Купить МР 2.3.0167-20 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
В методических рекомендациях представлены материалы по подготовке и проведению мониторинга состояния питания детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях, для систематизированного сбора, анализа и интерпретации информации об их питании.
I. Общие положения и область применения
II. Мониторинг состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях
Приложение 1. Информирование органов управления образованием субъектов Российской Федерации о проведении опросов в общеобразовательных организациях
Приложение 2. Инструкция для интервьюера
Приложение 3. Информированное согласие
Приложение 4. Анкета для оценки организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях
Приложение 5. Анкета по оценке питания обучающегося в общеобразовательных организациях (для родителей и детей)
Приложение 6. Указания по заполнению анкеты для оценки организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях
Приложение 7. Указания по заполнению анкеты по оценке питания обучающихся в общеобразовательных организациях
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2021 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
УЧРЕДИТЕЛЬ
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы но надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека
НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации средства массовой информации от 24 января 2012 г.
ПИ № ФС77-48297
НОРМАТИВНЫЕ
ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
Формат 60x84/8, уел. печ. л. 16,74, заказ 27, тираж 500 экз.
Подписано в печать 30.06.2020
Оригинал-макет подготовлен к печати ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора Цена 485 руб.
Реализация печатных изданий: 8(495)633-8659
E-nail: expert@fcgie.ru
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ДОКУМЕНТЫ
Подписка
на Бюллетень нормативных и методических документов госсанэпиднадзора принимается во всех почтовых отделениях России.
Подписной индекс
в объединенном каталоге ОАО «Агентство «Книга-Сервис» * Пресса России* - 29895
Адрес издателя:
117105, Москва, Варшавское ш., 19а ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии* Роспотребнадзора
Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации
Главный редактор Попова АЛО.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Андрияшина Н.В. Орлов М.С. Смоленский В.Ю.
Беляев Е.Н. Прусаков О.В. Шевкун И.Г.
Ежлова Е.Б. Сенникова В.Г.
€• Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2020
Методика но оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения: МР 2.1.4.0143—19.......3
СОДЕРЖАНИЕ
Изменения в МР 2.1.4.0143—19 «Методика по оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения»: МР 2.1.4.0154—19.........................................................................12
Подготовка и проведение мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях: МР 2.3.0167—20.......................................13
Оценка качества пищевой продукции и оценка доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов: МР 2.3.7.0168—20.......................................................43
Лабораторная диагностика COVID-19: МР 3.1.0169—20......................................107
Изменения № 1 в МР 3.1.0169—20 «Лабораторная диагностика COVID-19»:
МР 3.1.0174—20........................................................................................................112
Эпидемиология и профилактика COVID-19: МР 3.1.0170—20 ...........................115
Изменения Кч 1 в МР 3.1.0170—20 «Эпидемиология и профилактика
COVID-19»: МР 3.1.0175—20...................................................................................136
Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-2019: МУ 3.1.0173—20................................................................................138
Приложение 3 к МР 2.3.0167—20
ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
В рамках национального проекта «Демография» проводится опрос по питанию обучающихся в общеобразовательных организациях для разработки мер по его улучшению и повышению доступности.
Просим вас заполнить анкету, которая поможет отразить фактическую ситуацию и ваше мнение по данному вопросу. Вся полученная информация является конфиденциальной и будет использоваться только в обобщенном виде.
Спасибо за сотрудничество!
ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ
на участие в исследовании «Мониторированис питания обучающихся в общеобразовательных организациях»
Я,_тел.:_
законный представитель (фамилия, имя обучающегося)
освсдомлен(а) исследователем об анкетировании моего ребенка.
Я добровольно соглашаюсь на участие в данном исследовании.
Я извсщен(а), что имею право отказаться или в любой момент прекратить участие в данном исследовании.
Подпись:_Дата_
ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Уважаемый обучающийся!
В рамках национального проекта «Демография» проводится опрос детей и подростков школьного возраста, касающийся здоровья н питания в школе, для разработки мероприятий по укреплению здоровья детей.
