Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

Купить МР 3910-85 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В методических рекомендациях освещены вопросы режима, размещения, планировки, благоустройства внешкольных учреждений в соответствии с имеющимися официальными положениями, программами и гигиеническими рекомендациями о внешкольных учреждениях, проектными заданиями на проектирование, разработанными ПНИЭП учебных зданий, санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ, а также опубликованными литературными данными

 Скачать PDF

Оглавление

Общие положения

Гигиенические требования к режиму внешкольной деятельности

Основные принципы размещения сети внешкольных учреждений

Гигиенические требования к заданиям и помещениям внешкольных учреждений

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму

Номенклатура кружковой (секционной, групповой) деятельности и ее характеристика по отдельным параметрам

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ТЕРНОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по санитарному контролю за организацией кружковой деятельности во внешкольных учреждениях

Тернополь — 1985

ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭГЩКЛИОЛОГИтаСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТЕРНОПОЛЬСКИЙ государственный адцикский ИНСТИТУТ

"утагрдаю'-

^ч^аия^кГлавного санитарно-' Зйщет&тясческого управления ИЗ СССР

ь/ V,*\l

VI -v,    ---

*    t**"9-*

В.Е.Кончило

1985 is

VJ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЗаСАЕПДАХЛИ ГО САНИТАРНОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ОРГАН:ВАШЕЙ КРУдКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ШШКОЛЬНЫХ УЧРШВЕШ

Тернополь

1985

Для более точного определения числа мест на 1000 жителей с учетом конкретных демографических условий (численности учащихся на 1000 кителей) необходимо пользоваться приведенной ниже формулой, в которой показана взаимосвязь между процентом учащихся,занимавшихся в том или ином внешкольном учреждении, числом мест на 1000 жителей, численностью учащихся, приходящихся на I0C0 жителей и пропускной способностью внешкольного учреждения в неделю:

число мест на 1000 кит.

* % охвата Н.Л

6 .100*

еде: Н - число посещений каким либо учеником одного кружка в неделю (см.прилож,)

Д - численность учащихся на 1000 жителей

б - число дней в неделю

С - число смен ззнятий в день во внешкольном учреждения Основным критерием выбора здания шеииольвого учреждения является единовременная вместимость из расчета числа закимаадшсся в нем детей в среднем в один день за одну смену*

Рекомендуемая номенклатура типов зданий внешкольных учрежден ай, в зависимости от единовременной вместимости по кружковой работе еле-дудацая: Дот пионеров г школьников СДОЕ) на 160,300 посещений; станций юных тахшпюв (007) на 200,300 посещений, станций юных натуралистов (СЮЬ/ на 140,220,300 мест; детских екскурсионных станций на 60,

100 мест; детско-юношеских спортивных школ (ДШ2) на 160-180 человек; детских ь^зккажьаых школ на 150; 300 учащихся; художественных школ на 250 учащихся; детские сколы искусств на 150,300 и на 420 мест; детских библиотек от 50 до 100 мест в читальном заде. В большое городах при экспернмеятальдом и ицдииядуадьном строительстве едкновре-

мелкая вместимость учреждений увеличивается: Дворцы пионеров и школь-пиков на 500-800 посещений, детская школа искусств (ДШИ) на 850 мест, музыкальные школы на 600,1000 учащихся,детско-спортивная школа на .!Н0 мело век и т.д.

Внешкольные учредиения,кроме комплексов, расположенных при клубах. Домах культуры и техники, а также встроенных в жилые дома, размещаются на обособленных земельных участках, имеющих следующие размеры: от 3,5 до 6 га для Дома пионеров и кольников; от 1,5 до 2 га - станции юных техников; от 6 до 8 га станция юннатов; от 2 до 4 га - детской юношеской спортшколы; от X до 1.2 га детской экскурсионно-туристической станции; 0,5 га - детсксч музыкальной школы; I га - детской художественной школы; 0,5 гв - детской библиотеки; I га и более - детской школы искусств.

