Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

32 страницы

Купить МР 2.3.0167-20 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В методических рекомендациях представлены материалы по подготовке и проведению мониторинга состояния питания детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях, для систематизированного сбора, анализа и интерпретации информации об их питании.

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения и область применения

II. Мониторинг состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях

Приложение 1. Информирование органов управления образованием субъектов Российской Федерации о проведении опросов в общеобразовательных организациях

Приложение 2. Инструкция для интервьюера

Приложение 3. Информированное согласие

Приложение 4. Анкета для оценки организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях

Приложение 5. Анкета по оценке питания обучающегося в общеобразовательных организациях (для родителей и детей)

Приложение 6. Указания по заполнению анкеты для оценки организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях

Приложение 7. Указания по заполнению анкеты по оценке питания обучающихся в общеобразовательных организациях

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека


УЧРЕДИТЕЛЬ

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы но надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека


БЮЛЛЕТЕНЬ

НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

ГОССАНЭПИДНАДЗОРА


Выпуск 2 (80), июнь 2020

Издается с 2000 г.

Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Свидетельство о регистрации средства массовой информации от 24 января 2012 г.

ПИ № ФС77-48297


НОРМАТИВНЫЕ

ПРАВОВЫЕ

АКТЫ


Формат 60x84/8, уел. печ. л. 16,74, заказ 27, тираж 500 экз.

Подписано в печать 30.06.2020

Оригинал-макет подготовлен к печати ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора Цена 485 руб.

Реализация печатных изданий: 8(495)633-8659

E-nail: expert@fcgie.ru


МЕТОДИЧЕСКИЕ

ДОКУМЕНТЫ


Подписка

на Бюллетень нормативных и методических документов госсанэпиднадзора принимается во всех почтовых отделениях России.


Подписной индекс

в объединенном каталоге ОАО «Агентство «Книга-Сервис» * Пресса России* - 29895


Адрес издателя:

117105, Москва, Варшавское ш., 19а ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии* Роспотребнадзора


Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации


Главный редактор Попова АЛО.


РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Андрияшина Н.В. Орлов М.С.    Смоленский В.Ю.

Беляев Е.Н.    Прусаков О.В.    Шевкун И.Г.

Ежлова Е.Б.    Сенникова В.Г.


€• Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2020


Методика но оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения: МР 2.1.4.0143—19.......3

СОДЕРЖАНИЕ

Изменения в МР 2.1.4.0143—19 «Методика по оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения»: МР 2.1.4.0154—19.........................................................................12

Подготовка и проведение мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях: МР 2.3.0167—20.......................................13

Оценка качества пищевой продукции и оценка доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриентов: МР 2.3.7.0168—20.......................................................43

Лабораторная диагностика COVID-19: МР 3.1.0169—20......................................107

Изменения № 1 в МР 3.1.0169—20 «Лабораторная диагностика COVID-19»:

МР 3.1.0174—20........................................................................................................112

Эпидемиология и профилактика COVID-19: МР 3.1.0170—20 ...........................115

Изменения Кч 1 в МР 3.1.0170—20 «Эпидемиология и профилактика

COVID-19»: МР 3.1.0175—20...................................................................................136

Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-2019: МУ 3.1.0173—20................................................................................138

Приложение 3 к МР 2.3.0167—20

ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

В рамках национального проекта «Демография» проводится опрос по питанию обучающихся в общеобразовательных организациях для разработки мер по его улучшению и повышению доступности.

Просим вас заполнить анкету, которая поможет отразить фактическую ситуацию и ваше мнение по данному вопросу. Вся полученная информация является конфиденциальной и будет использоваться только в обобщенном виде.

Спасибо за сотрудничество!

ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ

на участие в исследовании «Мониторированис питания обучающихся в общеобразовательных организациях»

Я,_тел.:_

законный представитель (фамилия, имя обучающегося)

освсдомлен(а) исследователем об анкетировании моего ребенка.

Я добровольно соглашаюсь на участие в данном исследовании.

Я извсщен(а), что имею право отказаться или в любой момент прекратить участие в данном исследовании.

Подпись:_Дата_

ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Уважаемый обучающийся!

В рамках национального проекта «Демография» проводится опрос детей и подростков школьного возраста, касающийся здоровья н питания в школе, для разработки мероприятий по укреплению здоровья детей.

