Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

23 страницы

Купить ПНСТ 392-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает нормы освещения музейных предметов и помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских светодиодными источниками света, которые обеспечивают безопасные и комфортные условия нахождения людей в помещениях музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских и возможность адекватного восприятия экспонируемых музейных предметов при минимизации вреда, наносимого музейным предметам оптическим излучением.

Стандарт применяют при проектировании, вводе в действие, реконструкции и эксплуатации осветительных установок со светодиодными источниками света, предназначенных для экспозиционного освещения музейных предметов и для общего освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских.

Стандарт не распространяется на естественное освещение музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских и на искусственное освещение музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских источниками света, отличными от светодиодов, такими как лампы накаливания, люминесцентные и металлогалогенные лампы и др.

Методы измерений параметров, нормируемых в настоящем стандарте, установлены ПНСТ 393.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Классификация

5 Нормы

     5.1 Нормы экспозиционного освещения

     5.2 Нормы общего освещения помещений музеев

     5.3 Нормы освещения фондохранилищ

     5.4 Нормы освещения реставрационных мастерских

     5.5 Нормы аварийного освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских

6 Контроль нормируемых параметров освещения

Приложение А (справочное) Соответствие музейных предметов разным группам по светостойкости

Приложение Б (справочное) Рекомендации по выбору светильников

Приложение В (справочное) Примеры расчета демонстрационной годовой световой экспозиции и допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета

Приложение Г (справочное) Алгоритм расчета в программе Excel приведенной фотохимической опасности повреждения материала музейного предмета излучением источника света или светильника

Приложение Д (справочное) Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений масляной и темперной живописи и рукописей

Библиография

 
Дата введения01.08.2020
Добавлен в базу01.01.2021
Завершение срока действия01.08.2023
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

21.02.2020УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии3-пнст
РазработанООО ВНИСИ
ИзданСтандартинформ2020 г.

Museum lighting. LED lighting. Requirements

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

пнет

392—

2020

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Музейное освещение ОСВЕЩЕНИЕ СВЕТОДИОДАМИ Нормы

Издание официальное


Москва

Стамдартмнформ

2020


Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт имени С И. Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 «Светотехнические изделия, освещение искусственное»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 февраля 2020 г. № 3-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: info@vnisi.ru и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. оформление, 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии II

Примеры соответствия принятой в СССР согласно [3] классификации музейных предметов по светостойкости и классификации согласно разделу 4 приведены в таблице А З

Таблица А.З — Примеры соответствия классификации музейных предметов по светостойкости

Группа по светостойкости согласно классификации, принятой в СССР

Группа по светостойкости согласно разделу 4

Музейные предметы

Малочувствительные (с высокой светостойкостью)

1

Драгоценности, монеты, медали, ордена, значки, оружие, фарфор, керамика, стекло, эмаль, стеклянная и металлическая утварь, мраморная, гипсовая, чугунная и бронзовая скульптура, минералы, горные породы, техническое оборудование

Среднечувствительные (со средней светостойкостью)

II

Живопись (масло, темпера), кость, деревянная утварь, деревянная мебель, деревянная скульптура

Особочувствительные (с низкой светостойкостью)

III и IV

Живопись (акварель, пастель), графика, иконопись, рукописи, газеты, книги, фотографии, марки, одежда, ткани, гобелен, кружева, ковры, мех. кожа, бабочки, чучела

Рекомендации по выбору светильников

Для уменьшения повреждений музейных предметов в результате воздействия света для экспозиционного освещения рекомендуется использовать светильники с функцией регулирования светового потока, обеспечивающей возможность настройки освещенности и компенсации уменьшения светового потока светильника в процессе эксплуатации осветительной установки Использование регулируемых светильников позволяет непрерывно обеспечивать заданное значение средней освещенности на экспонатах и/или эксплуатационной освещенности в помещении на всем протяжении работы осветительной установки, не допуская «пересеете» Регулирование световых потоков светильников, обеспечивающее восстановление заданного значения средней освещенности на поверхности экспоната, следует производить по мере необходимости

Примеры расчета демонстрационной годовой световой экспозиции и допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета

В.1 Пример 1 расчета демонстрационной годовой световой экспозиции музейного предмета

Исходные данные для расчета

В рассматриваемый период (2018 г.) музейный предмет, относящийся к группе II по светостойкости (Ермаке = 200 лк, НА6Ы 5 600 000 лк ч г-1), демонстрировали в составе как основной экспозиции музея, так и временной выставки Соответствующие данные приведены в таблицах В.1—В 3.