Просим Вас заполнить анкету, которая поможет отразить фактическую ситуацию по данному вопросу. Вся полученная информация является конфиденциальной и будет использоваться только в обобщенном виде.
Спасибо за сотрудничество!
ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ
на участие в исследовании «Мониторирование питания обучающихся в общеобразовательных организациях»
Я, _
фамилия, имя. отчество
Я подтверждаю, что мне лично исследователем (педагогическим работником) были разъяснены необходимость и порядок проведения анкетирования.
Я добровольно соглашаюсь на участие в исследовании.
Дата
Я извещен(а), что имею право отказаться или в любой момент прекратить участие в исследовании.
Подпись:
Приложение 4 кМР2 3.0152—19
АНКЕТА
для оценки организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях
(заполняется интервьюером!) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Количество посадочных мест в обеленном зале столовой
13.
Количество умывальников при обеденном зале столовой
14.
Количество детей с отказом от питания
• 1-4 классы . чел.
• 5-9 классы , чел.
• 10-11 классы _, чел.
15.
На какой перемене предусмотрен завтрак для:
• I -4 классов _
• 5-9 классов
• 10-11 классов
16.
Указать интервалы между школьным завтраком и обедом
• 1-4 классов____. мин
• 5-9 классов . мин
• 10-11 классов _ , мин
для:
17.
Указать продолжительность перемеи(ы), отведенной для:
• завтрака , мин
• обеда , мин
• полдника , мин
Есть лн в школе: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
19.2 |
Укажите ассортимент продукции, реализуемый в иен.тнш овом аппарате: | ||||
ДА |
НЕТ | ||||
1 |
Выпечка (пироги, пицца и др.)................................. |
1 |
2 | ||
2 |
Бутерброды, хот-доги............................................ |
1 |
2 | ||
3 |
Шоколад и изделия из него, шоколадные батончики....... |
1 |
2 | ||
4 |
Овощные салаты, овощи, готовые к употреблению......... |
1 |
2 | ||
5 |
Молочные продукты, в том числе напитки.................. |
1 |
2 | ||
6 |
Соки фруктовые, фруктово-овощные......................... |
1 |
2 | ||
7 |
Сокосодержащие напитки с добавлением сахара, в том числе нектары и морсы.......................................... |
1 |
2 | ||
8 |
Сладкие газированные напитки............................... |
1 |
о | ||
9 |
Вода питьевая бутилированная................................ |
1 |
2 | ||
10 |
Печенье сдобное, в том числе глазированное, вафли .... |
1 |
2 | ||
11 |
Печенье галетное.................................................. |
1 |
2 | ||
12 |
Батончики злаковые и фруктово-злаковые................... |
1 |
2 | ||
13 |
Зефир, пастила, мармелад.......................................... |
1 |
2 | ||
14 |
Фрукты................................................................ |
1 |
2 | ||
15 |
Другое (указать) | ||||
20. |
Имеется ли у учащихся свободный досту п к питьевой воде? | ||||
ДА |
НЕТ | ||||
1 |
Вода находится в кулерах в коридорах................... |
1 |
2 | ||
2 |
Вода находится в кулерах в столовой..................... |
1 |
2 | ||
3 |
Вода находится в кулерах в классе........................ |
1 |
2 | ||
4 |
Есть фонтанчики с питьевой водой......................... |
1 |
2 | ||
5 |
Кипяченая вода находится в баках в буфете/с головой |
1 |
2 | ||
6 |
Не предусмотрен ни один вышеуказанный вариант.... |
1 |
2 | ||
7 |
Другой вариант (указать) | ||||
21. |
Укажите, какие варианты получения питания предусмотрены в столовой школы | ||||
ДА |
НЕТ | ||||
1 |
Бесплатное питание в столовой |
1 |
2 | ||
2 |
Есть возможность купить комплексный завтрак, обед, полдник и др. |
1 |
2 | ||
3 |
«Свободный выбор» (предусмотрена возможность купить одно блюдо на выбор в какой-либо прием пищи) |
1 |
2 | ||
4 |
Предусмотрена возможность выбора из нескольких альтернативных комплексных меню в отдельный прием пищи |
1 |
2 | ||
5 |
Нс предусмотрено питание, но организован перекус/чае-питие |