Просим Вас заполнить анкету, которая поможет отразить фактическую ситуацию по данному вопросу. Вся полученная информация является конфиденциальной и будет использоваться только в обобщенном виде.

Спасибо за сотрудничество!

ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ

на участие в исследовании «Мониторирование питания обучающихся в общеобразовательных организациях»

Я, _

фамилия, имя. отчество

Я подтверждаю, что мне лично исследователем (педагогическим работником) были разъяснены необходимость и порядок проведения анкетирования.

Я добровольно соглашаюсь на участие в исследовании.

Дата

Я извещен(а), что имею право отказаться или в любой момент прекратить участие в исследовании.

Подпись:

Приложение 4 кМР2 3.0152—19

АНКЕТА

для оценки организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях

(заполняется интервьюером!)

1.

Субъект Федерации Код Субъекта Федерации

2.

Код образовательной организации

3.

В школе имеются:

1

1-4 классы...........................................................

ДА

НЕТ

2

5-9 классы...........................................................

1

2

3

10-11 классы........................................................

1

2

4

Классы с углубленным изучением отдельных предметов...

1

2

5

Группы продленного дня

1

2

4.

Проектная вместимость школы

5.

Количество детей разного возраста, обучающихся в школе:

•    1-4 классы . чел.

•    5-9 классы , чел.

•    10-11 классы , чел.

6.

Количество смен в школе

7.

Количество обучающихся детей в:

•1-ю смену .чел.

•    2-ю смену , чел.

•    количество детей, учащих в первую смену

и посещающих группу продленного дня . чел.

8.

Тип столопой в образовательной ор1аннзации:

ДА

НЕТ

1

Работает на продовольственном сырье.........

1

2

2

Работает на полуфабрикатах......................

1

2

3

Реализует готовые блюда...........................

1

2

4

Столовой нет...............................................

1

-

5

Другое (указать)

9.

Вид организации нигання:

1.    - организация работает самостоятельно

2.    - заключен договор на аутсорсинг

10.

Информация об услугах по организации питания детей:

1.    - имеется меню на официальном сайте

2.    - меню представлено на информационном стенде

3.    - меню представлено на сайте и стенде

4.    - отсутствует

11.

Имеется ли оборудованное место для мытья и сушки рук?

1- - ДА 2.-НЕТ

12.

Количество посадочных мест в обеленном зале столовой


13.


Количество умывальников при обеденном зале столовой


14.


Количество детей с отказом от питания

• 1-4 классы     .    чел.

• 5-9 классы     ,    чел.

•    10-11 классы _,    чел.


15.


На какой перемене предусмотрен завтрак для:

•    I -4 классов    _

•    5-9 классов

•    10-11 классов


16.


Указать интервалы между школьным завтраком и обедом

•    1-4 классов____.    мин

•    5-9 классов     .    мин

•    10-11 классов _ ,    мин


для:


17.


Указать продолжительность перемеи(ы), отведенной для:

• завтрака     ,    мин

•    обеда     ,    мин

• полдника     ,    мин


18.


Есть лн в школе:

ДА

НЕТ

1

Вендииговый автомат

1

2

2

Буфет

1

2

19.1

Укажите ассортимент продукции, реализуемый в буфете:

ДА

НЕТ

1

Выпечка (пироги, гшцца и др.)............................

1

2

2

Бутерброды, хот-доги.......................................

1

2

3

Шоколад и изделия из него,

шоколадные батончики.....................................

1

2

4

Овощные салаты, овощи, готовые к употреблению...

1

2

5

Молочные продукты, в том числе напитки.............

1

2

6

Соки фруктовые, фруктово-овощные....................

1

2

7

Сокосодержащие напитки с добавлением сахара, в том числе нектары и морсы.................................

1

2

8

Сладкие газированные напитки...........................

1

2

9

Вода питьевая бутилироваиная............................

1

о

10

Печенье сдобное, в том числе глазированное, вафли

1

2

11

Печенье галетное..............................................

1

2

12

Батончики злаковые и фруктово-злаковые..............

1

2

13

Зефир, пастила, мармелад...................................

1

2

14

Фрукгы..........................................................

1

2

15

Другое (указать)


19.2

Укажите ассортимент продукции, реализуемый в иен.тнш овом аппарате:

ДА

НЕТ

1

Выпечка (пироги, пицца и др.).................................