Таблица В.1 — График работы музея и выставки, в которых демонстрировался музейный предмет (пример 1)

Дата и день недели

Продолжительность работы, ч

Музей

Выставка

1 января

Понедельник

10

Вторник

8

Среда

8

8

Четверг

8

11

Пятница

8

11

Суббота

8

11

Воскресенье

8

8

Всего в неделю

50

57

Всего в год

2600

2964

Таблица В 2 — График демонстрации музейного предмета (пример 1)

Место демонстрации

Период демонстрации

Общая продолжительность демонстрации, ч

Музей (основная экспозиция)

1.01.18 (понедельник)— 16 04 18 (понедельник)

750

Выставка

19 05 18 (суббота) — 22 07 18 (воскресенье)

532

Музей (основная экспозиция)

7.08.18 (вторник) — 31.12.18 (понедельник)

1050

Таблица В.З — Результаты измерения средней освещенности музейного предмета Еср (пример 1)

Дата и место проведения измерения

лк

03 04.17, музей

180

15.05.18, выставка

220

06.08.18. музей

190

Формула для расчета

N

WntM«Z£cprAO.    (В    1)

м

где N = 3.    = 180 лк. Еср2 = 220 лк. = 190 лк. Л/, = 750 ч. Д/2 = 532 ч. Дt3 = 1050 ч.

Расчет демонстрационной годовой световой экспозиции

"пем =    Ч-    =    Еср1    +    £ср2    ^2    +    ^срЗ    ^3    =    180    ЛК    750    Ч    ♦

/-1

♦ 220 лк 456 ч ♦ 190 лк 1250 ч = 472 820 лк ч

Вывод

В 2018 году демонстрационная годовая световая экспозиция оказалась равной 472 820 лк ч и тем самым удовлетворила предъявляемым требованиям (не более чем 600 000 лк ч г-1).

В.2 Пример 2 расчета демонстрационной годовой световой экспозиции музейного предмета

Исходные данные для расчета

В рассматриваемый период (2018 г) музейный предмет, относящийся к группе III по светостойкости

1Е.Г___= 50 лк, Ндом S 150 000 лк ■ ч • г-1), демонстрировали только в составе основной экспозиции музея

Измерения освещенности проводились 3 октября 2017 г (Еср = 45 лк) и 8 октября 2018 г (Е^ = 40 лк), а 23 октября 2018 г проведена регулировка осветительной установки, в результате которой обеспечена освещенность Е^ равная 48 лк Соответствующие данные для расчета приведены в таблицах В.4—В 5.

Таблица В4 — График работы музея, в котором демонстрировался музейный предмет (пример 2)

Дата и день недели

Продолжительность работы, ч

1 января

Понедельник

10

Вторник

Среда

8

Четверг

8

Пятница

8

Суббота

8

Воскресенье

8

Всего в неделю

50

Всего в год

2600


Таблица В 5 — Продолжительность используемых при проведении расчетов периодов экспонирования музейного предмета Л/, и соответствующие значения средней освещенности Е^ (пример 2)

Период (i)

Начало—окончание периода

А/Л ч

Есрг лк

1

1 01.18—7.10.18

1990

45

2

8 1018—221018

110

40

3

23 10.18—31.12.18

500

48

Формула для расчета


-Ч.

/=1


(В-2)


где N = 3,    =    45    лк,    Еср2    =    40    лк.    £^    =    48    лк.    Д/,    =    1990    ч.    Д/2    =    110    ч.    Д/3    =    500    ч.


Расчет демонстрационной годовой световой экспозиции

"д~ = £*сргА=^ср, ^1 + ^ср2    Л*3    =    45лк-1990ч*

М

♦ 40 лк 110 ч ♦ 48 лк 500 ч = 117 950 лк • ч.

Вывод

В 2018 году демонстрационная годовая световая экспозиция оказалась равной 117 950 лк ч и тем самым удовлетворила предъявляемым требованиям (не более чем 150 000 лк ч г.-1).

В.З Пример расчета допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета

Исходные данные для расчета

Средняя освещенность на поверхности экспонируемого музейного предмета Е^, относящегося по светостойкости к группе III (вариант 1: Е шк - 50 лк. Ндом £ Ндоыыак - 150 000 лк ч • г"1) или IV (вариант 2: Е„ = 50 лк. НЯ1ЧМ £ Н..ы _,_г = 15 000 лк ч г Ч составляет соответственно 47 или 40 лк

ср.мак.    •    дем дсм макс    "

Формула для расчета

Т(ОААОп ~ ^леи маю    (В    3)

где НАСЫ = 150 000 лк ч г. = 47 лк (вариант 1) или НА0Ы ыаяс =15 000 лк ч г-1. E^ = 40 лк (вариант 2).

Расчет допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета Вариант 1: 7годдоо = 150 000 лк ч г V47 лк = 3190 ч г-1.

Вариант 2:    =    150    000    лк    ч    г    ’/40 лк = 375 ч г-1.

Выводы

Вариант 1: музейный предмет можно демонстрировать на протяжении всего года как в режиме музея (годовая продолжительность работы 2600 ч г-1), так и в режиме выставки (2964 ч г-1)

Вариант 2 на протяжении года музейный предмет можно демонстрировать примерно 7,5 нед в режиме музея или 6.6 нед в режиме выставки

Алгоритм расчета в программе Excel приведенной фотохимической опасности повреждения материала музейного предмета излучением источника света или светильника

В связи с тем что применяемые для музейного освещения светодиодами белого света практически не содержат УФ- и ИК-излучение, пределы интегрирования в формуле для расчета приведенной фотохимической опасности повреждения материала музейного предмета излучением источника света или светильника Кы могут быть с запасом приняты равными 380 и 780 нм. т е

*“ = 1'46'10' Сич-пч-* ^    <Г1>

где ф(Х) — относительное спектральное распределение энергии излучения рассматриваемого источника света; ЦХ) — относительная спектральная световая эффективность излучения в условиях дневного зрения по ГОСТ 8 332; s(X) = exp Н> (X — 300)). где Ь = 0.0115 нм"’.

