Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

155 страниц

836.00 ₽

Купить ОДМ 218.4.026-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве, содержащим методику определения грузоподъемности мостовых сооружений с учетом технического состояния элементов их конструкций. Методический документ рекомендуется для применения при определении грузоподъемности мостовых сооружений, эксплуатируемые на федеральных автомобильных дорогах Российской Федерации. В остальных случаях методический документ может использоваться по решению органов управления автомобильных дорог субъектов РФ. Положения настоящего методического документа предназначены для применения проектными и специализированными организациями, выполняющими работы по диагностике, обследованию, испытаниям и оценке технического состояния мостовых сооружений, а также мостовыми подразделениями органов управления автомобильными дорогами при организации и приемке обследовательских работ в соответствии с правилами применения документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства

 Скачать PDF

Документ имеет рекомендательный характер

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Определение грузоподъемности бетонных и железобетонных элементов

     4.1 Общие положения

     Расчетные характеристики материалов

     Общие рекомендации по определению геометрических характеристик сечений

     Нагрузки и сочетания нагрузок

     4.2 Определение усилий от временных нагрузок

     Определение усилий в главных несущих элементах

     Определение усилий в плите проезжей части

     4.3 Расчет несущей способности изгибаемых элементов по нормальным сечениям

     Определение предельных усилий в изгибаемых элементах при отсутствии данных об армировании

     Предельная высота сжатой зоны бетона

     Расчет несущей способности прямоугольных, двутавровых, коробчатых элементов и тавровых элементов с плитой в сжатой зоне

     Расчет несущей способности элементов кольцевого и круглого сечений

     4.4 Расчет несущей способности изгибаемых элементов по наклонным сечениям

     4.5 Расчет грузоподъемности центрально и внецентренно сжатых элементов

     Расчет по ограничению критической силы

     Расчет внецентренно сжатых бетонных элементов

     Расчет внецентренно сжатых железобетонных элементов

     4.6 Расчет центрально и внецентренно растянутых элементов

     4.7 Общий случай расчета грузоподъемности бетонных и железобетонных элементов

     4.8 Расчет стыков на сдвиг

     4.9 Расчет на местное сжатие (смятие)

Библиография

Приложение А. Предельные значения несущей способности балок типовых железобетонных пролетных строений

Приложение Б. Ординаты поперечных линий влияния для типовых сборных пролетных строений

Приложение В. Примеры расчета грузоподъемности

     В.1 Расчет грузоподъемности балочного разрезного пролетного строения обычного железобетона

     В.2 Расчет грузоподъемности преднапряженного неразрезного пролетного строения коробчатого сечения

     В.3 Расчет грузоподъемности рамного путепровода

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2016

Предисловие

1.    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет путей сообщения».

2.    ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3.    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 09.11.2016 № 2324-р_.

4 ИМЕЕТ рекомендательный характер.

© Издательство ФГУП «Информавтодор», 2016

II

ОДМ 218.4.026-2016

4.1.5    Соответствие марок и классов арматурных сталей принимают в соответствии с таблицей 7.14 [8].

4.1.6    Прочностные характеристики бетона определяют по исполнительной документации, проектным данным или нормам, соответствующим году проектирования (таблица 4.1.1). При отсутствии проектных данных по бетону его расчетные сопротивления определяют неразрушающнмн методами по ГОСТ 22690-2015 [4] и ГОСТ 28570-90 [5] (таблица 4.1.2) или по результатам лабораторных исследований отобранных образцов в соответствии с ГОСТ 10180-2012 [6]

Таблица 4.1.1 - Марки бетона

Годы проектирования

Марка бетона пролетных строений R-». МПа (кгс/см‘)

Монолитных конструкций с пролетами до 20 м

Монолитных конструкций с пролетами более 20 м и сборных

1902-1909

12,76(130)

12,76(130)

1910-1925

12,76(130)

16,68(170)

1926-1928

13,74(140)

19,63 (200)

1929-1930

12,76(130)

12,76(130)

1931-1937

16,68(170)

19,63 (200)

1938-1961

16,68(170)

29.44 (300)

Таблица 4.1.2 - Соответствие фактически измеренной прочности бетона и расчетных сопротивлений бетона на сжатие

Класс

бетона

Измеренная прочность. МПа (кгс/см:)

