Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

15 страниц

Купить МУ 2537-82 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1. Назначение и область применения

2. Нормативная регламентация параметров оборудования и санитарная характеристика среды салонов пассажирского транспорта

3. Организация санитарного надзора за состоянием и эксплуатацией городского пассажирского транспорта

     3.1. Задачи и формы надзора

     3.2. Система контрольных показателей

     3.3. Методики определения показателей

Литература и нормативные материалы

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ САНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ЗА ПЕРЕВОЗКАМИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Москва —1982

МИНИЭТЕРСТВО ЗДРАВРОХРАНЕНИЯ СССР

Главное санитарыо-еяидемиологнчвсков управление

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Главного государственного санитарного врача СССР

/>4..*    Ковагило

" <5 “    -    1982    г.

Л 2Ь37-82

ЫЕТОДИЧЕСКИВ УКАЗАНИЯ ПО ГОСУДАРСТВШНСМУ САНИТАРНСМУ НАДЗОРУ ЗА ПЕРЕВОЗКАМИ НАСЕШШЯ ГОРОДСКИМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Москва - 1982

Предупредительный санитарный надзор осуществляется посредством предъявления еле годя о разрабатываемых санитарных заданий транспортным организациям с целью улучшения саджтарных условий паосаххрсххх перевоеон.

3.3. Методики определения показателей

3.3.1.    Ctapeделение линейных габаритов салона и оборудования выполняется о помощью рулетки.

3.3.2.    Угловые параметры оборудования измеряются о помощью угломера.

3.3.3.    Средняя температура воздуха в период двлления транспорта на линии определяется по сухому термометру динамического психрометра Аосмаяа после 3 минут работы вентилятора прибора,

ва высоте 1,3 -1,5 м в центре салона, при оредием его наполнении.

3.3.4.    Освещенность салонов при искусственном осведении определяется объективным люксметром D-II6 ха высоте 0,8 м на расстоянии 0,5 м от стен.

3.9.5.    Искусственное ооведение входов - выходов оценивается ка уровне перво! ступени о помощью объективного люксметра 0-116 в вечери** Время на плохо осведенных или не имевджх ооведения участках дороги.

3.8.6.    Уровни иума в салонах измеряются в 9 октавных полосах (от 31,5 до 8000 ПО по шкале "А" иумомвром о октавными (ждьтрвик, отвечающими требованиям ГОСТ 17188-71, в трех точках: в начале и в конце оаДова ка расстоянии 25-30 см от передне! ж задке! отеякх ж в вредней части салона. Измерения проводите* при средне! скорости двххеккх ка линии,работемих приборах ■ агрегатах, оредием кал синении салонов, на у**отхах пуп для безрельсового транспорта - уоовервекоту ^'внное капитальное покрытие ооглвсю ГОСТ 7495-74, для. **яьоового - балласт щебенчатый, ила-

'Э.

лы железобетонное, рельсы Т-65 плетями длиной 75 и, Обработка результатов проводится в соответствии о ГОСТ 19358-74 "Автомобили, автопоезда, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды. Внешний ж внутренней кум. Предельно допустимые уровни. Методы измерений!

3.3.7.    Уровни вибрации в пассажирских салонах определятся

с помощью комплекта виброизмержтельиых приборов, соответствушего ГОСТ 16826-71 "Приборы вжбронэые ригельные". Параметры виОрожвмерительной системы долины удовлетворить требованиям ГОСТ 12.4.0 2.75 "Средства измерения ж контроля вибрации на рабочих местах”. Вибро-нзмерительный преобразователь крепится к металлическому диску диаметром 250*50 мы и толщиной 6 ш, который помещается между человеком, массой 60-100 кг, к полом или сиденьем в точках, расположенных у левого к правого бортов кузова над задним мостом в автобусе и троллейбусе, над задней шкворневой балкой - в трамвае. Измерения проводятся при движении по маршруту о устав' тив-вейся скоростью, включенных агрегатах и приборах, среднем наполнении салона на участках пути: для безрельсового транспорта с усовершенствованным капитальным покрытием согласно ГОСТ 7495-74, для рельсового - балласт щебенчатый, млады железобетонные, рельсы Т-65 плетями длиной 75 м. Измерительные параметры вибрации -уровни вибро скорости (дБ) на частотах: 1,4,16,31,5,63,125,250,500, 1000 х 2000 Гц. Результат измерения вычисляется из выборки в 5 замеров как статистический показатель о вероятностью 0,95.

