Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

37 страниц

Купить МР 2510/13132-01-34 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации предназначены для оказания методической и практической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, гигиенистам, врачам-токсикологам, химикам и другим специалистам службы медицины катастроф при действиях по локализации и ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Характеристика опасных химических и отравляющих веществ, использование которых наиболее вероятно при совершении террористических актов

3. Оценка медико-санитарных последствий террористического акта

4. Режимы работы органов управления при террористическом акте

5. Мероприятия по ликвидации медико-санитарных последствий террористического акта

6. Диагностика и клиника поражений опасными химическими и отравляющими веществами

     6.1. Поражения веществами преимущественно местного действия

     6.2. Поражения веществами смешанного действия

7. Подходы к лечению поражений опасными химическими и отравляющими веществами

     7.1. Прекращение местного действия яда и его резорбции

     7.2. Удаление всосавшегося яда из организма

Список литературы

Список сокращений

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

27.10.2001УтвержденГлавный государственный санитарный врач Российской Федерации
РазработанВсероссийский центр медицины катастров Защита
РазработанНаучно-практический центр по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе Минздрава России
РазработанНаучно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского
РазработанФедеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России
РазработанНаучно-исследовательский институт урологии Минздрава России
РазработанЦентр госсанэпиднадзора ВАО
ИзданВсероссийский центр медицины катастроф Защита2003 г.
РазработанВсероссийский научно-исследовательский институт МЧС России
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ «ЗАЩИТА»

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ И ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ «ЗАЩИТА»

УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко 27 октября 2001 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-САНИТАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ И ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Методические рекомендации МР № 2510/13132-01-34

Москва

Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» 2003

Токсикологические характеристики и характер воздействия опасных химических и отравляющих веществ на организм человека

Вещество

ПДКс.с.,

мг/м3

Токсодозы, мгмин/л

Токсодоза при воздействии

Общий характер действия на

пороговая,

смертельная, LC^

на кожу, мг/кг

организм человека

Азотистые

иприты:

МО*2

Раздражение слизистых оболочек глаз, органов

HN-1

1,5

дыхания: краснота, отечность, образование гной-

HN-2

3*1 О*2

3,0

10-20

HN-3

МО*2

1,5

ных язв на коже, потеря зрения, рвота, кровотечение, отек легких

Акрилонитрил

31 О*2

31 О*3

7,0

-

Раздражение слизистых оболочек глаз, ожог кожи, головная боль, судороги

Аммиак

0,2*

0,25

100,0

Раздражение слизистых оболочек глаз, органов дыхания, ожог кожи

Бромацетон

1,5*1 О*3

МО*2

Раздражение слизистых оболочек глаз и органов дыхания, обильное слезотечение

Бромметан

5,0

35

900,0

Головная боль, тошнота, рвота, судороги

Бромциан

0,1

61 О*3

18,0

Раздражение слизистых оболочек глаз и органов дыхания

Зарин

210'7

31 О*3

0,1

24,0

Миоз, боли в груди и области лба, тошнота, кашель, рвота, судороги

Иприт

21 О*6

31 о*2

1,3

70,0

Раздражение слизистых оболочек глаз, органов дыхания: краснота, отечность, образование гнойных язв на коже, потеря зрения, рвота, кровотечение, отек легких

Люизит

4 I0'6

61 о*4

0,5

20,0

Раздражение слизистых оболочек глаз и органов дыхания, кашель, тошнота, одышка; краснота, отек и пузыри на коже, судороги

Окончание таблицы 3

Вещество

ПДКс.с.,

мг/м3

Токсодозы, мгмин/л

Токсодоза при воздействии на кожу, CDcq, мг/кг

Общий характер действия на

пороговая,

РС«5о

смертельная, LCtJfl

организм человека

Метилмеркап-

тан

9.Ю-6*

1,7

170,0

-

Головная боль, тошнота, рвота, судороги

Сероуглерод

31 о-2*

4,5

900,0

Головная боль, покраснение лица, сильное возбуждение, рвота, судороги, потеря сознания

Синильная

кислота

МО*2

5102

2,0

1.0

Металлический привкус во рту, тошнота, рвота, судороги, паралич дыхания

SR (Си-АР)

"

410'5

350,0

Раздражение слизистых оболочек глаз, органов дыхания и кожи

CS (Си-Эс)

