УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра здравоохра вення СССР.Главный государствен ный санитарный врач СССР
П.Н.' Буртасов
/✓
S " декабря 1976г. $ 1527-76
МЕТОДИЧЕСШ УКАЗАНИЯ
по оценке- эффективности системы централизации управления и финансирования санитарно-эпидемиологических станций
Положением о государственном санитарном надзоре в СССР.утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 года № 361 определены основные задачи государственного санитарного надзора .которые заключаются в осуществлении контроля за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий .направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней природной среды (водоемов.почвы и атмосферного воздуха).на оздоровление условий труда.обучения и отдыха населения, а также контроля за организацией и проведением мероприятий.направленных на предупреждение и снижение заболеваемости.
Выполнение этих важных государственных задач требует совершенствования управления в санитарно-эпидемиологической службе.а также форм и методов работы санэпидстанций.
Одной из форм совершенствования управления.направленной на дальнейшее укрепление материально-технической база.усиление опе-гивно-организационных функций учреждений.явлпеяся система централизации управления и финансирования санэпидстанций.Иод этим понимается передача всех районных и городских санэпидстанций (I уровень управления) данной административной территории под не-
- 2 -
посредственное административное и финансовое подчинение городской - города с районньш делением (П уровень управления) или областной (Ш уровень управления) сш{эпидстанцни.
В этих условиях на главного врача управляющей санэпидстанции возлагается ответственность за планирование сети, расстановку и квалификацию кадров. Одновременно он становится распорядителем кредитов, которые пер^аются на областной (краевой, республиканский ЛССР, городской - города о районным делением) уровень, осуществляет финансовый контроль по всем сатштарно-эпидемиологическим учреждениям адмшшстративной территории по всем источникам финансирования.
К настоящему времени по новой системе рамотают все санэпидстанции Узбекской и Украинской ССР, почти все учреждения Казахской ССР. Эта система внедрена также в Белорусской ССР (Гомельская область, г. Минск), в Грузинской ССР (Абхазская АССР, Юго--Отетииская автономная область, г. Тбилиси), Азербайджанской ССР (Нахичеванская АССР§ Нагорно-Карабахская автономная область, г. Баку), Армянской ССР (г. Ереван)„
Всего централизацией управления и финансирования охвачено 1145 санэпидстанций или 26,3$ от общего числа учреждений страны. Из этого числа три республиканские санэпидстанции автономных республик, 49 областных,фъ областные автономных областей, 172 городских, 775 районных сшюпвдстанций сельских районов и три линейных санэпидсташдии на водном транспорте.
Таким образом имеется опыт централизации как в условиях с ластей, так и автономных республик и автономных областей, городов с районным делением.
- 3 -
Работа этих санэпидстанций осуществляется в соответствии с "Положением о работе санэпидстанций в условиях централизации управления л финансирования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения СССР от 4 апреля 1975 года J& 333
Исходя из того, что централизация управления и финансирования направлена в конечном итоге на повышение качества и эффектности государственного санитарного надзора и проводимых противоэпидемических мероприятий, деятельность санитарно-эпидемиологической службы района, города, области автономной или союзной республики должна подвергаться систематическому анализу и оценке.
Изучение эффективности системы централизации имеет целью сопоставление достнпултых результатов качества государственного санитарного надзора с мероприятиями по улучшению управления и финансирования.
Оценка эффективности системы централизации управления-и финансирования может быть осуществлена только в условиях динамического наблюдения - за ряд лет. При этом желательно брать за исходный год, предшествующий введению системы централизации.
При анализе и оценке системы централизации важно сопоставлять данные об исполнении омет расходов по статьям с запланяроваи-гшвд ассигнованиями, изучать в динамике данные об ассигнованиях, запланированных на расходы по укреплению материально-технической базы санэпидстанций (статьи 10, 12, 14,16) и исполнении смет расходов по этим статьям, принимая во внимание, что полное использование бюджета способствует выполнению плановых показателей и создает возможность увеличения соответствующих ассигнований на предстоящий год.
- 4 -
Анализ состояния бюдаета и его использования проводится с учетом данных, приведенных в приложении I.
При этом необходимо определять (в процентах):
- темпы роста бюдаета санитарно-эпидемиологической службы;
- удельный вес расходов по каждой статье в‘ общем бюджете;
- темпы роста отдельных статей расходов;
- исполнение смет расходов по статьям в сравнении с запланированными ассигнованиями,
В процессе оценки эффективности системы централизации сопоставляются также достигнутые уровни кадрового и материального обеспечения санэпидстанций с принятыми нормативами (штатные нормативы медицинского я инженерно-технического персонала, нормы обеспечения транспортом и т.д.).
Состояние финансирования, обеспеченности кадрам, транспортом целесообразно изучать по учреждениям II или Ш уровня (городские -- городов с районным делением, краевые, областные, республиканские АССР санэпидстанции и отдельно по учреждениям I уровня (районные, городские, портовые, линейные санэпидстанции) - в сумме, что позволяет сравнивать динамику изменения показателей для каждой из этих групп учреждений раздельно.
При оценке объема и качества деятельности необходимо проведение исчисления показателей, характеризующих ресурсы санитарно-эпидемиологической службы административной территории, санитарную и эпи демиологическуго ситуацию и др. в соответствии с "Методическими указаниями по оценке качества и эффективности деятельности санярар-ко-эпидемиологических учреждений (санэпидстанций, дезстанций", утвержденными Министерством ■здравоохранения СССР 15 " декабря 1976 г.№ I52S-76.
- 5 -
Полученные результаты позволят выявить влияние новой формы управления и финансирования на объем, качество деятельности конкретной санэпидстанции или сшштарно-эпидемяологической службы административной территории.
Заместитель начальника плапово--сШнансового управления Министерства здравоохранения £ССР
Эти материалы должны использоваться руководителями саиитарно--эпвдемиологических служб для планирования развития сети, материальной базы, обеспечения кадрами, для рационального планирования са нитарно-профялактических и противоэпидемических мероприятий в масштабе соответствующих административных территорий. Они помогут также наметить пути устранения имеющихся организационных недостатков. Для этого анализируется целесообразность конкретных управленческих решений в отношении отдельных санэпидстанций с целью улучшения деятельности этих учреждений и в целом санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения союзной республики.
Заместитель начальника Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения ОСОТ ;
к.и. ~~
/
Наименование административной территории____
Ьюджет санитарно-эпидемиологической службы и ею исполнение (в динамике) {в тнсячах рублпх)
!__ГОДЫ____
I ! ! !_! !
X, Всего но смете
утверждено но смете фактические расходы
2„ Заработная плата (статья I.)
утверждено по смете фактические расходы
3* Канцелярские и хозяйственные расхода (статья 3»)
утверждено по смете фактические расхода
4. Командировки и служебные разъезды (статья 4.)
утверждено по смете фактические расходы
5. Расхода на производственную практику учащихся и приобретение книг для библиотек (статья 5.)
Утверждено по смете актические расходы
6, Приобретение медикаментов и перевязочных средств (статья 10.)
утверждено по смете фактические расходы
7. Приобретение оборудования и инвентаря (статья 12.)
утверждено по смете фактические расходы
8* Приобретение мягкого инвентаря \ статья 14.)
утверждено по смете фактические расходы
9. Капитальный ремонт зданий и сооружений (статья 16.) утверждено по смете фактические расходы
ТО. Прочие расходы (статья 18.)
утверждено по смете фактические расходы