1

2

2

Бутерброды, хот-доги............................................

1

2

3

Шоколад и изделия из него, шоколадные батончики.......

1

2

4

Овощные салаты, овощи, готовые к употреблению.........

1

2

5

Молочные продукты, в том числе напитки..................

1

2

6

Соки фруктовые, фруктово-овощные.........................

1

2

7

Сокосодержащие напитки с добавлением сахара, в том числе нектары и морсы..........................................

1

2

8

Сладкие газированные напитки...............................

1

о

9

Вода питьевая бутилированная................................

1

2

10

Печенье сдобное, в том числе глазированное, вафли ....

1

2

11

Печенье галетное..................................................

1

2

12

Батончики злаковые и фруктово-злаковые...................

1

2

13

Зефир, пастила, мармелад..........................................

1

2

14

Фрукты................................................................

1

2

15

Другое (указать)

20.

Имеется ли у учащихся свободный досту п к питьевой воде?

ДА

НЕТ

1

Вода находится в кулерах в коридорах...................

1

2

2

Вода находится в кулерах в столовой.....................

1

2

3

Вода находится в кулерах в классе........................

1

2

4

Есть фонтанчики с питьевой водой.........................

1

2

5

Кипяченая вода находится в баках в буфете/с головой

1

2

6

Не предусмотрен ни один вышеуказанный вариант....

1

2

7

Другой вариант (указать)

21.

Укажите, какие варианты получения питания предусмотрены в столовой школы

ДА

НЕТ

1

Бесплатное питание в столовой

1

2

2

Есть возможность купить комплексный завтрак, обед, полдник и др.

1

2

3

«Свободный выбор» (предусмотрена возможность купить одно блюдо на выбор в какой-либо прием пищи)

1

2

4

Предусмотрена возможность выбора из нескольких альтернативных комплексных меню в отдельный прием пищи

1

2

5

Нс предусмотрено питание, но организован перекус/чае-питие

1

2

22.

Участвует ли школа в реализации образовательных программ но здоровому питанию?

1.    ДА

2.    НЕТ

23.

Если школа участвует в реализации образовательных программ, то каких?

ДА

НЕТ

1

«Школьное молоко»..............................................

1

2

2

«Разговоры о правильном питании»...........................

1

2

3

Уроки в рамках ЗОЖ..............................................

1

2

4

Другие (впишите)

24.

Какие классы включены в образовательные программы по здоровому питанию

ДА

НЕТ

1

Начальные

1

2

2

С редние

1

2

3

Старшие

1

2

25. Охват детей, учащихся в псовую смену, завтраком

30. Полная и льготная стоимости завтрака, обеда, полдника

Классы

Стоимость, руб.

Завтрак Обед

Полдник

Полная стоимость приема нищи

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Стоимость льготного приема пищи

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

31. Анализ содержания основных пищевых веществ и энергии в .меню за полную стоимость для 1-4 класса в среднем за 5 дней

Пищевые вещества

Завтрак, г

Обед, г

Полдник, г

Итого та_

приема пищи, г

Белок, в среднем

Жир, в среднем

Углеводы, в среднем

Энергетическая ценность, в среднем

32. Анализ содержания основных пищевых веществ и энергии в меню за полную стоимость для 5-9 класса в среднем за 5 дней

Пищевые вещества

Завтрак, г

Обед, г

Полдник, г

Итого за_

приема пищи, г

Белок, в среднем

Жир, в среднем

Углеводы, в среднем

Энергетическая ценность, в среднем

33. Анализ содержания основных пищевых веществ и энергии в меню за полную стоимость для 10-11 класса в среднем за 5 дней

Пищевые вещества

Завтрак, г

Обед, г

Полдник, г

Итого за_

приема пищи, г

Белок, в среднем

Жир, в среднем

Углеводы, в среднем

Энергетическая ценность, в среднем

34. Анализ содержания основных пищевых веществ и энергии в меню за льготную стоимость н среднем за 5 дней

Пищевые вещества

Завтрак, г

Обед, г

Полдник, г

Итого за_

приема пищи, г

Белок, в среднем

Жир, в среднем

Углеводы, в среднем

Энергетическая ценность, в среднем

35. Анализ частоты включения отдельных блюд в меню за полную стоимость за_дней,

на которые разработано меню

(указамь частоту, в зависимости от количества дней, на которые разработано меню)

Продукты и блюда

Частота в анализируемом меню

Завтрак Обед

Полдник

Хлеб, закускн/салаты

Хлеб

Масло сливочное

Колбаса (в составе бутерброда)

Сыр (в составе бутерброда)

Салаты из свежих овощей (огурцы, помидоры, капуста и др.)