3.3.8.    Загрязнение воздуха салонов окисью углерода определяется с помощью газоанализаторов ТГ-5 к IVX-3 по методикам, описанным в Руководстве по контролю загрязнения атмосферы, утвержден-ном Глади ш государственным санитарии* врачом СССР тов. Бургасовьм П.Н. ( 2 нюня 1978 г.) и Председателем Госко?хитета СССР по гидрометеорология а контролю преродней среды тов.Израэлем Ю.А. ( 15 ишя Г*78 г.). Пробы воздуха отбираются прл движении транспорта по маршруту на высоте 1,3-1,5 м в средней часта салона.

3.3.9.    Контроль аа содержанием охисж углерода в огработав-ш газах автомобилей проводител:

-    в ренине КП* t выборочно, совместно с ГАК, с помощью газоанализатора окиси углерода в выпускной трубе на глубине 300 ш от среза;

-    в рениш 0, бпноыин х.х после технического осмотра Л 2, капитального ремонта или регулировки системы питания двигателя на автопредпраятжж.

3.3.10.    Запыленность воздуха салонов монет быть определена о помощью пробоотборников о автономным питанием в сухой период года. Отбор пробы проводитоя со окороотью 20-30 л/ыин, в течение 10 мин, в средней и задней частях на высоте 1,3-1,б м.

ЛИТЕРАТУРА И НОРУАТИШЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Ланцов Л.С. Гхгиеничеох&я характераогика воалунноЙ среды наземного пассажирского транспорта. Тезисы ^нучи.-практ.коиф.: Диагяоот^а аредрейоового ооотояния водителей и безопасность движения. Д.,1975, 19-20.

Ыайотрах *.В., Вовихов Г.В., Чекжна В.Ы., Ланцов Д.С. Влияние некоторых условий окрухащей среды (различный температурный режим в салонах трамваев) в зимне-весенний периоды года на тепловой баланс пассажиров. Об.: Физиология и патология адаптация к природным факторам среды, «рукве, 1977, 831-332.

Ланцов 1.С. Гигиеническая оценка освещенности входов и выходов городского ваземкого пассажирского транспорта. Об»: Актуальные вопросы оедорозленжя внешней среды ж здоровья чкдовека.

Д.,1977, 29-30.

Ландов Л.С., Кегрженхо К.В., Вутченко I.A. Городской транспорт,как йсточяжк неблагоприятных физических воздействий на окружащут среду х организм человека. Сб.: Гкленжческже аспекты загрязнения охружашей среды выбросами автотранспорта к продуктами переработки нефти. Л., 1981, 19-23.

ГОСТ I7I88-7I "П^момеры. Общие технические требования.

Методы испытаний''.

ГОСТ 19353-74 "Автомобили, автопоезда, автобусы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, и мотовелосипеды, вешний х внутренний к и. Предельно допустимые уровни. Методы измерений".

ГОСТ 7495-74 "Троллейбусы городские одноэтайные пассажирские. Технические требования".

ГОСТ 20844-75 "Аппаратура виброизмерительная о пьезоэлектрическими виброкзмерктельными преобразователями".

ГОСТ 10022-75 "Автобусы и троллейбусы городские. Пассажирские помещения. Общие параметры ж размеры".

ГОСТ 17.2.2.03-77 "Охрана природы. Атмосфера. Содержание окиси углерода в отработавши газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Нормы и метод определения".

ГОСТ 8802-78 "Вагоны трамвайные пассажирские".

Санитарные нормы вибрации на юрских, речных и овераых судах # ПОЗ. . , 1973 (Минздрав СССР).