Шаг 1 В ячейку F1 вносят значение 1,46 10 3.

Шаг 2 В ячейки А4—А84 вносят значения длин волн X в интервале 380—780 нм с шагом АХ = 5 нм Шаг 3 В ячейки В4—В84 вносят значения относительной спектральной световой эффективности излучения в условиях дневного зрения для стандартного фотометрического наблюдателя Международной комиссии по освещению Vy по ГОСТ 8 332 в интервале 380—780 нм с шагом АХ = 5 нм

Шаг 4 В $^ейки С4—С84 вносят значения спектра действия s(X), вычисленные по формуле $(Х) = ехр [-0.0115 • (X — 400)) для содержащихся в ячейках А4—А84 значений длин волн X в интервале 380— 780 нм с шагом А). = 5 нм

Шаг 5 В ячейки D4—D84 вносят измеренные или заимствованные из технической документации на осветительные приборы значения относительного спектрального распределения энергии излучения <р(Х) в интервале 380—780 нм с шагом АХ = 5 нм

Шаг 6 В ячейку Е4 вносят результаты умножения значения ячейки В4 на значение ячейки D4 и на 0,5 (Е4 = В4 D4 0.5)

Шаг 7 В ячейки Е5—Е83 вносят результаты умножения значений ячеек колонки В на соответствующие значения ячеек колонки D (например. Е18 = В18 D18), т. е. <р(Х).

Шаг 8 В ячейку Е84 вносят результаты умножения значения ячейки В84 на значение ячейки D84 и на 0.5 (Е84 = В84 D84 0.5).

Шаг 9 Вычисляют сумму значений ячеек колонки Е, соответствующих длинам волн X от 380 до 780 нм, т е содержащихся в ячейках Е4—Е84 Полученный результат заносят в ячейку Е85.

Шаг 10 В ячейку F4 вносят результаты умножения значения ячейки С4 на значение ячейки D4 и на 0,5 (F4 = С4 D4 0,5)

Шаг 11 В ячейки F5—F83 вносят результаты умножения значений ячеек колонки С на соответствующие значения ячеек колонки D (например. F18 = С18 D18), т. е s(X) <р(Х)

Шаг 12 В ячейку F84 вносят результаты умножения значения ячейки С84 на значение ячейки D84 и на 0.5 (F84 = С84 - D84 0,5)

Шаг 13 Вычисляют сумму значений ячеек колонки F, соответствующих длинам волн X от 380 до 780 нм, т. е. содержащихся в ячейках F4—F84 Полученный результат заносят в ячейку F85

Шаг 14 В ячейку G1 вводят формулу для определения Кса, предусматривающую умножение значения ячейки

F1 (1,46 10-3) на значение ячейки F85 (Y^,ans(X) «Ш* f78°s(X) <в(Х)с/Х/ЛХ) и деление результата умножения

“А ЗоО    J 380

на значение ячейки Е85    У*    *    J3&0    dX/ЛХ),    т,    е.    =    FI    F85/E85    Выводят    записанное    в    ячейке

G1 искомое значение К^, Вт/лм

Для облегчения проведения расчетов в таблице Г.1 приведены значения X и функций Vy и s(X).

Таблица П1 — Значения функций 1^ и s(X)

Номер строки

Колонка А (длина волны X, нм)

Колонка В (функция Vx, отн ед)

Колонка С (функция s(X), от ед.)

4

380

0.0000

0,3985

5

385

0,0001

0,3763

6

390

0,0001

0,3552

7

395

0,0002

0,3354

8

400

0,0004

0,3166

9

405

0,0006

0,2989

10

410

0,0012

0,2822

11

415

0,0022

0,2665

12

420

0,0040

0,2516

13

425

0,0073

0,2375

14

430

0,0116

0,2242

15

435

0,0168

0,2117

16

440

0,0230

0,1999

17

445

0,0298

0,1887

18

450

0,0380

0,1782

19

455

0,0480

0,1682

20

460

0,0600

0,1588

21

465

0,0739

0,1499

22

470

0,0910

0,1416

23

475

0,1126

0,1337

24

480

0,1390

0,1262

25

485

0,1693

0,1191

26

490

0,2080

0,1125

27

495

0,2586

0,1062

28

500

0,3230

0,1003

29

505

0,4073

0,0947

30

510

0,5030

0,0894

31

515

0,6082

0,0844

32

520

0,7100

0,0797

33

525

0,7932

0,0752

34

530

0,8620

0,0710

35

535

0,9148

0,0670

36

540

0,9540

0,0633

37

545

0,9803

0,0598

38

550

0,9950

0,0564

Продолжение таблицы Г. 1

Номер строки

Колонка А (длина волны нм)

