межгосударственный авиационным комитет
АВИАЦИОННЫЙ РЕГИСТР
ДИРЕКТИВНОЕ ПИСЬМО № 1-98
09 января 1998 г.
СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИИ
Настоящее Директивное письмо устанавливает порядок сертификации производства компонентов воздушных судов (комплектующих изделий), получивших Свидетельства о годности в соответствии с главой 9 Авиационных правил АП-21 и предназначенных для применения на различных образцах авиационной техники.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1. Свидетельство об одобрении производства комплектующего изделия -документ, выдаваемый Авиарегистром МАК и удостоверяющий способность Изготовителя производить изделия, удовлетворяющие данным Декларации о конструкции и характеристиках КИ.
1.2. Свидетельство о годности изделия - документ, выдаваемый Авиарегистром МАК Разработчику КИ и удостоверяющий соответствие типа КИ требованиям квалификационного базиса.
1.3. Декларация о конструкции и характеристиках КИ (ДКХ) - неотъемлемая часть Свидетельства о годности, содержащая информацию о квалификационном базисе изделия, его характеристиках, диапазоне внешних условий и эксплуатационных ограничений, в пределах которых обеспечиваются характеристики КИ.
1.4. Изготовитель - предприятие или иное юридическое лицо, которое производит КИ, а также контролирует качество его частей, процессов и услуг, поступающих от поставщиков.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Серийное изготовление КИ, на которое выдано Свидетельство о годности, может осуществляться только при условии одобрения Авиарегистром МАК производства этого КИ.
Авиарегистр МАК не выдает Свидетельство об одобрении производства КИ, если Заявитель имеет подразделения и службы, размещенные за пределами СНГ, пока не убедится, что такое размещение не препятствует надзору со стороны Авиарегистра МАК.
2.2. Оценка производства импортируемых КИ выполняется Авиарегистром МАК одновременно с одобрением типа таких КИ.
2.3. В тех случаях, когда сертификация производства и надзор за ним для КИ, импортируемых в СНГ из других стран, не осуществляются авиационными властями страны-импортера, эти работы выполняются по процедурам, устанавливаемым Авиарегистром МАК.
3. ПРОЦЕДУРЫ ОДОБРЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА КИ
а) Не позднее момента получения Свидетельства о годности Изготовитель должен подать в Авиарегистр МАК Заявку установленной формы (Приложение 1) на получение Свидетельства об одобрении производства КИ. Заявка на продление Свидетельства об одобрении производства КИ подается за три месяца до истечения действия ранее выданного Свидетельства.
К Заявке прилагаются:
1. Согласованные с Независимой Инспекцией Технические условия на комплектующее изделие.
2. Описание системы контроля качества (Руководство по качеству) в соответствии с требованиями, изложенными в АП-21, пп. 21.139, 21.143 (разделы F, G).
3. Решение о присвоении литеры комплекту рабочей конструкторской документации (РКД).
4. При изготовлении КИ по лицензии Разработчика кроме того, представляется:
- Акт передачи Разработчиком КИ Изготовителю учтенного текущего комплекта РКД (или контрольного комплекта, если Изготовитель определен держателем подлинников), необходимого для серийного производства изделий;
- копия лицензионного соглашения на производство КИ.
При необходимости Изготовитель должен по требованию Авиарегистра МАК представить дополнительную информацию, необходимую для оценки производства.
b) Авиарегистр МАК уведомляет Заявителя и Независимую Инспекцию в его организации о принятии Заявки и назначении комиссии по сертификации производства.
c) После рассмотрения документов, требуемых в пункте а) данного параграфа, комиссией проводится обязательная проверка организационных и производственных возможностей Изготовителя в соответствии с «Руководством по сертификации и надзору за производством изделий авиационной техники».
По результатам этой работы Авиарегистр МАК принимает решение о выдаче Заявителю Свидетельства об одобрении производства КИ.
4. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ИЗГОТОВИТЕЛЯ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ
Каждый Изготовитель КИ, на которое выдано Свидетельство о годности, должен:
a) изготавливать КИ в соответствии с требованиями рабочей конструкторской документации на типовую конструкцию;
b) проводить все требуемые РКД испытания и проверки, а также поддерживать систему контроля качества, которая гарантирует, что каждое серийное КИ соответствует типовой конструкции;
c) оформлять и сохранять для каждого экземпляра КИ производственно-технологическую и сопроводительную документацию в соответствии с установленными требованиями;
d) разборчиво маркировать каждый экземпляр КИ следующей информацией:
1. Название или знак предприятия.
2. Наименование, тип, шифр (чертежный номер) КИ.
3. Серийный номер или дату изготовления, либо то и другое.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ И ХРАНЕНИЮ ДОКУМЕНТАЦИИ
a) Ведение документации
Изготовитель для каждого производимого КИ должен вести следующую документацию:
1. Текущий (контрольный, если Изготовитель является держателем подлинников) комплект рабочей конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
2. Дело изделия, содержащее документацию, показывающую, что все проверки и испытания, необходимые для обеспечения соответствия экземпляра КИ типу, проведены и оформлены в установленном порядке.
b) Хранение документации.
Изготовитель должен хранить документацию, указанную в пункте а) этого раздела, до истечения срока эксплуатации КИ.
6. КОНТРОЛЬ СО СТОРОНЫ АВИАРЕГИСТРА МАК
По требованию Авиарегистра МАК каждый Изготовитель КИ должен обеспечить Авиарегистру МАК и Независимой Инспекции возможность проведения любых осмотров, проверок и испытаний, необходимых для установления соответствия КИ данным ДКХ.
В процессе серийного производства Независимая Инспекция на предприятии-изготовителе осуществляет:
- контроль технической документации;
- контроль качества изготовления продукции и проведения испытаний;
- приемку и оформление продукции;
- надзор за сертифицированным производством.
7. ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ И СРОК ДЕЙСТВИЯ
a) Свидетельство об одобрении производства КИ передаче не подлежит.
b) Срок действия первоначального Свидетельства об одобрении производства КИ составляет 3 года, если до этого не произошло изъятие, временная его отмена или пересмотр.
c) Обследование производства с целью продления Свидетельства об одобрении производства осуществляется через каждые последующие 3 года в порядке, аналогичном первичной сертификации.
Заместитель Председателя Авиарегистра МАК
В АВИАЦИОННЫЙ РЕГИСТР МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО КОМИТЕТА
ЗАЯВКА
на получение Сертификата типа, Разрешения, Одобрения (Сертификата) производства или дополнений к ним
1. Наименование и адрес Заявителя:
2. Заявка подана на:
Сертификат типа (СТ)
Разрешение, Одобрение (Сертификат) производства (СП)
Дополнение к СТ, СП (ДСТ, ДСП)
3. Изделие:
Воздушное судно
Двигатель Воздушный винт Компонент, КИ
4. Для Сертификата типа:
А. Обозначение модели:_
Б. Спецификация (Техническое описание, характеристики и ожидаемые условия эксплуатации данного типа - прилагаются).
5. Для Сертификата на производство:
А. Адрес предприятия (производства), подлежащего сертификации:
В. Заявитель является держателем или имеет право на производство по Лицензии (соглашение
о лицензии прилагается) по СТ №_и/или ДСТ
№_
6. Для дополнения к Сертификату типа:
А. Обозначение типа изделия, в который вносятся изменения:
Я удостоверяю, что приведенные выше данные верны.