2103

25,0

Раздражение слизистых оболочек глаз, органов дыхания и кожи, боль в груди

Фосген

510-3

31 о*2

3,2

Раздражение органов дыхания, кашель, одышка, отек легких

Хлор

0,1*

3 1 о-2

6,0

Сильное возбуждение, боли в груди/одышка, отек легких, потеря сознания

Хлора цетон

0,1

210'г

Раздражение слизистых оболочек глаз и органов дыхания, обильное слезотечение

Хлорацето

фенон

3-I0-6

2102

85,0

Раздражение слизистых оболочек глаз и органов дыхания, обильное слезотечение

Хлорпикрин

7103

МО*2

20,0

Раздражение слизистых оболочек глаз и органов дыхания

Хлорциан

51 О*4

мо-2

11,0

Раздражение слизистых оболочек глаз и органов дыхания, тошнота, рвота, судороги

* Максимально разовая ПДК в атмосферном воздухе населенных мест

Л

Возможная концентрация опасных химических и отравляющих веществ на разных расстояниях от места разлива (выброса)

Вещество

Максимальная концентрация при норм, уел., мг/л

ПДКс.с.,

мг/м3

Количество ве-щества, кг

Возможная концентрация вещества (мг/м3) на разных расстояниях от источника загрязнения, м

10

20

50

100

Акрилонитрил

245,9

0,03

2,0

1,8

0,6

0,2

0,1

5,0

3,3

1,5

0,5

0,2

10,0

6,7

3,1

1,1

0,5

Аммиак

862,8

0,2*

2,0

8,0

3,7

1,3

0,6

5,0

20,0

9,2

3,3

1,5

10,0

40,0

18,0

6,6

3,1

Зарин

11,3

210'7

1,0

0,014

61 о-3

2-103

МО*3

2,0

0,028

0,013

5-103

2-103

5,0

0,069

0,032

0,012

0,005

10,0

0,139

0,064

0,023

0,011

Люизит

4,41

4-10'ъ

1,0

410'4

210'4

ПО*4

51 О*5

2,0

5,2-10-3

2,4-10'3

9-10'4

4-104

5,0

0,013

6-Ю-з

2-Ю-з

МО'3

10,0

0,026

0,012

4,3-Ю'3

2-Ю-з

Метилмсркап-

2191,0

21 О*6*

1.0

5,3

2,5

0,9

0,4

тан

2,0

19,7

4,9

1,8

0,8

5,0

26,8

12,3

4,4

2,0

10,0

53,5

24,6

8,8

4,1

Синильная

893,0

0,01

2,0

6,1

2,8

1,0

0,5

кислота

5,0

15,2

7,0

2,5

1,1

10,0

30,4

14,0

5,0

2,3

Фосген

4294,0

510'3

2,0

9.5

4.4

1,6

0,7

5,0

23,0

11,0

3,9

1,8

10,0

47,0

21,0

7,8

3,6

Хлор

3607,0

0,1*

2,0

7,3

3,3

1,2

0,5

5,0

18,0

8,3

2,9

1,4

10,0

35,0

16,5

5,9

2,7

Хлорциан

3300,0

0,5

2,0

8,5

3,9

1,4

0,6

5,0

19,9

9,7

3,4

1,5

10,0

42,5

19,6

7,0

3,2

* Максимально разовая ПДК в атмосферном воздухе населенных мест

3. ОЦЕНКА МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

3.1. Специфика медико-санитарных последствий химического терроризма обусловлена:

• многообразием химических веществ, используемых при террористических актах, и вытекающим из этого разнообразием (по-лиморфностыо) вариантов и сроков развития поражений;

•    использованием для террористических целей высокотоксичных веществ;

•    отсутствием информации (особенно в первые часы после возникновения инцидента) о том, какое вещество было использовано;

•    внезапностью возникновения ЧС;

•    возможностью возникновения инцидента в любом месте массового скопления людей (помещения, транспорт и т.п.);

•    одномоментным массовым поражением людей;

•    необходимостью оказания специализированной медицинской помощи значительному числу пораженных;

•    незнанием (недостаточным уровнем знаний) специалистами местных органов здравоохранения вопросов организации оказания медицинской помощи при массовых поражениях;

•    низким уровнем специальных знаний по вопросам оказания медицинской помощи при химической травме неясной этиологии;

•    трудностями оперативного прогнозирования развития аварийной ситуации;

•    неизвестностью во многих случаях путей поступления вещества (веществ) в организм;

•    незнанием, до идентификации вещества, его стойкости в объектах окружающей среды, что затрудняет принятие решения о необходимости обработки загрязненных поверхностей;

•    необходимостью срочно установить вещество, явившееся причиной инцидента, уровень и масштабы загрязнения при наличии несовершенной аппаратуры по индикации веществ и недостаточной подготовке специалистов;

•    возникновением паники.

