Приложение к письму ММФ от 04.06.87 № ГФ-15-433
1031. КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ СУПЕРФОСФОРНОЙ КИСЛОТЫ НАЛИВОМ
(Дополнение к Сборнику 7-М «Общие и специальные правила перевозки наливных грузов»)
КТР 31.11.81.17—87
Москва 1988
77
КТР 31.11.81.17—87 Взамен РД 31.11.81.17—78
КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ СУПЕРФОСФОРНОЙ КИСЛОТЫ НАЛИВОМ
Срок введения в действие установлен с 01.07.87
Настоящая карта технологического режима устанавливает условия безопасной и сохранной перевозки суперфосфорной кислоты (СФК) наливом на танкерах-химовозах II степени конструктивной защиты, имеющих Свидетельство Регистра СССР о пригодности судна под перевозку данного груза.
1. ИНФОРМАЦИЯ О ГРУЗЕ
№ ООН —
Стр. МК МПОГ —
ГР. мопог —
1.1. Общие сведения
1.1.1. Наименование на английском языке: SUPERPHOSPHO-RIC ACID.
1.1.2. Синонимы: конденсированная фосфорная кислота, фосфо-олеум.
1.1.3. Квалификация продукта: технический продукт.
1.1.4. Химическая формула: n-P2Os-m-H20.
1.1.5. Химическая группа: неорганическая кислота.
1.1.6. Основная транспортная опасность: токсичность.
1.1.7. Дополнительная транспортная опасность: термочувствительность.
1.1.8. Качественные показатели:
цвет — жидкость коричневого цвета; запах— практически без запаха.
1.2. Физико-химические свойства
1.2.1. Плотность при 50—80 °С, кг/м3 .... 1880—2100
1.2.2. Вязкость динамическая при 50—70 °С, Па-с 0,38—2,00
1.2.3. Температура кипения, °С...... 252,3
1.2.4. Температура плавления, °С.....42
1.2.5. Теплоемкость удельная, кДж/(кг-К) . . 1,680
1.2.6. Коэффициент объемного расширения при
20-50 °С, 1/К...........0,43-10-5
1.2.7. Парциальное давление паров в воздухе при
20 °С, Па............2,7
1.2.8. Удельное объемное электрическое сопротивление Ом-м ...........3-106—7-10*
1.2.9. Растворимость в воде, % мае.....полная.
79
1.2.10. Взаимодействие с воздухом: гигроскопическое вещество; поглощая влагу из воздуха, образует на поверхности слой смеси фосфорных кислот.
1.2.11. Взаимодействие с морской и пресной водой: смешивается в любых отношениях с образованием фосфорных кислот.
1.2.12. Термочувствительность: кристаллизуется при температуре ниже 42 °С.
1.2.13. Светочувствительность: несветочувствительна.
1.2.14. Совместимость: запрещается совместная перевозка СФК с другими грузами.
1.3. Пожароопасность
1.3.1. Группа горючести по ГОСТ 12.1.044-84: негорючая жидкость.
1.3.2. Температура вспышки, °С: отсутствует.
1.3.3. Температура самовоспламенения, °С: отсутствует.
1.3.4. Концентрационные пределы воспламенения (взрываемости) паров, % об.: отсутствуют.
1.3.5. Температурные пределы воспламенения (взрываемости) паров, °С: отсутствуют.
1.3.6. Образование токсичных продуктов: при нагревании до температуры кипения образуются пары оксида фосфора.
1.4. Токсичность
1.4.1. Общая характеристика: токсичное вещество, опасно при проглатывании, попадании на кожу, на слизистые оболочки.
1.4.2. Класс опасности по ГОСТ 12.1.007-76 .....2
1.4.3. Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров СФК
в воздухе, мг/м3.............1
1.4.4. Поражающее действие паров:
при вдыхании — вызывают атрофические процессы слизистой оболочки носа;
при попадании в глаза — вызывают раздражение;
при попадании на кожу — вызывают раздражение.
1.4.5. Поражающее действие жидкости:
при попадании на кожу — вызывает ожоги, оказывает прижигающее действие, вызывает воспалительные заболевания кожи;
при попадании в глаза — поражает слизистые оболочки глаз;
при попадании в желудок — вызывает ожоги пищевода, желудка.
1.5. Опасность для водной среды
1.5.1. Категория загрязнения для эксплуатационного сброса по
МАРПОЛ—73/78 .............Д
1.5.2. Условия сброса остатков груза либо балластных вод: сброс согласно части III РД 31.04.03—79 «Наставление по предотвращению загрязнения с судов».
1.5.3. Меры при разливе груза: разлитый на палубу груз собрать в ближайший грузовой или отстойный танк. Разлитое вещество нейтрализовать каустической содой, содовым порошком, известью или другими щелочными средствами. Протирку палубы выполнять ветошью и опилками. При уборке разлитого груза необходимо ис-
80
пользовать средства индивидуальной защиты согласно требованиям раздела 4.