Санитарные нормы по ограничении вибрации на рабочих местах Аля обслухлващего персонала и пассажиров в подвижном составе железнодорожного транспорта А 1209-74.    ,    1974    (Минздрав    СССР).

Строительные нормы н правила СНжП П-4-79 "Естествеиное ж искусственное освещение".

л-пмч ..«acs». л >    з.^    лу    ufSio

TMmftffftii u^ixwi^iwint СССР

к&тодкческне указания разработаны кафедрой коммунально! гигиены ж гигиены питания Ленинградского государственного ордена Ленина института усовершенствования враче! нм. С.Ы.Кирова (зав. хафедро! д.м.м., профессор Г.В.Новаков, исполнит&-сь канд.мед.наук А.С.Ланцов)

I. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНШИЯ

Автомобильный i влехтржческжй транспорт городов СССР каждые сутки перевозит 14,5 мял пассажиров на городских ■ междугородных маршрутах. Пассажирские перевозки, обеспечиваемые на-вемным городским транспортом постоянно возрастают. Так, прирост перевозок за десятилетие 1970-1980 гг. средствами парка тродлей-бусов > автобусов составы 13,9£.

В связи о интенсивным городским строительством в увеличением размеров городов возрастают повседневная маяткиховяя миграции населения и продолжительность поездок жителей к местам приложения труда. В крупных городах эта продолжительность достигает, в среднем, в Моохве 42-45 мин, Ленинграде - 48 мин, Новосибирске 55 мин, Днепропетровске - 49 мин. В сложившейся ситуации приобретают существенное значение, в том числе для здоровья населения, условия, в которых совершаются поездки* К комплексу этих условий относятся габаритные характеристики салонов х паосажжр-скжх меот, параметры микроклимата, освещенности, уровни кума, вибраций х динамических натруаок, а также загрязнекие воздуха я техническое состояние пассажирских салонов. Важное значение имеют загруженность транспортных средств в соотношении о номинальной пассажжровместимостью, а также своевременность х тщательность уборки салонов.

Оценка и нормализация зтжх условий должны осуществляться в соответствии о официальными государственным! регламентами, га-гженжческжмж правилами ж рекомендациями.

Основой для разработки настоящих 'Методических указаний" явились Положение о государственном оаяжтарном надзоре в СССР Л 361 от 31 мая 1973 (п. 9д), государственные стандарты на от-

дальние вялы транспортных средств, методы ж результаты гигиенической оценки условия перевозки населения городским наземным пассажирским транспортом. Указания содержат краткие сведения о гжгиекгчесхом значении, нормах н рекомендациях различных параметров среды пассажирских салонов транспортных средств (трамваев, троллейбусов, автобусов), рекомендуют методики гигиенической оценки условий перевозок и периодичность контроля при ведении текущего санитарного надзора.

Указания предназначены такие для целей предупредительного санитарного надзора при ежегодных разработках ж предъявлении санитарных планов-заданий транспортным организациям.

2. НОЛШТКШАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПАРАМЕТРОВ ОБОРУДОВАНИЯ И САНИТАРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДЫ САЛОНОВ ^АССА-2ИРСК0Г0 ТРАНСПОРТА

2.1.Габариты и оборудование средств пассажирского городского транспорта в СССР регламентированы государственным! стандартами: ГОСТ 10022-75 (Автобусы н троллейбусы городскже. Пассажирские помещения) и ГОСТ 8602-78 (Вагоны трамвайные пассажирские. Технические требования). Выборочные данные этой регламентации представлены в табл. I.

Таблица I

Габариты салонов и параметры оборудования общественного наземного транспорта

Параметры

Нормативные габариты

трамвай

троллейбус автобус

I

Z

а 4

Высота салона, мм

aooi 4»

1950 I960

Ширина прохода (мм) при числе мест в ряду:


580


580


580


четыре


I

2

3

4

три

990

990

990

Ьюота поручней, мы:

потолочных

175(250

175(250

1750^50

кресел

850^20

850^20

85(220

Размеры кресел,ш:

ьг

400

400

400

280

280

280

680

680

680

Н»

45(220

45(220

45(220

Hi

370

370

370

«3

850

850

850

Угол наклона опинки

к сиденьх), град.

