Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

Купить МР 2.3.0152-19 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В методических рекомендациях представлены подходы к подготовке и проведению мониторинга состояния питания детей школьного возраста в рамках реализации федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография" для систематизированного сбора, анализа и интерпретации описательной информации о питании детей, посещающих организованные коллективы.

Методические рекомендации предназначены для использования специалистами Роспотребнадзора, научных учреждений, организаторами питания в детских образовательных учреждениях и иными заинтересованными лицами

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения и область применения

II. Мониторинг состояния питания детей школьного возраста в организованных коллективах

     Подготовка к мониторингу состояния питания детей школьного возраста в организованных коллективах

     Подготовительный этап

     Формирование выборки детей

     Сроки проведения мониторинга питания детей школьного возраста в образовательных учреждениях

     Организация проведения мониторинга

Приложение 1. Информирование органов образования субъектов Российской Федерации о проведении опросов в образовательных организациях

Приложение 2. Инструкция для интервьюера

Приложение 3. Информированное согласие для родителей

Приложение 4. Анкета для оценки организации питания школьников

Приложение 5. Анкета по оценке питания школьника (для родителей и детей)

Приложение 6. Информация для родителей

Приложение 7. Указания по заполнению. Информированное согласие для родителей

Библиографические ссылки

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Г осуларе I венное санитарно-эпидемиологическое нормирование _Российской    Федерации_

2.3. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Подготовка и проведение мониторинга состояния питания детей школьного возраста в организованных коллективах

Методические рекомендации МР 2.3.0152—19

Издание официальное

Москва • 2020

Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека

2.3. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Подготовка и проведение мониторинга состояния питания детей школьного возраста в организованных коллективах

Методические рекомендации МР 2.3.0152—19

Приложение 1 к МР 2.3.0152—19

Рекомендуемый образец

Информирование органов образования субъектов Российской Федерации о проведении опросов в образовательных организациях

Министерство (департамент) образования

Об оказании содействия реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография»

У важаемые коллеги!

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. №16) утвержден паспорт Национального проекта «Демография», в рамках которого предусмотрено реализация федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)». Ответственным исполнителем федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» в части вопросов здорового питания определен Роспотребнадзор (руководитель А.Ю. Попова).

Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» предусматривает, в том числе, разработку и внедрение системы мониторинга за состоянием питания различных групп населения в регионах, основанную на результатах научных исследований в области нутрициологии, диетологии и эпидемиологии, во взаимосвязи здоровья населения со структурой питания и качеством пищевой продукции (пункт 1.5 Плана мероприятий по реализации федерального проекта) - мониторинг фактического питания.

Частью этого мониторинга должна явиться система выборочных наблюдений за состоянием питания и здоровьем детей в образовательных учреждениях, которая будет включать как оценку организации питания в образовательных учреждениях, так и состояния здоровья и питания этих детей на основании опроса их родителей. Одновременно в рамках этого федерального проекта разворачивается разработка обу-

чающих программ и мероприятий по вопросам здорового питания для детей и взрослых.

В этой связи, результаты наблюдений за состоянием питания детей в образовательных учреждениях, с одной стороны, послужат основой для совершенствования системы организации питания в учреждениях и разработки рекомендаций по оптимизации питания детей с учетом региональных особенностей, а с другой, - обеспечат контроль за эффективностью внедряемых образовательных программ.

Принимая во внимание несомненный интерес министерства (департамента) образования к результатам этого мониторинга, считаем целесообразным участие ваших специалистов в его проведении.

Просим вас оказать содействие в доступе наших представителей в образовательные организации для проведения исследований по изучению организации питания в образовательных учреждениях, в т. ч. анкетирования родителей по вопросам питания их детей после подписания с ними информированного согласия.

Руководитель

Приложение 2 к МР 2.3.0152—19

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРВЬЮЕРА

Уважаемый интервьюер!

Вы являетесь участником эпидемиологического исследования, цель которого - мониторинг состояния питания детей школьного возраста.

В период опроса именно интервьюер является основным исполнителем работ и обеспечивает качество конечных результатов исследования. От Вашей добросовестности и ответственности зависят полнота и точность полученных данных.

