Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

42 страницы

Купить ОДМ 218.2.103-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ устанавливает рекомендации по применению на автомобильных дорогах общего пользования блоков из вспененного пенополистирола при проектировании, строительстве и реконструкции облегченных насыпей на слабых грунтах. Методический документ содержит рекомендации, предъявляемые к инженерным свойствам блоков из вспененного пенополистирола, к методам проектирования, а также технологии производства работ для основных областей применения блоков в дорожном строительстве. Положения методического документа предназначены для применения организациями, выполняющими работы по проектированию, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования. Они также могут использоваться производителями блоков из вспененного пенополистирола при разработке, производстве, контроле качества материалов и разработке стандартов организаций.

 Скачать PDF

Документ имеет рекомендательный характер

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Общие положения

6 Требования к геометрическим характеристикам и физико-механическим свойствам ППБ

7 Методика проектирования и расчета облегченных насыпей на слабых грунтах с использованием ППБ

8 Рекомендации по применению ППБ при строительстве и реконструкции облегченных насыпей на слабых грунтах

9 Рекомендации по технико-экономическому обоснованию

10 Рекомендации по методам контроля и оценке соответствия

11 Требования безопасности и охраны окружающей среды

Приложение А. Примеры расчетов облегченной насыпи с использованием ППБ

Библиография

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

14.08.2020УтвержденФедеральное дорожное агентство2524-р
РазработанООО СПбГАСУ-Дорсервис
ИзданРосавтодор2020 г.

Guidelines for Traffic Control and Safety Barriers at Road Construction Sites

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТОО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВСПЕНЕННОГО ПОЛИСТИРОЛА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЛЕГЧЕННЫХ НАСЫПЕЙ НА СЛАБЫХ ГРУНТАХ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2020

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН ООО «СПбГАСУ-Дорсервие» в соответствии с государственным ко1гграктов от 25.12.2018 № ФДА 47/148

2    ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения.

3    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от «14» августа 2020 г. № 2524-р.

4    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

ОДМ 218.2.103-2020

6.3    Допускается приемка блоков только с небольшими (объемом <

0,0035 м3 размером в любом направлении < 300 мм) повреждениями. Предельные отклонения от номинальных размеров и геометрической формы блоков не должны превышать:    по    длине, ширине и толщине ±0,5% от

номинального размера: отклонение от плоскостности граней ± 5 мм на 1000 мм длины грани; разность длин диагоналей граней ±2 мм на каждые 500 мм длины диагонали; отклонение от перпендикулярности смежных iраней < 3 мм на расстоянии 500 мм от ребра блока.

6.4    Не допускается укладка в насыпь блоков с повреждениями больше допустимых при приемке, согласно п.6.3. Поврежденная часть блока должна отрезаться, неповрежденную часть блока, удовлетворяющую прочим требованиям, допускается укладывать в насыпь.

6.5    К проведению контрольно-выборочной проверки соответствия физико-механических характеристик материала блоков может привлекаться производитель блоков или независимая лаборатория, которая должна применять методы контроля и испытаний, предусмотренные в ГОСТ Р Дороги автомобильные общего пользования. Блоки полистирольные вспененные (ППС блоки). Общие технические требования.

7 Методика проектирования и расчета облегченных насыпей на слабых грунтах с использованием ППБ

7.1    При выполнении расчетов Ш1ПБ на слабом грунте требуется рассмотреть взаимодействие между тремя основными элементами насыпи: грунтом основания, ППБ и дорожной одеждой.