8 основу планировки и благоустройства участка должен быть за* ложен принцип чередования видов деятельности и набор элементов, необходимых для жизни внешкольного учреждения: X - территория, отводимая для организация занятий кружков различных профилей на открытом воздухе; 2- спортивные площадки для организация активного отдыха различных возрастных групп; 3- площадки для тихого отдыха детей различных возрастных групп; 4~ хозяйственная зона с хозблоком,

5- зеленая зона.

Площади перечисленных зон решаются в каждом отдельном случае заданием на проектирование в соответствии со СНяПами иа спортивные сооружения, общеобразовательные школы. Примерное распределение зон н а территории участка Дворцов или Домов пионеров представляется следующим образом:

1« Спортивная, площадью 0,7-1,1 га, включающая легкоатлетическую площадку (0,5 га), футбольное поле (45x20 м), две ьолейбольные

(9x18 м), две баскетбольные (16x28 м) площадки, лноо во больной, баскетбольной и одну - комбинированную, корцодром, бассейн для судомоделистов, автодром.

2.    Учебно-опытная, площадью 0,15-0,4 га, включающую участки овощных к полевых культур, сад, зоологическую, метеорологическую л географическую площадки.

3.    Отдыха и атракционОБ, площадью 0,15-0,5 га, включающую площадки для тихих и подвижных игр, атракционы,

4.    Хозяйственная, площадью 0,05-0,1 га.

5.    Зеленая зона, где насаждения должны составлять не менее 50£ его территории.

Гигиенические требования к зданиям и помещениям внешкольных учреждений

Объемно-планировочное решение внешкольных учреждений разнообразное: от размещения всех помещений в одном здании (объем) до развернутых объемных композиций (несколько блоков, соединенных между собой переходами) •

Максимальная этажность зданий обычно не превышает трех этажей.

При размещении кружков Я вспомогательных служб в зданиях выделяются различные фуяшгюкальио-плаяафовочные группы в зависимости от профильной направленности внешкольного воспитания, возрастных групп уч.-цихся, принятых организационных форм обучения, режима работы учреждения, особенностей эксплуатации здания в связи с его маогоырофильыостью и техническим оснащением.

В соответствии с перечисленными параметрами « Дворцах и Домах niiuiiepoj и ки^ьняг^ ЦШ) предусматриваются: группа кружковых помещен*» z -лсртудок;сомнения для массоэо-»..етодпческой работы; адмиккстр&тиьио-хоз яЙотзенноЕ и сбслужжващий блок.

ll зданиях станций юных техников (Q0T): группа кружковых помещений, организационно-массовый отдел, административно-хозяйственная группа, блок гаража.

Здания станций юных натуралистов (СШ) подразделяются: на блок учебных лабораторий; административно-клубный отдел, учебные теплины, автогараж с мастерской, павильоны животноводства.

Здания детской школы искусств, музыкальной, художественной, экскурсионных школ делятся: на учебные и nos.тения, непосредственно обслуживающие учебный процесс; общешкольный центр с обслуживающим его помещениями; административно-хозяйственные и бытовые помещения.

Здания детско-юношеской спортивной шкоды включают: игровые зоны общей физической подготовки, специализированные зоны по видам спорта для технической и тактической подготовки с группами обслуживапаих их помещений; административно-хозяйственные и плоскостные сооружения на участке и другие элементы в зависимости от профиля школы.

Здание детской библиотеки состоит из трех подразделений; служебное, читательское и книгохранилище.

Набор помещений и площади для организации работы кружков определяются единовременной вместимостью внешкольного учреждения, т.е. среднее количество работавших кружков в день в одну смену. Такое условие позволяет создатт оптимальные условия для занятий по схеме: Одна учебная группа - одно помещение. Кружковые (групповые) помещения однопрофильные долины размещаться кошактяо вокруг общих помещений холлов-выставок. Для каждой группы однопрофильных кружков или двух групп целесообразно предусмотреть питьевые фавтакчики (или сатураторы) ж помещения для хранения уборочного инвентаря.