3.2.    Масштабы медико-санитарных последствий террористических актов могут быть весьма различными и зависят не только от степени токсичности и количества использованного химического вещества, но и от места, времени, метеорологических (микроклиматических) и других условий, а также от количества людей, оказавшихся в зоне поражения, оперативности и полноты мероприятий по их защите, эвакуации.

3.3.    Химическое оружие может быть использовано террористами скрытно, в любых направленно дозируемых масштабах, способно обеспечить заданное время воздействия на организм (от нескольких секунд до суток и более). Можно ожидать осуществления террористических актов против отдельных лиц, организованных или случайных групп людей (толпа, поток людей в закрытых, плохо вентилируемых помещениях) [3,27]. Последнее требует особого внимания и прогнозируемых оценок.

3.4.    Ни население, ни государственные службы не ждут применения ОВ. Население в мирное время абсолютно не защищено от ОВ и не может сразу обнаружить их действие. При этом количество пораженных в толпе, находящейся, например, в замкнутом пространстве, может измеряться тысячами, что показал террористический акт в японском метро. Следует отметить, что вентиляционные системы могут способствовать распространению ОВ по помещениям.

3.5.    Действие различных типов ОВ на человека сопровождается крайне тяжелыми клиническими проявлениями (судороги, рвота, выраженные болевые эффекты, дисфункция тазовых органов, психозы, галлюцинации и др.) [28, 29]. Таким образом, спецслужбам и медикам следует ожидать таких симптомов поражения, которые потребуют особых приемов, навыков, технических средств и просто огромных физических усилий уже при оказании первой помощи и госпитализации пораженных. Необходимо учитывать: члены специальных групп, оказывающие помощь пораженным, будут в средствах защиты, а пораженные -нет, что может оказать крайне тяжелое психическое воздействие на людей, которые могли и не получить тяжелых поражений.

3.6.    К настоящему времени не существует методик, позволяющих хотя бы приблизительно оценить вероятные санитарные потери от террористического акта с применением химических веществ, но прогнозы, основанные на расчетах поражающего действия ОВ, позволяют утверждать, что их последствия будут гораздо более тяжелыми, чем при авариях с выбросом хлора, аммиака и других промышленных ОХВ.

3.7. Соответствующие учреждения и формирования недостаточно обеспечены средствами экспресс-индикации и оповещения населения.

3.8.    Пораженные при террористических актах не смогут получить эффективной специализированной медицинской помощи, так как во многих городах Российской Федерации нет токсикологических центров.

3.9.    После применения ОХВ (ОВ) фактическая зона загрязнения расширяется. Поскольку не всегда бывает возможно избежать разноса ОХВ (ОВ) воздушными потоками, неизбежно распространение ОХВ (ОВ) в помещениях путем переноса веществ на одежде и обуви людьми, которые находились в зоне загрязнения, но не были своевременно дегазированы. Это может вызвать тяжелые массовые поражения, последствия которых растянутся на годы,

обусловить преждевременную гибель людей, причем истинную причину патологического состояния будет трудно определить.

ЗЛО. Известно, что наибольшая степень поражения ОХВ(ОВ) бывает при поступлении их через органы дыхания или кожные покровы. Следовательно, при террористическом акте могут быть использованы факторы ограниченного пространства либо обязательного контакта.

3.11.    Наиболее вероятными зонами проведения террористических актов в условиях города являются замкнутые пространства, в которых можно создать высокие (смертельные) концентрации ОХВ (ОВ).