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ПЕРЕВОЗКИ
2.1. Перевозка в инертной среде: не требуется.
2.2. Ингибирование: не требуется.
2.3. Перевозка под избыточным давлением: не требуется.
2.4. Температура груза, °С:
при наливе............55—80
при перевозке............55—60
при сливе.............55—60
2.5. Способ налива: закрытый.
2.6. Скорость налива-сдива: не ограничивается.
2.7. Дополнительные требования
2.7.1. Для предотвращения попадания влаги в грузовые танки не следует открывать без крайней необходимости крышки расширителей, смотровых и моечных лючков, пробки замерных трубок.
2.7.2. Для поддержания заданной температуры во всем объеме суперфосфорной кислоты необходимо периодически производить рециркуляцию груза.
2.8. Подготовка грузовых танков к наливу груза
2.8.1. Мойка грузовых танков должна выполняться в соответствии с требованиями: РТМ 31.2006—78 «Мойка грузовых танков и топливных цистерн танкеров. Типовая технология. Технические требования».
2.8.2. Перевозка СФК после темных нефтепродуктов не допускается.
2.8.3. Порядок подготовки грузовых танков под перевозку после различных наливных грузов приведен в таблице.
Наименование слитого груза |
Шифр моечных и зачистных операций |
1. Акрилонитрил (нитрил акриловой кислоты) |
М1М12ГАБЛПВ |
2. Ацетон |
М10БЛПВ |
3. Бензин |
М1М10БЛГ1В |
4. Бензол |
М1М10БЛПВ |
5. Бутиловый спирт (бутанол) |
М1М10БЛПВ |
6. Бутилацетат |
М1М10БЛПВ |
7. Глицерин |
М1М10БЛПВ |
8. Дизельное топливо |
М2М26М20БЛПВ |
9. Дихлорэтан |
М1М28М20БЛГ1В |
10. Изобутиловый спирт (изобутанол) |
М10БЛПВ |
11. Изопропилбензол (кумол) |
М1М31М20БЛГ1В |
12. Керосин |
М2М26М20Б Л П В |
13. Ксилолы (орто-, мета-, пара ) |
М1МЮБЛПВ |
14. Метиловый спирт (метанол) |
БВЛП |
15. Метилэтилкетон |
М10БЛПВ |
16. Пропиленгликоль |
М1М10БЛГ1В |
17. Реактивное топливо |
М2М26М20БЛПВ |
18. Серная кислота |
М4М10БЛПВ |
19. Сольвент нефтяной |
М1 М31М20БЛ П В |
|
6 Заказ М 1246
81 |
Шифр моечных и зачнстных операций
Наименование слитого груза
20. Стирол
БРМ2М23ГАГБЛПВ
М1М10БЛПВ
М4АБЛПВ
М2М31М17М2АБЛПВ М1М26М1 ОБ Л П В МЬМ31М20БЛПВ М1М10БЛПВ
21. Толуол
22. Уксусная кислота
23. Фурфурол
24. Хлорбензол (монохлорбензол)
25. Циклогексан
26. Этиленгликоль
Примечания. 1. Значения шифров моечных и зачнстных операций:
Ml —машинная мойка холодной морской водой— 1 ч;
М2 —машинная мойка холодной морской водой — 2 ч;
М4 — машинная мойка холодной морской водой — 3 ч;
М10—машинная мойка горячей (80 гС) морской водой — 1,5 ч;
Ml2— машиная мойка горячей (80°С) морской водой —3 ч;
М17—машинная мойка теплой (50°С) морской водой— 1 ч;
М20—машинная мойка горячей (80°С) пресной водой—1 ч;
М23—машинная мойка холодной морской водой с моющим средством — 2 ч; М26—машинная мойка горячей (80 °С) морской водой с моющим средством — 1,5 ч;
М28—машинная мойка горячей (80 °С) морской водой с моющим средством —
2 ч;
М31 — машинная мойка горячей (80 °С) морской водой с моющим средством —
3 ч;
А — пропарка;
Б —слив остатков из танков, трубопроводов и насосов;
В — осушка танков до полного удаления влаги;
Г — скатывание пресной водой;
Л — вентиляция грузовых танков до санитарных норм;
П— выборка механических примесей н ржавчины;
Р — заполнение танков морской водой.
2. Пропарка грузовых танков должна производиться только после их дегазации.
3. При обнаружении остатков груза в танках их мойку следует повторить.
4. Контроль чистоты поверхности танков на наличие следов хлоридов производится согласно приложению 3 РД 31.11 81.37—82.
5. Продолжительность работы моечных машинок в каждом положении должна быть не менее одного цикла.
