Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

23 страницы

275.00 ₽

Купить ПНСТ 183-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на асфальтобетонные смеси и асфальтобетон щебеночно-мастичные, предназначенные для устройства верхнего слоя покрытия автомобильных дорог общего пользования и аэродромов.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Классификация

5 Технические требования

6 Требования безопасности

7 Требования охраны окружающей среды

8 Правила приемки

9 Указания по применению

10 Транспортирование смесей

11 Гарантии изготовителя

12 Методы испытаний смесей и асфальтобетонов

Приложение А (рекомендуемое) Методика расчета рекомендуемого минимального количества битумного вяжущего в смесях

Приложение Б (обязательное) Метод определения устойчивости смеси к расслаиванию по показателю стекания вяжущего

Приложение В (рекомендуемое) Рекомендации по выбору классов асфальтобетонов по истираемости

Приложение Г (обязательное) Определение влажности и термостойкости волокон

Библиография

 
Дата введения01.06.2017
Добавлен в базу05.05.2017
Завершение срока действия01.06.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

20.12.2016УтвержденРосстандарт105-пнст
РазработанАНО НИИ ТСК
РазработанООО Технострой
РазработанЗАО ВАД
РазработанООО РГСП Автобан
РазработанООО Газпромнефть-Битумные материалы

Automobile roads of general use. Bituminous stone mastic mixtures and stone mastic asphalt. Specifications

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23

пнет

183—

2016

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ

Технические условия

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2017

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК») при участии ООО «РГСП «Автобан», ООО «Газпромнефть-Битумные материалы». ЗАО «ВАД» и ООО «Технострой».

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2016 г. № 105-пнст

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направлять не позднее чем за девять месяцев до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: tk418@bk ru и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва. Китайгородский проезд, д. 7. стр 1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» и журнале «Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии». Уведомление также будет размещено на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. 2017

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ПНСТ 183—2016

Битумное вяжущее должно выдерживать испытание на сцепление с поверхностью щебня, входящего в состав смесей, в соответствии с приложением Г. Качество сцепления должно быть не ниже четырех баллов.

5.4.2 Щебень

Щебень из горных пород, входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 32703.

Для приготовления смесей применяют щебень основных и широких фракций по ГОСТ 32703. Требования к показателям щебня, входящего в состав смесей представлены в таблице 4

Таблица 4 — Требования к показателям щебня, входящего в состав смесей

Наименование показателя

Вид щебня

Марка щебня

Дробимостъ, не ниже

Щебень из изверженных и метаморфических пород

М1200

Щебень из осадочных горных пород

М1200

Морозостойкость, не ниже

для 1ДКЗ

Для всех видов щебня

F200

для II и III ДКЗ

F200

для IV и V ДКЗ

F50

Сопротивление дроблению и износу, не ниже

И2

Содержание зерен пластинчатой (лещадмой) и игловатой формы, не ниже

Л15

Сопротивление истираемости по показателю микро-Деваль*

МД1

• Данный показатель является дополнительным и определяется в случае указания по его определению в контрактной, проектной или иной документации

Содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 1.0 % от массы.

5.4.3    Песок

Дробленый песок, входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 32730.

Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания у дробленого песка, применяемого в смесях, должно быть не более 0.5 % по массе.

Общее содержание зерен мельче 0.125 мм (в том числе пылевидных и глинистых частиц) в дробленом песке, применяемом в смесях, не нормируется.

Марка по дробимости дробленого песка должна быть не ниже М1000.

5.4.4    Минеральный порошок

Минеральный порошок, входящий в состав смесей, должен соответствовать требованиям ГОСТ 32761.

Для приготовления смесей применяют минеральный порошок марок МП-1 и МП-2 по ГОСТ 32761.

При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять минеральный материал из системы пылеулавливания смесительной установки. При этом количество минерального материала из системы пылеулавливания с размером зерен менее 0,063 мм должно быть не более 50 % количества зерен минерального порошка размером менее 0.063 мм. Содержание глинистых частиц в минеральном материале из системы пылеулавливания, определяемых методом набухания, должно быть не более 5.0 % по массе.

5.4.5    Стабилизирующие добавки и модификаторы асфальтобетона и битумных вяжущих

В качестве стабилизирующей добавки применяют гранулированное или негранулированное целлюлозное волокно.