3.12.    Меры противодействия химическому терроризму объединяют в четыре группы1:

• меры предупреждения (событие ожидается) - профилактическая аналитическая и организационная работа в режиме ожидания события: моделирование сценариев ожидаемого события; оценка объектов и лиц, имеющих отношение к изготовлению высокотоксичных веществ; создание системы мер парирования, включающей подготовку организаций и специалистов к оказанию помощи при террористических актах, создание технических средств индикации, дегазации, защиты, оказания медицинской помощи;

•    меры парирования (событие произошло) - регламентированные действия групп быстрого реагирования: следственные действия; идентификационные химико-аналитические работы; защита населения и оказание медицинской помощи пораженным, мероприятия по дегазации и очистке;

•    текущие методические разработки: определение общего алгоритма действий при террористическом акте; частные вопросы моделирования событий, информационного контроля, средств и методов индикации, защиты, диагностики и лечения поражений и др.;

•    доработка нормативной базы: создание серии нормативно-правовых документов для государственных служб и муниципальных органов, определяющих принятие принудительных мер по ограничению передвижения, изоляции загрязненных лиц, уничтожению

загрязненного имущества; разработка норм охраны труда и социальных гарантий для лиц, участвующих в ликвидации последствий террористических актов.

4. РЕЖИМЫ РАБОТЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОМ АКТЕ

4.1.    Органы управления учреждений и формирований по оказанию медицинской помощи при террористических актах в зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС в пределах конкретной территории устанавливают один из следующих режимов функционирования подсистемы РСЧС:

•    повседневной деятельности - при нормальной производственной деятельности и отсутствии прогноза о возможном террористическом акте;

•    повышенной готовности - при получении прогноза о возможном террористическом акте с использованием ОХВ (ОВ) или ухудшении производственной или химической обстановки;

•    чрезвычайной ситуации - при применении террористами ОХВ (ОВ) в местах массового скопления людей в закрытом помещении или на открытом пространстве.

4.2.    Основные мероприятия:

в режиме повседневной деятельности:

•    организация и проведение обучения специалистов учреждений и формирований гражданской обороны способам защиты и действиям в закрытых помещениях и на открытых пространствах при применении террористами ОХВ (ОВ) в местах массового скопления людей;

•    планирование, организация и проведение учений по обеспечению защиты людей от ОХВ (ОВ) в закрытых помещениях и на открытых пространствах, а также сокращению возможных потерь и ущерба при применении террористами ОХВ (ОВ);

•    создание, восполнение запасов и контроль годности к использованию СИЗ;

•    разработка вопросов взаимодействия между органами МЧС, Минздрава, ФСБ, МВД России и других министерств и ведомств; в режиме повышенной готовности:

•    решение о передаче соответствующей комиссии непосредственного руководства функционированием подсистемы РСЧС, действующей на территории возможного проведения террористического акта; формирование, при необходимости, оперативных групп

для выявления химической обстановки на месте вероятного совершения террористической акции с применением ОХВ (ОВ);

•    приведение в готовность сил и средств, уточнение плана их действий и, при необходимости, выдвижение в район возможной террористической акции с применением ОХВ (ОВ);

в режиме чрезвычайной ситуации:

•    направление специалистов в район террористического акта;

•    идентификация химических агентов террористического акта;

•    определение уровня загрязнения окружающей среды и степени опасности инцидента;

•    прогноз развития ситуации (масштаб ЧС, структура санитарных потерь);

•    рекомендации по проведению защитных мероприятий (спасатели, медицинский персонал, население);

•    санитарно-токсикологическая оценка мест расположения медицинских формирований;

•    оказание экстренной медицинской помощи пораженным в очаге (специфическая антидотная терапия, оказание помощи по неотложным показаниям);

•    оказание специализированной медицинской помощи;

•    проведение обследования людей, находящихся в зоне аварии, с помощью экспрессных методов и диагностических тестов в соответствии со специфическими особенностями действия вещества, использованного при террористическом акте;

•    установление степени воздействия вещества на людей по клиническим проявлениям основного симптомокомплскса интоксикации, а также результатам диагностического тестирования;

•    установление вещества, использованного при террористическом акте, по данным клинико-лабораторных исследований (в случае неидентифицированного химического агента);

•    оценка степени загрязнения пораженных и целесообразности проведения санитарной обработки;

•    проведение санитарной обработки кожных покровов, слизистых оболочек глаз, полости рта и оценка ее эффективности;

•    выдача рекомендаций врачам ЛПУ по терапии острой интоксикации и тактике лечебных мероприятий при поражении токсичным химическим веществом;

•    оказание консультативно-методической помощи ЛПУ в районе инцидента.