Содержание анкеты и особенности проведения интервью должны быть тшательно изучены интервьюером до начала исследования и учитываться в процессе опроса.

Интервьюеру следует, прежде всего, представиться, предъявить удостоверение и сообщить о целях своего визита.

Задача интервьюера при знакомстве с детьми и родителями - создать доброжелательную, спокойную атмосферу для предстоящей беседы, убедить в важности и необходимости участия в опросе.

В случае категорического отказа респондента от участия в опросе интервьюер должен выразить сожаление, извиниться за причиненное беспокойство и попрощаться. Однако такого рода случаи должны быть сведены к минимуму.

В своей работе интервьюер исходит из принципа, что он должен выяснять и учитывать подлинные мнения, настроения, пожелания опрашиваемых. Поэтому предложите респондентам отнестись серьезно к тем вопросам, которые ему будут заданы, и попросите их быть откровенными.

После выполнения всего объема задания интервьюер должен лично сдать работу руководителю. Комплект сдаваемых матернапов включает в себя:

-    заполненные анкеты;

-    заполненные информированные согласия родителей;

-    неиспользованные (запасные) бланки документов.

Приложение 3 к МР 2.3.0152—19

ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ID

У важаем ые родители!

В рамках национального проекта «Демография» проводится опрос по питанию детей в школах с целью выявления возможности его качественного улучшения. Просим Вас заполнить анкету, которая лучше всего отражает фактическую ситуацию. Ваши привычки или убеждения в связи с данным вопросом. Вся полученная информация является конфиденциальной и будет использоваться только в обобщенном виде.

Спасибо за сотрудничество!

ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ

на участие в исследовании «Мониторирование питания детей школьного возраста»

Я,________________тел.:    _

законный представитель (фамилия, имя ребенка)

осведомлен(а) исследователем об анкетировании особенностей питания моего ребенка.

Я добровольно соглашаюсь на участие в данных исследованиях.

Я извещен(а), что имею право отказаться или в любой момент прекратить участие в данных исследованиях.

Я также извешен(а), что после заполнения анкеты со мной могут связаться организаторы исследования для уточнения отдельных моментов опроса, и готов(а) ответить на заданные вопросы.

Подпись:_Дата    _

Приложение 4 к МР 2.3.0152—19

АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.    Субъект Федерации_Код    Субъекта    Федерации

2.    Код образовательного учреждения_

3.    Тип образовательного учреждения:

1    - обычного типа

2    - с углубленным изучением отдельных предметов

3    - другое (указать)_

4.    Проектная вместимость школы_

5.    Количество детей разного возраста, обучающихся в школе:

• I —\ классы _чел.

• 5—9 классы _чел.

•    10—11 классы _чел.

6.    Тип столовой в образовательном учреждении:

(возможно несколько вариантов ответа)

1    - работает на продовольственном сырье

2    - работает на полуфабрикатах

3    - реализует готовые блюда

4    - другое (указать)_

6а. Вид организации питания:

1    - организация работает самостоятельно

2    - заключен договор на аутсорсинг

7.    Информация об услугах по организации питании дегей:

1    - имеется меню на официальном сайте

2    - представлена на стенде

3    - меню представлено на сайте и стенде

Количество детей

с отказом от низания

• 1—4 классы

_чел.

• 5—9 классы

чел.

• 10—11 классы

чел.

Количество детей

на домашнем обучении:

• 1—4 классы

чел.

• 5—9 классы

чел.

• 10—11 классы

чел.


4    - отсутствует

10.    На какой перемене предусмотрен завтрак для:

•    1 —4 классы _

•    5—9 классы _

•    10—11 классы _

11.    Указать интервал между школьным завтраком и обедом для:

•    I—4 классы _минут

•    5—9 классы__минут

•    10—11 классы____минут

12.    Указать продолжительность перемен(ы), отведенной для

•    завтрака     минут

•    обеда     минут

•    полдника__минут

13.    Имеется ли оборудованное место для мытья и сушки рук?