7.2    При проектировании НППБ на слабом основании необходимо выполнить проверю' расчетом:

- величины конечной осадки насыпи;

соответствия величины конечной осадки насыпи допустимым значениям (при наличии 01раничивающих факторов, таких как, например

ОДМ 218.2.103-2020

наличие под проектируемой насыпью подземных сооружений, чувствительных к осадке);

несущей способности основания: устойчивости откосов (внешнюю и внутреннюю); длительности завершения осадки насыпи;

сопротивления насыпи гидростатическому всплытию с подбором необходимого притру за;

сопротивления насыпи сдвигу (опрокидыванию) от воздействия сейсмических нагрузок;

сопротивления насыпи сдвигу (опрокидыванию) от воздействия ветровых нагрузок;

несущей способности ГТГТБ.

Общий алгоритм расчета насыпи представлен на Рис. 2.

7.3 Перед началом проектирования должна быть выполнены оценка условий строительства, произведен выбор поперечного профиля насыпи для предварительного расчета, а также осуществлен предварительный выбор типа ППБ и дорожной одежды.

При расчете необходимо оценить особенности района будущего строительства:

-    Генеральный план;

Ограничения по максимально возможным срокам строительства; Ограничения но календарным дням строительства (например, невозможность работы в выходные или праздничные дни);

Наличие подъездных дорог с запрещенным движением построечного транспорта;

-    Ограничения по возможности размещения в полосе отвода

постоянных или временных сооружений;

ОДМ 218.2.103-2020



Рисунок 2 - Общий алгоритм расчета HI II IB


ОДМ 218.2.103-2020

11аличис наземных и подземных сооружений (зданий, инженерных сетей и т.д.), в первую очередь тех, которые особенно чувствительны к осадке (например, газопроводы);

-    Прогнозируемый подъем воды при наводнении.

7.4    При проектировании подхода к мостовому устою, следует уточнить тип пролетного строения моста, характеристики переходной плиты (если таковая применяется), и специальных геотехнических требований, относящихся к осадкам моста или переходной плиты.

Анализ исходных данных включает в себя:

-    определение требуемых геометрических параметров насыпи: высота насыпи, заложение откосов, количество полос движения, ширина полос;

-    оценка геотехнических характеристик участка строительства;

-    определение основных расчетных нагрузок:    напряжений    от

собственного веса, транспортных нагрузок, нагрузок от воздействия воды;

-    оценка возможности разрушения от ветровой нагрузки;

-    оценка возможности разрушения от сейсмических нагрузок.

7.5    Перед началом проектирования необходимо определить целесообразный тин поперечного сечения НППБ, исходя из условий строительства, в соответствии с п.5.9. После выбора типа поперечного сечения необходимо осуществить предварительный выбор типа ППБ и выполнить предварительное проектирование дорожной одежды.

Методика расчета основана на подборе такой дорожной одежды, которая будет оказывать наименьшее давление на поверхность НППБ, чтобы удовлетворить требованиям к внешней и внутренней устойчивости насыпи.

7.6    Расчетные нагрузки. При оценке устойчивости насыпи из пенополистирола на слабом основании необходимо учитывать, в первую очередь, напряжения от собственного веса, транспортные нагрузки и нагрузки ОТ воздействия воды. При необходимости следует учесть воздействие сейсмических и ветровых нагрузок.

ОДМ 218.2.103-2020

7.6.1    Напряжения от собственного веса. При расчете внешней и внутренней устойчивости принимаются во внимание следующие постоянные нагрузки:

-    Вес дорожной одежды, включая вес РП;

-    Вес грунтового покрытия откосов (для насыпи трапецеидальной формы) или вес элементов облицовки (для насыпи с вертикальными откосами);

-    Вес фунта, укладываемого на существующее основание под ППБ.

В случае проектного решения с укладкой блоков в предварительно

подготовленный котлован необходимо учесть это снижением нагрузки на подстилающие слои.

7.6.2    Транспортная ширузка. Влияние транспортной нагрузки на прочность, устойчивость и деформативность НППБ необходимо учитывать в виде дополнительной статической нагрузки на поверхности насыпи с соответствии с ГОСТ 32960. При расчете необходимо принимать транспортную нагрузку' с учетом динамического коэффициента К^ш = 1,3.