Колонка 8 (функция Vx, отн ед)

Колонка С (функция sfl.). отн ед)

39

555

1.0000

0.0533

40

560

0.9950

0.0503

41

565

0.9786

0.0475

42

570

0,9520

0,0448

43

575

0.9154

0.0423

44

580

0.8700

0.0400

45

585

0.8163

0,0377

46

590

0,7570

0.0356

47

595

0.6949

0.0336

48

600

0.6310

0.0317

49

605

0.5668

0.0300

50

610

0.5030

0.0283

51

615

0.4412

0.0267

52

620

0.3810

0.0252

53

625

0.3210

0.0238

54

630

0.2650

0.0225

55

635

0.2170

0.0212

56

640

0.1750

0.0200

57

645

0.1382

0.0189

58

650

0,1070

0.0179

59

655

0.0816

0.0169

60

660

0.0610

0.0159

61

665

0,0446

0.0150

62

670

0,0320

0,0142

63

675

0,0232

0,0134

64

680

0.0170

0.0127

65

685

0,0119

0.0119

66

690

0.0082

0.0113

67

695

0.0057

0.0106

68

700

0.0041

0.0101

69

705

0.0029

0.0095

70

710

0,0021

0.0090

71

715

0.0015

0.0085

72

720

0.0011

0.0080

73

725

0.0007

0.0075

Окончание таблицы Г1

Номер строки

Колонка А (длина волны X, нм)

Колонка В (функция V), отн ед)

Колонка С (функция s(X). отн ед)

74

730

0,0005

0.0071

75

735

0,0004

0,0067

76

740

0,0002

0,0063

77

745

0,0002

0,0060

78

750

0,0001

0,0057

79

755

0,0001

0,0053

80

760

0,0001

0,0050

81

765

0,0000

0,0048

82

770

0,0000

0,0045

83

775

0,0000

0.0042

84

780

0,0000

0,0040

Примечание — Сравнительные расчеты Кса при ДХ = 1 нм и Л). = 5 нм показали, что результаты, полученные при АХ = 5 нм, отличаются от результатов, полученных при ЛХ = 1 нм, незначительно [например, для спектра, приведенного на рисунке Г.1, это отличие составляет 1,1 % (0,178 мВт/лм при А). = 5 нм по сравнению с 0,180 мВт/лм при ДХ = 1 нм)], так что расчеты Ка можно производить при ДХ = 5 нм

Рисунок Г.1 —Относительное спектральное распределение энергии излучения светодиодного модуля тепло-белого света с коррелированной цветовой температурой 3050 К

Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений масляной и темперной живописи и рукописей

Д 1 Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений масляной живописи приведены в таблице Д1.

Таблица Д1 — Нормируемые    и    рекомендуемые    Е^л    значения    средней    освещенности    на    рабочих

поверхностях

Операция

Ожидаемый разряд зрительной работы по СП 52 1 3330

52 1 333°. лк

Ер«.лк

Профилактическая заклейка картины

Средняя точность, IV в

400

600

Укрепление красочного слоя и грунта

Очень высокая точность, Па. б

От 3000 до 4000 включ

От 4000 до 5000 включ

Снятие картины и натяжение на подрамник

Средняя точность, IV в

400

600

Дублирование картины и подведение кромок

Высокая точность. II б

1000

1000

Подведение и обработка грунта

Очень высокая точность. На. б

От 2000 до 3000 вклкн

От 3000 до 4000 включ

Удаление слоя загрязнений

Очень высокая точность, На. б

От 2000 до 3000 включ

От 4000 до 5000 включ

Утончение и выравнивание лака

Наивысшая точность. 1 а, 6. в

От 2500 до 5000 включ

От 10 000 до 15 000 включ

Удаление слоя записей

Наивысшая точность. 1 а, б, в

От 2500 до 5000 включ

15 000

Тонировка

Наивысшая точность. 1 а, б

От 4000 до 5000 включ

20 000

Покрытие картины лаком

Очень высокая точность. На. б

От 3000 до 4000 включ

5000

Д 2 Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений темперной живописи приведены в таблице Д 2.

Таблица Д2 — Нормируемые Е*^ и рекомендуемые Е^, значения средней освещенности на рабочих поверхностях

Операция

Ожидаемый разряд зрительной работы по СП 52 13330

по 00 5213330. лк

Ер„.лк

Укрепление и подведение грунта красочного слоя

Очень высокая точность. II а. б, в

От 2000 до 4000 включ

От 4000 до 5000 включ

Удаление поверхностных загрязнений

Очень высокая точность. II а. б. в

От 2000 до 4000 включ

От 8000 до 10 000 включ

Расчистка

Наивысшая точность. 1 а, б

От 4000 до 5000 включ

10 000

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения..............................................................2

4    Классификация.....................................................................2

5    Нормы.............................................................................3

5.1    Нормы экспозиционного освещения.................................................3

5.2    Нормы общего освещения помещений музеев.........................................5