1 |
2 | ||
22. |
Участвует ли школа в реализации образовательных программ но здоровому питанию? 1. ДА 2. НЕТ |
23. |
Если школа участвует в реализации образовательных программ, то каких? | |||||
ДА |
НЕТ | |||||
1 |
«Школьное молоко».............................................. |
1 |
2 | |||
2 |
«Разговоры о правильном питании»........................... |
1 |
2 | |||
3 |
Уроки в рамках ЗОЖ.............................................. |
1 |
2 | |||
4 |
Другие (впишите) | |||||
24. |
Какие классы включены в образовательные программы по здоровому питанию | |||||
ДА |
НЕТ | |||||
1 |
Начальные |
1 |
2 | |||
2 |
С редние |
1 |
2 | |||
3 |
Старшие |
1 |
2 |
25. Охват детей, учащихся в псовую смену, завтраком |
30. Полная и льготная стоимости завтрака, обеда, полдника | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
31. Анализ содержания основных пищевых веществ и энергии в .меню за полную стоимость для 1-4 класса в среднем за 5 дней | |||||||||||||||||||||||||
|
32. Анализ содержания основных пищевых веществ и энергии в меню за полную стоимость для 5-9 класса в среднем за 5 дней | |||||||||||||||||||||||||
|
33. Анализ содержания основных пищевых веществ и энергии в меню за полную стоимость для 10-11 класса в среднем за 5 дней | |||||||||||||||||||||||||
|
34. Анализ содержания основных пищевых веществ и энергии в меню за льготную стоимость н среднем за 5 дней | |||||||||||||||||||||||||
|
35. Анализ частоты включения отдельных блюд в меню за полную стоимость за_дней, на которые разработано меню (указамь частоту, в зависимости от количества дней, на которые разработано меню) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
35.!. Анализ частоты включении отдельных блюл в меню за льготную стоимость за дней, на которые разработано меню
(указать частоту, в зависимости от количества дней, на которые разработано меню)
Продукты и блюда |
Частота в анализируемом меню | ||
Завтрак |
Обед |
Полдник | |
Хлеб, закуски/салаты | |||
Хлеб | |||
хМасло сливочное | |||
Колбаса (в составе бутерброда) | |||
Сыр (в составе бутерброда) | |||
Салаты из свежих овощей (огу рцы, помидоры, капуста и др.) | |||
Салаты из отварных овощей (винегрет и др.) | |||
Молочные продукты и блюда из яиц | |||
Блюда из творога (запеканки и другие) | |||
Блюда из яиц (омлет) | |||
Жидкие молочные (кисломолочные) продукты | |||
Первые блюда | |||
Первые блюда зерновые (нз круп, макарон) | |||
Первые блюда овощные (в том числе на мясном бульоне) | |||
Вторые блюда | |||
Блюда нз мяса (рагу', рубленые, запеканки, плов) | |||
Блюда из птицы (рагу, рубленые, запеканки, плов) | |||
Блюда из рыбы (рубленные, запеченные) | |||
Колбасные изделия (сосиски, сардельки) | |||
Гарниры | |||
Блюда из макаронных изделий | |||
Блюда из круп (гарниры, каши) | |||
Блюда из бобовых | |||
Овощные блюда (гарниры) | |||
Картофель (гарниры - пюре, отварной) | |||
Десерты | |||
Выпечка (сдобная, пироги и др.) | |||
Фрукты | |||
Кондитерские изделия | |||
Напитки | |||
Соки | |||
Нектары | |||
Чай | |||
Кофейный напиток или какао | |||
Компоты, кисель, шиповник |
36. Баша оценка организации питания в школе
1 - хорошо
2 - удовлетворительно
3 - плохо
37. Дата заполнения анкеты / / /2020
38. Ф.И.О. интервьюера
39. Подпись интервьюера _
Приложение 5 к МР 2.3.0167—20
АНКЕТА но оценке питания обучающеюся в общеобразовательных организациях (для родителей и детей)
Уважаемые родители, в рамках национального проекта «Демография» проводится опрос по питанию обучающихся в общеобразовательных организациях с целью выявления возможности его качественного улучшения. Просим вас заполнить анкету, указав в большинстве вопросов один вариант ответа, который лучше всего отражает фактическую ситу ацию, связанную с питанием вашего ребенка. Вся полученная информация является конфиденциальной и будет использоваться только в обобщенном виде.