Расчетные сопротивления бетона. МПа (кгс/см:)

Класс

бетона

Измеренная прочность. МПа (кгс/см:)

Расчетные сопротивления бетона. МПа (кгс/см:)

Сжатие осевое Rh

Растяжение

осевое

Сжатие осевое /6>

Растяжение осевое R&

В3.5

4.6 (45.8)

2.1 (21.4)

0.26 (2.65)

В27.5

36 (360.2)

14.3(145)

1.05(10.7)

В5

6.5 (65.5)

2.8 (28.5)

0.37(3.77)

ВЗО

39.3 (392.9)

15.5(158)

1.1(11.2)

В7,5

9.8 (98.2)

4.5 (45.9)

0.48 (4.89)

В35

45.8 (458.4)

17.5(178)

1.15(11.7)

В10

13.1 (131)

5,5(56,1)

0.5 (5.10)

В40

52,4 (523,9)

20(203)

1.25(12,7)

В 12,5

15(150)

6.5 (66.2)

0.65 (6.62)

В45

58.9 (589.4)

22 (224)

1.3(13,2)

В15

20(196.5)

8.5 (86.6)

0.75 (7.64)

В45

60(600)

23(234)

1.35(13.7)

В20

25 (250)

10(101)

0.85 (8.66)

В50

65.5 (654.8)

25 (254)

1.4(14.2)

В22.5

29.5 (294.7)

11.75(120)

0.9 (9.17)

В55

72 (720.3)

27.5 (280)

1.45(14.7)

В25

32.7 (327.4)

13(132)

0.95 (9.68)

В60

78.6(785.8)

30 (305)

1.5(15.2)

7

ОДМ 218.4.026-2016

Примечания. 1 Для конструкции мостов, эксплуатируемых при расчетной минимальной температуре воздуха ниже минус -40 °С ((12]), табличные значения следует умножать на коэффициент условий работы 0,9.

2.    Расчетную минимальную температуру воздуха определяют согласно указаниям [8]

3.    Данные приведены согласно [7, 8, 10, 11]. Измеренная средняя прочность бетона приведена с учетом коэффициента вариации V = 0,135.

4.1.7 Коэффициенты условий работы к расчетным сопротивлениям бетона и арматуры принимают согласно действующим нормам проектирования мостовых сооружений.

Модули упругости бетона Еь допускается принимать в соответствии с фактически

полученными при обследовании значениями прочности бетона по таблице 4.1.3. Таблица 4.1.3 - Соответствие измеренной прочности и модулей упругости бетона

Измеренная прочность. МПа (кгс/см:)

Модуль упругости Л’о, МПа (кгс/см:)

Измеренная прочность. МПа

(кгс/см2)

Модуль упругости Еь МПа (кгс/см:)

Измеренная прочность. МПа

(кгс/см2)

Модуль упругости Еь МПа (кгс/см2)

4.6 (45.8)

9500 (95000)

25(250)

26860 (268600)

50(500)

35450(354500)

6.5 (65.5)

13<)00( 130000)

26.2(261.9)

27000 (270000)

52.4 (523.9)

36000 (360000)

9.8 (98.2)

16000 (1боооо)

29.5 (294.7)

28500 (285000)

58.9 (589.4)

37000 (370000)

13.1 (131)

19000(190000)

32.7 (327.4)

30000(300000)

60 (600)

37160(371600)

15(150)

20450 (204500)

36 (360.2)

31500(315000)

65.5 (654.8)

39000 (390000)

16.4(163,7)

21500(215000)

39,3 (392,9)

32500 (325000)

72 (720.3)

39500(395000)

20(196,5)

24000(240000)

45,8 (458.4)

34500 (345000)

78.6 (785.8)

40000(400000)

Общие рекомендации по определению геометрических характеристик сечений

4.1.8 Геометрические характеристики поперечных сечений сложных конфигураций рекомендуется определять, разбивая рассматриваемое сечение на геометрические фигуры, подсчет характеристик которых может быть выполнен по стандартным формулам сопротивления материалов Пример такого разбиения показан на рисунке 4.1.1, где исходное сечение представлено комбинацией треугольных и прямоугольных элементов.

Без существенной потери точности вуты балок при определении жесткостей стержней для построения расчетных моделей могут не учитываться.

