—01 до 2023-08—01
Настоящий стандарт устанавливает нормы освещения музейных предметов и помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских светодиодными источниками света, которые обеспечивают безопасные и комфортные условия нахождения людей в помещениях музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских и возможность адекватного восприятия экспонируемых музейных предметов при минимизации вреда, наносимого музейным предметам оптичесхим излучением.
Настоящий стандарт применяют при проектировании, вводе в действие, реконструкции и эксплуатации осветительных установок со светодиодными источниками света, предназначенных для экспозиционного освещения музейных предметов и для общего освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских.
Настоящий стандарт не распространяется на естественное освещение музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских и на искусственное освещение музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских источниками света, отличными от светодиодов, такими как лампы накаливания, люминесцентные и металлогалогенные лампы и др.
Методы измерений параметров, нормируемых в настоящем стандарте, установлены ПНСТ 393.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 8.332 Государственная система обеспечения единства измерений. Световые измерения. Значения относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения. Общие положения
ГОСТ 9733.0 Материалы текстильные. Общие требования к методам испытаний устойчивости окрасок к физико-химическим воздействиям
ГОСТ 9733.3 Материалы текстильные. Метод испытания устойчивости окраски к свету в условиях искусственного освещения (ксеноновая лампа)
ГОСТ Р 55710 Освещение рабочих мест внутри зданий. Нормы и методы измерений
ГОСТ Р 55842 (ИСО 30061:2007) Освещение аварийное. Классификация и нормы
ГОСТ Р 58814 Музейное освещение. Термины и определения
ПНСТ 393 Музейное освещение. Освещение светодиодами. Методы измерений нормируемых параметров
СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Феде-
Издание официальное
рального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 58814.
Классификация музейных предметов по светостойкости материалов, из которых они изготовлены и которые подразделяются на четыре группы, приведена в таблице 1.
Таблица 1 — Классификация музейных материалов/предметов по светостойкости | ||||||||||||||||||||
|
Если музейный предмет изготовлен из материалов, относящихся к разным группам, то его в целом относят к той группе по светостойкости, к которой принадлежит наиболее светочувствительный из входящих в него материалов.
Примечание — Приведенная выше классификация соответствует общемировой практике (1) В СССР, а затем в России материалы подразделялись на три группы по светочувствительности малочувствительные (с высокой светостойкостью), среднечувствительные (со средней светостойкостью) и особочувствительные (с низкой светостойкостью) [2], (3). При этом к малочувствительным относились, главным образом, материалы, соответствующие группе I по международной классификации, к среднечувствительным — материалы, соответствующие группе II по международной классификации, а особочувствительные материалы объединяли в себе материалы, которые по международной классификации относятся к группам III и IV.
Соответствие музейных предметов разным группам по светостойкости приведено в приложении А.
В экспозиционных залах в пределах поля зрения посетителя отношение максимального значения яркости к ее минимальному значению по возможности не должно превышать 10:1.
5.1 Нормы экспозиционного освещения
Экспозиционное освещение должно обеспечивать возможность адекватного восприятия экспонатов при минимизации вреда, наносимого им оптическим излучением. Нормы экспозиционного освещения приведены в 5.1.1—5.1.7.
5.1.1 Освещенность на поверхности экспоната
Нормирование освещенности на поверхности экспоната производят в соответствии с классификацией музейных предметов по группам светостойкости. Нормируемые значения средней освещенности на поверхности музейного экспоната £^ приведены в таблице 2.
Таблица 2 — Значения средней освещенности на поверхности музейного экспоната | |||||||||
|
В случае трехмерных музейных предметов, например скульптур, нормируемой величиной является полуцилиндрическая освещенность.
Примечания
1 Нормы освещенности применяют только к подлинным музейным предметам (подлинникам) Для копий музейных предметов освещенность не нормируется
2 На временных выставках допускается устанавливать значение освещенности на поверхности музейного предмета, превышающее указанное в таблице 2. при условии выполнения требований, предъявляемых к демонстрационной годовой экспозиции этого музейного предмета (см 5.1.3).
3 Контроль стабильности освещенности экспоната во времени и. при необходимости, ее регулирование рекомендуется производить применительно к одной, предпочтительно центральной, точке этого экспоната, положение которой должно быть задано, например, на фотографии этого экспоната
4 Дпя уменьшения светового повреждения музейных экспонатов рекомендуется использовать осветительные приборы, позволяющие поддерживать постоянный уровень освещенности на поверхности экспоната на всем протяжении эксплуатации осветительной установки (см приложение Б).