Спасибо за сотрудничество!
Код региона Код школы 1. № анкеты 2. Место проживания 3. Школа 4. Класс 5. Дата заполнения 6. Дата рождения ребенка
|
|
УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации
А. Ю. Попова
20 марта 2020 г.
2.3. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ
Подготовка и проведение мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях
Методические рекомендации МР 2.3.0167—20
1. Общие положения и область применении
1.1. Целями государственной политики в области здорового питания в рамках национального проекта «Демография» являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием, повышение устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Реализация национального проекта «Демография» вместе с проектом «Здравоохранение» должна обеспечить увеличение продолжительности и качества жизни населения России, что нс представляется возможным без активной профилактики заболеваний на всех этапах онтогенеза.
Здоровое питание детей является необходимым условием обеспечения здоровья детского населения, устойчивости к воздействию неблагоприятной внешней среды, формирования пищевого поведения, сохраняющегося на всю последующую жизнь, профилактики алиментарно-зависимых заболеваний: ожирения, сахарного диабета, остеопороза, болезней органов пищеварения и патологии сердечно-сосудистой системы.
В последние годы сохраняется высокая распространенность алиментарнозависимых заболеваний среди детского населения. Заболевания, связанные с нарушениями в питании, имеют 21,1 % детей 3-6 лет, 24,7 % детей 7-11 лет и 30,4 % детей 12-13 лет. Причинами служат нарушения в организации питания детей, в том числе в детских организованных коллективах.
Назрела необходимость систематической оценки и мониторирования питания детей и подростков в общеобразовательных организациях, что позволит не только выявлять и устранять нарушения санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, но и осуществлять наблюдение за организованными коллективами в динамике, направлять и совершенствовать работу по организации питания, изучать распространённость избыточной массы тела и ожирения, оценивать эффективность профилактических меро-
12.
Оцешпс уровень доходов Вашей семьи
1. низкий уровень
2. ниже среднего
3. средний
4. выше среднего
5. высокий уровень
97. затрудняюсь ответить
98. отказ от ответа
13.
В какую смену учится Ваш ребенок
1. первую
_2. вторую_
14.
Сколько времени обычно ребенок проводит в школе?
ДА
ПЕТ
часов
Затруд
няюсь
ответить
Отказ
Посещает группу продленного дня
Посещает дополнительные занятия/кружки
Уходит домой сразу после уроков
I
97
97
97
98
98
98
15.
Укажите, сколько месяцев назад проводили измерение веса и роста у ребенка
затрудняюсь ответить
97
16.
Укажите, какой был при последнем измерении вес и рост ребенка
1. вес ребенка_, кг
2. рост ребенка_, см
3. затрудняюсь ответить_977
4. отказ от ответа 988
17.
Укажите на момент исследования данные матери:
1. вес матери_, кг
2. рост матери_, см
3. затрудняюсь ответить_977
4. отказ от ответа 988
18.
Укажите на момент исследования данные отца:
1. вес отца_, кг
_,см
_977
988
2. рост отца_
3. затрудняюсь ответить
4. отказ от ответа
19.
Имеются ли у Вашего ребенка следующие хронические заболевания? | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
приятий, проводимых в организованных коллективах в рамках национального проекта «Демография».