1    “ДА

2    - НЕТ

14.    Количество посадочных мест в обеденном зале столовой

15.    Количество умывальников при обеденном зале столовой

16.    Имеется ли в школе буфет?

1    “ДА

2    - НЕТ

17.    Имеется ли у учащихся свободный доступ к питьевой воде?

(возможно несколько вариантов ответа)

1    - вода находится в каждом классе (кулер и прочие)

2    - вода находится в коридорах/рекреациях (кулер и прочие)

3    - вода находится в столовой (кулер и прочие)

4    - вода продается в буфете/столовой

5    - не предусмотрен ни одни вышеуказанный вариант

18.    Укажите, какие варианты получения питания предусмотрены в школе

(возможно несколько вариантов ответа)

1    - бесплатное питание

2    - предусмотрена возможность купить комплексный завтрак, обед, полдник и др.

3-«свободный выбор» (предусмотрена возможность купить одно блюдо на выбор в какой-либо прием пиши)

4 - предусмотрена возможность выбора из двух альтернативных меню в отдельный прием пищи

19.    Участвует ли школа в реализации образовательных программ но правильному питанию?

1 - ДА

2-НЕТ

19а. Если школа участвует в реализации образовательных программах, то каких?

1    - «Школьное молоко»

2    - «Разговор о правильном питании»

3    - другие (впишите)_

20. Какие классы включены в программу по обучению здоровому питанию (возможно несколько вариантов ответа)

1    - Начальные

2    - Средние

3    - Старшие

4    - Все классы

21. Охват детей завтраком

Классы

Общее количество детей, получающих завтраки

Количество детей, питающихся бесплатно

1—4 классы

5—9 классы

10—11 классы

22. Охват детей обедом

Классы

Общее количество детей, получающих обед

Количество детей, питающихся бесплатно

1 —4 классы

5—9 классы

10—11 классы

23. Охват детей полдником

Классы

Общее количест во детей, получающих полдник

Количество детей, питающихся бесплатно

1—4 классы

5—9 классы

10—11 классы

24. Охват детей завтраком и обедом

Классы

Общее количество детей, получающих завтрак и обед

Количество детей, питающихся бесплатно

1—4 классы

5—9 классы

10—11 классы

25. Охват летсй завтраком, обедом и полдником

Классы

Общее количество детей, получающих завтрак, обед и полдник

Количество детей, питающихся бесплатно

1—4 классы

5—9 классы

10—11 классы

26. Стоимость завтрака, обеда, полдника

Классы

Стоимость, руб.

Завтрак

Обед

Полдник

1—4 классы

5—9 классы

10—11 классы

27. Анализ содержания основных пищевых веществ и энергии в меню для 1—4 класса в среднем за_дней

11ищсвыс вещества

Завтрак, г

Обед, г

Полдник, г

Итого за _ приема пищи, г

Белок

Жир

Углеводы

'Энергетическая ценность

28. Анализ содержания основных пищевых веществ и энергии в меню для 5—9 класса в среднем за_дней

Пищевые вещества

Завтрак, г

Обед, г

11о.шник, г

Итого за_

приема пищи, г

Белок

Жир

У глеводы

'Энергетическая ценность

29. Анализ содержания основных пищевых веществ и энергии в меню для 10—11 класса в среднем за_дней

Пищевые вещества

Завтрак, г

Обед, г

Полдник, г

Итого за _ приема пищи, г

Белок

Жир

У глеводы

Энергетическая ценность

30. Анализ частоты включения отдельных блюд в меню за_дней

(указать частоту, в зависимости от количества дней, на которое разработано .меню)

Продукты и блюда

Частота в анализируемом меню

Хлеб

Зерновые и макаронные (каши, гарниры), в том

числе

молочные

Масло сливочное

Сыр

Блюда из творога (запеканки и другие)

Блюда из яиц (омлет)

Первые блюда зерновые (круп, макарон)

Первые блюда овоишые

Блюда из мяса (рагу, рубленные, запеканки, плов)

Блюда из птицы (рагу, рубленные, запеканки, плов)

Блюда из рыбы (рубленные, запеченные)

Блюда из бобовых (гарниры)

Салаты из свежих овощей (огурцы, помидоры, капуста и лр.)