Ир* размещении помещений по этажам необходимо учитывать особенности деятельности кружков, связанной либо с инженерно-техническим оборудованием и оснащением, либо с необходимостью теоаой связи о

участком, либо с возможностью отрицательного воздействия на режим работы других помещений.. Так классы для занятий натуралистов должны иметь удобную связь с учебными теплицами и павильонами животноводства через теплые переходы. Лаборатория картинга также должна быть приближена к участку, поскольку из нее обязательно предусматривается дополнительный специальный выезд для машин* Мастерские скульптуры, керамики, связанные с использованием материалов, хранима в подсобном помещениях на участке, размещают на первых этажах и при возможности предусматривают непосредственное их сообщение с участком. На первых этажах зданий следует располагать помещения с вдгшо габаритным или станочным оборудованием науадогс и технического творчества, иддв-ввду алыше комнаты для занятей на фортепьяно из-за возникновения ударного шума; общезраоешдо помещения. На поеледва: этажах здания размещают химика технические, радиотехнические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, требуйте спезваяыюго оборудовали вентиляционных устройств мп ямс проведения ястровокмчс явк аабладенжй; мастерские рисунка, живописи с п&я&о ерммжжжцю верхнего по+олочвою естественного освещения, комнаты для запатий «в духовых инструментах.

Основные лаборатории для занжгжй кружяэв моапевжого, художественного творчества, натурачистов доявш бее» еыеяшми с лаборантскими комнатами и иметь обязательную подводку о ЖИИДВat ж горячей водой.

При лабораториях оудо - ж автомодеяировашж обямтжашо должны быть предусмотрены в едином с ними компдеясе ттггл для окраски моделей (лакокрасочная) и кладовая для хранения лааокрасоедых материалов с отдельным выходом ва участок. В помещении лакокрасочной оборудуется самостоятельная цршточно-вытяжная вентиляция* При оснащения лабораторий по радиоэлектронике, радиоконструированяж ж др.» связая-ныт с пайкой у рабочих мест, предусматривается местная вытяжная

вентиляция.

В лабораториях с тяжелым станочным оборудованием предъявляются специальные требования к устройству полов, которые должны выдергивать повышенную нагрузку.

Столярная и слесарная мастерские во внешкольных учреждениях могут оборудоваться самостоятельно, при этом они обслуживают все кружки, или (при небольшой вместимости учрежден:*) эти работы выполняются в специализированных кабинетах или ла 'аториях.

При оборудовании хореографического з*. /станавялваится станки двух размеров (80 и 100 см от уровня пола с ззр1 чем от стены не менео 30 см) и зеркала. Полы в залах хореограрш. 'хны быть некра-шенни дощатые. В одном комплексе с хореографически:»: залом размещаются помещения костюмерной, раздевальных, душевых санузлов.

При оборудовании класса для занятий хора и оркестра (обычно это совмещенное помещение) их делят зонально медцу собой: для хорового кружка в одной стороне класса оборудуются скамейки с превышением рядов одного над другим на 20 см, в другой - эстрада, приподнятая над уровнем пола иа 15-20 см.

При музыкальном отделении обязательно предусматриваются кабинет и студия звукозаписи, радиоузел,, помещения для хранения п ремонта музыкальных инструментов, а также концертный зал.

При оборудования мастерских по изодеятельности условно выделяются три зоны: I) рабочая вона, где размещены мольберты; 2) зона моделей, размещенная с двух сторон от рабочей зоны; 3) вспомогательная зона, занимающая часть пемещешм, наиболее удаленного от опетонесущей стены.

Занятия сценическим искусством (ДПШ, ДЩИ) целесообразно проводить в помещениях удобно связанных оо сценой зада.

Помещения для оборонно-спортивных и спортивных крухков и секций размещаются в едином блоке, набор и состав их может меняться и в каждом конкретном случае определяется СНиГЮм,

Рекомендуемый состав и площади помещений при организации занятий в кружках отдельных видов творчества Дворцов и Домов пионеров приведены в табл.З.

Кружки технического творчества при станциях юных техников до своей номенклатуре, набору помещений приближаются к установленным для Дворца пионеров на 500 мест, однако площадь каждой лаборатории должна быть не '.еньше 70м^.

В станцп юных натуралистов выделяются несколько учебных лабораторий площадью каждая 72 кв.м, с лаборантской комнатой (18м^). Кроме этого, предусматриваются две лаборатории механизации сельского хозяйства, площадь каждой из них должна оытъ не менее 90 *Г, также с лаборантской    .