95^2

95^2

95^2

Бирина дверей в свету,мм:

одинарной

700

700

700

ДВОЙНОЙ

1200

1200

1200

Вмоота ступеней, ш:

над дорогой

360

320

320

подножек

270

270

270

Глубина отуненей, ш :

нижней

300

300

300

остальных

280

280

280

Примечание: Размеры кресел: Ц - глубина сиденья, La - проход между сиденьями,- расстояние от внутренней поверхности спхнкх до наружной поверхности предыдущего сиденья, Hj - высота сиденья над уровнем пола,

” высота опилки сиденья, - высота кресла.

2.2. Нормы температуры вовдуха в паосакжрскях салонах в холодное время года представлены в государственных стандартах. Соответственно етнм документам температура воздуха в салоне:

- по ГОСТ 0602-78 и ГОСТ 7495-74 - в трамваях к троллейбусах

ложна бить на 20°С выше наружной;

• во ГОСТ 20774-75 в автобусах должна быть не ниже ♦Ю°С при наружной температуре от -15 до -25°С ж не ннжо +5°С при наружной температуре воздуха до -40°С.

Физиолого-гигиеническая обоснованность температуры воздуха ♦Ю°С в салонах пассажирского транспорта подтверждена исследова-нжямж (Е.В.МаЙстрах, Г.В.Ковпков, Н.М.Чекика, Л.С.Ланцов,1977).

2.3.    Освещенность пассажирских салонов трамваев прн применено люминесцентных ламп по ГОСТ 8602-78 должна быть не менее

100 ж, в троллейбусах во ГОСТ 7495-74 за очет люминесцентных светильников - не менее 75 лк, за счет ламп накаливания - не менее 50 лк, в автобусах по ГОСТ 20774-75 за счет лшинесцентных светильников не менее 100 лк, за счет ламп накаливания не менее 60 лк. Коэффициент неравномерности освещения принят, как правило, не менее 1:2 (в автобусах, прн применении дамп накаливания -1:3). Необходимый уровень ж благоприятный психогигиенический эффект освещения обеспечиваются коэффициентом отражения внутренней поверхности ограждений не менее 0,6-0,7 ж применением окраски теплых х нейтральных тонов.

Дея трамваев (ГОСТ 8802-78), троллейбусов (ГОСТ 7495-74), автобусов (ГОСТ 20774-75) установлен нормативный уровень освещенности входов и выходов - 10 лк.

2.4.    Предельно допустимые уровни пума в салонах пассажирского транспорта регламентированы государственным! стандартами: .в

• _ амваях 75 дБ А (ГОСТ 8802-78), в троллейбусах 85 дБ А (ГОСТ 7495-74), в автобусах 80 д Б А (ГОСТ 19358-74).

2.5.    В качестве рекомендуемых предельных уровней вибрации

в салонах городского пассажирского транспорта могут быть временно применены Санитарные нормы вибрации на морских, речных ж озер-

кых судах Л 1103-73 от 18 мая 1973 г.,в части относящейся к речжым в озерным судам с продолжительностью плаванья менее 4 ч.

В соответствие с этими нормами предельными являются уровни вибранив в первой октавной полосе (средняя частота 2 Гц) 101 дБ, во второй (4 ГЦ) - 93 дБ. в третьей (8 Гц) - 90 дБ, в четвертой (16 Гц) - 88 дБ, в пятой ж шестой полосах (31,5 Гц ж 63 Гц) -87 дБ.

Научно аргументированы ж ценны, но требуют высокой аппаратурной обеспеченности Санитарные нормы по ограничению вибрации на местах для пассажиров ь подвижном составе железнодорожного транспорта (включая пригородные поезда) Л 1209-74 от 30 декабря 1974 г.