4.3. Заблаговременное проведение комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий преследует цель

предупредить проведение террористической акции или максимально уменьшить размеры зоны загрязнения ОХВ (ОВ), исключить или свести к минимуму поражение людей, ущерб окружающей среде, материальные потери.

4.4.    Первыми признаками применения террористами ОХВ (ОВ) в местах массового скопления людей являются:

•    разлив неизвестной жидкости по поверхности;

•    появление капель, дыма и тумана неизвестного происхождения;

•    специфические посторонние запахи;

•    крики о помощи, возникшая паника, начальные симптомы поражения;

•    показания приборов химической разведки и контроля.

4.5.    Начальники станций метро, руководители предприятий (учреждений, организаций), директора концертных (спортивных) залов, ответственные за проведение массовых уличных мероприятий докладывают основные данные о террористическом акте с использованием ОХВ (ОВ) председателю комиссии по ЧС района, а также в соответствующее министерство, ведомство или организацию Российской Федерации немедленно по любому из имеющихся средств связи (непосредственно или через оперативные дежурно-диспетчерские службы) с последующим письменным подтверждением. При этом используется донесение по форме 2/ЧС. В дальнейшем тем же адресатам направляются донесения по формам 3/ЧС (о мерах по защите населения и территорий, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ) и 4/ЧС (о силах и средствах, задействованных для ликвидации ЧС). Формы донесений и порядок их направления указаны в Табеле срочных донесений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (1996). В дальнейшем отправляются донесения по формам 5/ЧС и 7/ЧС с анализом террористического акта.

4.6.    Эвакуацию пассажиров со станций метро, зрителей из концертного (спортивного) зала, комплекса или со стадиона до прибытия спасателей МЧС России проводят обслуживающий персонал объекта и личный состав органов охраны правопорядка. С улиц и площадей участников мероприятий эвакуирует личный состав органов охраны правопорядка, в последующем -спасатели МЧС России. При проведении эвакуации учитывают: тип ОХВ (ОВ); место совершения террористической акции;

ориентировочное количество разлитого (переведенного в аэрозоли) ОХВ (ОВ); концентрацию ОХВ (ОВ) в местах массового скопления людей и зоне загрязнения; направление и скорость ветра, температуру воздуха в месте применения ОХВ (ОВ); ориентировочное количество людей, подлежащих эвакуации; пропускную способность эскалаторов, выходов из помещений, улиц, дорог, площадей; продолжительность эвакуации людей. Пассажиры, зрители, участники уличных мероприятий эвакуируются пешим порядком, самостоятельно в направлениях, указанных руководителем (начальником, директором) объекта или ответственным за проведение мероприятия. Если пораженный не может самостоятельно покинуть зону загрязнения, то спасатели надевают на него СИЗОД, при необходимости - вводят антидот или обезболивающее средство и немедленно эвакуируют из зоны загрязнения. Вне зоны загрязнения пораженному продолжают оказывать первую медицинскую и доврачебную, а в случае необходимости - первую врачебную помощь.

4.7.    На пораженного, находящегося в зоне загрязнения, надевают СИЗОД типа: ГДЗК (газодымозащитный комплект), ГП5, ГП7, ГП7В; на детей в возрасте до 7 лет - ПДФД (ПДФ-2Д), 7-16 лет - ПДФШ (ПДФ-2Ш). Перед надеванием СИЗОД кожные покровы лица и открытых участков тела в случае попадания на них аэрозолей или капель ОХВ (ОВ) обрабатывают полидегазирующим составом из индивидуального противохимического пакета ИПП-8. Эвакуацию пораженных проводят в первую очередь.

4.8.    Химическую разведку проводят специально подготовленные химики-разведчики. Они надевают СИЗ, разворачивают метеоприборы и по приборам химической разведки и контроля обнаруживают зону химического загрязнения, определяют тип (группу) ОХВ (ОВ), находят источник химического загрязнения, ведут наблюдение за перемещением облака ОХВ (ОВ), намечают пути эвакуации пораженных, устанавливают знаки ограждения и указатели. Данные об обнаружении ОХВ (ОВ) и зонах загрязнения немедленно докладывают старшему (начальнику) команды. Химики-разведчики и спасатели используют СИЗ в положениях «походное», «наготове», «боевое».

