МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ АВИАЦИОННЫЙ РЕГИСТР
6 мая 1993 г.
ДИРЕКТИВНОЕ ПИСЬМО № 04-93О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦ СООТВЕТСТВИЯ И КОНТРОЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ СООТВЕТСТВИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА ТРЕБОВАНИЯМ СЕРТИФИКАЦИОННОГО БАЗИСА
В целях повышения конкурентоспособности и обеспечения экспорта отечественной авиационной техники, а также достижения взаимопонимания с компетентными органами развитых авиационных держав в области летной годности Авиарегистром в настоящее время проводится гармонизация отечественных и зарубежных норм летной годности. В связи с этим сертификация нового поколения авиационной техники проводится на соответствие требованиям Сертификационных базисов (СБ), разрабатываемых с учетом структуры и содержания норм летной годности Европы и США (JAR и FAR).
Учитывая изложенное, до разработки новых Правил сертификации гражданских воздушных судов устанавливается нижеследующий порядок оформления таблиц соответствия (ТС) и контрольного перечня соответствия (КПС).
Предлагаемый порядок оформления ТС и КПС позволяет учесть все требования СБ, распространяемые на воздушное судно, его системы, подсистемы, характеристики и назначить виды работ и испытаний, необходимые для доказательства выполнения конкретного требования СБ в отношении каждой системы, подсистемы, характеристики, а также обеспечивает контроль хода сертификационных работ.
1. ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ
Таблицы соответствия (ФОРМА 1) оформляются для каждой системы, подсистемы, характеристики (прочность, летно-технические характеристики и т.п.) воздушного судна, при этом из СБ отбираются все требования, относящиеся к конкретной системе, подсистеме, характеристике. Против каждого требования в таблицах соответствия указываются цифровые коды МОС, в соответствии с разделом III.
Проект таблицы соответствия должен быть разработан к этапу макета и согласован во время работы макетной комиссии. Проекты таблиц соответствия (ФОРМА 1) для этого этапа должны иметь дополнительную графу «Исполнитель и соисполнители», в которой по каждому пункту требований указывается организация, устанавливающая соответствие ВС. его компонента или характеристики конкретному требованию СБ, а также организации, которые Разработчик привлекает в качестве соисполнителей.
В окончательной таблице соответствия указанная выше дополнительная графа отсутствует.
Комплект таблиц соответствия должен согласовываться независимой инспекцией у Разработчика и утверждаться Разработчиком воздушного судна.
III. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЙ
Для каждого требования, включенного в Таблицу соответствия и Контрольный перечень соответствия по конкретной системе, подсистеме, характеристике воздушного судна устанавливаются методы определения соответствия. Для этого назначаются цифровые коды МОС в соответствии с нижеприведенной таблицей. Набор кодов МОС по конкретному пункту СБ показывает, какие виды работ и испытаний должны быть проведены для доказательства выполнения конкретного требования СБ в отношении каждой системы, подсистемы, характеристики.
Тип
определения
соответствия |
Код
МОС |
Виды работ и испытаний |
Доказательные документы* |
Инженерная
оценка |
0 |
Рассмотрение:
— распространения требований;
— выбора методов, факторов;
— учета определений |
Утвердительная запись в ТС |
1 |
Рассмотрение конструкции |
Анализ описаний, чертежей, РЭ и т.п. с выводами о соответствии требованиям СБ |
2 |
Расчеты/анализы |
|
3 |
Оценка отказобезопасности |
Анализ по отказобезопасности |
Испытания |
4 |
Стендовые/лабораторные испытания |
Отчеты по испытаниям |
5 |
Наземные испытания ВС |
6 |
Летные испытания ВС |
7 |
Моделирование (моделирующие стенды) |
Испытания КИ |
8 |
Испытания комплектующих изделий до установки на ВС |
Свидетельства о годности, таблицы данных на комплектующие изделия |
Опыт эксплуатации |
9 |
Обобщение опыта эксплуатации |
Отчеты |
* Доказательная документация — документы, содержащие результаты сертификационных работ и выводы о соответствии ВС и его компонентов требованиям СБ, оформленные в соответствии с Правилами сертификации гражданских ВС.
Заместитель Председателя Авиарегистра МАК
ФОРМА 1
ТАБЛИЦА СООТВЕТСТВИЯ
(НАИМЕНОВАНИЕ СИСТЕМЫ (ПОДСИСТ.) ИЛИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПА ВОЗДУШНОГО СУДНА) ТРЕБОВАНИЯМ СЕРТИФИКАЦИОННОГО БАЗИСА |
ММ3 «Скорость» ЯК-112 |
Система электроснабжения |
024* |
Исполнит, и соисполн. |
Распространяемые требования Сертиф. Базиса |
МОС |
Соответ
ствие |
Подтверждение
соответствия |
Доказательные
документы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1041 |
1 |
+ |
|
|
|
1163с |
0 |
|
|
|
|
1301а |
1 |
+ |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
1301b |
1 |
экв. |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
1301с |
1 |
+ |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
13016 |
6 |
+ |
|
|
|
|
‘Кодовые обозначения систем, подсистем воздушного судна должны соответствовать ГОСТ 18675-79, разд. 5, таблицы 3 и 4. Кодовые обозначения характеристик назначаются из зарезервированных номеров разделов таблицы 3 этого ГОСТа (заполнение первых трех граф таблицы приведено в качестве примера). |
II. КОНТРОЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ
Контрольный перечень соответствия (ФОРМА 2) оформляется в целом для воздушного судна, при этом против каждого пункта требований СБ указываются системы, подсистемы, характеристики, на которые он распространяется.
В графе "Дата одобрения" расписываются специалисты Авиарегистра на основании результатов рассмотрения материалов, указанных в графе "Доказательные документы".
ФОРМА 2
КОНТРОЛЬНЫЙ перечень соответствия
(ТИП ВОЗДУШНОГО СУДНА) ТРЕБОВАНИЯМ СЕРТИФИКАЦИОННОГО БАЗИСА
Требо
вания
СБ |
Системы,
подсист.,
харате-
ристики |
МОС |
Доказательные
документы |
Дата одобрения Авиарегистром Подпись Фамилия |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Раздел Е — Силовая установка
Органы управления и агрегат силовой установки |
1163а |
049 |
а |
|
а |
|
|
|
|
|
б |
|
а. Док-т № 1
б. Док-т № 2 |
|
071 |
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
а. Док-т № 4 |
|
1163b |
049 |
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
а. Док-т № 1 |
|
071 |
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
а. Док-т № 3 |
|
1163с |
024 |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а. Док-т № 6 |
|
|
(Заполнение таблицы приведено в качестве примера). |
межгосударственный авиационным комитет
АВИАЦИОННЫЙ РЕГИСТР
9 сентября 1994 г.
Настоящим уведомляем, что 8 сентября 1994 г. Авиационным Регистром МАК утверждены "Квалификационные требования КТ 32-01" на авиационные колеса и "Квалификационные требования КТ 32-02" на авиационные шины.
Указанные требования являются обязательными при квалификации всех создаваемых авиационных колес и шин, а также серийно выпускаемых колес и шин при установке их на сертифицируемые воздушные суда гражданской авиации.
Рассылку указанных требований осуществляют:
КТ 32-01 —АО АК "Рубин", 143900, г. Балашиха, Моек. обл.
КТ 32-02 — НИИ ШП, 105118, г. Москва, ул. Буракова, 27.
Заместитель Председателя Авиарегистра МАК