1.2. В настоящих методических рекомендациях1 (далее - МР) использованы следующие термины и определения:
здоровое питание - питание, ежедневный рацион которого основывается на принципах здорового питания, отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений;
принципы здорового питания - основные правила и положения, способствующие укреплению здоровья человека и будущих поколений, снижению риска развития заболеваний и включающие в себя:
- обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья потребителей пищевых продуктов по отношению к экономическим интересам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с изготовлением и оборотом пищевой продукции;
- соответствие энергетической ценности рационов энергозатратам;
- соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма человека в макро- (белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, углеводы) и микронутриентах (витамины, минеральные вещества и микроэлементы, биологически активные вещества);
- наличие в составе рациона пищевых продуктов со сниженным содержанием насыщенных жиров (включая трансизомеры жирных кислот), простых сахаров и поваренной соли, а также пищевых продуктов, обогащенных витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами;
- обеспечение рациона здорового питания максимально разнообразным питанием с оптимальным его режимом;
- применение технологической и кулинарной обработки пищевых продуктов, обеспечивающей сохранность их исходной пищевой ценности;
- обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на всех этапах обращения пищевых продуктов;
- исключение использования фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий;
горячее питание - здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
1.3. В МР представлены материалы по подготовке и проведению мониторинга состояния питания детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях, для систематизированного сбора, анализа и интерпретации информации об их питании.
1.4. В МР представлены подходы2 к подготовке и проведению мониторинга состояния питания детей школьного возраста в рамках реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» для систематизированного сбора, анализа и интерпретации описательной информации о питании детей, посещающих организованные коллективы.
1.5. МР предназначены для специалистов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области. Брянской области, Воронежской области, Московской области, городу Москве, Ленинградской области, Мурманской области, городу Санкт-Петербургу, Краснодарскому краю, Ростовской области, Республике Северная Осетия - Алания, Ставропольскому краю. Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Пермскому краю. Самарской области, Свердловской области. Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу. Красноярскому краю, Омской области. Приморскому краю. Хабаровскому краю. Чукотскому автономному округу (далее - управления Роспотребнадзора) и ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Северная Осетия - Алания», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крас», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крас», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае». ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чукотском автономном округе» (далее - федеральные бюджетные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии) и научно-исследовательских организаций в целях проведения в 2020 году мониторинговых исследований качества и безопасности пищевой продукции и определения доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриенгов.
II. Мониторинг состоянии питания обучающихся в общеобразовательных организациях
2.1. Задачи мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях:
- оценка организации питания в организованных коллекгивах по отдельным показателям (охват' обучающихся питанием по приемам пищи: завтраки, обеды, полдники; в том числе горячим питанием; охват бесплатным питанием, стоимость питания);
- анализ меню школьной столовой но показателям пищевой и энергетической ценности, а также частоте включения отдельных блюд;
-оценка основных параметров здоровья, антропометрических характеристик обучающихся;
- оценка качества и удовлетворенности питанием в образовательных организациях детьми и их родителями;
- оценка частоты потребления отдельных продуктов детьми путем опроса обучающихся и их родителей (оценка питания частотным методом в организованных коллективах и дома).
Подготовка к мониторингу состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях
2.2. Формирование выборки организаций осуществляется ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора на основании реестра всех общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации и доводится до сведения и исполнения управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. В выборку включаются организации, имеющие следующие коды ОКВЭД:
- 85.13 Образование основное общее. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению);
- 85.14 Образование среднее общее. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Для обеспечения надежности выборки в каждом субъекте независимо от общего числа образовательных организаций должно быть отобрано 100 организаций для оценки организации питания в общеобразовательной организации и для опроса детей и родителей по питанию.
Подготовительный этап
2.3. Исследованию предшествует информирование органов управления образованием субъектов Федерации о проведении опросов в общеобразовательных организациях (приложение 1 к настоящим МР).
2.4. Подготовка к исследованию предусматривает:
- формирование коллектива исследователей в соответствии с приказом Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации. В число исследователей включают сотрудников управлений Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации и его территориальных отделов, сотрудников организаций, подведомственных Роспотребнадзору (ФБУЗ, ФБУН, НИО), или вузов;
- назначение лица, ответственного за обучение группы исследователей, приказом Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации:
- обучение коллектива исследователей, знакомство с инструкцией интервьюера;
- согласование исследования с руководителями регионов и региональных органов управления образованием (министерств, департаментов, управлений и др.);
- сверку адресов общеобразовательных организаций;
- установление контакта с руководством общеобразовательных организаций;
-тиражирование анкет для общеобразовательных организаций и детей и подростков;
- тиражирование информированных согласий об исследовании для детей и родителей;
- знакомство с программой ввода данных.