7.6.3    Нагрузки от воздействия воды. Как правило, участки со слабыми фунтами характеризуются высоким уровнем фу нтовых вод, в том числе выходящим над поверхностью земли.

В связи с этим в расчете необходимо учитывать максимальный уровень подъема воды, наблюдающийся за многолетний период.

В расчете следует рассматривать три проблемы связанные с воздействием воды:

увеличение общего объемного веса ППБ при насыщении водой; возможность гидростатического всплытия НППБ при повышении у ровня воды;

возможность гадростатического сдвига слоев НППБ вследствие неоднородности давления воды на откосы.

7.6.4    Сейсмическая нафузка. Сейсмическая нафузка может влиять на внешнюю и внутреннюю устойчивость НППБ. Большинство принципов

ОДМ 218.2.103-2020

расчета статической и сейсмической внешней устойчивости одинаково как для НППБ, так и для насыпей из обычных грунтов.

7.6.5 Ветровая нагрузка. Смещение НППБ под воздействием ветровой нафузки - механизм потери внешней устойчивости, присущий Ш1ПБ, ввиду низкой плотности блоков. В первую очередь возможность данного механизма разрушения необходимо учитывать при проектировании насыпи с вертикальными откосам и.

7.7    Расчет основания но несущей способности. Расчет основания по несущей способности необходимо выполнять в соответствии с [6].

7.8    Расчет конечной величины осадки. Конечная осадка в пределах активной зоны рассчитывается в соответствии с [6].

Вели в результате расчетов величина осадки превысит допустимое значение, необходимо принять меры но дополнительному снижению веса насыпи за счет частичной замены слабого фунта на ППБ.

Мощность слоя грунта, подлежащего замене, определяется из требуемого снижения вертикальных напряжений, которое позволит уменьшить величину осадки до требуемой величины.

При частичном удалении фунта основания, необходимо выполнить уширснис котлована с целью обеспечения устойчивости его стен.

Также при применении данного    решения, следует учесть

необходимость устройства временного водоотвода или устройства нршруза ППБ во избежание вероятности гидростатическою всплытия ППБ при относительно высоком уровне фунтовых вод или при накоплении поверхностных вод в котловане. Кроме того, частичное удаление фунта может оказаться нежелательным, если слабый фунт находится под слоем более прочного фунта.

7.9    Расчет устойчивости откосов. В расчетах устойчивости откосов требуемый коэффициент запаса устойчивости Куст рекомендуется принимать равным 1,3 в соответствии с [6] Для повышения коэффициента устойчивости откосов возможно использование одного из известных

ОДМ 218.2.103-2020

способов укрепления грунта основания для увеличения его сдвиговой прочности.

7.10    Оценка развития осадки во времени. Прогноз возрастания осадки во времени выполняется в рамках теории фильтрационной консолидации в соответствии с [6]. Консолидирующаяся толща рассматривается как однородный слой с приведенным коэффициентом консолидации. Интенсивная часть осадки должна завершиться в процессе устройства дорожной одежды. За завершение интенсивной части осадки допускается принимать момент достижения 90%-ной консолидации основания или шггенсивности осадки не более 2см/год. Если данные условия не будут выполнены в процессе устройства дорожной одежды, необходимо применить метод ускорения консолидации с применением дополнительного пригруза.

Если условия строительства позволяют, можно снизить объем ППБ, приняв к разработке, например, насыпь из традиционного фунта и ППБ.

7.11    Расчет несущей способности ППБ. Расчет несущей способности включает в себя подбор типа ППБ, способного выдержать нафузку от дорожной одежды и фанспортные нагрузки без существенной деформации. В случае неправильною подбора блоков будет иметь место их деформация с дальнейшей просадкой дорожной одежды (Рис. 3).

Методику расчета несущей способности ППБ рекомендуется разделить на две части:

Первая часть заключается в определении напряжений от транспортных нафузок и от собственного веса дорожной одежды, передающихся на верхнюю поверхность блоков, и в подборе типа ППБ, который будет укладываться непосредственно под системой дорожной одежды.

