Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

29 страниц

248.00 ₽

Купить ОДМ 218.2.096-2018 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации предназначены для проектных подрядных организаций осуществляющих работы по проектированию, конструированию и расчету дорожных одежд нежесткого и жесткого типов дорог федерального значения.

 Скачать PDF

Документ имеет рекомендательный характер

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Дополнительные требования к проектным решениям по конструкциям дорожных одежд

6 Влияние параметров транспортного потока на темпы ухудшения продольной и поперечной ровности дорожных покрытий

7 Прогнозирование изменения продольной ровности дорожного покрытия

8 Прогнозирование изменения поперечной ровности дорожного покрытия

Приложение А

Приложение Б Пример расчета

Библиография

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

25.07.2018УтвержденФедеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации2915-р
РазработанООО Научно-технологический центр КАТАФОТ
ИзданРосавтодор2017 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29

ФСДСРАПОНОС ДОРОЖИОС Агентство


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

РОСПВТОЛОР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ ВЛИЯНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА НА ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПОКРЫТИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД (НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ФЕДЕРАЛЬНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ М-6 «КАСПИЙ»)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2017

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «КАТАФОТ»

2    ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог и Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.

3    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного

агентства от 2S.07.2ni«_№    291    5-р

4    ИМЕЮТ PEKOMEI1ДАТЕЛЫ1ЫЙ ХАРАКТЕР.

5    ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ.

218.2.096-2018

[4,5] или устанавливают более высокие требования к начальному значению продольной ровности.

Таблица 3 - Требования к начальной продольной ровности дорожных

покрытий

Категория

автомобильной

дороги

Допустимые значения амплитуд, мм

IRI, м/км

Длина прямой линии, м

10

20

40

Не более

I, И, III

5

8

16

2,2

IV, V

6

10

20

2,6

проект

И


MRI


(1)


5.8 На основе принятого в проектной документации межремонтного срока службы дорожной одежды вычисляют проектный среднегодовой темп развития повреждений AIRInpocicr и АКпроскт. Указанные значения следует вычислять по следующим формулам:

(2)

где iri0 - начальное значение международного показателя ровности на дату ввода в эксплуатацию, м/км; ни, -терминальное значение международного показателя ровности к концу проектного срока службы; /-проектный срок службы; к,-терминальное значение показателя глубины колеи к концу проектного срока службы.

6 Влияние параметров транспортного потока на темпы ухудшения продольной и поперечной ровности дорожных покрытий

6.1 Процесс ухудшения эксплуатационного состояния покрытий

дорожных одежд рассматривается в виде накопления микроповреждений,

вызываемых каждой осью проезжающих автомобилей. Величина единичных

микроповреждений существенно различается для разных автомобилей в

11

218.2.096-2018

зависимости от их грузоподъёмности и собственной массы автомобилей, от распределения нагрузки по осям, от скорости их движения, температуры покрытия и состояния грунтового основания.

6.2    Процессы образования микроповреждений могут приводить к появлению усталостных трещин в слоях цементобетона и асфальтобетона, накоплению остаточных деформаций в нежестких слоях дорожных одежд, пластических деформаций в слоях асфальтобетона при высоких температурах и износу поверхности покрытия в результате абразивного воздействия колес автомобилей при их разгоне и торможении.

6.3    В настоящих рекомендациях принято, что все перечисленные повреждения вносят свой вклад в ухудшение продольной и поперечной ровности, что приводит к увеличению показателей IRIioo и глубины колеи Kjoo. Интенсивность увеличения показателей AIRI/год и ДК/год существенно различается для жестких и нежестких конструкций дорожных одежд, для цементобетонных и асфальтобетонных покрытий.

6.4    На основе статистического анализа результатов измерения глубины колеи для участков с разной интенсивностью движения установлено, что темп увеличения глубины колеи имеет лучшую корреляцию с общим количеством физических автомобилей проехавших по полосе движения.