Ширину свесов плиты, учитываемой в расчете, принимают согласно п. 7.58 [8].

к

ОДМ 218.4.026-2016

ASr

Рисунок 4.1.1 -Элементы поперечного сечения балки:

1...П1 - элементы бетонной части балки. А, - стальная арматура, задаваемая своей

площадью

Моменты инерции сечения, показанного на рисунке 4 1.1, относительно оси, параллельной оси А-А, могут быть определены по формулам

-    бетонной части

h ~ h,aa + h.a> ~    (4-1 *2)

-    арматуры

(4.1.3)

где Zib = SlbaajAtb - положение центра тяжести армированного сечения относительно оси А-

А; Ajf, - суммарная приведенная к бетону площадь элементов сечения (с учетом арматуры); Л\аа - суммарный статический момент бетонных элементов сечения относительно оси А-А; SSM - суммарный приведенный к бетону статический момент арматурных элементов сечения относительно оси А-А; !ь^ - суммарный момент инерции бетонных элементов сечения относительно оси А-А; liXM - суммарный момент инерции арматурных элементов сечения относительно оси А-А; /*,«, суммарный момент инерции бетонных элементов относительно их собственных центров тяжести.

Геометрические характеристики кольцевого и круглого сечений определяют по формулам

-    кольцевое

1„ = 0.25^-0,25^; I, =0,5А,Л. Л = «fr -r~)-A1Ja;    (4.1.4)

-    круглое сплошное

L = 0,25л/;4; /, = 0: Л =«'1! - А,м.    (4.1.5)

9

где Аь - площадь бетона сплошного круглого сечения; ASJM - площадь сечения всей продольной арматуры; г, - радиус окружности, проходящей через центры тяжести стержней рассматриваемой арматуры; г\ - внешний радиус сечения; гг- внутренний радиус кольцевого сечения.

Нагрузки и сочетания нагрузок

4.1.9    Постоянные нагрузки, правила расстановки временной нагрузки и значения расчетных коэффициентов принимают в соответствии с [2].

4.1.10    Расчет грузоподъемности железобетонных изгибаемых и внсцентренно сжатых элементов, как правило, ведут на основное сочетание нагрузок (п. 5.5 [2]). Другие сочетания нагрузок рассматривают лишь в необходимых случаях.

4.2 Определение усилии от временных нагрузок Определение усилий в главных несущих элементах

4.2.1    Величины усилий М, Q, N в расчетных сечениях главных несущих элементов конструкций (балок, арок, опор и т.д.) находят в зависимости от принятого способа определения грузоподъемности (п. 4.2 [2]) путем загружсния поверхностей или линий влияния соответствующих усилий по пространственным или условно-пространственным расчетным схемам

При одновременном действии в сечении нескольких силовых факторов (например, М и Q ,М и У и т.д.) рассматривают варианты загружения, указанные в п. 5.5.3 [2]

Коэффициенты поперечной установки (КПУ) при расчетах по условнопространственным расчетным схемам определяют в зависимости от вида и пространственной жесткости конструкций по правилам строительной механики

Определение усилии в плите проезжей части

4.2.2    Плиту проезжей части рассчитывают на нагрузку от колеса с учетом се распределения слоем дорожной толщиной Н по площадке со сторонами:

а\ = а2 + 2Н- Л, = Ь2 + 2Н,    (4.2.1)

где ai, hi - размеры зоны контакта колеса с покрытием (рисунок 4.2.1); Н - полная толщина дорожной одежды.

4.2.3    Усилия в плитных элементах рекомендуется определять на I пог. м расчетного пролета плиты вдоль или поперек моста в зависимости от характера работы плиты. Если принята другая длина распределения усилий (п. 4.2.5), то в расчетные формулы определения несущей способности вводят соответствующие поправочные коэффициенты

Ю

ОДМ 218.4.026-2016

Рисунок 4.2.1 - Площадки распределения нагрузки от колеса по плите проезжен части: а - вдоль моста; б - поперек моста

4.2.4    В зависимости от соотношения сторон оппрания плиты на главные и поперечные балки различают «балочные» плиты, опертые по двум сторонам, а также плиты, опертые по контуру.

Балочными плитами, с пролетом поперек движения, считаются плиты, опирающиеся по всей длине только на продольные ребра (балки), или если при опирании по всем сторонам (по контуру) отношение стороны участка плиты вдоль пролетного строения к стороне плиты поперек пролетного строения (рабочему пролету) больше двух.