Салаты отварных овощей (виншрет и др.)

Овощные блюда (гарниры)

Картофель (гарниры - пюре, отварной)

Жидкие молочные (кисломолочные) продукты

Колбасные изделия (колбасы, сосиски)

Кондитерские изделия

Выпечка (сдобная, пироги и др.)

Фрукты

Соки

Нектары

Чай

Кофейный напиток или какао

Компоты, кисель, шиповник

31. Дата заполнения анкеты /_/_/2019

32.    Ф.И.О. интервьюера _

33.    Подпись интервьюера__

Приложение 5 к МР 2.3.0152—19

АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

(для родителей и детей)

Уважаемые родители, в рамках национального проекта «Демография» проводится опрос по питанию детей в школах с целью выявления возможности его качественного улучшения. Просим Вас заполнить анкету, указав в большинстве вопросов один вариант ответа, который лучше всего отражает фактическую ситуацию, связанную с питанием Вашего ребенка. Вся полученная информация является конфиденциальной и будет использоваться только в обобщенном виде.

Спасибо за сотрудничество!

1. № анкеты

2. Место проживания_Код    региона

3. Школа     Код    школы___

1

1

лаза

месяц

год

дата

месяц

год

4.    Класс

5.    Дата заполнения

6. Дата рождения ребенка

7.    Возраст (полных лет)

8.    Укажите пол Вашего ребенка

1    - мальчик

2    - девочка

9.    Укажите, сколько месяцев назад проводили    [    {    _j

измерение веса и роста у ребенка    месяцев

10.    Укажите, какой был при последнем измерении вес и рост ребенка:

1    - вес ребенка     кг

2    - рост ребенка     см

3    - затрудняюсь ответить_97

4    - отказ от ответа _98

11.    Укажите на момент исследования данные магери:

1    - вес матери     кг

2    - рост матери     см

3    - затрудняюсь ответить_________97

4    - отказ от ответа    98

ББК 51.28 П44

П44 Подготовка и проведение мониторинга состояния питания детей школьного возраста в организованных коллективах: Методические рекомендации.—М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2020.—32 с.

ISBN 978-5-7508-1733-7

1.    Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А. К). Попова, И. В. Брагина. В. Ю. Смоленский. С. В. Ку зьмин). ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» (В. Ю. Ананьев), ФГЬУН «ФИЦ питания и биотехнологии» (Д. Б. Никитине. А. К. Батурин, F. А. Смирнова.

Е. Л. Пырьева. М. В. Гмошпнская. А. Н. Мартинчик, Э. Э. Кешабянц.

А. И. Сафронова. С. Ю. Мкоян. Е. А. Нетунасва).

2.    Утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А. Ю. Поповой 26 сентября 2019 г.

3.    Введены впервые.

Ы>К 51.28

Компьютерная верстка Е. В. Ломановой

Подписано в печать 21.04.20 Формат 60x84/16    Меч.    л.    2,0

Тираж 100 эю.    Заказ 19

Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека 127994, Москва, Валковскпй пер., д. 18, стр. 5, 7

Оригинал-макет подготовлен к печати и тиражирован ФБУЗ ФЦ1 иЭ Роспотребнадзора 117105, Москва. Варшавское ш., I9A

Реализация печагных изданий, тел./факс: 8 (495) 633-86-59

С Росногребна.пор, 2020

12. Укажите на момент исследования данные отиа:

1    - вес отца     кг

2    - рост отца     см

3    - затрудняюсь ответить _97

4    - отказ от ответа    98

13. Имеются ли у Вашего ребенка следующие хронические заболевания? (.можно выбрать несколько вариантов ответа)

ДА НЕТ

1.    Сердечно-сосудистой системы    1    2

2.    Органов дыхания    I    2

3.    Органов пищеварения    1    2

4.    Костно-мышечной системы, в том числе сколиоз I    2

5.    Нарушение обмена веществ, в том числе ожирение

и сахарный диабет    1    2

6.    Заболевания крови, в том числе анемия    I    2

7.    Другие, указать_

8.    Затрудняюсь ответить    97

9.    Отказ от ответа    98

14.    Как часто Ваш ребенок болел ОРЗ за последние 12 месяцев?