5.1.2 Равномерность распределения освещенности по поверхности экспоната
Освещение экспонатов должно быть по возможности равномерным.
Равномерность освещенности на поверхности экспоната, т. е. отношение минимального значения освещенности к ее среднему значению, должна быть не менее чем 0,7 (предпочтительно — 0.9 или более), а неравномерность освещенности на поверхности экспоната, т. е. отношение максимального значения освещенности к ее среднему значению, должна быть не более чем 1,3 (предпочтительно —
1.1 или менее).
Примечание — Это требование не распространяется на трехмерные музейные предметы
5.1.3 Демонстрационная годовая световая экспозиция музейных предметов
Нормирование годовой световой экспозиции музейных предметов производят в соответствии с классификацией музейных предметов по группам светостойкости. Нормируемой величиной является демонстрационная годовая световая экспозиция Ндем, обеспечиваемая экспозиционным освещением и рассчитанная на основе значений средней освещенности на музейном предмете £ср и годовой продолжительности демонстрации этого экспоната Тгод в течение календарного года. Демонстрационную годовую световую экспозицию вычисляют по формуле
/V
ндвм =Z£cpi ^ (1)
/и
где — средняя освещенность на музейном экспонате, определенная до наступления /- го периода экспонирования;
Лtf— продолжительность /-го периода экспонирования;
N — годовое количество периодов, которым соответствуют разные значения средней освещенности:
N
X/» =*год- (2)
/=1
где Тгод — годовая продолжительность демонстрации музейного предмета.
Нормируемые значения демонстрационной годовой световой экспозиции Ндем приведены в таблице 3. Примеры расчета демонстрационной годовой световой экспозиции музейных предметов приведены в приложении В.
Таблица 3 — Значения демонстрационной годовой световой экспозиции АУД0М | ||||||||||
| ||||||||||
Примечание — Если средняя освещенность на поверхности экспонируемого музейного предмета Еср на протяжении года остается неизменной, то допустимую годовую продолжительность демонстрации этого музейного предмета ТПАЛ0П можно вычислить по формуле |
^год доп - ^дом макс ^ср- W
где Ндем____— максимально допустимое значение полезной годовой световой экспозиции (см таблицу 3) Пример
расчета допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета приведен в приложении В
5.1.4 Спектр излучения
Свет, попадающий на музейные предметы, по возможности, должен иметь спектр, которому при прочих равных условиях соответствовала бы наименьшая приведенная фотохимическая опасность повреждения материалов музейных предметов Ка, алгоритм расчета которой в программе Excel приведен в приложении Г. В частности, свет, попадающий на музейные предметы, по возможности, не должен содержать ни УФ-, ни ИК-излучение.
5.1.4.1 Приведенная УФ-облученность, создаваемая светодиодными источниками света на поверхности музейного предмета, не должна превышать 5 мкВт м-2 лк-1.
Примечания
1 Недопустимо использовать для освещения музеев белые светодиоды с фиолетовыми кристаллами
2 У светодиодных источников света, предназначенных для общего освещения, требования к приведенной УФ-обпученности выполняются практически всегда
5.1.4.2 Приведенная ИК-облученность, создаваемая светодиодными источниками света на поверхности музейного предмета, не нормируется в связи с практически полным отсутствием ИК-излучения в спектре излучения белых светодиодов.
5.1.5 Коррелированная цветовая температура
Выбор коррелированной цветовой температуры осуществляют исходя из соображений наилучшего восприятия экспоната. В общем случае предпочтительными являются значения коррелированной цветовой температуры в диапазоне от 2700 до 4500 К. При рассмотрении вариантов освещения, эквивалентных с точки зрения зрительного восприятия экспоната, выбор следует производить на основе сравнения соответствующих значений приведенной фотохимической опасности повреждения музейных предметов излучением источника света Ka, выбирая ту коррелированную цветовую температуру, которой соответствует наименьшее значение этого параметра. Алгоритм расчета Ка в программе Excel приведен в приложении Г.
А
5.1.6 Общий индекс цветопередачи
Общий индекс цветопередачи при освещении экспонатов должен быть не ниже чем 85. а если цветопередача имеет особо важное значение, например при освещении произведений искусства, этнографических. естественных или исторических экспонатов, он должен быть не ниже чем 95.