В учебных павильонах (телллцах и помещениях для ждзотшдс) предусматриваются учебные комнаты для занятий площадью кадд^ не менее 36W2.

Таблица 3

Рекомевдуе*ый состав и площади помещений для отдельных видов кружковой деятельности во Дворцах и Домах пионеров

X# :    :    Площади в кв.м, в зависимости

шт :    Название    помещений    :    от кол-ва мест для кружковой

:    •    Работы

КДЛт..ТЯИ«0Д№° творчества

I. Кружок технического моделирования младлшх школьников (с лаборантской)

35+18

35+18

54+18

2. Лаборатория авяамсдшшрования (с лаборантской);

70+18

70+13

72+18

3. Лаборатория судомодвдяровааия я автомоделирования;

-

70+18

82+18

’рж ней: комната окраски моделей о кладовой для хранения лакокрасочных материалов с отдельным выходом на участок

-

18+18

36+18

4. Лаборатория радио я влектро-техижки с лаборантской;

52+18

52+18

54+18

при ней: помещение радиостанции

18

IB

18

5. Универсальная лаборатория по основам наук (новой техники и научно-исследовательских работ)

-

70+18

72+18

в* Обсерватория

35

7. Помещение жинсН&отостудин с , 25+18 2Ы-18 кино-фотолаборесгоргей а (только лаб.)iтолько просмотровая

108

72+2x18

Котики ттг^купмяного воспитания

I. Зал хореографии с раздевальными, дуиеявв с санузлами и др. подсобными помещениями

ICX)+2x16+12 100+2x16+12

100+2x24+12

2. Помещения дду- занятий музвжой

-

52+35+2x12 54+36+3x12

3. Комнаты дли ваяятжй хора

-

70

4. Помещение для занятий кукольного театра с кладовой и работы драмкружка

70+3x12

35+18+52

72+8+54

5. Комнаты для вокальных занятий

-

2x18

2x18

6. Помещения для занятий студии изобразительного искусства с подсобной при них: помещение для скульптуры

35+12

70+18

72+8

7. Комнаты кройки, шитья и рукоделия

35+8

35+8

36+9

Кружки натуралистов.

туризма.

краеведения

I. Помещения для занятий с лабс ранте годш

35+12

2x35+18

2x36+18

2. Кабинет-муз ей краеведческий с подсобной

35

54+18

Набор помещений для занятий в детской шкоде искусств, музыкалъ-ной, художественной школы значительно шире, чем для кружков художественного профиля при Дворцах и Домах пионеров. В табд.4 приведен рекомендуемый набор помещений и их площади для детской школ?* искусств* который может быть принят за основу и при рассмотрении проектных решений музыкальных и художественных школ.

При размещении внешкольных учреждений в приспособленных зданиях (чаде в помещениях ДЭЗов) необходимо обеспечить минимальный набор помещений для занятий 45-50 детей.

При этом для занятий кружков обычно предусматриваются две комнаты, площадью каждая не менее 30 м2, дополнительно выделяются фотолаборатории (5м2), читальный зал с библиотекой (30м2), кладовая (8м2), гардероб (не менее 5м2) и санузел.

Таблица 4

Рекомендуемый состав и площади помещений для кружков художественного творчества детских школ искусств различной вместимости

• Типы зданий

: 150 мест : ЗСС мест :

420 мест

Названия помещений

: кол•:шющ.: кол.: шющ.: : пом.; ^ . яом#: ^ :

кол.: площ. пом.; ^

I

: 2 : d ; 4 : о _ :

b : 7

I. Подготовительное отделение

Класс музыки

2

18+36

3

2X18

5

3x18+2x36

+36

Класс рисования и лепки

2

54+36

2

54+36

2

2x54

Кладовая принадлежностей рисования и лепки

2

2x9

2

2x9

2

2X9

Комната для хранения музыкальных инструментов е художествен-

I

18

I

18

I

18

ного фонда Универсальный зал

I

144

I

144

I

144

Раздевалки, душевые,санузлы

2

2x18

2

2x18

2

2x18

Цт Музыкальное отделение

Комната для индивидуальных занятий по специальности фортепьяно

7

6xJ 8+24

12

10x18

+2x24

16

13x18

+3x24

Комната для индивидуальных занятий по специальностям;