Волокно должно быть однородным и не должно содержать пучков, скоплений нераздробленного материала и посторонних включений. По физическим свойствам волокно должно соответствовать значениям. указанным в таблице 5.

7

Таблица 5

Наименование показателя

Значение показателя

Метод испытания

Влажность, % по массе, не более

8,0

См приложение Г

Термостойкость при температуре 220 °С по изменению массы при прогреве. %, не более

7.0

См приложение Г

Допускается применять иные добавки — акриловые, минеральные, стеклянные и пр.. способные сорбировать (удерживать) битумное вяжущее при технологических температурах, не оказывая отрицательного воздействия на вяжущее и смесь.

Допускается применение в смесях добавок и модификаторов асфальтобетона и битумных вяжущих.

Добавки и модификаторы асфальтобетона и битумных вяжущих применяются при указании об их применении в контрактной, проектной или иной документации и при условии соответствия показателей асфальтобетонов требованиям настоящего стандарта.

6    Требования безопасности

6.1    При производстве, транспортировании и укладке смесей следует соблюдать общие требования безопасности по ГОСТ 12.3.002. требования пожарной безопасности — ГОСТ 12.1.004

6.2    Материалы для приготовления смесей (щебень, песок, минеральный порошок, битумное вяжущее. добавки и модификаторы асфальтобетона) по характеру вредности и по степени воздействия на организм человека относятся к малоопасным веществам класса опасности 4 по ГОСТ 12.1.007.

6.3    Воздух в рабочей зоне при производстве смесей должен удовлетворять требованиям ГОСТ 12.1.005.

6.4    Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в минеральной части смесей не должна превышать значений, установленных ГОСТ 30108.

7    Требования охраны окружающей среды

7.1    С целью защиты атмосферного воздуха от выбросов вредных веществ при производстве смесей должна быть организована система контроля за ПДВ в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.

7.2    Контроль за состоянием воздушной среды при производстве смесей осуществляют в соответствии с (1).

7.3    Эффективными мерами защиты природной среды является герметизация оборудования и предотвращение разливов битумных вяжущих материалов.

8    Правила приемки

8.1    Приемку смесей проводят партиями. Партией считают количество смеси одного типа и состава, выпускаемое на одной смесительной установке в течение смены, но не более 3000 т.

8.2    Для проверки соответствия качества шеей требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные и периодические испытания.

8.2.1 Приемо-сдаточные испытания

При приемо-сдаточных испытаниях смесей определяют температуру отгружаемой смеси при выпуске из смесителя или бункера — накопителя, отбирают в соответствии с ПНСТ 90—2016 одну объединенную пробу от партии и определяют:

-    гранулометрический состав шеей и количество вяжущего;

-    отекание вяжущего;

-    водонасыщение.

Предельно допустимые отклонения фактических значений отдельных показателей от указанных в рецепте значений представлены в таблице 6.

8

Таблица 6 — Предельно допустимые отклонения отдельных показателей от рецепта

Наименование показателя

Предельно допустимое отклонение

Водонасыщение. % от обьема

± 1.5

Содержание воздушных пустот. %, от обьема

± 1.0

Количество вяжущего. %. по массе

± 0.4

Проход через сито, на один размер меньше номинального максимального размера, %, по массе

±5.0

Проход через сито 8 мм, %, по массе

±5.0

Проход через сито 4 мм, %, по массе

±5.0

Проход через сито 2 мм, %, по массе

±4.0

Проход через сито 0,063 мм, %. по массе

±3.0

8.2.2 Периодические испытания

Периодические испытания смеси осуществляют не реже одного раза в 15 сут или на каждые 45000 т. а также при каждом изменении свойств минеральных материалов (щебня, песка), марки минерального порошка и марки битумного вяжущего, используемых для приготовления смеси.

При периодическом контроле качества смесей и асфальтобетонов определяют:

-    гранулометрический состав смеси и количество вяжущего;

-    содержание воздушных пустот;

-    стекание вяжущего:

-    пустоты в минеральном заполнителе (ПМЗ);

-    водонасыщение;

-    водостойкость;

-    среднюю глубину колеи;

-    результаты испытаний дополнительных показателей (при необходимости).

При определении дополнительных показателей смесей и асфальтобетонов периодичность испытаний определяют в контрактной, проектной или иной документации.