Вторая часть заключается в определении напряжений от транспортных нагрузок и напряжений от собственною веса дорожной одежды, распространяющихся на различной глубине насыпи, и в выборе подходящих ППБ для укладки на этой глу бине.

Рисунок 3 - Деформация насыпи и дорожной одежды

Основные подэтапы:

1)    Оценка транспортных нагрузок;

2)    Учет динамического действия транспортной нагрузки;

3)    Оценка транспортных нагрузок на поверхности ППБ;

4)    Оценка напряжений от собственного веса на поверхности ШШ;

5)    Расчет общих напряжений на поверхности ППБ;

6)    Определение минимального требуемого предела упругости ППБ, расположенных под дорожной одеждой;

7)    Оценка транспортных нагрузок на различных глубинах НППБ;

8)    Оценка напряжений от собственного веса на различных глубинах НППБ;

9)    Расчет общих напряжений на различных глубинах IИ И1Б:

10)    Определение минимально требуемого предела упругости на различных глубинах.

11)    Оценка транспортных нагрузок на различных глубинах НППБ.

12)    Оценка напряжений от собственного веса на различной глубине внутри НППБ

13)    Расчет общих напряжений на различных глубинах НППБ.

14)    Определение минимально требуемого предела упругости на различных глубинах.

Пример расчета приведен в рекомендуемом Приложении А.

7.12 Расчет сопротивления насыпи гидростатическому всплытию.

7.12.1 Расчет сопротивления гидростатическом) всплытию насыпи с вертикальными откосами. Подбор пршруза.

ОДМ 218.2.103-2020

Насыпь с вертикальными откосами наименее устойчива к всплытию, т. к. отсутствует дополнительный нригруз от rpyirroBoix) покрытия откосов.

На Рис. 4. покачаны силы и давления, действующие на насыпь с вертикальными откосами, высотой 11 и шириной поверху Lh. Рассматривают только статическое давление воды. Рд о это вес дополнительного пригруза верха 1111Б, необходимый для получения требуемого коэффициента запаса. Обычно данная величина включает в себя вес дорожной одежды и грунтового покрытия откосов насыпи. В случае насыпи с вертикальными откосами учитывается только дорожная одежда, толщину которой необходимо рассчитать.

I.H

X

т-

JC

Рдо. + Рппв

PlWWN

Рисунок 4 - Расчетная схема насыпи: Н высота насыпи, м; h уровень воды, м; L,, ширина насыпи, м; Рводы подъемная сила воды, кН/м; Рдо. вес дорожной одежды, кН/м; Ршш вес НППБ, кН/м В расчет следует принять, что блоки уложены на поверхность грунта основания и всплытие будет происходить над поверхностью контакта, поэтому в дальнейшем расчете рассматривается только сама насыпь.

Насыпь будет устойчива по гидростатическому всплытию, если будет

выполнено следующее условие:


рд.о.-р1ПШ


(1)


зап


воды


где К - коэффициент запаса по всплытию;


РВОды подъемная сила воды, кН/м;


Рл о - вес дорожной одежды, кН/м:


РППБ “ вес * И ^ IB, KI 1/м.

Допошштелышя транспортная нагрузка нс учитывается, т. к. она действует кратковременно и может отсутствовать в условиях гидростатического всплытия.

Ввиду того, что гидростатическое всплытие вызывается кратковременной нагрузкой, рекомендуется Кзап принимать равным 1,1, таким образом, условие устойчивости по гидростатическому всплытию будет иметь следующий вид:

h    •    L    •    у    +H L • угтг

д.о .ши н *д.о. н ППБ _j j

h • L • у

н воды

где Ьд ^    -    минимальная    требуемая    толщина дорожной одежды, м;

II высота насыпи, м;

Lh - ширина насыпи, м;

h - уровень воды, м;

Тд 0 - объемный вес дорожной одежды, к11/м3; у ___ объемный вес ППБ, кН/м3;

llllb

v - объемный вес воды. кН/м\

' воды

ЧШЬ

ТД.О.