Балочными плитами с рабочим пролетом вдоль движения считаются плиты, в которых железобетонная плита опирается только на поперечные балки, или если при опирании по всем сторонам (по контуру) отношение стороны участка плиты поперек пролетного строения (рабочего пролета) к стороне плиты вдоль пролетного строения больше двух.

При отношении длин сторон плиты меньше 2 ее рассматривают как опертую по всему контуру. При этом плита может быть принята как со свободным опираннем по краям, так и полностью защемленной.

Onpede.ienueycu.iuu в п.ште при численном моделировании

4.2.5    Для плит проезжей части с рабочим пролетом поперек моста в

автоматизированных расчетах (п. Б 1.1    [2])    для    определения    усилий    допускается

использовать расчетные схемы типа «балочной клетки» («балочного ростверка», «системы перекрестных балок»), в которых работа плиты моделируется стержневыми конечными элементами (поперечными балками расчетной схемы). Сечение таких балок принимают прямоугольным с толщиной равной толщине плиты и шириной, равной расстоянию между узлами конечно-элементной сетки главной балки вдоль пролета. Принятая таким образом ширина сечения поперечной балки является расчетной шириной плиты и должна в дальнейшем учитываться при расчете несущей способности плиты (в инженерных расчетах такую ширину принимают равной 1 пог м).

И

ОДМ 218.4.026-2016

Для остальных типов плит (в том числе - опертых по контуру) целесообразно использовать моделирование пролетного строения пластинчатыми (плитными) конечными элементами. Рекомендации по использованию такого метода моделирования приведены в п. Б. 1.2 [2].

При этом необходимо иметь в виду, что получаемые усилия являются погонными, т е. распределенными по длине соответствующей стороны плитного конечного элемента. Это также следует учитывать и при расчете несущей способности сечения плиты.

4.2.6    Поверхности влияния соответствующих усилий загружают «отпечатками» сосредоточенных колесных или распределенных полосовых нагрузок Размер «отпечатка» колеса принимают согласно п. 4.2.2 равным а\ х Ь\, размер «отпечатка» полосы распределенной нагрузки принимают равным Ь\. Нагрузку от колеса принимают равномерно распределенной по площади «отпечатка», а от полосы - равномерно распределенной по длине Ь\.

4.2.7    Усилия находят, назначая положения расчетных створов в продольном направлении пролетного строения в зоне опирания и в середине пролета главной балки. При необходимости дополи ительно назначают створы в местах уменьшения несущей способности плиты (локальное измерение толщины плиты, армирования, наличие повреждений, пониженная прочность бетона и т.д.) и в других необходимых местах

Для пролетных строений, у которых плита проезжей части имеет рабочий пролет поперек движения (рисунок 4.2.2, а, 6), в зависимости от компоновки мостового полотна и возможности размещения временной нагрузки выполняются следующие проверки

-    по М и О в корне консоли в прнопорной зоне крайней балки (если возможен заезд колеса на консоль);

-    по М и О в корне консоли в середине пролета крайней балки (если возможен заезд колеса на консоль);

-    по М и О в корне консоли в прнопорной зоне балки, ближайшей к оси пролетного строения,

-    по М и Q в корне консоли в середине пролета балки, ближайшей к оси пролетного строения,

-    по М в середине пролета плиты в прнопорной зоне балки, ближайшей к оси пролетного строения.

-    по М в середине пролета плиты в середине пролета балки, ближайшей к оси пролетного строения

ОДМ 218.4.026-2016

Содержание

1    Область применения............................................................................................................1

2    Нормативные ссылки............................................................................................................2

3    Термины и определения.......................................................................................................2

4    Определение грузоподъемности бетонных и железобетонных элементов.....................5

4.1    Общие положения ..........................................................................................................5

Расчетные характеристики материалов........................................................................6

Общие рекомендации по определению геометрических характеристик сечении 8 Нагрузки и сочетания нагрузок...................................................................................10

4.2    Определение усилий от временных нагрузок...........................................................10

Определение усилий в главных несущих элементах................................................10

Определение усилий в плите проезжей части...........................................................10

4.3 Расчет несущей способности изгибаемых элементов по нормальным сечениям. 21 Определение предельных усилий в изгибаемых элементах при отсутствии данных