6.5    Суммарное расчетное число приложения расчетной нагрузки к точке на поверхности конструкции за срок службы определяется по формуле:

2Х = 0.7^-fer^-*.,    (3)

Ч

где Np - суточная приведенная интенсивность на последний год срока службы, ед./сут; т^ - расчетное число расчетных дней в году, соответствующих определенному состоянию деформируемости конструкции (определяемое в соответствии с приложением 6 ОДН 218.046-01); к„ -коэффициент, учитывающий вероятность отклонения суммарного движения от среднего ожидаемого (определяемый по таблице 3.3 ОДН 218.046-01);

218.2.096-2018

кt - коэффициент суммирования (определяемый по приложению 6, таблица П.6.2 ОДН 218.046-01) или по формуле:

где - расчетный срок службы; показатель изменения интенсивности

движения по годам;

Суточная приведенная интенсивность на последний год срока службы определяется по формуле:

(5)

М-1

где Л» - коэффициент, учитывающий число полос движения и распределение движения по ним (определяемый по таблице 3.2 ОДН 218.046-01); п- общее число различных марок транспортных средств в составе транспортного потока; Nm- число проездов в сутки в обоих направлениях транспортных средств т-й марки; 8жуш- суммарный коэффициент приведения воздействия на дорожную одежду транспортного средства ш-й марки к расчетной нагрузке    (определяемый    в соответствии с

приложением 2 ОДН 218.046-01).

6.6 Суммарное количество прошедших автомобилей за межремонтный срок службы дорожной одежды определяется как сумма всех прошедших физических автомобилей за межремонтный срок службы дорожной одежды с учётом роста интенсивности движения в геометрической прогрессии, определяемое по формуле:

1^=365    (6)

ы

где дг, - интенсивность движения в i-ый год с учётом её роста в геометрической прогрессии, авт/сут, определяемая по формуле:

W, = tf0-О*?)',    (7)

где N0 - начальная интенсивность движения, авт/сут; t - год эксплуатации.

7 Прогнозирование изменения продольной ровности дорожного покрытия

7.1    Продольную ровность покрытия дорожной одежды определяют по международному показателю ровности IRI на конец срока службы дорожной одежды или на рассматриваемый период эксплуатации по формуле:

/*/„„ =/д/0 + 5>я/(    (8)

где IRlcpcJt - значение международного показателя ровности за срок службы дорожной одежды, м/км; IRI0 - начальное значение международного показателя ровности на дату ввода в эксплуатацию, м/км; AIRIj - ежегодный прирост международного показателя ровности в i-ый год, м/км.

7.2    Ежегодный прирост международного показателя ровности при суммарном расчетном числе приложения расчетной нагрузки к точке на поверхности конструкции за межремонтный срок службы определяют по формуле:

Д/Д/,=а-10-£лг,-365,    (9)

где а - коэффициент модели, принимаемый по таблице 4 в зависимости от конструкции дорожной одежды; Y.Np- суммарного расчетного числа приложения расчетной нагрузки к точке на поверхности конструкции за межремонтный срок службы.

Таблица 4 - Значение коэффициента модели а

Значение коэффициента модели а в зависимости от конструкции дорожной одежды

Жесткая

Нежесткая

Тип покрытия

Тип покрытия

Цементобетон

Асфальтобетон

Асфальтобетон

Тип А

ЩМА-16(22)

Тип А

ЩМА-

16(22)

3 слоя

2 слоя

3 слоя

2 слоя

3 слоя

3 слоя

0,61

2,47

3,46

2,22

2,84

1,59

1,56

7.3 Ежегодный прирост международного показателя ровности при суммарном количестве физических прошедших автомобилей за межремонтный срок службы дорожной одежды определяют по формуле:

MRI, = а'10~* • W, • 365,    (10)

где а' - коэффициент модели, принимаемый по таблице 5 в зависимости от конструкции дорожной одежды; N, - интенсивность движения в i-ый год с учётом её роста в геометрической прогрессии, авт/сут.