Таким образом, формула для определения минимальной требуемой толщины дорожной одежды будет следующей:

h . -1,1-h- ВВДЬ1-н.

Д.О.ШП    7

(3)

'д.о.

Расчетный график но гидростатическому всплытию насыпей различной

высоты исходя из h , соответствующей коэффициенту запаса, равному

1,1 показан на Рис. 5.

Содержание

1    Область применения............................................................................................4

2    Нормативные ссылки...........................................................................................4

3    Термины и определения......................................................................................5

4    Обозначения и сокращения.................................................................................7

5    Общие положения................................................................................................7

6    Требования к геометрическим характеристикам и физико-механическим

свойствам ППБ...................................................................................................... 10

7    Методика проектирования и расчета облегченных насыпей на слабых

грунтах е использованием ППБ...........................................................................11

8    Рекомендации по применению ППБ при строительстве и реконструкции

облегченных насыпей на слабых грунтах...........................................................32

9    Рекомендации по технико-экономическому обоснованию...........................32

ЮРекомендации но методам кошроля и оценке соответствия.......................32

1 требования безопасности и охраны окружающей среды.............................34

Приложение А. Примеры расчетов облегченной насыпи с использованием

ППБ ........................................................................................................................35

Библиография .................................................................................................... 41

♦ II в 4м -•-Н - 8м -*-Н = 10м

Рисунок 5 - Графическая зависимость минимальной толщины дорожной одежды    ^ ^ при коэффициенте запаса но всплытию 1,1 от

отношения уровня воды к высоте насыпи li/H 7.12.2 Расчет    сопротивления гидростатическому всплытию

трапецеидальной насыпи. На Рис. 6. представлена расчетная схема насыпи. На схеме обозначены силы и давления, действующие на трапецеидальную насыпь с крутизной откосов В, высотой Н и шириной поверху L„ Предполагается, что одинаковый уровень воды с обеих сторон насыпи является наихудшим сценарием, г. к. на уровне основания обеих сторон насыпи действует одинаковая гидростатическая подъемная сила. В расчет принимались только статические давления воды.

Дополнительный пршруз верха ПНБ Q, необходимый д;ы получения требуемого коэффициента запаса включает в себя вес дорожной одежды и грунтового покрытия откосов насыпи.

ОДМ 218.2.103-2020

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по применению вспененного полистирола при проектировании, строительстве и реконструкции облегченных насыпей на слабых грунтах

1    Область применения

Настоящий отраслевой методический документ (далее - методический документ) устанавливает рекомендации по применению на автомобильных дорогах общего пользования блоков из вспененного пенополистирола при проектировании, строительстве и реконструкции облаченных насыпей на слабых грунтах.

Методический документ содержит рекомендации, предъявляемые к инженерным свойствам блоков из вспененного пенополистирола, к методам проектирования, а также технологии производства работ для основных областей применения блоков в дорожном строительстве.

Положения настоящего методического документа предназначены для применения организациями, выполняющими работы но проектированию, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования. Они также могут использоваться производителями блоков из вспененного пенополистирола при разработке, производстве, контроле качества материалов и разработке стандартов организаций.

2    Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 32960-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные ширузки, расчетные схемы нафужения.

ГОСТ Р 55028-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения.

ОДМ 218.2.103-2020

ГОСТ Р 56148-2014 (FH 13163:2009) Изделия из пенополистирола ППС (FPS) теплоизоляционные, применяемые в строительстве. Технические условия.

ГОСТ Р (1.2.418-1.039.18) Дороги автомобильные общего пользования. Технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог.