Не болел ..............................1

1—3 раза..............................2

4 и более раз........................3

Затрудняюсь ответить........97

Отказ от ответа....................98

15.    Знакомы ли Вы и Ваша семья с принципами здорового питания?

ДА.........................................I

НЕТ.......................................2

Затрудняюсь ответить.........97

Отказ от ответа....................98

От врача или других медицинских работников .... 1

Телевидение .............................................................2

Интернет-сайты .......................................................3

Научные печатные издания ....................................4

Журналы, газеты и др. печатные издания .............5

Родственники, знакомые.........................................6

Затрудняюсь ответить.............................................97

Отказ от ответа .................................................98


16.    Откуда Вы получаете информацию о принципах здорового питания? (выберите два наиболее значимых для вас источника информации)

Содержание

I. Общие положения и область применения.............................................................4

И. Мониторинг состояния питания детей школьного возраста в

организованных коллективах..............................................................................5

Приложение I. Информирование органов образования субъектов Российской Федерации о проведении опросов в образовагельных организациях.....................................................10

Приложение 2. Инструкция .тля интервьюера........................................................12

Приложение 3. Информированное согласие для родителей.................................13

Приложение 4. Анкета для оценки ор!Внизации пигания школьников...............14

Приложение 5. Анксга по опенке питания школьника (для родителей и

детей)...............................................................................................19

Приложение б. Информация для родителей...........................................................27

Приложение 7. Указания по заполнению. Информированное согласие

для родителей.................................................................................28

Библиофафические ссылки.....................................................................................32

УТВЕРЖДАЮ Ру ко водитель Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации

А. Ю. Попова

26 сентября 2019 г.

2.3. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

Подготовка и проведение мониторинга состоянии питания детей школьного возраста в организованных коллективах

Методические рекомендации _МР    2.3.0152—19_

1. Общие положения и область применения

1.1. Целями государственной политики в области здорового питания и федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» являются: сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием, повышение устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Реализация национального проекта «Демография» вместе с национальным проектом «Здравоохранение» должна обеспечить увеличение продолжительности и качества жизни населения России, что не представляется возможным без активной профилактики заболеваний на всех этапах онтогенеза.

Оптимальное питание детей является необходимым условием обеспечения здоровья детского населения, устойчивости к воздействию неблагоприятной внешней среды, формирования пищевого поведения, сохраняющегося на всю последующую жизнь, профилактики алиментарно-зависимых заболеваний: ожирения, сахарного диабета, остеопороза, болезней органов пищеварения и патологии сердечно-сосудистой системы.

В последние годы сохраняется высокая распространенность алиментарно-зависимых состояний среди детского населения. Заболевания,

ассоциируемые с питанием, имеют 21,1 % детей 3—6 лет, 24,7 % детей 7—11 лет и 30,4% детей 12—13 лет. Причинами служат нарушения в организации питания детей, в том числе в детских организованных коллективах.

В связи с вышеизложенным, назрела необходимость систематической оценки и мониторирования питания в образовательных учреждениях, что позволит не только выявлять и устранять нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, осуществлять наблюдение за организованными коллективами в динамике, но и совершенствовать работу по организации питания детей школьного возраста, оценивать эффективность профилактических мероприятий, предпринимаемых в детских организованных коллективах в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография».

1.2.    В настоящих методических рекомендациях (далее - МР) представлены подходы1 к подготовке и проведению мониторинга состояния питания детей школьного возраста в рамках реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» для систематизированного сбора, анализа и интерпретации описательной информации о питании детей, посещающих организованные коллективы.

1.3.    МР предназначены для использования специалистами Роспотребнадзора, научных учреждений, организаторами питания в детских образовательных учреждениях и иными заинтересованными лицами.

