Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

100 страниц

519.00 ₽

Купить ОДМ 218.2.079-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий используются на стадии проектирования при назначении геометрических параметров макрошероховатости дорожного покрытия в зависимости от условий движения, при выборе соответствующих типов покрытий и способов распределения материалов, видов и качества используемых материалов, технологий и организации работ, а также для контроля качества. Рекомендации рассчитаны на инженерно-технических работников дорожного хозяйства и предназначаются для практического использования организациями, выполняющими работы по устройству макрошероховатых дорожных покрытий. Рекомендации предполагают постоянное совершенствование технологий по проектированию и устройству макрошероховатых дорожных покрытий, имеют возможность для создания и развития новых методических документов.

 Скачать PDF

Имеет рекомендательный характер

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Классификация макрошероховатых дорожных покрытий

6 Принципы проектирования макрошероховатых дорожных покрытий

7 Методы проектирования геометрических свойств макрошероховатого дорожного покрытия на основе теоретико-вероятностного подхода

8 Характеристики материалов

9 Рекомендации по выбору технологии устройства макрошероховатых дорожных покрытий

10 Основные технологии устройства макрошероховатых дорожных покрытий

11 3D—моделирование макрошероховатых дорожных покрытий

12 Контроль качества при устройстве макрошероховатых дорожных покрытий

13 Охрана труда и техника безопасности

Библиография

Приложение. Критерии проектирования макрошероховатых дорожных покрытий

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2018
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

15.05.2017УтвержденФедеральное дорожное агентство942-р
РазработанООО КОНСТРУКТОР
ИзданРосавтодор2016 г. (сайт)

Recommendations about design macrorough pavings

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОДМ 218.2.079-2016

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ МАКРОШЕРОХОВАТЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

МОСКВА 2016

ОДМ 218.2.079-2016

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ ООО «Конструктор».

2 ВНЕСЕНЫ Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора.

3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Федерального дорожного агентства от «15» 05.2017 г. № 942-р.

4    ИМЕЮТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5    ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ.

ОДМ 218.2.079-2016

4.7    При распределении компонентов макрошероховатых дорожных покрытий может наблюдаться эффект сегрегации, связанный с неоднородностью распределения геометрических показателей активных выступов макрошероховатости в вертикальном, продольном и поперечном направлениях и определяющий случайный характер возникновения участков с пониженным и повышенным коэффициентом сцепления.

4.8    Регламент контроля качества макрошероховатых дорожных покрытий рекомендуется формировать на основе определения и анализа геометрических показателей макрошероховатости, имеющих свойства инвариантности в отношении базы измерений.

4.9    Технические свойства макрошероховатых дорожных покрытий характеризуются геометрическими параметрами, закладываемыми на стадии проектирования поверхности покрытия с учетом перспективы, обеспечивающих допустимое ухудшение свойств за счет износа покрытия под воздействием возрастающей грузонапряженности движения, природно-климатических факторов и деятельности дорожно-эксплуатационной службы по содержанию и ремонту автомобильной дороги.

4.10    При назначении геометрических параметров макрошероховатости рекомендуется учитывать, что на изменение коэффициента сцепления влияет не только изменение средней высоты выступов и средней глубины впадин макрошероховатостей, но и изменение разброса (диапазона или статистического распределения) высот активных выступов. Измеряемые геометрические параметры макрошероховатости могут быть назначены согласно ГОСТ 2789 и [5] с применением дополнительных показателей.

5 Классификации макрошероховатых дорожных покрытий

5.1 Одним из главных способов повышения сопротивления скольжению шины, т. е. обеспечения требуемых значений коэффициента сцепления, согласно ГОСТ 30413 и ГОСТ Р 50597 является создание макрошероховатости.

8

ОДМ 218.2.079-2016

5.2    Минимально допустимые в течение всего срока службы значения коэффициента сцепления: 0,28 (легкие), затрудненные 0,3; опасные - 0,32 (5].

5.3    Классификация    макрошероховатых    дорожных    покрытий

производится по параметрам макрошероховатости о(1Ср, приведенным в таблице 1.