об армировании......................................................................................................................21

Предельная высота сжатой зоны бетона....................................................................24

Расчет несущей способности прямоугольных, двутавровых, коробчатых элементов и тавровых элементов с плитой в сжатой зоне.................................................25

Расчет несущей способности элементов кольцевого и круглого сечений..............26

4.4    Расчет несущей способности изгибаемых элементов по наклонным сечениям .27

4.5 Расчет грузоподъемности центрально и внецентренно сжатых элементов..........28

Расчет по ограничению критической силы................................................................32

Расчет внецентренно сжатых бетонных элементов...................................................32

Расчет внецентренно сжатых железобетонных элементов.......................................36

4.6 Расчет центрально и внецентренно растянутых элементов....................................44

4.7 Общий случай расчета грузоподъемности бетонных и железобетонных элементов

..............................................................................................................................................44

4 8 Расчет стыков на сдвиг...............................................................................................47

4.9 Расчет на местное сжатие (смятие)............................................................................49

III

ОДМ 218.4.026-2016

Библиография.........................................................................................................................51

Приложение А Предельные значения несущей    способности    балок    типовых

железобетонных пролетных строений...........................................................................................52

Приложение Б Ординаты поперечных линий влияния для типовых сборных пролетных строений...........................................................................................................................................53

Приложение В Примеры расчета грузоподъемности.......................................................119

В I Расчет грузоподъемности балочного разрезного    пролетного    строения из

обычного железобетона............................................................................................................119

Б.2 Расчет грузоподъемности преднапряженного неразрезного    пролетного строения

коробчатого сечения.................................................................................................................127

Б 3 Расчет грузоподъемности рамного путепровода...................................................138

IV

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Бетонные и железобетонные конструкции.

1 Область применения

Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ. Рекомендации) является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве, содержащим методику определения грузоподъемности мостовых сооружений с учетом технического состояния элементов их конструкций.

Настоящий методический документ рекомендуется для применения при определении грузоподъемности мостовых сооружений, эксплуатируемые на федеральных автомобильных дорогах Российской Федерации В остальных случаях методический документ может использоваться по решению органов управления автомобильных дорог субъектов РФ

Положения настоящего методического документа предназначены для применения проектными и специализированными организациями, выполняющими работы по диагностике, обследованию, испытаниям и оценке технического состояния мостовых сооружений, а также мостовыми подразделениями органов управления автомобильными дорогами при организации и приемке обследовательских работ в соответствии с правилами применения документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства [1]. Настоящий методический документ включает следующие тома (книги):

ОДМ 218.4.025-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Общая часть.

ОДМ 218.4.026-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъёмности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования Бетонные и железобетонные конструкции

ОДМ 218.4.027-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъёмности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Металлические и сталежелезобетонные конструкции.

ОДМ 218.4.028-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъёмности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Опорные части, опоры и фундаменты

1

ОДМ 218.4.029-2016 Методические рекомендации по определению грузоподъемности эксплуатируемых мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования. Определение грузоподъемности конструкций деревянных мостов.

При определении грузоподъемности допускается использование иных от приведенных в настоящем методическом документе алгоритмов и программ Обоснованность применения таких алгоритмов и программ должна быть подтверждена сертификатом их соответствия действующим нормам проектирования мостовых сооружений, выданным уполномоченным органом, либо предыдущим успешным опытом применения при проведении технических экспертиз соответствующей направленности по заданиям Федерального дорожного агентства

2 Нормативные ссылки

В настоящей книге методического документа использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 10180-2012. Межгосударственный стандарт Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 12004-81. Межгосударственный стандарт. Сталь арматурная Методы испытания на растяжение

ГОСТ 22690-2015 Межгосударственный стандарт Бетоны Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 28570-90 Бетоны Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкции

ГОСТ 26633-2015 Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*

СП 63.13330.2012. Свод правил Бетонные и железобетонные конструкции Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01-2003

СП 131.13330.2012. Свод правил. Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*

ОДМ 218 1.002-2010. Отраслевой дорожный методический документ Рекомендации по организации и проведению работ по стандартизации в дорожном хозяйстве.