II. Мониторинг состояния питания детей школьного возраста в организованных коллективах

2.1. Задачи мониторинга состояния питания детей школьного возраста в организованных коллективах:

-оценка организации питания в организованных коллективах по отдельным показателям (охват детей питанием по приемам пищи: завтраки, обеды, полдники, в том числе горячим питанием; охват бесплатным питанием; стоимость питания в школах);

-анализ меню школьной столовой по показателям пищевой и энергетической ценности, а также частоте включения отдельных блюд;

-оценка основных параметров здоровья, антропометрических характеристик детей, посещающих образовательные организации;

- оценка качества и удовлетворенности питанием в образовательных организациях детьми и их родителями;

-оценка частоты потребления отдельных пищевых продуктов детьми школьного возраста путем опроса родителей при участии детей (изучение питания частотным методом в организованном коллективе и дома).

Подготовка к мониторингу состояния питания детей школьного возраста в организованных коллективах

2.2. Оценку питания в образовательных организациях следует начать с формирования репрезентативной выборки организаций школьного образования в субъектах федерации.

Формирование выборки организаций осуществляется Роспотребнадзором на основании реестра всех образовательных организации субъекта Федерации и доводится до сведения и исполнения управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации (табл. I). Для обеспечения надежности выборки в каждом субъекте в зависимости от общего числа образовательных организаций должно быть отобрано 500—700 учреждений для оценки организации питания, из которых отобрано по 100 учреждений для опроса родителей по питанию детей.

Таблица 1

Формирование выборки учреждений

(осуществляется Роспотребнадзором)

Всего школ в регионе*

Организация питания в школах

Оценка питания детей

Московская область

1 537

630(41 %)

100

Омская область

887

484 (55%)

100

Республика Башкортостан

2 149

713(33%)

100

Свердловская область

895

486(54%)

100

Самарская область

1 116

546(49 %)

100

* Количество школ уточняется после «чистки» - исключения школ-интернатов. центров реабилитации, социального обслуживания и др.

Подготовительный этап

2.3.    Исследованию предшествует информирование органов образования субъектов Федерации о проведении опросов в образовательных организациях (приложение I к данным МР).

2.4.    Подготовка к исследованию предусматривает:

-формирование коллектива исследователей осуществляется в соответствии с приказом Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации. В число исследователей включают сотрудников Управлений Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации и его территориальных отделов, сотрудников учреждений, подведомственных Роспотребнадзору (ФБУЗ, ФБУН), НИУ или вузов;

-обучение коллектива исследователей, знакомство с инструкцией интервьюера (приложение 2 к данным МР). Ответственное лицо за обучение группы исследователей назначается приказом Управления Роспотребнадзора по субъекту.

-согласование исследования с руководителями регионов и региональных органов образования (министерств, департаментов, управлений и др.);

-    сверку адресов школ;

-    установление контакта с руководством школ;

-    тиражирование анкет для школ и детей;

-тиражирование информированных согласий и информации об исследовании для детей и родителей;

-    знакомство с программой ввода данных (назначение ответственного за ввод данных). Ответственное лицо назначается приказом Управления Роспотребнадзора по субъекту.

Формирование выборки детей

2.5. Отбор детей для опроса осуществляется методом механической (систематической) выборки.

Дети должны быть представлены тремя возрастными группами: 7— 8 лет (2-й класс), 10—11 лет (5-й класс) и 15—16 лет (10-й класс) не менее чем по 10 человек в каждой. При этом отбирать следует 13—15 человек из класса на случай отказа части родителей от участия в опросе.

Сначала случайно выбираются по одному 2-му, 5-му и 10-му классу (если их несколько). При отсутствии в школе каких-либо из перечисленных классов обследуются только имеющиеся классы.

В малочисленных классах (до 15 человек) опрашиваются все дети.

Первый ребенок выбирается случайно, затем, с шагом «л» отбирается каждый «Аэ>-й ребенок. Размер генеральной совокупности (численность класса), при этом - N = п хк. Шаг выборки определяется на основании списка учащихся в классных жу рналах.

Пример: в классе 27 детей, нужно отобрать 13. Рассчитываем шаг выборки - он будет равен 2. Выбираем случайно номер ребенка для формирования выборки - он первый, второй ши третий. «Жребий» выти на третьего. Далее к трем прибавляем 2 и т. д.