Формирование выборки детей
2.5. Обследованию подлежат обучающиеся 3 возрастных групп: 2-й класс (7-8 лет), 5-й класс (10-11 лет), 10-й класс (15-16 лет). Предварительно из утвержденного списка образовательных организаций осуществляется подвыборка школ (расчет на 1 -ю, 2-ю, 3-ю). В первой школе обследованию подлежат обучающиеся 2-х классов, во второй - 5-х и третьей - 10-х.
При наличии нескольких классов в параллели выбирается один класс методом случайной выборки. Если в школе только один класс нужной возрастной группы, то обследование проводится в нем. Обследуется весь класс. Если в школе отсутствует нужный класс, заполняется только анкета по организации питания; опрос обучающихся с родителями не проводят.
2.6. В малоко.мплектных школах обследуются все обучающиеся младших, средних или старших классов (в зависимости от того, какая возрастная группа попала в обследование), а также заполняются анкеты по организации питания в школе.
2.7. Обучающиеся всех классов опрашиваются вместе с родителями.
Сроки проведения мониторинга питания обучающихся в общеобразовательных организациях
2.8. Данные собирают только за текущий учебный год. Желательно проведение сбора данных в сжатые сроки - 4 недели (при максимально отведенном сроке сбора данных 10 недель).
2.9. Оценку питания обучающихся необходимо осуществлять ежегодно.
Организация проведении мониторинга
2.10. Проведение мониторинга питания в общеобразовательной организации включает (приложение 2 к настоящим МР):
- визит в школу: информирование руководства и педагогического коллектива о проведении исследования, его целях и задачах, дизайне, временных параметрах, исполнителях;
- заполнение интервьюером соответствующей анкеты об организации питания в общеобразовательной организации (приложение 4 к настоящим МР) при содействии директора/замсстителя директора общеобразовательной организации, работников, участвующих в организации питания. Опрос организаторов питания проводится интервьюером в соответствии с приложением 6 к настоящим МР;
- анализ меню общеобразовательной организации с расчетом пищевой ценности и калорийности рациона, а также частоты встречаемости отдельных блюд в циклическом меню. При проведении этого анализа необходимо обратить особое внимание на соответствие энергетической ценности меню содержанию основных пищевых веществ в среднем за 5 дней.
Каждая анкета по оценке организации питания имеет уникальный код, состоящий из двузначной цифры кода субъекта Российской Федерации и кода школы, который соответствует порядковому номеру школы в выборке. Каждая заполненная анкета вводится в соответствующую форму (ссылка на форму ввода представляется ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора). Качество ввода
данных имеет критическое значение, поэтому ввод данных должен осуществляться при участии двух сотрудников - один из них вводит, другой контролирует введенные данные. Подтверждение введения данных делается только в том случае, если сотрудники уверены в правильности введенных данных.
2.11. Оценка питания обучающихся включает:
- контакт с классными руководителями (ку раторами) выбранных классов;
-информирование (с участием куратора класса) обучающихся и их родите-
лей/законных представителей о целях и задачах исследования; возможность обеспечить контакт с семьей обучающегося: приглашение родителей на собрание, личные контакты, общение по телефону и др.;
- получение информированного согласия всех родителей/законных представителен обучающегося, а также обучающихся старше 14 лет (приложение 3 к настоящим МР) с привлечением кураторов классов, включенных в исследование;
- проведение интервью родителей с обучающимися и заполнение анкеты (приложение 5 к настоящим МР): сбор информации об антропометрических параметрах ребенка и его состоянии здоровья, организации питания, отношении к питанию в школе и дома, частоте потребления основных продуктов и блюд. Опрос родителей с обучающимся проводится интервьюером в соответствии с приложением 7 к настоящим МР;
- контроль за количеством розданных и возвращенных анкет.
Каждая анкета но оценке питания детей и каждое информированное согласие нумеруется. Нумерация анкет и номера всех связанных с ними информированных согласий должны быть идентичными. Нумерация анкет в каждой образовательной организации начинается с № 1.