Таблица 5 - Значение коэффициента модели а

Значение коэффициента модели а’ в зависимости от конструкции дорожной одежды

Жесткая

Нежесткая

Тип покрытия

Тип покрытия

Цементобетон

Асфальтобетон

Асфальтобетон

Тип А

ЩМА-16(22)

Тип А

ЩМА-

16(22)

3 слоя

2 слоя

3 слоя

2 слоя

3 слоя

3 слоя

1,63

6,58

9,23

5,92

7,69

4,25

4,16

7.4    Начальное значение международного показателя ровности назначают для верхнего слоя покрытия для строительства, реконструкции и капитального ремонта участков автомобильной дороги в диапазоне от 0,9 до

1,5 м/ км, для участков проведения работ по ремонту от 1,5 до 2,2 м/км. Отклонение начального значения международного показателя ровности IRIдля верхнего слоя покрытия дорожной одежды после его укладки не должно превышать 5% в большую сторону.

7.5    Ориентировочные значения ежегодного прироста международного

показателя ровности AIRI в зависимости от интенсивности движения для

различных конструкций дорожных одежд приведены в таблице 6.

Таблица 6 - Ежегодный прирост международного показателя ровности AIRI в

зависимости от конструкций дорожной одежды

Интенсивность Ежегодный прирост международного показателя ровности движения__A1R1 в зависимости от конструкции дорожной одежды, м/км

п/п

транспортного потока по полосе движения в физических автомобилях, авт./сут.

Жесткая дорожная одежда

Нежесткая дорожная одежда

Тип покрытия

Тип покрытия

Цемен

тобетон

Асфальтобетон

Асфальтобетон

Тип А

ЩМА-16(22)

Тип А

ЩМА-

16(22)

3

слоя

2

слоя

3

слоя

2

слоя

3

слоя

3

слоя

1

<2 500

0,01

0,06

0,08

0,05

0,07

0,04

0,03

2

2 500-5 000

0,03

0,12

0,16

0,10

0,14

0,08

0,06

3

5 000- 10 000

0,06

0,24

0,34

0,20

0,28

0,16

0,12

4

10 000-20 000

0,12

0,48

0,68

0,40

0,56

0,32

0,24

5

> 20 000

0,18

0,72

1,02

0,65

0,84

0,46

0,40

8 Прогнозирование изменения поперечной ровности дорожного покрытия

8.1    Поперечную ровность покрытия дорожной одежды определяют по значению глубины колеи при суммарном расчетном числе приложения расчетной нагрузки к точке на поверхности конструкции за срок службы и по суммарному количеству физических прошедших автомобилей за срок её службы.

8.2    Глубину колеи покрытия дорожной одежды при суммарном расчетном числе приложения расчетной нагрузки к точке на поверхности конструкции за межремонтный срок службы определяют по формуле:

К9*,=ьль+2Х-365    (11)

где b - коэффициент модели, принимаемый по таблице 7 в зависимости от конструкции дорожной одежды;    суммарного    расчетного    числа

приложения расчетной нагрузки к точке на поверхности конструкции за межремонтный срок службы.

Таблица 7 - Значение коэффициента модели b

Значение коэффициента модели b в зависимости от конструкции дорожной одежды

Жесткая

Нежесткая

Тип покрытия

Тип покрытия

Цементобетон

Асфальтобетон

Асфальтобетон

Тип А

ЩМА-16(22)

Тип А

ЩМА-

16(22)

3 слоя

2 слоя

3 слоя

2 слоя

3 слоя

3 слоя

1,71

4,29

5,42

2,35

5,01

4,62

3,37

8.3 Глубину колеи покрытия дорожной одежды за i-тый год эксплуатации или за срок службы дорожной одежды при суммарном количестве физических прошедших автомобилей определяют по формулам (12) и (13):

АК, = 6Ч0“Л    -365,    (12)

или за срок службы дорожной одежды

(в)

где Ь' - коэффициент модели, принимаемый по таблице 8 в зависимости от конструкции дорожной одежды; - интенсивность движения в i-ый год с учётом её роста в геометрической прогрессии, авт/сут;    суммарное