Предельно допустимые отклонения фактических значений отдельных показателей от указанных в рецепте значений представлены в таблице 6. Показатели, не представленные в таблице 6. должны соответствовать требованиям 5.2.

Удельную эффективную активность естественных радионуклидов принимают по максимальной удельной эффективной активности естественных радионуклидов в применяемых минеральных материалах. Эти данные указывает в документе о качестве предприятие-поставщик.

8.3 На каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и результаты испытаний, в том числе:

-    наименование и адрес предприятия-изготовителя;

-    номер и дату выдачи документа;

-    наименование и адрес потребителя;

-    номер заказа (партии) и количество (массу) смеси партии;

-    тип смеси;

-    рецепт смеси;

-    стекание вяжущего;

-    содержание воздушных пустот;

-    пустоты в минеральном заполнителе (ПМЗ);

-    водонасыщение;

-    водостойкость;

-    среднюю глубину колеи;

-    результаты испытаний дополнительных показателей (при необходимости);

-    удельное содержание радионуклидов.

При отгрузке смеси потребителю каждый автомобиль сопровождают транспортной документацией. в которой указывают:

9

-    наименование и адрес предприятия-изготовителя:

-    наименование и адрес потребителя:

-    дату и время изготовления смеси:

-    температуру отгружаемой смеси:

-    тип и количество смеси.

8.4 Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия поставляемой смеси требованиям настоящего стандарта, соблюдая методы отбора проб, изготовления образцов и испытаний. предусмотренные настоящим стандартом.

В случае несоответствия смеси и асфальтобетона требованиям более чем по двум показателям партию бракуют. При несоответствии смеси и асфальтобетона по одному или двум показателям потребитель дополнительно из партии материала подготавливает пять лабораторных проб и проверяет их на соответствие требованиям настоящего стандарта. В случае несоответствия двух или более проб партию бракуют.

9    Указания по применению

9.1    Толщина укладываемого слоя асфальтобетона должна быть не меньше 2.5-кратного номинального максимального размера минерального заполнителя.

9.2    Толщина укладываемого слоя асфальтобетона из смесей с номинальным максимальным размером заполнителя не более 11.2 мм должна быть более 30 мм.

9.3    Вырубки (керны) следует отбирать из слоя асфальтобетона не ранее чем через 1 сут после его уплотнения в соответствии с ПНСТ 90—2016.

9.4    Вырубки (керны) отбирают не менее чем в трех равномерно распределенных точках на 10000 м2. В каждой точке отбирают не менее двух вырубок (кернов). При необходимости допускается увеличивать число точек, а также число вырубок (кернов) в каждой точке.

9.5    Допустимые отклонения по толщине слоя асфальтобетона относительно проектных значений должны быть:

-    не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от минус 15 % до плюс 20 %, остальные — до ± 10 %.

10    Транспортирование смесей

Смеси транспортируют к месту укладки автомобилями, сопровождая каждый автомобиль транспортной документацией.

11    Гарантии изготовителя

Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие выпускаемой смеси по температуре, составу и показателям требованиям настоящего стандарта при условии соблюдения правил ее транспортирования и укладки в покрытие.

12    Методы испытаний смесей и асфальтобетонов

12.1 Методы определения показателей смесей и асфальтобетонов

Показатели смесей и асфальтобетонов определяют в соответствии с таблицей 7.

Таблица 7 — Методы испытаний смесей и асфальтобетонов

Наименование показателя

Метод испытания

Количество вяжущего в смеси

ПНСТ 93—2016 или ПНСТ 94—2016

Гранулометрический состав смеси

Определяется по ГОСТ 33029 на ситах с квадратным сечением ячеек размерами 0,063. 0.125: 0,25; 0.5; 1.0. 2.0; 4.0; 5.6; 8.0. 11.2. 16.0; 22.4. 31.5 мм

Содержание воздушных пустот

ПНСТ 108—2016

Окончание таблицы 7

Наименование показателя

Метод испытания

Объемная плотность

ПНСТ 106—2016

Максимальная плотность

ПНСТ 92—2016

Водостойкость

ПНСТ 113—2016

Разрушающая нагрузка по Маршаллу

ПНСТ 109-2016

Деформация по Маршаллу

ПНСТ 109—2016

Сопротивление течению по Маршаллу

ПНСТ 109-2016

Средняя глубина колеи

ПНСТ 181—2016

Угол наклона кривой колееобраэования

ПНСТ 181—2016

Предел прочности на растяжение при изгибе

ПНСТ 179—2016

Предельная относительная деформация растяжения

ПНСТ 179-2016

Истираемость асфальтобетона

ПНСТ 180-2016

Остаточная прочность после воздействия реагентов

ПНСТ 182—2016

Стекание вяжущего

Приложение Б

Объем пустот минерального заполнителя (ПМЗ)