6

6x18

14

14x18

15

15x10

струшшо, духовые, народные инструменты

Классы для групповьвс музидодь• них тео/.етпчеопж занятиЛ на

3

3X36

6

6x36

8

8x26

12 учащихся

Клас.ц дчз занятий, хора п оркестра

I

54

2

72+64

2

2x72

56

Спещмд/зир ваяний кабяче^

I

35

I

36

т

К*-Л* -гг я зп/^записи

Т

12

Т

X

18

I

ТЯ

Разрешается размногкять з необходимом количестве

l ... . .    i    .3    «...    .4-    :    '    ^    :    .о

Студия звукозаписи

I

24 1

36

I

J6

Радиоузел

I

10 1

10

I

12

Помещение для хранения музыкальных инструментов

I

18 1

18

2

2х«

Помещение для ремонта музыкальных инструментов

I

36

36

I

36

Ш. Хореографическое отделение

Зал для занятий ритмикой и танцами

I

144 2

2x144

2

2X144

Класс теоретических дисциплин

I

54 I

54

2

2x54

Раздевалка, душевые, санузлы

2

2x18 4

4x36

4

4x36

Костюмерная мастерская

т

ж

18 I

36

I

36

К л адовая для хргленпя музыкальной аппаратуры

I

18 I

9

I

9

ЩиОЗШШа, ^зо0Разят_едь5ог9. искусства

Мастерская рисунка, живописи

I

54

2

2x54

2

2x54

Кладовая для хранения рисунка живописи

I

9

I

9

2

2x9

Мастерская скульптуры

I

54

I

54

2

2x54

Кладовая глины, гипса,отходов

2

2x9

2

2x9

3

3x*w

Мастерская прикладного искусства

I

54

I

54

I

54

Мастерская композиции

I

54

I

54

1

54

Кабинет истории искусств

I

54

I

54

I

54

Помещения для хранения на-тюрмортного методического фонда

I

18

I

18

2

2-18

В настоящих методических рекомендациях освещены вопросы реашгц размещения, планировки, благоустройства виеикольных учреждений в соответствия с имеющимися официальными положениями, программами и гигиеническими рекомендациями о внеокольных учреждениях (Сергета В Л.«Боярский АЛ.)# СЯиПами (В-60-75*,

П-65-73; 11-100-75; П-12-77; Л-Д-16-71; Л-7&-76; Б-33-75; П-4-79; B-&-7I), проектными заданиями на проектирование, разработанными ПНИЗП учебных зданий, санитарными правилами по устройству и содержанию общеобразовательных школ, а также о публахованными литературными данными (Дворянцева ЮЛ,,Крылова И*3,,!4ярчевокая ЛвБ. Степанов В Л» и др.).

Составители - к, aw н. до цент В Л. Сергета (Тернооольсяй маяждшсадй иастжтут), прсф^ХЛЛоярскнй (Свердлове кий меди-вдщекдй институт), проф.А.Г. Сухарев, *,м.в»ст.преподаватель ЛЛЛябова (Дентральяый Ордена Лннвш институт усовервенегю-девая враче!;.

В рациональной организации свободного временя учащихся большая роль принадлежит внешкольным учреждениям, которым в соответствия с реформой общеобразовательной и профессиональной школы отводится особое внимание как учреждениям, совместно со школой, осуществлявшим комплексный подход к воспитанию учащихся:    идейно-политическое, тру

довое, нравственное, эстетическое, физическое воспитание, профессиональная ориентация, подготовка к жизни, труду и службе в рядах Вооруженных Сил*

Комплексный подход в воспитанию учащихся у нас в стране решается четко сложившейся Государственной системой внешкольных учреждений, номенклатура которых утверждена Министерством просвещения СССР,

ВЦСПС, Комитетом по физкультуре и спорту при Совете Министров СССР.

Внешкольные учреждения в зависимости от кх деятельности ж баз размещения находятся в подчинения тех идя иных ведомств (Министерство просвещения СССР, ВЦСПС, ЦК ДОСИФ, Министерство путей сообщения, Министерство культура).