5.4 Основные типы    макрошероховатых    дорожных    покрытий,

соответствующие типам макрошероховатости, приведены в таблице 2.

Таблица 1 - Классификация макрошероховатых дорожных покрытий

Типы макрошероховатости

Уровень макро шеро ховатости

Среднее квадратическое отклонение макрошероховатости,

Gacp, ММ

Нешероховатые (гладкие)

1

менее 1,0

Шероховатые

2

от 1,0 до 2,0 включительно

Среднешероховатые

3

от 2,0 до 3,0 включительно

Сильношероховатые

4

от 3,0 и более

Таблица 2 - Основные типы макрошероховатых дорожных покрытий

Типы

шероховатости

Основные типы макрошероховатых дорожных покрытий

11ешероховатые (гладкие)

Асфальтобетонные из плотных смесей типа Д, цементобетонные

Шероховатые

Асфальтобетонные из плотных смесей типов В, Г, Гх

Средне

шероховатые

Асфальтобетонные из плотных смесей типов А, Б, В, Г; покрытия из ЛЭМС; покрытия из ЩМА-10

Сильно

шероховатые

Асфальтобетонные из крупнозернистых смесей типов А и Б; пористые и высокопористые слои; покрытия из ЩМА-15; поверхностные обработки; покрытия с втапливанием щебня; покрытия из ЩМА-20, посыпка щебнем ездового полотна мостовых сооружений из литого асфальтобетона

ОДМ 218.2.079-2016

5.5    Для обеспечения безопасности движения изменение коэффициента сцепления в поперечном профиле не должно превышать 0,1.

5.6    Во избежание усиления вибрации во время движения транспортных средств расстояние между соседними выступами макрошероховатости (шаг шероховатости) рекомендуется выбирать менее 40 мм, если это не оговорено особо (например, для шумовой шероховатой поверхностной обработки).

5.7    Во избежание увеличения уровня шума от проезжих транспортных средств крупношероховатые дорожные покрытия не рекомендуется применять в пределах населенных пунктов.

5.8    Неопределенность в использовании только средней глубины впадин макрошероховатостей определяется, в частности, разбросом заполнения межзернового пространства вяжущим (обычно от 1/3 до 1/2 высоты зерна). При этом изменение коэффициента сцепления не зависит от высоты вяжущего между зерен щебня.

5.9    Параметры макрошероховатости дорожных покрытий определяются в соответствии с разделом 7.

5.10    Предлагается классификация шероховатых структур, основанных на

параметрах ГОСТ 2789 и обеспечиваемом коэффициенте сцепления по требованиям ГОСТ Р 50597 и [I. см. таблицу 46]. Исходя из условий движения, характеризуемых таблицей 46    [I],    степень    макрошероховатости по

обеспечиваемому коэффициенту сцепления классифицируется согласно таблице

3.

5.11    Классификация типов элементов макрошероховатости приведена в таблице 3.

5.12    Классификация и потребительские качества макрошероховатых дорожных покрытий и обеспечивающие их технические характеристики по уровню макрошероховатостн приведены в таблице 4.

5.13    Требуемые качественные характеристики макрошероховатых дорожных покрытий приведены в таблице 5.

10

ОДМ 218.2.079-2016

Таблица 3 - Классификация элементов шероховатости дорожных покрытий

типов

струк

туры

Наименование

типа

макрошерохо-

ватой

структуры

Размер

элементов

структур

макрошс-

роховатости

(мм)

Виды

макрошероховатых

дорожных

покрытий

Обеспечиваемый коэффициент сцепления не менее

1

Крупноблочные

от 70 до 250

Мостовые из мелких бетонных блоков, брусчатые из равного камня, булыжные

0,5

2

Крупнозернистые

от 40 ДО 70

Щебеночные покрытия

0,5

3

Среднезернистые

от 20 до 40

Асфальтобетонные, щебеночные, холодный асфальтобетон

0,4

4

Мелкозернистые

от 5 до 20

Асфальтобетон, поверхностные обработки, искусственная шероховатость

0,5

5

Песчаная

менее 5

Асфальтобетон,

цементобетон

0.4

ОДМ 218.2.079-2016


Таблица 4 - Классификация дорожных покрытий по уровню макрошероховатости (ориентировочно)

Уровень

макро*

шерохо

ватое™

Активность

поверх

ности

элементов

шерохо-

ватости

(бал)

Относи-

тельная

активность

контакта.