ПНСТ 184—2016 (приложение Д)

Водонасыщение

ПНСТ 184—2016 (приложение Ж)

12.2 Методы изготовления асфальтобетонных образцов в лаборатории

Показатели «Объемная плотность». «Водонасыщение». «Водостойкость». «Разрушающая нагрузка по Маршаллу». «Деформация по Маршаллу». «Сопротивление течению по Маршаллу» определяются на асфальтобетонных образцах, изготовленных в соответствии с ПНСТ 110—2016.

В течение года с момента вступления в силу настоящего стандарта допускается применение методики изготовления асфальтобетонных образцов вибрированием с последующим до уплотнением прессованием в соответствии с ПНСТ 184—2016 (приложение Л) и определение указанных выше показателей на изготовленных образцах

11

Приложение А (рекомендуемое)


Методика расчета рекомендуемого минимального количества битумного вяжущего в смесях


Рекомендуемое минимальное количество битумного вяжущего сверх 100 % минеральной части смеси в щебеночно-мастичных смесях рассчитывается по формуле


Б =


2.65


(А1)


где <3*- обьемная плотность минерального заполнителя, входящего в состав асфальтобетонной смеси, г/см3, определенная по формуле А 2;

с» — минимальное количество битумного вяжущего, %. согласно таблице А 1, для смесей общая обьемная плотность минерального заполнителя которых составляет 2,65 г/см3


Таблица А1

Номинальный максимальный размер зерен заполнителя в смеси, мм

о.%

22

5.7

16

5,9

11

6.2

8

6,7


Обьемную плотность минерального заполнителя G^. г/см3, вычисляют по формуле

_ "1 + п2 *.....♦    пп

9b~ Oi + 'h.+'ln Pi Р2 Рп


(А 2)


где л,, п2......пп — количество в минеральной части смеси каждого отдельного минерального заполнителя. %.

Pi, pj.    рп    — плотности каждого отдельного минерального заполнителя, входящего в состав смеси, г/см3

Для щебней берется средняя плотность каждой применяемой фракции, определяемая согласно ГОСТ 33057 Для дробленого песка берется истинная плотность, определяемая согласно ГОСТ 32722, для минерального порошка берется истинная плотность согласно ГОСТ 32763


12


ПНСТ 183—2016

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения...............................................................3

4    Классификация......................................................................3

5    Технические требования..............................................................3

6    Требования безопасности.............................................................8

7    Требования охраны окружающей среды..................................................8

8    Правила приемки...................................................................,8

9    Указания по применению.............................................................10

10    Транспортирование смесей..........................................................10

11    Гарантии изготовителя..............................................................10

12    Методы испытаний смесей и асфальтобетонов..........................................10

Приложение А (рекомендуемое) Методика расчета рекомендуемого минимального количества

битумного вяжущего в смесях..............................................12

Приложение Б (обязательное) Метод определения устойчивости смеси к расслаиванию

по показателю стекания вяжущего..........................................13

Приложение В (рекомендуемое) Рекомендации по выбору классов асфальтобетонов

по истираемости.........................................................14

Приложение Г (обязательное) Определение    влажности и термостойкости волокон..............15

Библиография.......................................................................17

Введение

В связи с вступлением в силу новых межгосударственных стандартов на каменные материалы, включенных в перечень стандартов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011). а также предварительных национальных стандартов, разработанных в рамках внедрения системы «Superpave», возникает необходимость переработки действующих нормативных документов, регламентирующих технические требования и методы испытаний асфальтобетонных смесей и асфальтобетона.