5.1.7 Коэффициент пульсации освещенности
Коэффициент пульсации освещенности, создаваемой на экспонате экспозиционным освещением, не должен превышать 5 %.
5.2 Нормы общего освещения помещений музеев
Общее освещение помещений музеев должно обеспечивать безопасные и комфортные условия пребывания людей в выставочных и вспомогательных помещениях музеев, не вступая в конфликт с экспозиционным освещением.
Нормируемые значения параметров общего освещения помещений музеев — средней освещенности на уровне пола £п, равномерности освещенности U0, объединенного показателя дискомфорта UGR, общего индекса цветопередачи Ra и коэффициента пульсации освещенности Кп — приведены в таблице 4.
Таблица 4 — Нормируемые значения параметров общего освещения различных помещений музеев | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5.3 Нормы освещения фондохранилищ
Примечание — Нормы общего освещения помещений фондохранилищ, не указанных в таблице 5. — в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или с СП 52 13330
Нормируемые значения параметров освещения основных помещений фондохранилищ — средней освещенности на рабочей поверхности Е, объединенного показателя дискомфорта UGR, коэффициента пульсации освещенности Кп и приведенной мощности УФ-излучения — приведены в таблице 5.
Таблица 5 — Нормируемые значения параметров общего освещения основных помещений фондохранилищ | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
* Освещение в помещениях для открытого хранения музейных предметов должны соответствовать требованиям раздела 6. |
В помещениях фондохранилищ на рабочих столах уровень средней горизонтальной освещенности должен составлять не менее чем 200 лк.
Примечания
1 Для хранения произведений масляной и темперной живописи, а также предметов из кости необходимо систематическое освещение (естественное или искусственное) в дневное время
2 Хранение предметов на бумажных носителях, а также всех архивных документов, следует осуществлять при отсутствии освещения
5.4 Нормы освещения реставрационных мастерских
Примечание — Нормы общего освещения помещений реставрационных мастерских — в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или с СП 52 13330
5.4.1 Нормируемые значения освещенности на рабочей поверхности при проведении реставрационных работ приведены в таблице 6.
Таблица 6 — Нормируемые значения освещенности на рабочей поверхности при проведении реставрационных работ | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
* Значения освещенности выбирают в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или СП 52 13330 в зависимости от выполняемых в процессе реставрации операций (зрительных работ) Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений масляной и темперной живописи и рукописей, приведены в приложении Д. |
5.4.2 Коррелированная цветовая температура освещения помещений для проведения реставрационных работ должна составлять от 2700 до 6500 К.
5.4.3 Общий индекс цветопередачи освещения помещений для проведения реставрационных работ должен быть не менее чем 95.
5.4.4 Показатель дискомфорта в помещениях для проведения реставрационных работ не должен превышать 19 при коэффициенте пульсации освещенности не более чем 5 %.
5.5 Нормы аварийного освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных
мастерских
Нормы аварийного освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских — в соответствии с ГОСТ Р 55842 и/или СП 52.13330.
Контроль нормируемых параметров освещения (за исключением требований к объединенному показателю дискомфорта UGR) проводят на стадии ввода осветительной установки в эксплуатации и, при необходимости, в процессе ее эксплуатации.
Приложение А (справочное)
Соответствие музейных предметов разным группам по светостойкости
А1 Материалы музейных предметов подразделяют на четыре группы, каждой из которых соответствуют определенные синие шерстяные эталоны, соответствующие классам светостойкости от 1 (очень слабая устойчивость к свету) до 8 (очень высокая устойчивость к свету) по шкале ISO Международной организации по стандартизации (классы ISO 1—ISO 8, см ГОСТ 9733.0 и ГОСТ 9733.3). Соответствие групп музейных предметов по светостойкости материалов классам светостойкости по шкале ISO приведены в таблице А.1.
Таблица А 1 — Соответствие групп музейных предметов по светостойкости материалов классам светостойкости по шкале ISO
Группа по светостойкости |
Класс светостойкости по шкале ISO |
1 — нечувствительные |
— |
II — малочувствительные |
7 и 8 |
III — среднечувствительные |
4—6 |
IV — высокочувствительные |
1—3 |
Отнесение музейных предметов к той или иной группе по светостойкости допускается производить на основании экспертных оценок
А 2 Примеры соответствия материалов группам по светостойкости музейных предметов приведены в таблице А.2.
Таблица А 2 — Примеры соответствия материалов группам по светостойкости музейных предметов | ||||||||||||
|