количество физических прошедших автомобилей за срок службы дорожной одежды; п - коэффициент модели, принимаемый для цементобетонных покрытий и щебеночно-мастичного асфальтобетона равный 7, для асфальтобетона типа А и для жесткой дорожной одежды с двухслойным покрытием с верхним щебеночно-мастичным асфальтобетоном равный 6. Таблица 8 - Значение коэффициента модели Ь'

Значение коэффициента модели Ь' в зависимости от конструкции дорожной одежды 1 _Жесткая     Нежесткая

Тип покрытия

Тип покрытия

Цементобетон

Асфальтобетон

Асфальтобетон

Тип А

ЩМА-16(22)

Тип А

ЩМА-

16(22)

3 слоя | 2 слоя

3 слоя | 2 слоя

3 слоя

3 слоя

1,31


1,146


1,446


6,290


1,33


1,234


8,990


8.4 Ориентировочные значения ежегодного прироста глубины колеи АК в зависимости от интенсивности движения для различных конструкций дорожных одежд приведены в таблице 9.


Таблица 9 - Ежегодный прирост глубины колеи ДК в мм в зависимости от конструкции дорожной одежды

п/п

Интенсивность движения транспортного потока по полосе движения в физических автомобилях, авт./сут.

Ежегодный прирост глубины колеи ДК в зависимости от конструкции дорожной одежды, мм

Жесткая дорожная одежда

Нежесткая дорожная одежда

Тип покрытия

Тип покрытия

Цемен

тобетон

Асфальтобетон

Асфальтобетон

Тип А

ЩМА-16(22)

Тип А

ЩМА-

16(22)

3

слоя

2

слоя

3

слоя

2

слоя

3

слоя

3

слоя

1

<2 500

0,12

1,05

1,32

0,57

1,21

1,12

0,82

2

2 500-5 000

0,24

2,10

2,64

1,15

2,42

2,25

1,64

3

5 000- 10 000

0,48

4,20

5,28

2,30

4.84

4,50

3,28

4

10 000-20 000

0,96

8,40

10,56

4,60

9,68

9,00

6,56

5

> 20 000

1,44

12,55

15,84

6,89

14,52

13,51

9,84


Приложение А

Тип

дорожной

одежды

Тип покрытия

Конструкция дорожной одежды

Характеристика дорожной одежды

Жесткая

Цементобетон

•Я"*

ш

in ®

' /J/ /У/ /// /// /// /// \©

Дорожная одежда жесткого тина с цсмснтобстомным покрытием

1    - цсмснтобстоннос покрытие толщиной 18-20 см;

2    - нижний стой оснонания ит песка укрепленного цементом толщиной 16-20 см;

3    - песчаный подстилающий стой толщиной 30-50 см;

4    - грунт земляного полотна - суглинок легхнй/сугяииох пылсватий/песок мелкий

Асфальтобетон Тип А (3 слоя)

........и

УКХЛ ©

уу/уу)

\§Г "

У/'Ж

Дорожная одежда жесткою типа с верхним асфальтобетонным слоем покрытия типа А

1    - верхний асфальтобетонный слой покрытия из мсткотсрнистой плотной асфальтобетонной смеси типа А марки I толщиной 5 см;

2    - нижний асфальтобетонный слой покрытия из крупнозернистой пористой асфальтобетонной смеси толщиной 6-7 см;

3    - выравнивающий слой основания из асфальтобетонной смеси переменкой толщины 3-7 см;

4    - верхний слой основания из существующего цсмситобстонного покрытия толщиной 18-22 см;

5    - нижний слой основания из песка укрепленного цементом толщиной 14-16 см;

6    - песчаный подстилающий слой толщиной 30-S0 ем;

7    - грунт земляного полотна - суглинок легкий пылемпыВ/песок средней крупности.