Салаты из отварных овощей (винегрет и др.)

Молочные продукты и блюда из яиц

Блюда из творога (запеканки и другие)

Блюда из яиц (омлет)

Жидкие молочные (кисломолочные) продукты

Первые блюда

Первые блюда зерновые (из круп, макарон)

Первые блюда овощные (в том числе на мясном бульоне)

Вторые блюла

Блюла из мяса (рагу, рубленые, запеканки, плов)

Блюда из птицы (рагу, рубленые, запеканки, плов)

Блюда из рыбы (рубленные, запеченные)

Колбасные изделия (сосиски, сардельки)

Гарниры

Блюда из макаронных изделий

Блюла из круп (гарниры, каши)

Блюда из бобовых

Овощные блюда (гарниры)

Картофель (гарниры - пюре, отварной)

Десерты

Выпечка (сдобная, пироги и др.)

Фрукты

Кондитерские изделия

Напитки

Соки

Нектары

Чай

Кофейный напиток или какао

Компоты, кисель, шиповник

35.!. Анализ частоты включении отдельных блюл в меню за льготную стоимость за дней, на которые разработано меню

(указать частоту, в зависимости от количества дней, на которые разработано меню)

Продукты и блюда

Частота в анализируемом меню

Завтрак

Обед

Полдник

Хлеб, закуски/салаты

Хлеб

хМасло сливочное

Колбаса (в составе бутерброда)

Сыр (в составе бутерброда)

Салаты из свежих овощей (огу рцы, помидоры, капуста и др.)

Салаты из отварных овощей (винегрет и др.)

Молочные продукты и блюда из яиц

Блюда из творога (запеканки и другие)

Блюда из яиц (омлет)

Жидкие молочные (кисломолочные) продукты

Первые блюда

Первые блюда зерновые (нз круп, макарон)

Первые блюда овощные (в том числе на мясном бульоне)

Вторые блюда

Блюда нз мяса (рагу', рубленые, запеканки, плов)

Блюда из птицы (рагу, рубленые, запеканки, плов)

Блюда из рыбы (рубленные, запеченные)

Колбасные изделия (сосиски, сардельки)

Гарниры

Блюда из макаронных изделий

Блюда из круп (гарниры, каши)

Блюда из бобовых

Овощные блюда (гарниры)

Картофель (гарниры - пюре, отварной)

Десерты

Выпечка (сдобная, пироги и др.)

Фрукты

Кондитерские изделия

Напитки

Соки

Нектары

Чай

Кофейный напиток или какао

Компоты, кисель, шиповник

36.    Баша оценка организации питания в школе

1    - хорошо

2    - удовлетворительно

3    - плохо

37.    Дата заполнения анкеты /    /    /2020

38.    Ф.И.О. интервьюера

39.    Подпись интервьюера _

Приложение 5 к МР 2.3.0167—20

АНКЕТА но оценке питания обучающеюся в общеобразовательных организациях (для родителей и детей)

Уважаемые родители, в рамках национального проекта «Демография» проводится опрос по питанию обучающихся в общеобразовательных организациях с целью выявления возможности его качественного улучшения. Просим вас заполнить анкету, указав в большинстве вопросов один вариант ответа, который лучше всего отражает фактическую ситу ацию, связанную с питанием вашего ребенка. Вся полученная информация является конфиденциальной и будет использоваться только в обобщенном виде.

Спасибо за сотрудничество!

Код региона Код школы

1.    № анкеты

2.    Место проживания

3.    Школа

4.    Класс

5.    Дата заполнения

6.    Дата рождения ребенка

7.    Возраст (полных лег)

8.    Укажите пол Вашею ребенка

1.    мальчик

2.    девочка

9.

Состав семьи

1.    полная (два родителя)

2.    неполная (один родитель)

97.    затрудняюсь ответить

98.    отказ от ответа

10.