5.3    Нормы освещения фондохранилищ .................................................5

5.4    Нормы освещения реставрационных мастерских......................................6

5.5    Нормы аварийного освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных

мастерских.........................................................................6

6    Контроль нормируемых параметров освещения...........................................6

Приложение А (справочное) Соответствие музейных предметов разным группам по светостойкости. 7

Приложение Б (справочное) Рекомендации по выбору светильников...........................9

Приложение В (справочное) Примеры расчета демонстрационной годовой световой экспозиции

и допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета.....10

Приложение Г (справочное) Алгоритм расчета в программе Excel приведенной фотохимической опасности повреждения материала музейного предмета излучением источника

света или светильника....................................................13

Приложение Д (справочное) Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений масляной и темперной живописи

и рукописей.............................................................17

Библиография........................................................................19

Окончание таблицы Д 2

Операция

Ожидаемый разряд зрительной работы по СП 52 1 3330

£***"<> СП 52 13330. лк

^ре«' лк

Утончение и удаление слоя олифы

Очень высокая точность. На. 6

От 2000 до 4000 включ

От 7000 до 9000 включ

Тонирование

Наивысшая точность. 1 а. б

От 4000 до 5000 включ

20 000

ДЗ Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации рукописей приведены в таблице Д 3

Таблица ДЗ — Нормируемые ЕHOfm и рекомендуемые Е^ значения средней освещенности на рабочих поверхностях

Операция

Ожидаемый разряд зрительной работы по СП 52.13330

Еморм"°СП 52 1 3330. лк

£р«. л*

Расплетение рукописи, отделение блока от переплета

Средняя точность, IV в

400

600

Разделение блока на тетради

Средняя точность, IV в

400

600

Укрепление миниатюр

Очень высокая точность. На. б

3000

От 5000 до 8000 включ

Удаление поверхностных загрязнений с листа

Наивысшая точность. 1 б

4000

. 15 000 * 20 000 »

Увлажнение и распрямление под прессом

Малая точность, IV

300

500

Сшивание рукописи

Средняя точность, IV в

400

600

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Музейное освещение ОСВЕЩЕНИЕ СВЕТОДИОДАМИ Нормы

Museum lighting LED lighting Requirements

Срок действия — с 2020—08—01 до 2023-08—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы освещения музейных предметов и помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских светодиодными источниками света, которые обеспечивают безопасные и комфортные условия нахождения людей в помещениях музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских и возможность адекватного восприятия экспонируемых музейных предметов при минимизации вреда, наносимого музейным предметам оптичесхим излучением.

Настоящий стандарт применяют при проектировании, вводе в действие, реконструкции и эксплуатации осветительных установок со светодиодными источниками света, предназначенных для экспозиционного освещения музейных предметов и для общего освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских.

Настоящий стандарт не распространяется на естественное освещение музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских и на искусственное освещение музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских источниками света, отличными от светодиодов, такими как лампы накаливания, люминесцентные и металлогалогенные лампы и др.

Методы измерений параметров, нормируемых в настоящем стандарте, установлены ПНСТ 393.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 8.332 Государственная система обеспечения единства измерений. Световые измерения. Значения относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения. Общие положения

ГОСТ 9733.0 Материалы текстильные. Общие требования к методам испытаний устойчивости окрасок к физико-химическим воздействиям

ГОСТ 9733.3 Материалы текстильные. Метод испытания устойчивости окраски к свету в условиях искусственного освещения (ксеноновая лампа)

ГОСТ Р 55710 Освещение рабочих мест внутри зданий. Нормы и методы измерений

ГОСТ Р 55842 (ИСО 30061:2007) Освещение аварийное. Классификация и нормы

ГОСТ Р 58814 Музейное освещение. Термины и определения

ПНСТ 393 Музейное освещение. Освещение светодиодами. Методы измерений нормируемых параметров

СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Феде-

Издание официальное

рального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 58814.

4    Классификация

Классификация музейных предметов по светостойкости материалов, из которых они изготовлены и которые подразделяются на четыре группы, приведена в таблице 1.

Таблица 1 — Классификация музейных материалов/предметов по светостойкости

Индекс

группы

Наименование

группы

Характеристика материалов группы

Пример

материалов/предметов

1

Нечувствительные

Материалы, не претерпевающие изменения при воздействии на них света

Большинство металлов, большинство разновидностей стекла, натуральная керамика, эмаль, большинство минералов

II

Малочувствительные

Долговечные материалы, слабочувствительные к воздействию света

Масляная живопись и живопись темперой, фрески, некрашеные кожа и шерсть, рог. кость, слоновая кость, лак. некоторые виды пластмасс

III

Среднечувствительные

Недолговечные материалы. умеренно чувствительные к воздействию света

Костюмы, акварели, пастели, гобелены, гравюры и рисунки, рукописи, миниатюры, картины клеевой краской, обои, гуашь, крашеная кожа и большинство натуральных исторических объектов, включая ботанические образцы. мех и перья

IV

Высокочувствительные

Материалы, очень чувствительные к воздействию света

Шелк, очень недолговечные красители, газетная бумага

Если музейный предмет изготовлен из материалов, относящихся к разным группам, то его в целом относят к той группе по светостойкости, к которой принадлежит наиболее светочувствительный из входящих в него материалов.