Жесткая

Асфальтобетон Тип А (2 слоя)

щш

ш®

_i

Дорожная одежда жесткого типа с верхним асфальтобетонным слоем покрытия типа А

1    - верхний асфальтобетонный слой покрытия иг мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа А марки 1 толщиной 5 см;

2    - выравнивающий слой основания in мелкозернистой пористой асфальтобетонной смеси I чарки переменной толщины 4-7 см;

3    - верхний слой основания из сущссгвчзощсго цементобегоиного покрытия толщиной 18-22 см;

4    - нижний слой основания тгз песка укрепленного цементом толщиной 14-16 см;

5    - песчаный подстилающий слой толщиной 30-50 см;

6    - грунт земляного полотна - суглинок легкий /суглинок тяжелый.

Асфальтобетон ЩМА-16 (22)* (3 слоя)

тшшшт

шш

©

X©'

мастичным асфальтобетонным слоем покрытия ЩМА-16 (22 )•

1    - верхний асфальтобетонный слой покрытия из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси толщиной 5 см;

2    - нижний асфальтобетонный слой покрытия из крупнозернистой пористой асфальтобетонной смеси 1 марки толщиной 6-7 см;

3    - выравнивающий слой основания из асфальтобетонной смеси II марки переменной толщины 3-7 см;

4    - верхний стой основания из существующего цементобегоиного покрытия толщиной 22 см;

5    - песчаный подстилающий стой толщиной 40-50 ем;

6    - грунт земляного полоша - суглинок легкий.

Содержание

1    Область применения.....................................................................

2    Нормативные ссылки.....................................................................

3    Термины и определения.................................................................

4    Общие положения........................................................................

5    Дополнительные требования к проектным решениям по конструкциям

дорожных одежд...........................................................................

6    Влияние параметров транспортного потока на темпы ухудшения

продольной и поперечной ровности дорожных покрытий......................

7    Прогнозирование изменения продольной ровности дорожного покрытия ...

8    Прогнозирование изменения поперечной ровности дорожного покрытия ...

Библиография...........................................................................

Нежесткая


Асфальтобетон ЩМА-16 (22)* (2 слоя)


Асфальтобетон Тип А (3 стоя)




Дорожная одежда жесткого типа с верхним икбеиочио-мастичным асфальтобетонным слоем покрытия 1ЦМА-16 (22)*

1    - верхний асфальтобетонный слой покрытия из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси толщиной 5 см;

2    - выравнивающий слой основания из асфальтобетонной смеси переменной толщины 5-7 см;

3    - верхний слой основания из сущее гв>ющсго цементобетонного покртлия толщиной 18-22 см;

4    - нижний слой основания то песка укрепленного цементом толщиной 16-20 см;

5    - песчаный подстилающий стой толщиной 30-50 см;

6    - грунт земляного полотна - суглинок легкий.____

Дорожная одежда нежесткого тона с верхним асфальтобетонным слоем покрытия типа А

1 - верхний асфальтобетонный слой покрытий из мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа А марки I толщиной 5 см;

2 - иижиий асфальтобетонный стой покрытия из крупнозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа Б марки I на полимерно-битумном вяжущем толщиной 7

см;

3    - верхний стой основания из крупнозернистой пористой асфальтобетонной смеси марки II толщиной 8 ем;

4    - нижний стой основания из щебня толщиной 27-36 см;

5    - песчаный подстилающий стой толщиной 25-30 см;

6    - грунт земляного полотна - суглинок.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации по учету влияния параметров транспортного потока на темпы развития повреждений покрытий дорожных одежд (на основе мониторинга федеральной автомобильной дороги М-6 «Каспий»)

1 Область применения

Настоящие методические рекомендации предназначены для проектных подрядных организаций осуществляющих работы по проектированию, конструированию и расчету дорожных одежд нежесткого и жесткого типов дорог федерального значения.

Методические рекомендации являются дополнением к действующим нормативным документам по расчету дорожных одежд ОДН 218.046-01 [1] и Методическим рекомендациям по проектированию жестких дорожных одежд [2].

Проектные подрядные организации руководствуются настоящими методическими рекомендациями для прогнозирования показателей продольной и поперечной ровности покрытий дорожных одежд за проектный срок службы дорожной одежды.