На каждый вид номенклатурного внешкольного учреждения имеется типовое положение, утвержденное Министерствами просвещения СССР, финансов СССР и другими партийно-хозяйственными или ведомственными организациями. Согласно утвержденной номенклатуре, внешкольные учреждения могут быть:

-    многопрофильные (Дворпы и Дома пионеров и школьников, комнаты школьников и клубы подростков при ДЗЗах, детские клубы при Дворцах

и Домах культуры и техники я др.);

-    свецвализиро ванные (библиотеки, детско-юношеские спортивные школы всех видов, станции и клубы тстнт техников, станции ютшт натуралистов, туристов, детские музыкальные и художественные школы, хоровые студии, детские школы искусств, детско-юношеские клубы

•4С рядов с флотилиями и пароходствами и др.);

- прочие внешкольные учреждения (детские театры, кинотеатры, стадионы, парки, сектора при местах массового отдыха трудящихся, площадки при ДЭЗ ах и др#).

Внешкольным учреждениям - многопрофильным и специализированным отводится ведущая роль в воспитании подрастающего поколения в течение учебного года.

Основная форма работы во внешкольных •'реящениях - это кружковая иля секционная деятельность, протекающая по типу активного отдыха и имеющая оздоровительное значение для детей и под ростков,т.к. занятия по собственному выбору значительно восстанавливают работоспособность после наступившего утомления в процессе предшествующих занятий в школе. Однако, все эти процессы имеют место только при правильной организации внешкольной деятельности и создании благоприятных условий окружающей среды.

Согласно постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы” (1984 г.). Советам Министров союзных республик предложено разработать и осуществить конкретную программу развития сети и укрепления материально-технической базы внештатных учреждений в городской и сельской местности на период до 1990 года. Развитию и улучшению работы детских клубов при ДЗЗах, Дворцах и Домах культуры, детским спортивным школам уделяется также особое внимание в соответствии с постановлением ЦК КПСС от 12.П.1985 г* "О мерах по улучшению использования клубных учреждений х спортивных сооружений".

Гигиенические требования к режиму внешкольной деятельности

Анализ бюджета дневного времени учащихся выявил, что в учеб:-., дни у школьников 10-13 лет свободное время составляет от 3,5 дс 4 час,, 14-16 лет - от 3,0 до 3,5 час., в дни отдыха свободное время увеличивается до 8.0-9,0 час. Из этого временя от 1,5 до 2 час. в день дети затрачивают на прогулки р.а свежем воздухе, остальное свободное время у учащихся отводится организованным видам досуга-занятиям в кружках, избранных по собственному желанию в школах или во внешкольных учреждениях. В среднем охват учащихся внешкольными учреждениями составляет 25^ от общего их числа, в перспективе этот процент возрастает до 33.

Режим работы внешкольных учреждений в основном определяется сменностью занятий в общеобразовательных школах. При односменных занятиях в школах учащиеся обычно посещают внешкольные учреждения с 15.00 до 20.00. За этот период времени кружковые занятия в Домах пионеров и школьников, станциях гаыж техников я натуралистов проходят в две смени (при двухсменных занятиях в шкодах - в 4 смены).

Запись детей в кружки начинается со второй половины сентября, только после того, как в школах четко определяется учебное расписание. Цри зачислении во внешкольное учреждение руководитель каждого кружка у читывает данные о состоянии здоровья детей и их профпригодности по справкам, которые дет* приносят от школьного врача имя от врача детской поликлиники. Сведения о состояния здоровья вносятся в журнал учета кружковой работы.

Основная форма работы во вне школьных учреждениях - это кружковая иди секционная деятельность. Во Дворцах или Домах пионеров обь*ч-но представлены в той или иной етеавяа все ее профили. В с пеня ал»-

вжрованных внешкольных учреждениях - какая-либо одна из них, но с широким набором разнообразных кружков по данному виду творчества. Номенклатура я основная характеристика кружковой деятельности цред-отавлена в приложении.

При формировании каждого кружка должен соблюдаться как возрастной принцип, так и продолжительность предыдущего обучения в кружке.