3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

временная вертикальная нагрузка: Произвольное транспортное средство (средства), расположенное в пределах ездового полотна мостового сооружения

2

ОДМ 218.4.026-2016

воздействие от нагрузки: Усилия, напряжения, леформации, перемещения в конструкции (элементе конструкции), возникающие от действия внешних нагрузок (постоянных, временных, температурных и пр ).

грузоподъемность: Характеристика (показатель) технического состояния мостового сооружения, соответствующая максимальному воздействию временной вертикальной нагрузки, при котором не наступает предельное состояние первой группы ни в одной из основных несущих конструкций сооружения.

Примечание.    Грузоподъемность сооружения    в    целом    определяется

грузоподъемностью наиболее слабой из основных несущих конструкций.

дефект в мостовом сооружении (дефект): Каждое отдельное несоответствие в мостовом сооружении установленным требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

допустимый класс нагрузки: Мера экстремально допустимого воздействия временной вертикальной нагрузки определенной структуры, которое не вызывает наступление предельного состояния первой группы в несущих конструкциях при нормальной эксплуатации сооружения Примечания

1.    Для эталонных нагрузок по схемам АК и НК допустимые классы нагрузки выражаются безразмерными величинами Адк и Анк как отношение величины экстремального воздействия от эталонной нагрузки к воздействию от аналогичной единичной эталонной нагрузки класса А' = 1

2.    Для нагрузок от колонн автомобилей допустимый класс нагрузки соответствует допустимой массе отдельного автомобиля из состава колонны.

класс грузоподъемности:    Мера    грузоподъемности сооружения (конструкции,

элемента конструкции), выраженная значением допустимого класса или массы рассматриваемой временной вертикальной нагрузки.

конструкция:    Часть    мостового    сооружения,    состоящая    из    конструктивно

объединенных элементов, выполняющая определенные функции (несущие, ограждающие, защитные и (или) другие).

Примечания

1 В мостовом сооружении конструкции делят на основные, обеспечивающие основные функциональные свойства мостового сооружения, и неосновные (вспомогательные), обеспечивающие, например, защиту и безопасность только в экстремальных ситуациях, удобство содержания в период эксплуатации и другие вспомогательные функциональные свойства.

3

2. Из множества основных конструкции выделяют несущие конструкции, основной функцией которых является восприятие воздействий от постоянных и временных нагрузок контролируемый режим движения: Режим движения, при котором пропуск транспортных средств по сооружению осуществляется по специальному разрешению в сопровождении представителей службы эксплуатации и/или ГИБДД и. как правило, в одиночном порядке.

мостовое сооружение: Искусственное сооружение, состоящее из одного или нескольких пролетных строений и опор, предназначенное для пропуска различных видов транспорта и пешеходов, а также водотоков, селей, скота, коммуникаций различного назначения, порознь или в различных комбинациях над естественными или искусственными препятствиями.

Примечание. К искусственным препятствиям относятся искусственные водоемы, водные каналы, автомобильные и железные дороги, другие инженерные сооружения, а также территории предприятий, городские территории, через которые проходит автомобильная дорога.

неконтролируемый режим движения: Режим движения, при котором регулирование пропуска транспортных средств осуществляется техническими средствами организации дорожного движения

основная несущая конструкция: Конструкция сооружения, предназначенная для восприятия воздействий от постоянных и временных нагрузок, наступление предельного состояния первой группы в которой приводит к утрате работоспособного состояния (жесткости и устойчивости) сооружения в целом.

опора моста: Несущая конструкция мостового сооружения, поддерживающая пролетные строения и передающая нагрузки от них на основание.

опорная часть: Несущая конструкция мостового сооружения, передающая нагрузку от пролетного строения на опоры и обеспечивающая угловые и линейные, либо только угловые перемещения пролетного строения.

основание опоры: Массив грунта, в котором размещены собственно строительные конструкции фундамента опоры.

пролетное строение: Несущая конструкция мостового сооружения, перекрывающая все пространство или часть его между двумя или несколькими опорами, воспринимающая нагрузку от элементов мостового полотна, транспортных средств и пешеходов, и передающая ее на опоры

сгалежелезобетонная конструкция: Единая несущая конструкция со стальными и железобетонными элементами, совместно воспринимающими воздействия от нагрузки.

4

ОДМ 218.4.026-2016

Примечание. Применительно к сталежелезобетонным пролетным строениям автодорожных мостов конструктивным железобетонным элементом является железобетонная плита проезжей части, объединённая с металлическими несущими элементами главных балок (ферм).