Приведенная методика в настоящих методических рекомендациях по прогнозированию показателей продольной и поперечной ровности покрытий дорожных одежд может быть применена для планирования и назначения ремонтных работ и оценки потенциальных сроков службы дорожных одежд, в том числе на основе текущего (фактического) состояния покрытий дорожных одежд органами управления.

2    Нормативные ссылки

В настоящих методических рекомендациях использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

3    Термины и определения

В настоящих методических рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    дорожная одежда: Многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от транспортного средства и передающая сё на грунт. Традиционно включает три элемента: покрытие, основание и дополнительные слои основания, каждый из которых может включать несколько слоёв.

3.2    мониторинг состояния покрытия дорожной одежды: Система сбора, обработки и хранения данных о состоянии покрытия дорожной одежды автомобильной дороги в процессе её эксплуатации.

3.3    основные индикаторы состояния проезжей части: Международный показатель продольной ровности IRIioo и глубина колеи Кию-

3.4    покрытие: Верхний слой дорожной одежды, воспринимающий усилия от колес автомобилей и подвергающийся непосредственному воздействию погодно-климатических факторов.

3.5    поперечная ровность (глубина колеи): Плавное искажение поперечного профиля автомобильной дороги, локализованное вдоль полос наката.

3.6    продольная ровность: Качественная характеристика состояния

поверхности покрытия дорожной одежды по геометрическим параметрам,

5

218.2.096-2018

способным оказывать влияние на колебания движущегося транспортного средства.

3.7    проектный срок службы:    Период    времени,    принимаемый

проектной организацией, в течение которого дорожная одежда не потребуют выполнения ремонта.

3.8    темн ухудшения состояния проезжей части. Увеличение индикаторов продольной и поперечной ровности покрытия дорожной одежды за год (Д1Я1/год и ДК/год).

3.9    терминальное состояние проезжей части: Состояние проезжей части дорожного покрытия, требующее ремонтных воздействий.

4 Общие положения

4.1    Для объективной оценки технических решений принимаемых в процессе проектирования дорожных одежд, нормирования требований к качеству строительства конструкций дорожных одежд и оценки качества мероприятий по ремонту и содержанию дорожных одежд в процессе эксплуатации автомобильной дороги необходимым условием является проведение регулярного мониторинга состояния конструкции дорожных одежд.

4.2    Настоящие методические рекомендации разработаны на основе многолетнего мониторинга за состоянием покрытий различных конструкций дорожных одежд на федеральной автомобильной дороге М-6 (Р 22) «Каспий» на участке км 184+745 - км 961+000 в течение семилетнего периода наблюдения, в течение которого выполнялись работы по определению текущего состояния покрытий различных конструкций дорожных одежд, в основу которого входило определение значений продольной и поперечной ровности покрытий дорожных одежд и фиксация локальных повреждений покрытий.

4.3    Состав работ, за исключением работ по многолетнему мониторингу, включал в себя сбор первичной информации о строительстве наблюдаемого

218.2.096-2018

участка автомобильной дороги, информации о видах работ выполненных в рамках реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания с учётом принятых проектных решений по конструированию дорожных одежд.

4.4    Результатом многолетних наблюдений текущего состояния покрытий дорожных одежд явились зависимости, характеризующие динамику изменения показателей продольной и поперечной ровности покрытий различных конструкций дорожных одежд с учётом изменяемости параметров транспортного потока.

4.5    В настоящих методических рекомендациях изложена методика прогнозирования темпов увеличения показателей продольной и поперечной ровности покрытия.

4.6    Проектная организация при разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или ремонт участков автомобильной дороги включает в состав проектной документации в раздел расчет и конструирование дорожной одежды среднегодовой прогноз темпов ухудшения показателей продольной и поперечной ровности покрытия дорожной одежды до межремонтного срока службы [3].

Первоначально определяют проектный среднегодовой темп развития повреждений в соответствии с разделом 5, после чего среднегодовой прогноз темпов ухудшения продольной и поперечной ровности    дорожных

покрытий в соответствии с разделами 7 и 8 настоящих методических рекомендаций.

