ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
POCRBTOUOP
УСТРОЙСТВО ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ И ТОНКИХ СЛОЕВ ИЗНОСА С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФИБРОВОЛОКОН
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)
МОСКВА 2015
ОДМ 218.3.054-2015
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)
Утверждены распоряжением Федерального дорожного агентства
№ 1801-р
от 29 сентября 2015 г.
УСТРОЙСТВО ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ И ТОНКИХ СЛОЕВ ИЗНОСА С ПРИМЕНЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФИБРОВОЛОКОН
Издание официальное
Москва 2015
II
ОДМ 218.3.054-2015
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ ООО «ДорТехИнвест».
2 ВНЕСЕНЫ Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора.
3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Федерального дорожного агентства от 29 сентября 2015 г. № 1801 -р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
Ill
ОДМ 218.3.054-2015
Содержание
Стр.
1 Область применения............................................................. 1
2 Нормативные ссылки............................................................. 2
3 Термины и определения......................................................... 4
4 Общие положения.............................................................. 6
5 Классификация шероховатости и условия устройства
поверхностной обработки и тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон.............................................. 7
6 Рекомендации по выбору технологии поверхностной обработки и
тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон............................................................................... 13
7 Характеристики материалов.................................................. 15
8 Основные технологии устройства поверхностной обработки и
тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон................................................................... 20
9 Особенности выбора материалов фиброволокон и определения
оптимального состава армированного асфальтобетона............... 39
10 Дозирование и введение фиброволокон................................... 43
11 Контроль качества при устройстве поверхностной обработки и
тонких слоев износа с применением различных видов фиброволокон..................................................................... 46
12 Рекомендуемый перечень и требования к оборудованию и
механизмам устройства шероховатых поверхностных слоев с применением фиброволокон.................................................. 51
13 Гарантийный срок............................................................... ^
14 Охрана труда и техника безопасности....................................... 52
IV
ОДМ 218.3.054-2015
Приложение А Методика определения параметров
макрошероховатости дорожных покрытий
(рекомендуемое)................................................. 53
Библиография..................................................... 62
V
ОДМ 218.3.054-2015Устройство поверхностной обработки и тонких слоев п люса с применением различных видов фнброволокон
Device of a surface treatment and thin layers of wear with application of different types of fibers
Дата введения 2015 г.
1 Область применения
1.1 Рекомендации по устройству поверхностной обработки и тонких слоев износа (шероховатых поверхностных слоев) с применением различных видов фнброволокон используются на стадии проектирования при назначении параметров шероховатости поверхности дорожного покрытия в зависимости от условий движения, при выборе соответствующих типов покрытий и способов распределения материалов, видов и качества используемых материалов, технологий и организации работ по устройству шероховатых поверхностных слоев с применением различных видов фнброволокон, а также для контроля качества.
1.2 Рассчитаны на инженерно-технических работников дорожного хозяйства и предназначаются для практического использования организациями, осуществляющими устройство шероховатых поверхностных слоев с применением фнброволокон на различных типах покрытий во всех дорожно-климатических зонах.
1.3 Рекомендации предполагают постоянное совершенствование
технологий устройства шероховатых поверхностных слоев, имеют
возможность для создания и развития новых методических документов.
1
ОДМ 218.3.054-2015
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
1. ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
2. ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
3. ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики.
4. ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.
5. ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний.
6. ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний.
7. ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия.
8. ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.
9. ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Определение сцепления битума с мрамором или с песком.
10. ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия.
И. ГОСТ 12784-78 Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Методы испытаний.
12. ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний.
13. ГОСТ 16557-2005 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органо-минеральных смесей. Технические условия.
ОДМ 218.3.054-2015
14. ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.
15. ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов.
16. ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения
коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.
17. ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфазьтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия.
18. ГОСТ 31424-2010 Материазы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия.
19. ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
20. ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия.
21. ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфазьтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия.
22. ОСТ 218.010-98 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия.
3 Термины и определении
В настоящих рекомендациях используются следующие термины с соответствующими определениями, применяемые в дорожном хозяйстве:
3.1 базовая длина: Длина линии, равная 180 (или 360) мм, проведенной вдоль полосы наката или перпендикулярно к ней в базовой плоскости контакта шины транспортного средства с поверхностью покрытия.
3.2 базовая плоскость: Плоскость поверхности колеса транспортного средства в зоне контакта с элементами шероховатости.
3.3 ЛЭМС: Литая эмульсионно-минеральная смесь.
3
ОДМ 218.3.054-2015
3.4 разброс высот выступов макрошероховатостей: Статистическое распределение расстояний между проекциями вершин макроэлементов шероховатости на вертикальную ось.
3.5 тонкий слой износа: Верхний слой дорожного покрытия толщиной от 1,0 до 2,5 см с повышенными фрикционными (шероховатостью) и гидроизоляционными характеристиками из специально подобранной асфальтобетонной смеси, уложенной по мембранной технологии. Подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.
3.6 шероховатая поверхность: Поверхность, которая образуется
чередованием выступов зерен щебня и впадин между ними, а также шероховатостью выступов.
3.7 шероховатое тонкослойное покрытие: Шероховатый износостойкий защитный и устойчивый к колее слой, толщиной от 2,5 до 4,0 см, частично впрессованной в перекрываемое асфапьтобетонное покрытие по высокотемперату рной технологии и образующий с ним единый монолит.
3.8 шероховатый поверхностный слой: Специально создаваемый поверхностный слой дорожного покрытия, обладающий шероховатостью, защитными и сцепными свойствами.
3.9 шероховатость покрытия: Совокупность макро- и
микрошероховатостей, либо специально созданных бороздок на покрытии в зоне контакта шины транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия.
3.10 шероховатая поверхностная обработка: Верхний конструктивный слой дорожного покрытия, образованный последовательным распределением вяжущего и щебня.
3.11 фибра (фиброволокно): Материал в виде волокон или узких полос, применяемый во многих отраслях промышленности.
4
ОДМ 218.3.054-2015
3.12 элементы макрошероховатости: Крупные структурообразующие неровности профиля дорожного покрытия, представленные на рисунке 1, характеризуемые впадинами и выступами.
1~ зона активной шероховатости 1 У зона пассивной шероховатости
К - базовая плоскость поверхности колеса в зоне контакта с элементами макрошероховатости; С - плоскость наибольших впадин шероховатости в зоне контакта колеса; В - плоскость наибольших выступов шероховатости в зоне контакта колеса; / - базовая длина, мм; 1)м - размер отпечатка протектора колеса, мм; S, - шаг местных выступов макрошероховатости в пределах базовой длины, мм; </„ - шаг контакта шины с поверхностью покрытия в пределах базовой длины, мм; Rtli -частная глубина впадин макрошероховатости (расстояние между проекциями смежных вершин и впадин на вертикальную ось), мм
Рисунок 1 - Элементы и параметры шероховатости в зоне контакта шины транспортного средства с поверхностью покрытия
3.13 элементы мнкрошероховатости: Мелкие выступы и поры на элементах макрошероховатости, определяющие активность поверхности макрошероховатых элементов при взаимодействии с шиной транспортного средства.
5