Примечание — Приведенная выше классификация соответствует общемировой практике (1) В СССР, а затем в России материалы подразделялись на три группы по светочувствительности малочувствительные (с высокой светостойкостью), среднечувствительные (со средней светостойкостью) и особочувствительные (с низкой светостойкостью) [2], (3). При этом к малочувствительным относились, главным образом, материалы, соответствующие группе I по международной классификации, к среднечувствительным — материалы, соответствующие группе II по международной классификации, а особочувствительные материалы объединяли в себе материалы, которые по международной классификации относятся к группам III и IV.

Соответствие музейных предметов разным группам по светостойкости приведено в приложении А.

5 Нормы

В экспозиционных залах в пределах поля зрения посетителя отношение максимального значения яркости к ее минимальному значению по возможности не должно превышать 10:1.

5.1    Нормы экспозиционного освещения

Экспозиционное освещение должно обеспечивать возможность адекватного восприятия экспонатов при минимизации вреда, наносимого им оптическим излучением. Нормы экспозиционного освещения приведены в 5.1.1—5.1.7.

5.1.1    Освещенность на поверхности экспоната

Нормирование освещенности на поверхности экспоната производят в соответствии с классификацией музейных предметов по группам светостойкости. Нормируемые значения средней освещенности на поверхности музейного экспоната £^ приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Значения средней освещенности на поверхности музейного экспоната

Группа музейного экспоната по светостойкое™

Еф не более, лк

1 — нечувствительные

Без ограничений

II — малочувствительные

200

III — среднечувствительные

50

IV — высокочувствительные

В случае трехмерных музейных предметов, например скульптур, нормируемой величиной является полуцилиндрическая освещенность.

Примечания

1    Нормы освещенности применяют только к подлинным музейным предметам (подлинникам) Для копий музейных предметов освещенность не нормируется

2    На временных выставках допускается устанавливать значение освещенности на поверхности музейного предмета, превышающее указанное в таблице 2. при условии выполнения требований, предъявляемых к демонстрационной годовой экспозиции этого музейного предмета (см 5.1.3).

3    Контроль стабильности освещенности экспоната во времени и. при необходимости, ее регулирование рекомендуется производить применительно к одной, предпочтительно центральной, точке этого экспоната, положение которой должно быть задано, например, на фотографии этого экспоната

4    Дпя уменьшения светового повреждения музейных экспонатов рекомендуется использовать осветительные приборы, позволяющие поддерживать постоянный уровень освещенности на поверхности экспоната на всем протяжении эксплуатации осветительной установки (см приложение Б).

5.1.2    Равномерность распределения освещенности по поверхности экспоната

Освещение экспонатов должно быть по возможности равномерным.

Равномерность освещенности на поверхности экспоната, т. е. отношение минимального значения освещенности к ее среднему значению, должна быть не менее чем 0,7 (предпочтительно — 0.9 или более), а неравномерность освещенности на поверхности экспоната, т. е. отношение максимального значения освещенности к ее среднему значению, должна быть не более чем 1,3 (предпочтительно —

1.1 или менее).

Примечание — Это требование не распространяется на трехмерные музейные предметы

5.1.3    Демонстрационная годовая световая экспозиция музейных предметов

Нормирование годовой световой экспозиции музейных предметов производят в соответствии с классификацией музейных предметов по группам светостойкости. Нормируемой величиной является демонстрационная годовая световая экспозиция Ндем, обеспечиваемая экспозиционным освещением и рассчитанная на основе значений средней освещенности на музейном предмете £ср и годовой продолжительности демонстрации этого экспоната Тгод в течение календарного года. Демонстрационную годовую световую экспозицию вычисляют по формуле

/V

ндвм =Z£cpi ^    (1)

где — средняя освещенность на музейном экспонате, определенная до наступления /- го периода экспонирования;

Лtf— продолжительность /-го периода экспонирования;

N — годовое количество периодов, которым соответствуют разные значения средней освещенности:

N

X/» =*год-    (2)

/=1

где Тгод — годовая продолжительность демонстрации музейного предмета.

Нормируемые значения демонстрационной годовой световой экспозиции Ндем приведены в таблице 3. Примеры расчета демонстрационной годовой световой экспозиции музейных предметов приведены в приложении В.