Образование мамы

1.    среднее

2.    среднее профессионазьнос

3.    высшее

4.    имеется ученая степень

97.    затрудняюсь ответить

98.    отказ от ответа

11.

Образование папы

1. среднее

2.    среднее профессионазьное

3.    высшее

4.    имеется ученая степень

97.    затрудняюсь ответить

98.    отказ от ответа


ШШ

Ш“

1 1 1

дата

месяц

год

1

1

1 1

дата

месяц

год

ши


УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации

А. Ю. Попова

20 марта 2020 г.

2.3. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Подготовка и проведение мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях

Методические рекомендации МР 2.3.0167—20

1. Общие положения и область применении

1.1. Целями государственной политики в области здорового питания в рамках национального проекта «Демография» являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием, повышение устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Реализация национального проекта «Демография» вместе с проектом «Здравоохранение» должна обеспечить увеличение продолжительности и качества жизни населения России, что нс представляется возможным без активной профилактики заболеваний на всех этапах онтогенеза.

Здоровое питание детей является необходимым условием обеспечения здоровья детского населения, устойчивости к воздействию неблагоприятной внешней среды, формирования пищевого поведения, сохраняющегося на всю последующую жизнь, профилактики алиментарно-зависимых заболеваний: ожирения, сахарного диабета, остеопороза, болезней органов пищеварения и патологии сердечно-сосудистой системы.

В последние годы сохраняется высокая распространенность алиментарнозависимых заболеваний среди детского населения. Заболевания, связанные с нарушениями в питании, имеют 21,1 % детей 3-6 лет, 24,7 % детей 7-11 лет и 30,4 % детей 12-13 лет. Причинами служат нарушения в организации питания детей, в том числе в детских организованных коллективах.

Назрела необходимость систематической оценки и мониторирования питания детей и подростков в общеобразовательных организациях, что позволит не только выявлять и устранять нарушения санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, но и осуществлять наблюдение за организованными коллективами в динамике, направлять и совершенствовать работу по организации питания, изучать распространённость избыточной массы тела и ожирения, оценивать эффективность профилактических меро-

12.


Оцешпс уровень доходов Вашей семьи

1.    низкий уровень

2.    ниже среднего

3.    средний

4.    выше среднего

5.    высокий уровень

97.    затрудняюсь ответить

98.    отказ от ответа


13.


В какую смену учится Ваш ребенок

1. первую

_2.    вторую_


14.


Сколько времени обычно ребенок проводит в школе?

ДА


ПЕТ


часов


Затруд

няюсь

ответить


Отказ


Посещает группу продленного дня


Посещает дополнительные занятия/кружки


Уходит домой сразу после уроков


I


97


97


97


98


98


98


15.


Укажите, сколько месяцев назад проводили измерение веса и роста у ребенка


затрудняюсь ответить


97


16.


Укажите, какой был при последнем измерении вес и рост ребенка

1. вес ребенка_, кг

2. рост ребенка_, см

3. затрудняюсь ответить_977

4. отказ от ответа    988


17.


Укажите на момент исследования данные матери:

1. вес матери_, кг

2. рост матери_, см

3. затрудняюсь ответить_977

4. отказ от ответа    988


18.


Укажите на момент исследования данные отца:

1. вес отца_, кг

_,см

_977

988


2.    рост отца_

3.    затрудняюсь ответить

4.    отказ от ответа


19.


Имеются ли у Вашего ребенка следующие хронические заболевания?

ДА

НЕТ

Затруд

няюсь

ответить

Отказ

1.

Сердечно-сосудистой системы..................

1

2

97

98

2.

Органов дыхания....................................

1

2

97

98

3.

Органов пищеварения..............................

1

2

97

98

4.

Нарушение осанки (сколиоз), плоскостопие..

1

2

97

98


приятий, проводимых в организованных коллективах в рамках национального проекта «Демография».