0.

Относи

тельная

плотность

контактов.

N.

Среднее

квадратическое отклонение макрошероховатости. о».р. мм

Обеспечиваемые 1ранспоргно-)ксш1уатационныс характеристики при неблагоприятном состоянии покрытия

Минимальны* коэффициент сцепления, не менее

Коэффициент сопротивления движения, не более

Уровень звука. ДБ л, не более

Максимальная скорость км/ч. нс менее

Величина тормозного пути. м. не менее

Нешерохо

ватые

1

1,0

1.0

менее 1.0

0.35

0,05

50

90

92.0

Шерохо

ватые

2

от 1 до 1.5

от 1.0

до 1.5

от 1.0

до 2.0

0.4

0.06

60

100

86.0

Средне

шерохо

ватые

3

от 1.5 до 2.0

от 1.5

до 2.0

от 2.0 до 3.0

0.45

0.07

70

по

77.0

С ил ыю шерохо ватые

4

от 2.0

от 2.0

более 3.0

0.5

0.08

80

по

64.0


12


Предельная глубина колеи, мм. не менее

с

м

г

£

И эносостой кость, мм млн ор т., нс менее

Долговечность, лет

Таблица 5 - Требуемые характеристики макрошерочоватых дорожных покрытий (ориентировочно)

I (рочностъ, сдвигоустой-чивость. МПа. нс менее

Однородность структуры поверхности

I

(коэффициент вариации)

Яркость покрытия. КДм\ нс менее

Коэффициент сопротивления движению

Ко *ффнциент сцепления (при неблагоприятном состоянии покрытия). ЦСЖШХ_

Ровность. СМ'КМ (толчкомер), не более сометрнчсскнс ЭДСМС11ШДРРР1Н

Ьсюпасность движения. КИ1 /Кош. не более

Однородность условий движения (коэффициент вариации параметров)

Комфортность движения (коэффициент комфортности), мм/с

Скорость, км/ч

00

00

88

JL?-

jsj.

-Г 00

И

п т

о

т,

о

о ©

о ©

Категория автомобильной дороги


ОДМ 218.2.079-2016

Содержание

Стр.

1    Область применения............................................................. 1

2    Нормативные ссылки............................................................. 2

3    Термины и определения......................................................... 3

4    Общие положения............................................................... 4

5    Классификация макрошероховатых дорожных покрытий............... 8

6    Принципы проектирования макрошероховатых    дорожных

покрытий.......................................................................... 14

7    Методы проектирования геометрических свойств

макрошероховатого дорожного покрытия на основе теоретиковероятностного подхода........................................................ 39

8    Характеристики материалов................................................... 47

9    Рекомендации по выбору технологии устройства

макрошероховатых дорожных покрытий................................... 49

10    Основные технологии устройства макрошероховатых дорожных

покрытий........................................................................... 57

11    ЗЕ>-моделирование макрошероховатых дорожных    покрытий.........    73

12    Контроль качества при устройстве макрошероховатых дорожных

покрытий........................................................................... 76

13    Охрана труда и техника безопасности...................................... 83

Библиография    85

Приложение Критерии проектирования макрошероховатых

87

дорожных покрытии............................................................

III

ОДМ 218.2.079-2016

Рекомендации но проект ированию макрошероховатмх дорожных покрытий

Reeommendations about design macrorough pavings

Дата введения    2016    г.

1 Обдаем» применения

1.1    ОДМ является документом рекомендательного характера для использования в дорожном хозяйстве.

1.2    Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий используются на стадии проектирования при назначении геометрических параметров макрошероховатости дорожного покрытия в зависимости от условий движения, при выборе соответствующих типов покрытий и способов распределения материалов, видов и качества используемых материалов, технологий и организации работ, а также для контроля качества.

1.3    Рекомендации рассчитаны на инженерно-технических работников дорожного хозяйства и предназначаются для практического использования организациями, выполняющими работы по устройству макрошероховатых дорожных покрытий.