2.6.    Допустимая скорость изменения ускорения при начале движения и торможении пассажирского транспорта в неаварийных ситуациях по данным фиэиолого-гжгнеяхческой оценки составляет не более 1,5 м/с3, то есть допустимы ж не вызывают сдвигов функциональных показателей сердечной деятельности пассажиров. Нагрузки не более 0,15 с , нараотавдже 8а период более 0,1 о.

Это ориентировочно, соответствует интервалу времени выхода транспортного средства на нормальную скорость после отправки о остановочного пункта или торможения по прибыли на остановку не менее 2 о.

2.7.    В свяви о необходимостью охраны воадужной среды населенных мест от загрязнения отработавшими газами автотранспорта важное значение имеют регламенты допустимого содержания компонентов выхлопных газов в воздухе. ГОСТ 17.2.2.03-77 (Содержание окиси углерода в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями) предусматривает, что объемная доля окиси углерода в отработавших газах автомобилей, в процентах, яе должна превышать норм указанных в табл. 2.

Содержание окиси углерода в отработавшее газах автомобилей

Таблица 2

Режим работы

Объемная доля окиси углерода, %, ве более

до 01.07.1978т,

о 01,07.1978 после до 01.01.1980г. 01.01.1980г.

Ai-ln.X

3.5

2,0 1,5

0,6П номин.х.х

2,0

1.5 1.0

Примечание:    Л    ИХ.    К - режим работы холостого хода двигателя

при минимальном вращении коленчатого вала двигателя.

0,6 п номин.х.х - режим работы холостого хода двигателя равной 0,6 номинальной, установленной предприятием изготовителем.

Максимальная разовая предельно допустимая концентрация (ШЭС^р) окиси углерода в воздухе населенных мест составляет 5 мг/м1, бензина - 5 ыг/ы1 (Предельно допустимые концентрации

вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест, Jfr 2394-81 от

73SV8I И * 1892-78 отТ.08.78 Г.),

2.8. В транспорте, который возвратился в парк, до выхода в очередной рейс долина быть проведена в обязательном порядке влажная уборка.

следовать около 5JC подвижных средств городского пассажирского транспорта, прх ограниченных возможностях, как минимум 20 единиц по каждому виду транспорта. При обследовании необходимо учитывать соотношение различных надов ж моделей транспорта, фактически сложившееся в населенном месте. Первоочередное внимание (не менее 2/3 обследований) следует уделять транспорту со значительными сроками эксплуатации.

3.2. Система контрольных показателей.

Текущий санитарный надзор за подвижным составом городского пассажирского транспорта осуществляется:

-    визуально - при санитарном контроле эксплуатации транспортных средств на линиях для проверки исправности оборудования салонов, систематичности и достаточности уборки салонов. При этом такие ориентировочно оценивается интенсивность вибрации и интервалы времени разгона и торможения транспортных средств;

-    с выборочной инструментальной проверкой - при выходе транспортных средств из капитального ремонта.

Прж осуществлении санитарного надзора за эксплуатацией подвижного состава пассажирского транспорта, особенно поело проведения ремонтных работ, необходима проверка: оборудования - на соответствие государственному регламенту, технического состояния светильников ж соответствия освещенности нормативным уровням. В салонах о енг'тжмимн вибрациями и высокими динамическими нагрузками прж движении в неаварийных ситуациях (по данным субъективной сенсорной оценки) желательно инструментальное исследование. Совместно о ГАИ необходимо проводить контрольные проверки автомобилей на содержание окиси углерода в выхлопных газах.

Результаты этих обследования с предлагаемыми сроками устранения недостатков предъявляются руководителям транспортных организаций.

1

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА СОСТОЯНИИ!

И ЗШШАТАШЕй ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

3.1. Задачи и формы надзора

Контрольные обследования транспорта целесообразно проводить круглогодично - в теплый (преимущественно летом) к холодный (преимуществ -нно зимой) периоды года. В каждый из указанных периодов, для получения достоверных результатов контроля, рекомендуется об-