Данные каждой анкеты вводятся в соответствующую форму (ссылка на форму ввода представляется ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора). Подтверждение введения данных делается только в том случае, если сотрудники уверены в правильности введенных данных.
Заполненные анкеты и согласия родителей хранятся в территориальном органе Роспотребнадзора вместе с анкетами оценки организации питания в образовательной организации в течение 5 лет.
Приложение 1 к МР 2.3.0167—20
Рекомендуемый образец
Информирование органов управлении образованием субъектов Российском Федерации о проведении опросов в общеобразовательных организациях
Проект Письма Министерство (департамент)
образования
Об оказании содействия реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография»
Уважаемые коллеги!
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) утвержден паспорт Национального проекта «Демография», в рамках которого предусмотрена реализация федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)». Соисполнителем указанного федерального проекта назначен Роспотребнадзор (руководитель А.Ю. Попова).
Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» предусматривает разработку и внедрение системы мониторинга за состоянием питания различных групп населения в регионах, основанной на результатах научных исследований в области нутрициологии, диетологии и эпидемиологии, во взаимосвязи здоровья населения со структурой питания и качеством пищевой продукции (пункт 1.5 Плана мероприятий по реализации федерального проекта), - мониторинг фактического питания.
Частью этого мониторинга должна явиться система выборочных наблюдений за состоянием питания и здоровьем обучающихся в общеобразовательных организациях, которая будет включать как оценку организации питания в общеобразовательных организациях, так и состояния здоровья и питания этих детей на основании опроса вместе с родителями. Одновременно в рамках данного федерального проекта разворачивается разработка обучающих программ и мероприятий по вопросам здорового питания для детей и взрослых.
В связи с этим результаты наблюдений за состоянием питания обучающихся в общеобразовательных организациях, с одной стороны, послужат основой для совершенствования системы организации питания в организациях и разработки рекомендаций по оптимизации питания детей и подростков с учетом региональных особенностей, а с другой - обеспечат контроль за эффективностью внедряемых образовательных программ.
Принимая во внимание несомненный интерес Министерства (Департамента) образования к результатам этого мониторинга, считаем целесообразным участие ваших специашстов в ею проведении.
Просим вас оказать содействие в доступе наших представителей в общеобразовательные организации для проведения исследований по изучению организации питания. в т. ч. анкетирования родителей по вопросам питания их детей после подписания с ними информированного согласия.
Руководитель
Приложение 2 к МР 2.3.0167—20
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮЕРА
Уважаемый интервьюер!
Вы являетесь участником эпидемиологического исследования, цель которого -мониторинг состояния питания детей и подростков школьного возраста.
В период опроса именно интервьюер является основным исполнителем работ и обеспечивает качество конечных результатов исследования. От Вашей добросовестности и ответственности зависят полнота и точность полученных данных.
Содержание анкеты и особенности проведения интервью должны быть тщательно изучены интервьюером до начала полевых работ и учитываться в процессе опроса.
Интервьюеру следует, прежде всего, представиться, предъявить удостоверение и сообщить о целях своего визита.
Задача интервьюера при знакомстве с обучающимися и родителями - создать доброжелательную, спокойную атмосферу для предстоящей беседы, убедить в важности и необходимости участия в опросе.
В случае категорического отказа респондента от участия в опросе интервьюер должен выразить сожаление, извиниться за причиненное беспокойство и попрощаться. Однако такого рода случаи должны быть сведены к минимуму.
В своей работе интервьюер исходит из принципа, что он должен выяснять и учитывать подлинные мнения, настроения, пожелания опрашиваемых. Поэтому предложите респондентам отнестись серьезно к тем вопросам, которые ему будут заданы, и попросите их быть откровенными.
После выполнения всего объема задания интервьюер должен лично сдать работу руководителю полевого этапа. Комплект сдаваемых материатов включает в себя:
- заполненные анкеты;
- неиспользованные (запасные) бланки документов.
1
Настоящие МР всдсны взамен МР 2.3.0152—19 «Подготовка и проведение мониторинга состояния питания детей школьного возраста в организованных коллективах», утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2019.
2
Методика проведения испытания одобрена эшческим комитетом ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», протокол от 30.04.2019 X? 5.