При перевозке или переноске экипировки спасателей СИЗ находятся в «походном» положении.

4.9.    Медицинское обеспечение населения при террористическом акте организуют и осуществляют учреждения и формирования

УДК 614.8 ББК 51.1(2)2 0-64

Организация медико-санитарного обеспечения при террористических актах с использованием опасных химических и отравляющих веществ: Методические рекомендации М.: ВЦМК «Защита», 2003. 36 с.

Авторы: Г.П.Простакиишн, О. М.Осин, Л.И.Ивашина,] И.В.Воронцов Г.А.Газиев, А.А.Шапошников, Ю.В.Божко (Всероссийский центр ме-дицины катастроф «Защита» Минздрава России); Ю.С.Гольдфарб (Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В.Склифосовского); В.Г.Субботин (Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России); А.И.Зайченко, Ю.А.Коротков, В.Е.Журавлева (Научно-практический центр по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе Минздрава России); С.Я.Тронин, М.Н.Хромов (Всероссийский научно-исследовательский институт МЧС России); В.В.Щукин (Научно-исследовательский институт урологии Минздрава России); А.Т.Тибекин (Центр госсанэпиднадзора ВАО).

Представлены основные характеристики опасных химических и отравляющих веществ, которые могут применяться при террористических актах, обосновываются подходы к оценке медико-санитарных последствий террористических актов, рассматриваются мероприятия по их ликвидации. Анализируются проблемы диагностики, клиники и лечения поражений высокотоксичными химическими веществами.

Методические рекомендации предназначены для оказания методической и практической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, гигиенистам, вра-чам-токсикологам, химикам и другим специалистам службы медицины катастроф при действиях по локализации и ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов

© Всероссийский центр медицины катастроф “Защита”, 2003

службы медицины катастроф - бригады скорой медицинской помощи, специализированные санитарно-токсикологические и ток-сико-терапевтические бригады, токсикологические отделения центральных городских или областных больниц.

4.10.    Оперативное управление осуществляют Федеральная МКК, штаб ВСМК, региональные и территориальные МКК и центры медицины катастроф, которые привлекают силы и средства Минздрава России, других министерств и ведомств, в том числе формирования ВЦМК «Защита» Минздрава России, ФУМБЭП при Минздраве России, Минобороны России, специализированные стационары (Институт им. Н. В.Склифосовского и др.).

4.11.    Места вылива (пролива, возгонки) ОХВ (ОВ) любого типа и прилегающие к ним участки подлежат обязательному обезвреживанию (дегазации), которое проводят специальные подразделения МЧС России и подразделения РХБ-защиты. Обезвреживание (дегазацию) проводят: на открытой местности - с использованием специальной техники - авторазливочных станций АРС-14, АРС-14у, АРС-15 или поливомоечной машины ПМ-130; в закрытых помещениях - комплектов и приборов специальной обработки - ИДК-1, ДКВ-1М, ДКВ-1А и др. Для обезвреживания (дегазации) ОХВ (ОВ) применяют специальные дегазирующие растворы и составы. Для сбора разливов (скоплений) ОХВ (ОВ) используют активированный уголь типа АГ-2, АГ-3, АГ-5 и т.п. или уголь-катализатор типа К-5, К-5у, К-5м, КТ-1 и др. Не требуют обезвреживания (дегазации) закрытые помещения и открытая местность, загрязненные парами аммиака, бромацетона, бромметана, бромциана, метилмеркаптана, сероуглерода, синильной кислоты, фосгена, хлора, хлорацетона, хлорпикрина и хлор-циана. В таких случаях помещения проветриваются или вентилируются, а открытая местность обезвреживается (дегазируется) естественным способом до тех пор, пока приборы химической разведки и контроля не покажут отсутствия этих ОХВ (ОВ).

4.12.    Решение об обезвреживании (дегазации) закрытых помещений и участков местности, загрязненных нарами, аэрозолями и каплями азотистых ипритов, зарина, иприта, люизита, CR, CS и хлорацетофенона, принимается в зависимости от показаний приборов химической разведки и контроля.

4.13.    Обезвреженные (продегазированные) участки местности, дороги, улицы, площади, внутренние помещения зданий, станции метро обозначают указателями (знаками) и сдают по акту представителям администрации города (округа) или объекта.