Настоящий предварительный стандарт разработан с учетом отечественного и зарубежного опыта, а также положений следующих нормативно-технических документов:

-    TL Asphalt-StB 07 Technische Lieferbedingunden fur den Bau von VerkehrsflSchenbefestigungen (Технические условия поставки асфальтобетонных смесей для строительства дорожной одехщы проезжей части);

-    ZTV Asphalt-StB 07 Zusatzliche Technische Verkehrsfiachenbefestigungen und Richtlinien fur den Bau von Verkehrsfiachenbefestigungen aus Asphalt (Дополнительные технические условия договора и положения для строительства дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием проезжей части);

-    Финские нормы на асфальтобетон 2011 г. RANK гу;

-    комплекс предварительных национальных стандартов, разработанный в рамках внедрения системы «Superpave»;

-    ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия»;

-    ГОСТ 12801-98 «Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний».

При разработке проекта предвариельного национального стандарта была создана рабочая группа. в которую входили специалисты следующих организаций:

-    АНО «НИИ ТСК»;

-    ООО «РГ СП «Автобан»;

-    ООО «Газпромнефть-Битумные материалы»;

-    ООО «Инновационный технический центр»;

-    ЗАО «ВАД»;

-    ООО «Технострой;

-    ОАО «ДСК «Автобан»;

-    ОАО «АБЗ № 1».

IV

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫЕ

Технические условия

Automobile roads of general use Bituminous stone mastic mixtures and stone mastic asphalt Specifications

Срок действия — с 2017—06—01 до 2019-06-01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетонные смеси и асфальтобетон щебеночно-мастичные, предназначенные для устройства верхнего слоя покрытия автомобильных дорог общего пользования и аэродромов.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 17.2.3.02 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 23932 Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Обще технические условия ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 32703 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования

ГОСТ 32722 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный и дробленый. Определение истинной плотности

ГОСТ 32730 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования

ГОСТ 32761 Дороги автомобильные общего пользования. Порошок минеральный. Технические требования

ГОСТ 32763 Дороги автомобильные общего пользования. Порошок минеральный. Метод определения истинной плотности

Издание официальное

ГОСТ 33029 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение гранулометрического состава

ГОСТ 33057 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение средней и истинной плотности, пористости и водопоглощения

ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования.

ГОСТ Р 52056 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 53228 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования Испытания

ПНСТ 82—2016 Дороги автомобильные общего пользования Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические требования с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок

ПНСТ 86—2016 Дороги автомобильные общего пользования Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки с учетом температурного диапазона эксплуатации

ПНСТ 90—2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод отбора проб

ПНСТ 92—2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения максимальной плотности

ПНСТ 93—2016 Дороги автомобильные общего пользования Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Определение содержания битумного вяжущего методом выжигания

ПНСТ 94—2016 Дороги автомобильные общего пользования Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Определение количества битумного вяжущего методом экстрагирования

ПНСТ 106—2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения объемной плотности

ПНСТ 108—2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения содержания воздушных пустот

ПНСТ 109—2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения сопротивления пластическому течению цилиндрических образцов на установке Маршалла

ПНСТ 110—2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод подготовки цилиндрических образцов с использованием установки Маршалла

ПНСТ 113—2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения водостойкости и адгезионных свойств

ПНСТ 114—2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Технические требования для метода объемного проектирования по методологии Superpave

ПНСТ 179—2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон Метод определения предела прочности на растяжение при изгибе и предельной относительной деформации растяжения

ПНСТ 180—2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения истираемости

ПНСТ 181—2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения стойкости к колееобразованию прокатыванием нагруженного колеса

ПНСТ 182—2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения влияния противогололедных реагентов

ПНСТ 184—2016 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Технические условия

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная

2

ПНСТ 183—2016

ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь, состоящая из минеральной части (щебня, дробленого песка и минерального порошка), битумного вяжущего и стабилизирующих или иных добавок, способных удерживать битумное вяжущее при технологических температурах, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

3.2    щебеночно-мастичный асфальтобетон: Уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

3.3    номинальный максимальный размер зерен минерального заполнителя: Размер зерен минерального заполнителя, соответствующий размеру ячейки сита, которое на один размер больше первого сита, полный остаток минерального заполнителя на котором составляет более 10 %.

3.4    максимальный размер зерен минерального заполнителя: Размер зерен минерального заполнителя. который на один размер больше номинального максимального размера зерен минерального заполнителя.

3.5    основные показатели: Показатели асфальтобетонных смесей и асфальтобетонов, определяемые в обязательном порядке при проектировании смесей, приемо-сдаточных и периодических испытаниях.