Таблица 3 — Значения демонстрационной годовой световой экспозиции АУД0М

Группа музейного предмета по светостойкости

Ндсы , не более, лк ч - г. 1

1 — нечувствительные

Без ограничений

II — малочувствительные

600 000

III — среднечувствительные

150 000

IV — высокочувствительные

15 000

Примечание — Если средняя освещенность на поверхности экспонируемого музейного предмета Еср на протяжении года остается неизменной, то допустимую годовую продолжительность демонстрации этого музейного предмета ТПАЛ0П можно вычислить по формуле

^год доп - ^дом макс ^ср-    W

где Ндем____— максимально допустимое значение полезной годовой световой экспозиции (см таблицу 3) Пример

расчета допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета приведен в приложении В

5.1.4    Спектр излучения

Свет, попадающий на музейные предметы, по возможности, должен иметь спектр, которому при прочих равных условиях соответствовала бы наименьшая приведенная фотохимическая опасность повреждения материалов музейных предметов Ка, алгоритм расчета которой в программе Excel приведен в приложении Г. В частности, свет, попадающий на музейные предметы, по возможности, не должен содержать ни УФ-, ни ИК-излучение.

5.1.4.1    Приведенная УФ-облученность, создаваемая светодиодными источниками света на поверхности музейного предмета, не должна превышать 5 мкВт м-2 лк-1.

Примечания

1    Недопустимо использовать для освещения музеев белые светодиоды с фиолетовыми кристаллами

2    У светодиодных источников света, предназначенных для общего освещения, требования к приведенной УФ-обпученности выполняются практически всегда

5.1.4.2    Приведенная ИК-облученность, создаваемая светодиодными источниками света на поверхности музейного предмета, не нормируется в связи с практически полным отсутствием ИК-излучения в спектре излучения белых светодиодов.

5.1.5    Коррелированная цветовая температура

Выбор коррелированной цветовой температуры осуществляют исходя из соображений наилучшего восприятия экспоната. В общем случае предпочтительными являются значения коррелированной цветовой температуры в диапазоне от 2700 до 4500 К. При рассмотрении вариантов освещения, эквивалентных с точки зрения зрительного восприятия экспоната, выбор следует производить на основе сравнения соответствующих значений приведенной фотохимической опасности повреждения музейных предметов излучением источника света Ka, выбирая ту коррелированную цветовую температуру, которой соответствует наименьшее значение этого параметра. Алгоритм расчета Ка в программе Excel приведен в приложении Г.

А

5.1.6    Общий индекс цветопередачи

Общий индекс цветопередачи при освещении экспонатов должен быть не ниже чем 85. а если цветопередача имеет особо важное значение, например при освещении произведений искусства, этнографических. естественных или исторических экспонатов, он должен быть не ниже чем 95.

5.1.7    Коэффициент пульсации освещенности

Коэффициент пульсации освещенности, создаваемой на экспонате экспозиционным освещением, не должен превышать 5 %.

5.2 Нормы общего освещения помещений музеев

Общее освещение помещений музеев должно обеспечивать безопасные и комфортные условия пребывания людей в выставочных и вспомогательных помещениях музеев, не вступая в конфликт с экспозиционным освещением.

Нормируемые значения параметров общего освещения помещений музеев — средней освещенности на уровне пола £п, равномерности освещенности U0, объединенного показателя дискомфорта UGR, общего индекса цветопередачи Ra и коэффициента пульсации освещенности Кп — приведены в таблице 4.

Таблица 4 — Нормируемые значения параметров общего освещения различных помещений музеев

Наименование помещения

£„.не мсмсс. лк

и^не

менее

UCR. не более

Ra. не менее

К„.не бопсе. %

Приведенная УФ-облуче нмостъ. не более, мк8т м”2 • гаг1

Экспозиционные залы

30

0,50

22

85

5

5

Вестибюль, зона досмотра при входе в здание

100

0.40

25

80

Коридоры, холлы

50

0.40

80

Лестницы

50

0.40

80

Примечание — Нормы общего освещения помещений музеев, не указанных в таблице 4. — в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или с СП 52.13330.

5.3 Нормы освещения фондохранилищ

Примечание — Нормы общего освещения помещений фондохранилищ, не указанных в таблице 5. — в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или с СП 52 13330


Нормируемые значения параметров освещения основных помещений фондохранилищ — средней освещенности на рабочей поверхности Е, объединенного показателя дискомфорта UGR, коэффициента пульсации освещенности Кп и приведенной мощности УФ-излучения — приведены в таблице 5.

Таблица 5 — Нормируемые значения параметров общего освещения основных помещений фондохранилищ

Наименование помещения

Е. нс более, лк

UGR, нс более

Кп. %. не более

Приведенная УФ-облученность, не более. мкВт м~2 лк-1

Помещения для хранения музейных предметов*

50

Помещения для осмотра музейных предметов

500

19

5

5

Изолятор и камера акклиматизации

30

* Освещение в помещениях для открытого хранения музейных предметов должны соответствовать требованиям раздела 6.

В помещениях фондохранилищ на рабочих столах уровень средней горизонтальной освещенности должен составлять не менее чем 200 лк.

Примечания

1    Для хранения произведений масляной и темперной живописи, а также предметов из кости необходимо систематическое освещение (естественное или искусственное) в дневное время

2    Хранение предметов на бумажных носителях, а также всех архивных документов, следует осуществлять при отсутствии освещения

5.4 Нормы освещения реставрационных мастерских

Примечание — Нормы общего освещения помещений реставрационных мастерских — в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или с СП 52 13330


5.4.1 Нормируемые значения освещенности на рабочей поверхности при проведении реставрационных работ приведены в таблице 6.