Чрезвычайные ситуации, вызванные террористическими действиями с применением ОХ В (ОВ)*, их тяжелые последствия делают проблему готовности к ликвидации медико-санитарных последствий таких ЧС весьма актуальной [1-6].

1.1.    Население практически не защищено от террористических актов с применением ОХВ (ОВ). Средств для быстрой идентификации агента недостаточно. Вещества используются скрытно, что может привести к массовым человеческим жертвам, оказать крайне тяжелое психическое воздействие, сопровождаться паникой, дезорганизацией работы спасательных служб и правоохранительных органов.

1.2.    Имеющаяся нормативно-методическая документация по работе в условиях техногенных ЧС не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к документам о действиях при террористических актах с использованием высокотоксичных веществ [7-23]. Можно назвать лишь несколько научно-методических документов, в которых определены действия соответствующих служб при ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов [24-26]. Ряд положений из этих документов использован в настоящих рекомендациях.

1.3.    В методических рекомендациях используются следующие основные понятия.

Терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

Список сокращений приведен в конце документа

з

нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

•    организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

•    подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

•    организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

•    вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

•    финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им.

Международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая:

•    террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства;

•    гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;

•    при таких условиях, когда террорист и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств.

Террористическая акция (террористический акт) - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсичных, отравляющих, сильнодействующих ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля,

представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

Террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме.

Террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности.

Террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации.

Борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности.

Контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция [1].

1.4.    В последние годы для совершения террористических актов стали использовать высокотоксичные химические вещества, в частности вещества, относящиеся к химическому оружию (23,26].

1.5.    Не исключается возможность террористических актов с применением химического оружия и на территории Российской

Федерации. В настоящее время на армейских складах находится около 40 тыс. тонн БОВ, подлежащих уничтожению в соответствии с Конвенцией по химическому разоружению 127]. Среди них такие вещества, как зарин, зоман, иприт, люизит и смесь иприта с люизитом, Ви-газы и др.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ

И ОТРАВЛЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНО

ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ

2.1.    При совершении террористических актов высока вероятность использования высокотоксичных химических и отравляющих веществ, обладающих наибольшим ингаляционным и кожно-резорбтивным или только ингаляционным токсическим действием, не имеющих скрытого периода действия, создающих сравнительно большое давление насыщенного пара, и, следовательно, возможность образования смертельных концентраций в воздухе. Такие вещества легко изготовить в производственных и лабораторных условиях или приобрести под видом использования для бытовых нужд; их удобно хранить, можно скрытно доставить различными видами транспорта к месту совершения террористического акта и незаметно перевести в боевое агрегатное состояние [2,3,26,28,29].

2.2.    Указанные качества химических веществ имеются прежде всего у БОВ, которые могут рассматриваться как вероятное средство применения при совершении преступлений, в том числе и тех, которые могут быть квалифицированы как террористические акты.

2.3.    Химический терроризм по своей природе резко отличается от преступлений, связанных с применением ядов, или диверсий на химически опасных объектах. При этом речь идет не просто о токсичных веществах или ядах в общепринятом смысле, а об их применении для массового поражения населения. К таким веществам относятся в первую очередь БОВ, которые обладают:

• чрезвычайно высокой токсичностью, когда количество вещества, требуемое для достижения летального исхода, настолько ма-

ло, что практически не видно невооруженным глазом, не ощутимо при вдыхании и попадании на кожу;

•    способностью быстро проникать через неповрежденные кожные покровы и слизистые оболочки верхних дыхательных путей, глаз и т.п.;

•    особыми свойствами, обеспечивающими быстроту и легкость применения в целях терроризма.

2.3.    Такие сочетания свойств не характерны для ядов, встречающихся в криминальной практике или использующихся в гражданских химических производствах. Ни хлор, ни аммиак, ни даже фосген или синильная кислота не могут сравниться с современными БОВ типа зарин, зоман или Ви-газы. Химическое оружие дешево и просто в изготовлении, легко может быть синтезировано небольшой группой специалистов, а в отдельных случаях даже одним квалифицированным специалистом-хими-ком в необходимом для террористического акта количестве на малогабаритной лабораторной установке в обычном вытяжном шкафу.

2.4.    Перечень таких веществ и их основные характеристики приведены в табл. 1-3 [26].

2.5.    При применении небольших количеств ОХВ (ОВ)опасные концентрации могут возникнуть на разных расстояниях от места совершения террористического акта (табл 4).