1.2.    В настоящих методических рекомендациях1 (далее - МР) использованы следующие термины и определения:

здоровое питание - питание, ежедневный рацион которого основывается на принципах здорового питания, отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений;

принципы здорового питания - основные правила и положения, способствующие укреплению здоровья человека и будущих поколений, снижению риска развития заболеваний и включающие в себя:

-    обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья потребителей пищевых продуктов по отношению к экономическим интересам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с изготовлением и оборотом пищевой продукции;

-    соответствие энергетической ценности рационов энергозатратам;

-    соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма человека в макро- (белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, углеводы) и микронутриентах (витамины, минеральные вещества и микроэлементы, биологически активные вещества);

-    наличие в составе рациона пищевых продуктов со сниженным содержанием насыщенных жиров (включая трансизомеры жирных кислот), простых сахаров и поваренной соли, а также пищевых продуктов, обогащенных витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами;

-    обеспечение рациона здорового питания максимально разнообразным питанием с оптимальным его режимом;

-    применение технологической и кулинарной обработки пищевых продуктов, обеспечивающей сохранность их исходной пищевой ценности;

-    обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на всех этапах обращения пищевых продуктов;

-    исключение использования фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий;

горячее питание - здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

1.3.    В МР представлены материалы по подготовке и проведению мониторинга состояния питания детей и подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях, для систематизированного сбора, анализа и интерпретации информации об их питании.

1.4.    В МР представлены подходы2 к подготовке и проведению мониторинга состояния питания детей школьного возраста в рамках реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» для систематизированного сбора, анализа и интерпретации описательной информации о питании детей, посещающих организованные коллективы.

1.5. МР предназначены для специалистов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области. Брянской области, Воронежской области, Московской области, городу Москве, Ленинградской области, Мурманской области, городу Санкт-Петербургу, Краснодарскому краю, Ростовской области, Республике Северная Осетия - Алания, Ставропольскому краю. Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Пермскому краю. Самарской области, Свердловской области. Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу. Красноярскому краю, Омской области. Приморскому краю. Хабаровскому краю. Чукотскому автономному округу (далее - управления Роспотребнадзора) и ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Брянской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Северная Осетия - Алания», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крас», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крас», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае». ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае», ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чукотском автономном округе» (далее - федеральные бюджетные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии) и научно-исследовательских организаций в целях проведения в 2020 году мониторинговых исследований качества и безопасности пищевой продукции и определения доступа населения к отечественной пищевой продукции, способствующей устранению дефицита макро- и микронутриенгов.

II. Мониторинг состоянии питания обучающихся в общеобразовательных организациях

2.1. Задачи мониторинга состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях:

-    оценка организации питания в организованных коллекгивах по отдельным показателям (охват' обучающихся питанием по приемам пищи: завтраки, обеды, полдники; в том числе горячим питанием; охват бесплатным питанием, стоимость питания);

-    анализ меню школьной столовой но показателям пищевой и энергетической ценности, а также частоте включения отдельных блюд;

-оценка основных параметров здоровья, антропометрических характеристик обучающихся;

-    оценка качества и удовлетворенности питанием в образовательных организациях детьми и их родителями;

-    оценка частоты потребления отдельных продуктов детьми путем опроса обучающихся и их родителей (оценка питания частотным методом в организованных коллективах и дома).

Подготовка к мониторингу состояния питания обучающихся в общеобразовательных организациях

2.2. Формирование выборки организаций осуществляется ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора на основании реестра всех общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации и доводится до сведения и исполнения управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. В выборку включаются организации, имеющие следующие коды ОКВЭД:

-    85.13 Образование основное общее. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению);

-    85.14 Образование среднее общее. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Для обеспечения надежности выборки в каждом субъекте независимо от общего числа образовательных организаций должно быть отобрано 100 организаций для оценки организации питания в общеобразовательной организации и для опроса детей и родителей по питанию.

Подготовительный этап

2.3.    Исследованию предшествует информирование органов управления образованием субъектов Федерации о проведении опросов в общеобразовательных организациях (приложение 1 к настоящим МР).

2.4.    Подготовка к исследованию предусматривает:

-    формирование коллектива исследователей в соответствии с приказом Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации. В число исследователей включают сотрудников управлений Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации и его территориальных отделов, сотрудников организаций, подведомственных Роспотребнадзору (ФБУЗ, ФБУН, НИО), или вузов;

-    назначение лица, ответственного за обучение группы исследователей, приказом Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации:

-    обучение коллектива исследователей, знакомство с инструкцией интервьюера;

-    согласование исследования с руководителями регионов и региональных органов управления образованием (министерств, департаментов, управлений и др.);

-    сверку адресов общеобразовательных организаций;

-    установление контакта с руководством общеобразовательных организаций;

-тиражирование анкет для общеобразовательных организаций и детей и подростков;

-    тиражирование информированных согласий об исследовании для детей и родителей;

-    знакомство с программой ввода данных.