Таблица 6 — Нормируемые значения освещенности на рабочей поверхности при проведении реставрационных работ

Освещенность на рабочей поверхности, лк

Наименование работ

Общее освещение, не менее

Комбинированное освещение"

Реставрация произведений масляной и темперной живописи

500

Реставрация рисунков, акварели, графики, тканей, изделий из меха, кожи и т д

300

От 500 до 20 000 в ключ

Реставрация ювелирных изделий, часов и т. д.

300

Реставрация крупногабаритных изделий (мебели, карет, скульптуры и т. д.)

500

* Значения освещенности выбирают в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или СП 52 13330 в зависимости от выполняемых в процессе реставрации операций (зрительных работ) Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений масляной и темперной живописи и рукописей, приведены в приложении Д.

5.4.2    Коррелированная цветовая температура освещения помещений для проведения реставрационных работ должна составлять от 2700 до 6500 К.

5.4.3    Общий индекс цветопередачи освещения помещений для проведения реставрационных работ должен быть не менее чем 95.

5.4.4    Показатель дискомфорта в помещениях для проведения реставрационных работ не должен превышать 19 при коэффициенте пульсации освещенности не более чем 5 %.

5.5 Нормы аварийного освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных

мастерских

Нормы аварийного освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских — в соответствии с ГОСТ Р 55842 и/или СП 52.13330.

6 Контроль нормируемых параметров освещения

Контроль нормируемых параметров освещения (за исключением требований к объединенному показателю дискомфорта UGR) проводят на стадии ввода осветительной установки в эксплуатации и, при необходимости, в процессе ее эксплуатации.

Приложение А (справочное)

Соответствие музейных предметов разным группам по светостойкости

А1 Материалы музейных предметов подразделяют на четыре группы, каждой из которых соответствуют определенные синие шерстяные эталоны, соответствующие классам светостойкости от 1 (очень слабая устойчивость к свету) до 8 (очень высокая устойчивость к свету) по шкале ISO Международной организации по стандартизации (классы ISO 1—ISO 8, см ГОСТ 9733.0 и ГОСТ 9733.3). Соответствие групп музейных предметов по светостойкости материалов классам светостойкости по шкале ISO приведены в таблице А.1.

Таблица А 1 — Соответствие групп музейных предметов по светостойкости материалов классам светостойкости по шкале ISO

Группа по светостойкости

Класс светостойкости по шкале ISO

1 — нечувствительные

II — малочувствительные

7 и 8

III — среднечувствительные

4—6

IV — высокочувствительные

1—3

Отнесение музейных предметов к той или иной группе по светостойкости допускается производить на основании экспертных оценок

А 2 Примеры соответствия материалов группам по светостойкости музейных предметов приведены в таблице А.2.

Таблица А 2 — Примеры соответствия материалов группам по светостойкости музейных предметов

Группа по светостойкости

Материал

1 — нечувствительные

Большинство металлов, камень, большинство разновидностей стекла, натуральная керамика, эмаль, большинство минералов, большинство высококачественных современных красителей, предназначенных для наружного использования и автомобилей, и др

II — малочувствительные

Масляная живопись и живопись темперой, фрески, неокрашенные кожа и шерсть, рог, кость, слоновая кость, лак, некоторые виды пластмасс, большинство высококачественных современных красителей, предназначенных для наружного использования и автомобилей, и др

III — среднечувствительные

Костюмы, акварели, пастели, гобелены, гравюры и рисунки, рукописи, миниатюры, картины клеевой краской, обои, гуашь, крашеная кожа и большинство натуральных исторических обьектое, включая дерево, ботанические образцы, мех и перья, многие цветные фотографии и др

IV — высокочувствительные

Шелк, газетная бумага, большинство надписей и рисунков, сделанных фломастерами. в том числе черными, многие дешевые синтетические материалы, большинство надписей и рисунков, сделанных красным и синими шариковыми ручками, большинство красителей, использовавшихся в 20-м веке для грунтования бумаги, многие цветные фотографии, многие материалы из группы III, которые содержат очень недолговечные красители, и др

Примечания

1    Следует учитывать, что среди видов материалов, отнесенных к той или иной группе по светостойкости, могут быть отдельные виды, светостойкость которых другая Например, драгоценные камни в основном относятся к группе высокой светостойкости, но некоторые из них (отдельные образцы корундов (изумруды, сапфиры, рубины). аквамаринов, аметистов, топазов, цирконов, турмалинов, гранатов, жемчуга, бирюзы, александрита и др.] менее устойчивы к воздействию света Более низкую светостойкость могут иметь также отдельные виды красок, стекол, керамики, материала скульптур и т. д

2    При отнесении материалов музейных предметов к той или иной группе по светостойкости следует учитывать. что светостойкость пигментов может существенно зависеть от того, как они наносились художниками Например, индиго на шерсти относится к малочувствительным материалам (класса ISO 7). тогда как на бумаге, хлопчатобумажной ткани или шелке индиго может стать высокочувствительным материалом (класса ISO 3).