ГОСТ Р 58397-2019 Дороги автомобильные общею пользования. Правила производства работ. Оценка соответствия.

1 ОС Г Р(1.13.144-1.124.19) Дороги автомобильные общею пользования. Блоки нолистирольные вспененные (ППС блоки). Правила применения.

ГОСТ Р (1.13.144-1.125.19) Дороги автомобильные общею пользования. Блоки нолистирольные вспененные (ППС блоки). Общие технические требования.

3 Термины и определении

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения автомобильных транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, произволе!венные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

3.2    вспененный полистирол или пенополистирол:    Жесткий

теплоизоляционный материал с закрытой, в основном ячеистой структурой, полученный путем спекания гранул вспененного полистирола или одного из его сополимеров.

ОДМ 218.2.103-2020

3.3    гсомсмбрана: Листы полиэтилена или композитного материала, скрепленные сварным швом, предназначенные для изоляции пенополистирола от внешних воздействий (свет, влага и т. п.)

3.4    геосинтетическнй материал: Материал из синтетических или природных полимеров, неорганических веществ, контактирующий с грунтом или другими средами, применяемый в дорожном строительстве.

3.5    грунты слабые: Связные ipyirru, имеющие прочность на сдвиг в условиях природною залегания менее 0,075 Ml 1а (при испытании прибором вращательною среза) или модуль осадки, при нагрузке 0,25 Mila более 50 мм/м (модуль деформации ниже 5 МПа).

3.6    дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на поверхность тела насыпи.

3.7    комбинированная насыпь:    Инженерное сооружение из

вспененных полистирольных блоков, с дополнительными прослойками из пенобетона, в пределах которою дорожная одежда расположена выше уровня земли.

3.8    консолидации грунта:    Уплотнение водонасыщенною

грунтовою слоя во времени, происходящее за счет выжимания воды и сближения грунтовых частиц.

3.9    .легкая (облененная) насыпь; НППБ: Инженерное сооружение из вспененных полистирол ьных блоков, в пределах которою дорожная одежда расположена выше уровня земли, имеющее распределительную плиту, защиту откосов геокомпозитами и специально подготовленное основание.

3.10    нормативные нагрузки: Временные вертикальные на1рузки от транспортных средств и пешеходов, принимаемые в виде условных нагрузок для проектирования автомобильных дорог общего пользования и мостовых сооружений на них.

ОДМ 218.2.103-2020

3.11 пенополистирольные блоки; ППБ: Блоки, изготовленные ю

вспененного немюполистирола.

3.12    распределительная плита; РП: Плита, предназначенная для равномерного распределения на1рузки от транспорта по поверхности ППБ.

3.13    реконструкция автомобильной дороги: Комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущий к изменению класса и/или категории автомобильной дороги, либо влекущий за собой изменение 1раницы полосы отвода автомобильной дороги.

3.14    слабые основания: Основания насыпи, в которых в пределах активной зоны имеются слои слабых грунтов мощностью более 0,5 м.

3.15    устойчивость основания внешняя:    Способность    грунта

основания выдерживать максимальную нагрузку, передаваемую на него сооружением, без развития поверхностей скольжения, приводящих к разрушению оснований и полной непригодности сооружений к эксплуатации.

3.16    устойчивость насыпи внутренняя:    Способность    ППБ

сопротивляться сдвшу и продавливаиию при воздействии иафузок.

4 Обозначения и сокращения

ППБ: пенополистирольные блоки;

1111ПБ: насыпь из пенополистирольных блоков;

РП: распределительная плита.

5 Общие положения

5.1 Основной идеей, заложенной в основу мою дичее ко го документа, является рекомендации к проектированию НТТПБ с целью не дот-тения достижения предельных состояний сооружения в процессе эксплуатации с учетом исключения влияния неблагоприятных гидрологических,

сейсмологических условий.

5.2    Материалы, применяемые для изготовления ППБ, должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов.