1.4    Рекомендации предполагают постоянное совершенствование технологий по проектированию и устройству макрошероховатых дорожных покрытий, имеют возможность для создания и развития новых методических документов.

ОДМ 218.2.079-2016

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

1.    ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

2.    ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

3.    ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики.

4.    ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия.

5.    ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.

6.    ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний.

7.    ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний.

8.    ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия.

9.    ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.

10.    ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Определение сцепления битума с мрамором или с песком.

11.    ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия.

12.    ГОСТ 12784-78 Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Методы испытаний.

13.    ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний.

14.    ГОСТ 16557-2005 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органо-минеральных смесей. Технические условия.

15.    ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

ОДМ 218.2.079-2016

16.    ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов.

17.    ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

18.    ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночномастичные. Технические условия.

19.    ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных г орных пород при производстве щебня. Технические условия.

20.    ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования.

21.    ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

22 ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия.

23.    ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия.

24.    Свод правил по проектированию и строительству Российской Федерации СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85).

3 Термины и определения

В настоящих рекомендациях используются следующие термины с соответствующими определениями, применяемые в дорожном хозяйстве:

3.1    базовая .пиши (поверхность): Линия (поверхность) заданной геометрической формы, определенным образом проведенная относительно профиля и служащая для оценки геометрических параметров поверхности.

3.2    впадина профиля: Часть реального профиля, соединяющая две соседние точки пересечения его со средней линией, направленная из тела.

3.3    высота неровностей профиля по десяти точкам: Сумма средних арифметических абсолютных отклонений точек пяти наибольших минимумов

3

ОДМ 218.2.079-2016 и пяти наибольших максимумов профиля в пределах базовой длины.

3.4    выступ профиля: Часть реального профиля, соединяющая две соседние точки пересечения его со средней линией профиля, направленная ю тела.

3.5    линия выступов профиля: Линия, эквидистантная средней линии, проходящая через высшую точку профиля в пределах базовой длины.

3.6    линия впадин профиля: Линия, эквидистантная средней линии, проходящая через низшую точку профиля в пределах базовой длины.

3.7    ЛЭМС: Литая эмульсионно-минеральная смесь.

3.8    макрошероховатость покрытия: Совокупность макрошероховагосгей либо специально созданных бороздок на покрытии в зоне контакта шины автомобиля с поверхностью покрытия.

3.9    неровность профиля: Выступ профиля и сопряженная с ним впадина профиля.

3.10    наибольшая высота профиля: Расстояние между линией выступов профиля и линией впадин профиля в пределах базовой длины.

3.11    нормальное сечение: Сечение, перпендикулярное базовой поверхности.

3.12    относительная опорная длина профиля: Отношение опорной длины профиля к базовой длине.

3.13    отклонение профиля: Расстояние между любой точкой профиля и средней линией.

3.14    полиуретан: Класс синтетических эластомеров, приготавливаемый из одного или двух компонентов (полиола и изоцианата, до этапа приготовления на месте производства работ, хранящихся отдельно: при их смешивании образуется реакционно-способная смесь). Свойства полиуретана регулируют, получая жесткий, мягкий, интегральный, ячеистый (вспененный) или монолитный материал.

3.15    разброс высот выступов макрошероховагосгей: Статистическое распределение расстояний между проекциями вершин активных выступов макрошероховатости на вертикальную ось.

4

ОДМ 218.2.079-2016

3.16    срелмий шаг неровностей: Среднее арифметическое значение шага неровностей профиля в пределах базовой длины.

3.17    средний шаг неровностей профиля по вершинам: Среднее арифметическое значение шага неровностей профиля по вершинам в пределах базовой длины.

3.18    средняя линия профиля:    Базовая линия, имеющая форму

номинального профиля и проведенная так, чтоб в пределах базовой длины среднее квадратическое отклонение профиля до этой линии минимально.

3.19    среднее арифметическое отклонение профиля:    Среднее

арифметическое абсолютных значений отклонений профиля в пределах базовой длины.

3.20    тонкий слой износа: Верхний слой дорожного покрытия толщиной от 1,0 до 2,5 см с повышенными фрикционными (шероховатостью) и гидроизоляционными характеристиками из специально подобранной асфальтобетонной смеси, уложенной по мембранной технологии.