Опасные химические и отравляющие вещества, использование которых наиболее вероятно при совершении террористических актов

Таблица 1

Вещество

Характер действия

Зарин

Нервно-паралитическое

CR (Си-Ар), CS (Си-Эс), хлорацетофенон, хлор, хлорацетон, бромацетон

Раздражающее

Фосген, хлорпикрин

Удушающее

Люизит, иприт, азотистые иприты

Кожно-нарывное

Синильная кислота, хлорциан, акрилонитрил, бромциан, бромметан

Общетоксическое

Метилмеркаптан, сероуглерод

Наркотическое

Аммиак

Прижигающее

HN-1

Жидкость

170.0

195.0

-34.0

HN-2

156.0

180.0

-60.0

HN-3

204.5

230.0

-4.0

Акрилонитрил

Жидкость

53.1

77.5

-83.5

Аммиак

Газ

17,0

-33.4

-77,0

Бромацетон

Жидкость

137,0

136.5

-54.0

Бромметан

Газ

95.0

3.6

-95,0

Бромциан

Твердое

вещество

105.9

61.3

52.0

Зарин

Жидкость

140.1

158,0

-56.0

Иприт

Жидкость

159,1

217,0

14.7

Люизит

Жидкость

207.3

196,6

-13,0

Мсталмсркантан

Газ

48.1

5.9

-123.0

0.008

0.009

0,007

5.9

5.4

7.1

герани

85,0

1.8

Специфичный

Взрывоопасен

8546.0

0.6

Нашатырного спирта резкий

Взрывоопасен

9.0

4.7

Резкий

Взрывоопасен

1380.0

3.3

Хлороформа слабый

Взрывопожаро-

оласск

88,4

3.7

Резкий

Взрывоопасен

1.48

4.9

Эфирный слабый, свидетельствующий о наличии поражающей концентрации

Негорюч

0.07

5,5

Чистый - свежего лука; технический -хрена, горчицы или чеснока

Негорюч

0.4

(25*0

7.3

Герани - резкий и неприятный

Негорюч

1351.8

1,7

Неприятный

Вз рывооожа ро-оп асе н

Вещество

Агрегатное состояние при норм. уел.

Молекулярная масса, уел. ед.

Температур* км-лемме, С

Температура плавления, *С

Давление •мсыоюсно-и> пара при 20 ’С. мм рт. ст.

Относительная плотность пил

по воздуху

при

норм. уел.

Характерный мпах

Вэрыво-и пожароопасность

Сероуглерод

Жидкость

76.0

46,3

-110,8

298,0

2.6

Сладковатый

эфирный

Горького миндаля

Взрывоопасен

Синильная

кислота

Жидкость

27,1

25,6

-13,3

612.0

0.9

Пожароопасна

SR (Си-АР)

Твердое

вещество

195.2

339,0

72,0

18,3

6.7

Эфира

Негорюч

CS (Си-Эс)

Твердое

вещество

188.6

315,0

95,0

9,8-1 О*6

6.5

Резкий,

раздражающий

Негорюч

Фосген

Газ

98.9

8.2

-118,0

1178,0

3.4

Прелого сена резкий, гнилых фруктов сладковатый

Негорюч

Хлор

Газ

70.9

-34.1

-101,3

5216,5

2,4

Резкий

Негорюч

Хлора цетон

Жидкость

92.4

119.0

-44.5

9,6

3.2

Резкий

Взрывоопасен

Хлора и стон-фенон

Твердое

вещество

154.6

245,0

59,0

1,3 102

5,3

Цветущей черемухи

Негорюч

Хлорпикрин

Жидкость

164.3

N3.0

-69.2

18,3

5,8

Картофельной ботвы

резкий

Резкий

Негорюч

Хлорциан

Газ

61,4

12,6

-6.5

1002,0

2,1

Взрм положа ро опасен

1

В 1996 г. в НИИ органической химии и технологии была выполнена первая концептуальная разработка, целью которой явилось определение основных направлений действий по парированию угрозы химического терроризма, к которым должны быть готовы соответствующие службы, ведомства и специализированные учреждения. При этом была предпринята попытка провести системно-аналитическое исследование гипотетических ситуаций, которые будут складываться при террористических актах с использованием ОВ [2, 3].