условная несущая способность: Величина максимального воздействия на элемент от временных проектных нагрузок, определяемая в соответствии с указаниями тех норм проектирования, по которым конструкция была запроектирована.

ширина проезда: Расстояние в свету между ограждениями безопасности ездового полотна мостового сооружения

элемент конструкции:    Составная часть сложного технического объекта,

рассматриваемая как единое целое, не подлежащее дальнейшему разукрупнению, имеющая самостоятельные характеристики, используемые при расчетах, и выполняющая определенную частную функцию в интересах сложного объекта, который по отношению к элементу представляет собой систему.

Примечание. Элементами могут быть балка, плита, диафрагма, ригель и т.д. эталонные автомобильные нагрузки: Временные вертикальные нагрузки заданной структуры.

4 Определение грузоподъемности бетонных и железобетонных элементов

4.1 Общие положения

4.1.1 Грузоподъемность бетонных и железобетонных элементов несущих конструкций определяют в соответствии с общими указаниями п.п 4.2.2-4.2 4 [2]. Предельные усилия (несущую способность) .Vnpc,, в расчетных сечениях при известных армировании и характеристиках материалов определяют по указаниям главы 7 [8] и настоящих Рекомендаций с учетом имеющихся дефектов и повреждений, снижающих несущую способность конструкции (обрывы, погнутость и коррозия стержней арматуры, уменьшение площади сжатой зоны бетона, пониженная фактическая прочность бетона).

В тех случаях, когда предельные усилия Л’прсл зависят от действующих нагрузок (например, для элементов, работающих на внецентренное сжатие), грузоподъемность целесообразно определять вторым способом (п. 4.2.3 [2]) путем подбора величины допускаемого класса эталонных нагрузок АК, НК и допускаемой массы эталонной нагрузки ЭНя (или произвольной автомобильной нагрузки) согласно рекомендациям п Б 3 [2]

Для конструкций, запроектированных по предельным состояниям по нормам СН 200-62 и последующих при отсутствии дефектов и повреждений, снижающих несущую

5

способность, значения .Vnpci допускается принимать по данным типовых проектов и/или проектной (исполнительной) документации

В случаях, когда характер армирования элементов установить не удается, грузоподъемность определяют третьим способом - путем сопоставления воздействий согласно рекомендациям п. 4.2.4 [2].

4.1.2    Расчетные сечения при расчетах по прочности принимают в местах наибольших усилий в конструкциях, в местах расположения дефектов, снижающих несущую способность, а также в сечениях с резким изменением размеров сечений и обрывов арматурных стержней

В разрезных главных балках пролетных строений грузоподъемность обязательно определяют по нормальным сечениям в середине пролета, по наклонным сечениям - у опоры (в приопорной зоне) с учетом характера расположения арматуры и изменения размеров сечения.

В неразрезных балках в расчет обязательно включают середину промежуточных пролетов и сечения над промежуточными опорами. В крайних пролетах рассчитывают сечения, расположенные на расстоянии 0,4 длины пролета от крайней опоры. Наклонные сечения проверяют у промежуточных и крайних опор.

В плите проезжей части проверяют середину ее расчетного пролета и опорные сечения каждого расчетного направления плиты.

В арочных пролетных строениях проверяют сечения в арках, стойках и плите надарочного строения в местах наибольших усилий с учетом особенности их работы

Особенности определения грузоподъемности элементов опор приведены в [3].

Расчетные характеристики материалов

4.1.3    Расположение и характеристики арматуры в несущих элементах определяют по сведениям проектной документации, путем вскрытия арматуры или известными методами неразрушающего контроля.

4.1.4    Расчетные сопротивления стержневой и высокопрочной арматуры растяжению и сжатию при наличии сведений о типе арматуры принимают согласно п.п. 7.37, 7.38 (8] для предельных состояний первой группы.

При отсутствии документальных данных о марке и классе арматуре ее расчетные сопротивления могут быть установлены по результатам лабораторных исследований отобранных образцов в соответствии с ГОСТ 12004-81 [9]. Число вырезанных образцов стержней одного диаметра и одного профиля должно быть не менее трех, а несущая способность конструкции после отбора проб не должна быть снижена

6