4.7 Терминальные значения продольной и поперечной ровности покрытия дорожной одежды должны соответствовать предельно допустимым значениям ГОСТ 33220.

4.8    Настоящие методические рекомендации разработаны на основе опыта применения конструкций дорожных одежд жесткого и нежесткого типов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте

218.2.096-2018

участков федеральной автомобильной дороги М-6 (Р 22) «Каспий». Конструкции дорожных одежд представлены в Приложении А.

5. Дополнительные требования к проектным решениям по конструкциям дорожных одеж;!

5.1    Основной задачей, действующих руководящих документов по проектированию дорожных одежд жесткого и нежесткого типов, является определение параметров конструкции, назначение толщины конструктивных слоев и подбор материалов в соответствии с исходными данными. В состав исходных данных принято включать: категорию автомобильной дороги, месторасположение объекта, проектный срок службы, прогнозируемые интенсивность и состав движения, параметры и тип грунта земляного полотна.

5.2    В соответствии с принятой терминологией к жестким дорожным одеждам принято относить конструкции с монолитным цементобетонным покрытием, конструкции с асфальтобетонным покрытием на цементобетонном основании и конструкции с покрытием из сборных бетонных и железобетонных плит. К нежестким дорожным одеждам относят все остальные дорожные одежды с асфальтобетонным покрытием.

5.3    Проектные решения должны обеспечивать: общую прочность конструкции дорожной одежды в соответствии с требуемым модулем упругости, усталостную прочность верхних слоёв покрытия на растяжение при изгибе, необходимую устойчивость грунта и нижнего слоя основания к сдвигающим усилиям, устойчивость конструкции к морозному пучению и гарантировать отвод воды из нижнего слоя основания в условиях критического поступления влаги.

5.4    Установлено, что причинами преждевременного разрушения

дорожных покрытий могут быть:    ошибочные    проектные    решения;

некачественное строительство; невыполнение обязательных мероприятий в составе работ по содержанию автомобильной дороги. С целью разделения

ответственности между проектными, строительными и эксплуатационными организациями предлагается в составе проектной документации ввести прогноз изменения основных индикаторов состояния проезжей части: международного показателя продольной ровности IRIioo и показатель глубины колеи Кщо.

5.5 Указанные показатели состояния проезжей части увеличиваются в процессе эксплуатации до терминальных значений, регламентируемых действующими    требованиями к эксплуатационному    состоянию

автомобильных    дорог. Дополнительным параметром    конструкции

предлагается считать проектное значение темпа увеличения индикатора AIRIioo/год и ДКюо/год. На рисунках 1 и 2 в качестве примеров представлены зависимости изменения продольной и поперечной ровности с темпом увеличения международного показателя ровности и глубины колеи.

Рисунок 1 - Проектное изменение международного показателя ровности IRI по годам эксплуатации

Рисунок 2 - Проектное изменение глубины колем К по годам эксплуатации

5.6 В соответствии с требованиями к эксплуатационному состоянию дорожных покрытий по условиям безопасности движения следует установить требования к терминальному состоянию покрытия по продольной ровности покрытия IRI, и по перечной ровности покрытия К, по таблицам 1 и 2 в соответствии с ГОСТ 33220.

Таблица 1 - Значения показателей продольной ровности покрытия

Категория дороги

Ровность по показателю IRI, м/ км, не более

IA, IB

4,0

IB, II

4,5

III

5,5

IV

6,5

Примечание - Значения IRI (International Roughness Index - Международный показатель ровности) рассчитывают по каждому 100-метровому участку полосы дороги

Таблица 2 - Значения показателя поперечной ровности покрытия

Категория дороги

Глубина колеи по показателю К, см, нс более

IA, 1Б

2,5

IB-IV

3,0

5.7 В соответствии с требованиями стандартов по приемке построенных или отремонтированных покрытий принимаются начальное значение продольной ровности покрытия IRI0 в соответствии с таблице 3