Формирование выборки детей

2.5.    Обследованию подлежат обучающиеся 3 возрастных групп: 2-й класс (7-8 лет), 5-й класс (10-11 лет), 10-й класс (15-16 лет). Предварительно из утвержденного списка образовательных организаций осуществляется подвыборка школ (расчет на 1 -ю, 2-ю, 3-ю). В первой школе обследованию подлежат обучающиеся 2-х классов, во второй - 5-х и третьей - 10-х.

При наличии нескольких классов в параллели выбирается один класс методом случайной выборки. Если в школе только один класс нужной возрастной группы, то обследование проводится в нем. Обследуется весь класс. Если в школе отсутствует нужный класс, заполняется только анкета по организации питания; опрос обучающихся с родителями не проводят.

2.6.    В малоко.мплектных школах обследуются все обучающиеся младших, средних или старших классов (в зависимости от того, какая возрастная группа попала в обследование), а также заполняются анкеты по организации питания в школе.

2.7.    Обучающиеся всех классов опрашиваются вместе с родителями.

Сроки проведения мониторинга питания обучающихся в общеобразовательных организациях

2.8.    Данные собирают только за текущий учебный год. Желательно проведение сбора данных в сжатые сроки - 4 недели (при максимально отведенном сроке сбора данных 10 недель).

2.9.    Оценку питания обучающихся необходимо осуществлять ежегодно.

Организация проведении мониторинга

2.10.    Проведение мониторинга питания в общеобразовательной организации включает (приложение 2 к настоящим МР):

-    визит в школу: информирование руководства и педагогического коллектива о проведении исследования, его целях и задачах, дизайне, временных параметрах, исполнителях;

-    заполнение интервьюером соответствующей анкеты об организации питания в общеобразовательной организации (приложение 4 к настоящим МР) при содействии директора/замсстителя директора общеобразовательной организации, работников, участвующих в организации питания. Опрос организаторов питания проводится интервьюером в соответствии с приложением 6 к настоящим МР;

-    анализ меню общеобразовательной организации с расчетом пищевой ценности и калорийности рациона, а также частоты встречаемости отдельных блюд в циклическом меню. При проведении этого анализа необходимо обратить особое внимание на соответствие энергетической ценности меню содержанию основных пищевых веществ в среднем за 5 дней.

Каждая анкета по оценке организации питания имеет уникальный код, состоящий из двузначной цифры кода субъекта Российской Федерации и кода школы, который соответствует порядковому номеру школы в выборке. Каждая заполненная анкета вводится в соответствующую форму (ссылка на форму ввода представляется ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора). Качество ввода

данных имеет критическое значение, поэтому ввод данных должен осуществляться при участии двух сотрудников - один из них вводит, другой контролирует введенные данные. Подтверждение введения данных делается только в том случае, если сотрудники уверены в правильности введенных данных.

2.11. Оценка питания обучающихся включает:

-    контакт с классными руководителями (ку раторами) выбранных классов;

-информирование (с участием куратора класса) обучающихся и их родите-

лей/законных представителей о целях и задачах исследования; возможность обеспечить контакт с семьей обучающегося: приглашение родителей на собрание, личные контакты, общение по телефону и др.;

-    получение информированного согласия всех родителей/законных представителен обучающегося, а также обучающихся старше 14 лет (приложение 3 к настоящим МР) с привлечением кураторов классов, включенных в исследование;

-    проведение интервью родителей с обучающимися и заполнение анкеты (приложение 5 к настоящим МР): сбор информации об антропометрических параметрах ребенка и его состоянии здоровья, организации питания, отношении к питанию в школе и дома, частоте потребления основных продуктов и блюд. Опрос родителей с обучающимся проводится интервьюером в соответствии с приложением 7 к настоящим МР;

-    контроль за количеством розданных и возвращенных анкет.

Каждая анкета но оценке питания детей и каждое информированное согласие нумеруется. Нумерация анкет и номера всех связанных с ними информированных согласий должны быть идентичными. Нумерация анкет в каждой образовательной организации начинается с № 1.