Общий объем выборки в целом по региону должен составить в сумме около 1 ООО детей каждой возрастной группы.

Сроки проведения мониторинга питания детей школьного возраста в обрншвагельных учреждениях

2.6.    Данные собирают только за любой отдельно взятый учебный год. Желательно проведение сбора данных в сжатые сроки - 4 недели (при максимально отведенном сроке сбора данных 10 недель).

Сопоставимость данных можно улучшить, если сбор всех данных будет проходить в один и тот же период учебного года.

2.7.    Оценку питания детей школьного возраста необходимо осуществлять ежегодно.

Организация приведения мониторинга

2.8.    Оценка организации питания в школе включает:

-    визит в школу: информирование руководства школы и педагогического коллектива о проведении исследования, его целях и задачах, дизайне, временных параметрах, исполнителях;

-заполнение соответствующих таблиц анкеты (приложение 4 к данным МР) интервьюером при содействии директора/заместителя директора образовательной организации, сотрудников, участвующих в организации питания;

-анализ меню организации школьного образования, представленного на официальном сайте школы или информационном стенде с расчетом пищевой ценности и калорийности рациона, а также частоты встречаемости отдельных блюд в циклическом меню.

Каждой анкете присваивается уникальный код, состоящий из двузначной цифры кода субъекта федерации и трехзначной цифры кода школы, разделенные точкой (если цифра кода субъекта федерации или кода школы одно или двузначные, то перед ними вставляются нули -пример: код региона 50, код школы 4; код анкеты записывается как 50.004).

2.9.    Оценка питания детей включает:

-    контакт с классными руководителями (кураторами) выбранных классов;

-    формирование списка выбранных учеников (п. 2.5);

-    информирование (с участием куратора класса) родителей о целях и задачах исследования; возможность обеспечить обратный контакт с семьей ребенка: приглашение родителей на собрание, личные контакты, телефон и др. (приложение 6 к данным МР);

-    получение информированного согласия родителей (законных представителей) ребенка (приложение 3 к данным МР), с привлечением кураторов классов, включенных в исследование;

-    проведение интервью родителей с детьми и заполнение анкеты (приложение 5 к данным МР) - сбор информации об антропометрических параметрах ребенка и его состоянии здоровья, организации питания, отношении к питанию в школе и дома, частоте потребления основных продуктов и блюд. Опрос родителей с детьми проводится интервьюером в соответствии с приложением 7 к данным МР;

-    контроль за количеством розданных и возвращенных анкет.

Каждой анкете присваивается уникальный код. Нумерация анкет в

каждой школе начинается с № 1. Анкета получает уникальный код, состоящий из двузначной цифры кода субъекта федерации, трехзначной цифры кода школы и двузначного номера анкеты, разделенные точкой (если цифра кода субъекта федерации или кода школы одно или двузначные, то перед ними вставляются нули - пример: код региона 50, код школы 4, а номер анкеты 8; код анкеты формируется как 50.004.08). Аналогичный код присваивается и информированному согласию родителей (приложение 3 к данным МР).

Заполненные анкеты и согласия родителей хранятся в территориальном органе Роспотребнадзора вместе с анкетами оценки организации питания в образовательном учреждении.

2.10.    Трудозатраты:

-    сбор информации об особенностях организации питания в образовательном учреждении - 0,5 дня;

-    анализ меню (интернет-ресурсы, стенд в школе и др.) - 0,5 дня;

-    опрос родителей по организации питания - 2—3 дня;

-    ввод данных в электронную базу (0,5 часа);

-    предусмотрено участие 2 человек на образовательную организацию;

-ввод данных в электронную базу 3—4 дня (15 мин для анкеты

оценки питания школьников (для родителей и детей) и 0,5 часа для анкеты для организации питания школьников).

2.11.    Ввод данных производится:

-    400—700 анкет об организации питания в школе;

-    3 000 анкет о состоянии здоровья и питания детей.

1

Мею/жка проведения испытания одобрена тшсским комитетом ФГЬУН «ФИЦ мигания и биотехнологии», протокол от 30.04.2019 № 5.