Согласно типовым положениям о внешкольных учреждениях и утвержденным программам занятия в них проваляться шесть раз в неделю, выходной день - воскресенье. Оптимальным вариантом проведения кружковой работы, tax показали гигиенические исследования, является любой день недели, включая воскресенье, кроме пятницы, которая для кружковцев оказалась неэффективной из-за низкой работоспособности.

Занятия во внешкольных учреждениях (иве зависимости от вида кружковой работы) должны обязательно проводиться с перерывами после каждых 45 мня* Время перерыва длительность!) не менее 10 мин дети должны проводить различаю — в зависимости от характера деятельности в кружке, м, от интенсивности мышечных нагрузок. В зависимости от последних занятий в кружке можно разделить на четыре группы (табл.1).

Таблица I

Классификация кружковой деятельности в зависимости от интевсквноотж швечинх нагрузок

Группы

: Интенсивность мышечных нагрузок •

: Примеры кружков •

I

: _ i . '

Л_ 3

I.

С малыми мышечными нагрузками, при которых частота сердечных сокращений (ч. с. с) на высоте занятия менее 100 уд/мин.

шахматный, радистехнячсс кий, риссьаяие,

кройка и шитье и др.

П

Со средними мышечными нагрузками (ч.с.с. в пределах IOI-ISw уд/мия.)

авиационный, судочгэдельный, оркестровый и др.

—I—

2-

и

С большими нагрузками (мышечными) (ч.с.с* в пределах I2I-I40 уц/мин)

хореографический, бального танца, настольный теннис, баскетбол и др.

Со значительными мышечными нагрузками (ч.с.с.более 140 уц/миц)

художественная гимнастика, легкая атлетика и др. виды спорта

При кружковой иля секционной деятельности, относящихся к Ш или 1У групп аг целесообразен спокойный отдых - в виде покоя-с идя.

И, наоборот, при занятиях с малыми мышечными нагрузками (1,П гр.) показан активный отдых - спортивные игры, желательно на участке* Необходимо осуществлять систематический медицинский контроль яа здоровьем детей м подростков, занимающихся в кружках, отнесенных ко П,Ш и 1У группах силами районной детской поликлиники, врачебным физкультурным диспансером.

Основные принципы размещения сети внешкольных учреждений

В сельской местности внешкольная деятельность с детьми сосредотачивается, как правило, на базе школ, в сельских клубах, в районных центрах создаются Дома пионеров и школьников и специализированные внешкольные учреждения.

В условиях оольшого города внешкольная сеть размещается с учетом принципа ступенчатости. Первая ступень - микрорайонная: кружковая деятельность - при школах, подростковые клубы и комнаты школьников при ДЭЗах, спортплощадки. Радиус обслуживания этих учреждений для детей младшего школьного возраста не должен превшзать 500-700 м.

Вторая ступень - районная: Дома пионеров я школьников, клубы при Дворцах и Домах культуры и техники, музыкальные, художественные школы, детские школы искусств, детско-юношеские спортивные школы, библиотеки. Время на дорогу в такие учреждения не должно превышать у школьников более 20 минут. Третья ступень - городская: это те же учреждения, что при районной ступени, но с большей вместимостью учреждений и более широким профилем их деятельности.

При оценке существующей сети и составлю и перспективных планов развития сети производится расчет необходим- ..о чист мест на данный период (1-я очередь) и на перспективу (на рги,четкь*.< >сюк), представленных в табл.2.

таблица 2

Расчетное число мест во внешкольных учреждениях

Учреждение

.Число мест на 1000 жителей

: I •

очередь : • •

на расчетный счет

Дома пионеров и школьников

1

для кружк.занят.

5-6

Станции юных техников

0,7

н

1,2

Станция юных натуралистов

0,4

_ т

0,6

Детско-юношеские спортшколы

1,62

2,13

Детские экс-туристические станции

0,15

4 ^

0,20

Детские музыкальные школы

0,21

для ивд.занят.

0,27

Детские художественные школы

0,22

для кружк.занят.

0,36

Детские библиотеки

1,3

мест в чят.запе

1.6