Данные каждой анкеты вводятся в соответствующую форму (ссылка на форму ввода представляется ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора). Подтверждение введения данных делается только в том случае, если сотрудники уверены в правильности введенных данных.

Заполненные анкеты и согласия родителей хранятся в территориальном органе Роспотребнадзора вместе с анкетами оценки организации питания в образовательной организации в течение 5 лет.

Приложение 1 к МР 2.3.0167—20

Рекомендуемый образец

Информирование органов управлении образованием субъектов Российском Федерации о проведении опросов в общеобразовательных организациях

Проект Письма    Министерство    (департамент)

образования

Об оказании содействия реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография»

Уважаемые коллеги!

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) утвержден паспорт Национального проекта «Демография», в рамках которого предусмотрена реализация федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)». Соисполнителем указанного федерального проекта назначен Роспотребнадзор (руководитель А.Ю. Попова).

Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» предусматривает разработку и внедрение системы мониторинга за состоянием питания различных групп населения в регионах, основанной на результатах научных исследований в области нутрициологии, диетологии и эпидемиологии, во взаимосвязи здоровья населения со структурой питания и качеством пищевой продукции (пункт 1.5 Плана мероприятий по реализации федерального проекта), - мониторинг фактического питания.

Частью этого мониторинга должна явиться система выборочных наблюдений за состоянием питания и здоровьем обучающихся в общеобразовательных организациях, которая будет включать как оценку организации питания в общеобразовательных организациях, так и состояния здоровья и питания этих детей на основании опроса вместе с родителями. Одновременно в рамках данного федерального проекта разворачивается разработка обучающих программ и мероприятий по вопросам здорового питания для детей и взрослых.

В связи с этим результаты наблюдений за состоянием питания обучающихся в общеобразовательных организациях, с одной стороны, послужат основой для совершенствования системы организации питания в организациях и разработки рекомендаций по оптимизации питания детей и подростков с учетом региональных особенностей, а с другой - обеспечат контроль за эффективностью внедряемых образовательных программ.

Принимая во внимание несомненный интерес Министерства (Департамента) образования к результатам этого мониторинга, считаем целесообразным участие ваших специашстов в ею проведении.

Просим вас оказать содействие в доступе наших представителей в общеобразовательные организации для проведения исследований по изучению организации питания. в т. ч. анкетирования родителей по вопросам питания их детей после подписания с ними информированного согласия.

Руководитель

Приложение 2 к МР 2.3.0167—20

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮЕРА

Уважаемый интервьюер!

Вы являетесь участником эпидемиологического исследования, цель которого -мониторинг состояния питания детей и подростков школьного возраста.

В период опроса именно интервьюер является основным исполнителем работ и обеспечивает качество конечных результатов исследования. От Вашей добросовестности и ответственности зависят полнота и точность полученных данных.

Содержание анкеты и особенности проведения интервью должны быть тщательно изучены интервьюером до начала полевых работ и учитываться в процессе опроса.

Интервьюеру следует, прежде всего, представиться, предъявить удостоверение и сообщить о целях своего визита.

Задача интервьюера при знакомстве с обучающимися и родителями - создать доброжелательную, спокойную атмосферу для предстоящей беседы, убедить в важности и необходимости участия в опросе.

В случае категорического отказа респондента от участия в опросе интервьюер должен выразить сожаление, извиниться за причиненное беспокойство и попрощаться. Однако такого рода случаи должны быть сведены к минимуму.

В своей работе интервьюер исходит из принципа, что он должен выяснять и учитывать подлинные мнения, настроения, пожелания опрашиваемых. Поэтому предложите респондентам отнестись серьезно к тем вопросам, которые ему будут заданы, и попросите их быть откровенными.

После выполнения всего объема задания интервьюер должен лично сдать работу руководителю полевого этапа. Комплект сдаваемых материатов включает в себя:

-    заполненные анкеты;

-    неиспользованные (запасные) бланки документов.

1

   Настоящие МР всдсны взамен МР 2.3.0152—19 «Подготовка и проведение мониторинга состояния питания детей школьного возраста в организованных коллективах», утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2019.

2

   Методика проведения испытания одобрена эшческим комитетом ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», протокол от 30.04.2019 X? 5.