3.21    число знакочерелований: Число пересечений с уровнем.

3.22    шаг местных выступов профиля: Длина отрезка средней линии между проекциями на нее двух наивысших точек соседних местных выступов профиля.

3.23    шаг неровностей профиля: Отрезок средней линии профиля, ограничивающий неровность профиля.

3.24    шероховатость поверхности: Совокупность неровностей поверхности с относительно малыми шагами, выделенная с помощью базовой длины.

3.25    шероховатая поверхность (IIIII): Поверхность, которая образуется чередованием выступов зерен щебня и впадин между ними, а также шероховатостью выступов.

3.26    шероховатая поверхностная обработка (I1I1IO):    Верхний

конструктивный слой дорожного покрытия, образованный последовательным распределением вяжущего и щебня.

ОДМ 218.2.079-2016

3.27    шероховатое тонкослойное покрытие (11JTII): Шероховатый износостойкий защитный и устойчивый к колее слой, толщиной от 2,5 до 4,0 см, частично впрессованной в перекрываемое асфальтобетонное покрытие по высокотемпературной технологии и образующий с ним единый монолит.

3.28    шероховатый поверхностный слой: Специально создаваемый поверхностный слой дорожного покрытия, обладающий макрощсроховатостью, защитными и сцепными свойствами.

3.29    элементы макрошероховатости: Крупные структурообразующие неровности профиля шероховатости

4 Общие положения

4.1    К макро шероховатым дорожным покрытиям относятся шероховатые поверхностные обработки, втапливание черненного щебня в литой асфальтобетон ездового полотна мостовых сооружений, цветные покрытия противоскольжения, покрытия пешеходных мостов, анти гололедные дорожные покрытия с максимальной макрошероховатостью, полиуретановые дорожные покрытия, взъезды для маломобильных групп населения и др. [1-5].

4.2    Макрошероховатое дорожное покрытие является самостоятельным конструктивным элементом автомобильной дороги, который должен проектироваться с целью повышения уровня безопасности движения, устойчивости и комфортности движения, обеспечения требуемой скорости, интенсивности и пропуска расчетных нагрузок, обеспечивать минимальную экологическую нагрузку на окружающую дорогу местность, высокую ремонтопригодность и сроки службы, экономичность и простоту содержания.

4.3    Макрошероховатость дорожного покрытия определяет коэффициент сцепления - важнейший транспортно-эксплуатационный показатель автомобильной дороги, обуславливающий устойчивость контакта шины транспортного средства с покрытием.

4.4    Макрошероховатость дорожного покрытия обеспечивают зерна минерального материала, равномерно распределенные по поверхности

6

ОДМ 218.2.079-2016

дорожного покрытия и формирующие разные текстуры покрытия в виде выступов и впадин.

4.5 Профиль макрошероховатых дорожных покрытий определяется геометрией щебня, его количеством и составом по фракциям, характером распределения щебня. Изменение этих параметров определяет изменение коэффициента сцепления. Определение макрошероховатости проводится при помощи геометрических параметров высоты (вертикально) и шага (горизонтально, продольно и поперечно) неровностей.

4.6 Элементы макрошероховатости (структурообразующие неровности профиля макрошероховатости), характеризуемые частной глубиной впадин и частным шагом шероховатости, представлены на рисунке 1 [4,6].

А-А

f~1- зона активной шероховатости I 1- зона пассивной шероховатости

Л* - базовая плоскость поверхности колеса в зоне контакта с элементами макрошероховатости: С - плоскость наибольших впадин в зоне контакта колеса: И -плоскость наибольших высту пов профиля в зоне контакта колеса: / - базовая длина, мм: DM - размер отпечатка протектора колеса расчетного автомобиля, мм; St - шаг местных выступов в пределах базовой длины, мм; dh - шаг контакта колеса с покрытием в пределах базовой длины, мм; RiU - частная глубина впадин (расстояние между проекциями смежных вершины и впадины на вертикальную ось), мм Рисунок 1 - Элементы и параметры макрошероховатости