3.6    дополнительные показатели: Показатели асфальтобетонных смесей и асфальтобетонов, указанные в контрактной, проектной или иной документации, определение которых обусловлено климатическими условиями или набором статистических данных.

3.7    вырубка (керн): Образец, полученный из уложенного асфальтобетонного слоя путем выпиливания или выбуривания.

4    Классификация

В зависимости от номинального максимального размера зерен заполнителя щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси (шеей) и щебеночно-мастичный асфальтобетон (асфальтобетон) подразделяют на типы:

-    шеей с номинальным максимальным размером зерен 22.4 мм (ЩМА 22);

-    шеей с номинальным максимальным размером зерен 16,0 мм (ЩМА 16);

-    шеей с номинальным максимальным размером зерен 11,2 мм (ЩМА 11);

-    шеей с номинальным максимальным размером зерен 8,0 мм (ЩМА 8).

5    Технические требования

Смеси должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться по технологическому регламенту, утвержденному предприятием-изготовителем

5.1 Требования к зерновым составам смесей

Зерновой состав минеральной части смесей проектируют и определяют на ситах с квадратными ячейками размерами: 0.063; 0,125; 0,25; 0,5; 1,0; 2.0; 4,0; 5.6; 8.0; 11,2; 16,0; 22,4; 31,5 мм.

Зерновые составы минеральной части смесей должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

Требования к гранулометрическому составу, указанные в таблице 1. являются обязательными при проектировании и подборе смесей. При контроле качества шеей (приемо-сдаточные и периодические испытания) необходимо пользоваться предельно допустимыми отклонениями от рецепта, указанными в таблице 6.

3

Таблица 1 — Зерновые составы смесей

Размер сита, мм

Проход смеси через сито. % по массе, для типов смесей

ЩМА22

ЩМА 16

ЩМА 11

ЩМА 8

31.5

100

22.4

От 90 до 100

100

16.0

От 50 до 65

От 90 до 100

100

11.2

От 30 до 50

От 50 до 65

От 90 до 100

100

8.0

От 24 до 40

От 40 до 55

От 50 до 65

От 90 до 100

5.6

От 35 до 45

От 35 до 55

4.0

От 20 до 35

От 23 до 38

От 25 до 40

От 25 до 45

2.0

От 16 до 26

От 18 до 28

От 20 до 30

От 20 до 30

0,063

От 8 до 12

От 8 до 12

От 8 до 12

От 8 до 12

5.2 Требования к показателям

5.2.1    Показатели смесей и асфальтобетонов подразделяют на основные и дополнительные.

К основным показателям относятся:

-    зерновой состав и количество вяжущего;

-    содержание воздушных пустот;

-    отекание вяжущего;

-    пустоты в минеральном заполнителе (ПМЗ);

-    водостойкость;

•    водонасыщение;

-    средняя глубина колеи.

К дополнительным показателям относятся:

-    угол наклона кривой колееобразования;

-    предел прочности при изгибе;

-    предельная относительная деформация;

•    разрушающая нагрузка по Маршаллу;

•    деформация по Маршаллу;

-    сопротивление течению по Маршаллу;

-    истираемость асфальтобетона;

-    остаточная прочность после воздействия реагентов.

5.2.2    Требования к показателям

Требования к показателям смесей и асфальтобетонов представлены в таблице 2.

Рекомендуемое минимальное количество вяжущего в смеси рассчитывается в соответствии с приложением А.

Смеси должны быть устойчивыми к расслаиванию в процессе транспортирования и загрузки-выгрузки. Устойчивость к расслаиванию определяют по показателю стекания вяжущего, который должен быть не более 0,20 % по массе. При проектировании смесей рекомендуемое значение показателя стекания вяжущего должно находиться в пределах от 0,07 % до 0,15 %. Испытание проводят в соответствии с приложением Б.