6. Время мойки каждого танка корректируется в зависимости от его размера, количества положений моечных машинок и продолжительности циклов их работы, но не менее времени, указанного в таблице.
3. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1. Рекомендуемые средства пожаротушения: СФК негорюча.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. На всех этапах транспортного процесса (налив—перевозка— слив—мойка) должны соблюдаться требования безопасности, установленные:РД 31.81.10—75 «Правила техники безопасности на судах морского флота»;РД 31.11.81.37—82 «Правила морской перевозки химических грузов наливом»;
82
PTM 31.2006—78 «Мойка грузовых танков и топливных цистерн танкеров. Типовая технология. Технические требования».
4.2. Лица, участвующие в грузовых или вспомогательных операциях, до начала работ должны пройти инструктаж в части транспортных и токсичных свойств груза, безопасных методов ведения работ, безопасных мер индивидуальной и коллективной защиты работающих, а также других мер по обеспечению безопасности, регламентированных действующими руководящими нормативными документами.
4.3. Не допускаются к проведению грузовых или зачистных работ лица, не имеющие Свидетельства по безопасным приемам и методам аварийных работ с опасными грузами на танкерах-химовозах согласно приказу ММФ от 11.04.80 № 73.
4.4. Средства индивидуальной защиты
4.4.1. При наличии в воздухе рабочей зоны паров СФК должны применяться средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД):
при концентрации паров на открытой палубе, не превышающей предельно допустимые нормы более чем в 50 раз, — противогазы промышленные ФГ-323 Б по ГОСТ 12.4.121-83 с коробкой фильтру юще-поглощающей с аэрозольным фильтром по ГОСТ 12.4.122— 83, код ОКП 25 6831 0203;
при более высоких концентрациях и при выполнении аварийных работ в грузовых танках — шланговый противогаз типа ПШ-2-57 с механической подачей воздуха по ТУ 6.16.2054—76 или дыхательный аппарат типа АСВ-2 по ТУ 12.24.7—74.
4.4.2. Работы в грузовых танках без применения СИЗОД допускаются при наличии свободного кислорода в воздухе рабочей зоны не менее 20 % об. и концентрации паров суперфосфорной кислоты не выше ПДК.
4.4.3. К работе в изолирующих СИЗОД допускаются только лица, прошедшие специальное медицинское освидетельствование и обучение правилам пользования СИЗОД.
4.4.4. Лица, занятые производством работ по зачистке грузовых танков от остатков груза, а также на ремонтных и других работах, обеспечиваются следующими СИЗ согласно приказу ММФ от 19.12.80 No 266:
костюм для защиты от кислот по ГОСТ 12.4.036-78; фартук для защиты от кислот по ГОСТ 12.4.029-76; сапоги резиновые кислотощелочестойкие по ГОСТ 5375-79; рукавицы для защиты от кислот по ГОСТ 12.4.010-75; пояс предохранительный по ГОСТ 5718-77; каска защитная по ОСТ 39-124—81.
4.5. Средства контроля воздуха рабочей зоны
4.5.1. Замер процентного содержания кислорода в воздухе рабочей зоны рекомендуется производить газоанализатором ПГА-КМ по ТУ 2.066—74 или газоанализатором фирмы «Drager», модель 21/31 с индикаторной трубкой на кислород, код 67 28081.
83
4.5.2. Перед входом людей в грузовой танк необходимо произвести отбор проб воздуха на уровне 0,3 м от днища и 0,3 м от подволока.
4.5.3. Отбор проб воздуха рабочей зоны в процессе зачистных работ в грузовых танках должен производиться не реже двух раз за вахту.
4.6. СИЗ и приборы, отсутствующие в Нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты рабочих и служащих морского транспорта и Судовом табеле снабжения, должны приобретаться пароходствами как технологический инвентарь.
4.7. В случае аварии (разрыв шланга, выброс груза) или при об. наружении в воздухе рабочей зоны СФК необходимо: объявить общесудовую тревогу: всем покинуть опасную зону; аварийной партии надеть СИЗ; устранить утечку и убрать разлитый груз согласно требованиям п. 1.5.3.; произвести замер содержания кислорода.
4.8. Меры доврачебной помощи
4.8.1. На специализированном участке порга или на борту судна в процессе налива, слива и зачистных работ должен постоянно дежурить работник медперсонала или судовой врач.
4.8.2. При воздействии СФК на организм до прихода работника медперсонала необходимо:
удалить пострадавшего из опасной зоны, снять загрязненную одежду;
проверить, имеется ли дыхание, при его отсутствии — произвести искусственное дыхание;
при воздействии на глаза — промывать в течение 5—10 мин проточной водой, 2 %-ным раствором питьевой соды;
при попадании на кожу — смыть водой, 2%*ным раствором питьевой соды, смочить 3—5 %-ным раствором марганцовокислого калия.