5.3    Применяемые на автомобильных дорогах общего пользования при устройстве облегченных и комбинированных насыпей и сооружений на слабых грунтах ППБ должны иметь условное обозначение типоразмера по ГОС Т Р Дороги автомобильные общею пользования. Блоки полистирольные вспененные (III 1C блоки). Общие технические грсбоваиия.

5.4    Автомобильные дороги общего пользования с устройством облегченных и комбинированных насыпей и сооружений на слабых грунтах ППБ следует проецировать из условия безопасного и бесперебойного движения транспортных средств в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» [1], а также в соответствии с требованиями ГОСТ 27751 при проектировании 111111Б в местах прилегания к мостам и иным строительным сооружениях!.

5.5    При проектировании необходимо учитывать степень риска причинения в])еда от воздействия установленных внешних и внутренних иахрузок на IИ И1Б.

5.6    Расчеты насыпи должны осуществляться на основе достоверных результатов инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических и гидрологических изысканий. При необходимости в трудных условиях дополнительно следует выполнять инженерно-сейсмологические и другие виды изысканий.

5.7    Расчеты устойчивости НППБ необходимо проводить для расчетных поперечных профилей. В качестве расчетных необходимо принимать поперечные профили с наиболее неблагоприятным сочетанием различных факторов, таких, как высота и крутизна откоса, физико-мсханическис характеристики грунтов основания, мощность и расиоложщше слабых прослоек, наклон слоев, наличие выходящих на поверхность грунтовых вод или подтоплений и т.п.

ОДМ 218.2.103-2020

5.8    При учете динамических нагрузок в расчетах прочности, устойчивости насыпи из пенополистирола необходимо задаваться нормативными нагрузками и расчетными схемами нагружения в соответствии с ГОСТ 32960 с учетом динамического коэффициента.

5.9    Основные типы поперечного сечения облегченных насыпей с использованием ППБ:

1)    Трапецеидальный (Рис. 1а)

2)    Трапецеидальный с прослойками из пенобетона (Рис. 16)

3)    С вертикальными откосами (Рис. 1в)

2    3

Грунт основания

Рисунок 1а - Конструктивная схема НППБ трапецеидальной формы: 1 -ППБ, 2 дорожная одежда, 3 РП, 4 грунтовое покрытие откосов,

5 выравнивающий слой песка

Грунт основания

Рисунок 1 б - Конструктивная схема НППБ трапецеидальной формы с прослойками из пенобетона: I ППБ, 2 дорожная одежда, 3 пенобетон, 4 грунтовое покрытие откосов, 5 выравнивающий слой песка

Рисунок 1 в - Конструктивная схема НПТТБ с вертикальными откосами:

1 - ППБ, 2 - лорожная одежда, 3 - РП, 4 - выравнивающий слой песка, 5 -

облицовка

5.10 11римеры применения 1IIII1Б.

1)    Устройство насыпи на слабом основании;

2)    Уширение существующей насыпи (с нарезкой уступов);

3)    Устройство подхода к путепроводу или мостовому сооружению;

4)    Возведение насыпи над существующими коммуникациями.

6 Требования к геометрическим характеристикам и физико-механическим свойствам ППБ

6.1    При проектировании, строительстве и реконструкции облегченных насыпей на слабых грунтах с использованием ППБ, применяемые блоки по своим геометрическим и физико-механическим свойствам должны соответствовать требованиям ГОСТ Р Дороги автомобильные общего пользования. Блоки полистирольные вспененные (111 1C блоки). Общие технические грсбования.

6.2    При входном контроле ППБ выполнятся проверка внешнего вида (на предмет вмятин, сколов) и геометрических характеристик блоков. При входном контроле допускается выбо]х>чиая проверка соответствия физико-механических характеристик материала блоков в соответствии с ГОСТ Р Дороги автомобильные общего пользования. Блоки полистирольные вспененные (ППС блоки). Общие технические требования.

ю