4

Таблица 2 — Требования к показателям смесей и асфальтобетонов

Наименование показателя

Значение показателя для типов смеси

ЩМА 22

ЩМА 16

ЩМА 11

ЩМА 8

Основные показатели

Содержание воздушных пустот, %

От 2,5 до 5,0

От 2.0 до 4,0

От 2.0 до 4,0

От 1,5 до 3.5

Пустоты в минеральном заполнителе, %, не менее

15

16

16

16

Водонасыщение. % от объема

-    для образцов, приготовленных в лаборатории

-    для вырубок (кернов), не более

От 1,5 до 4,5

5.0

От 1,0 до 3.5 4.0

От 1.0 до 3,5 4.0

От 0.5 до 3.0

3.5

Средняя глубина колеи, мм, не более

3.5

3.5

3.5

3.5

Водостойкость, не менее

0,85

Дополнительные показатели

Предел прочности на растяжение при изгибе, МПа, не менее

7.5

Предельная относительная деформация растяжения, не менее

0,005

Угол наклона кривой колееобразования, мм/1000 циклов

0.15

Истираемость

Класс асфальтобетона по истираемости выбирается по приложению В

Остаточная прочность после воздействия реагентов, %, не менее

Для набора статистических данных

Разрушающая нагрузка по Маршаллу, кН

Деформация по Маршаллу, мм

Сопротивление течению по Маршаллу, кН/мм

5.3 Рекомендуемые температурные режимы

5.3.1 Рекомендуемая температура смесей при приготовлении в зависимости от применяемого битумного вяжущего должна соответствовать температурному интервалу смешивания.

Рекомендуемым температурным интервалом смешивания является интервал температур, в котором вязкость битумного вяжущего находится в пределах (0.17 ± 0,02) Па с. Температурный интервал смешивания определяют в соответствии с ПНСТ 184—2016 (приложение Б).

Рекомендуемая температура смесей при изготовлении образцов в лаборатории и начале уплотнения при укладке должна соответствовать температурному интервалу уплотнения.

Рекомендуемым температурным интервалом уплотнения смеси является интервал температур, в котором вязкость битумного вяжущего находится в пределах (0.28 ± 0,03) Па с. Температурный интервал уплотнения определяют в соответствии ПНСТ 184—2016 (с приложение Б).

Рекомендуемые температурные интервалы для смесей, изготавливаемых на ПБВ и битумных вяжущих с модификаторами, выбирают исходя из рекомендаций производителя битумного вяжущего.

Допускается повышение или понижение температурных интервалов, если этого требует технология применения вяжущих и не приведет к снижению показателей асфальтобетона.

5

5.4 Требования к исходным материалам 5.4.1 Вяжущие

Для приготовления смесей применяют битумные вяжущие по ГОСТ 33133, ГОСТ Р 52056 и ПНСТ 82—2016.

При применении битумных вяжущих по ГОСТ 33133 и ГОСТ Р 52056 рекомендуется применять марки битумных вяжущих в зависимости от дорожно-климатической зоны строительства в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3 — Рекомендуемые марки битумных вяжущих в зависимости от дорожно-климатической зоны строительства

Дорожно-климатическая зона

Тип и марка вяжущего

БНД 130/200

БНД 100/130

1ДКЗ

БНД 70/100

ПБВ60

ПБВ90

ПБВ 130

БНД 100/130

БНД 70/100

пдкз

БНД50Я0

ПБВ 90

ПБВ 60

БНД 100/130

БНД 70/100

БНД 50/70

ШДКЗ

БНД 35/50

ПБВ 90

ПБВ 60

ПБВ 40

БНД 70/100

БНД 50/70

IV и V ДКЗ

БНД 35/50

ПБВ 60

ПБВ 40

Битумные вяжущие по ПНСТ 82—2016 применяются с учетом температурных условий района строительства и уровня прогнозируемых транспортных нагрузок на участке автомобильной дороги.

Температурный диапазон эксплуатации автомобильной дороги оценивается максимальной и минимальной расчетными температурами конструктивного слоя, определяемыми в соответствии с ПНСТ 86—2016.

Выбирают марку битумного вяжущего с верхним значением выше максимальной расчетной температуры и нижним значением ниже минимальной расчетной температуры слоя дорожного покрытия в районе строительства автомобильной дороги. Рекомендуется применять битумные вяжущие по ПНСТ 82—2016 стипом марки по уровню транспортной нагрузки не менее уровня прогнозируемых транспортных нагрузок на данном участке автомобильной дороги или осуществлять выбор битумного вяжущего в соответствии с ПНСТ 114—2016 (пункт 5.1.2).

Примечание — При определении соответствия прогнозируемых транспортных нагрузок на участке автомобильной дороги типу марки битумного вяжущего по ПНСТ 82—2016 допускается не учитывать среднюю скорость движения транспортных средств

6